какие регионы объединят между собой
«Смертельный удар» по России: Какие регионы объединят первыми?
Источники настаивают, что план расширения агломераций в России продолжают обсуждать, причём теперь на уровне правительства. Ранее подобное решение об агломерациях уже назвали «смертельным ударом» по стране. Так какие регионы хотят объединить?
Ранее о расширении агломераций в рамках круглого стола говорил вице-премьер России Марат Хуснуллин. Однако он подчёркивал, что делится лишь личной позицией. В то же время ведущий Царьграда Юрий Пронько проанализировал план объединения регионов. Он действительно существует и больше похож на «смертельный удар» по России. Позиции о необходимости расширения агломераций придеживается и глава Счётной палаты Алексей Кудрин.
Пронько обратил внимание, что речь идёт о концентрации населения в нескольких точках и создании «человейников».
Президент, по сути, показал своё несогласие с тем, что Россия превратится в «пустыню» с единичными огромными агломерациями. Царьград ранее ознакомился с позицией экспертов, которые подчёркивали: то, что пытаются протолкнуть Кудрин и Хуснуллин, чревато смертельной опасностью для России.
Как отметил учредитель Царьграда Константин Малофеев, об этой же проблеме ранее речь шла на Комитете по пространственному развитию на Всемирном Русском Народном Соборе. Комитет разбирал эту модель развития и доказал, что она не соответствует характеру страны, нашей истории и задачам экономического и демографического роста, напомнил он.
Бедные и богатые регионы могут объединить в агломерации
Эксперты обсуждают идею вице-премьера Марата Хуснуллина о необходимости объединения богатых и бедных регионов. Многие считают такую идею преждевременной, как минимум.
Хуснуллин во время круглого стола «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски», организованном Высшей школой экономики, высказался в том ключе, что стране 85 регионов не нужно.
«Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат», — отметил чиновник, сразу же заявивший, что это его личное мнение.
Говоря о Татарстане, он отметил, что вырос в Чистополе, в ста километрах от Казани. Практически рядом с родным для чиновника населённым пунктом, в 30 километрах, расположен муниципальный посёлок, в котором нефть есть, а в Чистополе нет.
«В муниципальном посёлке за счёт того, что нефть есть, не знают, куда деньги девать, потому что у них даже местных налогов, которые нефтяная компания платит, хватает на всё — заасфальтировать улицы, водопровод починить, школы построить. А ровно через три километра нет ни одной тонны нефти и жители в городе с населением 60 тысяч живут с бюджетом 1,8 млрд руб. Они что, заложники, что ли, того факта, что здесь нефть есть, а здесь нет?» — задался вопросом чиновник.
Также он вспомнил про Казань и расположенный в 40 километрах от неё город Волжск Республики Марий Эл, чьи жители в основном в Казани и работают. Почему Волжск не должен быть в агломерации?
Эту тему Хуснуллин пообещал обсудить после сентябрьских выборов.
Стоит добавить, что ранее Хуснуллин считал, что ничего объединять не надо. На сегодняшний день те, кто хочет работать, имеют все возможности: нацпроекты есть, структура управления есть…
Мнение изменилось очень кардинально.
Со своей стороны, губернатор Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн ответил на высказывание вице-премьера Марата Хуснуллина «о ненужности» таких регионов, как ЕАО, и необходимости их слияния с соседями.
В заявлении главы ЕАО, опубликованном на сайте правительства области, отмечается, что решение об объединении ЕАО и Хабаровского края могут принять только местные жители.
Гольдштейн подчеркнул, что вопросы объединения или необъединения могут поставить только жители и решать они будут вне зависимости от личного мнения Марата Хуснуллина.
Впрочем тема не новая. В 2016 году о необходимости укрупнения российских регионов заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Она пояснила, что некоторые субъекты федерации точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин.
Ранее Россия уже имела опыт объединения регионов.
В бытность руководителем Центра стратегических разработок Алексей Кудрин выступал с предложением создать укрупнённые агломерации Екатеринбург — Челябинск — Пермь или Томск — Новосибирск — Барнаул.
Но финансовый аналитик Алексей Коренев не считает такую идею удачной, так как объединение богатых территорий и городов России с бедными ничего не изменит для обеих сторон.
С его точки зрения, объединять Тюмень с Курганом, Сахалин с Белгородской областью, а Камчатку с Псковской, как минимум, бессмысленно.
Даже если механически объединить богатый регион с бедным, внутри образования люди всё равно будут жить по-разному.
Мысль такова, что даже после объединения часть агломерации продолжит сидеть на нефти и металлургии. И делиться точно не будет. Другая часть останется со своей отстающей перерабатывающей промышленностью, с устаревшим оборудованием.
Выравнивать ситуации нужно, но не за счёт богатых соседей, считает эксперт.
Налог на всё добываемое сырье очень внушителен, можно перераспределить эти средства в пользу отстающих регионов или дать им преференции в виде кредитов. Вот это могло бы помочь, подчеркнул он.
В качестве примера он напомнил про зажиточный Краснодарский край, рядом с ним находятся чрезвычайно бедные республики Северного Кавказа, а воз и ныне там.
Человек не отдаст половину своих честно заработанных денег соседу только потому, что живёт с ним в одном доме, резюмировали эксперты.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Какие новые регионы могут появиться в России
Тюменская область, ЯНАО и ХМАО могут быть объединены в 2021 году — но это не последнее и не единственное объединение. Регионы будут сливать с другими для экономической выгоды и «приструнения» республик.
Тема объединения регионов не нова и поднимается регулярно. Напомним, в апреле 2016 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в очередной раз заявила о необходимости объединения нескольких регионов в один большой. «Надо укрупнять регионы, и не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования», — сказала она тогда.
Так что возможное объединение Архангельской области и Ненецкого АО будет первым слиянием регионов с 2008 года, но явно не последним, пишут авторы телеграм-канала Временное правительство.
«Правильнее было бы назвать этот процесс скорее ликвидацией НАО и лишением субъекта автономии с перераспределением нефтегазовых доходов в пользу более бедной Архангельской области. Приходил Цыбульский в регион как молодой технократ, а закончил реализацией столь родного Кремлю сценария «отнять и поделить».
Традиционный механизм с регионами-донорами и регионами-реципиентами уже не работает: донорства не хватает. Деньги уходят в Москву, но возвращать нуждающимся регионам нечего. Приходится перераспределять доходы сразу на региональном уровне.
Подобные мысли о решении финансовых проблем за счёт объединения субъектов не новы: губернатор бедной Курганской области Вадим Шумков в прошлом году фактически построил свою предвыборную программу на идее объединения с более богатой Тюменской областью. И явно такой механизм будет использоваться всё чаще: Кремлю не нужно одинаково состоятельное население, для стабильности власти сойдёт и одинаково бедное. Зато без перекосов», — отметили сетевые эксперты.
А в телеграм-канале Scriptorium напомнили, что объединение/поглощение Архангельской области и НАО планировалось давно. По словам аналитиков, «неслучайно оба губернатора находятся в статусе врио. Учитывая соотношение населения (Архангельская — 1,2 млн., НАО — ок. 50 тыс.) и, соответственно, электората главный краткосрочный бенефициар — врио архангельской области Цыбульский. Население НАО в большинстве против объединения и преимуществ от слияния не видит.
Объединение нельзя назвать прецедентом. В 2005 г. Красноярский край объединился с Таймырским и Эвенкийским автономным округами. В этом же году объединились Пермь и Коми-Пермяцкий АО. За объединением просматривается еще несколько слоев.
Первый — это объединение Тюменской матрешки (ХМАО, ЯНАО), которая раньше управлялась централизованно. Перераспределение нефтяной ренты в пользу Тюмени в начале 2000-х гг. сформулировало у жителей ХМАО и ЯНАО образ внешнего игрока.
Но сейчас ситуация не стоит остро.
Федеральный центр разделение похоже устраивает, но ряд игроков могут захотеть большего влияния для Тюмени. Второй слой — это реакция в межнациональных и мононациональных республиках. Здесь возможны негативные интерпретации и проекции».
Тема укрупнения регионов Российской Федерации поднималась и три года назад, когда сенатор от Брянской области Сергей Калашников допустил возможность объединения ряда республик Поволжья в единый субъект, «не имеющий национальной окраски». В частности, он назвал Чувашию, Марий Эл и Мордовию.
При этом в соцсетях пишут, что если объединение субъектов «позволяет решить возможные национальные и языковые проблемы — это даже хорошо».
«Например, объединение Татарстана с Самарской и Ульяновской областями в Казанскую губернию с преобладающим русским населением. Также можно размыть и остальные национальные республики в Поволжье. Мордовия и Пенза, Кировская + Удмуртия, Нижегородская губерния с Марий Эл и Чувашией в составе…»,- рассуждают эксперты.
Стоит добавить, что идея укрупнения регионов России нашла отражение и в Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года (Стратегия-2030), в числе основных задач которой называется создание макрорегионов: «формирование крупных пространственных структур — глобально конкурентоспособных макрорегионов».
Отметим, что неназванный источник в Кремле уже опроверг дальнейшие укрупнения регионов.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
В России может остаться всего 15 регионов
Тему укрупнения регионов, которую в очередной раз поднял вице-премьер России Марат Хуснуллин, комментирует в своём Telegram-канале политолог Илья Гращенков.
Хуснуллин выразил личное мнение, что России нужно укрупнять регионы:
Я, например, ЕАО не хочу заниматься – с точки зрения трудозатрат, её нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим.
Напомню, что в 2020 году с подобной инициативой выступала спикер Совфеда Валентина Матвиенко, которая также считает, что в России есть ещё целый ряд регионов, которые в случае объединения получили бы новые возможности. К слову, тогда даже началось движение по укрупнению ряда «протестных» территорий, к примеру Архангельской области и НАО, но из-за роста недовольства проект приостановили.
Процесс этот стартовал ещё в начале нулевых. Тогда были объединены несколько граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов, произошло это в период с 2003 по 2008 год при активной поддержке федерального центра, в итоге появились: Забайкальский край, Пермский край, Красноярский край, Камчатский край и др.
С точки зрения пространственного управления, правительству нужны макрорегионы. В этой логике уже пытались мыслить экономические стратеги, расчерчивая крупные инвестиционные проекты вроде «Сибирь Енисейская» (объединяет 3–4 региона), «Большая Москва», «Новая Тюмень» и т. д. В этой логике минимальное число регионов РФ могло бы составить 15 субъектов: Москва, Центральный округ, Северо-Западный округ, Северный, Верхне- и Нижневолжский округа, Юго-Западный и Южный, Северокавказский, Восточносибирский, Дальневосточный и т. д. плюс Крым и резерв на Западный округ.
В более подробном делении в России могло бы остаться 30–40 регионов. Объединение могло бы пройти по кустовому принципу, где 2–3 менее развитых региона присоединяют к одному более развитому. Как в той же «тюменской матрёшке», о которой говорил Хуснуллин, к Тюмени хотели бы присоединить ХМАО, Курганскую область, ЯНАО. Новосибирск мог бы объединить Томск, Алтайский край и Республику Алтай, а также Кузбасс. Архангельская область, НАО и Коми могли бы составить единый северный округ, а шире – вместе с Карелией и Мурманском, ну и так далее. Вроде объединения Кировской области и Удмуртии, Псковской и Ленинградской областей, а также Марий Эл с более крупными регионами Поволжья.
Изначально такая реформа оправдывается экономией на госаппарате. Но помимо этого «пространственное развитие» удобнее осуществлять в рамках крупных территорий. Особенно при появлении нового типа – федеральных территорий. Так что Хуснуллин озвучивает своё мнение, но оно явно имеет широкую поддержку в правительственных кругах, особенно тех, кто занят инвестициями и проектами «агрессивного инфраструктурного развития».
В 37 регионах России будут объединять города
Губернаторы воспользуются этим, чтобы забрать власть у мэров
В российских регионах начнут создавать межгородские агломерации. Как сообщил близкий к правительству источник URA.RU, проект коснется 37 субъектов страны. Губернаторы уже включились в процесс интеграции территорий. Однако эксперты считают, что агломерации могут создать проблемы с властями на местах.
По словам источника URA.RU, полный список агломераций (в том числе четыре межрегиональные) будет прописан в поправках в закон об общих принципах организации местного самоуправления, которые разрабатывает Минфин. «Закон создаст условия для создания межгородских агломераций и будет стимулировать регионы и муниципалитеты к тому, чтобы они заключали соглашения о сотрудничестве и совместном развитии инфраструктуры», — объяснил собеседник.
По данным инсайдера, в закон войдут территории, которые указаны в проекте Фронтальной стратегии развития, разрабатываемой правительством РФ. В центре России это Ярославская, Тульско-Новомосковская, Липецкая и Воронежская агломерации. На Северо-Западе — Калининградская. В Приволжье — Нижегородская, Чебоксарская, Пензенская, Саратовская, Пермская, Самаро-Тольяттинская, Уфимская, Оренбургская, Ульяновская, Удмуртская и Кировская. В Южном федеральном округе — Ростовская, Волгоградская, Сочинская и Астраханская. На Кавказе — Ставропольская, Кавминводская и Махачкалинская. В УрФО — Екатеринбургская, Челябинская и Тюменская. В Сибири — Омская, Новосибирская, Барнаульская, Томская, Кемеровская, Новокузнецкая, Красноярская, Иркутская и Улан-Удэнская. В ДФО — Владивостокская и Хабаровская.
Концепцию кабмина в общих чертах озвучивал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер Марат Хуснуллин (он считается главным вдохновителем агломерационного процесса). По его словам, развитие агломераций решит проблему отсталости регионов. Их будут развивать там, где есть университеты, а численность населения — более 500 тысяч человек. По прогнозам Хуснуллина, к 2030 году в агломерациях будут жить 60 млн человек (почти половина населения России). В 15 агломерациях, как ожидается, темп роста экономики будет выше среднероссийских, а регионов-доноров станет в 1,5 раза больше.
В каждом из регионов появится «15-30 опорных пунктов, в которых качество жизни будет выше», отметил Хуснуллин. Это «хорошо благоустроенные малые города и села», в которых есть коммунальная инфраструктура, доступны образование, медицина, культура и до которых можно добраться на общественном транспорте из поселений, расположенных максимум в 50 км от них. «Мы считаем, что надо [финансово] поддерживать существующие населенные пункты, а все допресурсы направлять на развитие агломераций и опорных пунктов», — заявил чиновник.
В некоторых регионах начали работать над созданием агломераций, не дожидаясь принятия федерального закона. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сказал URA.RU, что в его субъекте действует соответствующий региональный закон и создано профильное министерство. В агломерацию входят населенные пункты вокруг Нижнего Новгорода, которые «связаны с ним единым логистическим каркасом». Частью ее, по словам Никитина, станет Арзамас, мимо которого пройдет новая трасса М-12 «Москва — Казань — Екатеринбург». «При принятии управленческих решений мы учитываем не один муниципалитет, а взаимосвязи муниципалитетов — наши программы [развития] построены на этом принципе», — отметил Никитин.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщил URA.RU, что сейчас агломерации внутри регионов «складываются сами по себе». Но для их успешного развития власти должны участвовать в процессе — создавать единую транспортную систему, обеспечивать доступ к социальной инфраструктуре и т. д. Так, Самарско-Тольяттинская агломерация насчитывает 2,7 млн жителей. Ее связующим звеном, или, как отметил Азаров, «хребтом», станет сеть «городских электричек», которая обеспечит условие «40-минутной маятниковой миграции». То есть те, кто проживают в Тольятти, а работают в Самаре, потратят на дорогу в одну сторону не больше 40 минут.
Укрупнение территорий внутри регионов — процесс неизбежный, «политическими решениями урбанизацию и создание агломераций не остановить», заявил URA.RU глава Якутии Айсен Николаев. «В Якутске уже сосредоточено 35% населения. При этом очень много людей, которые не хотят никуда уезжать из своих сел. При развитии агломераций, мы не будем забывать о сельских территориях и малых городах», — отметил он.
Директор департамента экономики и стратегического развития мэрии Тюмени Сергей Толстых сообщил URA.RU, что создание агломерации учтено в региональной стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Но для реализации проекта нужен федеральный закон.
В мэрии Челябинска с вопросом об агломерации попросили обратиться в гордуму, но там не ответили на запрос URA.RU. Ранее сообщалось, что в челябинскую транспортную агломерацию вместе с областным центром могут войти город-спутник Копейск и ближайшие Аргаяшский и Красноармейский районы.
По словам автора проекта «Наземка — наземное метро Краснодарской агломерации» Евгения Змиева, жители агломераций получат «возможность более быстрого перемещения, выбора места работы, пользования лучшей инфраструктурой». «Человек будет получать благ больше, а затраты на проживание в своем населенном пункте будут ниже, чем в крупном городе», — пояснил эксперт.
Создание межмуниципальных агломераций «придаст стимул новым инфраструктурным проектам и дополнительным инвестициям в развитие городских и сельских территорий», согласен с коллегой руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. По его мнению, жить в депрессивных муниципальных образованиях станет комфортнее.
Одним из главных вопросов создания агломераций станет управленческая проблема, считает гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. По его словам, если губернаторы заберут муниципальные полномочия на уровень региона, чтобы контролировать процесс, то местные власти потеряют интерес к объединению. А именно мэриям нужно будет реализовывать совместные проекты вроде строительства школ и больниц. «Но опыта такого горизонтального сотрудничества пока в стране нет», — добавил эксперт.