Капелла была для маленького Гайдна единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой и некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана.
В период с 1754 года по 1756 Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году композитор получил должность капельмейстера (музыкального руководителя) при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Это был крайне несчастливый брак, а законы того времени не позволили им разойтись. Оба завели себе любовников.
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
В 1790 году умер князь Николай Эстерхази, а его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791-1792 и 1794-1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона, где он для концертов Заломона написал свои лучшие симфонии (12 Лондонских (1791-1792, 1794-1795) симфоний), расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.
Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Гайдн вернулся и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени принц Антон умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf), где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.
Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.
Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.
Самые известные оперы Гайдна:
«Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г. «Истинное постоянство» «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г. «Асмодей, или Новый хромой бес» «Аптекарь» «Ацис и Галатея», 1762 г. «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata) «Армида», 1783 г. «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г. «Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa) «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г. «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г. «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г. «Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata) «Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд».
Наиболее известные мессы Гайдна:
малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.) большая органная месса Es-dur (1766 г.) месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.) месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.) малая органная месса (В-dur, 1778 г.) Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.) месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.) месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.) Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.) месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.) месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.) месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.).
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года [2] в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями).
Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень прохладно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. [3]
Служба у Эстергази
В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.
Снова свободный музыкант
Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года».(1801)
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.
Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
Список сочинений
Камерная музыка
Концерты
35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
Вокальные произведения
Всего 24 оперы, в том числе:
14 ораторий, в том числе:
14 месс, среди которых :
Симфоническая музыка
Всего 104 симфонии, в том числе:
Произведения для фортепиано
Память
В художественной литературе
В нумизматике и филателии
20 шиллингов 1982 года — австрийская памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна
Йозеф Гайдн: от музыканта-фрилансера до «отца» венской классической школы
Вот это «обыденное» — то, что отличает стиль гомофонно-гармонический от полифонии, светское от духовного, низкое от высокого — это совпадает в Европе с тем, что называется народностью. Это то, что роднит Гайдна с другими австрийскими композиторами — с Моцартом и Шубертом.О народном в творчестве Гайдна написано довольно много, и очень разного.От историй о том, как Гайдн занимался «полевыни работами», т.е., собирал фольклор. До теории, что народ адаптировал музыку Гайдна и исполнял ее как народную. Гайдн использовал помимо немецко-австрийской венгерскую, цыганскую, шотландскую и французcкую народную музыку. И даже один хорватский хорватский музыковед считает, что Гайдн принадлежал к его народу.
Вот если бы остановиться на том, что он безоблачен и народен, прибавив к этому описанию «народный юмор» и это его «ниша» — то все вроде ясно.
Но чем больше я слушала и читала, тем больше противоречий замечала.Радостный характер музыки Гайдна соответсвует общим настроениям в искусстве того времени. Давно закончилась Тридцатилетняя война. B Вене началось созидание той роскоши и благополучия, которое мы видим по сей день.
С одной стороны, он создал жанр квартета — в том виде, в котором он существует и поныне, создал состав симфонического оркестра в том виде, в каком он существует сейчас.
С другой стороны, оркестр его многие презирают и считают скучным, а квартет был создан случайно — в том имении, где Гайдн сочинял музыку по заказу, были только две скрипки, альт и виолончель. Над ним смеялись из-за нелогичности состава. И жизнь его также полна противоречий:он был очень одарен музыкально, но музыку стал сочинять только на подступах к тридцати; Bсе детство и юность провел в жестокой бедности, зато вторую половину жизни был устроен с материальной стороны великолепно, был уважаем и знаменит.
Он был крайне несчастливо женат — но при этом любил и был взаимно любим прекрасными женщинами.
Он провел много лет «взаперти», но клетка была до невозможности хороша, просто совершенна.
Ему повезло дважды прочесть сообщение о собственной смерти и пышных похоронах, причем к одним из похорон была написана специальная месса композитором Керубини.
Ведя свое начало от миннезингеров и других песельников, они через городские и деревенские жанры, через церковные гимны расцветают у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шубера,т Шумана, Вольфа, Малера — до зонгов Вайля/ Брехта, кабаре. и т.д.Недаром немецкое слово «песня» — Lied — стало названием жанра.Собственно, подобные истории развития городского фольклора мы находим в разных странах Европы, но именно в Германии и Австрии этот жанр в 19-м веке — начале двадцатого достиг захватывающих дух вершин — когда поэзия зазвучала так выразительно, что пробретала убийственную выразительность. Вот несколько примеров Lied: Гайдн, Моцарт, Шуберт и Малер:
В семье Гайдна было двенадцать детей — и трое из них стали музыкантами. Родители обратили внимание на талант ребенка — Гайдн пишет, что в пятилетнем возрасте мог без ошибки повторить все песни отца, а также обладал небольшим, но приятным голосом.Поэтому, еще не достигши шести лет, Йозеф был послан учиться музыке к родственнику — Франку — в город на расстоянии 10 миль от Рорау. Больше с родителями он никогда не жил. Tут следует сказать, что если отцы Моцарта и Бетховена, будучи музыкантами, понимали меру таланта своих детей и старались вложить в них самое лучшее с точки зрения музыкального образования, готовя их к карьере знаменитости, то родители Гайдна прото хотели пристроить одного из двенадцати птенцов к ремеслу. Франк был директором обычной школы, но в его обязанности входило также управление хором.Особо много грамоты там не преподавалось, дети бегали оборванные и полуголодные, телесные наказания не запрещались.
«Небольшой голос и музыкальный талант, по милости божьей»,( Гайдн вообсше относился к себе cкромно и представлял все события своей жизни очень просто) произвели впечатление на императорского капельмейстера фон Рейтера, услышавшего пение Гайдна во время визита-инспекции в школе Франка. И вот в семилетнем возрасте он попадает в Вену, где поет в хоре мальчиков самого знаменитого собора Вены — Св. Стефана,«Штефля».
Там он учится также игре на скрипке и фортепиано. Пел он до 18 лет — в церкви и при дворе. Xулиганил в районе Шенбрунна, причем императрица Мария Терезия узнавала его по голосу и поручала «подарить Гайдну шиллинг» — подразумевался подзатыльник.
Одновременно композитор работает — по 16-18 часов в день, сочетая преподавание с халтурой.Играя на свадьбах и похоронах.В Вене всегда было популярным городское музицирование — гильдия музыкантов появилась там первой в Европе, в конце тринадцатого века.И сегодня — посетитель города получает впечатления высочайшего качества, что бы он ни выбрал — оперетту ли, джаз или вальсы Штраусов с ужином, входящим в цену.
Много лет Гайдн впитывал городской фольклор Вены — танцы, серенады, зингшпили — и выдавал эти жанры по требованию.Тогда была мода на серенады, которые исполняли в честь дамы по случаю то ли именин, то ли дня рождения.Одну из серенад Гайдн написал для супруги Иоганна Иозефа Феликса Курца — венского актера и импрессарио. Курцу серенадa понравилась, и он заказал Гайдну музыку для своей новой пьесы «Хромой бес». Курц писал и ставил зингшпили, пародии и другие площадные предтавления на темуГансвурста ( теперь мне более понятен выбор псевдонима прошлогодней победительницей «Евровидения» ) — родственника Петрушки, Панча и т.д. Постепенно Гайдн, не обладавший ни знаниями, ни воспитанием, ни происхождением благодаря приянтому и веселому нраву стал приобретать известность.Он вращался уже в определеных цеховых кругах, и, как любой житель столицы отличалсяся от провинциала бойкостью и манерами. Гайдн стал желанным гостем в салонах — у Глюка, у графини Тун, в посольстве Испании.
B 1750- году умер И.С. Бах, в 1756 году родился Моцарт, в 1759 году умер Гендель — последний из могикан — его музыку Гайдн услышит только через много лет.
В Вене, как и в других дворянских домах Европы принято было развлекать гостей — дивертисментами, концертами. В музыке Гайдна полным-полно такой служебной, прикладной музыки, фона для светских бесед. У графа Морцина Гайдн проработал около года — с бесплатной квартирой, летним выездом в усадьбу и роскошной резиденцией в Вене — зимой. И хотя в контракте было указано, что женитcья ему не полагается, он женился — на дочке придворного парикмахера Келлера. Все исследователи и биографы согласны с тем, что женитьба эта была крайне неудачной — женился Гайдн из благодарности : oтец невесты помогал ему в трудные годы. Другая версия — Гайдн водил знакомство с Келлерами из-за младшей дочери, а та ушла в монастырь.
Брак не принес детей, зато Анна вошла в историю, как женщина: употребляла ноты на покрышки к кухонным горшкам, или вертевшая из них папильотки.. Старше мужа на четыре года, сварливая и невежественная.
Но не из-за этого Гайдн перестал работать у Морцина — тот просто не в состоянии стал поддерживать роскошный образ жизни, в том числе и оркестр с композитором.
Отвлекшись еще раз на совсем далекую тему, все же скажу, что Эстергази всегда поддерживали и защищали еврейскую общину города Айзенштадта — там, где находилось их родовое имение. начиная с 16-го века и вплоть до Bторой мировой войны. Князь Янош Эстергази — фигура противоречивая и отдельная тема. В одних источниках его прославляют, как спасшесго жизни евреев и единственного члена парламента Словацкой республики, который проголосовал против депортации. В других называют пособником фашистов.
Ко времени приезда Гайдна имение Эстергази в Айзенштадте — между Веной и Братиславой — было роскошно обустроено. Прекрасный дворец, парк — в 60 км к югу от Вены — но в то время это была глушь, тишь, золотая клетка. До начала работы Гайдна музыкантов было совсем немного, это был ансамбль, но никак не симфонический оркестр. Такой тип общежития, где, наверное, было не так уж скучно. Hередки были случаи, когда музыканты создавали семьи между собой.
И сейчас оркестровые музыканты ведут кочевой образ жизни. Например, моя бывшая одноклассница и однокурсница живет и работает в Бразилии. Там на базе филармонии есть специальные комнаты отдыха, т.к. репетиции настолько интенсивны, что у оркестрантов нет возножности ночевать дома. И другой знакомый музыкант работает очень-очень далеко от дома, навещая родных раз в несколько месяцев.
Эстeргази принимали Гайдна на работу вице-капельмейстером, поскольку старый капельмейстер — Вернер — еще работал.
Условия договора могут показаться нам унизительными, субординация — как в «Аббатстве Даунтон». В реальности же Эстергази всегда шли навстречу желаниям Гайдна, и чем больше он у них служил, тем более уважения, измеряемого также и материально, он получал.
Для сравнения приведу всю жизнь раздирающий мне душу рассказ Берлиоза.
«Два года тому назад, в то время, когда состояние здоровья моей жены оставляло некоторую надежду на улучшение и требовало от меня наибольших расходов, как-то ночью я услышал во сне симфонию, которую мечтал написать. Проснувшись утром, я вспомнил почти целиком ее первую часть, которая (это единственное, что я помню) была в двухдольном размере (аллегро), в ля миноре. Я уже подошел к столу, чтобы ее записать, но тут же подумал: если я запишу этот отрывок, я увлекусь и начну сочинять дальше. Излияние чувств, предаться которому я теперь всегда стремлюсь всей душой, может довести эту симфонию до грандиозных размеров. Я затрачу, быть может, три или четыре месяца лишь на одну эту работу. Я более не смогу или почти не смогу писать фельетоны, и, значит, мои доходы еще убавятся. Дальше, когда симфония будет написана, я, конечно, уступлю настояниям своего переписчика; я отдам ее в переписку и, таким образом, немедленно влезу в долг от тысячи до тысячи двухсот франков. После того как будут переписаны все части, меня начнет терзать искушение услышать свое произведение. Я дам концерт, выручка от которого только-только покроет половину моих расходов. Это теперь неизбежно. Я потеряю и то, что у меня осталось, я лишу самого необходимого мою несчастную больную, мне не останется ничего на покрытие своих личных расходов и на выплату пенсиона моему сыну на корабле, на который он должен скоро отправиться. Все эти мысли бросили меня в дрожь, и я отложил перо, сказав: — Ба! Завтра я позабуду эту симфонию!На следующую ночь упрямая симфония снова вернулась и вновь зазвучала у меня в голове. Я ясно услышал то же аллегро в ля миноре и — больше того — Увидел его написанным. Я проснулся, полный нервного возбуждения, и напел тему аллегро, форма и характер которого мне чрезвычайно понравились. Я собрался подняться, но. те же мысли, что и накануне, снова удержали меня. Я подавил в себе искушение, надеясь лишь на одно — забыть. Наконец я снова заснул, а на другое утро, при пробуждении, и в самом деле, воспоминание исчезло и более не возвращалось».
Никогда потом Гайдн не должен был искать заработок, подлаживаться под чужие вкусы, экономить на репетициях или составе. В его распоряжении был собственный оркестр, а позже и два оперных театра. К разным прелестям материального процветания мы еще вернемся. Cкажу только, что начав с 400 гульденов годовых он в конце жизни пришел к 2300.
Несмотря на то, что Гайдн в Италии никогда не бывал — он впервые увидел море-океан в 58 лет — обучение у Порпоры приобщило его к культуре итальянской оперы — к мелодичности, естественности вокала. К легкости и подвижности фактуры. Несмотря на волшебные сюжеты, музыка все равно носит тот общий лирический или комический характер — и это опять же ведет к соблюдению правила перпендикуляра.
Если бы и в музыке наблюдалась чрезмерная изобразительность, то мы вы вернулись к «Гансвурсту».
«Роландо паладино», написанный на сюжет «Неистового Роланда» Ариосто поставлен для театра марионеток: очень зрелищный, очень комический.
Но из рыцарской поэмы вышел полузингшпиль/ полубуффа. Или dramma eroicomico, как назвал ее сам композитор.
И вспоминается Арнонкур, который ответил на вопрос, кем он считает Гайдна : «. универсальным гением с большим чувством юмора»
Написана эта опера задолго до «Волшебной флейты», но насколько похожи дуэты комических героев!
Интересно, что эти оперы были написаны до «Дон-Жуана» Моцарта.
Та же Пражская Опера, что заказала «Дон-Жуана», обратилась к Гайдну ( к этому времени Эстергази разрешили композитору принимать заказы со стороны). Хотя ранее Гайдну заказывали оперы для Вены, пражский заказ он не принял, ответив, что есть много организационных трудностей, и вдобавок, после Моцарта он вряд ли согласился бы.
Вообще, дружба между Гайдном и Моцартом была теплой — они превозносили друг друга те годы, что знали друг друга и учились друг у друга. Моцарт преподнес в подарок Гайдну 6 струнных квартетов, подчеркивая, что научился этому жанру у Гайдна. Гайдн до конца своей жизни не мог забыть, какое впечатление проивела на него фортепианная игра Моцарта.
Когда Гайдн был в Англии, кто-то передал ему, что, дескать, Моцарт отзывался о нем дурно. «Не верю», — ответил Гайдн.
В 1779 году в в Эсторазу среди прочив музыкантов пригласили скрипача Антонио и Польцелли с женой — певицей Луиджиeй. Скрипач оказался болен туберкулезом, его жена, 19-летняя певица, показала довольно ограниченные вокальные возможности. Супругов должны были бы уволить, но между 45-летним Гайдном и Луиджией произошел роман, и чету оставили, из уважения к Гайдну. Специально для Луиджии Гайдн писал вставные арии в оперы, такие, что подошли бы к ее диапазону и не требовали особого вокального дара.
Забегая вперед, скажу, что когда Миклош умер, и его наследник всю тусовку разогнал, то Луиджия вернулась в Италию, а Гайдн продолжал субсидировать ее и обоих ее детей ( ходили слухи, что младший является его сыном), помогал им в трудоустройстве. Гайдн же и обещал жениться на Луиджии в случае смерти своей супруги, или, как он деликатно выражался: «если закроются две пары глаз».
Второй, известный всем роман Гайдна — в письмах, как у сэра Бернарда Шоу и мисс Кемпбелл, или у Чайковского с баронессой фон Мекк. Эти письма — как нынешнее общение в социальных сетях — скрашивали Гайдну изоляцию, которая через много лет порядочно тяготила. Правда, Гайдн не раз встречался со своей подругой — Марианной фон Генцингер — женой лечащего врача семьи Эстергази — умной аристократкой, занимавшейся музыкой серьезно — настолько, что она была в состоянии делать переложения гайдновских партитур для ф-но, и сам Гайдн их одобрял. Во время визитов в Вену Гайдн навещал Генцингеров. Один из биографов пишет о том, что для Гайдна это было иллюстрацией того, как могла бы сложиться его жизнь при иных обстоятельствах: умная и ценящая его творчeство дама, не забывающая при этом о его любимых блюдах, музыкально одаренные умненькие дети. Марианна умерал вскоре после отъезда Гайдна в Англию.
Вот одно из писем, которое композитор написал ей по возвращении в имение Эстергзаи после визита в Вену:
А в Лондоне состоялся третий роман: шестидесятилетнего Гайдна, с пианисткой Ребеккой Шретер, моложе его на двадцать лет. Данный случай — страсть фанатки к своему кумиру, к celebrity сезона. Записки Ребекки к Гайдну полны жару и страсти, изобилуют подчеркиваниями и восклицательными знаками.
С гордостью подчеркну: все возлюбленные Гайдна были музыкантшами! И, конечно, чувства к нему включали в большой степени и восхищение талантом возлюбленного.
К концу 80-х годов слава Гайдна достигла уже стадии, когда его начали подделывать. Он все больше стал продавать на сторону свои сочинения, и даже в Англии заплатил штаф, поскольку продал права на издание сразу двум издательствам.
Как я уже упоминала, после смерти Миклоша финансовая политика Эстергази поменялась. В моду вошла экономия, рачительность — приметы нового, буржуазного века.
После роспуска оркестра Гайдну причиталось и жалованье, и пенсия. Гайдн мог бы с этого времени не делать больше ничего и жить безбедно.
Он поселился в Вене, писал по заказу для разных королевских дворов, но в итоге поддался на уговоры скрипача и антрепренера Питера Саломона (о нем — особый разговор!) совершить гастрольную поездку в Англию.
По дороге в Кале Гайдн посетил и Германию, а в Бонне познакомился с Бетховеном-подростком. Восхитившись его дарованием, он пообещал взять того в ученики — и сдержал слово.
Путешествие восхитило Гайдна — вспоминается, как один из его первых работодателей — Курц — велел ему импровизацией изобразить море, а Гайдн растерялся — он не знал, как море выглядит.
Вернувшиь в Вену, Гайдн попадает к новому Эстергази, Николаусу Второму. Снова его просят сочинять для княжеского двора, но не ограничивают свободу передвижения.
Гайдн теперь живет в Вене.
Из сочинений этого времени — замечательные квартеты, которые кто-то сравнил жанрово с поэзией, в отличие от симфонической драматургии. Самая курьезная судьба — у кватета «Император», медленная часть которого стала поочередно гимном Австро-Венгрии и германии.Известная нам, к сожалению, по нехорошим ассоциациям.
Мне она напомнила, между прочим, Чайковского:
Как же я поразилась, узнав, что одну из оркестровок квартета Гайдна для «гимнового» исполнения сделал Петр Ильич!
Гайдн постарел, стал чувствовать себя хуже и, будучи всю жизнь, человеком крепкого здоровья, воспринял слабение тяжело. Последние годы oн совсем перестал сочинять, очень трогательно описав это:
Он с трудом передвигался и угасал.
Смерть Гайдна тоже оказалась ярким сюжетом — словно специально срежисированным. В мае 1809 года в Вену вошли войска Наполеона, в городе шли бои, и возле дома Гайдна слышны были разрывы ядер. Это не могло не сказаться на его здоровье. Ему предлагали переселиться в другой район, но Гайдн отказался. Наполеон, из уважения к маэстро распорядился выставить охрану около его дома, чтобы оградить от волнений и неприятностей. Гайдн же каждый день играл в знак протеста свой квартет-гимн. Последний раз он слышал музыку в исполнении французского офицера, явившемуся отдать ему почести. Toт спел арию из «Сотворения мира». 31 мая Гайдн умер. На похоронах его играли «Pеквием» Mоцарта.
********************** Жизненный путь Гайдна, как мы видим, просто создан для легенд и экранизаций.
В ранних сочинениях — это простота, обусловленная желанием «прозрачности», которая нам кажется бедноватой. Мне это напоминает кино, где сюжет развивается однолинейно — это может быть лирический фильм, милый по выполнению. Но зрителю, привыкшему к концептуальному кино, знающему, что за внешним планом всегда есть подоплека — ему будет непривычно. И первые квартеты, и первые сонаты.
Потом — такое ощущение свободы — композитор не связан концепцией, или формой. Не случайно Гайдн не смог стать педагогом Бетховену, как обещал. У него не было формального, системного образования в области техники композиции. Передать он мог только свои эмоции и видение мира.
На закате — это было перерождение, выход в открытый космос!.
К сожалению, возраст не позволил развиться тем тенденциям, которые могли бы воплотиться.
Но жизни художника всегда слишком мало срока для воплощения задуманного.