гемба кайдзен что такое
Гемба: реализация концепции «гемба кайдзен» в оплате труда
«Гемба кайдзен» в переводе с японского языка – улучшение на рабочем месте. В концепции «гемба кайдзен» есть несколько ключевых основополагающих моментов, но в части труда главным является, пожалуй, только один – максимально эффективное использование живого труда или рабочей силы.
Павел Озеров, главный специалист управления по оплате труда и мотивации персонала ОАО»Автодизель»
Одним из источников «гемба кайдзен» явилась в свое время советская школа научной организации труда (НОТ). В Японии ее усовершенствовали, дополнили производственной вытягивающей системой, иной раз для простоты называемой «канбан», еще кое-чем и запустили сначала у себя, а позже пустили гулять и по всему миру. Сейчас так называемая «производственная система» (ПС) и в целом концепция «гемба кайдзен» осваивается и российскими крупными компаниями, имеющими свои производства.
Часто это освоение идет очень неплохо, но только до тех пор, пока дело не касается интенсификации труда рабочего. Сразу же во весь рост встает вопрос оплаты труда этого рабочего, так как при повышении интенсивности своего труда рабочий требует определенного увеличения заработной платы, компенсирующего дополнительные энергозатраты с его стороны.
Но бизнес или не хочет этого делать или, что, наверное, чаще случается, не умеет.
Не очень хорошо получалось это и в СССР, не очень-то получается и на Западе, и в Японии. Масааки Имаи (один из авторов концепции «гемба кайдзен»), например, считает сдельную форму оплаты труда в условиях функционирования ПС «несправедливой» по отношению к рабочему. И в самом деле, классическая формула расчета расценки
не оставляет рабочему никаких шансов заработать. В этой формуле часовая ставка постоянная, а переменная одна – норма времени (n). При ее уменьшении, например, в 2 раза выработка естественно растет в два раза, а расценка падает в два раза, оставляя часовую заработную плату рабочего неизменной. Действительно, не очень-то справедливо – выработка увеличивается, а зарплата нет.
Вот это-то обстоятельство зачастую и определяет успех или неуспех в развитии на предприятиях производственной системы (ПС) и концепции «гемба кайдзен».
Не нашли решения проблемы обеспечения адекватности оплаты труда изменению его интенсивности – получили мощное сопротивление и неизбежную в этом случае пробуксовку в развитии ПС и т.д. вплоть до полной остановки. Ну, а если нашли …?
Впрочем, насколько я знаю, пока еще не нашли, по крайней мере, у нас в России.
И все-таки, решение есть!
Для начала попытаемся выяснить, как или чем можно измерить эту пресловутую интенсивность труда? Может быть нормой времени (n) на операцию или деталь? Но норма времени для разных типов производств и технологий очень разная – от нескольких секунд до многих десятков часов.
Может быть временем цикла (Тц)? Но время цикла это почти то же самое, что и норма времени, и поэтому тоже не подходит.
А что если измерять интенсивность труда рабочего отношением его загрузки ручной работой (Трр) внутри операционного цикла к времени цикла (Тц):
Назовем это отношение коэффициентом внутрицикловой загрузки или коэффициентом интенсивности труда.
Анализ этого отношения показывает, что оно вполне универсально, годится для всех типов производств и к тому же очень хорошо может служить для измерения эффективности самой производственной системы, по крайней мере, в части труда. Но мы сейчас рассуждали не об измерении эффективности производственной системы, а об оплате труда, адаптированной к ней.
Отношения до и после гемба-кайдзен
В ходе исследований оказалось, что отношение Квц после кайдзен к Квц до кайдзен практически всегда адекватно следует изменению (росту) выработки рабочего, то есть
Что уже позволяет говорить о возможной привязке к этому отношению заработной платы рабочего, пусть и с некоторым отставанием от прироста производительности труда, например, вдвое, то есть с коэффициентом 0,5.
Есть и еще одна веская причина для использования в построении оплаты труда, адаптированной к ПС, коэффициентов внутрицикловой загрузки. Дело в том, что значения Квц всегда находятся между нулем и единицей, то есть. Других значений Квц принимать не может, кроме того он очень хорошо измеряется.
Обратимся теперь к формированию расценки на операцию или деталь. Выше приводилась классическая формула расчета расценки, формула (1).
Добавим в нее сомножитель, призванный учитывать интенсивность труда и назовем его коэффициентом увеличения тарифной ставки в зависимости от изменения интенсивности труда (КСТ). Тогда формула расценки будет выглядеть так:
А сам КСТ посчитаем так:
где 0,5 – коэффициент, говорящий о том, что рабочему мы намерены отдавать половину экономического эффекта от роста производительности труда.
В последней формуле (5) остается определить базовую, то есть ту, менее которой рабочее место считается ненапряженным, величину Квц (коэффициента загрузки рабочего ручным трудом внутри цикла) и сдельная система оплаты становиться адаптированной к ПС уже на тарифном уровне.
Еще хочется обратить внимание на произведение Счас* КСТ. Это ставка рабочего места (Срм).
Нетрудно увидеть, что все ставки рабочих мест будут отличаться друг друга не только по двум «традиционным» параметрам: условиям труда и квалификационному разряду выполняемых работ, но и по третьему – интенсивности труда. А это и есть адаптация к ПС: ПС воздействует на интенсивность труда, интенсивность труда – на его оплату.
При этом отношение часового уровня заработной платы после кайдзен к часовому уровню заработной платы до кайдзен будет равно отношению
Конечно, я далеко не все рассказал об адаптации систем оплаты к процессу реализации концепции «гемба кайдзен», в рамках короткой статьи это сделать невозможно. Но в заключении, все-таки, позволю себе привести один маленький пример, который, надеюсь, поможет еще что-то понять.
Предположим, мы имеем рабочее место со следующими параметрами:
Выработка часовая (Вчас) = 60 шт.
При Квц базовом равном 0,4 КСТ = 1,25
После проведенных улучшений (кайдзен) имеем:
Квц после = 1
Расценка = 0,6*50*1,75 = 87,5 коп.
Вчас = 100 шт.
ЗПчас = 100*87,5 = 87,5 руб.
Сравним полученные данные:
— выработка возросла в 1,67 раза или на 67%;
— расценка упала, но часовая заработная плата рабочего выросла в 1,4 раза или на 40%, то есть ровно на столько же насколько увеличился КСТ.
Соотношение темпов прироста заработной платы и производительности труда – 0,6. Ну, а можно ли желать лучшего результата?
Гемба кайдзен
Японцы — очень закрытый народ. И если уж они делятся с остальным миром своей мудростью, это становится событием. Непрерывное совершенствование для любого японца — это не пустые слов. Для них слово «кайдзен» не просто философия управления организацией, это образ мышления. Попробуем разобраться в этих непростых японцах.
Кайдзен — это непрерывное совершенствование всех аспектов деятельности организации, а также всех областей жизни человека. Этот термин был известен в Японии и раньше, однако мировую известность он получил в 1986 году, когда вышла книга Масааки Имаи «Kaizen: The Key to Japan’s Competitive Success». Термин «кайдзен» можно перевести как «непрерывное совершенствование». Оно имеет отношение к трем сферам — работе, бизнесу и личному совершенствованию. Когда вы задаете себе вопрос в любых сферах жизни «Как я могу стать еще лучше?» — вы правильно поняли философию кайдзен.
Принципы кайдзен
Стоит сказать, что не Масаки Имаи придумал эту философию, он ее только описал. Даже кайдзен подлежит совершенствованию, его положения и принципы постоянно уточняются и улучшаются. Вот некоторые из них.
Гемба кайдзен
Около десяти лет назад Масааки Имаи написал еще одну книгу под названием «Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества». Как видим, добавилось новое слово «гемба». Что же значит это слово?
Дословный перевод «место, где происходит событие». Гемба — это обозначение подхода, согласно которому для полноценного понимания ситуации необходимо прийти на гемба — место выполнения рабочего процесса, собрать факты и непосредственно на месте принять решение. Гемба говорит руководителю о том, что при любой проблеме нужно вырабатывать решение на месте, а не удаленно.
В связи с этим существуют пять простых правил менеджмента гемба:
Данные правила с успехом применяются в системе менеджмента Тойоты уже несколько десятилетий.
Разобравшись со значением гемба (еще раз — это место рабочего процесса), мы готовы понять и разобрать пять шагов поддержания порядка. Эти принципы можно использовать и в личной жизни и для саморазвития.
Пять шагов для поддержания порядка (5S)
Кайдзен учитывает сопротивление людей переменам, поэтому прежде чем внедрить 5S, людей нужно тщательно к этому подготовить. Подготовка означает обсуждения выгод от внедрения и обсуждения этой философии. Люди должны понять, что внедрение 5S поможет им же самим, что это не очередная прихоть начальства, намеревающаяся сделать их жизнь хуже.
Эти пять шагов экономят время, оставляют мозг ясным и чистым. Инструменты не теряются, станки ломаются реже, а если и ломаются, починить их не составляет труда. Это требует от работника полной самоотдачи и самодисциплины, поэтому на внедрение философии кайдзен и правила 5S может уйти какое-то время.
Восточный и западный подходы и менталитет отличаются довольно сильно. Европейцы и американцы любят революционные технологии, способные решить все их проблемы в бизнесе и личной жизни. Они находят какой-нибудь ТРП (тотальное решение проблем), пытаются применить его в бизнесе. Кое-что получается, но в итоге эта игрушка выбрасывается и пробуется другая. И так до бесконечности. Кайдзен же предлагает неказистый и медленный путь наверх. Мало кому интересно, что человек делает по шажку каждый день, это обыденно и скучно. Зато спустя пару лет результаты поражают.
А теперь оставим в покое произоводство и задумаемся о том, как можно измениться, если каждый день делать что-то лучше и придерживаться этой философии всю свою жизнь. Если каждый день готовить какое-то блюдо и совершенствовать каждый аспект приготовления, уже через месяц результаты будут поражать. Обязательно нужно следить за всем процессом приготовления, отмечать, что не получается и почему, а также что получается и как это сделать еще лучше. Знать свои стандарты и непрерывно их повышать. Олимпийского чемпиона от неудачника отделяет всего одна секунда.
Конечно это сложно. Для того, чтобы приучить себя к каждодневному совершенствованию, нужно изменить свою психологию. Читайте книгу, узнавайте все больше о кайдзен и, вполне возможно, уже совсем скоро вы проникнетесь этой философией и вас будет не остановить.
Оставляйте свои комментарии о том, что вы думаете о кайдзен.
Кайдзен
Кайдзен (с японского «изменение» и «хорошо») — это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Простыми словами, это постоянное улучшение. Чаще всего кайдзен ассоциируется с бизнесом, но частично его можно перенести и на область саморазвития, о чем мы отдельно поговорим.
Сама концепция стала очень популярной в Японии в 1950-х годах. А позже благодаря работам Масааки Имаи кайдзен приобрел популярность во всем мире. Некоторые современные исследователи считают его идейным вдохновителем Генри Форда, который в автобиографии писал, что цель производства — постоянно снижать издержки, изобретать новые технологии и при этом снижать цены на товары.
Кайдзен в производстве
История кайдзен началась после Второй мировой войны, когда «Toyota» впервые внедрила цикл качества в производственный процесс. На это частично повлияли гуру американского бизнеса и менеджмента, которые тогда консультировали и работали в Японии. В то время страна восходящего солнца переживала нелегкие времена, ее товары считались низкосортными и не были востребованными. Но через несколько десятилетий ситуация изменилась кардинально. И многие считают, что причина именно во внедрении кайдзен.
Главная суть подхода — постоянное совершенствование процесса производства. Принципы кайдзен:
Улучшать каждый процесс постепенно
Бизнес состоит из разных процессов: производство, бухгалтерия, сервис, отношения с поставщиками. Если не уделять каким-то сферам должного внимания оптимального производственного цикла вы не достигнете, так как постоянно будете сталкиваться с проблемами, издержками и убытками в разных областях своего дела. В бизнесе нет мелочей, поэтому улучшать необходимо все.
Для того чтобы улучшить процесс, для начала нужно понять из скольких этапов он состоит. Затем необходимо проанализировать каждый из них и выявить те, которые можно убрать.
Например, вы анализируете один процесс, который состоит из трех этапов:
В сумме это дает 23 минуты. Можно ли что-то объединить или от чего-то избавиться? Помните, что производство стоит денег, а лишняя минута на вес золота.
Если говорить о производстве, то в нем не должно быть ничего лишнего. Рабочие не должны простаивать без дела (но это не значит, что им нужно давать любую работу, лишь бы не отдыхали), а товар должен сразу сбываться.
Открыто обсуждать проблемы
Бюрократические организации потому и неэффективны, что в них все скрывается, решения принимаются избранными, обсуждения нет, движение информации происходит с задержками, искажениями или не происходит вовсе.
Проблемы есть всегда, поэтому необходимо не скрывать их, а выносить на обсуждение. Улучшения невозможны без поиска решений.
Избавляться от лишних трат
Под тратами понимается:
Принимать идеи от сотрудников
Сотрудники — самая большая ценность. Генри Форд гордо писал о том, как простые рабочие почти каждый день придумывали усовершенствования, благодаря которым завод экономил десятки и даже сотни тысяч долларов. Конечно, при этом они знали, что будут вознаграждены.
Персонал должен быть заинтересован в том, чтобы придумывать улучшения. Но даже сегодня часто это не так. Работники приходят в офис или на завод утром и уходят вечером, эмоционально не вовлекаясь в дела компании, в которой работают.
Поэтому важно создать такую систему, при которой каждый сможет предложить улучшение, даже самое маленькое. При чем не просто предложить, но и получить возможность его реализовать и распространить по всей компании. И получить за это вознаграждение.
Исправлять то, что не работает
Очевидный принцип, которого придерживаются далеко не все. Если подумать, то вы сами наверняка знаете такие случаи, когда на производстве что-то не работает или работает не так, но никому нет до этого никакого дела. В результате время идет, компания учится жить с недостатками, но не устранять их.
Три основных правила, следующих из этого принципа:
Лень и нежелание становиться лучше — качества людей, которым совсем скоро не будет места в бизнесе.
Быть экономным
Ошибочно полагать, что быть экономным значит экономить на зарплатах своих работников. Это самый неверный способ снизить издержки, который всячески отвергается в кайдзен. Достигается же экономия мелкими улучшения во всех сферах.
Только помните, что новые технологии не решают старые проблемы. Они заменяют их новыми, но еще неизвестными.
Фокусироваться на клиентах
Легко забыть о клиентах, когда так много работы и проблем. Но без фокуса на клиенте, повышения качества, снижения цены бизнес будет обречен.
Создавать рабочие команды
Каждый работник должен быть членом рабочей команды и кружка качества. Такой подход помогает создать ощущение принадлежности к чему-то большему. Но главное — у работников не будет возникать сомнений относительно того, нужно ли придерживаться высокого качества. Они будут воспринимать это по умолчанию.
Стандартизировать
Нужно создавать стандарты качества и придерживаться их. Решения возможных проблем должны быть описаны в специальном документе, чтобы к нему мог обратиться любой желающий. Так вы сможете закрепить достигнутый успех и всегда соответствовать своим стандартам.
Делать выводы, опираясь на факты
Анализируйте происходящее на основании фактов и достоверной информации.
Концепция кайдзен будет неполной, если не упомянуть о бережливом производстве. На самом деле, именно оно является основным, а кайдзен — лишь одна из составляющих частей.
Бережливое производство
Бережливое производство — это концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь.
Оно также основано на нескольких принципах.
Непрерывное улучшение
Именно эта концепция и называется кайдзен. Этот принцип является основным в бережливом производстве.
Без постоянного улучшения прогресс будет остановлен: расходы станут расти, цены — подниматься, конкуренты — доминировать.
Суть в том, чтобы непрерывное улучшение было состоянием, которое вы создадите в своей компании. Это не то, что нужно навязывать, и к чему нужно призывать время от времени: подобный принцип должен быть встроен в бизнес по умолчанию.
Уважение к человечеству
Бережливое производство тесно связано с людьми. Многие владельцы компаний считают, что основная цель — заработать как можно больше денег. Однако в долгосрочной перспективе они проигрывают как в финансовом, так и в репутационном плане.
Следует обращать внимание как на своих подчиненных, так и на клиентов и общество в целом. Каждый работник, даже если не признает этого, хочет чувствовать себя значимым. Ему важно понимать, что он вносит вклад, причем не только в развитие компании, но и несет пользу человечеству.
Клиенты же должны чувствовать, что о них заботятся. Обществу важно, чтобы компании разделяли их ценности, заботились о планете и будущем.
Выравненное производство
Основой этого принципа является то, что рабочая нагрузка должна быть одинаковой каждый день. Большинство компаний-производителей находятся во власти своих клиентов, получая заказы. Производство простаивает в ожидании и это ведет к серьезным издержкам и тратам.
Генри Форд неоднократно заявлял, что каждому производителю необходимо избавиться зависимости от заказов. Каким образом? Понижая цены при помощи снижения издержек. Каждый его новый автомобиль обычно стоил дешевле предыдущего. Таким образом, он точно знал, что покупатели найдутся. Только для этого нужно внедрять принципы бережливого производства.
Можно составить прогноз о том, сколько людей купят ваш товар за 100 долларов, основываясь на предыдущем периоде. Но если вы сможете продавать его за 80 долларов, повысив при этом качество, то сможете продавать гораздо больше и в итоге лишь выиграете.
Продукция «точно в срок»
Если вы создаете продукт, которые лежит на складе, это чревато огромными издержками. Если не можете создать продукт из-за того, что поставщик не привез нужные компоненты, результат будет точно таким же.
Вот почему современные компании используют канбан — систему организации производства и снабжения, позволяющую реализовать принцип «точно в срок».
Встроенное качество
Качество должно быть встроено в:
Данный принцип позволяет замечать дефекты на ранних стадиях и тут же исправлять их. Что, конечно, ведет к минимизации издержек и непрерывному производству.
Устранение и использование отходов
Одним из основных принципов бережливого производства является ликвидация или использование отходов.
Бережливое производство — это очень широкий термин и раскрыть его полностью в тесных рамках нашей статьи попросту невозможно. Но обязательно надо сказать об инструментах.
Хошин Канри (Hoshin Kanri)
Это совмещение целей компании (стратегии) с планами среднего менеджмента (тактики) и работой, выполняемой на заводе (действиями). Он обеспечивает последовательный прогресс в достижении стратегических целей, устраняет отходы, которые случаются из-за плохой коммуникации.
Андон (Andon)
Это визуальная система обратной связи, которая оповещает всех сотрудников о статусе производства и позволяет операторам прекратить производственный процесс.
Действует как инструмент связи в реальном времени на заводе, который сразу же обращает внимание на проблемы.
Отходы (Waste)
Все, что происходит в процессе производства, что не повышает ценность с точки зрения клиента.
Устранение отходов является основным направлением бережливого производства.
Пока-Йоке (Poka-Yoke)
Обнаружение ошибок и их предотвращение в производственных процессах с целью достижения нулевых дефектов.
Этот инструмент помогает значительно сэкономить, потому что обнаружение дефектов на этапе производства обходится намного дешевле.
Еще одним инструментом бережливого производства является гемба кайдзен, о котором мы скажем отдельно.
Гемба кайдзен
Гемба — это японский термин, буквально означающий «реальное место». В бизнесе это может быть строительная площадка или этаж, на котором происходит производство или где поставщик услуг напрямую взаимодействует с клиентом.
Суть гемба кайдзен заключается в том, чтобы сделать улучшения в гемба (то есть в месте, где происходит реальная работа). Эти усовершенствования окажут большое влияние на организацию.
Пять золотых правил гемба кайдзена:
Внедрение принципов гемба кайдзен на рабочем месте имеет множество преимуществ для компаний. Это не только экономит деньги, но и создает деловую атмосферу, где нет места стрессу и отрицательным эмоциям. Проблема решается очень быстро, что также помогает выиграть время.
Что такое анти-кайдзен
Анти-кайдзен — токсичное поведение, которое включает в себя все ограничивающие убеждения, которые препятствуют любым улучшениям и прогрессу.
Выделяют 13 убеждений токсичного поведения, которые мешают прогрессу и улучшению. Это касается не только компаний, но и людей. Вот они:
Книги
Тема кайдзена и бережливого руководства очень обширна, поэтому, вполне вероятно, что вы захотите в нее углубиться. Для этого подойдут следующие книги:
Надеемся, этого солидного количества книг хватит, чтобы полностью изучить суть кайдзен и начать воплощать его в своей компании.