какие регионы дотационные в россии
Дотационные регионы в России и их рейтинг
Несмотря на то, что в Российской Федерации каждый регион является финансово самостоятельным, с точки зрения своего собственного бюджета, все же необходимо понимать, что через центральные государственные органы происходит определенное перераспределение заработанных средств.
Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими. Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях. О том, как обстоит ситуация в России в 2020 году, по отношению к дотационным регионом РФ, разберем подробно в данной статье.
Определение
Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.
На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.
Официальные показатели
На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:
Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.
По годам
Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.
Структурный субъект государства | В 2018 году | В 2017 году |
Дагестан | 59,06 | +6,65 |
Якутия | 43,95 | +7,32 |
Камчатка | 39,36 | +2,2 |
Алтай | 27,1 | +4,5 |
Чечня | 27,08 | +3,07 |
Ставрополь | 19,2 | +1,83 |
Бурятия | 18,3 | +0,39 |
Крым | 17,71 | -0,77 |
Башкортостан | 16,43 | +0,64 |
Тува | 15,73 | +1,18 |
Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:
По регионам
Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.
Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.
Динамика
К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:
В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.
Прогноз
В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:
Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.
Дотационные регионы России и доноры: список в 2021 году
Россия большая и сложная страна. Сегодня она состоит из 85 субъектов, в каждом – свои особенности, плюсы и минусы. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, у других – выгодное территориальное положение и так далее. Другие не могут этим похвастать.
Соответственно, уровень бюджетной обеспеченности регионов разный. В одних областях собираемых налогов хватает, что покрыть все необходимые расходы. В других – собственных средств недостаточно, и таким регионам поступают дотации из государственной казны.
Таким образом государство пытается выровнять уровень бюджетной обеспеченности субъектов. Богатые бюджетообразующие регионы помогают своим бедным дотационным соседям.
Какие регионы России относятся к донорам
Доноров меньше, с них и начнем.
Распределение субсидий из федерального бюджета субъектам России на 2021 год утверждено приказом Минфина РФ №1030.
В перечень регионов-доноров, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, вошли 13 субъектов РФ. По сравнению с прошлым годом список не изменился: Республика Татарстан, Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, города Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий авт. округ, Ханты-Мансийский авт. округ – Югра, Ямало-Ненецкий авт. округ.
Не удивительно, что многие территории из этого списка занимают ведущие позиции в рейтинге регионов по качеству жизни.
Остальные 72 субъекта РФ, соответственно, получат дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2021 году.
Какие регионы России являются дотационными
Представим их в виде рейтинга. В Федеральном бюджете на 2021-2023 году указаны плановые объемы дотаций.
1 Больше всего денег из федеральной казны получает Дагестан. В 2021 году плановая сумма дотаций составит 72,89 млрд рублей.
10 самых дотационных регионов России в 2021 году
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2021 год.
Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?
В России каждый субъект Федерации является самостоятельным в плане бюджета, однако через федеральный бюджет деньги идут от самых богатых к самым бедным регионам. Вопреки распространенному мнению, получают дотации не только на Кавказе – их получают почти все. Почему так происходит – разбираемся в статье.
Как построен российский бюджет
Говоря о российском бюджете, обычно подразумевается федеральный бюджет, из которого оплачиваются различные общегосударственные нужды – армия, правоохранительная система, содержание федеральных чиновников, частично образование, и т.д.
Но еще можно говорить о консолидированном бюджете России – это сумма вообще всех бюджетов: федерального, бюджетов регионов, муниципальных образований, внебюджетных фондов (Пенсионный, ФСС, ОМС). Проще говоря, консолидированный бюджет – это сумма вообще всех доходов и расходов государства на всех уровнях. И это бюджет условный, в отличие от федерального.
Федеральный бюджет, наполняется налоговыми и неналоговыми платежами (включая доходы от собственности), и безвозмездными перечислениями:
Именно о безвозмездных поступлениях и пойдет речь дальше. У бюджетов регионов источники примерно такие же, просто они получают поступления от других налогов.
Исторически так сложилось, что в одних регионах есть природные ресурсы, инфраструктура, промышленные производства, деловые центры, а в других ничего этого нет. Соответственно, одни регионы получают больше доходов, а другие – меньше.
Применительно к российской бюджетной системе многое упирается в численность населения и уровень зарплат, а также в успешность работы местного бизнеса – значительная часть бюджетов регионов формируется за счет НДФЛ и налога на прибыль. В промышленных регионах сюда добавляются налог на имущество организаций.
При этом регионы обеспечивают определенные сборы федеральных налогов, получая от федерального центра субсидии на решение некоторых общегосударственных вопросов, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Получается, что регион одновременно дает федеральному бюджету налоги и получает от него безвозмездные поступления.
Бюджет региона или муниципального образования не может быть дефицитным – в любой ситуации федеральный бюджет доплатит разницу, чтобы регион мог профинансировать все свои обязательства.
Отсюда может быть 2 вида регионов:
К настоящему моменту сложилась не очень благоприятная ситуация с доходами региональных бюджетов, регионов-доноров в несколько раз меньше, чем регионов-реципиентов. Основная причина в том, что налоги с природных ископаемых передали полностью на федеральный уровень. По факту в среднем в федеральный бюджет уходит 53% налогов, но, например, Татарстан отдает до 70% всех собираемых налогов.
Сколько осталось регионов-доноров
Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.
Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:
Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.
Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше.
Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек населения) | Миграционный прирост (на 1000 человек населения) | ВРП, в % от ВВП | ВРП на душу населения, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|
Калужская область | 3,9 | 28 860,4 | -4,7 | 1,9 | 0,56 | 411 565,3 |
Московская область | 2,7 | 43 996,8 | -1,2 | 13,9 | 5,08 | 509 545,2 |
Москва | 1,2 | 66 377,1 | 0,8 | 7,8 | 20,99 | 1 263 698,0 |
Ненецкий АО | 8,1 | 78 703,3 | 5,1 | -8,9 | 0,37 | 6 288 467,9 |
Ленинградская область | 4,1 | 30 430,1 | -5,3 | 23,7 | 1,29 | 535 717,3 |
Санкт-Петербург | 1,5 | 42 718,0 | 0,8 | 5,2 | 5,16 | 727 210,6 |
Татарстан | 3,3 | 33 371,4 | 0,5 | 0,7 | 2,82 | 543 522,4 |
Самарская область | 3,7 | 28 018,4 | -3,1 | -0,1 | 1,80 | 422 024,7 |
Свердловская область | 4,8 | 35 711,3 | -1,9 | -0,3 | 2,86 | 495 115,9 |
ХМАО-Югра | 2,5 | 50 497,6 | 7,3 | -2,1 | 4,69 | 2 127 213,5 |
ЯНАО | 2,1 | 79 933,6 | 8,7 | -3,2 | 3,29 | 4 581 150,1 |
Тюменская область | 4,5 | 29 023,8 | 2,8 | 10,3 | 1,35 | 680 908,9 |
Сахалинская область | 5,3 | 51 705,7 | -0,5 | -0,7 | 1,03 | 1 577 910,3 |
В целом по РФ | 4,8 | 33 010,2 | -1,6 | 0,9 | 100 | 510 253,1 |
Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).
Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:
Кстати, по второй классификации есть интересные цифры по доле налогов, которые остаются в регионе:
Получается, что Ханты-Мансийский автономный округ отдает в федеральный бюджет больше всех, но себе оставляет лишь 8% от собранных налогов, а в Москве оседает 58% налогов.
Очевидно, что такое распределение покажется нечестным нефтегазовым регионам, особенно учитывая отдаленность и суровые условия жизни и работы.
На самом же деле несправедливости в этом нет:
В сложившейся системе межбюджетных отношений в России иной ситуации быть и не может – а отсюда идут и повышенные социальные выплаты жителям Москвы и огромные проекты вроде реновации, тогда как в других регионах на это просто нет денег.
Кто получает деньги от центра
Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций.
К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек) | Миграционный прирост (на 1000 человек) | ВРП на душу населения, рублей | Дотации, рублей | Дотации на 1 человека, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дагестан | 11,6 | 26 359,7 | 10,8 | -3,6 | 204 197,4 | 59 065 832,5 | 19,1 |
Якутия | 6,9 | 42 427,8 | 5,9 | -3,0 | 951 220,2 | 43 944 997,7 | 45,4 |
Камчатский край | 4,9 | 48 277,3 | -0,5 | -2,2 | 639 848,2 | 39 357 697,2 | 125,1 |
Алтайский край | 6,1 | 22 528,7 | -4,2 | -3,2 | 215 768,4 | 27 129 122,5 | 11,6 |
Чеченская Республика | 13,7 | 23 184,8 | 16,3 | -2,4 | 125 471,2 | 27 078 463,8 | 18,6 |
Ставропольский край | 5,0 | 23 236,3 | -0,5 | -1,4 | 237 436,5 | 19 202 709,7 | 6,9 |
Бурятия | 9,3 | 24 071,7 | 3,4 | -4,7 | 204 770,0 | 18 298 640,3 | 18,6 |
Крым | 6,0 | 21 170,2 | -3,5 | 2,5 | 187 726,0 | 17 714 025,6 | 9,3 |
Башкортостан | 4,9 | 28 572,5 | -0,8 | -2,2 | 343 509,4 | 16 433 477,4 | 4,1 |
Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).
Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.
При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.
Однако сравнивать регионы по абсолютным цифрам дотаций не очень правильно – лучше сопоставить их по сумме дотаций на душу населения. Получится так:
Выходит, что на регионы Северного Кавказа приходятся не такие большие дотации, если пересчитать их на 1 жителя – малонаселенные отдаленные регионы получают гораздо больше денег.
Однако стоит понимать, что дотации из бюджета получают 72 региона России из 85. То есть, от внешнего финансирования зависят практически все субъекты РФ, и эту ситуацию очень непросто исправить.
Более того, 2019 год отметился ростом дотаций для тех регионов, которые до этого требовали их не так много: Республика Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области – им будет нужно на 15% больше денег.
В 2019 году и далее на регионы возложили новую обязанность – реализацию национальных проектов. По предварительным данным, субъекты будут заниматься 60% вопросов по проектам, хоть и непосредственно финансирование на 95-99% будет предоставляться из федерального бюджета.
Серьезная зависимость регионов от внешнего финансирования и дальнейшее усугубление проблемы приводит к неожиданным результатам.
Банкротство регионов – уже реальность?
Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.
Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.
При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.
Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.
Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:
Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.
Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.
Пример технического дефолта – просрочка по погашению кредита в размере 256 миллионов рублей, который ПАО «Саровбизнесбанк» предоставил администрации города Тамбова. Тогда город просрочил платеж на месяц, из-за чего «набежало» 2 миллиона рублей процентов и пени, которые банк успешно взыскал через суд.
Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.
К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.
В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:
Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.
Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.
Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.
Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.
Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.
Отправить по почте
2019-2021 годы
Результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Отправить по электронной почте
Дата публикации: 28.09.2018
Дата изменения: 28.09.2018
Прикрепленный файл: xlsx, 4.05 МБ
Приложение № ___ к Методическим указаниям по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов | |||||||||||||||||||||
РАСЧЕТ распределения межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов | |||||||||||||||||||||
Коды | |||||||||||||||||||||
от » 24 » сентября 2018 г. | Дата | 24.09.2018 | |||||||||||||||||||
Главный распорядитель средств | по ОКПО | ||||||||||||||||||||
федерального бюджета | Министерство финансов Российской Федерации | 092 | |||||||||||||||||||
Раздел | Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | по БК | 14 | ||||||||||||||||||
Подраздел | Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | по БК | 01 | ||||||||||||||||||
Государственная программа | Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами | по БК | 36 | ||||||||||||||||||
Подпрограмма | Выравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов | по БК | 2 | ||||||||||||||||||
Основное мероприятие | Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | по БК | 01 | ||||||||||||||||||
Наименование межбюджетного | Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | по БК | 50010 | ||||||||||||||||||
трансферта (направление расходов) | |||||||||||||||||||||
Вид расходов | по БК | 511 | |||||||||||||||||||
Единица измерения: тыс руб | по ОКЕИ | 384 | |||||||||||||||||||
Документ, утверждающий методику распределения межбюджетного трансферта | Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» | Дата | |||||||||||||||||||
(наименование, дата и номер нормативного правового акта) | Номер | ||||||||||||||||||||
Алгоритм (формула) расчета объема межбюджетного трансферта субъекту Российской Федерации |
2. Распределение межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2020 год | ||||||||||||||
Наименование субъекта Российской Федерации (муниципального образования) | Код по ОКТМО | Показатели (основные показатели), используемые для расчета дотаций на 2020 год | Объем межбюджетного трансферта
|