как правильно ставить номер договора
Как ставить номера документов, чтобы не запутаться
Если работать без бухгалтера, рано или поздно можно запутаться в номерах документов. Можно завести тетрадочку и вычеркивать использованные номера, а можно прочитать эту статью и сделать по-другому.
Номера счетов можно ставить как угодно
За номера счетов можно не переживать, ведь по сути счет — это не документ, а только намерение одной компании передать деньги другой компании. Номера счетов могут быть любыми: сегодня №1, а завтра №114.
Если так получится, что номер счета повторится, ничего не произойдет: Росномернадзора у нас нет, максимум партнер подумает, что компания не очень аккуратна с документами, а то и вовсе не заметит.
За номерами остальных документов нужно следить
А вот за номерами актов, договоров, накладных, счетов-фактур нужно смотреть. Эти и другие важные документы требуют сквозной нумерации — так называют нумерацию, которая начинается каждый год сначала и идет по порядку.
Если этого не делать, налоговая проверка заметит и скажет, что вы нарушили правила ведения бухгалтерского учета, а это административное и налоговое правонарушение. Я не знаю ни одного случая, когда за это наказывали, но всё же лучше не рисковать. Да и работать легче, когда в документах порядок.
Как нумеровать документы
Самый простой способ — автоматическая нумерация. Такая есть, например, в 1С, с которой работают бухгалтеры. Если у вас небольшая компания и 1C нет, можно использовать программу «Бизнес-пак». Это бесплатная программа, которая автоматически следит за нумерацией, подтягивает ваши реквизиты и реквизиты других компаний и делает еще много чего полезного.
Если программа вам не нужна, есть старый добрый эксель. Можно завести таблицу и в нее записывать, какой документ, с каким номером, от какой даты и по какому контрагенту. Это поможет упорядочить работу с документами.
А вот если и с экселем возиться не хочется, можно завести ту самую тетрадочку, там помечать, какой последний номер использовали, и брать следующий.
А если совсем всё надоело, можно просто ставить дату вместо номера. Например, счет от 23 января 2020 года. Если таких счетов в день несколько, ставьте еще и время. Вот так: 23.01.2020-17.14. Тогда точно не запутаетесь.
О нумерации трудовых договоров и допсоглашений
Ведомство указало: работодатель сам может определять порядок нумерации трудовых договоров и соглашений к ним в своих локальных актах.
Номер трудового договора можно сложить из собственного номера и цифр, обозначающих год его заключения. Например, первый договор в январе 2020 года будет с номером 1-20/01.
Допсоглашение к каждому трудовому договору можно нумеровать, начиная с N 1.
Вопрос: Обязательно ли организация должна нумеровать трудовые договоры? Нужно ли отдельно нумеровать дополнительные соглашения к ним? Существуют ли обязательные требования к такой системе нумерации, или организация вправе разработать ее самостоятельно? Из каких цифр (букв) должны состоять номера трудового договора и допсоглашения к нему?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2020 г. N 14-2/В-519
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел письмо от 23 марта 2020 г. по вопросам применения норм трудового законодательства и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме от 23 марта 2020 г., не является разъяснением и нормативным правовым актом.
Статьей 57 регламентировано содержание трудового договора.
Номер трудового договора не относится к обязательным сведениям, предусмотренным статьей 57 Кодекса. Вместе с тем унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1, предусматривали нумерацию трудовых договоров.
Действующими нормативными правовыми актами не регламентирована процедура нумерации трудовых договоров, основным смыслом которой являются упорядочение договоров с точки зрения надлежащего делопроизводства и идентификация договоров.
Как правило, на практике используется система, при которой номер трудового договора состоит из собственного номера договора и цифр, обозначающих год его заключения. Например, трудовому договору, заключенному в январе 2020 г., может быть присвоен номер 1-20/01.
Дополнительное соглашение к трудовому договору, как правило, имеет нумерацию, начинающуюся с N 1, к каждому трудовому договору.
Конкретный порядок нумерации трудовых договоров и дополнительных соглашений к трудовым договорам может быть установлен локальным нормативным актом работодателя.
Как нумеровать трудовые договоры и допсоглашения к ним?
Обязательно ли организация должна нумеровать трудовые договоры? Нужно ли отдельно нумеровать дополнительные соглашения к ним? Существуют ли обязательные требования к такой системе нумерации, или организация вправе разработать ее самостоятельно?
Нумерация трудовых договоров
По закону прием на работу оформляют приказом работодателя, который должен быть издан на основе заключенного с работником трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Трудовой кодекс требует обязательно оформлять письменный трудовой договор, признавая его основным документом, который удостоверяет трудовые отношения между работником и работодателем.
Статья 57 Трудового кодекса регламентирует содержание трудового договора.
Номер трудового договора не относится к обязательным сведениям.
Однако унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, предусматривали нумерацию трудовых договоров.
Ведь, прежде всего, нумерация нужна для упорядочения договоров с точки зрения надлежащего делопроизводства и идентификация договоров.
Обязательные сведения трудового договора
Действующими нормативными правовыми актами не регламентирована процедура нумерации трудовых договоров.
Как правило, на практике используется система, при которой номер трудового договора состоит из собственного номера договора и цифр, обозначающих год его заключения.
Например, трудовому договору, заключенному в январе 2020 г., может быть присвоен номер 1-20/01.
Допсоглашения
Дополнительное соглашение к трудовому договору, как правило, имеет нумерацию, начинающуюся с № 1, к каждому трудовому договору.
Конкретный порядок нумерации трудовых договоров и дополнительных соглашений к трудовым договорам может быть установлен локальным нормативным актом работодателя.
Такие разъяснения представил Минтруд России в письме от 28 апреля 2020 года № 14-2/В-519.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Выбор читателей
С 27 сентября 2021 – новое в удержании из зарплаты
Семь важных изменений в учете и налогах с 1 октября 2021 года
Как изменились платежные поручения осенью 2021 г: разъяснения экспертов бератора
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как настроить нумерацию документов в 1С?
Каждый элемент, будь то справочник или какой-либо документ, заносится в программу 1С со своим номером. Этот номер уникальный и присваивается каждому элементу программой автоматически. Однако очень часто нумерация сбивается без каких-либо видимых причин. Почему это может происходить и как избежать подобных ситуаций, поговорим в нашей статье.
Нумерация документов в 1С:Бухгалтерия предприятия редакции 3.0 частично изменилась по сравнению с редакцией 2.0. Номер каждого документа в системе теперь состоит из четырёх символов префикса и самого номера. Если в программе 1С мы захотим завести несколько организаций, то будут задействованы первые два символа префикса (рис. 1), поскольку именно они определяют организацию и устанавливаются непосредственно в карточке организаций (рис. 2) (для каждой организации заводим уникальный символ префикса). Так документы разных организаций легко различаются и имеют независимую нумерацию.
Если префикс организации не будет установлен, то по умолчанию он примет значение «00». Третий и четвертый символы префикса в большинстве случаев устанавливаются в момент настройки синхронизации между различными конфигурациями 1С, к примеру, между 1С:Бухгалтерия предприятия 8 и 1С:Зарплата и управление персоналом 8 (рис. 3).
1С:Бухгалтерия предприятия 8 обеспечивает автоматическую нумерацию документов в порядке их ввода в информационную базу. Номер присваивается документу только в момент его записи. Такой подход гарантирует строго последовательную нумерацию документов, когда с общими данными работают несколько пользователей. Но мы можем изменить автоматически присвоенный номер вручную, однако стоит иметь в виду, что при этом программа не позволит записать уже использованный номер. А если мы захотели внести нумерацию, содержащую символы «/» или «-» и подобные, то должны иметь в виду, что придётся и дальше вручную редактировать номера, поскольку автоматическая нумерация документов будет нарушена.
Также пользователь вправе изменить количество знаков во второй части номера документа. К примеру, «00БП-000099» изменить на «00БП-99». Было бы логично, что следующим номером по хронологии должен стать «00БП-100». Однако этого не произойдёт, поскольку пользователь изменил количество знаков во второй части номера. Теперь 1С будет создавать новые документы с одинаковой нумерацией «99» на конце, так как это максимальное двузначное число. Чтобы обезопасить себя от сбоя нумерации документов, нужно в порядковом номере файла использовать предельное количество символов.
В начале каждого года нумерация документов начинается заново.
При вводе документа задним числом программой присваивается очередной порядковый номер текущего года. Если при этом информационная база содержит документы с более поздней датой, хронологическая последовательность номеров документов будет нарушена. Чтобы это исправить, вам придётся перенумеровать документы вручную.
В программе 1С:Бухгалтерия предприятия ред. 3.0 в разделе «Отчёты» — «Анализ учёта» есть обработка «Экспресс-проверка» (рис. 4), с помощью которой пользователю представляется возможным проверить и исправить нумерацию счетов-фактур, приходных и расходных кассовых ордеров.
В настройках отчёта мы выбираем раздел учёта, по которому будет проводится проверка. В нашем случае это нумерация кассовых документов и нумерация счетов-фактур (рис. 5).
Раскрывая выведенные проверкой ошибки, мы можем более детально их рассмотреть и при необходимости выполнить перенумерацию документов, нажав на соответствующую ссылку «Автоматическая перенумерация документов» (рис. 6).
В этой статье мы рассмотрели, как настраивается нумерация в программе 1С. Надеемся, что этот материал оказался вам полезен. Если возникнут вопросы по данной теме, звоните к нам на Линию консультаций 1С компании «Что делать Консалт». Мы вам обязательно поможем! Наши консультанты имеют многолетний опыт работы с программами 1С и знают ответ на любой вопрос. Первая консультация совершенно бесплатно!
Структура понятного договора (часть 2)
Продолжаем обсуждать структуру договора.
В прошлый раз мы выяснили несколько особенностей нашего мозга, которые влияют на восприятие информации:
1. Мы любим порядок.
2. Мы пишем и читаем по-разному.
3. Мы лучше воспринимаем информацию, которая расположена в определенной последовательности.
Поэтому информацию в тексте нужно делить на блоки и внутри них выстраивать связный рассказ.
Из раздела «Права и обязанности» мы выделили информацию о вывесках.
Но возникла проблема: новый блок оказался слишком большим для «Прав и обязанностей», но слишком маленьким для самостоятельного раздела.
Существует ли оптимальный размер раздела договора? Чтобы определить его, нужно узнать еще один факт о нашем мозге.
Факт 4. У нас слабая оперативная память.
Человеку сложно в один присест внимательно и вдумчиво прочитать большой текст. В примере ниже только обязанности субарендатора занимают 17 пунктов — его права, скорее всего, займут еще столько же. Эту информацию будет сложно воспринимать, если не ограничить число пунктов в разделе.
В среднем мы можем удерживать в памяти от 5 до 9 идей. Поэтому в раздел оптимально включать от 5 до 9 пунктов.
Если в разделе меньше 5 пунктов или он выглядит неполно (я такие называю “сиротинушка”), желательно объединить его с другим близким по смыслу разделом.
Вернемся к вывескам. В новоявленном разделе всего 4 пункта, и выглядит он сиротливо. Но в этом договоре есть информация не только про вывески, но и про оформление витрин — можно собрать раздел под названием «Оформление помещения».
Объединять стоит только близкие по смыслу разделы. Не стоит объединять разделы про форс-мажор и порядок оплаты, но можно — про стоимость и порядок расчетов.
Если в разделе больше 9 пунктов или пунктов нужное количество, но его все равно сложно читать:
· разбейте на несколько разделов.
Подсказки можно использовать, чтобы сделать договор понятнее для читателя и показать, где заканчивается один блок информации и о чем будет следующий. Для читателя такое разделение удобно, при этом какого-то юридического значения подсказки не несут.
В примере я преобразовал раздел «Права и обязанности» в раздел «Порядок исполнения договора». Получился достаточно большой раздел из 10 пунктов, но пункты сгруппированы исключительно по смыслу, а подсказки позволяют делать перерыв при чтении — мы заранее знаем, где можем остановиться.
Чтобы подсказки были полезными, не рекомендую:
· нумеровать подсказки — это излишне;
· выделять подсказки жирным шрифтом — это запутывает и отвлекает;
· давать только одну подсказку посреди раздела — их должно быть хотя бы две- три.
Этот прием также дает читателю отдохнуть.
Например, в договоре был один раздел «Стоимость услуг и порядок расчетов». В него входило 10 пунктов, что почти соответствует нашему критерию. Но пункт 3.5 оказался слишком тяжеловесным, а заказчик настаивал на том, чтобы его сохранить. Поэтому было принято решение выделить два раздела: «Стоимость услуг» и «Порядок расчетов». Второй раздел получился небольшим, но в целом информацию проще усвоить, и у читателя появилась возможность перевести дух.
Итак, что мы узнали о структуре договора?
· Разбиваем договор на блоки (с помощью разделов, подразделов, подсказок).
· Связываем условия внутри блоков:
-по схожей тематике;
-хронологически, от общего к частному, от важного к неважному или в сравнительном порядке.
· Включаем в блок от 5 до 9 пунктов.
Как располагать разделы?
Можно ли применить принципы объединения пунктов внутри разделов к структуре договора? Например, располагать разделы в порядке от важного к неважному? Скорее всего, нет. Трудно определить, что для читателя важнее всего. Для предпринимателя важен вопрос прибыли, для менеджера — исполнения договора, а для бухгалтера — оплаты и НДС.
Универсального рецепта порядка разделов я не нашел. Единственный критерий — информация должна быть организована так, чтобы получился внятный рассказ.
При этом есть гипотеза, которая Вам может помочь. При создании договора можно придерживаться следующей структуры:
1. Общие разделы: термины и определения, предмет договора, общие положения;
2. Конкретика: порядок исполнения, оплата, сдача-приемка;
3. Все остальное: ответственность, форс-мажор, сроки договора, порядок досрочного расторжения, т. д.
Сначала вводим читателя в курс дела, потом снабжаем его ключевой информации о взаимодействии сторон, затем уже рассказываем какие-то отдельные аспекты.
Надеюсь, такая последовательность поможет вам создать из договора рассказ.
На сегодня все. В следующий раз поговорим о том, как избежать слишком объемных пунктов в договоре. До новых встреч.
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь: