как разгладить картину по номерам
Как исправить дефекты холста для живописи вмятину или выпуклость
Если вы увлекаетесь рисованием и живописью, если пишете картины на холсте, вполне возможно, что вам будет полезна эта короткая заметка, поскольку здесь я собираюсь рассказать о том:
Как исправить дефекты на холсте для живописи, такие как вмятины, продавленные места, выпуклости и прочие неровности полотна натянутого на подрамник?
Недавно я столкнулась с такой мелкой неприятностью, как несколько выпуклых и продавленных мест на холсте. Итак, подробности далее…
У вас холст с вмятиной, что делать?
Благо, что это оказалось действительно, мелкой неприятностью, поскольку увидела я эти дефекты уже на готовой картине, очень красивой, и как раз в тот момент, когда для этой работы нашелся покупатель.
Решение оказалось достаточно простым и очень эффективным.
Осмотрев внимательно холст, я решила немого намочить водой выпуклые участки на холсте, с обратной стороны, там где нет краски.
К моему удивлению эти вмятины исчезли у меня на глазах. Картина приобрела свой прежний вид, холст стал безупречно ровным.
Для уточнения скажу, что этот холст был хлопковый мелкозернистый, а картина написана маслом.
Как может образоваться вмятина холсте?
Холст был достаточно большой, и стоял в моей мастерской, а меня угораздило опереть на него другие картины меньшего формата.
Подрамники других картин и привели к дефекту на этого холста, так как опирались подрамником на холст (не делайте так!).
Этот метод (увлажнения, опрыскивания) хорошо применять к холстам на подрамниках, которые изначально имели правильный ровный вид, но под механическим воздействием изменили свою форму.
С другими случаями, я к счастью, не сталкивалась, так как обычно покупаю готовые качественные холсты.
Если вам интересно, как выбрать и купить качественный холст, пожалуйста посмотрите короткое видео.
Холст плохо натянут на подрамник, что делать?
Еще одно маленькое уточнение, бывает, что холст начинает провисать на подрамнике, при том, что изначально был прекрасно натянут. Это нормально, такие видоизменения полотна случаются в следствии смены влажности или температуры. В таких случаях, более плотно холст можно натянуть колышками, которые вставляются в специальные пазы в подрамнике.
Спасибо за внимание! И до новых встреч!
Смотрите видеоуроки живописи и пишите картины на холсте собственными руками, ведь в каждом из нас живет художник!
Как разгладить мятый холст?
Одной из вечных проблем эксплуатации холста являются его частые заломы и вмятины. Если негрунтованный холст часто достаточно просто прогладить утюгом в режиме пара, то с грунтованным дело обстоит уже сложнее.
Как же выпрямить грунтованный холст?
Для выпрямления грунтованного холста этого нужно взять мокрую тряпочку или губку и смочить только сами заломы, после чего основательно выпарить воду утюгом. Основная ошибка здесь в том, что художники часть мочат пограничную с заломом область, что делать не нужно.
Таким образом можно разглаживать грунтованные холсты повышенной плотности (свыше 500 гр.м.)
Отдельно скажу, что вышеприведённый совет работает с холстами на акриловом грунте. С эмульсионным грунтом подобно процедуру проводить надо с осторожностью. Эмульсия в отличии от акрила боится высокой температуры.
Комментарии
Все гениально действительно просто. А я столько мучилась просто утюгом. Даже с паром пробовала. Ничего не помогало.
Здесь важно именно локально по залому наносить воду.
Большое спасибо, Михаил!
Никогда не надеялся разгладить грунтованный холст. Купил в рулоне, а он оказался весь раздавлен. Валялся два года бесцельно. И вот прочитал Вас! Три дня разглаживал 10 метров, но все разгладилось! Холст как новый!
Вы мне спасли два метра дорогущего импортного холста! Большое спасибо! Кстати, чтобы залом исчез полностью, желательно слегка надавить утюгом, но не ездить им.
Оставить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо зарегистрироваться и/или авторизоваться. При регистрации ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте свое ИМЯ и ФАМИЛИЮ, а также прочитайте ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, в противном случае ваш отзыв опубликован не будет.
Что делать, если провис или испортился холст
Вкладывая в картину свою душу, время, а также немаленькие деньги, мы хотим, чтобы наш шедевр сохранился на долгие годы и передавался из поколения в поколение.
Возможно, все так и будет, если вы заранее позаботитесь не только о качественных красках и уходе за картиной, но и о самом холсте. Так что же делать, если со временем вы заметили, что холст провис?
Провисание холста
Даже самые хорошо натянутые холсты, со временем могут провисать на подрамнике. Главное, не переживать так сильно, ведь это поправимо и в большинстве случаев, всегда можно исправить.
А вообще, из-за чего холст может провиснуть, спросите вы? Во-первых, это может случиться, если вы купили уже изначально слабо натянутый холст. Поэтому, я рекомендую вам прочитать мою подробную статью «КАК ВЫБРАТЬ ХОЛСТ», чтобы точно не ошибиться с выбором и не исправлять в скором времени дефекты.
Во-вторых, провиснуть холст может еще из-за изменений условий хранения картины. Резкие перепады температур, сухой воздух, а потом резкая смена и хранение во влажной комнате – все это может привести к провисанию.
Еще холст может провиснуть из-за толстого слоя проклейки или грунтовки, а также из-за разных слоев краски. Наверняка, при покупке холста, вы видели маленькие деревянные клинья в пакете, которые прикреплены с обратной стороны. Так вот, чтобы подтянуть провисший холст на подрамнике, вам понадобятся эти самые клинья! Так что ни в коем случае не выбрасывайте их, и не потеряйте, ведь они могут вам пригодиться в любой момент.
Чтобы вернуть холст в упругое положение, просто вставьте клинья во внутренние пазы подрамника и слегка постукивайте по ним, забивая. Здесь важно добиться постепенного и равномерного натяжения, чтобы не пришлось потом заново исправлять работу.
Такие клинья позволят вам менять натяжение холста, например, если будут перепады температур, где хранится картина, вы всегда сможете убрать их или ослабить, чтобы холст не лопнул от натяжения.
Складки на холсте
Еще одна проблема художников – это складки на холсте. Наверняка вы хоть раз задавались вопросом: «Как выпрямить холст на подрамнике?». Ведь картина уже написана, холст натянут. Не будем же мы снимать его, разглаживать, а потом снова натягивать? Некоторые мои ученики также часто спрашивают меня, можно ли гладить холст утюгом?
Если это просто холст, не грунтованный, и тем более, без краски на нем, то конечно можно. Вы просто проводите по мятой поверхности холста, как по мятой одежде, только с использованием пара. Этот режим поможет вам быстро и безболезненно разгладить обычный, не загрунтованный холст.
А вот если заломы и складки появились на художественном холсте с краской, то разгладить такой холст будет, конечно, сложнее.
Для этого нам также понадобится утюг с паром, вода, и чистая тряпочка. Чтобы убрать складки и разгладить поверхность, смочите тряпочку в воде и аккуратно пройдитесь по заломам, а потом отпарьте эти места утюгом.
Так, вода выпарится, а вы разгладите неприятные складки на холсте.
Иногда складки волнами появляются на углах холста, и разгладить их не так-то просто, из-за подрамника. И если вода не помогает разгладить такие складки, то придется перетягивать угол.
Для этого нужно вытащить несколько скоб, которые закрепляют холст, затем смочить холст с внутренней стороны и натянуть обратно.
Вмятины и выпуклости на холсте
Вмятины и выпуклости на картине могут появиться, по разным причинам: ставите слишком близко друг к другу холсты, облокачиваете на готовые картины тяжелые предметы, и так далее.
Так как же исправить вмятину на холсте для рисования? Все очень просто – нужно сбрызнуть картину водой, с обратной стороны, на небольшом расстоянии.
Так как грунтовка для живописи маслом состоит из желатина или изготавливается на водной основе, при попадании на нее воды, холст немного обвиснет, а затем, когда высохнет, натянется и вмятина исчезнет.
Если же у вашей картины вмятина довольно серьезная, то можно также, смочив водой, вбить клинья, чтобы натянуть холст.
Но если картина вам дорога, я бы вам все-таки рекомендовала обратиться в багетную мастерскую – там с такими проблемами сталкиваются довольно часто и опыта у них больше. Поверьте, если дефект более-менее серьезный, лучше довериться профессионалу!
Если вам была полезна моя статья, не забудьте поставить оценку ☺
А в комментариях предлагаю обсудить мелкие дефекты на картинах: вы уже сталкивались с такими? Как убирали вмятины или заломы на холсте?
Натяжка холста с заготовкой картины по номерам на подрамник
Недавно ко мне обратились с проблемой: купили картину для раскраски по номерам, а она оказалась без подрамника. Просто холст в рулоне.
Чтобы приступить к раскраске картины, нужно было найти подрамник и натянуть на него холст.
Размер картины 40х50 см. Можно было изготовить новый подрамник, но потребовалось бы ждать несколько дней.
Так как просили сделать картину срочно, ждать изготовления подрамника не хотели, пришлось взять готовый промышленный холст на подрамнике, снять сам холст, а подрамник использовать для натяжки картины.
После снятия холста, оказалось, что модульный подрамник промышленного холста по углам скреплен двойными скобами. Вот одна из причин, почему у такого подрамника не получается использовать клинья для натяжки!
Подрамник с обратной стороны:
Теперь расскажу, как происходит натяжка холста на подрамник и что для этого нужно.
Из инструментов нам понадобятся:
Сначала даем холсту немного вылежаться и распрямиться в развернутом виде:
Часто рекомендуют увлажнить холст с обратной стороны. При увлажнении и последующем высыхании холст сам натягивается. Но это стоит делать, если вы уверены, что натянете все быстро.
Иначе, при высыхании возможна неравномерная натяжка холста.
Следующий этап: располагаем подрамник на холсте, со стороны рисунка, по центру изображения картины:
С обратной стороны на холсте делаем отметки по краям подрамника.
Получается примерно вот так:
Метки, по которым расположим подрамник, на обратной стороне холста получились такими.
Теперь кладем холст на ровную поверхность лицевой стороной вниз. У меня под рукой оказался мебельный щит. Еще в полиэтиленовой упаковке. Его и использовал.
По полученной разметке разместим на холсте подрамник. Подрамник должен располагаться буртиками (выступами профиля) к холсту.
Теперь можно начать крепить холст к подрамнику.
Загибаем холст на подрамник и первую скобу ставим степлером по центру длинной стороны подрамника. Не натягивая холст!Если скоба вбивается не до конца — добиваем ее молоточком!
Целиком это выглядит так.
Затем холст загибаем на подрамник с противоположной стороны и ставим вторую скобу. При этом холст, что есть силы, натягиваем рукой! Только рукой! Инструмент не использовать! Чтобы натягивать холст специальным инструментом, нужен навык. Иначе можно холст просто порвать.
При натяжении на холсте должна появиться складка в виде натянутой полосы от одной скобы до другой:
Переворачиваем подрамник с холстом и проверяем, что получилось.
Необходимо проверить:
— что рисунок расположен по центру подрамника,
— что нити холста перпендикулярны сторонам подрамника (для холстов без рисунка).
Если картинка куда-то сдвинулась, то вытаскиваем установленные скобы и повторяем предыдущие операции заново.
Если с рисунком все в порядке, то также устанавливаем по одной скобе на две другие стороны подрамника. Что есть силы, натягивая холст рукой.
Опять переворачиваем подрамник с холстом и проверяем, не сдвинулся ли куда-нибудь рисунок.
По центру холста виден крест от натяжения холста между 4-мя скобами.
Дальше продолжаем поочередно устанавливать скобы. Каждый специалист ставит их в своей собственной привычной последовательности. Для нашего размера холста (близкого к квадрату) больше подходит такая:
— сначала по одной длинной стороне ставим по одной скобе слева и справа от начальной,
— потом так же ставим скобы на противоположной стороне подрамника,
— затем тоже делаем по коротким сторонам.
При этом не забываем руками продолжать сильно натягивать холст при установке скоб.
До самого угла скобами не доходим!
В результате должно получиться вот что.
Еще раз проверяем картину с лицевой стороны.
Проверили. Все в порядке.
Теперь переходим к оформлению углов нашей картины.
В углах скобы вбиваем по одной стороне подрамника (например, по короткой) почти до самого угла. А по другой стороне не доходя до угла 4-5 см.
Это нужно, чтобы можно было согнуть холст по углам картины и заправить его внутрь.
Холст на углах можно обрезать, но я обычно стараюсь заворачивать его целиком, без обрезки. Последовательно закрепляя складки холста степлером.
В конце холст на углах крепим дополнительными скобами степлера.
В результате получаем вот такой угол.
Работа почти закончена.
Но на холсте, особенно на внутренней стороне видны неровности натяжения. И натянут он не очень сильно.
Чтобы это исправить теперь необходимо холст смочить. Это помогает только для готовых загрунтованных холстов!
Для этого используем пульверизатор. Его я взял у жены. Она из него опрыскивает цветы.
Смачиваем холст из пульверизатора с обратной стороны. Несильно, так чтобы не было потеков воды!
Вот так:
При высыхании холст распрямляется и натягивается.
Все! Картина по номерам натянута на подрамник и готова к работе!
Рекомендации о том, как исправить холст
Покоробленность полотна картины происходит от двух причин. Во-первых, от изменений атмосферы помещения, в котором хранятся картины, от ненормального режима, от резкой перемены температуры и влажности воздуха; во-вторых, от различных механических воздействий на полотно картины с изнанки или лицевой стороны ее.
Деформации полотна могут быть самого разнообразного характера, они обусловливаются как технологией материала, так и причинами, вызвавшими то или иное его изменение. От этого зависит и степень деформации.
Исправление покоробленности холста картин
Наиболее часто встречаются в реставрационно-хранительской практике следующие виды покоробленности: ослабление натяжения полотна, выражающееся в провисании, крупная волнистость его, общая гофрированность, сборки по углам в диагональных направлениях и др. Эти дефекты большей частью появляются от перемены температурно-влажностного режима.
Они не столь опасны и не требуют немедленного исправления. Больше того, вмешательство может оказаться ненужным и даже вредным, так как часто дефекты эти имеют неустойчивый характер и при наступлении нормального режима исправляются сами.
Под действием повышенной влажности холст, в силу присущей ему гигроскопичности, увлажняется и ослабевает (иногда в зависимости от особого свойства волокна бывает и наоборот).
Ослабление выражается в различных формах покоробленности и зависит от качества натяжки картины и равномерности наложенного грунта и красок.
Неопытного хранителя это может озадачить и он поспешит какими-либо средствами устранить беспокоящее его явление — перетянет картины или растянет полотно посредством клинков.
Что сделается с подтянутым полотном при уменьшении влажности воздуха в помещении? Ясно, что полотно, провисавшее и коробившееся при повышенной влажности, будет само натягиваться.
Если оно во время его ослабления было подтянуто, то при наступлении прежних нормальных условий оно натянется еще больше, может перейти предел возможного натяжения и при малой эластичности старого холста, грунта и красочного слоя могут образоваться разрывы.
К исправлению указанного вида покоробленности нужно подходить очень осторожно — постараться создать нормальную атмосферу и только по истечении довольно длительного времени, убедившись, что дефекты сами не выправляются и могут принять устойчивую форму, произвести исправление их приемами, описанными ниже.
Когда требуется устранить провисание полотна, прибегают к растяжке его посредством клинков, имеющихся в правильно сделанном подрамнике. Клинки бывают расположены по два в каждом углу и по одному у каждой из планок крестовины.
Если картина находится в экспозиции и правильно подвешена на шнурах к штангам, следует ее отвести от стены, при содействии помощников поддержать в таком положении, встать между стеной и картиной (если картина большая, то на подставку или стремянку) и осторожно небольшим молоточком постучать по клинкам.
Удары молотка должны быть очень легкими, так как сила клина, неумело использованная, может повести к разрывам грунта, красочного слоя и даже самого полотна. После немногих легких ударов нужно сбоку посмотреть на полотно картины и, убедившись в целесообразности своих действий, продолжать или прекратить их.
При ударах по клинкам нельзя допускать прикосновения, тем более скольжения молотка по полотну картины, это также может повредить грунту и красочному слою. Молоток должен быть маленький, типа обойного, и ударять, для большей предосторожности, следует не непосредственно по самому клинку, а через небольшой деревянный брусочек или планочку, наставляемые на торец клинка.
При равномерном провисании всей площади полотна или в том случае, когда все оно покрыто крупными волнами, следует подбивать все клинки равномерно. Если же покоробленность наблюдается только в одном месте, например в правой верхней четверти картины, подбиваются клинки правого верхнего угла подрамника и т.д. Без крайней нужды не следует производить ни одного удара.
Может случиться так, что картина ранее была неравномерно натянута, и образовавшаяся гофрированность вблизи бортов ее не устранится от подтягивания клинками — в таком случае прибегают к частичной перетяжке полотна.
Для этого в требуемом месте вынимают из подрамника гвозди, держащие полотно картины, особыми щипцами с широкими плоскими губками захватывают за кромки полотно, подтягивают до нужной степени и вновь закрепляют гвоздями.
Этот прием носит название местной перетяжки; он, кроме осторожности, требует от работающего большой искусности, так как сборки полотна бывают очень причудливы и не сразу поддаются исправлению. Не всегда даже можно их выправить средствами общей перетяжки.
Часто приходится иметь дело с мелкими сборками полотна, расположенными вдоль бортов картины в вертикальном положении по отношению к краям ее.
Эти покоробленности происходят от увеличения объема полотна (растянутости) только в этих местах, приобретают застарелую устойчивую форму, и при всех попытках перетягивать полотно сборки не пропадают, а как бы переходят с места на место. В таких случаях требуется более сложный и ответственный прием их устранения.
Возникает задача уплотнения волокна и ниток холста, «посадки» их на свои места, уменьшения объема с одновременным разглаживанием. Для этого картину, положенную лицевой стороной вниз (желательно на мраморную плиту), освобождают от подрамника. Нагретым (не сильно) утюгом проглаживают полотно в местах сборок, наблюдая за их состоянием.
Иногда полотно «садится» очень быстро и хорошо, и сборки пропадают даже при непродолжительном разглаживании, но бывает и так, что приходится долго гладить утюгом по одному и тому же месту для большего прогревания полотна. Если потребуется проглаживать картину с лица, это следует делать через бумажную прокладку.
При сложном фактурном рельефе применяется фланель или другая ворсистая материя. Ее же рекомендуется подкладывать под лицевую сторону картины, когда проглаживают холст с изнанки. Если указанные действия не приводят к желаемым результатам, можно прибегнуть к увлажнению полотна с последующим проглаживанием.
Увлажнять полотно нужно не сильно, лучше всего действовать распылением воды через хороший пульверизатор. При известной осторожности можно протереть холст и отжатой ватой.
При проглаживании увлажненного полотна происходит распаривание клеевого вещества, входящего в состав грунта, причем под воздействием теплого пресса, неровности холста выправляются, часто очень удачно.
Для этого необходимым условием является то, чтобы влага, вводимая в грунт, по окончании проглаживания совершенно испарилась; следы сырости (темноватые пятна) не должны оставаться на холсте.
Проведение этой операции допустимо лишь при условии нормального состояния красочного слоя. Выправлять складки таким приемом нельзя в том случае, если имеются осыпи, отставания, шелушение и пр. Предварительно надлежит предохранить красочный слой путем закрепления, о котором речь будет ниже.
В картинах, не натянутых на подрамник и не монтированных в рамы под стекло, от долгого хранения и при неправильном обращении с ними также могут образоваться покоробленности. Иногда приходится иметь дело с полотнами, свернутыми в трубку без какого-либо основания (картонного или фанерного вала).
В таких случаях цилиндрическая форма трубки от времени под действием собственной тяжести становится сплюснутой. При развертывании такой картины полотно приобретает ребристую поверхность, и если живопись старая с высохшим грунтом и краской, то складки будут очень устойчивыми.
В таких случаях кроме покоробленностей могут образоваться и другие дефекты и повреждения, например сломы грунта и краски, отставание их, шелушения различной формы и степени и т.п. Как поступать в подобных случаях? Прежде всего нужно обследовать красочный слой и предохранить его от осыпания.
Развернутую картину кладут на стол (при большом размере на специальный щит или на пол) лицевой стороной вверх, затем одну из кромок, параллельных складкам, прикрепляют гвоздями к основанию, на котором лежит вещь, за противоположную кромку берут руками и растягивают, насколько возможно это сделать, не повредив гофрированного полотна, после чего закрепляют и эту кромку.
Затем увлажняют воздух в комнате (брызгают пол, ставят ванночки или испаряют воду из электрической кастрюли) и оставляют картину лежать в спокойном состоянии. В последующие дни увлажнение продолжают. Холст впитывает часть влаги, отчего грунт делается более эластичным, и полотно под действием собственной тяжести выправляется.
Время от времени можно помогать выправлению, подтягивая полотно за кромку и перемещая гвозди. В дальнейшем картину натягивают на подрамник посредством щипцов, и покоробленности выправляются совершенно. В некоторых особенно неблагоприятных случаях может потребоваться и разглаживание, о котором было сказано выше.
Большие картины обычно хранят на валах. Если вал имеет неровности (выпуклости, вдавленности, рубцы и пр.), то от долгого лежания на таком валу холсту картины передаются эти неровности, и при раскате его могут обнаружиться покоробленности.
Они могут быть общего характера — в виде рубцов по вертикалям или горизонталям картины, совпадающих с рубцами вала в местах стыков фанеры или картона, которыми был обит каркас его. В таком случае рубцы на полотне ритмично чередуются через каждый оборот вала. Иногда в местах этих рубцов образуются непоправимые трещины (сломы) в грунте и красочном слое.
При частичных неровностях вала — вдавленности фанеры или картона, выпуклости, пробоинах, изъянах от сучков дерева и пр. — на полотне картины образуются покоробленности местного характера в виде «пузырей» от вытянутости холста в ту или иную сторону или мелких сломов. По большей части эти дефекты являются как бы отпечатком дефектов вала.
Но покоробленности холста могут образоваться и при правильно сделанном вале. Если на один вал накатывают несколько картин без соблюдения некоторых правил, то дефекты неизбежны. Допустим, что накатывают на вал три—четыре картины размера, значительно меньшего, чем размер самого вала и поверх них накатывают картину большего размера.
Что произойдет? Середина верхней картины приляжет к ранее накатанным, а края ее обвиснут. При продолжительном хранении в таком виде у верхней картины образуются покоробленности или рубцы в местах, совпадающих с краями лежащих внизу картин.
Если при накатке картин на вал не расправить тщательно кромки, то это также может повлечь образование покоробленностей полотна как данной картины, так и накатанных поверх нее.
При рассматривании картины сбоку иногда наблюдаются выпуклости полотна прямоугольной или квадратной формы и расходящиеся от них складки в виде лучей, это — покоробленности, образовавшиеся от наклейки на оборотную сторону холста какого-либо ярлыка с названием картины, фамилией автора и пр. Клей, которым был намазан ярлык, стянул полотно, отчего и образовались покоробленности.
Необходимо упомянуть о часто встречающихся дефектах полотна картины, происходящих от неаккуратного с ним обращения. Перемещая картины, хранимые в открытом виде, перенося их в другое здание или устанавливая в штабели, музейные работники не всегда соблюдают нужную аккуратность.
Иногда картины помещают таким образом, что полотно их прикасается к углу подрамника другой картины, к углу стола и т. д. Нередко неопытные или небрежные работники берут картину за крестовину подрамника, подсовывая под него пальцы, и нажимают руками на полотно.
В результате на полотне картин образуются вдавленности или выпуклости, «пузыри», которые также можно назвать мелкими покоробленностями, часто сопровождающиеся повреждениями красочного слоя.
Какие же применяются способы устранения последних видов покоробленности? Покоробленности, образовавшиеся от неправильного вала, покоробленности крупных сгибов полотна или крупной волнистости, а также образовавшиеся от накатки картин большего размера на картины меньших размеров или от накатки картины с плохо расправленными жесткими кромками, часто уменьшаются или устраняются совершенно от продолжительного лежания картины на ровной плоскости в свободном состоянии.
Правильным натяжением полотен на подрамники также можно устранить эти виды покоробленности. В случаях, когда вышеописанные приемы не дают должного эффекта, прибегают к проглаживанию покоробившихся мест утюгом, по способу, уже нами описанному.
Покоробленность, образовавшаяся от наклейки на оборотную сторону картины бумажных ярлыков, устраняется следующим образом: не снимая картины с подрамника (если она находится на нем), ее кладут лицевой стороной на ровную плоскость — стол, щит или, лучше всего, на мраморную плиту.
Пытаются отделить бумажку от полотна, поддевая ее ножом или скальпелем с угла, более слабо приклеенного. Если ярлык удалось снять таким образом, необходимо по возможности вслед за этим удалить клей, оставшийся на полотне. Его соскабливают тем же ножом.
По удалении клея покоробленное место расправляют, проглаживая утюгом. Если это не дает нужного результата, место покоробленности слегка увлажняют и опять проглаживают.
При невозможности этим способом отделить и снять наклейку, можно испытать следующее: намочить тампон ваты водой, отжать его и увлажнить им наклейку. Бумага впитает влагу, и клей, если он растворим в воде, размягчится.
Размягчение клея может наступить не сразу, поэтому увлажнение следует повторять, остерегаясь, однако, изобилия воды. Когда клей размягчится, бумажка легко снимается, после чего, не давая клею высохнуть, необходимо счистить его ножом. Покоробленное место проглаживают утюгом через бумажку, часто сдвигая ее, чтобы она не приклеилась.
Следует отметить, что клей по своему свойству бывает различным. Наклейку делают чаще всего так называемым конторским клеем, представляющим собой силикат (жидкое стекло), или еще каким-нибудь водоупорным раствором. В таких случаях наклейку приходится удалять ножом, осторожно срезая ее небольшими долями.
Как уже было указано, приходится сталкиваться с местными мелкими покоробленными участками — «пузырями», образующимися от вытянутости нитей холста. Выправление таких «пузырей» не является сложной операцией, но все же требует некоторых знаний и умения.
Самый простой и эффективный прием следующий: место «пузыря» с тыльной стороны картины не сильно увлажняется посредством ваты, смоченной в воде и отжатой. Клей, входящий в состав грунта (первая проклейка), вбирает влагу и размягчается, а затем при просыхания сжимается и стягивает вытянутое полотно. Таким образом, «пузырь» исчезает и плоскость полотна выравнивается.
Операцию эту следует производить над картиной, натянутой на подрамник. Натяжение полотна само уже способствует выравниванию вытянутых волокон. Техника работы очень проста. Места, находящиеся под планками или крестовиной подрамника, смачивают при помощи тонкой Деревянной пластинки, обернутой ватой.
Эту пластинку просовывают между планкой подрамника и полотном и водят ею по полотну в области «пузыря». Избыток влаги может подействовать и отрицательно, поэтому лучше недоувлажнить полотно и повторить операцию, чем повредить грунту и красочному слою.
При устранении «пузырей» увлажнение иногда приходится сопровождать температурным воздействием. Для этого по увлажненному месту с оборота картины или с лицевой ее стороны (через бумагу) проглаживают не сильно нагретым утюгом. Получается припаривание, своеобразный теплый компресс. Это дает ускоренные результаты благодаря более интенсивному просушиванию под подвижным прессом.
От попадания сора, кусочков штукатурки и других предметов между фасками периметральных планок подрамника и полотном могут также образоваться «пузыри» и складки.
Чтобы не снимать картину с подрамника при устранении их, поступают следующим образом: тончайшей деревянной пластинкой удаляют посторонние предметы, образующие пузыри. Затем на ту же пластинку лентообразно навертывают небольшое количество ваты, которую смачивают, после чего повторяют операцию, описанную выше.
После увлажнения полотна между фаской подрамника и полотном помещают кусочек стекла требуемого размера и кладут картину лицевой стороной вверх, через бумагу проглаживают «пузырь» кончиком теплого утюга. Если нет опасности, что утюг может прижечь лак или краску, его можно оставить в виде пресса на «пузыре» на три—четыре часа и даже до следующего дня. Затем стекло вынимают (1.
Устранение «пузырей» можно производить подобными способами только в тех случаях, когда появление их не повлекло еще отставания краски от грунта, трещин, осыпей и пр. Если последнее уже случилось, то выправление всевозможных вдавленностей обязательно должно производиться с одновременным закреплением красочного слоя и грунта (с процессом закрепления мы познакомимся ниже).
Бывают случаи, когда покоробленности холста не поддаются устранению ни одним из указанных способов, тогда приходится применять более сложный метод реставрации, носящий название «дублирования».
Исправление покоробленности холста картины
Деформации и степень деформации полотна могут быть самые разные, они зависят как от технологии материала, так и от причин, вызвавших то или иное его изменение.
Покоробленность полотна картины происходят:
Наиболее часто встречаются следующие виды покоробленности:
Эти дефекты в основном появляются от перемены температуры и влажности воздуха. Они не требуют немедленного исправления, поскольку при наступлении нормального режима могут исправиться сами.
Под действием повышенной влажности холст увлажняется и ослабевает. Ослабление выражается в различных формах покоробленности и зависит от качества натяжки картины и равномерности наложенного грунта и красок.
Если полотно во время провисания было подтянуто, то при наступлении прежних атмосферных условий оно натянется еще больше и могут образоваться трещины и разрывы. Исправлять этот вид покоробленности нужно только после того, как по истечении довольно длительного времени дефекты сами не выправились.
Провисание полотна исправляют растяжкой его посредством клинков в углах подрамника. Клинки обычно расположены по два в каждом углу и по одному у каждой из планок крестовины. Необходимо легко и осторожно небольшим молоточком постучать по клинкам.
При ударах по клинкам нельзя допускать прикосновения и скольжения молотка по полотну картины, поскольку это может повредить грунт и красочный слой. При равномерном провисании полотна следует равномерно подбить все клинки. Если же покоробленность наблюдается только в одном углу, то подбиваются клинки в том же углу подрамника.
Если картина была неравномерно натянута и образовалась гофрированность у ее бортов, это не устранить подтягиванием клинками и требуется частичная перетяжка холста. В месте дефекта вынимаем скобы или гвозди из подрамника, затем щипцами с широкими плоскими губами подтягиваем полотно и вновь закрепляем холст гвоздями или скобами.
Не всегда этот дефект можно выправить методом общей перетяжки. Тогда картину снимаем с подрамника, кладем лицевой стороной вниз на мраморную плиту и не сильно нагретым утюгом через бумажную прокладку проглаживаем полотно в местах этих складок. Если это не помогает, то слегка увлажняем холст и снова проглаживаем.
Проведение этой процедуры допустимо лишь при хорошем состоянии красочного слоя.
В не натянутых на подрамник картинах от долгого хранения и неправильного обращения могут образоваться покоробленности. В таких случаях кладем картину лицевой стороной вверх на деревянный стол, затем растягиваем и скобами или гвоздями закрепляем холст на этом основании.
После этого увлажняем воздух в помещении и оставляем картину, так делаем на протяжении нескольких дней. Холст впитывает часть влаги, грунт делается эластичнее и полотно потихоньку выправляется.
Время от времени подтягиваем холст и перемещаем гвозди или скрепки. В дальнейшем картину натягиваем на подрамник при помощи щипцов и покоробленности уходят. В некоторых случаях может потребоваться разглаживание утюгом, описанное выше.
Иногда от неправильного хранения и деформации холста посторонними предметами происходят рубцы, вдавленности или выпуклости полотна в виде пузырей, часто сопровождающиеся повреждениями красочного слоя.
Эти покоробленности часто уменьшаются или устраняются от продолжительного лежания картины на ровной плоскости в свободном состоянии. Правильное натяжение холста на подрамник также может это исправить.
Если вышеописанные приемы не дают нужного эффекта, то приступаем к проглаживанию покоробившихся мест утюгом, по описанному ранее способу.
Покоробленность от наклейки бумажного ярлыка на обратную сторону картины устраняем следующим образом: не снимая картины с подрамника, кладем ее лицевой стороной на ровный стол (в идеале, на мраморную плиту).
Отклеиваем бумагу от полотна, аккуратно поддевая ножом и соскабливаем ножом оставшийся на полотне клей. После удалении клея покоробленное место расправляем с помощью проглаживания утюгом. Если это не помогает, то слегка увлажняем и снова проглаживаем.
Самый простой и эффективный прием удаления небольшого пузыря: место пузыря с обратной стороны натянутой на подрамник картины слегка увлажняется. Входящий в состав грунта клей вбирает влагу и размягчается, а при высыхания сжимается и стягивает вытянутое полотно. Если это не помогает, то место расправляем с помощью проглаживания утюгом.
Складки и пузыри бывают еще и от попадания мусора между подрамником и полотном. Чтобы не снимать картину с подрамника, тонкой деревянной пластинкой надо удалить посторонние предметы, затем на эту пластинку намотать немного ваты, смочить ее и протереть это место.
Подобными способами можно производить устранение пузырей только когда нет отставания краски от грунта, трещин, осыпей и пр. Если у картины есть эти проблемы, то исправление дефекта должно сопровождаться с одновременным закреплением красочного слоя и грунта.
Дефекты масляной живописи, Библиотека статей для художников
Колористические возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от качества материалов, применяемых в живописи, но и от того, насколько правильна технология живописи.
Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно являются следствием незнания техники живописи и материалов или низкокачественных грунтов.
Пожухание — ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск, становится глухой, черноватой. Причина пожухания — потеря пигментами связующего. Пожуханию способствует:
Для предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший красочный слой. Сухой красочный слой следует предварительно обрабатывать лаком «Ретушь», в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло № 1 или № 2; не злоупотреблять разбавителями. Для частичного устранения пожухания живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем ретушным лаком.
Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Почернение или пожелтение наступает:
Для частичного устранения почернения может быть рекомендована протирка живописи уплотненными маслами № 1 или № 2, а затем лаком «Ретушь».
Кракелюр — трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же глубоким. Образование кракелюра вызывают:
Для ликвидации такого серьезного дефекта, каким является кракелюр, требуется работа реставратора.
Отслоение живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия — сцепление свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
Для сцепляемости краски с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают — делают достаточно шероховатым — и затем тщательно обрабатывают лаком «Ретушь».
Меление красок. Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего — масла.
Меление красок происходит:
Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя. Во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление рекомендуется писать на живописных лаках.
Сседание — сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок, что вызывает сморщивание красочного слоя.
Помутнение живописи происходит:
Для устранения помутнения живопись протирают лаком «Ретушь» или уплотненными маслами № 1 или № 2. При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают над парами спирта.
Покоребленность (деформация). Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразной поверхности.
Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника.
Для устранения покоробленное холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия (нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов). Если деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки. Покоробленность — серьезное повреждение холста и часто требует вмешательства реставратора.
Вмятины образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и т. п.). Вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Обычно на местах вмятин образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.