гватемала и барбадос в рассказе драгунского что это такое
Презентация «В. Драгунский «Он живой и светится»
Просмотр содержимого документа
«Презентация «В. Драгунский «Он живой и светится»»
1. У них прекрасное чувство…
2. Самая большая обезьяна на Земле…
3. Обезьяны носят своих детёнышей на…
4. Бесхвостая обезьяна, отлично лазает по деревьям…
5. Очень умная человекообразная обезьяна…
6. Обезьяны, которые живут семьями…
7. Обезьяна, которая предпочитает жить в одиночестве…
8. У кошек отличное зрение, обоняние и …
9. Кошки неслышно подкрадываются к жертве благодаря…
10. Самое быстрое животное на Земле…
Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.
Драгунский Виктор Юзефович
Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал.
Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье.
Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы». Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Летом, по вечерам, когда уже стемнеет, в поле, словно маленькие молнии, мелькают светлячки. Каждый в детстве собирал этих уникальных насекомых в банку и любовался тем, как они светятся. И, конечно, задавался вопросом, а почему они светятся?
Посмотрите на иллюстрацию к рассказу и предположите, о чём может быть этот рассказ.
Смотреть и слушать
На основе сюжетов рассказов Виктора Драгунского в своё время были созданы детские художественные фильмы, главным героем которых является Дениска Кораблёв.
Посмотрим фрагмент из фильма «Весёлые истории». Ваша задача, определить сходство и различие экранизации произведения и рассказа, который вы прочитали.
https:// www.youtube.com/watch?v = kcgzwdwiqKk
брынза – соленый сыр из овечьего молока
Гватемала – название государства в Центральной Америке и название города, столицы Гватемалы
Барбадос – название государства в Восточной Индии, название острова
моментально — мгновенно, очень быстро.
доблесть — мужество, отвага, храбрость.
-Кто является главными действующими лицами рассказа?
Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть?
Что вы узнали о Дениске?
Как бы вы озаглавили эту часть?
О чем рассказывается в этой части?
А почему? Дениска был жадным?
Что можете сказать о Мишке?
Как озаглавите эту часть?
Внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.
Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка?
Как вы думаете, обмен был равноценным?
Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
Почему автор рассказывает эту историю от имени героя?
Как озаглавите эту часть?
Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?
Как это характеризует маму?
Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте.
Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы.
Как вы можете его истолковать?
Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание?
Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть.
Давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
Дениска — добрый, любящий природу, чувствительный, верный, нежный,
любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам,
умеет ценить красоту.
-А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем?
— Можно ли эту историю назвать сказкой?
Придумай другой заголовок к произведению.
Как можно назвать такой набор картинок?
Подбери строчки из рассказа к иллюстрациям.
Отгадай героев рассказа с помощью ребуса.
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок литературного чтения в 3 классе
«В.Ю. Драгунский. Он живой и светится».
— Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
— Развивать навыки осознанного выразительного чтения, умение работать в группах, совместно создавая характеристику героев, их взаимоотношений;
— Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.
Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.
Карточки-задания для словарной работы.
Карточки с характеристиками героев.
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.
Проверка домашнего задания.
Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое»).
– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)
– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).
— Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).
2. Тест по рассказу «Капалуха»
В.П. Астафьев «Капалуха»
1. К чему приближались герои рассказа?
А) к густому лесу Б) к болоту
В) к альпийским уральским лугам Г) к деревне
А) гнали скот с пастбища в деревню
Б) гнали скот на летнюю пастьбу
В) первый раз за весну выгоняли скот на пастбище
3. Как цветет черника?
А) скромно, чуть заметно
Б) красивыми крупными белыми цветами
В) мелкими ярко-красными цветами
4. Почему поднялся шум у черничного бугорка?
А) над ним кружилась стайка птиц
Б) над ним кружилась птица капалуха
В) по нему бегала птица капалуха
5. Кто такая капалуха?
В) сова Г) куропатка
6. Почему сердце автора забилось от испуга?
А) он знал, что капалуха может быть очень опасна
Б) ему было жаль птицу – он чуть не наступил на гнездо
В) ему было жаль птицу – он испугался, что дети её поймают
7. Что предложил один из мальчишек?
А) взять яйца из гнезда Б) разбить яйца
В) поймать птицу Г) подстрелить птицу из рогатки
8. Что ответил ему автор?
А) А что будет с капалухой? Б) Зачем тебе это нужно?
В) Ты откуда такой жестокий взялся?
9. Где у птицы был выщипан пух?
А) на спине Б) на боках
В) на животе Г) на крыльях
10. Что сделала капалуха, как только люди отошли?
А) вновь стала высиживать яйца
Б) полетела добывать добычу
В) стала чинить гнездо
3.Актуализация опорных знаний.
— Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.
Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский. Слайд 1
Сообщение учащегося. Слайд 2,3
В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада.
Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.
Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.
Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят.
Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы ( так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы».
— Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
— Что вы знаете о светлячках?
Сообщение о светлячках.
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Как называется рассказ? ( «Он живой и светится»).
Давайте прослушаем рассказ.
БРЫНЗА – сыр из овечьего молока
МОМЕНТАЛЬНО – мгновенно, очень быстро
ДОБЛЕСТЬ – мужество, отвага, храбрость
Гватемала, Барбадос – государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
— Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
— работать над составлением плана рассказа
— учиться давать характеристику героям
— определить главную мысль рассказа
IV. Работа над новым произведением.
– Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)
— От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)
— Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.
— Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.
— Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст, но прежде проведём словарную работу для более точного понимания некоторых слов и выражений.
У каждой группы есть по 1 карточке. Выполните записанные на них задания.
Самостоятельная работа в группах (по 4 человека).
— Найдите в словаре объяснение слова «бублик».
— Найдите в словаре объяснение слова «брынза».
— Найдите в словаре объяснение слова «Гватемала».
— Найдите в словаре объяснение слова «Барбадос».
— Запишите, что означает слово «моментально».
— Запишите, что означает слово «добрость».
— Запишите, что означает выражение «Мишка надулся».
— Запишите, что означает слово «пристально».
Проверка выполнения со Слайдом 10
Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.
Чтение текста учащимися.
– Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)
— Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)
— Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
— А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)
— Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.
(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть. я бы моментально к ней побежал)
— Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? («Ожидание мамы»).
— О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
— О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
— Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
— Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня)
— Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово «пожалуйста», а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)
— Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
— Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
— Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)
— Как её можно озаглавить? («Новая игрушка Дениски»)
– О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
— Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)
— Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
— Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:)
— Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)
— Как озаглавите эту часть? («Светлячок», «Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная звездочка в коробке»)
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
— Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
— Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
— Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. («Лучше любого самосвала на свете»).
– Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю вас полюбоваться природой.
Давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. Слайд 11
Чтение характеристик по карточкам на доске.
V. Рефлексия. Подведение итогов.
— Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.
Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
— Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
— Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
VI. Оценка работы класса.
— Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу ….
VII. Домашнее задание.
— Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. “Он живой и светится”. Читательский дневник, краткое содержание
Драгунский В.Ю. “Он живой и светится”. Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Драгунский В.Ю.
Название: “Он живой и светится” («Денискины рассказы»)
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Дениска ждет маму в песочнице и играет с новым автомобилем, который ему подарил папа. Но он обменивает автомобиль на светлячка, потому что тот живой и светится.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравилась в этом рассказе сцена мены. Мишка что только не предлагал Дениске, и марки, и надувной круг, но все это не интересовало Дениску, ведь ему нельзя было меняться. Но перед светлячком мальчик не устоял, ведь тот был живым.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Живая природа прекрасна и удивительна, и ничто, сделанное человеческими руками, не сравнится с творениями живой природы.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить природу, любить животных, понимать красоту и уметь радоваться самым простым вещам. Учит быть честным, добрым, слушаться родителей. Но также учит думать своей головой, если ситуация меняется.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и его главный герой — мальчик Дениска. У Дениски оказалась очень чувствительная душа, он оказался способен оценить красоту простого насекомого, и я считаю, что он поступил совершенно правильно.
Новые слова и выражения
Гватемала и Барбадос — редкие марки.
Пословицы к произведению
Живой о живом и думает.
Птиц и зверей оберегай, никогда не обижай.
Живой пес лучше мертвого льва.
Дорого, но не дороже денег.
Детский час
для детей и родителей
Викторина по рассказу Драгунского «Он живой и светится» (с ответами)
Мальчишки ценят всё настоящее. Вот, например, светлячок. Он – самый настоящий. Он живой и светится. А самосвал? Игрушечный самосвал – это тоже очень хорошая, ценная вещь. Но всё же светлячок лучше…
Викторина по рассказу Драгунского «Он живой и светится»
1. На что были похожи тёмные облака в небе, на которые смотрел главный герой рассказа Драгунского «Он живой и светится», ожидающий свою маму?
Ответ: на бородатых стариков
2. Как звали друга главного героя рассказа?
Ответ: Мишка
3. Как называется игрушечная грузовая машина, приглянувшаяся Мишке?
Ответ: самосвал
4. Почему владелец самосвала не захотел отдать его Мишке?
Ответ: потому что это был папин подарок
5. Марки каких стран упоминаются в рассказе Драгунского «Он живой и светится»?
Ответ: Гватемалы и Барбадоса
6. Почему Мишкин друг отказался от плавательного круга?
Ответ: потому круг был лопнутый
7. Каким образом Мишка показал свою «добрость»?
Ответ: он готов был расстаться со своим «сокровищем» — светлячком
8. Какого цвета был светлячок?
Ответ: зеленого
9. Почему, получив в подарок светлячка, главный герой рассказа не мог ровно дышать?
Ответ: потому что светлячок ему очень понравился
10. Почему Мишка расщедрился и подарил светлячка своему другу?
Ответ: потому что ему очень хотелось заполучить самосвал
11. Можно ли было вертеть ручку у самосвала?
Ответ: да
12. Что служило светлячку «домиком»?
Ответ: коробочка от спичек
13. Чем угощались мама и её сын во время чаепития?
Ответ: бубликами и брынзой
14. Как звали разговорчивую подругу мамы?
Ответ: тётя Роза
15. На что был похож маленький светлячок?
Ответ: на крошечную звездочку
16. Отругала ли мама своего сына за то, что он сменял такую ценную вещь, как самосвал на «червячка»?
Ответ: нет
17. Что подвигло главного героя рассказа Драгунского «Он живой и светится» сменять подарок папы, отличный самосвал, на маленького светлячка?
Ответ: по словам главного героя «ведь он живой! И светится. »
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.