ге в чем есть истина
«Что есть истина?» Николая Ге
Николай Ге, родившийся в Воронеже, — выдающийся русский художник-передвижник, мастер исторических и религиозных полотен. Его техника исполнения картин на евангельские сюжеты была новаторской для своего времени и часто вызывала неоднозначную реакцию у современников. Некоторые работы Ге даже запрещались к показу на выставках. К таким «спорным» произведениям относится картина «Что есть истина?», которую Николай Ге написал в 1890 году.
В основе картины «Что есть истина?» — евангельский сюжет. Художник изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, которого обвиняли в покушении на захват власти в Иудее. Название картины – это цитата из Евангелия от Иоанна. Пилат задал вопрос Иисусу: «Что есть истина?», не услышав ответа, он вышел к иудеям и сказал им: «Я никакой вины не нахожу в Нем».
Изображение на картине Ге расходится со сложившейся в то время культурной традицией – как церковной, так и живописной. Во-первых, световое решение картины было необычным. Иисус находился в тени, а фигура Пилата напротив освещена солнцем. Обычно мрак отождествлялся со злом, а свет с добром. Во-вторых, сам образ Христа был далек от канонического. Николай Ге изобразил Иисуса измученным, низкорослым, тщедушным. Такой образ вызвал неприятие со стороны Синода и многих зрителей, в том числе и художников. Картина была снята с экспозиции по распоряжению Священного синода.
Николай Ге «Что есть истина», 1890
Интересно, что картина «Что есть истина?» написана поверх другой работы под названием «Милосердие» («Не Христос ли это?»), созданной в 1879 году. Она экспонировалась на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1880 году. От этой картины осталась только фотография, сделанная на выставке и опубликованная сыном художника в каталоге 1903 года. Существует две версии, почему Ге решил записать картину. Художник жил довольно скромно и вдали от крупных городов, не всегда у него под рукой были чистые холсты. Искусствоведы больше склоняются к версии, что Ге решил записать «Милосердие», потому что эта картина вызвала много критических отзывов, и сам художник был недоволен результатом. Наличие предыдущего изображения на холсте было подтверждено во время рентгенографии полотна в 2011 году во время юбилейной выставки художника в Третьяковке. Кроме того, на полотне были обнаружены следы ещё какого-то изображения, возможно, одного из ранних вариантов «Распятия». Контуры прежнего изображения проступают на ныне существующей картине: правее и выше головы Пилата на полотне видны очертания записанного лица.
Рентгеновский снимок картины «Милосердие», поверх которой Ге написал разговор Пилата и Христа
Картину «Что есть истина?» приобрел Павел Третьяков по рекомендации Льва Толстого. Третьякову произведение Ге не понравилось, он не хотел его покупать, но передумал после резкого письма от авторитетного писателя: «…Выйдет поразительная вещь: вы посвятили жизнь на собирание предметов искусства, живописи и собрали подряд все для того, чтобы не пропустить в тысяче ничтожных полотен то, во имя которого стоило собирать все остальные. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не её. Для меня это просто непостижимо, простите меня, если оскорбил вас, и постарайтесь поправить свою ошибку, если вы видите её, чтобы не погубить всё своё многолетнее дело». Все же Третьяков купил картину «Что есть истина?» (холст, масло 233х171). Увидеть шедевр Николая Ге можно в Третьяковской галерее.
5 интересных фактов о Николае Ге
1. Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже на улице Введенская (сейчас это улица Освобождения Труда, 7). Мама Ге умерла от холеры, когда ему было всего три месяца. В Воронеже будущий художник провел первые семь лет своей жизни. Потом отец продал дом, и семья уехала в Киев, а затем в Подольскую губернию.
2. Николай учился в первой киевской гимназии, постоянно рисовал. Однако отец хотел, чтобы его сын стал математиком. Николай Ге поступил на физико-математический факультет в Киевский университет, а потом продолжил обучение в Петербургском университете. Как-то в Эрмитаже он увидел картину «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, после этого он решил исполнить свою мечту, несмотря на страх перед отцом. Ге поступил в Академию художеств.
3. За успехи в учебе и искусстве Академия наградила Ге поездкой в Италию, куда он отправился в 26 лет вместе со своей женой Анной. Художник сначала планировал написать «Разрушение Иерусалимского Храма Титом», но после встречи в Италии с художником Александром Ивановым решил обратиться к евангельскому сюжету. Николай Ге написал «Тайную вечерю», за которую Академия присвоила ему звание профессора. Уже в этой работе он создает более «человеческий» образ Христа, чем это было принято в живописной традиции тех лет.
Николай Ге «Тайная вечеря», 1863
4. Николая Ге и Льва Толстого связывала многолетняя дружба. В начале 1880-х художник прочитал статьи писателя и решил с ним познакомиться, приехал к нему в Москву и долгое время жил у него. Ге написал портрет Толстого, сделал бюст писателя. Также художник делал рисунки к повести классика «Чем люди живы».
Николай Ге «Портрет Л. Н. Толстого», 1884
5. Николай Ге скончался в возрасте 63 лет на своем хуторе Ивановский (сейчас село Шевченко в Черниговской области в Украине) 1 июня 1894 года. За год до смерти художник написал «Автопортрет», который считается одним из лучших произведений живописца.
Этот «Автопортрет» — одна из последних работ художника
Что есть истина? Христос и Пилат
Описание картины «Что есть истина? Христос и Пилат»
Иисус и Пилат написаны Ге с непривычной для конца XIX века остротой. Пилат с его выразительным, мощным затылком и широкой спиной показан властным римлянином, самоуверенным сибаритом. Он обращает свой вопрос к обвиняемому без ярости или злобы, с высокомерной насмешкой. Пилата вряд ли интересует ответ на его вопрос «Что есть истина?» – он уверен, что знает его и сам. Между ним и Христом пролегает луч света, разделяющий их, подобно мечу; это напоминает о других словах Христа: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Но более всего необычен здесь Христос.
Нашёлся, правда, энтузиаст – некто Н.Д. Ильин, присяжный поверенный по роду службы и фанатичный толстовец по призванию – который взялся организовать показы картины Ге в Европе и Соединённых Штатах. Это удалось осуществить. Но и там картину не поняли: очевидно, её время еще не пришло.
Картина с секретом
Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, дочь писателя, в мемуарах упоминала, что картину «Что есть истина? Христос и Пилат» Ге написал поверх другой картины, тоже на библейскую тему. Та, первая, картина называлась «Милосердие» и изображала Христа и женщину-самаритянку у колодца. «Милосердие» было встречено публикой плохо, а Ге отнюдь не испытывал священного трепета перед собственными работами: картину, которая казалась ему неудачной, он легко мог записать, отрезать часть холста и даже бросить в мастерской под ноги.
В 2011-м году Третьяковская галерея проводила масштабную выставку Ге. К тому моменту появилась возможность проверить слова Татьяны Львовны при помощи рентгенограмм (их было сделано в процессе исследования не менее 30-ти) и других современных методик. Действительно, под красочным слоем картины «Что есть истина?» обнаружилось утраченное «Милосердие».
Округлое темное пятно, которое со временем проступило на картине между лицами героев картины «Что есть истина?», когда-то было головой Христа с картины «Милосердие», а женщину-самарянку Ге переделал в фигуру Христа. Полученная реконструкция «Милосердия» в 2011-м году экспонировалась рядом с картиной «Что есть истина?»
Николай Ге. «Что есть истина?»
— Андрей Борисович, отложите, пожалуйста, телефон. Пришли в гости, а сами сидите в интернете. Что вы там нашли такое интересное?
— Простите, Маргарита Константиновна, увлёкся. Занятный факт — оказывается, картину «Что есть истина?» Николай Ге написал на холсте поверх другого своего произведения. Вы знали об этом?
— Конечно, знала, дорогой друг, я же работаю в Третьяковской галерее. В 2011 году специалисты отдела научной экспертизы нашего музея с помощью рентгенографии обнаружили под сюжетом «Что есть истина?» более раннюю работу — «Милосердие». Об этой картине было известно только по дореволюционным каталогам, подлинник считался утраченным.
— У этих произведений сходный сюжет?
— Нет, они не схожи. Вот, посмотрите, у меня имеются обе репродукции в электронном виде. «Что есть истина?» — это иллюстрация момента из Евангелия, когда Христа незадолго до Распятия привели к римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату. А «Милосердие» — скорее, философское размышление в красках. Некоторые критики трактуют эту работу как встречу Иисуса с самарянкой у источника.
— Но при этом самарянка одета по моде девятнадцатого века, а Спаситель выглядит измождённым, как будто уже прошел путь Страданий.
— Художник, по всей видимости, хотел напомнить, что страдающего Христа можно встретить в любую эпоху — важно разглядеть Его в каждом, кому требуется помощь. Помните евангельскую притчу о Царствии Небесном, в которое войдёт тот, кто накормил голодного, принял странника, навестил больного?
— Конечно, помню. Очень важные слова там сказал Христос: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне». Но почему же Николай Ге решил закрасить свою картину?
— На выставке передвижников в 1880 году полотно вызвало шквал критики. Это сейчас зрителям понятны работы, в которых Иисус изображён на фоне современной жизни, а в девятнадцатом веке такой художественный приём сочли непозволительной вольностью.
— И что же, Николай Ге расстроился и из-за этого уничтожил изображение?
— Скорее всего, причина тут другая. В восьмидесятых и девяностых годах девятнадцатого века Николай Николаевич жил на хуторе Ивановский в Черниговской губернии, вдали от цивилизации. Там он работал над циклом, посвящённым Страданиям Христа. И вполне возможно, картину «Что есть истина?» он нарисовал поверх «Милосердия», просто не имея под рукой чистого холста.
— А новую работу Николая Ге современники восприняли благосклонно?
— Вовсе нет! Полотно с Христом и Пилатом на очередной выставке в 1890 году встретили еще жёстче.
— Но почему? Ведь здесь нет ни смешения эпох, ни искажения евангельского сюжета.
— Экспертам не понравилось, как художник представил образ Спасителя. Посмотрите, грузная фигура Понтия Пилата с мощным затылком ярко освещена, а Христос изображён в глубокой тени, и сам он подобен тени — истощённый, изнурённый.
— Но такой контраст между героями картины можно трактовать как противопоставление земной власти и Богочеловека, чьё Царство не от мира сего. Римский правитель с высокомерным жестом он адресует Иисусу вопрос «Что есть истина?», не нуждаясь в ответе. А ответ есть, Христос дал его своим ученикам на Тайной вечере, за несколько часов до исторического эпизода во дворце Пилата. Он сказал: «Я — путь, и истина, и жизнь». Николай Ге словно предлагает зрителю задуматься о сытом благополучии и гонимой истине.
— Но художники ещё со времен Возрождения изображали Христа благообразным даже в момент страданий. А Николай Ге пренебрёг этой традицией. За это его и упрекали. А Николай Николаевич возмущался: «Неужели, увидав мучимого человека, вы будете смотреть, достаточно ли он пригож?». Живописец хотел донести до современников, что Иисус страдал по-настоящему, в полной мере.
— Трудно быть арбитром между художником и его критиками, не имея перед глазами подлинника картины. Я непременно схожу в Третьяковскую галерею, чтобы вживую увидеть полотно Николая Ге «Что есть истина?» — произведение с удивительной историей и глубоким смыслом.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Ге Николай Николаевич (1831 — 1894)
С того момента, как человек осознает свою способность мыслить, он задается вопросом об истине. Этот вопрос присущ даже маленьким детям. Часто они перефразируют его, спрашивая: «а почему это „правильно?“», «а кто решил, что так „верно?“». Взрослея, ребенок начинает оформлять эту мысль опытом и знаниями, возможными для него на тот момент. Достигнув совершеннолетия, он понимает, что вопрос все еще есть, и он до сих пор над ним размышляет.
В зрелом возрасте эта тема приобретает уже совсем иной характер, ну а в преклонном — окрашивается философскими нотками. Но какими бы ни были оттенки чувств по этому вопросу, размышления о нем существуют на протяжении всей нашей жизни.
«Истина необходима человеку так же, как слепому трезвый поводырь.»
При этом, не имеет никакого значения вероисповедание человека, его расовая или национальная принадлежность, социальный статус или профессия. Всех нас когда-нибудь интересует вопрос истины.
Что такое истина
Происхождение и значение понятия
Так много трактовок и понятий у этого понятия, масса мыслей, множество цитат. Слово произошло от старославянского «истъ», «истовъ», что имеет значение — «сущий, истинный».
В разных словарях есть следующие определения этого понятия:
Размышляя над всеми понятиями и определениями одного и того же слова, появляется мысль, что должно быть что-то, что объединило бы все это в одно целое. Лучше всего об этом сказано в главной книге человечества, в которой есть ответы на все вопросы, включая и этот.
Истина — образ бытия Господа нашего, который был воплощен в исторической Личности Иисуса Христа. Иисус сказал Ему:
«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня».
Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин.1:17).
Христос ответил на вопрос Пилата, только Пилат не захотел услышать и принять этот ответ (Ин. 18:36-38).
«Говоря о Православии, не стоит повторять ошибку Понтия Пилата, когда он спросил у Христа «Что есть истина?» Правильно было бы спросить — «Кто есть истина?… «Потому что истина — это не некая идея, теория, система, но лицо Всесвятое Лицо Вочеловечевшегося Бога Слова, Иисуса Христа».
прот. Георгий Металлинос
«Искать истину — значит искать предмет любви. И если ищешь Ее с любовью и ради любви, то Она откроет тебе свет лица Своего так, как только ты сможешь его вынести, не сгорев. Вместо с тем Она принесет тебе все, но ты поймешь, что тебе не нужно ничего больше, кроме Ее сияющего и сладчайшего лика. Христос — воплощенная истина, Его Церковь — „столп и утверждение истины“ (1Тим. 3:15). Православие содержит всю полноту.»
Святитель Николай Сербский
Картина Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» (описание)
Не менее драматично, нежели у Тициана, передан конфликт в картине художника Николая Николаевича Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Христос и Пилат стоят друг против друга, разделённые резкой полосой солнечного света. Между двумя различными взглядами на жизнь пролегла пропасть. Наш взор приковывает фигура римского наместника. Это благополучный, строгий и уверенный в себе аристократ, купающийся в атмосфере всеобщей любви. Его фигура отбрасывает тень, переливающуюся разными оттенками на ослепительно-жёлтых плитках пола. Богатая одежда с широкой красной каймой притягивает наш взор. Обратите внимание на позу Пилата: она свободна и раскованна. Широко расставлены его ноги, гордо повёрнута голова, освещённая солнечными лучами, выразителен жест правой руки, протянутой в сторону того, кого мы не сразу замечаем на картине.
Это Христос. Его лицо и фигура находятся в тени и почти скрыты от зрителя. Он прижат к глухой мраморной стене. Грубая, в лохмотьях одежда, всклокоченные волосы, связанные за спиной руки (внизу лежит верёвка) не могут не вызвать чувства сострадания. Но, несмотря на измождённый и измученный вид, он не кажется жалким и тщедушным. Напротив, образ Иисуса исполнен величия и духовной силы. Гордый, независимый взгляд, плотно сжатые губы, спокойная, величавая поза выражают внутреннюю готовность страдать и умереть за истинную веру. Материал с сайта https://worldofschool.ru
Так кто же победитель в этом жестоком и неравном поединке? Пилат, на чьей стороне власть, сила, богатство? Или Христос, человек трагической судьбы и огромной силы воли? Эти непростые вопросы ставит автор перед зрителями.
В «Записках» художник Н. Н. Ге писал о своей картине «Что есть истина? Христос и Пилат»: «Пилат спрашивает: “Что есть истина. ” Для него нет одной истины, для него существует много истин. Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Важно было показать столкновение этих двух начал».
На этой странице материал по темам:
Ге что есть истина? — христос и пилат сочинение описание в крации
Что есть истина христос и пилат описание картины
В «записках» художник ге писал о своей картине «что есть истина»
Христос и пилат. описание картины н.ге
Н.н.ге. описание что есть истина
Вопросы по этому материалу:
Как вы думаете, удалось ли Н. Н. Ге передать «столкновение», описанное им?
Какими художественными средствами Н. Н. Ге достигает нужного эффекта?
Кто, по-вашему, одерживает победу в этом неравном поединке? Почему?
Картина «Что есть истина» Николая Ге
Тема истины затрагивается не только в философии и литературе, но и в искусстве. Наиболее полно она раскрывается в картине Николая Ге.
История написания
Осенью в 1889 году Николай Ге задумывается о написании картины, которая представила бы собой живописную версию восемнадцатой главы (Евангелие от Иоанна). Картина Ге «Что есть истина: Пилат и Христос» была закончена художником поразительно быстро — уже к середине января 1890-го она была готова, а спустя всего лишь месяц была показана на восемнадцатой Передвижной выставке.
Как обычно, Николай Ге готовился к работе очень тщательно: несколько раз посетил Киев, оставив свой хутор, изучал необходимые моменты, позаботился о тканях для одежд персонажей, заказал их, и всего за несколько дней его невестка, Екатерина Ивановна, сшила тогу для Пилата и рубище для Христа.
Изображенные события
Герои картины были написаны художником с поразительной остротой, непривычной для конца 19 века. Выразительный, мощный затылок Понтия Пилата, его широкая спина — создавали впечатление того, насколько властным, самоуверенным римлянам хотел передать его образ художник. Пилат задает вопрос об истине обвиняемому, не испытывая ни ярости, ни злобы, а лишь — высокомерную насмешку. Он не ждет ответа на свой вопрос, он уверен в том, что и сам знает его. Его и Иисуса разделяет луч света, словно меч, что мысленно относит нас к другим словам Христа:
«Не мир пришел Я принести, но меч».
Но очень необычно изображен здесь Христос.
Со времен эпохи Возрождения Иисуса изображали физически очень красивым человеком, в русской живописи эта традиция прерывается как раз на данном художнике — Николае Ге. Спаситель на его холсте выглядит настолько изнуренным — почерневшее лицо и всклокоченные волосы, — что племянница автора Зоя имела неосторожность сказать, что Он некрасив. Замечание это настолько возмутило Ге, что он ответил Зое горячей отповедью:
«Красивый! Да знаешь ли ты, что красивого человека нет, есть, возможно, красивая лошадь, собака, свинья! Человек должен быть разумен, добр, но никогда отвлеченно красивым быть не может. Нельзя писать „красивого“ Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гусов, бруно… Неужели же ты, увидав гонимого, страждущего, мучимого человека, прежде всего обратишь внимание, какой у него нос и какие глаза? Неужели же тебе дороже нос, чем его ужасное положение».
Художественные особенности
Дочь писателя, Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, в работе над мемуарами упоминала, что картину эту Ге написал поверх другой картины, которая была также на библейскую тему. Изначальная картина называлась «Милосердие». На ней был изображен Христос и женщина-самаритянка возле колодца. «Милосердие» не было одобрено публикой, а Николай Ге, не испытывающий священного трепета перед своими работами, мог картину, которая казалась ему неудачной, легко записать, либо отрезать часть холста, либо даже бросить в мастерской на пол.
В 2011-м году в Третьяковской галерее проводили масштабную выставку Николая Ге. К тому времени появилась возможность проверить, правдивы ли слова Татьяны Львовны при помощи рентгенограмм, коих было сделано в процессе исследования не менее тридцати, а также других современных методик. Под красочным слоем картины о Христе и Пилате обнаружилась утраченная картина «Милосердие».
Темное круглое пятно, проступившее со временем на картине между лицами героев, когда-то было головой Христа с картины «Милосердие», а женщина-самарянка Николаем Ге была переделана в фигуру Иисуса. Полученная реконструкция «Милосердия» в 2011-м году была выставлена рядом с той, на которую она была заменена.
Что есть истина?
В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, миную звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. В 1867 Николай Николаевич заканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду». В 1870 Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной. В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и уехал на Украину, где купил небольшой хутор. Он на время отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие». В то же время он пишет портреты своих современников, а также автопортрет. Ге делает иллюстрации к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя. Судьба его последних работ сложилась весьма драматично: картину «Милосердие» (1880) он уничтожил; работа «Выход с тайной вечери» (1889) была подвержена критике церковной цензурой; картина «»Что есть истина?». Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа; первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил, а еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире и т.д. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.
Дополнительную информацию о творчестве художника можно найти на следующих сайтах:
Статья о жизни и творчестве Н. Н. Ге в Википедии
Значение истины в современном мире
Говоря о нашем современном обществе, а также о его обращенности к истине, необходимо заострить внимание именно на философских аспектах данной проблемы. На протяжении всего существования человечества нас всегда интересовало и притягивало то, что, по нашему мнению, истинно. Но сейчас, в современное время, когда человечество имеет возможность изобиловать информацией, мнениями и источниками, трудно поставить границы между истинным и ложными. Сегодня на нашу голову валятся подчас совершенно ненужные данные, средства массовой информации со всех сторон навязывают нам свои мнения. Простому человеку тяжело даже просто абстрагироваться от миллионов различных мнений, а не то, что принять собственное решение, полагаясь на внутренние выводы о том, что есть истинно, а что — ложно.
Другой стороной данной проблемы является то, что сегодняшнее общество привыкло полагаться на науку, ставшую для нас не то, чтобы средством познания мира, а основой производства, которое дает человечеству власть над природой, обеспечивает его комфорт и относительную безопасность.
Но наука ведь не обладает всей полнотой истины. Возникающие время от времени научные революции показывают, что рассчитывать на силу нашего разума можно было только с позиции классической рациональности. Сейчас наука уже все меньше и меньше претендует на постижение безусловной, объективной истины. Потому как, чем больше мы узнаем о мире, тем нам становится ясней, как все-таки мало мы знаем о нем и как же мы все далеки от абсолютной истины.
Истина в литературе и искусстве
«Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен».
Вдумываясь в эту мысль писателя, мы понимаем, что она не так проста, как может показаться. Сразу же приходит на ум: а кто не хочет ее? Вряд ли такой человек есть на свете. Ведь это попросту то же самое, что есть на самом деле, подлинная картина мира, окружающего нас. А кто не желает видеть мир именно таким, каким его создал Господь?
Тут появляется следующий вопрос: а для чего вообще этого желать? Ведь человек мечтает о том, чего у него нет. Выходит, мы не обладаем подлинной картиной мира? Но помимо этого мы ведь и не хотим, чтобы она у нас была, за исключением тех захотевших, о которых рассказывает нам Федор Михайлович.
Рассуждая об этом понятии, также вспоминается роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Впервые это слово в романе возникает в словосочетании «храм истины», который Иешуа обещает воздвигнуть на руинах старой веры. Таким образом, истина — это сакральное понятие, возвышенное, воздвигающее и создающее храмы. Если мы хотим познать, что же это такое, то должны духовно подняться ввысь и оттуда увидеть свою жизнь и свой путь. Об этом повествует нам М.А. Булгаков, и раскрывают в романе его герои.
Также вспомним изречение древности от индийских раджей, взятое Е.П. Блаватской как девиз:
Ведь она не приходит к нам в парадных одеждах, она скромна, она выглядит обыденно, но часто это происходит от того, что мы не обращаем на нее внимания.
Особенное внимание хочется уделить работе Н.А. Бердяева «Истина православия», в которой он пытается разобраться, что означает данное понятие для православной церкви. «Я есмь путь, истина и жизнь». Это означает, что это понятие нужно понимать целостно, оно экзистенциально. Истина не дается человеку в готовом виде, ее можно приобрести лишь путем и жизнью. Она предполагает движение в бесконечность. Часть принимают за целое, не допуская ощущение полноты. С этим как раз-таки и связано то, почему Иисус не ответил на вопрос Понтия Пилата об истине. Он сам истина, но та, которую нужно разгадывать на протяжение всей истории. Она первична, а не вторична, т. е. она — несоответствие чему-то другому. И, наконец, в последней инстанции она есть Бог, наш небесный царь, который, в свою очередь, есть истина, — так рассуждает Бердяев.
Истина — это не соответствие реальности, а ее смысл. В человеке должно происходить духовное пробуждение к истине, иначе она не достигается, ведь это есть творческое открытие, это творческое преображение реальности. Она целостна даже тогда, когда она относится к части.
Совершенно неверно говорить, что истинным является лишь то, что обязательно. Она может открываться лишь одному и отрицаться всем остальным миром, может быть пророческой, пророк же всегда одинок. По мнению Н.А. Бердяева, интересующее нас понятие — это не предметная, бытийственная реальность, отраженная в познающем и вошедшая в него, а просветление, преображение реальности, внесение в мировую данность качества, которого в ней не было до ее познания и откровения.