где в коране написано что нельзя слушать музыку
Где в коране написано что нельзя слушать музыку
Сдаются складские помещение по адресу г.Тольятти, ул. Базовая 46. По вопросам аренды просим обращаться по телефону 89272684411, Эдуард.
Запрет музыки
Разрешение музыки — одна из отличительных особенностей многих представителей заблудших течений в наше время.
Ниже мы приведем инша Аллах слова великих ученых этой уммы, которые говорили о запрете музыки в Исламе.
1. Ясным и однозначным доказательством из Корана о запретности музыки и песен является известный аят, но в котором почему-то приверженцы своих страстей не видят доказательства: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и издевается над этим. Таким уготованы унизительные мучения» (Лукман 31: 6). Некоторые опираются на слова Ибн Хазма, который в своей книге «Аль-мухалля» сказал «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь». Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других!
Что говорить о мнении сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые были лучшими в этой умме после самого Пророка и которые знали эту религию лучше, чем все те, кто последовал за ними, вместе взятые?
Вот слова сподвижников об этом аяте:
Когда Ибн Мас’уда, сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха), спросили о словах Всевышнего «праздные речи», он сказал: “Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества достойного поклонения – это песни!”, – повторив свои слова трижды! Ибн Абу Шайба 6/310, аль-Хаким 2/411. Имам аз-Захаби, Ибн аль-Къайим подтвердил достоверность.
Также один из лучших знатоков Корана и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ибн ‘Аббас сказал: “Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 786, Ибн Абу Шайба 6/310. Шейх Ибн аль-Къайим подтвердили достоверность.
Также такое толкование этого аята передается от Ибн ‘Умара. См. “Тафсир аль-Куъртуби” 5/349, “Игъасату-лляхфан” 1/258. А также от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал: “В этом аяте речь идет о песнях и тех, кто их слушает”. ат-Табари 21356.
Достоверность этих сообщений сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) не отрицают даже сторонники того мнения, что музыка не запрещена, поэтому нет необходимости подробно разбирать их достоверность.
Сторонники мнения о дозволенности музыки, говорят, что не все ученые согласились с тем, что в данном аяте речь идет о песнях и музыкальных инструментах, приводя в качестве доказательства, то что Ибн Хазм и другие ученые понимали этот аят иначе.
Это глубочайшее заблуждение, указывающее на отсутствие правильного понимания основ религии! О каком Ибн Хазме, при всем его достоинстве, может идти речь, когда есть толкование сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), самых знающих людей в его общине после него?!
Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.
Возвращаясь к аяту и его толкованию. Неизвестно, чтобы кто-либо из других сподвижников истолковал данный аят по-другому. Тот же, кто станет утверждать обратное, пусть предоставит довод. Но такого довода нет!
2. Имам аль-Бухари в своем «ас-Сахихе» писал: “передано с достоверной цепочкой, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шелк, вино и музыкальные инструменты (аль-ма’азиф). И некоторые из них поселятся у края высокой горы, а вечером к ним пригонят их скот и придет к ним бедняк, чтобы обратится за помощью, а они скажут: “Возвращайся к нам завтра”. Однако Аллах уничтожит часть из них, обрушив на них эту гору, других же обратит в обезьян и свиней, и они останутся такими до самого Дня Воскрешения». аль-Бухари 5590.
Так же иногда берут за доказательство следующий хадис. Хафиз Ибн Хаджар говорит: “Достоверные хадисы, в которых говорится о дозволенности игры на бубнах, касаются только женщин, и не относятся к мужчинам, поскольку существует запрет на уподобление женщинам”. См. “Фатхуль-Бари” 9/226. Он также сказал: “И в дни праздника не порицается игра на бубне, также как не порицается это и на свадьбе”. См. “Фатхуль-Бари” 2/513.
И на это мы ответим следующим:
Самым главным доводом в пользу дозволенности музыки и песен они приводят известный хадис от ‘Аиши, которая рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел ко мне в то время, когда у меня находились две девушки, певшие песню”. В другой версии хадиса сказано, что они играли на бубне. “Потом вошел Абу Бакр и резко спросил меня: “Свирель шайтана у пророка?!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника»”. аль-Бухари 949, 987, Муслим 892.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Группа суфиев приводят этот хадис в доказательство на дозволенность пения в сопровождении музыкальных инструментов и без них. Для опровержения им достаточно объяснения ‘Аиши в хадисе следующей главы, которая сказала: «Они не были певицами»”. См. “Фатху аль-Бари” 2/442-443.
В этом хадисе не содержится указания на дозволенность музыки, ибо реакция Абу Бакра указывает на то, что порицание музыкальных инструментов среди сподвижников было известно, которые этому могли обучиться только от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Все дело в том, что Абу Бакр не знал об исключении дозволенности игры на бубнах для девушек в дни праздников. Если и брать этот хадис в доказательство, то мы видим, что в нем содержится лишь исключение бубна из общего числа музыкальных инструментов, да и то только девочек, и только во время праздников, на что указывают слова самого пророка (мир ему и благословение Аллаха): «ведь это дни праздника».
Более того, пророк (мир ему и благословение Аллаха), чьей обязанностью было указать на любое благо и на любое зло, промолчал на высказывание Абу Бакра: “Свирель шайтана у пророка?!” А молчание пророка (мир ему и благословение Аллаха) в шариате называется невысказанным одобрением (такърир) и является самостоятельным шариатским доводом.
Шейх аль-Алуси сказал: “Из этого хадиса мы видим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не стал порицать слова Абу Бакра: “Свирель шайтана”, а наоборот одобрил это, а его одобрение означало, что он сказал правильно. Откуда же Абу Бакр взял эти слова? Он взял это от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), который запрещал музыкальные инструменты. И если бы Абу Бакру не было бы это известно точно, то он никогда бы не опередил пророка (мир ему и благословение Аллаха) в порицании этого!” См. “аль-Айят аль-байинат” 46-47.
Имам Абу ат-Тайиб ат-Табари говорил: “Этот хадис является нашим доказательством в запретности музыки! Ведь Абу Бакр назвал бубен свирелью шайтана и пророк (мир ему и благословение Аллаха) не возразил его словам. Что касается ‘Аиши, то тогда она еще была маленькой, а после того, как она повзрослела, от нее не передается ничего, кроме запрещения пения. И ее племянник аль-Къасим ибн Мухаммад порицал пения и запрещал слушать их, а он приобретал знание от ‘Аиши!” Ибн аль-Джаузи 1/253.
Следующим доводом сторонников дозволенности музыки и пения является хадис от Рубай’ бинт Му‘аууиз, которая рассказывала: “Когда меня выдавали замуж, пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел и присел на моей кровати, а наши девушки стали бить в бубны и петь, воспевая моих предков, погибших в битве при Бадре. Вдруг одна из них сказала: “Среди нас есть пророк (мир ему и благословение Аллаха), который ведает о том, что будет завтра”. И тут посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не произноси эти слова, а говори то, что говорила до этого»”. аль-Бухари 2/352.
Этот и подобные хадисы также указывает лишь на исключение из общего запрета. Объяснение этому сделал сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Грань между дозволенным и запретным – удары в бубен и пение на свадьбе». Ибн Маджах 1896, ат-Тирмизи 1088. Хадис хороший. См. “Ируауль-гъалиль” 1993.
Исходя из всего сказанного, следует, что все достоверные хадисы о дозволенности пения и музыкальных инструментов ограничиваются только бубном, и только для девушек в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, а также на свадьбах. Таково суждение ученых ахлю-Сунна в данном вопросе, и оно, бесспорно, является единственно правильным. Хасан аль-Басри сказал: “Игра на бубнах не является деянием мусульман, и сподвижники Ибн Мас’уда относились к этому дело очень строго”. Аль-Халляль 27.
И именно к этим хадисам относятся замечания Хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни, которые, как можно предположить, привел автор в доказательство своего мнения.
Таким образом могут быть разобраны все доводы, приведенные автором в этой статье, однако мы не считает нужным уделять этому столько внимания. В заключение, приведем вкратце еще несколько далилей в опровержение слов автора, которые он не раз повторяет в своей статье: «Прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне.»
1. Доводы из Корана:
Уже разбиравшийся нами аят:
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и издевается над этим. Таким уготованы унизительные мучения» (Лукман 31: 6).
Один из лучших знатоков Корана и сподвижник пророка Ибн ‘Аббас сказал:“Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. аль-Бухари в «Адабуль-Муфрад» 786.
И другие комментарии сподвижников к нему.
Великий и Мудрый Аллах, давая Иблису отсрочку до Судного дня, сказал ему: «Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Перенос ночью, 64).
Имам Муджахид сказал, что под «голосом»подразумевается пение и музыкальные инструменты. См. “Задуль-Масир” Ибн аль-Джаузи.
Первый хадис, приведенный нами выше, Сахиха имама аль-Бухари, в достоверности которого не сомневается вся Исламская община:«И появятся в моей общине люди, которые будут считать дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыкальные инструменты» аль-Бухари 5590.
Также, сообщается со слов Сахля ибн Са’да, что посланник Аллаха сказал: «Перед наступлением Конца света участятся провалы, падения и уродства» Его спросили: “О посланник Аллаха, когда же это произойдет?” Он ответил: «Когда будет много музыкальных инструментов и певиц». Ибн Маджа.
Передают со слов Анаса, что пророк сказал: «Прокляты два звука в мире этом и в мире ином: дудка – при радости и причитание – при бедствии» аль-Баззар.
Сообщается со слов Нафи’а, что когда ‘Абдуллах ибн ‘Умар, будучи в пути услышал звуки дудки, он закрыл пальцами уши, а затем, удалившись от этого места, сказал: “Я видел, как посланник Аллаха сделал то же самое, когда услышал флейту пастуха”. Ахмад 4535, Абу Дауд 4929
Также, со слов Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Колокольчики являются свирелями шайтанов» Муслим 2115.
3. Слова праведных предшественников и ученых этой уммы:
Хасан аль-Басри говорил: “Если на праздничном угощении будет музыка, то не принимайте приглашения”. См. «аль-Джами’» 263.
Имам аль-Ауза’и рассказывал: “Халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз однажды написал письмо ‘Умару ибн Уалиду: “Появление среди вас музыкальных инструментов и свирелей является нововведением в Исламе. И я желаю направить к тебе того, кто побьет тебя!” ан-Насаи 2/178, Абу Ну’айм 5/270. Иснад достоверный.
Имам Абу Саур, Абу Ханифа и два его ученика Я’къуб и Мухаммад говорили: “Не дозволено давать плату за пение и причитание”, и они говорили: “Музыка – вино для души”. См. “ Маджму’ аль-фатауа” 10/417. Абу Тайиб ат-Табари сказал: “Что касается Абу Ханифы, то он порицал пение, и считал, что слушать это является грехом!” См. “Тальбису Иблис” 245.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Тот, кто принимает участие или связан с этим (пением и музыкой), тот по сути, занимается пустоделием, потому что время, потраченное на это, есть пустота и бесмысленность, а значит, такой человек подобен слабоумному, и мы отвергаем его свидетельство (на суде)”.
Что же касается того, что имам Малик (да смилуется над ним Аллах) якобы считал музыку и песни дозволенными, то это ложь, возводимая на учёного. Когда имама Малика спросили: “Почему некоторые жители Медины позволяют себе пение?” Он ответил: “Этим занимаются наши нечестивцы”.
То же самое передается и от имама Ахмада. Сын имама Ахмада ‘Абдуллах рассказывал: “Я спросил своего отца о пении, и он ответил: «Пение взращивает в сердце лицемерие. Мне оно не нравится»”. См. “Масаиль Абу Дауд” 279.
Один шейх сказал: “Пение – это талисман прелюбодеяния. Оно является причиной непристойных поступков. Попадая под влияние пения и музыки, души даже самых целомудренных юношей и девушек разлагаются, что облегчает впадение их в разврат, как это происходит с пьяницами или наркоманами”. Из всего сказанного мы видим несостоятельность утверждения тех, кто заявляет о дозволенности музыки и песен, ссылаясь на предшествующих имамов. Во-первых, это запрещено Кораном и Сунной, а во-вторых, никто из имамов этого не дозволял. В самом начале мы упомянули, что среди ахлю-Сунна первых трех поколений не было разногласий в том, что музыка запрещена. И на то, что в этом вопросе было единогласное мнение указывали многие имамы, среди которых аль-Аджурри, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, ар-Рифа‘и, аль-Къуртуби, Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб, Ибн Касир, Ибн Хаджар аль-Хайтами и др. См. “Каффу ар-ру’а” 124, “Игъасату аль-ляхфан” 1/228, «Нузхату аль-асма’» 69.
И из этого инша Аллах стало ясно положение музыки в Исламе. Кого вы считаете неосведомленным, радикальным или некомпетентным? Сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибн Аббаса, Ибн Мас’уда, Ибн Умара, правденых предшественников Хасана аль-Басри, халифа Умара ибн Абудль Азиза, или праведных ученых этой уммы и имамов Абу Ханифу, аш-Шафии, Малика и Ахмада?…
Где в коране написано что нельзя слушать музыку
Почему в Исламе нельзя слушать музыку?
В наше время появилось очень много певцов и певиц, поющих на сценах, в ночных клубах и в местах сбора молодёжи. Но мало кто знает, что пошлое песнопение Ислам запрещает.
Музыка запрещена из-за того, что она отвлекает сердца от Аллаха, заполняет лицемерием и наносит огромный вред вере человека.
Существует множество доказательств из Корана и Сунны о запретности таких форм развлечений. Мы рассмотрим лишь несколько:
1) Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание» (сура «Лукман», аят 6).
Великий сподвижник Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) поясняет, что означает в этом аяте слово «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке» (аль-Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 223; имам Хаким подтвердил его достоверность).
Имам Ибн Аби Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого нет другого Господа, что здесь говорится о пении» («Мусаннаф», том 5, стр. 132).
Великий сподвижник и толкователь Корана Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это слово означает музыку, пение и тому подобное» (Байхаки, «Сунан», том 1, стр. 122; Ибн Аби Шайба).
Он также сказал: «Музыка и покупка певиц» (Ибн Аби Шайба, «Мусаннаф», том 5, стр. 132).
Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов» (Ибн Касир, «Тафсир»).
Такое же толкование передают Муджахид, Икрима, Ибрахим Нахаи, Макхульи и другие (да будет доволен ими Аллах).
Приведённый выше аят Корана, принимая во внимание его толкование, служит явным указанием на запретность музыки.
Также он является строгим предупреждением для тех, кто так или иначе занимается торговлей в сфере музыки, ведь Аллах предупреждает, что такие люди получат «унизительное наказание».
Что касается тех, кто говорит, что в этом аяте речь идёт о вещах, которые отвлекают человека от мыслей об Аллахе, а не о музыке, то это мнение не противоречит приведённому выше комментарию. Толкование этого аята со смыслом – «вещи, которые препятствуют поминанию Аллаха» – это более общее толкование, в котором, среди прочего, подразумеваются музыка и песни (с музыкой), ведь музыка входит в число вещей, которые больше других отвлекают людей от поминания Аллаха. Вот почему большинство толкователей Корана, разъясняя этот аят, сказали либо только о музыке, либо обо всех делах, отдаляющих от истины, среди которых музыка занимает одно из главных мест.
2) Описывая качества рабов Всемилостивого (ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит: «Те, кто не свидетельствуют ложно, а когда слышат пустословие или видят пустодеяния, не участвуют в этом, а проходят мимо с достоинством» (сура «аль-Фуркан», аят 72).
Имам Абу Бакр аль-Джассас передаёт от нашего сайида имама Абу Ханифы (да будет доволен ими Аллах), что «ложь» в этом аяте означает «музыку и песни» («Ахкамуль Коран», том 3, стр. 428).
3) Всевышний Аллах сказал шайтану: «Побуждай тех из людей, кого сможешь, не повиноваться Аллаху своим голосом (искусителя)» (сура «аль-Исра», аят 64).
Один из великих толкователей Муджахид (да будет милостив к нему Аллах) сказал, что слово «голос» в этом аяте означает музыку, пение, танцы и бесполезные занятия («Рух аль-Маан», том 15, стр. 111).
Имам Суюти (да будет доволен им Аллах) цитирует слова Муджахида: «Голос (в этом аяте) – это пение и звук флейты».
Ещё один толкователь Даххак (да будет доволен им Аллах) также говорил о флейте, разъясняя слово «савт» – голос, который был упомянут в аяте (Куртуби, «аль-Джами ли Ахкамиль Коран», том 10, стр. 288).
Эти аяты также можно истолковать в общем смысле, как сделали некоторые толкователи Корана, но такое толкование, как уже было сказано, не противоречит смыслам, которые передаются от Муджахида и Даххака, потому что они являются частью более общего и широкого значения аятов.
Изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение)
Существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), запрещающих музыку и использование музыкальных инструментов. Их так много, что учёные смогли собрать около сорока хадисов с достоверной цепочкой передатчиков (сахих), несколько хороших хадисов (хасан) и несколько слабых (даиф). Мы рассмотрим здесь только некоторые из них.
1) Наш сайид Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В моей умме появятся люди, которые станут дозволять прелюбодеяние, ношение шёлка, алкоголь и музыкальные инструменты» («Сахих», аль-Бухари).
2) Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) рассказывает похожий хадис, но с другой формулировкой. Он передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скоро в моей умме появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и исполняться песни. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и он превратит их в обезьян и свиней» («Сахих», Ибн Хаббана; «Сунан», Ибн Маджа).
В приведённом выше хадисе использовано слово «маазиф». Знатоки арабского языка единогласны в том, что это слово обозначает музыкальные инструменты (Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», том 9, стр. 189).
Запретность музыки становится очевидной из двух хадисов. В первом из них (который приводится в «Сахих» аль-Бухари) говорится, что в умме Посланника Аллаха (мир ему и благословение) будут люди, которые станут отстаивать дозволенность музыкальных инструментов наряду с прелюбодеянием, шёлком и алкоголем, несмотря на то, что все эти вещи запрещены (харам) по Шариату. Здесь идёт речь о «музыкальных инструментах», а не о песнях.
Более того, тот факт, что музыка упоминается в одном ряду с прелюбодеянием и алкоголем, подчёркивает, насколько это серьёзный грех. Тот, кто пытается разрешить музыку, подобен тому, кто дозволяет алкоголь и прелюбодеяние.
Во втором хадисе описывается судьба таких людей: «Земле будет приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (пусть Аллах сохранит нас от этого)». Это предостережение касается тех, кто называет музыку, алкоголь, шёлк и прелюбодеяние дозволенными. Тем, кто пытается узаконить любую из этих вещей, следует принять это во внимание.
Кроме того, утверждать, что музыка запретна только в сочетании с алкоголем, прелюбодеянием и ношением шёлка, неправильно. Если бы это было так, почему исключение из этих четырёх вещей делается только для музыки? В таком случае можно то же самое отнести к прелюбодеянию, алкоголю и ношению шёлка. Тогда можно будет утверждать, что даже алкоголь и прелюбодеяние дозволены, если они не сопровождаются оставшимися двумя грехами!
Итак, приведённые выше два хадиса любимца Аллаха (мир ему и благословение) являются явным доказательством запретности музыки и музыкальных инструментов.
3) Имран ибн Хусейн передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Эта умма увидит, как некоторых людей поглотит земля, как некоторые превратятся в животных и попадут под дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О Посланник Аллаха! Когда это произойдёт?». Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а распитие алкоголя станет повсеместным» («Сунан», Тирмизи).
4) Наш сайид Али ибн Абу Талиб передаёт, что благословенный Посланник Аллаха сказал: «Когда моя умма начнёт совершать пятнадцать вещей, её станут постигать несчастья», и (среди 15 вещей он упомянул): «Когда обычным явлением станут певицы и музыкальные инструменты» («Сунан», Тирмизи).
5) Нафи рассказывает, что однажды Абдулла ибн Умар услышал звук флейты пастуха. «Он закрыл руками уши, отвёл своего мула в сторону от дороги и сказал: ”О Нафи! Ты слышишь это?” Я (Нафия) ответил утвердительно. Он продолжал идти (закрыв уши руками), пока я не сказал: «Звук стих». Тогда он отнял руки от ушей, вернулся на дорогу и сказал: “Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) делал то же самое, когда слышал флейту пастуха”» (имам Ахма, ибн Маджах, Абу Давуд).
6) Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Аллах запретил алкоголь, азартные игры, барабан, гитару и всё опьяняющее – харам» (имам Ахмад, Абу Давуд).
7) Абу Умама передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Могущественный и Величайший Аллах направил меня как наставление и милость для верующих и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнами, распятиями и практиками доисламского периода невежества» (имам Ахмад, Абу Давуд).
8) Абдулла ибн Масуд передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Песня способствует росту лицемерия в сердце, как вода росту травы» (Байхаки в «Сунан»).
9) Анас передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В день Воскрешения Аллах зальёт расплавленный свинец в уши тех, кто сидел и слушал певиц» (Ибн Асакир, Ибн аль-Мисри).
10) Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Колокол – это флейта шайтана» (Муслим в «Сахих»; Абу Давуд в «Сунан»).
Существует ещё много высказываний Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о запрете музыки, музыкальных инструментов и запрещённых видах пения. Я упомянул в качестве примера лишь несколько.
Имам шафиитского мазхаба Ибн Хаджараль-Хайтами собрал все эти хадисы, которых в общей сложности примерно сорок, в своей прекрасной работе «Кафф ар-Раа ан Мухаррамат аль-Ляхвва ас-Сама» и сказал: «Все эти тексты являются явным и неоспоримым доказательством того, что музыкальные инструменты запретны» (том 2, стр. 270).
Высказывания учёных Ислама
Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорит: «Если певец собирает людей вокруг себя с целью развлечь их своим голосом, его нельзя считать благочестивым человеком (адиль), даже если он не употребляет алкоголь, потому что он будет считаться предводителем грешников. Но если человек напевает что-то наедине с собою, чтобы спастись от одиночества, в этом нет ничего дурного.
Что касается тех, кто использует музыкальные инструменты, следует сказать: если инструменты не входят в число запрещённых, например, бубен, тогда в их использовании нет ничего плохого, и такой человек будет считаться благочестивым. Но если речь идёт о запрещённых инструментах, таких как лютня и так далее, то человек, использующий их, не может считаться благочестивым (чтобы свидетельствовать в суде), потому что эти инструменты являются запрещёнными при любых обстоятельствах» (Бадаи ас-Санаи).
В «Хуласат аль-Фатава» сказано: «Слушать звучание музыкальных инструментов запрещено (харам), потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Слушать музыку – грех» (том 4, стр. 345).
Ибн Хумам, великий муджтахид ханафитского мазхаба, решительно высказывается по этому вопросу в своей знаменитой книге «Фатх аль-Кадир»: «Пение считается запретным (харам), когда в песне поётся о запрещённых вещах, например, описывается красота или качества реального человека, восхваляется вино, что побуждает к винопитию, или приводятся детали чьей-то семейной жизни либо издевательства и насмешки в чей-то адрес».
Что касается песен, в которых нет упоминания о запретных вещах, например, песни, описывающие природу, цветы, реки и тому подобное, то они дозволены. Но если песни исполняются в сопровождении музыкальных инструментов, то они будут запретными, даже если они полны мудрых наставлений, но не из-за своего смысла, а из-за музыкального сопровождения.
Ибн Кудама (ханбалитский мазхаб) в «Аль-Мугни» сказал, что музыкальные инструменты бывают двух видов:
1) Запрещённые. К ним относятся инструменты, изготовленные специально для развлечения и пения под них, например, флейта, мандолина и т. д.
2) Дозволенные. К ним относится бубен (дуфф) (игра на нём на свадьбах и по случаю других радостных событий)» (Ибн Хуммам, «Фатх аль-Кадир», том 6, стр. 36).
Дуфф (бубуен) – это барабан без дна, т.е. одна сторона открытая.
Примерно то же самое сказано в других работах по ханафитскому фикху, таких как «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Раик», «Аль-Фатава аль-Хиндийя» и других.
Имам ан-Навави, великий мухаддис и учёный шафиитского мазхаба, сказал: «Запрещено использовать и слушать музыкальные инструменты, которые обычно ассоциируются с пьянством, например, мандолина, лютня, тарелки и флейта. Дозволено играть на бубне (дуфф) на свадьбах, по случаю совершения обрезания и в других ситуациях, даже если к бубну приделаны колокольчики. Играть на кубе (широкий барабан с узкой средней частью) тоже запрещено» («Мугни аль-Мухтадж», том 4, стр. 429).
Однако великий учёный шафиитского мазхаба имам аль-Газали сказал:
«Знай, что слова о том, что слушать песнь – это запрет означают, что Аллах наказывает за слушание, а это не возможно представить, потому что познание Шариата основывается на цитатах из Корана и Сунны или на их киясе (сопоставлении Корана и Сунны)… но не указывают прямо на запрет ни цитаты из Корана, ни хадисы, ни сопоставления (кияс)… Музыкальные инструменты дозволяются, если они хорошо влияют на сердце, т.е. радуют его, призывают к джихаду на пути Аллаха, побуждают к совершению благих дел…» («Ихъя», раздел «Дозволенность слушания песни», 3/339–349).
Существует ещё много высказываний учёных, например, аль-Куртуби и факихов всех четырёх мазхабов, но для краткости этой статьи я ограничусь тем, что уже было приведено выше.
Некоторые заявляют, что музыка дозволена, основываясь на хадисе, который приведён в «Сахих» аль-Бухари, где рассказывается, что две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сайиды Айши (да будет доволен ею Аллах).
Однако этот хадис не является доказательством дозволенности музыки. Знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскаляни опровергает данное утверждение в «Фатх аль-Бари» (том 2, стр. 345).
Во-первых, эти девочки пели без сопровождения каких-либо запрещённых музыкальных инструментов, а во-вторых, в песне пелось о любви к Пророку (мир ему и благословение),а эта тема, без сомнения, является дозволенной. Кроме того, из текста хадиса ясно, что они не были профессиональными певицами.
Некоторые пытаются доказать дозволенность музыки с помощью хадиса, где говорится о дозволенности игры на бубне (даф).
Но в работах факихов по данной теме говорится, что игра на бубне дозволяется именно по случаю свадьбы, а бубен используется не для развлечения, а, скорее, чтобы оповестить людей о каком-либо радостном событии.
Заключение
В свете приведённых выше доказательств из Корана, высказываний любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и слов различных учёных, шариатское решение относительно музыки выглядит так.
Музыкальные инструменты, которые изготавливаются исключительно для развлечения, запрещены, сопровождаются они пением или нет. Хотя играть на бубне (даф) на свадьбе (и, по мнению некоторых факихов, по случаю других радостных событий) дозволено.
Что касается песен, то песни с недозволенным содержанием или отвлекающие от исполнения обязательных предписаний запрещены. Но если они не обладают упомянутыми выше качествами (и исполняются без сопровождения музыкальных инструментов), петь их дозволено.
Так же стихи, если они восхваляют Пророка (мир ему и благословение), праведников, учёных, призывают к Исламу, то они (стихи), несомненно, дозволены, а если же стихи содержат разврат и сквернословие и другие мерзкие вещи, то такие стихи запретны.