где в коране написано что библия искажена

Где в коране написано что библия искажена

где в коране написано что библия искажена. Смотреть фото где в коране написано что библия искажена. Смотреть картинку где в коране написано что библия искажена. Картинка про где в коране написано что библия искажена. Фото где в коране написано что библия искажена

Как уже было неоднократно сказано ранее, мусульмане любят утверждать, что христиане исказили Библию. Однако, что говорит об этом Коран? Я много раз задавал мусульманам этот вопрос, но четкого ответа так и не получил. Что ж, придется рассмотреть и проанализировать цитаты Корана о Библии.

В Коране имеется ряд мест, которые, как кажется на первый взгляд, учат, что некоторые искажения древнего Писания действительно имели место. Однако при их исследовании становится ясно — каждое из них касается тех случаев, когда ахль ал-Китаб (Люди Писания, то есть иудеи и христиане) обвиняются в неправильном толковании учения их священных Книг. Ни один из них ни в коей мере не утверждает, что тексты Tауры или Инджиля были когда-либо искажены.

При близком исследовании ряда текстов, цитируемых мусульманами в доказательство того, что, согласно Корану, они были изменены, оказалось, что мы имеем дело исключительно с неправильным устным цитированием священных текстов и никогда с записанным словом. Типичным примером является этот стих:

» Из иудеев некоторые искажают слова на их местах и говорят: «Мы слышим и не повинуемся, выслушай неслыханное и упаси нас», — искривляя своими языками и нанося удары религии.»
(сура 4.46)

где в коране написано что библия искажена. Смотреть фото где в коране написано что библия искажена. Смотреть картинку где в коране написано что библия искажена. Картинка про где в коране написано что библия искажена. Фото где в коране написано что библия искажена

Мусульмане голословно утверждают, будто этот стих говорит о том, что иудеи выбросили из своего Писания части оригинального текста и заменили их другими, выдуманными ими самими. Следующие пункты доказывают обратное.

Обвинение, предъявленное в этом стихе, сводится исключительно к устному искажению истинного смысла слов. Текст говорит: «искривляя своими языками». Здесь нет утверждения о подделке или изменении подлинного письменного текста. Аналогичное обвинение иудеев в «искажении слов» снова появляется в суре 5.44, где, как и в суре 4.46, цитируются действительные высказывания иудеев, чтобы показать, как они это делали.

Слово саниана в суре 4.46 на арабском языке означает «выслушай нас», но едва различимое искажение превращает его в оскорбление. Поскольку оригинальное Писание иудеев было написано на древнееврейском языке, то, конечно, Коран ссылается на иудеев, которые жили во времена Мухаммада и общались с арабами на арабском языке. И снова совершенно очевидно, что вопрос заключается не в изменении подлинного Писания, а лишь в едва уловимой игре слов, которую иудеи допускали в своих разговорах.

где в коране написано что библия искажена. Смотреть фото где в коране написано что библия искажена. Смотреть картинку где в коране написано что библия искажена. Картинка про где в коране написано что библия искажена. Фото где в коране написано что библия искажена

Другой стих, обычно приводимый в качестве предполагаемого доказательства того, что иудеи и христиане изменяли свои оригинальные Книги:

» Неужели вы хотите, чтобы они поверили вам, когда была партия среди них, которые слушали слово Аллаха, а потом искажали его, после того как уразумели, хотя сами и знали?»
(сура 2.75)

И снова несколько замечаний, показывающих, что этот стих говорит только об устных искажениях, а не о действительных изменениях в текстах древнего Писания.

Два великих древних мусульманских ученых, ар-Рази и Байдави, учили, что этот отрывок рассматривает только то, что они называют тахриф-манави, то есть искажение смысла Божьего Слова, а не тахриф-лафзи, изменение самого подлинного Писания. Коран нигде не учит, что либо иудеи, либо христиане занимались тахриф (искажением) своих Священных Книг, и в ранние века ислама им никогда не предъявлялись подобные обвинения.

В этом стихе Коран прямо заявляет, что именно Калам (Слово) Аллаха было искажено. Здесь имеются в виду сказанные слова, которые они «слышали», как ясно говорит стих. Изменениям подвергалась не Китаб, записанная Книга. Говоря о Священных Писаниях христиан и иудеев, Коран всегда ссылается на них как на Китаб Аллаха. Здесь же говорится исключительно об устном послании.

Очевидно, что именно проповедь Корана подвергалась искажениям. В стихе говорится о группе людей, которая слушала Коран, проповедуемый Мухаммадом, а потом извращала его. Как же тогда он мог ожидать, что они поверят ему? Надо очень напрячь свое воображение, чтобы превратить этот стих в доказательство извращения записанных текстов Библии!

Очевидно, что только группа иудеев, современников Мухаммада, обвинялась в искажении его посланий. Как раз следующий стих осуждает их за то, что при встрече с пророком они заявляют о своей вере, а потом про себя решают, как исказить его слова. И снова совершенно ясно видно — этот стих даже отдаленно не имеет в виду какие-то предполагаемые искажения Священного Писания иудеев и христиан.

Источник

Почему мусульмане говорят что Библия искажена? Какие доказательства можно предоставить об истинности

рБАлександр

РУСЛАН_

Ромул

Работа на Мусульманском Форуме

Десять коранических свидетельств подлинности Библии

Богословы, приписывающие Корану отрицание подлинности наличного библейского текста, не замечают многочисленных свидетельств Корана в пользу аутентичности современной пророку Мухаммаду Библии и даже невозможности искажения ее.

1). Библия (Тора и Евангелие) – Слово Божье, а Слово Божье, как подчеркивается в Коране, не может быть подвергнуто изменению или искажению со стороны людей (ля мубаддиля – или: ля табдиля – ли калимат Аллах – 6:34, 115; 8:27; 10:64)[5]. Божьи заверения – «Это Мы ниспослали Поучение (Зикр), / И это Мы оберегаем Его» (14:9) – богословы относят на счет одного лишь Корана, исходя из того, что несколькими айатами раньше (14:6) говорится о даровании Зикра/Поучения пророку Мухаммаду. При этом забывается, что в самом Коране слово «зикр» (или «зикра») прилагается к откровению Божьему вообще, включая Библию (см., в частности, айаты 16:34; 21:48, 105; 40:54)[6].

2). Коран называет наличествующую у иудеев и христиан времен Пророка Библию «Книгой Божьей» (2:101; 3:23), «Словом Божьим» (2:75), «айатами Божьими» (3:70; 4:155; 5:44). Возможна ли такая характеристика Торы и Евангелия, если они уже были искажены или извращены?!

4). В том же духе Коран повествует, что Бог велел Иоанну Крестителю «крепко держаться» Писания/Торы (19:12), что Иисус явился с подтверждением имевшейся до него Торы (3:50; 5:46; 61:6) и что Всевышний обучал его Торе (3:49; 5:110).

И далее 10 Аргументов


Этот список аргументов «от Корана» в пользу подлинности Библии можно было бы продолжить. К нему можно было бы добавить и соответствующие свидетельства Сунны. Взять хотя бы хадис: «Передавайте от сынов Израилевых, не смущаясь этим» (Б 3461; Т 2669; Х 6450).

Рациональные обоснования невозможности фальсификации

РУСЛАН_

Работа на Мусульманском Форуме

Десять коранических свидетельств подлинности Библии

Богословы, приписывающие Корану отрицание подлинности наличного библейского текста, не замечают многочисленных свидетельств Корана в пользу аутентичности современной пророку Мухаммаду Библии и даже невозможности искажения ее.

1). Библия (Тора и Евангелие) – Слово Божье, а Слово Божье, как подчеркивается в Коране, не может быть подвергнуто изменению или искажению со стороны людей (ля мубаддиля – или: ля табдиля – ли калимат Аллах – 6:34, 115; 8:27; 10:64)[5]. Божьи заверения – «Это Мы ниспослали Поучение (Зикр), / И это Мы оберегаем Его» (14:9) – богословы относят на счет одного лишь Корана, исходя из того, что несколькими айатами раньше (14:6) говорится о даровании Зикра/Поучения пророку Мухаммаду. При этом забывается, что в самом Коране слово «зикр» (или «зикра») прилагается к откровению Божьему вообще, включая Библию (см., в частности, айаты 16:34; 21:48, 105; 40:54)[6].

2). Коран называет наличествующую у иудеев и христиан времен Пророка Библию «Книгой Божьей» (2:101; 3:23), «Словом Божьим» (2:75), «айатами Божьими» (3:70; 4:155; 5:44). Возможна ли такая характеристика Торы и Евангелия, если они уже были искажены или извращены?!

4). В том же духе Коран повествует, что Бог велел Иоанну Крестителю «крепко держаться» Писания/Торы (19:12), что Иисус явился с подтверждением имевшейся до него Торы (3:50; 5:46; 61:6) и что Всевышний обучал его Торе (3:49; 5:110).

И далее 10 Аргументов


Этот список аргументов «от Корана» в пользу подлинности Библии можно было бы продолжить. К нему можно было бы добавить и соответствующие свидетельства Сунны. Взять хотя бы хадис: «Передавайте от сынов Израилевых, не смущаясь этим» (Б 3461; Т 2669; Х 6450).

Рациональные обоснования невозможности фальсификации

Ромул

Тафсир ибн Касир – то есть, толкование Корана исламским ученым Касиром. Так вот, в этой книге есть комментарий к суре 3, в котором говорится следующее (перевод с англоязычного сайта):

Муджахид, Аш-Шааби, Аль-Хасан, Катада и Ар-Рабии бин Анас сказал, что

[يَلْوُونَ أَلْسِنَتَهُم بِالْكِتَـبِ]

(кто искажает Книгу своими устами) означает, “Они искажают их (Слова Аллаха).”

Согласно Аль-Бухари, Ибн Аббас сказал, что этот аят означает то, что они искажают и добавляют, и хотя никто среди созданных Аллахом не может удалить слова Аллаха из Его Книг, они искажают и изменяют значения слов. Вахб бин Мунаббих сказал, “Тора и Инжил остались такими, какими их ниспослал Аллах, и ни одна буква не была из них удалена . Однако, некоторые люди запутывают других своими дополнительными и ложными толкованиями, основываясь на книгах, написанних ими самими.”

Николай 160

где в коране написано что библия искажена. Смотреть фото где в коране написано что библия искажена. Смотреть картинку где в коране написано что библия искажена. Картинка про где в коране написано что библия искажена. Фото где в коране написано что библия искажена

Михаил Р.Б.

РУСЛАН_

РУСЛАН_

Тафсир ибн Касир – то есть, толкование Корана исламским ученым Касиром. Так вот, в этой книге есть комментарий к суре 3, в котором говорится следующее (перевод с англоязычного сайта):

Муджахид, Аш-Шааби, Аль-Хасан, Катада и Ар-Рабии бин Анас сказал, что

[يَلْوُونَ أَلْسِنَتَهُم بِالْكِتَـبِ]

(кто искажает Книгу своими устами) означает, “Они искажают их (Слова Аллаха).”

Согласно Аль-Бухари, Ибн Аббас сказал, что этот аят означает то, что они искажают и добавляют, и хотя никто среди созданных Аллахом не может удалить слова Аллаха из Его Книг, они искажают и изменяют значения слов. Вахб бин Мунаббих сказал, “Тора и Инжил остались такими, какими их ниспослал Аллах, и ни одна буква не была из них удалена . Однако, некоторые люди запутывают других своими дополнительными и ложными толкованиями, основываясь на книгах, написанних ими самими.”

Николай 160

Кузнецов Евгений Борисович

Виталий Олегович

Кузнецов Евгений Борисович

Сергий_

Источник

Библия в понимании мусульман

Мусуль­мане убеж­дены, что Коран есть Сло­во Божие, пре­вос­хо­дя­щее все преды­ду­щие откро­ве­ния. Чтобы сохра­нять такую свою убеж­ден­ность, им при­хо­дится посто­янно оспа­ри­вать про­ти­во­ре­ча­щие этому утвер­ждения их глав­ного сопер­ника, Библии.

Нападки на Библию

Кри­ти­че­ские выпа­ды мусуль­ман против Библии можно разде­лить на две основ­ные кате­го­рии: во-первых, речь идет о том, что текст Писа­ния был изме­нен или сфаб­ри­ко­ван; во-вторых, в хри­сти­ан­ское веро­уче­ние вкра­лись докт­ринальные ошибки, такие как вера в вопло­щение Христа, в един­ство ипо­ста­сей Трои­цы, а также кон­цеп­ция пер­во­род­ного греха (Waardenburg, 261–63).

Вос­хва­ле­ние изна­чаль­ной Библии

Как ни странно, но иногда Коран награж­дает иудей­ско-хри­сти­ан­ское Писа­ние такими почет­ными титу­лами, как «книга Бога» (Аллаха), «Слово Бога», «свет и руководи­тельство для людей», «[реше­ние всех воп­росов]», «[руко­вод­ство и мило­сер­дие]» <«данная в путе­во­ди­тель­ство и как мило­сердие»>, «кни­га­яс­ная», «[осве­ще­ние, про­светление]» (al-furqan), «Еван­ге­лие, в кото­ром — руко­вод­ство и свет, и с подтвержде­нием истин­но­сти того, что нис­по­слано до него в Торе», а также «руко­вод­ство и уве­щание для бого­бо­яз­нен­ных» — Коран, сура 5:50/46 (Takle, 217). Коран при­зы­вает хри­стиан загля­нуть в их соб­ствен­ное Писа­ние, чтобы узнать Божие откро­ве­ние, предна­значенное для них (Коран, сура 5:51/47). И даже сам Мухам­мед в какой-то момент при­зывается пове­рить истин­ность своей пропо­веди по содер­жа­нию преды­ду­щего божест­венного откро­ве­ния иудеям и хри­сти­а­нам (Коран, сура 10:94).

Библия откла­ды­ва­ется в сто­рону

Эти вос­хва­ле­ния Библии могут ввести в заблу­ждение, так как мусуль­мане спешат объя­вить, что Коран пре­вос­хо­дит все предыду­щие откро­ве­ния, осно­вы­ва­ясь на ислам­ской кон­цеп­ции раз­вер­ты­ва­ю­ще­гося от­кровения. Тем самым они рас­счи­ты­вают дока­зать, что Коран есть испол­не­ние и от­мена менее полных откро­ве­ний, таких как Библия. Один ислам­ский бого­слов выража­ет эту общую убеж­ден­ность сле­ду­ю­щим об­разом: хотя мусуль­ма­нам и над­ле­жит ве­рить в Тору (Мои­сеев закон), Zabur (Псал­мы Давида) и Injil (Еван­ге­лие), тем не ме­нее, согласно «самым выда­ю­щимся бого­словам», эти книги в их нынеш­нем состоя­нии «иска­жены». Он про­дол­жает: «Верить нужно в то, что Коран есть бла­го­род­ней­шая из книг […] Это послед­нее из нис­шед­ших бого­дан­ных писа­ний, отме­ня­ю­щее все пред­ше­ству­ю­щие книги […] Для Корана невоз­можно под­верг­нуться ника­кому изме­нению или иска­же­нию» (Jeffery, 126–28). И хотя это самый рас­про­стра­нен­ный взгляд среди исла­ми­стов, многие мусуль­мане все же заяв­ляют, что верят в свя­тость и истин­ность ныне име­ю­щейся Библии. Однако это, по боль­шей части, только слова, так как они твердо уве­рены во все­до­ста­точ­но­сти Корана. Лишь очень немно­гие действи­тельно брали в руки Библию.

Против Вет­хого Завета

У мусуль­ман зача­стую про­яв­ля­ется менее благоприят­ное отно­ше­ние к Вет­хому Завету, кото­рый, как они пола­гают, был иска­жен учи­те­лями закона. Обви­не­ния вклю­чают в себя: со­крытие Слова Божи­его (Коран, сура 2:39/42; 3:64/71), иска­же­ние в своих кни­гах слов и смысла Писа­ния (Коран, сура 3:72/78; 4:48/46), неве­рие во все части Пи­сания одно­вре­менно (Коран, сура 2:79/85) и незна­ние, чему в дей­стви­тель­но­сти учит их соб­ствен­ное Писа­ние (Коран, сура 2:73/78). Эту кри­тику мусуль­мане распро­страняют и на хри­стиан.

Из-за неод­но­знач­но­сти в утвер­жде­ниях Корана мусуль­мане при­дер­жи­ва­ются раз­личных (иногда про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу) взгля­дов на Библию. Напри­мер, извест­ный ислам­ский рефор­ма­тор Мухам­мед Аб- дух (Abduh) пишет: «Библия, Новый Завет и Коран — это три согла­су­ю­щи­еся книги; рели­ги­оз­ные люди изу­чают все три и равно ува­жают их. Таким обра­зом, боже­ствен­ное учение завер­шено, и истин­ная рели­гия си­яет в веках» (Dermenghem, 138). Еще один мусуль­ман­ский автор пыта­ется гармонизи­ровать три вели­кие миро­вые рели­гии так: «иуда­изм сосре­до­то­чен на Спра­вед­ли­во­сти и Пра­вед­но­сти; хри­сти­ан­ство — на Любви и Мило­сер­дии; ислам — на Брат­стве и Ми­ре» (Waddy, 116). И все же наи­бо­лее типи­чный для мусуль­ман подход к данной теме иллю­стри­ру­ется ком­мен­та­рием исламско­го апо­ло­гета Аджи­джолы:

«Первые пять книг Вет­хого Завета отнюдь не сов­па­дают с изна­чаль­ной Торой, но части То­ры были пере­пле­тены с дру­гими повествова­ниями, напи­сан­ными чело­ве­че­скими сущест­вами, и искон­ное настав­ле­ние Гос­пода теряет­ся в этой тря­сине. Точно так же, Четвероеван­гелие Христа не есть то изна­чаль­ное бла­го­вест­во­ва­ние, кото­рое пришло от про­рока Иисуса […] изна­чаль­ное и вымыш­лен­ное, божествен­ное и чело­ве­че­ское настолько сме­ша­лись, что пше­ницу невоз­можно отде­лить от пле­ве­лов. Факт состоит в том, что изна­чаль­ное Слово Божие не сохра­нено ни иуде­ями, ни христиа­нами. Коран, с другой сто­роны, сохра­нен пол­ностью, и ни йота, и ни одна черта не может быть изме­нена или убрана из него» [Ajijola, 79].

Эти обви­не­ния снова при­во­дят нас к ис­ламской док­трине tahrif, то есть искаже­ния иудей­ско-хри­сти­ан­ского Писа­ния. Ис­ходя из неко­то­рых про­ци­ти­ро­ван­ных выше стихов Корана и, что важнее, из своей ма­лой защи­щен­но­сти перед фак­ти­че­ским со­держанием других писа­ний, ислам­ские бо­гословы в целом выра­бо­тали два ответа. По словам Назир-Али, «ранние мусульман­ские ком­мен­та­торы (напри­мер, аль-Табари и ар-Рази) были убеж­дены, что иска­же­ние сво­дится к tahrif bi’al ma’ni, то есть к иска­жению смысла текста без изме­не­ния самого текста. Посте­пенно доми­ни­ру­ю­щей стала кон­цеп­ция tahrif bi’al-lafz, то есть искаже­ния самого текста» (Nazir-Ali, 46). Такого мнения при­дер­жи­ва­лись испан­ские бого­словы ибн Хазм (Hazm) и аль-Бируни.

Еще один иссле­до­ва­тель Корана заявля­ет, будто бы «биб­лей­ская Тора, оче­видно, не иден­тична с чистым tawrat [зако­ном], данным Моисею в откро­ве­нии, хотя имеет место зна­чи­тель­ное рас­хож­де­ние во мнени­ях отно­си­тельно того, до какой сте­пени бы­ло иска­жено пер­во­на­чаль­ное Писа­ние». С одной сто­роны, «Ибн Хазм, кото­рый был первым мыс­ли­те­лем, систе­ма­ти­че­ски рас­смотревшим про­блему tabdil [изме­не­ния], утвер­ждал […], что сам текст был иска­жен или фаль­си­фи­ци­ро­ван (taghyr), и еще он при­влек вни­ма­ние к без­нрав­ствен­ным рас­сказам, нашед­шим себе место в своде». С другой сто­роны, ибн Халдун (Khaldun) по­лагал, что «сам текст не был иска­жен, но иудеи и хри­сти­ане неверно тол­ко­вали свое Писа­ние, осо­бенно такие тексты, в кото­рых пред­ре­ка­лась или про­воз­гла­ша­лась миссия Мухам­меда и при­ше­ствие ислама» (Waardenburg, 257).

Выка­зы­вает ли ислам­ский бого­слов боль­ше или меньше ува­же­ния к Библии, и будет ли он ее цити­ро­вать, а если да, то каким обра­зом, — зави­сит от его кон­крет­ного тол­кования кон­цеп­ции tabdil. Ибн Хазм, на­пример, отвер­гал почти весь Ветхий Завет как фаль­си­фи­ка­цию, и все же с удовольст­вием цити­ро­вал небла­го­при­ят­ные отзывы из книг tawrat о том, насколько плохо об­стояло дело с верой и пове­де­нием у Ваnu Isra’il, видя в них сви­де­тель­ства против иу­деев и их рели­гии.

Против Нового Завета

Видный ислам­ский ком­мен­та­тор Юсуф Али наста­и­вает, что «Injil, о кото­ром гово­рится в Коране, не есть Новый Завет. Это не то Четвероеванге­лие, кото­рое ныне при­нято в каче­стве кано­нического. То было единое Еван­ге­лие, учит нас ислам, рас­кры­тое Иисусу и проповедан­ное Им. Фраг­менты его сохра­ни­лись в об­щепризнанных кано­ни­че­ских Еван­ге­лиях и в неко­то­рых других Еван­ге­лиях, оставив­ших извест­ные следы» (Ali, 287). Дела­ются прямые выпады против Нового Завета и хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. В их число вхо­дят обви­не­ния в том, что имели место иска­жение и фаль­си­фи­ка­ция текста божествен­ного откро­ве­ния, допу­щены доктриналь­ные ошибки, такие как вера в вопло­ще­ние Христа, в три­един­ство Бога, в учение о пер­вородном грехе (Waardenburg, 261–63).

Между ислам­скими бого­сло­вами ведется поле­мика по вопросу о том, имеют ли люди Книги соуча­стие в веч­но­сти. Хотя средне­статистический мусуль­ма­нин может счи­тать любого, кто был «хоро­шим челове­ком», достой­ным спа­се­ния, в теории исла­ма, если при­нять во вни­ма­ние все замеча­ния Корана на данную тему, воз­ни­кает до­статочно серьез­ная неопре­де­лен­ность.

В среде клас­си­че­ских ислам­ских бого­словов иудеи и хри­сти­ане обычно расцени­ваются как неве­ру­ю­щие (kafar) из-за того, что не при­знают Мухам­меда истин­ным про­роком Божиим. Напри­мер, как мы обнару­живаем в ком­мен­та­риях к Корану, сделан­ных Табари, одним из наи­бо­лее ува­жа­е­мых ислам­ских ком­мен­та­то­ров всех времен, ав­тор, хотя и про­во­дит раз­ли­чие между людь­ми Книги и мно­го­бож­ни­ками (mushrikun) и высоко ставит первых, недву­смыс­ленно за­являет, что боль­шин­ство иудеев и хри­стиан пре­бы­вают в неве­рии и погрязли в грехе, поскольку отка­зы­ва­ются при­знать истин­ность Мухам­меда (Antes, 104–5).

К этому добав­ля­ются обви­не­ния, направ­ленные против хри­сти­ан­ской веры в боже­ственную сущ­ность Христа как Сына Бо­жиего, веры, кото­рая при­рав­ни­ва­ется к не­простительному греху shirk и неод­но­кратно кате­го­ри­че­ски осуж­да­ется в Коране. Осуж­дение хри­стиан выра­жено в стихе 5:76/72: «Не веро­вали те, кото­рые гово­рили: “Ведь Аллах — Мессия, сын Марйам” […] Ведь кто при­дает Аллаху сото­ва­ри­щей, тому Ал­лах запре­тил рай. Убе­жи­щем для него — огонь, и нет для непра­вед­ных помощни­ков!».

С другой сто­роны, совре­мен­ный ислам­ский бого­слов Фаль­зур Рахман высту­пает против тех, кто, как он при­знает, «предста­вляет собой подав­ля­ю­щее боль­шин­ство ис­ламских ком­мен­та­то­ров». Он отста­и­вает то мнение, что спа­се­ние дости­га­ется не фор­мальным при­со­еди­не­нием к мусульман­ской вере, но, как ука­зы­ва­ется в Коране, верою в Бога и в послед­ний день и доб­рыми делами (Rahman, 166–67). Поле­мика про­должается, и каждый отдельно взятый му­сульманин может встать в этом споре на ту или иную сто­рону, осно­вы­ва­ясь на собст­венном пони­ма­нии вопроса.

Ответ на ислам­ские обви­не­ния

Одним из при­зна­ков того, что такая пози­ции исла­мистов имеет кри­ти­че­ские дефекты, явля­ется внут­рен­няя непо­сле­до­ва­тель­ность в самих ислам­ских пред­став­ле­ниях о Писа­нии. Эти несо­от­вет­ствия можно про­сле­дить по сле­ду­ю­щим цита­там из Корана:

Изна­чаль­ный Новый Завет («Еван­ге­лие») есть откро­ве­ние Бога (Коран, сура 5:50/46, 72 ⁄ 68, 73 ⁄ 69, 76 ⁄ 72).

Иисус был про­ро­ком, и мусуль­мане долж­ны верить в Его слова (Коран, сура 4:169/171; 5:82/78). Как отме­чает исла­мист Муфас­сир, «мусуль­мане верят, что все про­роки были истин­ными, поскольку слу­же­ние для рода чело­ве­че­ского им пре­поручено все­мо­гу­щим Богом (Алла­хом)» (Mufassir, i).

Хри­сти­ане были обя­заны при­зна­вать Но­вый Завет во вре­мена Мухам­меда (седь­мой век по Р.Х.; Коран, сура 10:94).

В суре 10 Мухам­меду ска­зано: «Если же ты в сомне­нии о том, что Мы нис­по­слали тебе, то спроси тех, кото­рые читают писа­ние до тебя. Пришла к тебе истина от Твоего Гос­пода; не будь же из колеб­лю­щихся!». Как отме­чает Абдул Хакк, «ученых мужей ислама этот стих при­во­дит в груст­ное недо­умение, ведь он, похоже, отсы­лает про­рока к людям Книги, кото­рые могли бы разре­шить его сомне­ния» (Abdul-Haqq, 23). Одно из самых стран­ных тол­ко­ва­ний этого места таково, что сура фак­ти­че­ски обра­щена к тем, кто сомне­ва­ется в при­зва­нии про­рока. Другие заяв­ляют, что «обра­щена она к са­мому Мухам­меду, но речь идет о том, что, как бы они ни ста­ра­лись испор­тить и раз­вернуть компас, он всегда ука­зы­вает на один и тот же небес­ный полюс — чистоту и сохран­ность Писа­ния». Тем не менее Абдул-Хакк про­дол­жает: «И опять же, если мы примем, что сура обра­щена к тем, кто сомне­ва­ется в истин­но­сти Ислама, это бро­сает тень на все обос­но­ва­ния миссии проро­ка; за отве­том на сомне­ния по ее поводу пред­ла­га­ется обра­титься к иудеям [или хри­сти­а­нам]; что может лишь уси­лить до­воды об авто­ри­тет­но­сти Писа­ния — а это вывод, к кото­рому ислам­ские кри­тики вряд ли готовы».

Хри­сти­ане воз­ра­жают, что Мухам­мед не стал бы обра­щаться к ним, чтобы при­нять иска­жен­ный текст Нового Завета. Кроме того, Новый Завет времен Мухам­меда по суще­ству сов­па­дает с совре­мен­ным тек­стом, так как совре­мен­ный текст Нового Завета осно­ван на руко­пи­сях, создан­ных за несколько сто­ле­тий до Мухам­меда. Сле­до­ва­тельно, по логике этого стиха Корана, мусуль­мане должны при­знать аутен­тич­ность современ­ной Библии. Но в таком случае они должны при­знать и учение о бого­сы­нов­стве Иисуса, и док­трину Троицы, поскольку именно этому учит Новый Завет. Однако мусульма­не кате­го­ри­че­ски отвер­гают эти док­трины, тем самым созда­вая в исламе глу­бо­кую вну­треннюю дилемму.

Еще один пример непо­сле­до­ва­тель­но­сти в ислам­ском отно­ше­нии к Библии заключа­ется в том, что Коран про­воз­гла­шает Биб­лию «Словом Божиим» (Коран, сура 2:70/75). Мусуль­мане также наста­и­вают, что Слово Божие не может быть изме­нено или иска­жено. Однако, как ука­зы­вает Пфандер, «если оба эти утвер­жде­ния верны […] то отсюда сле­дует, что Библия не была изме­нена или иска­жена ни до вре­мени Му­хаммеда, ни после» (Pfander, 101). Тем не менее ислам­ское веро­уче­ние утвер­ждает, будто бы Библия была иска­жена, что и по­рождает про­ти­во­ре­чие.

Как ука­зы­вает исла­мист Ричард Белл, нера­зумно пред­по­ла­гать, будто бы иудеи и хри­сти­ане могли объ­еди­ниться в заго­воре об изме­не­нии текста Вет­хого Завета. Ведь «их [иудеев] чув­ства по отно­ше­нию к хри­стианам всегда были враж­деб­ными» (Bell, 164–65). С какой бы стати две враж­ду­ю­щие сто­роны (иудеи и хри­сти­ане), пользовавши­еся одним и тем же тек­стом Вет­хого Завета, сго­во­ри­лись изме­нить его, под­твер­ждая те­зисы своего общего про­тив­ника, мусуль­ман? В этом нет ника­кого смысла. Далее, в пред­по­ла­га­е­мое время тек­сту­аль­ных изме­нений иудеи и хри­сти­ане были рас­се­яны по всему миру, из-за чего гипо­те­ти­че­ское сот­рудничество в иска­же­нии текста было не­возможным. И коли­че­ство нахо­дя­щихся в обра­ще­нии экзем­пля­ров Вет­хого Завета бы­ло слиш­ком велико, чтобы про­из­ве­сти еди­нообразное изме­не­ние. Кроме того, нет ни­каких упо­ми­на­ний о таких изме­не­ниях со сто­роны бывших иудеев и хри­стиан, при­нявших в тот период ислам, а уж они-то навер­няка не пре­ми­нули бы ска­зать об этом, будь это прав­дой (см. McDowell, 52–53).

Про­ти­во­ре­чие с фак­ти­че­ским сви­де­тель­ством

Более того, отри­ца­ние мусуль­манами Нового Завета про­ти­во­ре­чит чрез­вычайно весо­мому руко­пис­ному свидетель­ству. Все Еван­ге­лия сохра­ни­лись в папиру­се Chester Beatty Papyri, создан­ном около 250 г. И весь Новый Завет содер­жится в руко­писи Vaticanus Ms. (В), дати­ру­е­мой при­бли­зи­тельно 325–350 г. Име­ется свы­ше 5.300 других руко­пи­сей Нового Завета, отно­ся­щихся к пери­оду от вто­рого до пят­на­дца­того веков (и сотни из них напи­саны до Мухам­меда), а этим под­твер­жда­ется, что мы рас­по­ла­гаем по сути тем же самым тек­стом Нового Заве­та, кото­рый суще­ство­вал во вре­мена Му­хаммеда. Эти руко­писи под­твер­ждают так­же, что наш текст — все тот же исход­ный текст Нового Завета, кото­рый был напи­сан в первом сто­ле­тии. Эти руко­писи обра­зуют непре­рыв­ную цепь сви­де­тель­ства. Напри­мер, самый ранний извест­ный фраг­мент Нового завета, «Фраг­мент Джона Рай­ленда» (John Rylands Fragment), дати­ру­ется при­мерно 117–138 г. В нем сохра­ни­лись стихи из главы Ин. 18 именно в таком виде, в каком они при­ве­дены в совре­мен­ном тек­сте Нового Завета. Точно так же в «Папиру­се Бод­мера» (Bodmer Papyri), вос­хо­дя­щем при­мерно к 200 г., сохра­нился цели­ком тот самый текст посла­ний Петра и Иуды, кото­рый нам изве­стен. Боль­шая часть Нового Завета, вклю­чая Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие, содер­жится в Chester Beatty Papyii, а весь текст Нового Завета можно найти в руко­писи Va­ticanus, дати­ру­е­мой при­бли­зи­тельно 325 г. Нет абсо­лютно ника­ких данных о том, что­бы содер­жа­ние Нового Завета было испор­чено или иска­жено, как заяв­ляют мусуль­мане (см. Geisler and Nix, chap. 22).

И нако­нец, мусуль­мане поль­зу­ются либе­ра­лист­ской кри­ти­кой Нового Завета, что­бы дока­зать, что Новый Завет был иска­жен, неверно рас­це­ни­ва­ется и дати­ру­ется. Однако совре­мен­ный либе­раль­ный иссле­до­ва­тель Нового Завета Джон А. Т. Робин­сон (Robinson) пришел к выводу, что текст Еван­ге­лия был создан заве­домо при жизни апо­сто­лов, между 40 и 60 гг. по Р.Х. Бывшая уче­ница Бульт­мана, ново­за­вет­ный критик Эта Лин­не­манн еще позд­нее пришла к выводу, что такая пози­ция, будто бы сохра­нив­шийся в руко­пи­сях текст Нового Завета не расска­зывает о дей­стви­тель­ных словах и делах Иисуса, больше не имеет обос­но­ва­ний. Она пишет: «Со вре­ме­нем я все больше и больше убеж­да­лась, что зна­чи­тель­ная часть ново­заветной кри­тики в том виде, в каком она прак­ти­ку­ется при­вер­жен­цами историко­критического бого­сло­вия, не заслу­жи­вает звания науки» (Linnemann, 9). Она продол­жает: «Еван­ге­лия отнюдь не пред­став­ляют собой лите­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния, в кото­рых твор­че­ски пере­ра­ба­ты­ва­ется уже за­конченный мате­риал, в той манере, в какой Гёте пере­ра­бо­тал попу­ляр­ную исто­рию о док­торе Фаусте» (ibid., 104). Напро­тив, «каждое Еван­ге­лие содер­жит завер­шен­ное и уни­каль­ное в своем роде сви­де­тель­ство. Своим суще­ство­ва­нием оно обя­зано прямой или кос­вен­ной при­част­но­сти к собы­тиям» (ibid., 194).

Более того, обра­ще­ние ислам­ских аполо­гетов к подоб­ной либе­ра­лист­ской кри­тике под­ры­вает их соб­ствен­ное учение о Коране. Ислам­ские авторы любят цити­ро­вать выво­ды либе­ра­ли­стов о Библии, не уделяя дос­таточно серьез­ного вни­ма­ния их предпо­сылкам. Отри­ца­ние всего сверхъестествен­ного, кото­рое застав­ляет либе­ра­лист­ских кри­ти­ков Библии отка­зы­вать Моисею в ав­торстве Пяти­кни­жия, ссы­ла­ясь, в частно­сти, на упо­треб­ле­ние в разных частях тек­ста разных слов для обо­зна­че­ния Бога, мог­ло бы точно таким же обра­зом при­ве­сти к заклю­че­нию, что Коран не напи­сан Мухам­медом. Ведь в разных местах Корана тоже встре­ча­ются раз­лич­ные имена Бога. Слово Allah обо­зна­чает Бога в сурах 4, 9, 24, 33, однако в сурах 18, 23 и 25 исполь­зу­ется слово Rab (Harrison, 517). Мусуль­мане словно бы нахо­дятся в бла­жен­ном неведе­нии отно­си­тельно того, что взгляды подоб­ных кри­ти­ков осно­ваны на отри­ца­нии ими всего сверхъ­есте­ствен­ного и, применитель­но к Корану и к своду Хадис, точно так же под­ры­вали бы основы мусуль­ман­ского ве­роучения. Словом, после­до­ва­тель­ные исла­мисты не могут апел­ли­ро­вать к кри­тике Нового Завета, осно­ван­ной на убеж­де­нии, что чудес не бывает, если только не хотят оспо­рить и свою соб­ствен­ную веру.

Заклю­че­ние

Если хри­сти­ане в дни Му­хаммеда были обя­заны при­зна­вать свой Но­вый Завет и если вели­кое мно­же­ство руко­писей под­твер­ждает, что совре­мен­ный текст Нового Завета остался, в сущ­но­сти, тем же самым, каким и был, то, согласно учению самого Корана, хри­сти­ане обя­заны при­нять ново­за­вет­ное учение. Однако Но­вый Завет и сего­дня под­твер­ждает, что Ии­сус есть Сын Божий, Кото­рый умер на кре­сте за наши грехи и через три дня вос­крес. Но это уже про­ти­во­ре­чит Корану. Таким обра­зом, отри­ца­ние мусуль­ма­нами аутен­тичности Нового Завета несов­ме­стимо с их соб­ствен­ной верой в бого­дух­но­вен­ность Ко­рана.

Биб­лио­гра­фия

Норман Л. Гай­слер. Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики. Библия для всех. СПб., 2004. С. 115–119.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *