газетная полоса что это
Компью А рт
Окончание. Начало в № 3 и 4’2005
Оформление первой и последней страниц
Первую страницу газетного номера не зря называют его витриной, поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы (рис. 1). Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.
Рис. 1. Первая полоса газеты «Известия»
Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи. Передовица («флаг номера») должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты. Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы. Однако решение набирать передовые статьи выделительными шрифтами (полужирным или курсивным) вряд ли можно признать удачным: такой текст трудно читается. В некоторых газетах передовицу набирают на широкий формат, иногда одновременно обрамляя ее линейками, изза чего она красиво выглядит и хорошо выделяется на полосе.
Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какойлибо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.
Важным элементом первой страницы является так называемый шпигель — участок сбоку от заголовочной части газеты, над начальными колонками полосы. В шпигеле можно поместить актуальную фотографию, которая иллюстрирует главную тему номера, лозунг, призыв. Отсюда иногда начинают важную статью или подборку. Шпигель является одним из самых заметных мест первой страницы, поэтому занимать его второстепенным материалом нецелесообразно.
Передвижение заголовочной части с ее обычного места вправо открывает дополнительные возможности для верстки и оформления первой страницы. Это позволяет открыть ее передовой статьей, важным официальным сообщением или другим материалом, который выдвигается вверх.
На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку». Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают в шпигеле или на другом видном месте полосы (рис. 2).
Рис. 2. Первая полоса газеты «Ракурс»
Если на какойлибо из других страниц номера публикуют важное интервью, интересную тематическую подборку или иной гвоздь номера, рекомендуется специально сообщить об этом на первой странице с указанием (в редакциях его иногда называют «свистком»), где искать этот материал. Нередко в такую ссылку включают объяснение повода и цели публикации материала.
Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования (рис. 3). Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу. Хорошо смотрятся большие крупноплановые плакаты, монтажи, репортажные фотоснимки, фотопортреты, шаржи, карикатуры, но не к месту будет, например, фотопейзаж. Украшает страницу иллюстрация, поставленная «на открытие» номера, если заглавие газеты передвинуто вправо. В практику оформления многих газет вошел прием вверстывания фотоиллюстрации или карикатуры в передовую статью. Такая иллюстрация усиливает воздействие передовицы, украшает страницу.
Рис. 3. Ярко иллюстрированная первая полоса газеты «Virginian-Pilot» с сильной акцентировкой на передовицу
Последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Во многих изданиях здесь помещают мелкие информационные материалы, анекдоты, рекламные блоки, поэтому ее предпочитают верстать на большее число колонок (рис. 4). На этой странице чаще и активнее применяют приемы ломаной верстки, стремясь разнообразить и оживить подачу материалов.
Рис. 4. Верстка последней полосы газеты «Известия»
Последняя страница отличается и более разнообразным иллюстрированием. Некоторые из видов газетной иллюстрации используются только на этой странице. Полезная площадь последней страницы номера несколько меньше площади внутренних полос, так как на ней печатают выходные сведения.
Тематическая страница
Тематическая страница — одна из старейших форм подачи материалов в газете. По существу, это тематическая подборка, занимающая всю полосу и посвященная важной теме или событию: юбилею, важным мероприятиям и т.п. Тематические страницы весьма разнообразны по своему характеру и целям, различаются они и подачей материала. Иногда на такой странице помещают лишь один материал — большую публицистическую или аналитическую статью, репортаж и т.п. Применяя различные приемы подачи крупного материала в газете, можно облегчить восприятие такой страницы. Рекомендуется разбить эту страницу на смысловые части с подзаголовком над каждой, использовать для оживления рисованную шапку, разнообразные иллюстрации (фотоснимки, рисунки, заставки), врезать в текст цитаты в рамках и т.п.
Чаще встречается составная тематическая страница — из нескольких материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы — сделать подачу материала разнообразной. Оформление тематической страницы, как и подборки, зависит, разумеется, от роли и значения ее материалов: в одних сообщается о фактах, в других эти факты комментируются, анализируются, в третьих их обобщают, делают из них выводы и т.д. Основой тематической страницы должен служить публицистический материал — статья, очерк, а в крайнем случае — расширенная вводка или другое выступление, играющее роль передовицы ко всей странице и обобщающее то, о чем рассказывают остальные ее материалы. Вокруг этого публицистического ядра располагаются остальные, в том числе и мелкие, материалы: заметки, сообщения и т.п.
Если на тематической странице помещается вводка, она выделяется либо нестандартным шрифтом, который должен быть на одиндва пункта крупнее обычного текстового шрифта, либо нестандартным форматом, линейками или рамкой. Вводку, как правило, устанавливают сверху, в начале полосы, а иногда даже на одном уровне с шапкой, которая как бы накрывает все материалы тематической страницы. Шапку набирают крупным ярким шрифтом: 60 или даже 72 пт на полосе формата А2 или 3648 пт на полосе формата A3. Применяют множество различных приемов оформления шапки на тематической странице. Иногда ее выводят из вводки, размещенной «на открытие» полосы. Красиво выглядит шапка, соединенная с иллюстрацией, например с фотоснимком. Хорошо выполненная рисованная шапка украшает собой всю страницу.
Иллюстрация на тематической странице помогает раскрытию избранной темы, а также служит для разреживания текста, особенно если на полосе помещен лишь один большой по объему материал. Умело иллюстрированная фотоснимками и рисунками тематическая страница легче воспринимается читателями.
Тематическую страницу верстают большей частью асимметрично, что позволяет динамично расположить материалы и лучше выделить важнейшие из них. Но возможна и симметричная верстка, например если страница посвящена юбилею.
Нецелесообразно размещать в одном номере несколько тематических страниц — это дезориентирует читателя и ослабляет эффект каждой из них. К тому же таким образом редакция лишается возможности поместить в номере материалы, посвященные другим актуальным вопросам.
Не рекомендуется публиковать тематические страницы в газете слишком часто, ибо это может привести к обратному результату: читатель устает от их потока, не успевает с ними ознакомиться и в конечном счете перестает обращать на них внимание.
Тематическая страница является основой для других форм подачи газетных материалов, в частности для тематического разворота. Разновидностью тематической страницы является так называемый спецвыпуск, рассчитанный на определенную аудиторию — на представителей какойлибо профессии, на читателей определенного возраста и т.п. Особенно часто спецвыпуски применяют в молодежных изданиях или в газетных разделах для молодежи, где можно встретить спецвыпуски для девушек, для студентов и т.д. Спецвыпуски оформляются с использованием тех же принципов, что и тематические страницы. Как правило, они выходят с известной читателям периодичностью и под особыми названиями, оформленными в виде постоянных шапок.
Газетный разворот
Разворотом называют форму подачи материалов на двух внутренних смежных страницах. В крупноформатных газетах разворот применяют относительно редко — чаще он встречается в малоформатных газетах. В газетах встречают два вида разворота: разнотемный и тематический.
Оформление разворота представляет еще более сложную задачу, чем оформление тематической страницы, поэтому очень большое значение имеет правильное построение композиции, позволяющее использовать разные газетные жанры, приемы и средства, которые обеспечивают разнообразие содержания и внешней формы разворота. Основой разворота обычно является публицистический материал, выражающий и обобщающий главные мысли и положения, высказанные во всех материалах. Но разворот нельзя перегружать крупными материалами — он будет трудно читаться.
Разворот предпочитают верстать асимметрично. При необходимости часть его материалов, составляющая, например, подборку, может верстаться симметрично.
Рис. 5. Верстка газетного разворота без средника. Газета «Ракурс»
Разнообразное иллюстрирование позволяет улучшить и оживить оформление разворота. Отсутствие или недостаток иллюстраций сказывается на развороте еще сильнее, чем на тематической странице, приводит к его серости, «слепоте». Но не следует и перенасыщать разворот иллюстрациями, превращая его в плакат.
Разворот может верстаться со средником и без средника. В первом случае он представляет собой две смежные полосы, объединенные общей темой, стоящей над ними, хотя и разделенной средником на две части, а также общей шапкой. При желании можно убрать средник, и тогда смежные полосы разворота сольются в одну большую полосу с расположенной над ней шапкой (рис. 5). Разворот без средника дает некоторый выигрыш в полезной площади и предоставляет большие возможности по варьированию формата текстовых колонок. Не рекомендуется снимать на развороте лишь часть средника.
Шапка на развороте должна хорошо выделяться, поэтому она набирается крупным шрифтом.
Страница-плакат
Страницаплакат — это разновидность тематической страницы. В СССР впервые страницыплакаты появились в газете «Сельская жизнь» и затем получили распространение во многих местных газетах. Сегодня такой вид тематической страницы встречается крайне редко.
Постоянные элементы композиции страницыплаката — шапка, вводка, разъясняющая цель публикации, основной материал, часто разбитый на части, а иногда и редакционное заключение.
Обычно на страницеплакате помещают всего однудве статьи: большое выступление или развернутый рассказ, к которому иногда присоединяют комментарий специалиста.
Страницаплакат может быть вывешена на стене, поэтому ее текст набирают крупным шрифтом на широкий формат. Такую страницу чаще всего верстают в тричетыре широкие колонки. Основные положения выделяют в тексте полужирным или курсивным шрифтом.
Страницаплакат должна привлекать к себе внимание живым оформлением — крупной, броской шапкой, яркими иллюстрациями. Здесь можно использовать разные виды иллюстраций: фото или рисованные портреты, репортажные снимки, диаграммы, чертежи, схемы и даже карикатуры. Сплошной текст страницы рекомендуется разбивать подзаголовками, иллюстрациями, рамочками«афишками», в которых устанавливают цифровые данные, лозунги и т.п.
Дополнительные возможности для оформления страницыплаката дает второй цвет. Его успешно используют, выделяя шапку, важнейшие заголовки, «афишки» и т.п.
Во многих газетах страницуплакат строят по одной устоявшейся схеме: после шапки в левом или правом верхнем углу полосы помещают фотопортрет или репортажный снимок, ниже — вводку в рамочке, затем — сплошной текст выступления. В свое время десятки таких страницплакатов, похожих друг на друга как две капли воды, появлялись в самых разных изданиях.
В виде плаката может быть оформлен и разворот, особенно в малоформатных изданиях. Редакции районных газет нередко публикуют подобные разворотыплакаты во время предвыборных кампаний.
Обменная страница
Обменные страницы готовятся редакцией другого издания и публикуются под соответствующей рубрикой, например «У нас в гостях». Иногда редакции обмениваются страницами, которые затем появляются в обеих газетах. Обменную страницу готовят по предварительно согласованным планам.
Макет такой страницы обычно разрабатывает та редакция, которая ее готовит. При этом, как правило, стараются выдержать стиль оформления оригинальной газеты. В начале обменной страницы часто воспроизводят логотип подготовившей ее газеты.
Газета в газете
Иногда часть газеты оформляют в качестве особого, как бы самостоятельного издания. Газета в газете выходит под своим названием и обычно отличается особенностями верстки и оформления. Нередко для выделения газеты в газете используют иные приемы верстки, набирают текст другими шрифтами и на другие форматы, чем в основной газете. Газету в газете часто выделяют дополнительным цветом. О ее выходе полезно сообщить «свистком» на первой странице.
Сменная страница
Сменные страницы характерны для изданий, распространяемых в нескольких регионах. Содержание таких страниц различно для разных частей тиража, что позволяет реализовать дифференцированный подход к читателям.
Подготовка сменных страниц, как правило, требует создания в структуре редакции специального подразделения — группы или отдела сменных страниц.
Средства выделения в номере и на странице
Одна из основных целей верстки и оформления номера и газетной страницы — выделение важнейших материалов. Это относится как к отдельным заметкам и статьям, так и к целым подборкам и даже полосам.
Выделение материалов в номере и на его страницах достигается различными средствами. Одним из них, как уже говорилось в предыдущих частях статьи, является вынесение отдельной заметки или подборки вперед, например на первую полосу, размещение ее на выгодном месте страницы. Того же эффекта можно добиться и другими средствами — изменением количества текстовых колонок на странице или даже формата полосы.
Хорошим средством выделения текстового материала служит яркий фотоснимок или рисунок. К тому же иллюстрация обладает способностью выделять не только тот текст, в который она вверстана, но и соседний материал. Для выделения на странице какойлибо заметки иногда достаточно заверстать рядом с ней фотоснимок.
Выделение газетных материалов в номере и на странице достигается также с помощью различных шрифтовых средств — выделительным шрифтом без изменения его гарнитуры и кегля. С той же целью можно применять шрифт нестандартного для данной газеты кегля. При этом не требуется менять его насыщенность.
Иногда для выделения газетного материала его набирают обычным текстовым шрифтом, но не строчными, а прописными литерами. Можно дополнительно усилить выделение, использовав полужирное начертание прописного шрифта, хотя набранный таким образом текст трудно читается, поскольку уменьшается междустрочный пробел.
Для выделения материала применяются и нешрифтовые средства, из которых одним из наиболее эффективных является изменение формата набора материала.
Весьма часто используются различные графические средства выделения — разнообразные линейки: прямые, волнистые, двойные, рантовые и др. Однако линейками следует пользоваться осторожно, тщательно продумывая, что именно и как надо выделить. Применяя линейки для выделения какойлибо подборки или статьи, иногда получают совершенно неожиданный эффект: разделительная и выделительная линейки объединяют соседние материалы, не имеющие между собой ничего общего. Газетные материалы можно выделить на странице, заключив их в рамки — полные или неполные.
Для выделения газетных материалов используется также дополнительный цвет. сегодня в газетах все шире применяют различные варианты выделения цветом. Для этого, например, текст заметки целиком печатают второй краской или на цветном фоне. Опыт показал, что при цветной печати текстовых материалов лучше набирать их полужирными шрифтами.
Рис. 6. Выделение главного материала шрифтовыми и нешрифтовыми методами в газете «Ракурс»
Когда на газетной странице нужно выделить несколько материалов, часто одновременно применяют различные средства: одну заметку выделяют ярким заголовком и полужирным текстовым шрифтом, другую — набором на нестандартный формат, третью заключают в рамку. А иногда в целях выделения важнейших сообщений одновременно используют целый комплекс как шрифтовых, так и нешрифтовых средств (рис. 6). Например, набирают заметку выделительным шрифтом на нестандартный формат и заключают в рамку из линеек.
При выделении газетных материалов необходимо соблюдать меру, поскольку неумеренное использование средств выделения может привести к обратному результату — к затруднению восприятия страницы. Выделить на странице все или почти все материалы — значит не выделить ничего.
1. Балаш А.В. Техника оформления газетной полосы.
2. Бельчиков И.Ф. Художественнотехническое и полиграфическое оформление печатной продукции.
3. Вяземский Б.А. Оформление и производство газеты.
4. Киселев А.П. Из опыта оформления газет за рубежом.
5. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты.
6. Старобогатов И.И. Техника оформления газеты.
7. Хатт А. Об искусстве оформления газеты.
8. Шицгал А.Г. Шрифтовое оформление современных газет и журналов.
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Что такое газетная полоса?
Количество полос в одной газете может меняться в зависимость от количества рекламы и журналистских материалов, а также в зависимости от величины бюджета и по другим причинам.
У журналистов, как и у представителей любой другой профессии, есть свой сленг. Это специальная лексика, так называемые «профессионализмы». Они понятны лишь узкому кругу людей, имеющих отношение к ремеслу слова.
Многие журналистские термины имеют техническое происхождение. Сначала это было связано с работой типографий, а сегодня – с современными мультимедиа-средствами и техникой. Одно из понятий, которое следует знать ещё до поступления на журфак или прихода в редакцию – газетная полоса. В обывательском понятии это слово тождественно со страницей газеты.
Полоса – это газетная страница, которая идёт вкупе с другими, несёт на себе информацию такого рода, что газета в целом становится наполненной и гармоничной. Каждая полоса влияет на компоновку печатного издания. У полосы обычно есть своя тематика, и все статьи на ней упорядочены по теме или проблеме. Главный вопрос страницы выносится в рубрику. Найти её можно сверху всех текстов, в так называемой шапке полосы.
Есть версия, что термин произошёл от процесса печатания. В типографии газету печатают на рулонах бумаги. Раньше это делали с помощью наборных форм: создавали клише для каждой страницы и прикладывали его к бумаге. Сегодня, в век принтеров и типографских станков, можно печатать что угодно, быстро изменяя исходник, но печать страниц по отдельности оказалась выгоднее с точки зрения логистики и экономии времени. Один рулон бумаги, напечатанный с двух сторон – это, например, 1, 8, 2 и 7 страницы, идущие в ряды. Потом длинное газетное полотнище разрезают, получаются полоски, на каждой из которой часть одного выпуска газеты.
Первую полосу СМИ называют «витриной», так как она анонсирует важные материалы, что содержатся в газете. А вот имя последней полосе в журналистских кругах, как это ни странно, задник. Две смежные страницы, идущие рядом – это разворот. Разворотом считаются только полосы, которые видно одновременно при открытии газеты. Это 2 и 3 полосы, 4 и 5 и так далее. На развороте подаются материалы одной тематики, возможно даже один большой текст.
Третья полоса считается самой важной и самой читаемой. Человек переворачивает первую страницу газеты и его взгляд падает именно на правую сторону, то есть на третью полосу. На третьей полосе ставят самые важные и интересные материалы.
При этом есть некоторые виды полос, которые сохранили название «страница». Это:
• тематическая страница;
• страница-плакат;
• обменная страница.
Тематическая страница отличается от полосы с рубрикатором общим лидом ко всем материалам/материалу. Это может быть сводка новостей, объединённая одной идеей или поздравление с праздником.
Страница-плакат – полоса, где почти нет текста, только наглядное изображение. Популярный вариант плаката – тематический календарь или инфографика. Сегодня страницы-плакаты часто используются для больших рекламных модулей. Это не очень здорово, но это необходимо для выживания газеты и извлечения прибыли.
Обменная страница – вкладыш другой газеты в издании. В отличие от перепечатки материалов, обмен происходит полноценными полосами, со своим фирменным стилем (цветами, шрифтами, логотипами). Обменная страница – хороший ход во взаимопиаре.
Один комментарий
У нас верстальщики этим занимаются. Тоже вредные ребята )) Но мы им не даем расслабляться, командуем на какой полосе что ставить и как ))
Компью А рт
Продолжение. Начало в № 3’2006
Элементы планирования газетной полосы
И весь номер, и каждая из его полос должны представлять собой единое целое и строиться по тщательно разработанному плану. Разрабатывая верстку полосы, следует исходить из тех же принципов, которые определяют композицию и оформление всего номера. Размещение и оформление материалов полосы прежде всего зависят от их содержания и значения. Как и в целом номере, все статьи и заметки, предназначенные для публикации на полосе, систематизируют, группируют, образуя разнообразные подборки. Эти материалы различны по своему содержанию и значению, и их разнообразие получает выражение с помощью контраста в оформлении. Важнейшие из них выделяются различными средствами, в том числе посредством их размещения на самом выгодном месте страницы.
На верстку полосы влияет как ее место в номере, так и роль, которую она играет в ансамбле всех его полос. Понятно, что первая или последняя страница четырехполосного номера значительно отличается по верстке и по особенностям оформления от внутренних страниц. Значение имеет и то обстоятельство, что во многих газетах материалы главных разделов и рубрик размещают на определенных страницах номера.
Значение различных частей полосы
Имеет ли значение, где будет помещена на полосе та или иная статья или заметка? Влияет ли расположение материала на степень его восприятия читателем? Практика показывает, что статьи, помещенные в разных частях газетной полосы, воспринимаются поразному и простым их перемещением по странице можно изменить степень читательского внимания к ним. Дело в том, что просмотр любой страницы газеты мы обычно начинаем с ее верха, а потом наш взгляд опускается к материалам, расположенным ниже. Более того, разные части газетной страницы, в зависимости от ее места в номере, могут поразному выделять материалы. Так, на внешней последней странице самым выгодным местом является верхняя левая часть, затем — верхняя правая, за ней — нижняя левая и наконец — нижняя правая. На внутренней третьей странице четырехполосного номера самое выгодное для публикации материалов место — верхняя правая часть полосы, далее — верхняя левая, потом — нижняя правая, а затем — нижняя левая. Помещая статью в верхней части страницы, верстальщик выделяет ее среди остальных материалов.
Существуют три типа верстки верхней части страницы. При верстке «на открытие» статью располагают на нескольких первых колонках. При верстке «на отлет» ее ставят на последних колонках. Верстка «на центр» предполагает размещение статьи на центральных колонках. Размещение материала в верхней части полосы подразумевает усиление его выделения с помощью и других средств. Так, используя верстку «на открытие», целесообразно одновременно выделить материал заголовком, набранным более крупным и ярким шрифтом.
Все вышесказанное, разумеется, не означает, что важный материал, который необходимо выделить, можно помещать только в верхней части полосы. Искусство верстки как раз состоит и в том, чтобы уметь при необходимости выделять материалы, расположенные в любой части полосы, в том числе и внизу. Воздействие на читателя заверстанной в нижней части полосы статьи можно усилить подвалом, либо набрав ее на нестандартный формат, либо поставив над ней яркий заголовок, либо заключив ее в рамку.
Эстетика газетной страницы
Газета не только отражает уровень журналистского мастерства работников редакции, а в какойто мере является произведением искусства — верстальнодизайнерского и полиграфического, подобно, например, книге или плакату. И если вопрос об эстетической ценности книги не вызывает сомнений, то мы беремся утверждать, что с теми же критериями следует подходить и к газете.
Эстетическое восприятие газеты читателем складывается как минимум из двух компонентов — первого впечатления и оценки после более тщательного ознакомления с ней. Первое (непосредственное) впечатление зависит от внешнего вида газеты — от ее графической формы, под которой мы понимаем все, что воспринимается в газете глазом читателя. Потом читатель начинает разбираться в содержании номера или страницы, анализирует их построение, обращает внимание на главные материалы. Иначе говоря, читатель опять оценивает внешнюю (графическую) форму газеты или ее страницы, но уже с иных позиций — с точки зрения целесообразности этой формы, ее соответствия содержанию напечатанных материалов. Таким образом, при более глубокой оценке газеты понастоящему красивым в ее графической форме кажется то, что является целесообразным, что отвечает задаче наилучшего выражения содержания материалов. При верстке газетной страницы следует учитывать оба уровня ее эстетического восприятия.
Очевидно, что первое впечатление зависит от соблюдения в процессе создания этой формы эстетических норм — законов пропорции и равновесия. Пропорция, несомненно, играет в газете очень важную роль. Она определяет размеры многих элементов оформления, в частности формат газетной страницы. Соотношение между шириной и высотой страницы (и полосы) основывается на так называемом золотом сечении (или золотой пропорции), применяемом и при определении книжных форматов, — примерно оно равно 3/55/8. Конечно, не следует абсолютизировать эту величину и превращать ее в универсальную норму, поскольку практика показывает лишь относительную устойчивость различных эстетических канонов. То, что в один исторический период казалось красивым, в другой таковым не считается. Например, в позапрошлом веке в России вполне эстетичной считалась близкая к квадрату форма страниц. Приведем еще один пример по поводу условности пропорций. Сейчас принято считать, что красиво смотрится лишь вертикальное расположение газетной страницы, а газета, в которой ширина страницы превышает высоту, многим покажется некрасивой и нарушающей эстетические нормы. Но вспомним о так называемом газетном развороте: он представляет собой страницу, ширина которой намного больше высоты. Это необычно, непривычно, но читатель без раздражения воспринимает разворот, понимая его необходимость в отдельных случаях и вовсе не считая его неэстетичным.
Однако некоторая относительность эстетических норм не означает отрицания их устойчивости в определенных условиях. Нарушение этих норм, в частности пропорций и равновесия, может привести к неудачам и ошибкам в верстке и оформлении газеты.
Подборка
Каждая газетная полоса складывается из нескольких основных композиционных элементов. Один из них — подборка, то есть объединение нескольких материалов на основе какоголибо общего их свойства, например единой темы, одного жанра и т.п. В зависимости от задачи, которая ставится при формировании подборки, она может быть тематической или разнотемной. Подборки компонуются как из материалов одинаковых жанров (заметок, интервью, писем читателей), так и из различных информационных материалов (заметок, зарисовок, интервью, репортажей и т.д.).
Эта традиционная форма подачи материалов в газете встречается в каждом номере, и даже на одной странице обычно можно найти одну или несколько подборок разного объема. Столь широкое применение подборки объясняется несколькими причинами. Вопервых, она облегчает систематизацию, группировку материалов в номере и на его страницах и тем самым их восприятие. Вовторых, используя подборку, можно более глубоко, подробно и разносторонне разработать и осветить какуюлибо важную тему. Таким образом, подборка позволяет усилить воздействие газеты на читателей.
При оформлении подборки ее обычно выделяют на газетной полосе или хотя бы обособляют. Для этого используют самые разные средства: ограничивают яркой линейкой или заключают в рамку; иногда усиливают выделение, печатая эту линейку или рамку вторым цветом; выделяют подборку шрифтом, яркой шапкой и т.д.
Все материалы подборки верстают вместе — под одной шапкой или рубрикой. Шапка устанавливается на весь формат подборки, как бы накрывая ее сверху. Недостаток оформления многих подборок — выход отдельных материалов изпод шапки. В некоторых случаях, когда, несмотря на незначительный объем подборки, следует подчеркнуть ее значение и выделить среди остальных материалов страницы, применяется так называемая флаговая шапка, размер которой превышает общий формат подборки.
Иногда для оживления восприятия шапку переносят в ее середину — это красиво, но очень усложняет верстку, нередко требует дополнительных текстовых оборок и исключает возможность перестановки материалов.
Каждый из материалов подборки, заверстанный под общей шапкой, обычно имеет заголовок и отделяется от соседних заметок небольшой отбивкой. Иногда, например в хроникальной подборке, материалы помещают без заголовков, а для того чтобы както разделить их, начало каждой заметки набирают с инициала или используют звездочку, ромбик и т.п., причем заметки отделяются друг от друга не отбивками, а просветами. Публикацию материалов под общей шапкой и без своих заголовков применяют и в подборках интервью или ответов на анкету газеты. В этом случае роль заголовков играют фамилии авторов выступлений, вынесенные наверх, над материалами. Чтобы подчеркнуть тематическую общность таких выступлений, фамилии набирают одним шрифтом.
Особенности верстки и оформления подборки зависят от ее характера. В тематической подборке важнейшие заметки выдвигают вперед, порой их выделяют нестандартным шрифтом и форматом набора. Чтобы подчеркнуть тематическую близость заметок, их нередко набирают одним шрифтом, отличающимся от шрифтов, которыми набраны остальные материалы полосы. с теми же целями заголовки таких заметок могут набирать шрифтом одной гарнитуры и кегля. При брусковой верстке заметки тематической подборки обычно ничем не отбиваются, поскольку заголовок нижней заметки играет роль отбивки от материала, расположенного сверху.
Несколько иначе оформляют разнотемную подборку, например информационную. Она также строится на какомлибо общем для всех ее материалов качестве: иногда это сообщения о событиях, произошедших в один и тот же период (за один день или одну неделю); иногда сообщения рассказывают о событиях в одном городе или области, а в некоторых случаях основой для формирования такой подборки является общий жанр всех ее материалов (например, подборка криминальной хроники) или даже просто их важность и актуальность (подборки под рубрикой «Срочно в номер!»). А поскольку в подобной подборке все заметки представляют равный интерес, это подчеркивается особенностями их оформления.
Особого внимания требует использование отбивок, линеек и рамок внутри подборки. Нельзя допускать, чтобы какаянибудь из них разрывала подборку на части. Подборки чаще всего верстают асимметрично — это позволяет лучше выделить в них важнейшие материалы. Но и симметричная верстка может быть успешно использована для выделения подборки на асимметричной полосе. Встречается и сложно оформленная подборка, например в виде нескольких интервью на разные темы, внутри которой скомпонована другая — меньшая — подборка, скажем, тематических хроникальных сообщений, которые стали поводом для проведения интервью. В этом случае для того, чтобы разграничить подборки, желательно одну их них сверстать асимметрично, а другую — симметрично.
Подборка, особенно тематическая, может открываться «вводкой», разъясняющей цель ее публикации. Такую вводку или одну из заметок, играющую роль своеобразной передовицы в подборке, выделяют особо — поставив ее на видное место, набрав нестандартным или выделительным шрифтом, на нестандартный формат. Вводку часто выделяют линейками или неполной рамкой либо разверстывают на весь формат подборки.
Верстка крупных материалов
Как правило, на одной полосе следует расположить один или несколько крупных материалов, при верстке и оформлении которых очень часто допускают ошибки.
Нередко крупную статью объемом в несколько сотен строк верстают так называемым стояком — на тричетыре колонки, причем во всю их высоту. Понятно, что такой огромный сплошной кусок текста читается с большим трудом. Чтобы улучшить оформление стояка, можно применить несколько различных приемов.
Вопервых, можно использовать так называемую подверстку: крупная статья разверстывается не на всю высоту полосы, а в нижней части страницы располагается другой материал (подверстка), набранный для контраста на другой формат.
Вовторых, восприятие стояка можно облегчить, если разбить его на тематические, смысловые части и дав каждой из них свой подзаголовок. По возможности нужно отказаться от верстки в одну колонку, а верстать каждую из частейглавок статьи на дветри колонки. Если этим частям трудно дать подзаголовки, можно обойтись яркими инициалами или хотя бы цифрами, набранными крупно — 2024 пт. Такие подзаголовки, инициалы или цифры, разрежающие текст крупного материала, играют роль своеобразных дорожных указателей, у которых читатель может на мгновение остановиться, передохнуть, а затем продолжить чтение.
Рис. 1. Верстка крупного материала (газета «Ракурс»)
Втретьих, текстовое однообразие крупного материала можно преодолеть, вверстывая в него различные иллюстрации, а также выдержки из статьи, заключенные в рамки из тонких или двойных линеек либо помещенные на выворотке и т.п. (рис. 1). Не следует забывать и об использовании выделительных начертаний и кеглей шрифтов, которыми набирают важнейшие абзацы и даже целые части текста.
Кроме того, верстальщики давно уже заметили, что восприятие крупного текстового материала можно облегчить, изменив его обычную прямоугольную конфигурацию и применив приемы ломаной верстки. Например, большую статью можно разверстать на колонки, неравные по своей высоте. Такая верстка в какойто мере скрадывает величину крупного материала, но не нужно слишком увлекаться подобной ломкой и придавать статьям слишком уж причудливую форму.
В последнее время в наших газетах стали широко пользоваться приемом разделения крупного материала на части с перенесением их на другие страницы номера. Хотя это и позволяет уменьшить размер частей, расположенных на каждой полосе, и значительно облегчает их верстку и оформление, но этим не следует злоупотреблять и разделять статью более чем на две части, ибо читателям будет трудно разобраться во множестве продолжений. Чтобы помочь им быстрее найти продолжение статьи, рекомендуется набирать заголовки над каждой из ее частей одним шрифтом, изменяя его кегль в зависимости от объема той или иной части. В конце первой части статьи следует отдельной строкой указывать, где помещено окончание («Окончание см. на стр. 3»), а после заголовка, стоящего над продолжением статьи, нужно поместить строку, указывающую, где искать первую часть материала («Окончание. Начало см. на стр. 2»).
Большинство вышеперечисленных приемов подачи крупного материала в газете может быть использовано и в том случае, когда он занимает всю полосу.
Подвал
Крупный материал (статью, очерк и пр.) часто оформляют в виде так называемого подвала, который занимает нижнюю часть полосы. В настоящее время подвалы устанавливают на всех страницах номера и даже на нескольких, хотя прежде размещение подвала на первой странице не допускалась. В газете применяют различные виды подвала, которые различаются объемом: полный подвал занимает всю нижнюю часть полосы, по всему ее формату; неполный разверстывается лишь на часть формата полосы, но не менее чем на три колонки (рис. 2).
Рис. 2. Подвал на первой странице (газета «Topeka Capital-Journal»)
Подвалы различаются и по форме. В прямом подвале все текстовые колонки одинаковой высоты, а в ступенчатом (ломаном) текстовые колонки по высоте различаются. В зависимости от величины колонок ступенчатый подвал имеет различные формы: уступом вниз или уступом вверх.
Раньше при оформлении подвала соблюдались жесткие требования: его высота не должна была превышать одной трети и быть ниже четверти высоты полосы, то есть на странице формата A3 высота подвала составляла 4042 строки. В настоящее время подобных правил придерживаются редко, но слишком высоких подвалов и сейчас предпочитают не применять — они тяжелы, некрасивы и нарушают равновесие на странице. Сегодня в газетах стали активнее применять составной подвал, где рядом, под одной линейкой, устанавливают две различные по характеру статьи или подборки заметок.
Обычно подвал тематически не связан с расположенными над ним материалами, а потому его обязательно отбивают сверху заметной линейкой — прямой, двойной и др. Эта отбивка может быть сплошной (на весь формат подвала) или прерывистой (над его частью), но в любом случае она должна четко отграничивать подвал от соседних материалов. Одна из ошибок, особенно часто встречающаяся при верстке ступенчатого подвала, — это отсутствие отбивки над одним из его уступов, изза чего не отбитая сверху часть подвала может слиться со стоящим над ним материалом.
Если подвал входит в подборку или в тематическую полосу, интенсивность отбивки следует уменьшить: над подвалом ставят тонкую линейку и даже кончик. При этом заголовок можно поставить над всеми колонками подвала, который оформляется как обычная статья, входящая в подборку. Иногда для выделения подвал заключают в рамку.
В газетном номере одновременно могут быть дватри подвала. При размещении на смежных страницах, во избежание слияния подвалов, рекомендуется верстать им разной высотой. Если это невозможно, то следует использовать при их оформлении различные технические приемы и средства, например разверстать на колонки разной ширины, поразному разместить заголовки и т.п.
При необходимости подвал может быть разверстан не на одной полосе, а с продолжением — на двух и даже на трех. Желательно, чтобы его продолжение на другой полосе занимало не менее трех текстовых колонок. Если подвал размещается на двух смежных страницах, например на второй и третьей, то для того, чтобы подчеркнуть общность обеих его частей, целесообразно выровнять их по высоте и отбить сверху одинаковыми линейками. Заголовок при этом обычно ставят в начале первой части и не повторяют над второй. В конце первой части можно не давать указание на то, где искать продолжение подвала,— это излишне. Другое дело, когда это продолжение переносится на оборотную сторону — с первой полосы на вторую, со второй или третьей на четвертую и т.п. В этом случае над продолжением подвала обязательно повторяют заголовок, набранный шрифтом той же гарнитуры, что и заголовок над первой частью. Кегль шрифта изменяется в зависимости от объема второй части подвала. В конце первой его части отдельной строкой указывают, где находится продолжение, а в начале продолжения после заголовка указывается, где искать первую часть материала.
Особый случай представляет размещение подвала на двух смежных страницах — подвал на разворот (нараспашку), который впервые применили в газете «Комсомольская правда». Статья симметрично разверстывается внизу двух смежных внутренних полос на одинаковое количество колонок, например на три и три. Заголовок подвала тоже может быть симметрично установлен над обеими его частями. Подобный подвал красив, удобен для размещения крупного материала и облегчает планирование полосы. Подвал на разворот сегодня с успехом применяют в областных и районных газетах.
Некоторыми особенностями отличаются размещение и оформление заголовка в подвале. В небольшом (трехколонном или четырехколонном) подвале допустима в целях выделения материала установка заголовка над всеми его колонками, но в больших (пяти и шестиколонных) подвалах это не рекомендуется. Заголовок здесь обычно устанавливают сверху на часть формата, на несколько первых или средних колонок. Следует избегать установки заголовка в подвале на все его колонки, кроме последней, поскольку в этом случае она как бы отделяется от всего материала.
Возможно размещение заголовка на нескольких центральных колонках подвала, даже с текстовыми оборками с одной или двух сторон. В газетах используют самые разные сложные варианты размещения заголовка в подвале — «лесенкой» при двухстрочном заголовке с перенесением его в середину подвала и с заключением в рамку и пр. Однако при использовании любого из этих вариантов перемещения заголовка с его обычного места надо обозначить начало текстового материала инициалом.
Чердак
Крупный материал может быть оформлен на полосе и в виде так называемого чердака. Если подвал занимает низ полосы, то чердак — ее верхнюю часть, а потому все то, что было сказано выше о подвале, во многом относится и к чердаку. Он также может быть либо полным и занимать весь верх полосы, либо неполным — размещаться лишь на трехчетырех колонках, быть прямым или ступенчатым. Чердак тоже резко отбивается снизу линейкой от стоящего под ним материала, а иногда его заключают в полную или неполную рамку из линеек (рис. 3).
Рис. 3. Чердак на полосе (газета «Метро»)
Однако нельзя забывать о том, что в силу своего расположения (в верхней части полосы) чердак выделяется среди остальных ее материалов. Поэтому при его оформлении нужно очень осторожно применять дополнительные средства выделения, причем более осторожно, чем при верстке подвала, следует подходить и к определению высоты чердака. Слишком высокий чердак давит на всю полосу, а невысокий, менее трети высоты полосы, будет выглядеть гораздо лучше. По той же причине в газетах почти не встречается чердак, разверстанный на несколько страниц, с продолжением: он чрезмерно утяжеляет оформление всего номера. Верстка чердака «на разворот», которую пытаются изредка применять в некоторых центральных газетах, в местных изданиях распространения не получила, очевидно изза ее сложности.
Окно и врезка
Один из элементов планирования газетной полосы — это окно, то есть средний по размеру материал, заверстанный на две или три равные по высоте колонки в верхней части полосы: в углу или на центральных колонках. Окно обычно выделяют крупным заголовком, нестандартным шрифтом, а иногда и нестандартным форматом набора. Часто окно заключают в рамку из линеек, порой располагают в центре или внизу полосы. Если это небольшая заметка или корреспонденция, то окно могут разместить в одну или две колонки и врезать, то есть вверстать, в текст более крупного материала. В этом случае его называют «врезкой», или свечой).
Врезка часто не имеет в тематическом плане ничего общего с материалом, в который она вверстана. Поэтому ее обязательно набирают другим шрифтом и по возможности заключают в рамку из прямых или волнистых линеек.
Верстка иллюстраций
Верстка иллюстраций на полосе определяется их ролью. Иллюстрация к статье верстается внутри текста, с которым она связана, или сбоку от него, но всегда таким образом, чтобы было видно их единство. Если статью отделяют от других материалов линейкой или рамкой, то вместе с текстом отбивают и связанные с ним иллюстрации. Подпись под такой иллюстрацией не ставится (в этом случае в соответствующем месте текста дается указание, например: «См. снимок вверху»), или под ней устанавливается короткая порядковая строка: («Рис. 1», а в тексте указывается: «см. рис. 1»). Возможна и короткая подпись непосредственно под иллюстрацией, заверстанной в тексте статьи; такая подпись обязательно отбивается снизу от текста тонкой прямой линейкой на весь формат иллюстрации или пустой строкой.
Не связанную с конкретным материалом иллюстрацию верстают вместе с текстовкой, установленной рядом с ней (внизу, сверху или сбоку), и отбивают от соседних материалов тонкими прямыми линейками. Заключив такую иллюстрацию вместе с текстовкой в полную или неполную рамку и поставив над ней заголовок, получают фотоокно, хорошо выделяющееся на полосе.
При верстке самостоятельных иллюстраций нередко забывают об их четкой отбивке от текста соседних материалов, изза чего такая иллюстрация неожиданно объединяется с соседней статьей или заметкой, не имеющей с ней ничего общего.
Верстка иллюстраций зависит также от их количества на странице, от формата полосы и других ее особенностей (рис. 4).
Рис. 4. Разные виды заверстки иллюстраций (газета «New Hampshire Sunday News»)
Одиночную иллюстрацию обычно стремятся заверстать на самом видном месте: в верхней части полосы — «на открытие», «на отлет» или на центральные колонки. Если нужно поместить на полосе несколько иллюстраций, тематически не связанных между собой, то их располагают на расстоянии друг от друга, например в левом нижнем и правом верхнем углах страницы (так называемая диагональная верстка). Тематически близкие иллюстрации группируют в одном месте, образуя иллюстративную подборку, одним из видов которой является фотоочерк. Такую подборку часто заключают в рамку из линеек вместе с общей текстовкой.
Иногда на полосе требуется поместить несколько фотографических или рисованных портретов, сюжетных сцен и т.д. Можно объединить их в так называемую ленточку, которая располагается горизонтально (вверху или внизу полосы) или вертикально (по высоте крайней колонки). Подобное размещение иллюстраций позволяет экономнее использовать площадь полосы и облегчает ее планирование.
При необходимости иллюстрирования статьи, оформленной подвалом, можно использовать различные варианты верстки иллюстраций — верстать по диагонали, и установить рядом; начинать с иллюстрации подвальную статью и т.д. Иллюстрации могут быть полностью заверстаны в текст подвала и вместе с ним отбиты от стоящего сверху материала. Порой иллюстрацию лишь частично врезают в подвал, а часть ее выдается над подвалом — наполовину или больше, но и в этом случае она отбивается сверху той же линейкой, которая отделяет подвал от остальных материалов полосы. Не следует забывать о старой, доброй традиции устанавливать иллюстрации на газетной странице так, чтобы изображение на них смотрело в полосу. Когда дизайнеры и верстальщики пренебрегают этим, люди на иллюстрациях как бы отворачиваются друг от друга, а автомашины будто бы стремятся умчаться с газетной страницы.
При верстке иллюстраций следует учитывать не только их значение, роль и тематику, но и их способность выделять текстовой материал. Поэтому, располагая на полосе иллюстрацию, надо выяснить, не приведет ли это к неоправданному выделению какойлибо соседней заметки, но второстепенной по своему значению.
Многие ошибки в верстке иллюстраций связаны с тем, что их рассматривают лишь как средства, помогающие уравновесить полосу. Но нельзя забывать о том, что иллюстрация — не просто «пятно», а важный материал, не уступающий по своему значению другим материалам газеты…