газета коммерсант о чем пишет

Коммерсантъ

Содержание

История

В 1996 году на должность генерального директора пришёл Л. М. Милославский. Он создал отдел спецкоров, в который пригласил наиболее профессиональных специалистов своего времени. В отделе работали Наталья Геворкян, Александр Кабаков, Игорь Свинаренко, Глеб Пьяных, Валерий Панюшкин, Андрей Колесников.

Для руководства подразделением был приглашён В. Д. Дранников, который прервал карьеру журналиста за 19 лет до этого. Дранников говорил про своих подчинённых: «Свинаренко пишет, что видит. Колесников пишет то, что хочет увидеть. А Панюшкин — то, чего не видел».

После экономического кризиса 1998 года эта команда распалась. В газете остался единственный спецкор Андрей Колесников. Позже, в 2009 году, Дранников высоко оценил качество его работы в газете [2] :

Нету тех, кто пишет, как это делали мы! Там один Колесо. Все. Колесников — это 20 % капитализации «Коммерсанта». Вот завтра уйдет Андрюша из «Коммерсанта», и на 20 процентов «Коммерсантъ» подешевеет. А то и на тридцать.

С 1999 по февраль 2006 года находилась в собственности Бориса Березовского, которому также принадлежали:

В 2006 году была продана партнеру Березовского Бадри Патаркацишвили, который скоропостижно скончался в 2008 году, и в том же году — Алишеру Усманову (владеющему ею через компанию «Медиахолдинг» [3] ).

Главные редакторы газеты [6]

Редакция (с июня 2010 года)

Известные журналисты

Мнения о газете

Опираясь на уже вековую традицию достоверного освещения важнейших событий и повседневной жизни, вы создали свой яркий, узнаваемый стиль. И фактически сформировали деловую журналистику современной России. В течение 20 лет «Коммерсантъ» находится в числе лидеров отечественных СМИ. И сегодня успешно выдерживает конкуренцию на медиарынке. В основе успеха Издательского дома — оперативность, взвешенная аналитика и профессиональное использование современных технологий. А ваша готовность меняться, постоянно увеличивать число информационных продуктов — залог расширения читательской аудитории.

Иски к газете

Источник

Коммерсантъ (газета)

Коммерсантъ (газета)

Коммерсантъ
Tипежедневная газета
Формат24 полосы формата А2
ИздательИД Коммерсантъ
Главный редакторАзер Мурсалиев
Основанадекабрь 1989
Языкрусский
Главный офисМосква
Веб-сайт: http://www.kommersant.ru/

«Коммерса́нтъ» — российская ежедневная общественно-политическая газета с усиленным деловым блоком.

Содержание

История

Газета издаётся с декабря 1989 года (до сентября 1992 года — в еженедельном режиме).

Считается формальным преемником одноимённой газеты, выходившей в России с 1909 по 1917 год (отсюда твёрдый знак в названии). Выпускается Издательским домом «Коммерсантъ». До 1999 года принадлежала Владимиру Яковлеву. С 1999 по февраль 2006 принадлежала Борису Березовскому, в 2006 году была продана партнеру Березовского Бадри Патаркацишвили, который скоропостижно скончался в 2008 году, и в том же году — Алишеру Усманову (владеющему ею через компанию «Медиахолдинг» [1] ).

В 2007 году «Коммерсант» выиграл право публиковать объявления о банкротстве (чем ранее занималась «Российская газета»). 29 января 2008 «Российская газета» подала иск в арбитражный суд Москвы, потребовав признать конкурс недействительным. [2] 23 июля это право было закреплено за «Коммерсантом» решением правительства. [3]

Периодичность — шесть раз в неделю (с понедельника по субботу).

Редакторы

Известные журналисты

Критика

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Коммерсантъ (газета)» в других словарях:

КоммерсантЪ — Tип ежедневная газета Формат 24 полосы формата А2 Издатель ИД Коммерсантъ Главный редактор Азер Мурсалиев Основана декабрь 1989 Язык русский Главный офис Москва Веб сайт … Википедия

Коммерсантъ Деньги — Коммерсантъ Tип ежедневная газета Формат 24 полосы формата А2 Издатель ИД Коммерсантъ Главный редактор Азер Мурсалиев Основана декабрь 1989 Язык русский Главный офис Москва Веб сайт … Википедия

Коммерсантъ (Украина) — «Коммерсантъ» (Украина) Tип ежедневная газета Формат B3+ Издатель ИД «Коммерсантъ Украина» Главный редактор Андрей Гоголев Основана в 2005 году Язык … Википедия

Коммерсантъ Украина — «Коммерсантъ Украина» Логотип газеты Тип ежедневная газета Формат B3+ … Википедия

Газета.ру — (gazeta.ru) российское интернет издание, образованное в 1999 году. Главный редактор Михаил Михайлин. Сначала издание с этим названием начало работу в феврале 1999 года как проект Фонда эффективной политики под руководством Антона… … Википедия

Газета «Известия» — Известия российская общественно‑политическая и деловая ежедневная газета. Первый номер газеты под названием Известия Петроградского совета рабочих депутатов вышел 13 марта (28 февраля по ст. ст.) 1917 года в Петрограде, когда был учрежден… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Коммерсантъ — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммерсант (значения). Коммерсантъ Тип ежедневная газета Формат A2 Владелец Алишер Усманов Издатель ИД Коммерсантъ Главный реда … Википедия

Коммерсантъ (издательский дом) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммерсант (значения). ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» Тип Закрытое акционерное общество Год основания 1990 Расположение … Википедия

Газета.Ru — Для термина «газета» см. другие значения. «Газета.Ru» российское интернет издание, образованное в 1999 году. Главный редактор Михаил Котов[1]. Содержание 1 Структура собственности … Википедия

Газета (газета) — У этого термина существуют и другие значения, см. Газета (значения). «Газета» Тип ежедневная газета Формат 24 полосы формата А3 Издатель АНО «Редакция Ежедневной газеты» Главный редактор Сергей Викторович Муравьев … Википедия

Источник

Газета «Коммерсант»: общие характеристики и стратегии развития

Заголовки в «Коммерсанте» тоже стали своего рода новшеством. В советской журналистике главным требованием к заголовку были благонадежность и благолепие. Однако читатели «Коммерсанта» как делового издания ценили свое время и желали сразу понимать, о чем идет речь в статье. Так заголовок приобрел вид связного и законченного предложения с подлежащим и сказуемым. При этом заголовкам уделялось очень большое внимание, часто от журналиста требовали придумывать по 5-10 вариантов заглавия статьи. Работа над заголовком могла занять не меньше времени, чем написание самого материала.

Набор жестких, но вполне разумных и понятных правил позволил редактору Владимиру Яковлеву создать механизм, который мог в дальнейшем работать без него, самостоятельно. В результате оперативность информации достигла такого уровня, что еженедельный «КоммерсантЪ» порой успевал сообщать новости раньше, чем ежедневные газеты. Сегодня можно сказать, что «КоммерсантЪ» был первым по-настоящему рыночным изданием, развивавшим активную экспансию на рынке СМИ. В годы, когда еще не существовало рекламного рынка, «Ъ» бесплатно публиковал так называемые справки и контактные телефоны, разогревая рынок рекламы. Плоды этой стратегии пожинались в сверхприбыльном 1993 году, когда не имевший конкурентов «Ъ» в одиночку собирал всю рекламу крупного бизнеса.

Новаторство «Коммерсанта» проявилось и в агрессивной рыночной стратегии. Уже в 1992 году издательский дом приступил к выпуску ежедневной газеты «КоммерсантЪ-Daily». В 1993-м еженедельник «КоммерсантЪ» трансформировался в цветной журнал «КоммерсантЪ-Weekly». В том же году вышел полноцветный ежемесячный журнал для семейного чтения «Домовой», годом позже появились ежемесячник «Автопилот» и еженедельник «КоммерсантЪ Деньги».

Сегодня в структуру издательского дома «Коммерсант» входят:

Основные темы: как быть свободным, красивым и счастливым. Как следовать моде, не превращаясь в ее жертву. Как тратить деньги, получая при этом удовольствие. Как быть в курсе последних достижений дизайна, техники, науки, не являясь их заложником. Как правильно воспитывать детей, балуя и потакая их капризам. Как полюбить современное искусство и научиться отличать подлинники от фальшивок. Тираж 38 000 экземпляров, распространяется с подписным тиражом газеты «Коммерсантъ» в Москве. Формат А4, полноцветное глянцевое издание, объем 380 полос.

Далее мы сравним деловую газету «Коммерсантъ» с одним из наиболее успешных на российском рынке деловым журналом «Эксперт». Это необходимо для того, чтобы доказать уникальность первого делового издания и отличия реализации типа делового издания в газетном и журнальном форматах.

Создание рейтингового агентства позволило закрепить за группой «Эксперт» репутацию источника экономической информации высочайшей пробы. Логику можно определить следующим образом: если компания публикует профессиональные рейтинги, для подготовки которых необходимо собрать, обработать и интерпретировать огромный массив данных, то и к работе с журналистскими текстами она подходит так же.

Закрепляя за собой этот имидж, группа «Эксперта» в 1997-1998 годах выпустила еще несколько продуктов, предназначенных исключительно для специалистов. Например, в 1997 году группа издала книгу «Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя». В 1998 году «Эксперт» провел первый Конкурс годовых отчетов, целью которого было отметить наиболее грамотный и полный корпоративный годовой отчет из представленных.

Среди членов редколлегии и постоянных авторов журнала «Эксперт» 19 человек имеют научные степени и звания, опыт исследовательской работы и организации научной деятельности. Авторы журнала неоднократно становились победителями различных конкурсов в номинации «Бизнес-пресса», проводимых Центральным банком РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, Федеральной комиссией по ценным бумагам, Ассоциацией российских банков, Конгрессом банков Тихоокеанского региона, Российским биографическим институтом. Некоторые проекты ведут не профессиональные ведущие и журналисты, а непосредственные участники рынка, бизнесмены и топ-менеджеры, которые приглашают на страницы издания своих коллег. Они также принимают участие в формировании объективной повестки дня.

Содержимое журнала призвано содействовать российским компаниям в их развитии, помогать ориентироваться в сложном мире современной экономики и бизнеса. Деятельность группы компаний «Эксперт» ориентирована на создание всего комплекса информационных и аналитических продуктов, содействующих российским компаниям в их развитии, помогающих ориентироваться в сложном мире современной экономики и бизнеса. Одним из основных стратегических направлений является изучение нынешнего общего состояния отечественных рынков и их отдельных сегментов, а также выявление потенциала и составление прогноза будущего российской экономики в целом. Неотъемлемой составной частью данной стратегии стало стартовавшее в 2000 году беспрецедентное исследование «Стиль жизни среднего класса», анализирующее предпочтения и ценности наиболее активной группы потребителей, а также впервые проведенный в 2001 году «Конкурс русских инноваций», призванный привлечь внимание общественности, властей и бизнеса к потенциалу отечественной науки и высоких технологий. Впоследствии эти идеи были подхвачены и реализованы с незначительными отличиями многими изданиями.

Наиболее ясно принципы изданий «Эксперта» обозначены на сайте холдинга: «Стратегия медиахолдинга «Эксперт» состоит в создании пула качественных СМИ, обслуживающих информационные и интеллектуальные потребности нового среднего класса России, ядром которого, на наш взгляд, являются предприниматели. Мы полагаем необходимым создавать повестку дня актуальную для быстрого развития страны, в том числе для быстрого экономического развития страны. Мы полагаем необходимым ориентироваться не на проблемы, а на возможности, которые открываются всегда. Мы полагаем необходимым судить о событиях международной политики, исходя, прежде всего, из того, насколько это выгодно для России. Тем самым, в каждодневной оценке событий формируя и закрепляя свою современность и свою идентичность. Поскольку, несмотря на всеобщие стенания, средний класс в России за последние 15 лет вырос в размерах и приобрел уже большой опыт экономической и гражданской жизни, мы планомерно расширяем спектр наших изданий, пытаясь предложить каждому заинтересованному тот формат, в котором ему будет удобно взаимодействовать с нами».

Как и у «Коммерсанта», у журнала «Эксперт» есть свои специальные проекты:

1) Эксперт-400. Завоевавший огромную популярность рейтинг дает полную картину состояния крупного российского бизнеса. Попасть в этот рейтинг престижно для любой российской компании. Периодичность: ежегодно.

2) Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. Рейтинг наглядно отражает инвестиционный климат, стратегию и эффективность регионального управления. Периодичность: ежегодно.

5) Эксперт-образование. Стартовавший в 2002 году масштабный проект по исследованию отдельных субъектов и сегментов российской системы образования, а также рынка образования в целом. Проект направлен на изучение и описание финансово-экономических механизмов функционирования рыка образовательных услуг в современных условиях, инициацию и проведение конкурсов, организацию специальных проектов в области образования.

6) Стиль жизни среднего класса. Полномасштабное продолжающееся исследование «Стиль жизни среднего класса», ставящее своей целью выявление и изучение динамики потребительских предпочтений и жизненных ценностей представителей среднего класса, т.е. наиболее активной группы потребителей в России.

7) Неизвестный русский бизнес. Российские компании, добившиеся блестящих успехов, но пока не знакомые широкой публике и новые виды бизнеса.

Кроме того, журнал «Эксперт» также располагает достаточно большой палитрой разнообразных приложений к основному изданию:

1) Эксперт-Авто. Ежемесячная вкладка, рассказывает о крупнейших мировых автосалонах, знакомит с новинками автомира, дает читателю полное представление о тенденциях автомобильной индустрии.

2) Эксперт-недвижимость. Все о недвижимости: обзор рынка, прогнозы его развития, компетентные мнения профессиональных риэлтеров.

4) Региональные вкладки. «Визитные карточки» российских регионов: местная власть, крупнейшие компании, структура областного хозяйства, инвестиционная привлекательность.

5) Страновые обозрения. Экономика, бизнес, наука, культура зарубежных стран. Политический строй государства и общественные взаимоотношения. Привлекательность для российских инвестиций.

6) Эксперт Hi-Tech. Материалы об основных тенденциях и актуальных проблемах на рынках телекоммуникаций, компьютерной, цифровой и бытовой техники. Комментарии к законам и другими нормативным актам в сфере высоких технологий, прогнозные оценки последствий их введения, реакция рынка. Интервью с ньюсмейкерами рынка, с топ-менеджерами крупнейших компаний.

Многообразие вкладок журнала «Эксперт» дает читателям полную картину происходящего в различных отраслях отечественной и мировой промышленности, предлагая варианты максимально выгодных инвестиций. Размещение рекламы в рамках тематических обозрений журнала «Эксперт» позволяет заинтересованным компаниям привлечь внимание профильной аудитории к своим продуктам или услугам.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Газета «Коммерсант»: общие характеристики и стратегии развития

Газета «Коммерсант»: общие характеристики и стратегии развития

Источник

Яковлев: «Коммерсантъ» был частью изменений системы ценностей

газета коммерсант о чем пишет. Смотреть фото газета коммерсант о чем пишет. Смотреть картинку газета коммерсант о чем пишет. Картинка про газета коммерсант о чем пишет. Фото газета коммерсант о чем пишет

Автор: Екатерина Кронгауз

«Коммерсантъ» не был первой частной газетой в позднем СССР — здесь его на пару месяцев опередила газета «Совершенно секретно». Уникальность проекта Владимира Яковлева была не в том, что он, используя личные связи и лакуны в законодательстве, начал выстраивать свой медиабизнес в условиях еще социалистической экономики. И не в том, что «Коммерсантъ», как и другие СМИ конца 80-х, сполна пользовался достижениями «гласности», игнорируя цензуру. «Величие замысла» (говоря словами Иосифа Бродского), обусловившее историческую роль «Коммерсанта» в истории постсоветских СМИ, состояло в другом – Владимир Яковлев понял, что новая эпоха требует нового языка описания и создал медиа, такой язык предложившее. Вводя новые слова и подходы для отражения происходившей в стране буржуазной революции, «Коммерсантъ», таким образом, сам моделировал новую социальную реальность, многие ключевые понятия которой (такие как, например, «новые русские») впервые возникли на его страницах.

Владимир Яковлев (1959, Москва) – журналист, бизнесмен. В 1981-1988 годах работал в газете «Советская Россия», еженедельнике «Собеседник», журналах «Работница» и «Огонек». С 1988 года — основатель и председатель правления информационного кооператива «Факт». В 2007 году генеральный директор компании «Стрим-контент» и член Совета директоров компании «Системы массмедиа» (АФК Система), основатель компании «Контент-бюро». В 2008-2011 годах совладелец медиагруппы «Живи!» и главный редактор проекта «Сноб». С 2012 года – основатель и владелец проекта «Возраст счастья». Живет в Барселоне и в Москве.

В 1989 году — основатель и до 1999 года совладелец Издательского Дома «Коммерсантъ». В 1989-1992 годах – главный редактор газеты «Коммерсант», в 1992-1999 годах — председатель правления ЗАО «Коммерсантъ». В 1994-1999 годах – генеральный директор АО Издательский дом “Коммерсантъ».

— Информационные источники говорят, что газета «Коммерсантъ» родилась из кооператива «Факт» при помощи первого советского миллионера Артема Тарасова. Все ли тут верно?

Там был не только Артем Тарасов, был еще и академик [ВАСХНИЛ Владимир] Тихонов, которые хотели создать союз кооператоров, и союзу кооператоров нужна была своя газета. А для газеты нужен был какой-нибудь кооператив, который бы эту газету делал. Вот мы им и стали. Сделали первый номер, немедленно напечатав на обложке фотографии Тарасова и Тихонова, и поменяв их местами.

— Это был первый номер или нулевой?

Это был первый нулевой номер — всего их было два. Этот номер был сделан специально для съезда кооператоров.

— Сколько прошло времени между приходом Тарасова и выходом первого номера?

Около месяца, наверное.

— Вы несколько раз рассказывали историю создания «Коммерсанта», но мало рассказывали о людях, которые его с вами делали…

«Коммерсантъ» делало много прекрасных людей, и о многом нужно разговаривать с ними, а не со мной, потому что по-настоящему газету делали они. Ксения Пономарева, которая потом делала Первый канал; конечно, Андрей Васильев; с нами работал Глеб Павловский (он, правда, тогда занимался агентством «Постфактум»); Леня Милославский; Глеб Пьяных замечательный; Павел Филенков, который в большой степени создал всю коммерческую, хозяйственную и административную структуру; Дуcя Хабарова, которая в «Коммерсанте» создала первое в стране рекламное агентство; Никита Кириченко, великолепный экономист; Миша Рогожников, который создавал экономический еженедельный «Коммерсантъ» и ушел, потому что мы с ним поругались, и создал замечательный «Эксперт»; Андрей и Саша Фадины, с которых в России практически началась новая политическая журналистика; Игорь Тулин, который первым стал делать нормальные человеческие международные темы, а потом стал главным редактором «Коммерсантъ-Daily»; Раф Шакиров; Ксения Махненко, которая создала «Домовой» — тогда, собственно, первый в стране прообраз сегодняшних гламурных журналов, и Лена Нусинова, конечно же, которая по-прежнему работает в «Коммерсанте», а когда-то создавала его первую службу рерайтеров и тот самый стиль письма, который теперь все называют «коммерсантовским». Максим Ковальский, который много лет был прекрасным главным редактором еженедельника «Власть». Этот список можно продолжать долго – «Коммерсантъ» делали очень-очень талантливые люди. Моей была разве что стартовая концепция.

— А откуда в 1989 году вы брали этих людей?

Да отовсюду, откуда угодно. Нам надо было делать газету, у нас ничего для этого не было, и одна из идей заключалась в том, чтобы вообще не использовать для этих целей журналистов. Взять людей, научить их писать, и это будет проще, чем переучить. Завотделами были журналисты, хотя не все, только в отделе происшествий был профессиональный журналист, а все остальные не имели отношения к тогдашней печати.

— Сейчас очевидно и много уже раз говорено, что «Коммерсантъ» создал новый язык и новую школу журналистики — насколько это было осознанно или все происходило, так сказать, само собой?

Нет, ну, конечно, это было ясно сразу, и, собственно говоря, этот язык был такой мелодией, которую пришлось придумать мне. «Коммерсантъ» основывался на том, что он работает всегда и только на читателя. И на том, что мы даем максимально возможную объективную информацию. И под это нужно было придумать стиль, который подчеркивает объективизм подачи и при этом не скучен, а обладает каким-то внутренним конфликтом, внутренней мелодикой.

— «Работает на читателя» — что это значит?

В те годы печать работала не на читателя, а работала она на Кремль, на партийные структуры. Вам это ничего не напоминает? Концепция работать на читателя была тогда принципиально новой, принципиально отличающейся от всего, что вокруг было.

— Что это значило в буквальном применении?

В буквальном применении это значило, что мы рассматриваем тему с точки зрения интереса читателей — не с точки зрения того, как ее правильно подать, надо подать, важно подать, а с точки зрения того, что мы должны предоставить читателю объективную информацию.

— Кажется, были даже жесткие правила — заголовок отвечает на вопрос, что произошло, во вводке надо было сказать, где и когда это произошло.

Эти правила как раз и были придуманы потому, что вначале в «Коммерсанте» работало много непрофессиональных журналистов. Эти правила в большой степени держали модель газеты и в большой степени потому, что так было проще работать людям, этой профессией не владеющим. Для того же придумали тот стиль, о котором вы говорите, тот язык. Это была мелодия — хорошая, интересная, запоминающаяся и которой можно легко и быстро научить.

— В «Коммерсанте» с самого начала и до сих пор существует институт рерайта — институт людей, переписывающих тексты, а не редактирующих их. Это тоже из-за того, что люди не были «профессионально пишущие»?

Это было связано с большим количеством обстоятельств. Это не наша выдумка, рерайт существовал и раньше в большом количестве западных газет, особенно ежедневных. Частично это связано с тем, что вы говорите. Но по-настоящему рерайт был создан, когда «Коммерсантъ» стал выходить ежедневно.

— И в первой группе рерайтеров были довольно мощные люди?

Да, была Лена Нусинова, был Максим Ковальский. Рерайт существовал просто потому, что те дедлайны, которые у нас были — при том, что мы реально пытались давать максимально подробную картину дня, максимально полную — не давали многим репортерам времени на то, чтобы написать заметку. Было время на то, чтоб собрать фактуру, ее сложить, но выписывать заметку было сложно. А искать людей, которые могут быстро собирать фактуру и писать, держать язык, было практически невозможно. Рерайт в этом смысле был некоторым выходом.

— Сколько полос было в первом «Коммерсанте»?

В самом первом было 32 полосы, а потом уже 16.

— А сколько человек входило в первую редакцию?

Человек тридцать. У «Коммерсанта» не было изначально большого штата, «Коммерсанту» нужна была изначально очень простая, очень эффективная и просто работающая система. У нас не было большого помещения, было 150 квадратных метров и мало денег, и надо было, чтобы все работало просто и очень эффективно. У нас было несколько отделов, у отделов были заведующие редакторы отделов, у каждого был бюджет на четыре номера в месяц. Из этого бюджета и делали заметки, все остальные были внештатные сотрудники, которые получали гонорары.

— А гонорары были какого порядка? Выше среднего?

Намного выше. Мы платили больше и мы платили сразу. Это значит, что как только человек сдавал заметку, ему тут же давали деньги.

— Редактор отдела давал деньги?

Вначале было именно так. Потом стали переводить на счет в сберкассе, но тоже сразу. За счет этого с нами работало много людей, которые в другом случае с нами бы не работали.

— Скажите, а как на фоне истории с новым языком, четким, понятным, рубленным, мог появиться обозреватель «Коммерсанта» Максим Соколов с его непростой стилистикой?

Максима Соколова читали, Максим Соколов очень хорошо пишет.

— То есть это не нарушало вашей простой языковой схемы?

Иногда — да, а потом Максим стал писать практически без правки великолепно, а вначале Максима довольно много правили, и мы с ним довольно много ругались. Я пытался превратить тексты Соколова во что-то простое и рубленое, и методом проб и ошибок и взаимных издевательств мы находили какой-то компромисс.

— Вы как редактор вычитывали все тексты?

Да, я читал и правил весь номер по многу раз.

— Сколько длился процесс сдачи номера?

Четверг, пятница и ночь с пятницы на субботу.

— В какой мере вы сами придумали модель работы «Коммерсанта», а в какой ориентировались, скажем, на New York Times?

Мы ориентировались на New York Times в той мере, в которой мы могли на них ориентироваться.

— Елена Нусинова в фильме Леонида Парфенова к 20-летию «Коммерсанта» рассказывала, что все всё время говорили о New York Times и о том, что все делается как в New York Times, но при этом New York Times никто в глаза не видел. Наверное, это все-таки преувеличение, но насколько вы вообще знали, как там устроена работа? Вы были тогда в их редакции?

Какое-то представление, конечно, было, потому что «Коммерсантъ», вообще-то, начинался с американских инвестиций, мы как-то общались и что-то знали. Я не могу сказать, что мы знали детально, но, может, и лучше было, что мы не знали детально, потому что осуществить такое в тех условиях было, конечно, нереально. Я думаю, то, что получалось в «Коммерсанте», было смесью профессиональных моделей из доперестроечных изданий, которые были, конечно, ужасные и страшные с точки зрения политической системы, существовавшей тогда. Но с профессиональной точки зрения, если говорить только о буквах, не касаясь того, какое содержание, какие мысли, какие идеи эти буквы рождали, они были вполне хорошо поставлены. Технологически они работали чрезвычайно неплохо, сейчас трудно себе представить, до какой степени они работали неплохо. Московский тираж «Известий» в свое время превышал, если мне не изменяет память, 1 500 000 экземпляров, и эта газета делалась один день, печаталась одну ночь и к утру развозилась по всей Москве, то есть была прямая разгрузка полутора миллионов адресов каждую ночь. Сейчас такое нереально себе представить. Так вот, это была смесь этой технологии и того, что мы знали о том, как на Западе делают газеты.

— Первые инвестиции были рассчитаны на какое-то время, был ли какой-то бизнес-план?

Нет, тогда как-то с бизнес-планами было очень плохо.

— Они дают деньги, вы работаете, пока никто не передумал, и на этом все договоренности исчерпывались?

Практически так. Был какой-то контракт, который мы подписали, который мы понимали так, они понимали иначе, поэтому все закончилось конфликтом и непониманием друг друга, но в конце 80-х – начале 90-х я не думаю, что хоть одна подобная сделка, в конечном счете, была реализована.

— Кто участвовал в первоначальных инвестициях?

В них участвовала американская компания.

— То есть Тарасов уже не участвовал?

— В какой момент вы поняли, что ваша система уже работает?

— Я, наверное, еще не понял.

— То есть все то время, что вы работали в «Коммерсанте», у вас не было ощущения, что система работает сама по себе?

Нет, иначе мне это было бы неинтересно. «Коммерсантъ» строился все то время, что я там работал. Ну, и потом, конечно, – долго и очень активно.

— А когда и откуда появился будущий многолетний главред «Коммерсанта» Андрей Васильев?

Андрей Васильев пришел в «Коммерсантъ» практически сразу. Андрей Васильев и Леня Милославский работали в «Московских новостях» у моего отца [Егора Яковлева, с 1986 года главного редактора «МН»]. Андрея я знал и раньше, он работал в «Собеседнике», мы очень давно с ним знакомы. Они стали работать в «Коммерсанте» и некоторое время еще работали в «Московских новостях», а потом перешли.

— Вы переманили их у своего отца?

Я переманил их у своего отца. Но не то чтобы переманил. Там была своего рода развилка, на самом деле. «Московские новости» были таким пиком доперестроечной журналистики, самым высоким ее взлетом, а «Коммерсантъ» был скорее чем-то уже новым. В какой-то момент «Коммерсантъ» догонял «Московские новости», потом некоторое время мы были на одном уровне, а потом ушел далеко вперед от «Московских новостей», потому что «Коммерсантъ» писал о том, что начиналось.

— То есть вы конкурировали с отцом в какой-то момент?

Давайте оставим семейные истории семье.

— Хорошо, а вообще у вас была идея, что вы с кем-то конкурируете?

— Вы знаете, так вопрос тогда, на самом деле, не стоял. Вопрос был, скорее, в ощущении связи с той читательской группой, на которую мы работали. Оно было в заголовках, в подаче материалов. Мы очень точно чувствовали ту читательскую группу и сами являлись ее частью. Мы писали про себя и для себя.

— А как вы эту связь измеряли? Не было же никакого Гэллапа тогда.

Во-первых, мы довольно много проводили опросов. Но, вообще-то говоря, так же, как эта связь измерялась в доперестроечных изданиях. Вы просто смотрите с точки зрения сегодняшнего дня.
Вообще говоря, сегодняшнее время очень напоминает время, когда создавался «Коммерсант», потому что тогда это было время перехода от власти, абсолютно дискредитировавшей себя, к некоторому новому порядку в стране и [новой] власти, которая, в свою очередь, опирается на фальшивые и формальные идеи. И сейчас происходит то же самое, в некотором смысле мы сейчас не просто живем в тех же условиях, а мы находимся сейчас за год, за два до возникновения «Коммерсанта», потому что этот переход нам только предстоит.

Что касается измерения связи с читателями, говоря умными словами, диверсификация читательской группы тогда была несопоставима с сегодняшней. Поэтому – когда вы говорите о том, как мы чувствовали связь с читателями – тогда это было очень просто. Потому что сама по себе читательская группа была очень простой, очень консолидированной и понятной.

— Были ли у вас какие-то конкретные задачи, которые вы себе ставили? Показатели тиража, прибыли?

Тогда в нашем представлении и в той культуре, результатом которой стал «Коммерсантъ», основным показателем был объем подписки, поэтому мы хотели тираж — 200-300-400 тысяч экземпляров.

— И как быстро вы этого достигли?

Очень быстро. Рост тиража «Коммерсанта» тогда происходил фантастически быстро, просто потому что запрос на информацию был огромный, а никаких других аналогов «Коммерсанта» не существовало.

— Когда вы поняли, что надо переходить на ежедневный формат?

— Были ли у вас какие-то идеи, которые не сработали?

Было полно, постоянно. Мы все время меняли газету и пробовали что-то каждую неделю. А среди больших вещей — «Коммерсантъ» на английском языке. В какой-то момент была газета, которая называлась Moscow Guardian, которая предназначалась для экспатов — это было почти одновременно с «Коммерсантом». Ее начинал делать Дерк Сауер. Он выходил очень недолго. Была идея распространять англоязычный «Коммерсантъ» в Америке, и эта история не полетела совсем.

— Вы понимали, что вы делаете историю?

Я не знаю, делали ли мы историю, я знаю, что мы делали очень хорошую газету.

— Когда вы поняли, что это вам больше не интересно?

Как медиаменеджер, как антрепренер, я человек, который любит придумывать и создавать концепции, — это то, что у меня хорошо получается, поэтому в тот момент, когда концепция создана, устоялась и действует, мне перестает быть по-настоящему интересно. Могу продолжать работать, но это не очень хорошо для проекта, потому что я немедленно начинаю разбирать его на куски и строить как-нибудь по-другому. В какой-то момент «Коммерсантъ» стал абсолютно готовой концепцией, и творческое начало, творчество в создании концепции (не на уровне создания конкретной заметки) – оно закончилось, и моя функция перестала существовать.

Самое главное, что было у «Коммерсанта» тогда – это глубокая, очень сильная, очень эмоциональная связь с читателем, огромное ощущение связи, огромное ощущение ответственности и общей одной игры. Очень большая взаимозависимость и очень большое единство общего нахождения в одной лодке. Мне кажется, что сегодня этой стране это нужно не меньше, чем было нужно тогда. А может даже и больше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *