как сделать номера без флага
Номера без флага: сколько стоят и как получить
В больших городах возникла новая мода на номера без триколора — такие знаки якобы выделяют автомобиль из потока, сотрудники ГИББД его не останавливают, а камеры не могут распознать при нарушениях. Разбираем, откуда вообще взялись эти знаки, как их можно легально получить и дают ли они какой-нибудь иммунитет на дороге.
Главное отличие номеров без триколора — иной внешний вид: помимо отсутствия флага надпись RUS на них немного смещена и сделана выпуклой. Такой вид может привлекать тех, кто действительно ищет способ выделиться на дороге. Кроме того, табличка, выполненная исключительно в черном и белом цветах, выглядит строже и может лучше подходить к машинам с некоторыми видами тюнинга — например, если владелец предпочитает однотонную окраску без дополнительных украшательств.
Второе утверждение касается дорожных камер, которые якобы не могут распознать табличку при отсутствии флага. И то и другое не соответствует действительности. Сотрудники ГИБДД останавливают машины, не обращая внимания на наличие или отсутствие флага, а камеры идентифицируют знаки по буквам и цифрам точно так же, как и в случае со стандартными номерами.
Формат номерных знаков в России описывает ГОСТ Р 50577-93, который действует с 1993 года и предусматривает целый ряд вариантов исполнения табличек, включая номера с флагом и без него. Изначально таблички без флага выдавали только организациям и ведомствам, а с 1997 года в распоряжении ГИБДД остался единственный вариант с триколором на алюминиевой основе со светоотражающим покрытием. При этом ГОСТ остался прежним, поэтому в России и сегодня могут использоваться регистрационные знаки как с флагом, так и без него.
В соответствии со стандартом номер должен иметь черные символы на белом фоне. Знак делится на две части: буквенно-цифровой код и цифровой код региона в отдельном окошке. Используются только буквы, имеющие аналоги по начертанию в латинском алфавите. Иные цветовые решения применяются для автомобилей МВД, диппредставительств, военных и такси.
Фирмы, специализирующиеся на изготовлении знаков, предлагают также номерные таблички с цифрами и буквами более жирным шрифтом. Такие номера также могут быть как с флагом, так и без него. Идея та же — получить номера, которые визуально будут отличаться от других. Стоят такие таблички немного дороже.
Изготовители утверждают, что толщина шрифта полностью укладывается в российские ГОСТы, но на практике у конкретных экземпляров могут быть некоторые отклонения. Стандарт устанавливает толщину букв и цифр на уровне 11 мм, а более широкие буквы получаются, как правило, в результате заливки всей выпуклой поверхности символа, а не только его верхней части. А вот менять сам шрифт букв и цифр нельзя, так как он строго регламентируется теми же ГОСТами.
Некоторые компании также предлагают напечатать номер без окантовки, где на белой табличке остаются только черные коды знака и региона, не обрамленные черными рамками. При этом сами окантовки на табличке остаются, но окрашиваются в цвет фона, поэтому изготовители утверждают, что требования ГОСТа выполняются. На самом деле стандарт требует не только наличия выдавленных окантовок определенной высоты, но и регламентирует их цвет, который должен соответствовать цвету цифр и букв.
Поэтому номера без окантовок являются незаконными, за использование таких табличек владельца могут оштрафовать на 500 рублей. Кроме того, к владельцу могут применить статью о видоизменении регистрационного знака, что грозит уже штрафом 5000 руб. и лишением прав на срок до трех месяцев. Вот почему многие фирмы позиционируют такие знаки как сувенирную продукцию.
При первичной или повторной регистрации автомобиля в ГИБДД с 1997 года выдают только привычные знаки с флагом. Получить номера без флага таким путем невозможно, но их можно изготовить самостоятельно, обратившись в специализированную фирму. С 2013 года такие компании получили право на изготовление номерных знаков в соответствии с ГОСТом просто по заявлению автовладельца. Более того, с августа 2020 года штамповать номер водитель сможет только в сторонней организации, где будет сам принимать решение, какие именно таблички заказать для своей машины.
За изготовление комплекта номерных знаков без флага специализированные компании просят от 2 до 3 тыс. рублей. Один знак обойдется вдвое дешевле. Стандартный знак обычно обходится дешевле на несколько сотен рублей — это связано с тем, что на табличках без триколора приходится дополнительно выдавливать надпись RUS. Сделать заказ на изготовление знаков можно дистанционно, а доставка готовых, например по Москве, обойдется еще в 400–500 рублей.
Стоимость знаков с жирными символами обычно выше и оценивается в 3000–3500 рублей. За жирный номер без флага просят до 4000 руб., а вот таблички без окантовок чаще всего выпускают по цене обычных стандартных номеров.
Номер без флага: зачем он нужен и сколько стоит
Виниловая пленка, яркий колер, названия несуществующих ведомств — в ряду способов выделиться на дороге номерные знаки без российского триколора кажутся самым безобидным. При этом отсутствие флага сильно бросается в глаза и вызывает много вопросов. Отвечаем, насколько это законно и зачем вообще использовать такие таблички.
Номерной знак без российского флага не является нарушением, потому что не противоречит государственному стандарту для автомобильных номеров. Российский ГОСТ Р 50577-93 строго регулирует определенные размеры знака (ширина, высота и длина). Номерные знаки также должны содержать разрешенные цифры, буквы и обозначение региона регистрации транспортного средства. Обязательным является наличие на номере выпуклой латинской надписи RUS. А вот флаг разрешено использовать дополнительно. Если на номере есть буквы, цифры и надпись, но нет флага, это не является нарушением.
Номерные знаки с триколором выдают в ГИБДД при регистрации или перерегистрации автомобиля. Получить в ведомстве номера без флага невозможно. Однако в стране много частных компаний, которые изготавливают такие номера после вступления в силу нового регламента регистрации в 2013 году. Более того, с 1 января 2020 года с ГИБДД частично сняли обязанность по выдаче регистрационных знаков. Когда постановка транспортных средств на учет у дилеров все-таки заработает, полиция сможет просто присваивать цифры и буквы. А штамповать номер водитель будет за свои деньги в аккредитованном месте. И решение об использовании флага останется исключительно за владельцем автомобиля.
Комплект номерных знаков без флага стоит около 2-3 тыс. рублей. За один знак попросят в два раза меньше. При этом стоимость стандартного номера с флагом меньше всего на несколько сотен рублей.
Некоторые компании также предлагают за доплату напечатать цифры и буквы жирным шрифтом или убрать окантовку номерного знака, но здесь нужно быть более внимательным. Высоту и толщину букв четко регулирует российский ГОСТ, поэтому перед тем, как сделать необычный номер, сверьтесь со стандартом. Штраф за нарушение ГОСТа на номер составляет 500 рублей.
Этот миф до сих пор поддерживают изготовители знаков, хотя на самом деле ничего особенного в них нет. Сотрудники ГИБДД останавливают машины с такими номерами так же регулярно, как и любые другие, а дорожные камеры без труда идентифицируют знаки по буквам и цифрам, обычным образом оформляя нарушения.
Кроме того, сегодня флагов нет на номерах полиции, дипломатов, военных и таксистов, которые подчиняются тем же ПДД за исключением случаев, связанных с использованием спецсигналов.
Номера без триколора: для чего они нужны и как получить
Внимательные водители заметили, что в потоке стали часто попадаться автомобили с российскими регистрационными номерами, но без изображения государственного флага. Это не более, чем новая мода, но изготовители дубликатов обещают наделить такие знаки магическими свойствами.
Во-первых, там сообщается, что они позволяют «выделиться из потока и сделать автомобиль уникальным». Во-вторых, «по словам владельцев», на номера без триколора и с выпуклыми литерами RUS не присылают штрафы с камер. Но все не так однозначно, и автомобилистам следует быть внимательными.
Да, это законно. ГОСТ Р 50577-93 (по этому стандарту изготавливают номера без флажка) требует, чтобы на госномерах обязательно были выпуклые литеры RUS. При этом изображение государственного флага «допускается дополнительно». То есть, его может и не быть. А если оно есть, то номер должен соответствовать установленным требованиям: равновеликие горизонтальные полосы, расположение справа от литер RUS и на одном с ними уровне.
Изготовители дубликатов лукавят, когда пишут, что предлагаемый формат соответствует стандартам, применяемым к военным, дипломатическим или полицейским автомобилям. Триколора у спецномеров нет, но при этом у них другой цвет фона: черный — у военных, синий — органов внутренних дел, красный — у дипломатов. Знаки с белым полем никакими преимуществами не обладают.
Утверждения, что номера без флага не полагались обычным автомобилистам, также не соответствуют действительности. Первоначально новый формат госномеров, введенный в 1993 г., не подразумевал триколора. Флаг появился в 1994 г., но в Башкортостане, Приморье, Санкт-Петербурге и Татарстане водители вплоть до середины 2000-х продолжали получать знаки старого формата.
Номер без флага в ГИБДД не выдадут — придется ехать в компанию, занимающуюся изготовлением дубликатов. Новый регламент регистрации транспортных средств, вступивший в силу в 2013 г., позволил получать дубликаты номеров вместо утерянных. Это подорвало нелегальный бизнес похитителей регистрационных знаков. При этом изготовлением дубликатов должна заниматься аккредитованная компания и делать их в соответствии с ГОСТом.
Один такой номер обойдется в 1-2 тыс. руб., а за комплект возьмут 2-3 тыс. руб. Это на несколько сотен дороже обычного регистрационного знака с флажком. Кроме того, некоторые фирмы берутся сделать знаки с жирным шрифтом (это якобы тоже дает преимущество) и даже без окантовки. Вот тут нужно быть осторожными: ГОСТ жестко регламентирует формат номеров, высоту и толщину букв.
Никаких преимуществ номер без флага не дает, и вся эта история придумана для наживы на доверчивых автомобилистах. Нет иммунитета и от дорожных камер — на фото постановлений не всегда возможно разглядеть надпись RUS, не говоря уже о триколоре. ГОСТ прямо не требует наличия триколора на номере, но у остановившего машину инспектора, конечно, могут возникнуть вопросы к такой «самодеятельности».
В середине 1990-х были введены «номера-вездеходы» для властных структур — с триколором вместо цифрового кода региона. Сотрудникам ДПС запрещалось останавливать и досматривать такие автомобили. В конце 2016 г. их отменили, но различные ведомства продолжали пользоваться знаками отдельных серий — например, ЕКХ и АМР. Подписанное Путиным постановление, обязавшее выдавать номера в порядке очередности без резервирования отдельных серий и сочетаний, мало что изменило.
Нечитаемый регистрационный знак может обернуться для водителя серьезным штрафом. Если за грязный номер выпишут 500 руб., то сознательное сокрытие обойдется в 5 тыс. руб. или закончится лишением прав на срок от одного до трех месяцев. Машину с нечитаемым или отсутствующим регистрационным знаком в Москве все равно эвакуируют.
МВД подготовило законопроект, изменяющий процедуру регистрации автомобиля. Он предусматривает возможность получить номера сразу в автосалоне, при покупке автомобиля, а также самостоятельно выбрать комбинации букв и цифр. Кроме того, в министерстве предлагают продавать красивые номера на аукционе, что позволит искоренить коррупцию в ГИБДД.