гайдн времена года о чем
Гайдн времена года о чем
Состав исполнителей: Симон, пахарь (бас), Ханна, его дочь (сопрано), Лукас, молодой крестьянин (тенор), крестьяне, охотники (хор), оркестр.
История создания
1799—1800 годы ознаменовались новыми свидетельствами широкого признания 67-летнего Гайдна. 19 марта 1799 года в Вене состоялось первое публичное исполнение оратории «Сотворение мира», вызвавшее настоящее столпотворение и принесшее композитору чистый доход в 4088 гульденов 30 крейцеров. Знаменитое лейпцигское издательство Брейткопф и Гертель предложило опубликовать полное собрание его сочинений, и в первые месяцы 1800 года вышло несколько томов с портретом композитора. Тогда же в Вене были изданы партитура «Сотворения мира» и переложение для квинтета самых красивых отрывков. В марте Гайдн по приглашению наместника Венгрии дирижировал «Сотворением мира» в Пеште, а 24 декабря оратория прозвучала в Париже. В честь этого события была выбита медаль с портретом композитора на одной стороне и звездной короной на другой; адрес Гайдну подписали 142 участника парижской премьеры.
Успех оратории побудил ее либреттиста ван Свитена взяться за сочинение нового либретто. Готфрид ван Свитен (1733—1803), барон, дипломат, композитор-любитель и смотритель императорской придворной библиотеки в Вене, был увлеченным пропагандистом ораториальных произведений Баха и Генделя. Во второй половине 1780-х годов для устройства концертов в частных домах он организовал из 12 богатых аристократов Вены общество «Ассоциированных». Знаток английского языка, переводчик на немецкий ораторий Генделя и первоначального текста «Сотворения мира», основанного на поэме Джона Мильтона, ван Свитен и для второй оратории Гайдна избрал английский источник. Это были 4 поэмы «Времена года» (1726—1730) родоначальника английского сентиментализма Джеймса Томсона (1700—1748), пользовавшиеся большой популярностью во всей Европе. Описание сельской природы в ее непрестанных изменениях от первых дней весны до метелей зимы, мирные пейзажи, оживляемые севом, сбором винограда, охотой, деревенской пирушкой, — все было ново и вызывало восхищение и подражание в Германии, Франции, России. Ван Свитен включил в текст оратории также 2 песни современных немецких поэтов Кристиана Феликса Вайса и Готфрида Августа Бюргера и ввел мотивы псалмов №3, 15 и 24 в финале.
Работа Гайдна с либреттистом омрачалась спорами и ссорами, композитор жаловался на непоэтичность текста и необходимость иллюстрировать совершенно неподходящие понятия, например, трудолюбие. Хотя, по собственным словам, Гайдн был «прилежным человеком всю свою жизнь, но ему никогда не приходило на ум изложить прилежание нотами». То же касалось кваканья лягушек, по поводу которого Гайдн оставил колкие замечания на полях либретто. Ван Свитен мечтал о дальнейшем сотрудничестве: он хотел «обработать для Гайдна один трагический и один комический сюжет, дабы убедить весь мир в том, что гений Гайдна всеобъемлющ». Однако этим планам не суждено было осуществиться — «Времена года» оказались последним произведением Гайдна, вершиной и итогом его творчества. Не в библейском, а в простом житейском сюжете об обычных людях Гайдн наиболее полно выразил свое мироощущение, свою философию, понимание смысла жизни и предназначения человека, включенного в круговорот природы. Как и она, он переживает весеннее пробуждение, летний расцвет, осеннюю зрелость, как и она, погружается в зимний сон; все бренно, все проходит. Но это не порождает ни у Гайдна, ни у его героев уныния: дети природы, они поют гимн земле, труду, любви, вину и, наконец, добродетели. В награду за трудолюбие и добродетель человеку открываются небесные врата, и Божья рука ведет их туда, где царит вечная весна.
Сочинение музыки продолжалось до апреля 1801 года. 24 апреля состоялась премьера новой оратории в том же венском дворце князя Йозефа Шварценберга, где впервые было исполнено «Сотворение мира». «Времена года» пользовались таким успехом, что на протяжении недели прозвучали еще дважды, а месяц спустя, 29 мая 1801 года, прошла публичная премьера в Большом зале Венского Редута.
Музыка
В оратории сосредоточены типичные черты музыкального стиля Гайдна: классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы; использование тем, близких к бытовым, и звукоизобразительных приемов; богатство номеров — здесь встречаются разнообразные хоры, речитатив, ария, каватина, песня, дуэт, терцет, терцет с хором и двойным хором. 44 номера равномерно распределены по 4 частям — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Оратория «Времена года» Гайдна
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Гайдн
Ни одно произведение Гайдна не приносило ему успеха столь сенсационного, как две последние оратории. Созданные в самом конце жизненного пути композитора («Сотворение мира» в 1798, «Времена года» в 1801), они наиболее полно раскрыли его представления о жизни и ее главных ценностях.
Обращение к жанру оратории во многом было связано с впечатлениями, полученными Гайдном в Лондоне[1]. Текст для «Сотворения мира», составленный по поэме Джона Мильтона «Потерянный рай», Гайдну дал Саломон (тот самый лондонский антрепренер, который пригласил его в Лондон). По прибытии в Вену композитор передал его барону ван Свитену для перевода на немецкий язык, видимо не решившись писать на английский. Ван Свитен составил текст и для «Времен года», взяв за основу одноименную поэму английского поэта Томсона. Таким образом, обе гайдновские оратории связаны с английскими поэтическими источниками – в этом сказалась традиция ораторий Генделя, в частности «Самсона».
При всём различии сюжетов две последние оратории Гайдна раскрывают в сущности одну тему – «человек и природа», «человек и земля». Тема смен времен года в природе для музыки не нова. Яркое воплощение она получила, к примеру, в скрипичных концертах Вивальди. Но никогда еще она не была столь тесно связана с жизнью народа, как у Гайдна. Его концепция близка теории великого французского просветителя Ж.-Ж. Руссо, которая прославляет жизнь естественного человека, живущего в гармонии с природой.
Основу оратории «Времена года» составляют картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев, крестьянская психология. Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных простодушно радоваться жизни.
Оратория написана для хора, оркестра и трех солистов. Это старый пахарь Симон (бас), его дочь Ганна (сопрано) и влюбленный в нее молодой крестьянин Лука (тенор). Оркестр довольно большой, в его составе струнные, 2 флейты плюс флейта piccolo, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота плюс контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, треугольник, бубен.
Драматургия оратории строится на неторопливой смене контрастных картин. Четырем временам года соответствуют 4 части оратории – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», каждая из которых имеет свой колорит. Все части состоят из ряда номеров, общее их количество 47. Из них 13 хоров (это хоры поселян, пахарей, охотников), 6 ансамблей (главным образом терцетов), 10 арий. Кроме этого есть речитативы и оркестровые номера.
1 часть – «Весна»
Каждая из 4-х частей начинается инструментальным вступлением, которое содержит программное пояснение относительно музыкального содержания. Так, вступление к I части имеет подзаголовок «Переход от зимы к весне». Оно наиболее развернуто, значительно превосходя все остальные оркестровые эпизоды, и выполняет функцию увертюры ко всей оратории. Форма сонатная, что характерно для классических увертюр. Она строится на двух контрастных темах: 1-я – сумрачная и беспокойная, внутриконтрастная тема ГП – тема зимы (g-moll). 2-я – светлая, легкая, мягкая тонально устойчивая (в отличие от гл.п.) тема ПП (B-dur) – тема весны.
На конец вступления «накладывается» речитатив крестьян, радующихся приходу весны (№ 1). Общий колорит всё более просветляется, чему способствует логика вступления вокальных голосов: сначала бас (Симон), потом тенор (Лука), и наконец сопрано (Ганна). Вступление и № 1 заканчиваются одновременно, подводя к хору землепашцев «К нам, к нам весна» (№ 2). Он выдержан в духе простой хороводной песни. Характер светло-идиллический, безмятежный. Плавную лирическую тему начинают скрипки с флейтами, а затем подхватывает хор. Хор 4-голосный, в гомофонном складе с элементами полифонии (отдельные голоса вступают не одновременно). Подобное Allegro легко представить в симфонии Гайдна. Вообще музыкальный язык оратории близок музыке зрелых симфоний композитора – прежде всего своей опорой на народно-жанровый тематизм.
Первый сольный номер оратории – ария Симона о веселом пахаре, прокладывающем весной первую борозду. Мелодия в народном духе отличается ритмической четкостью, квадратным строением, опорой на звуки основных функций (T и D). Процессе развития она остроумно соединяется с известнейшей темой вариаций из симфонии № 94 («Сюрприз») – Гайдн цитирует самого себя.
Образное развитие в I части оратории идет по восходящей линии. Создается впечатление пребывания весеннего тепла. Кульминацией этого процесса становится хор № 8 – «Песня радости» («Как прекрасно это поле»), которым завершается вся «весенняя» часть. Это благодарственный гимн природе, воплощающий образ пантеистического[2] восторга.
2 часть – «Лето»
Вторая часть – «Лето» – наиболее живописна, картинная. Здесь один за другим возникают самые разнообразные картины летнего дня от предрассветной поры с пением петухов до тихого летнего вечера после трудового дня.
Оркестровое вступление к этой части невелико, всего 8 тактов. Оно передает постепенное пробуждение природы, «приближение утреннего рассвета», как указано автором. Композитор использует тихую звучность, ладовую неустойчивость, хроматизмы, медленное движение, небольшие мелодические подъемы. Оркестровые средства соединяются с вокальными (речитатив Луки и Симона).
Образ разгорающегося дня продолжается и в арии Симона № 11 с solo валторн, и в терцете с хором (№ 12).
Центральный эпизод всей части – гроза – хор № 18-19, c-moll. По своей композиции этот хор напоминает «малый полифонический цикл». В нем 2 раздела: первый носит импровизационный характер, второй раздел представляет собой стремительную фугу.
Начальная тема «обрушивается» мощным звуковым потоком, словно бурлит, клокочет. Используются звукоизобразительные приемы: tremolo литавр изображает раскаты грома, флейты – блеск молний, порывы ветра. Возгласы хора звучат возбужденно, взволнованно. Двойная фуга (второй раздел) также полна тревоги и беспокойства. Ее первая тема излагается в оркестре, вторая звучит у хора. Обе темы содержат напряженные хроматические обороты.
Выразительные средства, найденные Гайдном для воплощения разбушевавшейся стихии, приобрели устойчивый, классический характер. Об этом свидетельствуют многие музыкальные «грозы» (ближайшая по времени создания – в «Пасторальной» симфонии Бетховена).
3 часть – «Осень»
Третья часть открывается праздничным оркестровым вступлением в характере деревенского танца. Согласно авторскому пояснению, его музыка воспроизводит «радость поселян по поводу богатого урожая». В таких же радостных, оживленных тонах выдержана и вся третья часть оратории, самая «массовая», жанровая. Очевидно, в отличие от романтиков Гайдн воспринимал осень не как унылое время увядания и грусти, а как благодатную пору, когда земля вознаграждает труд крестьян, и приходит время праздников и охотничьих забав. В центре третьей части – две народные массовые сцены: картина охоты и праздник урожая. Обе хоровые, опираются на народно-жанровый материал.
Хор охоты (№ 29) предваряется «охотничьими» сигналами 4-х валторн, которые слышатся и дальше. Музыка полна стремительного движения, выражает радостное возбуждение. В оркестровой партии есть изобразительные моменты (лай собак – форшлаги фаготов и контрафаготов, бег оленя – пассажи 16-х). Хор начинается в D-dur, а заканчивается в Es-dur, это крайне редкий случай в музыке XVIII века. Выразительный смысл этого тонального сдвига – передача приподнятого настроения, возрастающего энтузиазма охоты.
Заключительный хор третьей части – № 31 (С-dur) – рисует картину народного веселья. Большая хоровая сцена словно выхвачена из крестьянской жизни. Характер музыки удалой, задорный. Вторая половина хора изображает народные пляски под звуки крестьянского оркестра. Композитор имитирует приемы народного музицирования, подражая звучности волынки, лиры, фиделя.[3]
4 часть – «Зима»
Вступление к «зимней» части оратории резко выделяется среди всей остальной музыки своим психологизмом. Оно передает не столько зимний пейзаж, о котором говорится в авторском пояснении («густой туман в начале зимы»), сколько душевное состояние человека в конце жизненного пути. Скорбное настроение создается при помощи ровного ритмического движения в темпе Adagio, напряженных интонаций, минорных красок (патетический c-moll), строгого аккордового склада. Серьезная, углубленная лирика господствует и в дальнейшем развитии этой части оратории, достигая вершины в последней арии Симона «Взгляни сюда, о человек» (Es-dur. I раздел – Largo, II раздел – Allegro molto). Словами старого крестьянина композитор раскрывает главную идею произведения, его мораль, отвечая на вопрос о смысле человеческого существования: путь человека на земле не бесследен, если после него остаются добрые дела.
Форма арии свободна, представляя развернутый монолог; вокальный стиль основан на патетической декламации.
Философская лирика сочетается в IV части оратории с мирными картинами крестьянского домашнего быта. Таковы бесхитростная и поэтичная «Песня прялки», которую поет Ганна с хором (d-moll, Allegro), и комическая сценка, раскрывающая историю ухаживаний важного дворянина за крестьянской девушкой (№ 40 – «Раз к четной девушке пристал», G-dur). Ганна исполняет один за другим куплеты, основанные на задорной мелодии в народном духе. Каждому куплету отвечают хоровые припевы. Хор задает вопросы, выражает сочувствие или недоумение, разражается хохотом, то есть передает живую реакцию слушателей на рассказ Ганы. Мелодию куплетов Гайдн остроумно варьирует. Она то переносится в минор, то приобретает декламационный характер (когда Ганна пародирует речь заезжего господина).
[1] До этого композитором была написана всего одна оратория – «Возвращение Товии» и переработано в другую одно из инструментальных сочинений – «Семь слов Спасителя на кресте».
[2] Пантеизм – обожествление природы.
[3] Один из предшественников виолы и скрипки.
Времена года (Гайдн)
Содержание
Состав, премьера и прием
Занятие
содержание
Музыкальные номера
Времена года делятся на четыре части: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».
Весна
2. Давай, сладкая весна
Загородный народный хор просит раннего прихода весны.
3. Теперь излучайте из Овна.
Речитатив Саймона (бас)
4. Фермер уже успешно бежит
5. Фермер сделал свое дело.
Речитатив Луки (тенор)
6. А теперь будь любезен
7. Наша просьба услышана
Речитатив Ханны (сопрано)
8. О, как красиво это зрелище
Хор радости с чередованием хора молодежи
9. Вечный, Могущественный, Добрый Бог
Хор с сольными голосами
Лето открывается коротким инструментальным вступлением. В следующем речитативе Саймон (бас) приветствует новый день.
11. Живой пастырь сейчас собирается.
Ария и речитатив Саймона (бас) и Ханны (сопрано)
13. Теперь он шевелится и движется.
Речитатив Саймона (бас)
14. Сейчас горит полуденное солнце.
Речитатив Луки (тенор)
15. Природа поддается давлению
Каватина Луки (тенор)
16. Добро пожаловать, о темная роща
Речитатив Ханны (сопрано)
17. Какое освежение чувств
Ария Ханны (сопрано)
18. Смотрите! Он поднимается во влажном воздухе
Речитатив Саймон, Лукас, Ханне
19. Ой, приближается буря
20. Мрачные облака расходятся
Осень
Осень открывается коротким инструментальным вступлением. В следующем речитативе Ханне (сопрано), Лукас (тенор) и Саймон (бас) приветствуют новый сезон.
22. Теперь у него богатый запас
Речитатив Луки (тенор)
23. Так природа вознаграждает трудолюбие.
24. Посмотрите, как там куст лещины
Речитатив Ханны (сопрано), Лукаса (тенор) и Саймона (бас)
25. Вы, красавицы из города
Дуэт Ханны (сопрано) и Лукаса (тенор)
26. Теперь покажите оголенное поле.
Речитатив Саймона (бас)
27. Посмотри на широкие луга.
28. Здесь плывет плотный круг.
Речитатив Луки (тенор)
29. Слушайте, слышите, громкий шум
30. Лоза сейчас мигает.
Речитатив Ханне, Симон, Лукас
31. Джучхе! Вино есть
Загородный народный хор
В оркестровом вступлении приближающаяся зима представлена музыкально, это медленная, мрачная пьеса. Затем следует речитатив Ханне (сопрано) и Саймона (бас).
34. Ослаблены свет и жизнь.
Каватина Ханне (сопрано)
35. Широкое озеро стоит связанное.
Речитатив Луки (тенор)
36. Вот и стоит странник.
37. По мере приближения
Речитатив Ханны (сопрано), Лукаса (тенор) и Саймона (бас)
38. Рычать, мурлыкать, рычать
Песня с Ханне (сопрано) и хором
Речитатив Луки (тенор)
40. Девушка, удостоенная чести.
Песня с Ханне (сопрано) и хором
41. С засушливого востока проникает резкий слой льда.
Времена года (Гайдн)
от Джеймса Томсона
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
Гайдн написал «Времена года» благодаря огромному успеху его предыдущей оратории «Сотворение мира» (1798 г.), которая стала очень популярной и исполнялась по всей Европе.
Либретто [ править ]
Если в « Создании» Свитен смог ограничиться переводом существующего (анонимного) либретто на немецкий язык, то в «Временах года» перед ним стояла гораздо более сложная задача. Олесон пишет: «Даже когда изображения Томсона были сохранены, они требовали сокращения и адаптации до такой степени, что обычно можно было различить лишь слабые отголоски их, а либретто часто теряет всякую связь со стихотворением, которое было его отправной точкой. в ходе оратории слова по существу принадлежат ван Свитену или даже заимствованы из иностранных источников ». [2]
Состав, премьера и издание [ править ]
Процесс сочинения был трудным для Гайдна, отчасти потому, что его здоровье постепенно ухудшалось, а отчасти потому, что Гайдн считал либретто ван Свитена довольно утомительным. На завершение работы Гайдну потребовалось два года.
Силы [ править ]
Однако некоторые из ключевых ранних выступлений в Tonkünstler Society в Вене предназначались для гораздо более крупных сил (как это было в моде того времени); Гайдн руководил выступлениями как для больших, так и для малых ансамблей. Материал, уцелевший от этих крупномасштабных венских выступлений, указывает на использование тройного духового инструмента (разделенного на три отдельные группы, каждая из которых похожа на духовые ансамбли Harmonie того времени), двойных медных духовых инструментов и до десяти рожков, подкрепленных по крайней мере восемьдесят струнных исполнителей и столько же певцов. [9]
Кроме того, фортепиано обычно играет секко-речитативом с другими инструментами оркестра или без них.
Музыкальный контент [ править ]
Среди более зажигательных припевов являются охотничьей песня с роговыми звонками, винный праздником с танцами крестьянами [10] (предвещая третье движение Бетховена Пасторальной симфонии ), громкая гроза (то же самое для четвертого движения Бетховена), и абсурдно помешивая ода тяжелый труд:
Хижины, которые нас укрывают, Шерсть, которая нас покрывает, Пища, которая нас питает, Все это твой дар, твой дар, О благородный труд.
Гайдн заметил, что, хотя он всю жизнь был трудолюбивым, это был первый случай, когда его просили написать хор в честь трудолюбия.
Работа наполнена «тональной живописью», которая также характерна для The Creation : пахарь во время работы насвистывает (на самом деле он насвистывает известную тему из симфонии-сюрприза Гайдна ), птица, застреленная охотником, падает с небо, есть восход солнца (вызывающий тот, что был в «Сотворении мира» ) и так далее.
Эпизод «Французский мусор» [ править ]
В 1801 году Август Эберхард Мюллер (1767–1817) подготовил фортепианную версию оркестровой партии оратории для репетиций и неформального выступления. Гайдн, здоровье которого было в упадке, сам не брался за это задание, но он просмотрел черновик работы Мюллера и написал некоторые предлагаемые изменения на полях. На фоне этих изменений появилась непринужденная жалоба на либретто ван Свитена:
NB! Весь этот отрывок с имитацией лягушек не был моей идеей: я был вынужден написать этот оранжевофицированный мусор. Эта убогая идея довольно быстро исчезает, когда играет весь оркестр, но ее просто нельзя включить в редукцию фортепиано. [11]
Роббинс Лэндон продолжает рассказ следующим образом:
Более позднее письмо Гризингера указывает на то, что созданный таким образом раскол не был постоянным.
Термин «французский мусор» почти наверняка не был жестом презрения к Франции или французам; На самом деле Гайдн имел дружеские отношения с французскими музыкантами (см., Например, Парижские симфонии ). Скорее всего, Гайдн, вероятно, имел в виду более раннюю попытку ван Свитена убедить его включить кваканье лягушек, показав ему произведение французского композитора Андре Гретри, которое также включало кваканье лягушек. [15]
Критический прием [ править ]
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05
Оратории Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Гайдна как колориста. Непосредственное, эмоциональное восприятие композитором сельского быта и природы, наблюдательность и художественная интуиция позволили ему создать впечатляющие музыкальные картины. При этом изобразительность музыкального языка многих сочинений Гайдна никогда не воспринимается натуралистически. Это яркая звукопись, врезающаяся в память. С особенной полнотой эти черты проявились в двух гениальных ораториях: «Сотворение мира», «Времена года».
Текст оратории «Времена года» (как и текст «Сотворения мира») был написан бароном ван Свитеном (на основе перевода с английского и обработки материалов тетралогии поэм Джеймса Томсона «The Season» 1726-1730). Согласно воспоминаниям современников, Гайдн жаловался на то, что текст «Времен года» недостаточно поэтичен и вынуждает его иллюстрировать музыкой то, что подобной иллюстрации не поддается. Однако и эти трудности были, по существу, успешно преодолены композитором.
Основу оратории «Времена года» составляют картины крестьянского труда и быта, деревенской природы, мир чувств простых землепашцев, крестьянская психология. Гайдн прославляет людей труда, чистых сердцем, способных простодушно радоваться жизни.
Оратория написана для хора, оркестра и трех солистов. Это старый пахарь Симон (бас), его дочь Ганна (сопрано) и влюбленный в нее молодой крестьянин Лука (тенор). Оркестр довольно большой, в его составе струнные, 2 флейты плюс флейта piccolo, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота плюс контрафагот, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, треугольник, бубен.
Драматургия оратории строится на неторопливой смене контрастных картин. Четырем временам года соответствуют 4 части оратории «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», каждая из которых имеет свой колорит. Все части состоят из ряда номеров, общее их количество 47. Из них 13 хоров (это хоры поселян, пахарей, охотников), 6 ансамблей (главным образом терцетов), 10 арий. Кроме этого есть речитативы и оркестровые номера.
В оратории сосредоточены типичные черты музыкального стиля Гайдна: классическая простота и ясность мелодии, гармонии, формы; использование тем, близких к бытовым, и звуко-изобразительных приемов.
Музыкальный язык ораторий близок языку зрелых симфоний Гайдна. Композитор и здесь опирается на народно-жанровый тематизм. Вместе с тем тяготение к описательности и картинности мышления проявились в использовании приемов звукоизобразительности, в красочности оркестровой палитры. Картинность, програмная описательность становится здесь господствующим принципом музыкального письма.
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
- в чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам
- какой у бийска регион