гвв 10 обеспеченности что это
Уровень высоких вод n %-ной обеспеченности
Смотреть что такое «Уровень высоких вод n %-ной обеспеченности» в других словарях:
Земля — I Земля (от общеславянского зем пол, низ) третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак ⊕ или, ♀. I. Введение З. занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет т … Большая советская энциклопедия
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Земля (планета) — Земля (от общеславянского зем пол, низ), третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак Å или, ♀. I. Введение З. занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет т. н. земной группы, в… … Большая советская энциклопедия
Земля — (Earth) Планета Земля Строение Земли, эволюция жизни на Земле, животный и растительный мир, Земля в солнечной системе Содержание Содержание Раздел 1. Общая о планете земля. Раздел 2. Земля как планета. Раздел 3. Строение Земли. Раздел 4.… … Энциклопедия инвестора
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
СО 34.21.308-2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения — Терминология СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения: 3.10.28 аванпорт: Ограниченная волнозащитными дамбами акватория в верхнем бьефе гидроузла, снабженная причальными устройствами и предназначенная для размещения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… … Географическая энциклопедия
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора
Израиль — Государство Израиль, в Зап. Азии, на вост. побережье Средиземного моря. Образовано в 1948 г. на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. В качестве названия принято название еврейского гос ва, существовавшего примерно в этих… … Географическая энциклопедия
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Верхняя вода
Следует отметить, что решающим фактором, определяющим приток верхней воды в скважину независимо от путей проникновения ее является пластовое давление нефтяных горизонтов. [32]
Поэтому для открытия фильтра ( это необходимо при изоляции от верхних вод ) сальник, находящийся выше существующих дыр фильтра, необходимо разбурить. Для этого пользуются забойными и торцовыми фрезерами, которые разламывают и раскрошивают чугунный сальник. Для выноса раздробленных чугунных частиц необходимо работать на глинистом растворе. [35]
Данные скважины должны были быть обустроены фильтром, т.е. интервал верхних вод также должен быть перекрыт фильтром с обратными клапанами и изолирован. Таким образом предупреждается обводнение скважин как верхними, так и подошвенными водами. [37]
При правильно спроектированной конструкции газовой скважины и надежном тампонаже опасность прорыва верхних вод и смятия обсадных труб может быть предотвращена. [39]
Одной из причин осложнений, встречающихся при бурении скважин, является приток чуждых верхних вод в скважину, что может являться также результатом неполного вытеснения глинистого раствора цементным из затрубного пространства во время цементирования скважины. [41]
Пути проникновения нижних вод по межтрубному пространству через отверстия фильтра аналогичны путям проникновения верхних вод в скважину. При этом цементирование под давлением через отверстия фильтра водоцементным раствором также применяют в тех случаях, когда нефтяной горизонт не дренирован и нет опасности его перекрыть, Во всех остальных случаях используют нефтецементный раствор. [42]
горизонт высоких вод
3.1.5 горизонт высоких вод: Наивысший годовой уровень воды в водоеме.
Смотреть что такое «горизонт высоких вод» в других словарях:
горизонт высоких вод — ГВД Высота наивысшего уровня воды в году или за многолетний период. [РД 01.120.00 КТН 228 06] Тематики магистральный нефтепроводный транспорт … Справочник технического переводчика
Горизонт — Морфон горизонтальной ориентации, выявляемый на всей ширине вскрытого земляной выработкой вертикального разреза почвы. Источник: ОСТ 56 81 84: Полевые исследования почвы. Порядок и способы проведения работ, основные требования к результатам … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Горизонт воды — высота, до которой доходит вода в реке. Для каждого места реки различают: 1) Меженный Г., т. е. низкий, на котором вода держится в продолжение большей части года. Знание положения меженного уровня необходимо для определения того, достаточна ли… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ — наивысший уровень высоких вод, когда либо имевший место для данного водотока. При проектировании ж. д. за И. г. принимается этот наивысший уровень, соответствующий максимально возможному расходу воды с повторяемостью один раз в течение нескольких … Технический железнодорожный словарь
МЕЖЕННИЙ ГОРИЗОНТ — (м. г.), уровень (отметка) воды постоянного водотока при нормальных условиях питания водой, т. е. при отсутствии паводков и высоких вод. При наблюдениях определяют средний М. г. за год. или несколько лет и самый низкий в течение года. Определение … Технический железнодорожный словарь
ГВВ — горизонт высоких вод … Словарь сокращений русского языка
Водозаборное сооружение — водозабор, гидротехническое сооружение, осуществляющее забор воды из источника питания (реки, озера, водохранилища и др.) для целей гидроэнергетики, водоснабжения, ирригации и др. В. с. должны обеспечивать пропуск воды в водовод (канал,… … Большая советская энциклопедия
СТО Газпром 9.2-002-2009: Защита от коррозии. Проектирование электрохимической защиты подземных сооружений — Терминология СТО Газпром 9.2 002 2009: Защита от коррозии. Проектирование электрохимической защиты подземных сооружений: 3.1.1 анодное заземление; AЗ: Элемент системы катодной защиты, осуществляющий контакт положительного полюса преобразователя… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГВВ — герметичный ввод вращения ГВВ генератор с внешним возбуждением электр. техн. ГВВ госпиталь ветеранов войн воен., мед. Пример использования ГВВ N. 2 … Словарь сокращений и аббревиатур
Волга — I (в древности Ра, в Средние века Атель, Итель или Этель) одна из значительнейших рек земного шара и величайшая из рек Европы, берет начало в западной части Тверской губернии, в Осташковском уезде, на одном из наиболее возвышенных пунктов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СНиП 2.05.06-85 : Переходы трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
6.1. К естественным и искусственным препятствиям относятся: реки, водохранилища, каналы, озера, пруды, ручьи, протоки и болота, овраги, балки, железные и автомобильные дороги
6.2. Подводные переходы трубопроводов через водные преграды следует проектировать на основании данных гидрологических, инженерно-геологических и топографических изысканий с учетом условий эксплуатации в районе строительства ранее построенных подводных переходов, существующих и проектируемых гидротехнических сооружений, влияющих на режим водной преграды в месте перехода, перспективных дноуглубительных и выправительных работ в заданном районе пересечения трубопроводом водной преграды и требований по охране рыбных ресурсов.
Примечание: 1. Проектирование переходов по материалам изысканий, срок давности которых превышает 2 года, без производства дополнительных изысканий не допускается.
2. Место перехода следует согласовывать с соответствующими бассейновыми управлениями речного флота, органами по регулированию использования и охране вод, охраны рыбных запасов и заинтересованными организациями.
6.3. Границами подводного перехода трубопровода, определяющими длину перехода, являются:
для многониточных переходов — участок, ограниченный запорной арматурой, установленной на берегах;
для однониточных переходов — участок, ограниченный горизонтом высоких вод (ГВВ) не ниже отметок 10 %-ной обеспеченности.
6.4. Створы переходов через реки надлежит выбирать на прямолинейных устойчивых плессовых участках с пологими неразмываемыми берегами русла при минимальной ширине заливаемой поймы. Створ подводного перехода следует, как правило, предусматривать перпендикулярным динамической оси потока, избегая участков, сложенных скальными грунтами. Устройство переходов на перекатах, как правило, не допускается.
6.5. При выборе створа перехода трубопровода следует руководствоваться методом оптимального проектирования с учетом гидролого-морфологических характеристик каждого водоема и его изменений в течение срока эксплуатации подводного перехода.
Приопределенииоптимального положения створа и профиля перехода расчет следует производить по критерию приведенных затрат с учетом требований, предъявляемых к прочности и устойчивости трубопровода и охране природы.
6.6. Прокладка подводных переходов должна предусматриваться с заглублением в дно пересекаемых водных преград. Величина заглубления устанавливается с учетом возможных деформаций русла и перспективных дноуглубительных работ.
Проектная отметка верха забалластированного трубопровода при проектировании подводных переходов должна назначаться на 0,5 м ниже прогнозируемого предельного профиля размыва русла реки, определяемого на основании инженерных изысканий, с учетом возможных деформаций русла в течение 25 лет после окончания строительства перехода, но не менее 1 м от естественных отметок дна водоема.
При пересечении водных преград, дно которых сложено скальными породами, заглубление трубопровода принимается не менее 0,5 м, считая от верха забалластированного трубопровода до дна водоема.
При глубине подводных переходов, для которой отсутствуют освоенные технические средства разработки траншей, и невозможности переноса створа перехода, что должно быть обосновано проектом, допускается, по согласованию с соответствующими бассейновыми управлениями, уменьшать глубину заложения трубопроводов и укладывать их непосредственно по дну. При этом должны предусматриваться дополнительные мероприятия, обеспечивающие их надежность при эксплуатации.
6.7. Переходы нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через реки и каналы следует предусматривать, как правило, ниже по течению от мостов, промышленных предприятий, пристаней, речных вокзалов, гидротехнических сооружений, водозаборов и других аналогичных объектов, а также нерестилищ и мест массового обитания рыб.
При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается располагать переходы нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через реки и каналы выше по течению от указанных объектов на расстояниях, приведенных в табл. 4*, при этом должны разрабатываться дополнительные мероприятия, обеспечивающие надежность работы подводных переходов.
6.8. Минимальные расстояния от оси подводных переходов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов при прокладке их ниже по течению от мостов, пристаней и других аналогичных объектов и от оси подводных переходов газопроводов до указанных объектов должны приниматься по табл. 4* как для подземной прокладки.
6.9. При пересечении водных преград расстояние между параллельными подводными трубопроводами следует назначать исходя из инженерно-геологических и гидрологических условий, а также из условий производства работ по устройству подводных траншей, возможности укладки в них трубопроводов и сохранности трубопровода при аварии на параллельно проложенном. Минимальные расстояния между осями газопроводов, заглубляемых в дно водоема с зеркалом воды в межень шириной свыше 25 м, должны быть:
не менее 30 м для газопроводов диаметром до 1000 мм включ.;
50 м для газопроводов диаметром свыше 1000 мм.
На многониточном переходе нефтепровода и нефтепродуктопровода, на котором предусмотрена одновременная прокладка нескольких основных трубопроводов (основных ниток) и одного резервного (резервной нитки), допускается прокладка основных ниток трубопроводов в одной траншее. Расстояние между параллельными нитками, прокладываемыми в одной общей траншее, и ширина траншеи назначаются в проекте исходя из условий производства работ по устройству подводной траншей и возможности укладки в нее трубопровода.
6.10. Минимальные расстояния между параллельными трубопроводами, прокладываемыми на пойменных участках подводного перехода, следует принимать такими же, как для линейной части магистрального трубопровода.
6.11*. Подводные трубопроводы на переходах в границах ГВВ не ниже 1 % обеспеченности должны рассчитываться против всплытия в соответствии с указаниями, изложенными в разд. 8.
Если результаты расчета подтверждают возможность всплытия трубопровода, то следует предусматривать:
на русловом участке перехода — сплошные (бетонные) покрытия или специальные грузы, конструкция которых должна обеспечить надежное их крепление к трубопроводу для укладки трубопровода способом протаскивания по дну;
на пойменных участках — одиночные грузы или закрепление трубопроводов анкерными устройствами.
6.12. Ширину подводных траншей по дну следует назначать с учетом режима водной преграды, методов ее разработки, необходимости водолазного обследования и водолазных работ рядом с уложенным трубопроводом, способаукладки и условиями прокладки кабеля данного трубопровода.
Крутизну откосов подводных траншей следует назначать в соответствии с требованиями СНиП III-42-80*.
6.13. Профиль трассы трубопровода следует принимать с учетом допустимого радиуса изгиба трубопровода, рельефа русла реки и расчетной деформации(предельного профиля размыва), геологического строения дна и берегов, необходимой пригрузки и способа укладки подводного трубопровода.
6.14. Кривые искусственного гнутья в русловой части подводных переходов допускается предусматривать в особо сложных топографических и геологических условиях. Применение сварных отводов в русловой части не рекомендуется.
Примечание. Кривые искусственного гнутья на переходах должны располагаться за пределами прогнозируемого размыва этих участков или находиться под защитой специального крепления берегов.
6.15. Запорную арматуру, устанавливаемую на подводных переходах трубопроводов, согласно п.4.12* следует размещать на обоих берегах на отметках не ниже отметок ГВВ 10%-ной обеспеченности и выше отметок ледохода.
На берегах горных рек отключающую арматуру следует размещать на отметках не ниже отметок ГВВ 2 %-ной обеспеченности.
6.16. Проектом должны предусматриваться решения по укреплению берегов в местах прокладки подводного перехода и по предотвращению стока воды вдоль трубопровода (устройство нагорных канав, глиняных перемычек, струенаправляющих дамб и т.д.).
6.17. При ширине водных преград при меженном горизонте 75 м и более в местах пересечения водных преград трубопроводом следует предусматривать прокладку резервной нитки. Для многониточных систем необходимость строительства дополнительной резервной нитки независимо от ширины водной преграды устанавливается проектом.
Примечания: 1.При ширине заливаемой поймы свыше500 м по уровню горизонта высоких вод при 10%-ной обеспеченности и продолжительности подтопления паводковыми водами свыше 20 дней, а также при пересечении горных рек и соответствующем обоснованиив проекте (например, труднодоступность для проведения ремонта) резервную нитку допускается предусматривать при пересеченииводных преград шириной до 75 ми горных рек.
2. Диаметр резервной нитки определяется проектом.
3. Допускается предусматривать прокладку перехода через водную преграду шириной свыше 75 м в одну нитку при условии тщательного обоснования такого решения в проекте.
4. При необходимости транспортирования по трубопроводу вязких нефти и нефтепродуктов, временное прекращение подачи которых не допускается, следует предусматривать прокладку нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через водные преграды шириной менее 75 м в две нитки.
6.18. При проектировании подводных переходов, прокладываемых на глубине свыше 20 м из труб диаметром 1000 мм и более, следует производить проверку устойчивости поперечного сечения трубы на воздействие гидростатического давления воды с учетом изгиба трубопровода.
6.19. Подводные переходы через реки и каналы шириной 50 м и менее допускается проектировать с учетом продольной жесткости труб, обеспечивая закрепление перехода против всплытия на береговых неразмываемых участках установкой грузов или анкерных устройств.
6.20. На обоих берегах судоходных и лесосплавных рек и каналов при пересечении их трубопроводами должны предусматриваться сигнальные знаки согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям», утвержденным Минречфлотом РСФСР, и «Правилам охраны магистральных трубопроводов», утвержденным Советом Министров СССР.
6.21. На болотах и заболоченных участках должна предусматриваться подземная прокладка трубопроводов.
Как исключение, при соответствующем обосновании допускается укладка трубопроводов по поверхности болота в теле насыпи (наземная прокладка) или на опорах (надземная прокладка). При этом должна быть обеспечена прочность трубопровода, общая устойчивость его в продольном направлении и против всплытия, а также защита от теплового воздействия в случае разрыва одной из ниток.
6.22. При соответствующем обосновании при подземной прокладке трубопроводов через болота II и III типов длиной свыше 500 м допускается предусматривать прокладку резервной нитки.
6.23. Прокладку трубопроводов на болотах следует предусматривать, как правило, прямолинейно с минимальным числом поворотов.
В местах поворота следует применять упругий изгиб трубопроводов. Надземную прокладку на болотах следует предусматривать в соответствии с требованиями, изложенными в разд. 7.
6.24. Укладку трубопроводов при переходе через болота в зависимости от мощности торфяного слоя и водного режима следует предусматривать непосредственно в торфяном слое или на минеральном основании.
Допускается прокладка трубопроводов в насыпях с равномерной передачей нагрузки на поверхность торфа путем устройства выстилки из мелколесья. Выстилка должна покрываться слоем местного или привозного грунта толщиной не менее 25 см, по которому укладывается трубопровод.
6.25. Размеры насыпи при укладке в ней трубопровода диаметром свыше 700 мм с расчетным перепадом положительных температур на данном участке следует определять расчетом, учитывающим воздействие внутреннего давления и продольных сжимающих усилий, вызванных изменением температуры металла труб в процессе эксплуатации.
6.26. Наименьшие размеры насыпи должны приниматься:
толщина слоя грунта над трубопроводом не менее 0,8 м с учетом уплотнения грунта в результате осадки;
ширина насыпи поверху равной 1,5 диаметра трубопровода, но не менее 1,5 м;
откосы насыпи в зависимости от свойств грунта, но не менее 1:1,25.
6.27. В случае использования для устройства насыпи торфа со степенью разложения органического вещества менее 30 % необходимо предусматривать защитную минеральную обсыпку поверх торфа толщиной 20 см.
Насыпь из торфа и минерального грунта для защиты от размыва и выветривания должна быть укреплена. Материалы и способы укрепления насыпи устанавливаются проектом.
6.28. При проектировании насыпи должно быть предусмотрено устройство водопропускных сооружений: лотков, открытых канав или труб. Дно водопропускных сооружений и прилегающие откосы должны быть укреплены.
Количество и размеры водопропускных сооружений определяются расчетом с учетом рельефа местности, площади водосбора и интенсивности стока поверхностных вод.
6.30. При закреплении трубопровода анкерными устройствами лопасть анкера не должна находиться в слое торфа, заторфованного грунта или лёсса, пылеватого песка или других подобных грунтов, не обеспечивающих надежное закрепление анкера, а также в слое грунта, структура которого может быть подвержена разрушению или нарушению связности в результате оттаивания, размывов, выветривания, подработки или других причин.
Угол пересечения трубопровода с железными и автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90 °. Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.
6.32*. Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через железные и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов, должны предусматриваться в защитном футляре (кожухе) из стальных труб или в тоннеле, диаметр которых определяется из условия производства работ и конструкции переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.
Концы футляра должны выводиться на расстояние:
а) при прокладке трубопровода через железные дороги:
от осей крайних путей —50 м, но не менее 5 м от подошвы откоса насыпи и 3 м от бровки откоса выемки;
Прокладка кабеля связи трубопровода на участках его перехода через железные и автомобильные дороги должна производиться в защитном футляре или отдельно в трубах.
6.33*. На подземных переходах газопроводов через железные и автомобильные дороги концы защитных футляров должны иметь уплотнения из диэлектрического материала.
На одном из концов футляра или тоннеля следует предусматривать вытяжную свечу на расстоянии по горизонтали, м, не менее:
Высота вытяжной свечиот уровня земли должна быть не менее 5 м.
6.34*. Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.
Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должно приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.
При прокладке трубопровода без защитных футляров вышеуказанные глубины следует принимать до верхней образующей трубопровода.
Заглубление участков трубопровода под автомобильными дорогами на территории КС и НПС принимается в соответствии с требованиями СНиП II-89-80*.
6.35. Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их переходов под железными и автомобильными дорогами следует назначать исходя из грунтовых условий и условий производства работ, но во всех случаях это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной прокладке линейной части магистральных трубопроводов.
6.36. Пересечение трубопроводов с рельсовыми путями электрифицированного транспорта под стрелками и крестовинами, а также в местах присоединения к рельсам отсасывающих кабелей не допускается.
6.37. Минимальное расстояние по горизонтали в свету от подземного трубопровода в местах его перехода через железные дороги общей сети должно приниматься, м, до:
стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения отсасывающих кабелей к рельсам электрифицированных железных дорог. 10
Гвв 10 обеспеченности что это
С целью корректного применения нормативной документации при разработке проектных решений, разъясните следующие нормы проектирования:
Согласно п.9.2.1 ГОСТ Р 55990-2014: «Установку запорной арматуры необходимо предусматривать на обоих концах подводного и надземного перехода через водную преграду при ширине её более 10 м по зеркалу воды и глубине более 1,5 м при пересечении:
1) нефтепроводами, метанолопроводами, ингибиторопроводами и конденсатопроводами на однониточных переходах категории В и на переходах с резервной ниткой. При этом установка запорной арматуры должна быть на отметках выше ГВВ 10% обеспеченности;
2) переходов с резервной ниткой: газопроводом сырого газа, газопроводом-шлейфом, газопроводом «сухого» газа от УКПГ до ГС».
Согласно п.10.1.16 ГОСТ Р 55990-2014: «Запорная арматура, устанавливаемая на подводных переходах трубопроводов согласно п.9.2, должна размещаться на обоих берегах на отметках не ниже отметок ГВВ 10% обеспеченности и не менее чем на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода».
В тоже время согласно п.9.2.1 СП 284.1325800.2016: «Установку запорной арматуры необходимо предусматривать на обоих концах перехода через водные преграды в зависимости от рельефа трассы, с каждой стороны перехода – для исключения поступления транспортируемого продукта в водоём, при этом запорная арматура должна быть установлена на отметках выше ГВВ 10%-ной обеспеченности».
Согласно п.10.2.17 СП 284.1325800.2016: «Запорная арматура, устанавливаемая на переходах через водные преграды, должна быть электрофицирована и телемеханизирована, с дублирующим ручным приводом».
На какой документ ориентироваться при проектировании переходов через водные преграды промысловыми трубопроводами? Требуется ли установка электрофицированной арматуры при пересечении любой водной преграды (не зависимо от размеров водной преграды) промысловыми трубопроводами (в том числе и высоконапорными и низконапорными водоводами), как этого требует СП 284.1325800.2016.
1. Многочисленные разночтения и нестыковки нормативных документов, указанных в Вашем вопросе вызваны следующим.
Свод правил СП 284.1325800.2016 «Трубопроводы промысловые для нефти и газа. Правила проектирования и производства работ», утверждённый Минстроем России в декабре 2016 г, разработан вопреки пункту 3 Правил разработки и утверждения сводов правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008г. № 858 (с 01.07.2016 утратили силу), который гласит:
«Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации».
В пункте 4 новых Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утверждённых Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 624 содержится следующее требование:
«При разработке свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов Российской Федерации и других сводов правил».
Из этой же таблицы видно, что многие положения СП 284.1325800.2016 базируются на положениях документов, касающихся магистральных трубопроводов.
2. В дополненной, по сравнению с пунктом 3.35 ГОСТ Р 55990-2014, форме, определение перехода трубопровода через водную преграду, требующего установку запорной арматуры на концах участка этого перехода, дано в пункте 3.16 свода правил СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» (документ включён в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ‘Технического регламента о безопасности зданий и сооружений’):
«3.16 переход трубопровода подводный: Участок трубопровода, проложенный через реку или водоем шириной в межень по зеркалу воды более 10 и глубиной свыше 1,5 м, или шириной по зеркалу воды в межень 25 м и более независимо от глубины».
При сооружении и ремонте таких переходов требуется применение специального подводно-технического оборудования.
Необходимость обязательной установки запорной арматуры на концах участка перехода промыслового трубопровода через водную преграду установлена Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности ‘Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
Третий абзац пункта 723 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности ‘Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности’ гласит:
«Нефтегазопроводы и водопроводы, имеющие участки, относящиеся к особо опасным (пересечение с водными преградами, автомобильными и железными дорогами, технологическими коммуникациями), разрешается подвергать иной предпусковой приборной диагностике.»
Пункт 721 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности ‘Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности’ гласит:
«721. Для присоединения запорной арматуры, регуляторов давления и другой аппаратуры, а также контрольно-измерительных приборов применяются фланцевые и резьбовые соединения.
Не допускается присоединение труб к фланцам запорной арматуры сваркой.
В начале и конце каждого трубопровода следует устанавливать запорные устройства для экстренного вывода трубопроводов из эксплуатации.
Запорные устройства должны также устанавливаться на опасных участках».
3. Пункты 10.2.17 и 9.2.2 СП 284.1325800.2016 не соответствуют друг другу, так как требования к запорной арматуре по дистанционному управлению и сигнализации с указанием конкретных промысловых трубопроводов, в том числе и при переходе их через водные преграды, установлены в пункте 9.2.2. При этом на высоконапорные и низконапорные водоводы пункт 9.2.2 не распространяется и, кроме того, в нём нет обязательных требований по «электрификации и телемеханизации» запорной арматуры, поэтому наличие пункта 10.2.17, распространяющего действие на все, без исключения промысловые трубопроводы, представляется излишним и заимствованным из требований к магистральным трубопроводам (например пункт 2.4.4 ОТТ-16.01-60.30.00-КТН-002-1-05 «Переходы магистральных нефтепроводов через водные преграды» ОАО АК «Транснефть»).
В то же время, требование, аналогичное пункту 9.2.2 СП 284.1325800.2016 содержится в пункте 9.2.2 ГОСТ 55990-2014, а именно:
«9.2.2 Охранная запорная арматура, устанавливаемая на входе подключения трубопроводов к площадкам УКПГ, УППГ, ГС, КС ПХГ, ДКС, ГПЗ, ЦПС, ПС, а также на нефтепроводах, нефтегазопроводах и конденсатопроводах I и II классов, при переходе их через водные преграды и при прокладке их выше отметок зданий и сооружений, населенных пунктов и промысловых объектов энергетического, диспетчерско-производственного и жилищно-бытового назначения, должна быть оборудована системой мониторинга».
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным при проектировании руководствоваться ГОСТ 55990-2014, разработанным на основе свода правил СП 34-116-97 «Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов», много лет являвшимся основным нормативным документом по разработке проектной документации на данный вид трубопроводов. Окончательное решение по вопросу применения того или иного нормативного документа принимается заказчиком.