газомоторное топливо что это такое
Газомоторное топливо ГМТ
Природный газ является наиболее универсальным и доступным топливом, способным заменить нефтепродукты. К тому же он имеет целый ряд преиму
ИА Neftegaz.RU. Природный газ является наиболее универсальным и доступным топливом, способным заменить нефтепродукты.
По состоянию на конец 2010 г. в мире действовало более 18 тыс АГНКС; спрос на КПГ за 2010 г. вырос на 20%.
Газпром, являясь лидером газомоторного рынка России:
В настоящее время российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается более чем в 86 тыс единиц.
Одной из основных задач, связанных с развитием рынка СПГ для транспортного сектора является увеличение числа автомобилей и судов, использующих СПГ в качестве топлива.
Главные технические вопросы в данной области связаны с разработкой и совершенствованием различных типов двигателей, работающих на СПГ.
Судовые двигатели на СПГ.
Можно выделить 3 технологии СПГ-двигателей:
Двигатели с искровым зажиганием работают только на природном газе, в то время как 2-топливные дизельно-газовые двигатели могут работать на дизельном топливе, СПГ и мазуте.
На сегодняшний день можно выделить 3 основных производителя на данном рынке: Wärtsila, Rolls-Royce и Mitsubishi Heavy Industries.
Во многих случаях существующие дизельные двигатели могут быть преобразованы в 2-топливные дизельно-газовые двигатели.
Подобное преобразование существующих двигателей может быть экономически целесообразным решением перевода морских судов на СПГ.
Автомобильные двигатели для СПГ,
Газомоторное топливо – будущее России?
Статья о том, сможет ли газомоторное топливо стать будущей основой развития автотранспорта России — выгоды и преимущества ГМТ, технологии, перспективы. В конце статьи — видео о газомоторном топливе. Статья о том, сможет ли газомоторное топливо стать будущей основой развития автотранспорта России — выгоды и преимущества ГМТ, технологии, перспективы. В конце статьи — видео о газомоторном топливе.
ГМТ получило неожиданную поддержку в лице президента РФ Владимира Путина. Глава государства отметил, что необходимо делать ставку на экологические стандарты, подчеркнул, что об этом свидетельствуют мировые тенденции.
Вместе с тем, президент сказал, что для генерации электроэнергии также нужны ресурсы, в частности, уголь. Более рациональной, по его мнению, альтернативой станет газомоторное топливо, и следует сосредоточиться на увеличении его производства.
Но достаточно ли поддержки первого руководителя для широкого внедрения газомоторного топлива и какие дивиденды от этого получит РФ?
Выгоды и преимущества перехода на ГМТ
По предварительным подсчетам экспертов, государственный бюджет сэкономит миллиарды рублей при переводе ведомственного транспорта на газомоторное топливо. Для населения и бизнеса финансовая выгода будет также внушительной — себестоимость газа на 50% меньше, чем у бензина.
Применение ГМТ благоприятно влияет на:
Это также более мягкая работа двигателя, увеличенный эксплуатационный ресурс коленчатого вала. В целом, переход на газомоторное топливо до двух раз увеличивает технический ресурс мотора.
Единственный минус ГМТ – потеря автомобилем динамики. Но и тут есть преимущество – уменьшение количества нарушений скоростного режима. Хотя это и весьма эфемерный плюс.
Второй по значимости после экономического фактор – экологичность топлива. Сегодня продукция с приставкой «эко» является трендом, спрос на нее стремительно растет.
Побочным положительным эффектом широкого внедрения ГМТ станет развитие сектора газового оборудования. Это касается заправочных станций, комплексов для транспортных средств. Их активное производство и продажа пополнят государственную казну за счет налоговых отчислений.
Технологии газомоторного топлива
В мире используются 2 технологии производства ГМТ:
Соответственно, рознятся и заправочные технологии. В первом случае используются компрессорные, газонаполнительные станции или АГНКС, во втором – заправочные станции АГЗС.
В РФ наибольшее распространение получила технология КПГ. СУГ, или сжиженный углеродный газ практичен в эксплуатации. Он достаточно легко сжимается при небольшом давлении – до 15 атмосфер в температуре окружающей среды. Для хранения достаточно баллона с толщиной стенки 5 мм.
Статистика и перспективы газомоторного топлива
Эксперты Международного газового союза отмечают стремительный рост спроса на газомоторное топлива. В среднем, ежегодное потребление его увеличивается на 20% с 2010 года. Растет парк автомобилей, оборудованных газобалонным оборудованием. Также специалисты Международного газового союза предполагают, что к 2020 году количество таких транспортных средств достигнет отметки 50 млн. единиц, а через 10 лет эта цифра удвоится.
Для России технологии ГМТ не новы, они более практичны и предпочтительны, чем электроэнергия. Главная причина – заправочная инфраструктура. Для электрокаров необходимо устанавливать дополнительные зарядные комплексы. Их внедрение идет со скрипом, и связано это с меленными темпами увеличения количества гибридов и автомобилей на электроприводах.
В то же время транспорта, потребляющего ГМТ, более чем достаточно, а значит, есть спрос, что является мощным толчком для развития сектора. Технологии работы с топливом освоены, есть инфраструктура, которая динамично развивается. Кроме того, Россия – хранитель 40% запасов природного газа, что делает топливо доступным и дешевым. Способствует этому и развитая производственная инфраструктура.
Но не стоит списывать и традиционные нефтепродукты. Еще несколько десятилетий они будут главными на топливном рынке, так как переход на ГМТ будет постепенным и остается еще множество приверженцев бензина. Но выгоды от внедрения газового аналога очевидны.
Возможные риски с ГМТ
Но все ли так понятно и безоблачно в деле широкого внедрения метана и его аналогов? Как ни странно, но это так. Единственная опасность – монополизация. Так, крупнейший производитель ГМТ в России – компания «Газпром», может оказывать существенное влияние на ценообразование.
Но в остальном ГМТ — действительно будущее топливо России, которое обещает принести внушительные экономические и экологические дивиденды.
Видео о газомоторном топливе:
Виды газомоторного топлива, их преимущества и недостатки
Одна из многочисленных причин медлительности в газификации транспорта в том, что номенклатура газомоторного топлива довольно-таки обширна:
Главные преимущества газомоторного топлива в его цене, цене и еще раз цене. Пока эти преимущества перевешивают многочисленные и разносторонние недостатки.
Сжиженный нефтяной газ (СНГ)
Этот газ представляет собой смесь пропана С3Н8 и бутана С4Н10, извлекаемую их попутных нефтяных газов, из конденсатных фракций природного газа, из газов процессов стабилизации нефти и конденсата, из нефтезаводских газов, получаемых с установок переработки нефти. Помимо пропана и бутана нефтяной газ содержит по массе порядка 6% других углеводородов – этана, этилена, пропилена, бутилена и их изомеров, то есть состав СНГ неоднороден и непостоянен. Для контроля утечек в состав СНГ вводят зловонные вещества – меркаптаны. Меркаптаны легко идентифицировать носом, когда на улице мимо вас проезжает газобаллонная «ГАЗель».
Главное преимущество пропана и бутана в высокой критической температуре. Критической называют температуру, при которой плотность жидкости и ее насыщенного пара становятся равными и граница раздела между ними исчезает.
У пропана критическая температура 96,8 °C, у бутана 152,0 °C, что позволяет легко сжижать эти газы и хранить в жидком состоянии при относительно невысоком давлении до 1,6 МПа. Это также означает, что сосуд для хранения СНГ будет сравнительно легким, а храниться в сжиженном состоянии газ может сколь угодно долго при условии полной герметизации сосуда. Вместе с тем баллон для СНГ – это сосуд под давлением, и ему невозможно придать любую форму, как, например, бензобаку. Это обстоятельство порождает проблемы с размещением газового баллона на машине.
Для заправки автотранспорта используют две марки СНГ: летнюю и зимнюю. Летняя марка, или пропан-бутан автомобильный (ПБА), содержит 50±10% пропана по массе. Зимняя, или пропан автомобильный (ПА), содержит 85±10% пропана по массе. Таким образом, регулируя содержание легкого пропана, обеспечивают круглогодичную эксплуатацию газобаллонных автомобилей.
Применение СНГ ограничено бензиновыми двигателями, то есть двигателями с низкой степенью сжатия и исковым зажиганием. Это легковые автомобили, мало- и среднетоннажные грузовики и энергетические установки. Расход СНГ на 10–15% выше, чем бензина, из-за меньшей объемной теплотворности: 1 л бензина будет эквивалентен 1,1–1,15 м 3 СНГ, а в реальных условиях из-за падения мощности двигателя – 1,15–1,3 м 3 СНГ. При низкой температуре двигатель пускают на бензине, после прогрева водитель может переключиться на газ прямо из кабины. Переходить с одного вида топлива на другой можно на ходу.
Пропан-бутан тяжелее воздуха в 1,5–2 раза и при утечке скапливается у земли, создавая взрывоопасную и вредную для здоровья атмосферу. Поэтому газобаллонные автомобили хранят на открытых стоянках, а ремонтные зоны оснащают хорошей вентиляцией. Длительное вдыхание пропан-бутана не только малоприятно по причине меркаптанов, но и ведет к плохому самочувствию, вплоть до отравления.
Октановое число СНГ около 105, и, как утверждают, ни в одном режиме работы двигателя не возникает детонация. Это утверждение не должно служить поводом для самоуспокоения, при определенной пытливости ума детонации можно добиться.
С учетом затрат на оборудование газовой аппаратурой, ее массы и меньшего запаса хода на одной заправке перевод автомобиля на СНГ остается выгодным благодаря цене. Локомотивом продвижения СНГ в массы были и остаются легковые автомобили и малотоннажные грузовички. Сжиженные нефтяные газы вырабатывают те же компании как побочный продукт производства жидкого топлива, что сказывается на количестве газовых заправок – компании заинтересованы в сбыте собственного продукта.
Что касается дизельных двигателей, то здесь пропан-бутан не имеет перспектив из-за нестабильности горения при высокой степени сжатия. Это основная причина, почему СНГ не прижились на дизелях. Но потенциал СНГ полностью еще не раскрыт.
Общая справка о метане
Метан – газ без запаха, характерный аромат («При запахе газа звонить 09») ему придают меркаптаны, которые впрыскивают в газ перед закачкой в ГТС (16 г на 1000 м 3 ). Этот метод придумали для обнаружения утечек из ГТС, протяженность которой насчитывает тысячи километров. При утечке меркаптановая отдушка привлекает ворон, скопища которых легко обнаружить во время облета трубопровода на вертолете.
Компримированные природные газы (КПГ)
Высокое давление КПГ требует очень прочных, толстостенных, тяжелых баллонов. Но это еще не всё. На КПГ можно проехать в 3,5 раза меньшее расстояние, чем на СНГ при равных объемах газовых баллонов. Либо обвешиваться баллонами, либо часто заправляться – в этом основной недостаток КПГ, определяющий сферу его применения: вблизи заправки, а также типы двигателей, на них работающих.
Ввиду того, что нужно значительное пространство дляразмещения баллонов для КПГ, этот вид топлива представляет интерес для средне- и крупнотоннажных автомобилей и тракторной техники. Наибольший интерес сегодня представляют двухтопливные двигатели – газодизели, работающие на дизельном топливе и КПГ, именно из-за скудной инфраструктуры КПГ, чтобы было на чем доехать до заправки. Под второй вид топлива дизельный двигатель переделывается сравнительно просто и быстро, впрыск дизельного топлива в камеру сгорания служит для воспламенения горючей смеси. Производители газовой аппаратуры достигли соотношения расхода дизельного топлива и метана 20:80 на магистральных тягачах с топливной системой Common Rail и 30:70 на тракторной технике с ТНВД. Перевод машины на КПГ в 3–4 раза дороже, чем аналогичная операция с СНГ, тем не менее затраты окупаются примерно в течение года благодаря разнице в цене на газ и дизельное топливо.
Машиностроение предлагает и однотопливные двигатели на КПГ с пониженной степенью сжатия и искровым зажиганием. Надо понимать, что такие машины буквально цепью прикованы к заправке.
Сжиженный природный газ (СПГ)
Заключение
Когда возникают дискуссии о газомоторном топливе и его медленном распространении, всегда поднимается вопрос о том, что первично: парк газобаллонных автомобилей или сеть газовых заправок. Абсолютно понятно, что первична заправочная сеть. Отсюда вытекает извечный вопрос: кто виноват? Собственники заправочных сетей. Собственникам не интересно то, что интересно стране, ибо не видят они в том прибыли. Собственники и далее будут продолжать саботаж газификации транспорта.
Что делать? Единственным действенным средством борьбы с естественными монополиями и стимулирования экономики в целом остается национализация в первую очередь ПАО «Газпром», всех его дочерних предприятий и всех газораспределительных сетей. Негоже предприятиям, решающим экономические и социальные задачи в масштабах Российской Федерации, субъектов и частей субъектов Федерации, служить для удовлетворения амбиций узкого круга физических лиц. Регулирование тарифов на данном направлении не более чем паллиатив.
Газомоторное топливо
События
ООО «Газпром газомоторное топливо» — единый оператор по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.
Фоторепортажи
Видеосюжеты
Инфографика
Стратегия
Производство и реализация компримированного и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива — одно из приоритетных направлений деятельности ПАО «Газпром». Для системной работы по развитию рынка газомоторного топлива создана специализированная компания — ООО «Газпром газомоторное топливо».
Самое экономичное и экологичное топливо
На сегодняшний день природный газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным топливом. Природный газ — это фактически готовое моторное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. При этом двигатель такого транспортного средства соответствует высочайшим стандартам — Евро-5 и Евро-6. Согласно классификации МЧС, природный газ относится к самому безопасному классу горючих веществ.
В качестве моторного топлива используется природный газ двух видов: компримированный (КПГ) и сжиженный (СПГ).
Целевые сегменты рынка:
Российский рынок газомоторного топлива
Потребление природного газа в качестве моторного топлива в России стабильно увеличивается.
Значительному потенциалу роста отечественного рынка газомоторного топлива способствуют:
На территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2020 года действовали 348 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), принадлежащих Группе «Газпром» и ООО «Газпром газомоторное топливо».
Объем реализации КПГ через газозаправочную сеть «Газпрома» в 2020 году составил 842,4 млн куб. м., что на 8,1% превышает этот показатель 2019 года.
Объем реализации КПГ через газозаправочную сеть «Газпрома», млн куб. м в год
Заправка техники с помощью передвижного криогенного автозаправщика
Развитие газомоторной инфраструктуры
Стратегический подход к созданию розничной сети на территории России предусматривает развитие газомоторной инфраструктуры в 58 субъектах Российской Федерации.
АГНКС в Москве (введенная в эксплуатацию в 2017 году) — крупнейшая в России и Европе
Совместно с Федеральным дорожным агентством разработана Генеральная схема размещения объектов газозаправочной инфраструктуры на автомобильных дорогах федерального значения, предполагающая строительство до 2030 г. опорной сети из 181 объекта и создание так называемых «газомоторных коридоров» на ключевых действующих и перспективных автомагистралях России.
В 2020 году завершено строительство 30 АГНКС и одной криоАЗС с возможностью реализации СПГ и КПГ.
Площадка под строительство первой криогенной автозаправочной станции на автодороге М-11 «Москва — Санкт-Петербург»
Зарубежный рынок газомоторного топлива
Расширением использования природного газа как топлива для автомобильного и водного транспорта «Газпром» занимается и на зарубежных рынках.
В Европе в этом сегменте «Газпром» представлен на рынках Германии и Чехии через компанию Gazprom NGV Europe GmbH, а также через компанию NIS, входящую в Группу «Газпром нефть», которая реализует КПГ на рынке Сербии.
В 2020 году количество АГНКС в странах Европы составило 65. Продажи КПГ и СПГ через собственные станции Группы «Газпром» в Европе в 2020 году составили 13,6 млн куб. м.
Также Группа «Газпром» реализует КПГ через АГНКС в Армении, Белоруссии, Киргизии. В 2020 году объем продаж составил 71,7 млн куб. м.
Ведется совместная работа по развитию рынков газомоторного топлива с партнерами из Венгрии, Вьетнама, Германии, Казахстана, Китая, Республики Корея.
Газомоторное топливо
События
ООО «Газпром газомоторное топливо» — единый оператор по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.
Фоторепортажи
Видеосюжеты
Инфографика
Стратегия
Производство и реализация компримированного и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива — одно из приоритетных направлений деятельности ПАО «Газпром». Для системной работы по развитию рынка газомоторного топлива создана специализированная компания — ООО «Газпром газомоторное топливо».
Самое экономичное и экологичное топливо
На сегодняшний день природный газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным топливом. Природный газ — это фактически готовое моторное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. При этом двигатель такого транспортного средства соответствует высочайшим стандартам — Евро-5 и Евро-6. Согласно классификации МЧС, природный газ относится к самому безопасному классу горючих веществ.
В качестве моторного топлива используется природный газ двух видов: компримированный (КПГ) и сжиженный (СПГ).
Целевые сегменты рынка:
Российский рынок газомоторного топлива
Потребление природного газа в качестве моторного топлива в России стабильно увеличивается.
Значительному потенциалу роста отечественного рынка газомоторного топлива способствуют:
На территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2020 года действовали 348 автомобильных газонаполнительных компрессорных станции (АГНКС), принадлежащих Группе «Газпром» и ООО «Газпром газомоторное топливо».
Объем реализации КПГ через газозаправочную сеть «Газпрома» в 2020 году составил 842,4 млн куб. м., что на 8,1% превышает этот показатель 2019 года.
Объем реализации КПГ через газозаправочную сеть «Газпрома», млн куб. м в год
Заправка техники с помощью передвижного криогенного автозаправщика
Развитие газомоторной инфраструктуры
Стратегический подход к созданию розничной сети на территории России предусматривает развитие газомоторной инфраструктуры в 58 субъектах Российской Федерации.
АГНКС в Москве (введенная в эксплуатацию в 2017 году) — крупнейшая в России и Европе
Совместно с Федеральным дорожным агентством разработана Генеральная схема размещения объектов газозаправочной инфраструктуры на автомобильных дорогах федерального значения, предполагающая строительство до 2030 г. опорной сети из 181 объекта и создание так называемых «газомоторных коридоров» на ключевых действующих и перспективных автомагистралях России.
В 2020 году завершено строительство 30 АГНКС и одной криоАЗС с возможностью реализации СПГ и КПГ.
Площадка под строительство первой криогенной автозаправочной станции на автодороге М-11 «Москва — Санкт-Петербург»
Зарубежный рынок газомоторного топлива
Расширением использования природного газа как топлива для автомобильного и водного транспорта «Газпром» занимается и на зарубежных рынках.
В Европе в этом сегменте «Газпром» представлен на рынках Германии и Чехии через компанию Gazprom NGV Europe GmbH, а также через компанию NIS, входящую в Группу «Газпром нефть», которая реализует КПГ на рынке Сербии.
В 2020 году количество АГНКС в странах Европы составило 65. Продажи КПГ и СПГ через собственные станции Группы «Газпром» в Европе в 2020 году составили 13,6 млн куб. м.
Также Группа «Газпром» реализует КПГ через АГНКС в Армении, Белоруссии, Киргизии. В 2020 году объем продаж составил 71,7 млн куб. м.
Ведется совместная работа по развитию рынков газомоторного топлива с партнерами из Венгрии, Вьетнама, Германии, Казахстана, Китая, Республики Корея.