как узнать номер регистрации самозанятого
Как проверить статус самозанятого
Если компания платит самозанятому, который на самом деле не самозанятый, налоговая может выставить штрафы за отчеты и потребовать доплатить взносы и НДФЛ. Рассказываем, как проверить статус исполнителя.
Зачем проверять регистрацию самозанятого
Компания вправе работать с исполнителями-физлицами и самозанятыми. Самозанятые — те, кто зарегистрировались как плательщики налога на профессиональный доход.
С гонорара самозанятому компания не платит налоги, взносы и не сдает отчеты. Заплатили, и всё. Но, когда компания переводит деньги, например дизайнеру-физлицу, она должна вместе с переводом оплаты:
Если заплатить исполнителю и не отчитаться, будут штрафы.
Штрафы, если заплатить исполнителю и не отчитаться
С самозанятыми ничего этого делать не надо, достаточно просто напрямую оплатить услуги. Но если фрилансер говорит, что самозанятый, а на самом деле он не самозанятый, то однажды налоговая это заметит и попросит заплатить за всё время работы. Поэтому лучше всё-таки проверить статус фрилансера самим.
Как проверить, самозанятый исполнитель или нет
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Чтобы узнать статус исполнителя, компании понадобится его ИНН.
Для проверки переходим по ссылке, открывается окно с двумя строками: поисковый запрос — сюда вводим ИНН исполнителя — и дата.
Вводим ИНН и дату, нажимаем кнопку «Найти». Если исполнитель зарегистрировался как самозанятый, ответ будет таким:
Второй вариант ответа сервиса — «не является плательщиком налога на профессиональный доход». Значит, исполнитель не самозанятый.
Советуем проверить статус самозанятого перед оплатой и сделать скриншот результатов. На всякий случай.
Как компании платить самозанятому
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Как проверить, что самозанятый – точно тот, за кого себя выдает
Новая категория самозанятых бизнесменов появилась в России относительно недавно. Поэтому многие компании еще пока не сталкивались с такими контрагентами и по-старинке привлекают для выполнения работ исполнителей из числа физлиц или ИП.
Однако количество самозанятых уже перевалило за миллион и это еще не предел. Их будет еще больше, ведь старт новому спецрежиму в некоторых регионах был дан только несколько месяцев назад.
Все когда-то бывает в первый раз, в том числе и договор с самозанятым исполнителем. Что нужно учесть при заключении такого договора, как компании обезопасить себя и не попасть ненароком в неприятную историю с доначислением налогов? Этим вопросам посвятим новый пост нашего блога.
Проверьте статус
Допустим, вы где-то по рекламному объявлению, или с помощью сарафанного радио нашли человека, который может выполнить для вас работу и он утверждает, что является плательщиком НПД.
Отлично! Значит не придется платить за него взносы, удерживать НДФЛ, отчитываться. Налицо экономия денег и времени.
Но на радостях не забудьте проявить бдительность и проверить, действительно ли данный гражданин на данный момент является самозанятым.
Причем узнать статус исполнителя можно как на текущую дату, так и на любую другую.
В описании к сервису ФНС указывает, что с его помощью можно бесплатно узнать, является ли человек самозанятым, при работе с которым не нужно удерживать НДФЛ и начислять на его вознаграждение страховые взносы, а также, что сформированные им чеки действительно отправляются в налоговую, и ИП и юрлицам можно учитывать их в расходах.
Составьте договор
При составлении договора будет нелишним в преамбуле указать, что исполнитель является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Таким образом уже из шапки договора будет понятно, что никаких взносов компания-заказчик за этого исполнителя платить не будет.
Если же плательщик НПД — это действующий индивидуальный предприниматель, то обычно в договоре не указывают применяемый им режим налогообложения.
Иногда может возникнуть такая ситуация, когда договорные отношения с ИП длятся уже давно, но в процессе он решил сменить режим налогообложения и перешел на НПД. У заказчиков возникает вопрос, что делать с договором — перезаключать его или составлять доп.соглашение?
ФНС, рассматривая такую ситуацию, успокаивает: ничего делать не надо. Заключение нового договора может потребоваться, если до применения НПД предприниматель был на общем режиме, являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала НДС. Тогда для урегулирования цены можно заключить новый договор или допник.
Если после перехода исполнителя-ИП на НПД существенные условия договора не изменились, заключать новый договор или вносить изменения в уже существующий не требуется.
Еще раз проверьте статус
Допустим, вы проверили исполнителя по реестру на сайте ФНС. Но жизнь не стоит на месте. Если гражданин на момент заключения договора являлся самозанятым, это не значит, что он все еще пребывает в этом статусе к моменту перечисления ему денег за выполненную работу.
Поэтому перед тем, как отправить платеж, целесообразно еще раз проверить — есть ли запись в реестре по этому гражданину.
Что будет, если самозанятый уже не самозанятый
Увы, но может произойти неприятная ситуация, когда к моменту перечисления денег (или уже после этого) заказчик узнает, что исполнитель либо сам отказался от статуса самозанятого, либо его регистрация была аннулирована по ряду причин.
В случае с исполнителем-ИП потеря им статуса плательщика НПД не принесет головной боли заказчику, потому что свои налоги ИП в любом случае платит сам.
А вот с обычным физлицом все гораздо сложнее.
В общем, мороки много и лучше в такие неприятные ситуации не попадать.
Можно оптимизировать процесс сотрудничества
Бухгалтеру не придется волноваться, проверять статус исполнителя, тратить на всю эту суету свое время и нервы, если нанять самозанятого специалиста через специальную биржу.
БиржаАутсорсинга.рф — это онлайн-площадка, предназначенная для контакта заказчиков с самозанятыми исполнителями.
Мы проверяем исполнителя и отстраняем от работы на бирже, если он утратил статус самозанятого.
Также перед допуском к выполнению работ наш сервис проверяет действительность всех документов исполнителя, и наличие противоправных действий на территории РФ.
БиржаАутсорсинга.рф — это современный инструмент управления исполнителями. Мы сокращаем время на рутину, повышаем эффективность.
Проверка статуса самозанятого и новые источники в лицензиях
В сервисе появились сведения о самозанятых — плательщиках «Налога на профессиональный доход». А в карточки российских компаний добавили еще три вида лицензий Минстроя и Минпромторга.
Кто может быть самозанятым
Самозанятыми могут быть физлица и индивидуальные предприниматели без наемных сотрудников, а максимальный доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн рублей в год.
Самозанятые освобождены от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Вместо этого они платят только НПД — это специальный налоговый режим для самозанятых, который называется «Налог на профессиональный доход». При работе с физлицами НПД — 4 %, а при работе с организациями и ИП — 6 %.
Особенность применения НПД индивидуальным предпринимателем
Если индивидуальный предприниматель решил стать самозанятым, то он не обязан ликвидировать ИП. Однако предприниматель должен отказаться от текущего режима налогообложения, например, УСН и сменить его на НПД. С другими налоговыми режимами НПД совмещать нельзя.
Пример:
Как узнать статус самозанятого в Фокусе
Чтобы проверить статус физлица в Фокусе, достаточно указать его ИНН в поисковой строке. А еще можно перейти в поиск по физлицам из карточки проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.
Источник сведений — ФНС.
Пример:
Новые источники в лицензиях
В карточках российских компаний теперь отображаются новые виды лицензий Минстроя и Минпромторга.
Как проверить статус самозанятого гражданина
Проверка самозанятого на сайте ФНС онлайн — это процедура контроля плательщика налога на профессиональный доход. Введите ИНН контрагента и узнайте его текущий статус.
Зачем проводить проверку
Самозанятость подразумевает льготы в работе с контрагентами: покупатель не платит налоги и взносы с сумм оплаты за товары, работы, услуги. Плательщики НПД освобождены от НДФЛ и страховых взносов, они платят единый налог на профессиональный доход. Заказчикам, которые сотрудничают с такими налогоплательщиками, необходимо проверить самозанятое лицо заранее, до заключения договора гражданского правового характера. Если юрлицо заключит соглашение и перечислит деньги физическому лицу без статуса самозанятости, его ожидают штрафы и разбирательства с налоговой инспекцией, блокировка счетов от банка.
По этой же причине надлежит проверить чек самозанятого при его получении. Плательщик НПД обязан формировать чеки по каждой операции — при фактическом получении дохода. В чеке стоит отметка о принадлежности к самозанятости и QR-код с уникальным кодом по каждому расчету.
Информация о каждом плательщике НПД содержится в реестре самозанятых, который ведет Федеральная налоговая инспекция (ст. 5 422-ФЗ от 27.11.2018). Для всех пользователей доступна проверка статуса самозанятого по ИНН на сайте налоговой, причем абсолютно бесплатно. У заказчика есть возможность заранее узнать, относится ли его контрагент к плательщикам налога на профессиональный доход, действуют ли льготы на расчетные операции и вправе ли организация учитывать чеки самозанятого в затратах при исчислении налоговых вычетов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как ИП стать самозанятым. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как проверить статус самозанятого
У заказчика есть два варианта — собственная проверка на самозанятость по ИНН бесплатно или справка о постановке на учет в качестве налогоплательщика НПД. Справку по КНД 1122035 предоставляет сам плательщик профессионального налога по запросу контрагента. Документ формируется в личном кабинете налогоплательщика или в мобильном приложении «Мой налог» (письма ФНС № СД-4-3/10848@ от 05.06.2019, № ЕД-4-20/18515 от 13.09.2019). Справка оформляется в электронной форме, ее подписывают усиленной квалифицированной ЭЦП и передают по электронной почте.
Контроль через сервис ФНС доступен абсолютно всем и производится в любой момент по запросу пользователя. Регистрация на сайте ФНС не требуется, плата за сервис не взимается.
Пошаговая инструкция, как проверить регистрацию самозанятого по ИНН через сервис Федеральной налоговой инспекции:
Шаг 1. Перейти по ссылке на сайт ФНС.
Шаг 2. Ввести ИНН контрагента.
Шаг 3. Указать дату, на которую необходимо узнать статус.
Шаг 4. Нажать кнопку «Найти».
Шаг 5. Получить результат проверки.
Пользователю проверить самозанятого по Ф.И.О. на сайте ИФНС нельзя, проверка осуществляется только по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН). Помимо сайта ФНС, проверка доступна и на специальном ресурсе для налогоплательщиков ПД — Самозанятые. РФ. Порядок действий аналогичен: ввести идентификационный номер и дату, на которую необходимо получить сведения.
Что делать, если человек не зарегистрирован как самозанятый
В нормативах налоговой указано, как можно узнать, человек зарегистрирован или нет как самозанятый, — через специальный сервис ФНС. Кроме того, такая опция теперь действуют во многих банках при совершении онлайн-платежей.
Если проверить по Ф.И.О. в реестре самозанятых граждан в 2021 году или по ИНН не удалось, запросите у налогоплательщика по ПД справку по форме 1122035. Документ является юридическим подтверждением самозанятости.
Работа с фрилансерами без статуса самозанятости грозит заказчику штрафами и пенями. Накажут и незарегистрированного предпринимателя — его оштрафуют и лишат права оформить самозанятость, чтобы задекларировать доходы и получить льготный статус в текущем году. За ведение коммерческой деятельности без регистрации положены:
Если подтвердить незадекларированный доход документально не получится, налоговая инспекция посчитает прибыль по усредненным отраслевым показателям на основании статистических сведений.
«Какие документы есть у самозанятого»
Индивидуальные предприниматели и юридические лица после государственной регистрации подтверждают статус полученным от ФНС пакетом документов. Их используют для проверки контрагентов и заключения гражданско-правовых договоров.
А самозанятые граждане получают после регистрации документы, необходимые для заключения сотрудничества с ИП или ООО? В этой статье мы подробно разобрались в вопросе и подготовили несколько рекомендаций.
Какой документ выдается самозанятым при регистрации
Эта справка пригодится для:
Как получить справку в приложении «Мой налог»
Если справка не формируется из-за системного сбоя, повторите попытку через несколько часов. При сохранении ошибки обратитесь в службу поддержки «Мой налог». Специалисты помогут устранить проблему и получить документ.
Как получить справку в личном кабинете плательщика НПД
Какие документы должен предоставить самозанятый юрлицу?
Спецрежимники часто спрашивают: какие документы от самозанятых для юридических лиц подготовить для подготовки соглашения о сотрудничестве?
Документы от самозанятого для ООО для заключения договора :
Когда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо перечислит оплату за исполнение заказа, не забудьте передать:
При наличном расчете сразу передайте чек заказчику. Если средства перевели на расчетный счет, отправьте документ до 9 числа следующего месяца ( статья 14 ). За нарушение срока предоставления чека вас оштрафуют на 20% от суммы дохода. За повторное нарушение в течение 6 месяцев заплатите в бюджет 100% от вознаграждения.
После окончания сделки у контрагента на руках должны быть подписанный договор, акты и чеки за все платежи. Это обязательный пакет документов для подтверждения расходов. Без него налоговая не признает издержки, пересчитает сумму налога и направит требование о доплате разницы.
Некоторые ООО и ИП перед оплатой заказа запрашивают счет.
Как самостоятельно проверить самозанятого?
Чтобы не тратить время на получение справки о постановке на учет от самозанятого, самостоятельно проверьте контрагента:
Проверяйте статус партнера перед каждым платежом. Его могут лить права на применение НПД в любой момент. Если вы оплатите услуги, работу или продукцию после этого, придется уплатить НДФЛ (13%) и страховые взносы (30%).
Пример. ООО «Сенат» заключила с самозанятым лицом соглашение о разработке сайта на 100 000 рублей. В момент подписания договора контрагент был самозанятым. Через 2 месяца исполнитель закончил работу, но организация не сделала повторную проверку перед оплатой. За месяц до этого он потерял право на применение «Налога на профессиональный доход» и не был ИП. Организация понесла дополнительные расходы: НДФЛ (13 000 рублей) и страховые взносы (30 000 рублей).
Потратьте несколько минут на проверку, чтобы избежать непредвиденных издержек. В договор о сотрудничестве добавьте пункт, обязывающий вторую сторону сообщать о потери права на применение налогового режима НПД. Это позволит взыскать налоговые платежи с исполнителя за невыполнение условий договора.