где когда куда откуда почему зачем и как что это
Запоминалки по русскому языку
«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций.
Алфавит
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
На вЕранде вЕтер
На вИтрине Игрушки.
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола:
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Инверсия
Слов в предложении порядок неправильный –
Вот что инверсия значит такое.
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Надевать и одевать
Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.
Названия падежей
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. | Иван Родионович, Дайте Вашу Трубку Покурить! | Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья. | Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку. | Иван Родил Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатую. |
Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания
Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».
Слова с буквой «ять»
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Спряжение глаголов
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть –Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
Ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
Ударение в слове щавель:
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Ударение в слове шарфы:
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Я взял муку и взял творОг –
Испек рассыпчатый пирог.
Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,Значит, в корне буква И.
Если после корня — А, В корне будет И всегда.Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
СКАК напишем только так,
СКОЧ без описать невмочь.
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».