какие регионы дотационные в россии

Дотационные регионы в России и их рейтинг

Несмотря на то, что в Российской Федерации каждый регион является финансово самостоятельным, с точки зрения своего собственного бюджета, все же необходимо понимать, что через центральные государственные органы происходит определенное перераспределение заработанных средств.

Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими. Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях. О том, как обстоит ситуация в России в 2020 году, по отношению к дотационным регионом РФ, разберем подробно в данной статье.

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

Определение

Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.

На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государстваВ 2018 годуВ 2017 году
Дагестан59,06+6,65
Якутия43,95+7,32
Камчатка39,36+2,2
Алтай27,1+4,5
Чечня27,08+3,07
Ставрополь19,2+1,83
Бурятия18,3+0,39
Крым17,71-0,77
Башкортостан16,43+0,64
Тува15,73+1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

Динамика

К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:

В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.

Прогноз

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Источник

Дотационные регионы России и доноры: список в 2021 году

Россия большая и сложная страна. Сегодня она состоит из 85 субъектов, в каждом – свои особенности, плюсы и минусы. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, у других – выгодное территориальное положение и так далее. Другие не могут этим похвастать.

Соответственно, уровень бюджетной обеспеченности регионов разный. В одних областях собираемых налогов хватает, что покрыть все необходимые расходы. В других – собственных средств недостаточно, и таким регионам поступают дотации из государственной казны.

Таким образом государство пытается выровнять уровень бюджетной обеспеченности субъектов. Богатые бюджетообразующие регионы помогают своим бедным дотационным соседям.

Какие регионы России относятся к донорам

Доноров меньше, с них и начнем.

Распределение субсидий из федерального бюджета субъектам России на 2021 год утверждено приказом Минфина РФ №1030.

В перечень регионов-доноров, не являющихся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, вошли 13 субъектов РФ. По сравнению с прошлым годом список не изменился: Республика Татарстан, Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, города Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий авт. округ, Ханты-Мансийский авт. округ – Югра, Ямало-Ненецкий авт. округ.

Не удивительно, что многие территории из этого списка занимают ведущие позиции в рейтинге регионов по качеству жизни.

Остальные 72 субъекта РФ, соответственно, получат дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2021 году.

Какие регионы России являются дотационными

Представим их в виде рейтинга. В Федеральном бюджете на 2021-2023 году указаны плановые объемы дотаций.

1 Больше всего денег из федеральной казны получает Дагестан. В 2021 году плановая сумма дотаций составит 72,89 млрд рублей.

10 самых дотационных регионов России в 2021 году

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2021 год.

Источник

Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

В России каждый субъект Федерации является самостоятельным в плане бюджета, однако через федеральный бюджет деньги идут от самых богатых к самым бедным регионам. Вопреки распространенному мнению, получают дотации не только на Кавказе – их получают почти все. Почему так происходит – разбираемся в статье.

Как построен российский бюджет

Говоря о российском бюджете, обычно подразумевается федеральный бюджет, из которого оплачиваются различные общегосударственные нужды – армия, правоохранительная система, содержание федеральных чиновников, частично образование, и т.д.

Но еще можно говорить о консолидированном бюджете России – это сумма вообще всех бюджетов: федерального, бюджетов регионов, муниципальных образований, внебюджетных фондов (Пенсионный, ФСС, ОМС). Проще говоря, консолидированный бюджет – это сумма вообще всех доходов и расходов государства на всех уровнях. И это бюджет условный, в отличие от федерального.

Федеральный бюджет, наполняется налоговыми и неналоговыми платежами (включая доходы от собственности), и безвозмездными перечислениями:

Именно о безвозмездных поступлениях и пойдет речь дальше. У бюджетов регионов источники примерно такие же, просто они получают поступления от других налогов.

Исторически так сложилось, что в одних регионах есть природные ресурсы, инфраструктура, промышленные производства, деловые центры, а в других ничего этого нет. Соответственно, одни регионы получают больше доходов, а другие – меньше.

Применительно к российской бюджетной системе многое упирается в численность населения и уровень зарплат, а также в успешность работы местного бизнеса – значительная часть бюджетов регионов формируется за счет НДФЛ и налога на прибыль. В промышленных регионах сюда добавляются налог на имущество организаций.

При этом регионы обеспечивают определенные сборы федеральных налогов, получая от федерального центра субсидии на решение некоторых общегосударственных вопросов, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Получается, что регион одновременно дает федеральному бюджету налоги и получает от него безвозмездные поступления.

Бюджет региона или муниципального образования не может быть дефицитным – в любой ситуации федеральный бюджет доплатит разницу, чтобы регион мог профинансировать все свои обязательства.

Отсюда может быть 2 вида регионов:

К настоящему моменту сложилась не очень благоприятная ситуация с доходами региональных бюджетов, регионов-доноров в несколько раз меньше, чем регионов-реципиентов. Основная причина в том, что налоги с природных ископаемых передали полностью на федеральный уровень. По факту в среднем в федеральный бюджет уходит 53% налогов, но, например, Татарстан отдает до 70% всех собираемых налогов.

Сколько осталось регионов-доноров

Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.

Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:

Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.

Параллельно с перераспределением налогов в центр, на регионы стали «навешивать» дополнительные расходные обязательства – их суммы стали вдвое больше.

Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:

РегионыБезработица, %Средние доходы, рублейЕстественный прирост (на 1000 человек населения)Миграционный прирост (на 1000 человек населения)ВРП, в % от ВВПВРП на душу населения, рублей
Калужская область3,928 860,4-4,71,90,56411 565,3
Московская область2,743 996,8-1,213,95,08509 545,2
Москва1,266 377,10,87,820,991 263 698,0
Ненецкий АО8,178 703,35,1-8,90,376 288 467,9
Ленинградская область4,130 430,1-5,323,71,29535 717,3
Санкт-Петербург1,542 718,00,85,25,16727 210,6
Татарстан3,333 371,40,50,72,82543 522,4
Самарская область3,728 018,4-3,1-0,11,80422 024,7
Свердловская область4,835 711,3-1,9-0,32,86495 115,9
ХМАО-Югра2,550 497,67,3-2,14,692 127 213,5
ЯНАО2,179 933,68,7-3,23,294 581 150,1
Тюменская область4,529 023,82,810,31,35680 908,9
Сахалинская область5,351 705,7-0,5-0,71,031 577 910,3
В целом по РФ4,833 010,2-1,60,9100510 253,1

Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).

Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:

Кстати, по второй классификации есть интересные цифры по доле налогов, которые остаются в регионе:

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

Получается, что Ханты-Мансийский автономный округ отдает в федеральный бюджет больше всех, но себе оставляет лишь 8% от собранных налогов, а в Москве оседает 58% налогов.

Очевидно, что такое распределение покажется нечестным нефтегазовым регионам, особенно учитывая отдаленность и суровые условия жизни и работы.

На самом же деле несправедливости в этом нет:

В сложившейся системе межбюджетных отношений в России иной ситуации быть и не может – а отсюда идут и повышенные социальные выплаты жителям Москвы и огромные проекты вроде реновации, тогда как в других регионах на это просто нет денег.

Кто получает деньги от центра

Несколько лет назад в России была череда массовых акций протеста, на которых протестующие призывали перестать «кормить Кавказ» – намекая, очевидно, что регионы Северо-Кавказского федерального округа лидируют по сумме получаемых из федерального бюджета дотаций.

К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:

РегионыБезработица, %Средние доходы, рублейЕстественный прирост (на 1000 человек)Миграционный прирост (на 1000 человек)ВРП на душу населения, рублейДотации, рублейДотации на 1 человека, рублей
Дагестан11,626 359,710,8-3,6204 197,459 065 832,519,1
Якутия6,942 427,85,9-3,0951 220,243 944 997,745,4
Камчатский край4,948 277,3-0,5-2,2639 848,239 357 697,2125,1
Алтайский край6,122 528,7-4,2-3,2215 768,427 129 122,511,6
Чеченская Республика13,723 184,816,3-2,4125 471,227 078 463,818,6
Ставропольский край5,023 236,3-0,5-1,4237 436,519 202 709,76,9
Бурятия9,324 071,73,4-4,7204 770,018 298 640,318,6
Крым6,021 170,2-3,52,5187 726,017 714 025,69,3
Башкортостан4,928 572,5-0,8-2,2343 509,416 433 477,44,1

Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).

Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.

При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.

Однако сравнивать регионы по абсолютным цифрам дотаций не очень правильно – лучше сопоставить их по сумме дотаций на душу населения. Получится так:

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

Выходит, что на регионы Северного Кавказа приходятся не такие большие дотации, если пересчитать их на 1 жителя – малонаселенные отдаленные регионы получают гораздо больше денег.

Однако стоит понимать, что дотации из бюджета получают 72 региона России из 85. То есть, от внешнего финансирования зависят практически все субъекты РФ, и эту ситуацию очень непросто исправить.

Более того, 2019 год отметился ростом дотаций для тех регионов, которые до этого требовали их не так много: Республика Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области – им будет нужно на 15% больше денег.

В 2019 году и далее на регионы возложили новую обязанность – реализацию национальных проектов. По предварительным данным, субъекты будут заниматься 60% вопросов по проектам, хоть и непосредственно финансирование на 95-99% будет предоставляться из федерального бюджета.

Серьезная зависимость регионов от внешнего финансирования и дальнейшее усугубление проблемы приводит к неожиданным результатам.

Банкротство регионов – уже реальность?

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:

Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.

Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.

Пример технического дефолта – просрочка по погашению кредита в размере 256 миллионов рублей, который ПАО «Саровбизнесбанк» предоставил администрации города Тамбова. Тогда город просрочил платеж на месяц, из-за чего «набежало» 2 миллиона рублей процентов и пени, которые банк успешно взыскал через суд.

Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.

К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.

В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:

какие регионы дотационные в россии. Смотреть фото какие регионы дотационные в россии. Смотреть картинку какие регионы дотационные в россии. Картинка про какие регионы дотационные в россии. Фото какие регионы дотационные в россии

Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.

Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.

Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.

Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.

Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.

Источник

Отправить по почте

2019-2021 годы

Результаты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Отправить по электронной почте

Дата публикации: 28.09.2018

Дата изменения: 28.09.2018

Прикрепленный файл: xlsx, 4.05 МБ

Общий объем дотации, выделяемых субъекту Российской Федерации на очередной финансовый год, определяется по следующим формулам:

1. для распределения объема дотаций между субъектами Российской Федерации пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности:

2. для распределения в 2019 году объема дотаций, отражающих отдельные факторы, между субъектами Российской Федерации с учетом результатов определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований:

ФФПРдоп i = (Д3i x Кинв i ) / (SUM Д3i х Кинв ) х Рраспр доп. дотации где:

Приложение № ___
к Методическим указаниям по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
РАСЧЕТ распределения межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Коды
от » 24 » сентября 2018 г.Дата24.09.2018
Главный распорядитель средствпо ОКПО
федерального бюджетаМинистерство финансов Российской Федерации092
РазделМежбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерациипо БК14
ПодразделДотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образованийпо БК01
Государственная программаРазвитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансамипо БК36
ПодпрограммаВыравнивание финансовых возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетовпо БК2
Основное мероприятиеВыравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерациипо БК01
Наименование межбюджетногоДотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерациипо БК50010
трансферта (направление расходов)
Вид расходовпо БК511
Единица измерения: тыс рубпо ОКЕИ384
Документ, утверждающий методику распределения межбюджетного трансфертаПроект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»Дата
(наименование, дата и номер нормативного правового акта)Номер
Алгоритм (формула) расчета
объема межбюджетного трансферта субъекту Российской Федерации
2. Распределение межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2020 год
Наименование субъекта Российской Федерации
(муниципального образования)
Код по ОКТМОПоказатели (основные показатели), используемые для расчета дотаций на 2020 годОбъем межбюджетного трансферта

3. Распределение межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2021 год
Наименование субъекта Российской Федерации
(муниципального образования)
Код по ОКТМОПоказатели (основные показатели), используемые для расчета дотаций на 2021 годОбъем межбюджетного трансферта

4. Детализированный расчет распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в 2019 году

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *