где в библии написано что человек раб божий

Почему люди — «рабы Божьи», а не «дети Божьи»?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:

Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди — это «рабы Божьи», а в язычестве — «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.

Отвечаем:

Начнем с того, что и в христианстве люди — строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:

Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.

Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» — так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).

Стать другом Божиим, стать святым — вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.

Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.

Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание — «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».

Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых — из страха наказания. Во-вторых — из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих — бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное — наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже — сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.

где в библии написано что человек раб божий. Смотреть фото где в библии написано что человек раб божий. Смотреть картинку где в библии написано что человек раб божий. Картинка про где в библии написано что человек раб божий. Фото где в библии написано что человек раб божий

Причина тому — исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом — как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).

Это — во-первых. Но есть еще и во-вторых:

Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам. Никому, кроме Бога.

Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.

И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.

В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб — отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:

Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).

Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу — иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).

Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении — усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.

Для всех, кто хочет подробнее разобраться в теме, мы рекомендуем также текст: Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Источник

Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику». Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство – религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – есть любовь». А с другой стороны – апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного бесправного раба?

И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне ободрялось Церковью, а когда оно исчезло – то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается – любовь к людям и к своему Богу – и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите?

Александр, г. Клин Московской области

Отвечает Роман Маханьков:

где в библии написано что человек раб божий. Смотреть фото где в библии написано что человек раб божий. Смотреть картинку где в библии написано что человек раб божий. Картинка про где в библии написано что человек раб божий. Фото где в библии написано что человек раб божий

Рабство в Библии

Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.

где в библии написано что человек раб божий. Смотреть фото где в библии написано что человек раб божий. Смотреть картинку где в библии написано что человек раб божий. Картинка про где в библии написано что человек раб божий. Фото где в библии написано что человек раб божий

Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.

Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).

Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.

Рабство любви.

Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное – современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая – иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».

где в библии написано что человек раб божий. Смотреть фото где в библии написано что человек раб божий. Смотреть картинку где в библии написано что человек раб божий. Картинка про где в библии написано что человек раб божий. Фото где в библии написано что человек раб божий

Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает свое религиозное чувство.

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи – Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он – Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе. Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.

Кто отменил рабство?

И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа равны перед Господом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.

Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары – те, кто жил за пределами ойкумены – по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое – Освенцим и ГУЛАг. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине – о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.

И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей «принял образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

Источник

Почему мы — рабы Божии? Мы же сыны?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Молитва Господня начинается словами «Отче наш», то есть Бог – наш Отец, а мы – Его дети. Также об этом говорится в Ветхом Завете. Почему же тогда мы считаем себя рабами Божьими? Ведь сын не может быть рабом своего отца.

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:

где в библии написано что человек раб божий. Смотреть фото где в библии написано что человек раб божий. Смотреть картинку где в библии написано что человек раб божий. Картинка про где в библии написано что человек раб божий. Фото где в библии написано что человек раб божий

Я очень люблю этот вопрос и часто слышу его, ответ на него кажется мне очень простым. Этот вопрос, кстати, любят неоязычники, комментируя его пафосными заявлениями на подобие «мой бог меня рабом не называл. »

Вспомним, что говорит об этом Сам Христос, как Он называет нас. «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что́ делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:14-17).

Действительно, в чем же логика? Ведь Спаситель прямо говорит, что не называет нас рабами? Зачем же нам это «унизительное» наименование?

Древние христиане, используя это название, представляли себе римского раба, а не бесправного жителя средневековой Азии. Не буду вдаваться в исторические подробности рабовладельческого строя. Представлю вам выводы, вернее даже — интуицию, ощущения. «Я — раб Создателя Космоса и всей материи и подчиняюсь непосредственно ему. От всего остального я свободен и никому более не подчиняюсь. В общении с людьми я руководствуюсь теми законами, которые Он мне дал, а законы людей исполняю до тех пор, пока они не противоречат Его законам». Это очень, даже ОЧЕНЬ высокое положение. Намного выше, чем окруженный почестями, приехавший в провинцию слуга императора. Ну или секретарь президента. Понимаете? Это не унижение, а невероятное возвышение.

Есть и еще одна сторона. Вспомните притчу о блудном сыне. Когда он, умирая от голода, осознал, что поступил как свинья, какие слова пришли ему в голову? «. встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18-19). И вот тут, я думаю, полнота ответа на ваш вопрос.

Сын не может быть рабом своего отца? Но сын может быть предателем, который понимает, что он недостоин сыновства! Если быть честным, я не раб Божий. Я раб своих греховных страстей, изображенных в притче под видом свиней, которых пас несчастный. И вот, я прихожу на исповедь, понимая, что предел моей надежды — это перестать быть рабом мерзости, в которой я погряз, и начать работать Богу, Который меня любит и Которого я предал.

И на исповеди меня встречает бегущий навстречу Бог, в слезах радости возвращающий мне мое сыновство. И в этой Его радости я еще больше осознаю свое свинство, мне стыдно. Он ведет меня на трапезу, Он сажает меня рядом с апостолами, дает мне небесную пищу — Евхаристию. А мне все еще не верится, не осознается, что можно ТАК прощать… И я повторяю молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному…». А потом поворачиваюсь к бывшим хозяевам-свиньям и говорю : «Я раб Бога Живаго и Ему служу Я не ваш раб и не буду больше служить вам, я отказываюсь от вас». И вот здесь словосочетание «раб Божий» сверкает в устах христианина, как острый меч. Я работаю Богу и не хочу больше работать страстям.

Конечно, так должно быть. А на деле — мы малодушны и после исповеди вновь возвращаемся к своим свиньям. Но в том то и дело, что мы вновь и вновь приходим к Отцу за прощением. И он вновь и вновь называет нас сыновьями и дочерьми. А мы — напоминаем себе, что мы «рабы Божьи», если хотите — воины Царя Небесного, мы хотим исполнять Его благую волю, а не волю врага, желающего нашей погибели.

И в этом я искренне желаю и себе и вам благодатного поспешения, раб Божий Артемий! Храни вас Господь!

Источник

Рабство в Библии

диакон Михаил Першин

Письмо чита­теля

Здрав­ствуйте! Есть у меня вопрос, из-за кото­рого мне трудно при­нять Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Почему пра­во­слав­ные назы­вают себя «рабами Божьими»? Как может нор­маль­ный, вме­ня­е­мый чело­век так уни­жаться, счи­тать себя рабом? И как при­ка­жете отно­ситься к Богу, кото­рый нуж­да­ется в рабах? Из исто­рии мы знаем, какие омер­зи­тель­ные формы при­ни­мало раб­ство, сколько тут было жесто­ко­сти, под­ло­сти, скот­ского отно­ше­ния к людям, за кото­рыми никто не при­зна­вал ника­ких прав, ника­кого досто­ин­ства. Я пони­маю, что хри­сти­ан­ство заро­ди­лось в рабо­вла­дель­че­ском обще­стве и зако­но­мерно уна­сле­до­вало всю его атри­бу­тику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совер­шенно другом мире, где раб­ство спра­вед­ливо счи­та­ется омер­зи­тель­ным пере­жит­ком про­шлого. Почему же хри­сти­ане по-преж­нему исполь­зуют это слово? Почему им не стыдно, не про­тивно гово­рить про себя «раб Божий»? Пара­докс. С одной сто­роны, хри­сти­ан­ство – рели­гия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – это любовь». А с другой сто­роны – апо­ло­гия раб­ства. Какая может быть любовь к Богу, если вос­при­ни­мать его как все­власт­ного гос­по­дина, а себя – как уни­жен­ного, бес­прав­ного раба?

И еще. Если бы хри­сти­ан­ская Цер­ковь дей­стви­тельно стро­и­лась на основе любви, она заняла бы непри­ми­ри­мую пози­цию по отно­ше­нию к раб­ству. Не могут люди, утвер­жда­ю­щие, будто любят ближ­них своих, вла­деть рабами. Однако из исто­рии мы знаем, что раб­ство вполне одоб­ря­лось Цер­ко­вью, а когда оно исчезло – то не бла­го­даря дея­тель­но­сти Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна слож­ность. Я знаю неко­то­рых пра­во­слав­ных хри­стиан, это заме­ча­тель­ные люди, кото­рые дей­стви­тельно любят ближ­них. Не будь их, я счел бы все эти хри­сти­ан­ские раз­го­воры о любви лице­ме­рием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это сов­ме­ща­ется – любовь к людям и к своему Богу – и одно­вре­менно жела­ние быть рабами. Мазо­хизм какой-то, не нахо­дите?

Алек­сандр, г. Клин Мос­ков­ской обла­сти.

Раб­ство в Библии

Когда мы про­из­но­сим слово «раб», перед гла­зами встают ужас­ные сцены из совет­ских учеб­ни­ков по исто­рии Древ­него Рима. Да и после совет­ской эпохи поло­же­ние мало изме­ни­лось, ведь мы, евро­пейцы, знаем о раб­стве почти исклю­чи­тельно по раб­ству у римлян. Антич­ные рабы… Абсо­лютно бес­прав­ные, несчаст­ные, «чело­ве­ко­по­доб­ные» суще­ства в оковах, про­ре­за­ю­щих руки и ноги до самых костей… Их морят голо­дом, изби­вают плетьми и застав­ляют рабо­тать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою оче­редь, может в любую минуту сде­лать с ними все что угодно: про­дать, зало­жить, убить…

Это и есть первое заблуж­де­ние отно­си­тельно тер­мина «раб Божий»: раб­ство у евреев рази­тельно отли­ча­лось от раб­ства у римлян, было гораздо мягче.

Иногда такое раб­ство назы­вают пат­ри­ар­халь­ным. В самые древ­ние вре­мена рабы были фак­ти­че­ски чле­нами семьи гос­по­дина. Рабом мог назы­ваться также слуга, верный чело­век, слу­жа­щий хозя­ину дома. Напри­мер, у Авра­ама – отца еврей­ского народа – был раб Ели­е­зер, и пока у гос­по­дина не родился сын, этот раб, назван­ный в Библии «домо­чад­цем» (!), счи­тался его глав­ным наслед­ни­ком ( Быт.15:2-3 ). И даже после того, как у Авра­ама родился сын, Ели­е­зер вовсе не стал похож на несчаст­ное суще­ство в оковах. Гос­по­дин отпра­вил его с бога­тыми дарами на поиски неве­сты для сына. И для еврей­ского раб­ства нет ничего уди­ви­тель­ного, что он не сбежал от хозя­ина, при­своив иму­ще­ство, а испол­нил ответ­ствен­ное пору­че­ние как свое соб­ствен­ное дело. О подоб­ном гово­рит и книга Прит­чей Соло­мо­но­вых: «Разум­ный раб гос­под­ствует над бес­пут­ным сыном, и между бра­тьями раз­де­лит наслед­ство» ( Притч.17:2 ). Об образе такого раба гово­рит Хри­стос, Кото­рый про­по­ве­до­вал в кон­крет­ной куль­турно-исто­ри­че­ской обста­новке.

Закон Мои­сеев запре­щал навсе­гда обра­щать своих сопле­мен­ни­ков в раб­ство. Вот как об этом гово­рит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он рабо­тает шесть лет; а в седь­мой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он жена­тый, пусть выйдет с ним и жена его» ( Исх.21:2-3 ).

Нако­нец, слово «раб» широко исполь­зу­ется в Библии как фор­мула веж­ли­во­сти. Обра­ща­ясь к царю или даже просто к кому-либо выше­сто­я­щему, чело­век назы­вал себя его рабом. Именно так име­но­вал себя, напри­мер, Иоав, коман­дир войска царя Давида, будучи фак­ти­че­ски вторым лицом в госу­дар­стве ( 2Цар.18:29 ). А совер­шенно сво­бод­ная жен­щина Руфь (пра­ба­бушка Давида), обра­ща­ясь к своему буду­щему мужу Воозу, назы­вала себя его рабой ( Руф.3:9 ). Более того, Свя­щен­ное Писа­ние име­нует рабом Гос­пода даже Моисея ( Нав.1:1 ), хотя это вели­чай­ший вет­хо­за­вет­ный пророк, о кото­ром в другом месте Библии гово­рится, что «гово­рил Гос­подь с Мои­сеем лицом к лицу, как бы гово­рил кто с другом своим» ( Исх. 33:11 ).

Таким обра­зом, непо­сред­ствен­ные слу­ша­тели Христа пони­мали Его притчи о рабе и гос­по­дине не так, как совре­мен­ные чита­тели. Во-первых, биб­лей­ский раб был членом семьи, а значит, его труд осно­вы­вался вовсе не на при­нуж­де­нии, а на пре­дан­но­сти, вер­но­сти хозя­ину, и слу­ша­те­лям было ясно, что речь идет о чест­ном испол­не­нии своих обя­за­тельств. А во-вторых, для них не было ничего обид­ного в этом слове, потому что оно явля­лось лишь выра­же­нием ува­же­ния к гос­по­дину.

Раб­ство любви

Но даже если тер­ми­но­ло­гия Иисуса и была понятна Его слу­ша­те­лям, зачем ею стали поль­зо­ваться после­ду­ю­щие поко­ле­ния хри­стиан и, что самое непо­нят­ное – совре­мен­ные хри­сти­ане, ведь прошло уже несколько сто­ле­тий как обще­ство отка­за­лось от раб­ства, будь то рим­ская его форма, или более мягкая – иудей­ская? И вот здесь воз­ни­кает второе заблуж­де­ние отно­си­тельно выра­же­ния «раб Божий».

Дело в том, что оно не имеет ника­кого отно­ше­ния к соци­аль­ному инсти­туту раб­ства. Когда чело­век гово­рит о себе: «я раб Божий», он выра­жает свое рели­ги­оз­ное чув­ство.

И если соци­аль­ное раб­ство в какой бы то ни было форме – это всегда несво­бода, то рели­ги­оз­ное чув­ство сво­бодно по опре­де­ле­нию. Ведь чело­век сам волен выби­рать, верить ему в Бога или нет, испол­нять Его запо­веди или отвер­гать. Если я верю во Христа, то ста­нов­люсь членом семьи – Церкви, Главой Кото­рой Он явля­ется. Если я верю в то, что Он – Спа­си­тель, я не могу уже отно­ситься к Нему иначе, как с ува­же­нием и тре­пе­том. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», чело­век все равно оста­ется сво­бо­ден в своем выборе.

Доста­точно вспом­нить, напри­мер, Иуду Иска­ри­от­ского – бли­жай­шего уче­ника Иисуса Христа, кото­рый реа­ли­зо­вал такую сво­боду, предав Своего Учи­теля.

Кто отме­нил раб­ство?

И нако­нец, послед­нее заблуж­де­ние, что якобы Цер­ковь под­дер­жи­вала соци­аль­ное раб­ство, в лучшем случае была пас­сивна, не про­те­стуя против него, а отмена этого неспра­вед­ли­вого обще­ствен­ного инсти­тута про­изо­шла не бла­го­даря дея­тель­но­сти Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмот­рим, кто отме­нил раб­ство и по каким моти­вам? Во-первых, там, где нет хри­сти­ан­ства, не счи­та­ется зазор­ным дер­жать рабов и до сих пор (к при­меру, в Тибете раб­ство было зако­но­да­тельно отме­нено лишь в 1950 году). Во-вторых, Цер­ковь дей­ство­вала не мето­дами Спар­така, кото­рые вели к ужас­ной «кро­ва­вой бане», а иначе, про­по­ве­дуя, что и рабы, и гос­пода – равны перед Гос­по­дом. Именно эта идея, посте­пенно вызре­вая, и при­вела к отмене раб­ства.

Для про­све­щен­ных языч­ни­ков-греков вроде Ари­сто­теля, живших в госу­дар­ствах, где основ­ным было раб­ство «лагер­ного» типа, рабы были просто гово­ря­щими ору­ди­ями, да и все вар­вары – те, кто жил за пре­де­лами ойку­мены – по при­роде явля­лись для них рабами. Нако­нец, вспом­ним недав­нее исто­ри­че­ское про­шлое – Освен­цим и ГУЛАГ. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было постав­лено учение о чело­веке-гос­по­дине – о гос­под­ству­ю­щей расе наци­стов и клас­со­вом созна­нии марк­си­стов.

И послед­нее. В Библии есть книга про­рока Исаии, где гря­ду­щий Мессия-Спа­си­тель пред­стает в образе раба Гос­пода: Ты будешь рабом Моим для вос­ста­нов­ле­ния колен Иако­вле­вых и для воз­вра­ще­ния остат­ков Изра­иля; но Я сделаю Тебя светом наро­дов, чтобы спа­се­ние Мое про­стер­лось до концов земли» ( Ис.49:6 ). В Еван­ге­лии Хри­стос неод­но­кратно гово­рил, что Он пришел на землю не для того, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послу­жить и отдать душу Свою для искуп­ле­ния многих» ( Мк.10:45 ). И апо­стол Павел пишет, что Хри­стос для спа­се­ния людей принял «образ раба» ( Фил.2:7 ). И если Сам Спа­си­тель назы­вал себя слу­жи­те­лем и рабом Божьим, то неужели Его после­до­ва­тели посты­дятся назы­вать себя так?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *