гайдар рвс чему учит произведение

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Гайдар А. «Р.В.С.» Читательский дневник, краткое содержание

Гайдар А. «Р.В.С.» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Гайдар Аркадий Петрович

Название: «Р.В.С.»

Жанр: Повесть

Тема произведения: Гражданская война, взаимопомощь и мужество.

Число страниц: 45

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Повесть о жизни двух мальчиков, Димки и Жигана, которые росли в трудное военное время, время Гражданской войны, когда было непонятно кто прав, кто виноват. Они случайно встретились с раненым командиром красноармейцев, не прошли мимо, оказали ему помощь, спасли от врагов.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего запомнился эпизод, когда все-таки поспели красноармейцы и спасли своего командира, хотя надежды уже не было никакой. Жиган настоящий герой, не испугался, ловко хитрил и успел вовремя позвать помощь.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

В любое время важно оставаться добрым, смелым и милосердным. Главное не струсить, не испугаться трудностей.

Чему учит эта книга:

Повесть учит нас тому, что даже в страшное военное время надо оставаться человеком, помогать друг другу, проявлять милосердие и доброту. Учит нас тому, что в такое время героем может оказаться любой, даже маленький мальчик.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравились главные герои повести, Димка и Жиган, они не смогли пройти мимо человека, оказавшегося в беде. Их жизнь тоже была под угрозой из-за помощи большевику, но они не испугались. Но в целом, то, что описывает автор, это страшно, Гражданская война, когда все против друг друга. В такой войне нет правых и виноватых.

Новые слова и выражения:

Гайдамаки – участники народно-освободительного движения на Украине.

Петлюровцы – сторонники Петлюры, белогвардейского движения.

Аспид – род ядовитых змей.

Битюг – в переносном смысле мужчина крепкого, плотного телосложения.

Пословицы к произведению:

За правое дело стой смело.

Сам погибай, а товарища выручай.

Добро не умрёт, а зло пропадёт.

Источник

Чему учит рассказ РВС Гайдара?

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

Именно в это время каждый человек показывает свое истинное обличье, можно сказать настоящее свое лицо.

В этом произведение автор поднимает проблему дружбы и долга, а так же проблему помощи людям и настоящего патриотизма.

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

«Р.В.С» написано А.Гайдаром для детей, в произведении говорится о противостоянии красных и белых, какое тяжелое время было, как сложно было жить людям.

Главная мысль повести «Р.В.С.» заключается в том, что в любой ситуации можно оставаться человеком, как главные герои. Произведение очень поучительное, ведь рассказывает о войне. Автор показывает, что надо помогать людям, особенно, если вокруг военные действия. Произведение показывает, какими жестокими могут быть люди (на примере Головень).

Повесть учит не бояться и поступать по совести. Так же произведение учит дружбе, крепкой и преданной, взаимовыручке между друзьями.

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

В этом своем произведении Гайдар описывает сложные ситуации, которые переживала наша страна в революционный период, когда власть могла меняться через день, то красные, то белые, то зеленые…

Главным персонажем является Димка, жизнь которого в это время легкой не назовешь – побои, чинимые родственником, попытка бегства с другом, уход за раненым красноармейцем и его спасение.

Эта повесть заставляет нас учиться видеть хороших людей, доверять им и помогать. Только хорошее отношение к другим, крепкая дружба, поможет справится с любыми трудностями.

Думаю, что следует пояснить смысл аббревиатуры Р.В.С. и это мы можем найти в конце произведения. Р.В.С.- Революционный Военный Совет.

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

Как всегда мудрая, поучительная и философская сказка «Судьба репейника»Андерсена рассказывает о том, что в жизни случаются очень неожиданные повороты, она вообще не предсказуема. А мудрость приходит с опытом.

Андерсен «Судьба репейника» краткое содержание:

В одном саду возле усадьбы росли красивые цветы. Ими восхищались все гости, что приезжали к хозяевам дома. А за забором рос репейник, который никого не интересовал. Кроме осла, что все хотел съесть большое растение, но не мог до него дотянуться.

От этой новости репейник возгордился так, что решил: его непременно пересадят в сад или в горшок. Но шли дни, а ничего не происходило. Поздней осенью на репейнике остался лишь один цветок. Его и заприметила теперь уже супружеская пара. Они решили вырезать такой же цветок на раме своего портрета и сорвали его.

Прошло немного времени и репейник успокоился: его цветы-дети были оценены по достоинству. А солнечный луч рассказал, что сам репейник попадет в сказку.

Если совсем кратко для читательского дневника, то можно так:

Главная мысль сказки написана в ней самой в конце в таких словах:

гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть фото гайдар рвс чему учит произведение. Смотреть картинку гайдар рвс чему учит произведение. Картинка про гайдар рвс чему учит произведение. Фото гайдар рвс чему учит произведение

Отзыв о сказке Андерсена «Судьба репейника» для школьников может быть таким:

Мне очень понравилась сказка. На первый взгляд, некрасивый и неприметный репейник смог соединить сердца двух людей, сделать их счастливыми. Не только прекрасные цветы в саду могут принести пользу. Поэтому не нужно встречать лишь по одежке. Репейник хоть и возгордился этим своим достижением, но в конце жизни к нему пришло спокойствие и мудрость.

Источник

Гайдар «РВС» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.

Аркадий Петрович Гайдар — известный советский писатель, журналист и военный корреспондент. Классик детской литературы, написал множество повестей и рассказов о дружбе и боевом товариществе.

Повесть «Р.В.С.» имеет еще одно название «РевВоенСовет». Это первое произведение Гайдара, которое он написал для детей. Повесть была опубликован в журнале «Звезда» в 1925 году.

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои

1) Димка — главный герой рассказа. Храбрый и отзывчивый мальчик.

2) Мать Димки — не может уехать с детьми к мужу в Петербург, потому что нет пропусков.

3) Топ – младший брат Димки, прозванный так, потому топает чудно.

4) Головень – дезертир. Держит всю Димкину семью в страхе.

5) Жиган – худенький мальчишка. Хорошо поет. Приехал в деревню к крестной Онуфрихе.

6) Сергеев – раненый красноармеец, член РевВоенСовета.

Главная мысль

В рассказе автор хотел показать, что каждый человек должен быть отзывчивым и милосердным, храбрым и отважным. Даже мальчишки могут совершить подвиг.

Чему учит?

Рассказ учит, что в непростое военное время нужно быть человечным, помогать раненым, быть смелым. Показывает, что такое настоящая дружба, долг и патриотизм.

Пословицы

1) Где смелость, там и победа.

2) Доброе сердце о чужой беде болит.

3) Жизнь дана на добрые дела.

4) Сражайся смело за правое дело.

Отзыв

При прочтении рассказа переживаешь за мальчика Димку. Он хочет с матерью и братом отправиться к отцу в Петербург, но не может из-за отсутствия пропусков. В их доме поселился дезертир Головень, он держит всю семью в страхе. Когда Димка и его друг Жиган находят раненого красноармейца, они начинают о нем заботиться и помогать. Димка проявляет стойкость и смелость, оставаясь с красноармейцем при надвигающейся облаве. А Жиган как настоящий герой передает записку с буквами «Р.В.С.» другим красноармейцам. Повесть заканчивается счастливым концом. Зло наказано, а мальчишки получают награду.

Источник

Краткое содержание Гайдар Р.В.С. для читательского дневника

Димка играл в разведчика в старых заброшенных сараях. Когда-то здесь расстреляли 5 человек и с тех пор место обходили стороной. Мальчик не боялся и хранил здесь свои нехитрые богатства – обоймы патронов, шомпол и штык.

В те годы неспокойно было в селах, власть постоянно меняла цвета – то красная, советская, то зеленая, петлюровская, то белая.

Мальчик возвращался домой поздно и уже приготовился получить нагоняй от матери. Но дома ругать не стали, не до того было. Вернулся родич, по прозвищу Головень. Грубый и озлобленный, он держал в страхе всех обитателей дома, не гнушаясь рукоприкладством. А Димке, его брату Топу и их маме приходилось жить в доме Головня. К Питеру, где был отец, без особого пропуска и не доехать сейчас было.

Димка бежал изо всех сил, но Головень настиг его и собрался избить до смерти. Сделать это помешал проезжающий конный отряд красноармейцев. А мальчик внезапно понял, что злой родич был дезертиром.

Засидевшись допоздна у речки, Димка услыхал песню, выводимую тонким мальчишечьим голосом. Так он познакомился с Жиганом, беспризорником, временно жившим здесь у крестной бабки.

Тяжко было мальчику жить в чужом доме. Решил он подговорить Жигана сбежать. Друг вдохновился, обещая научить исполнять песни по эшелонам и этим зарабатывать на жизнь. К побегу подошли основательно: стали собирать провиант, спички и разные мелочи.

Как-то недалеко от села случился бой между красными и зелеными. По селу прошел слух, что где-то прячется раненый большевик.

Перебирая припасы, Димка заметил пропажу еды. Вначале подумал на Жигана, а потом внезапно осенила догадка: где-то в сараях и прячется раненый. Когда мальчик нашел его, мужчина был совсем плох. Друзья принялись выхаживать его, но времени не было: по селу рыскал Головень и вскоре должны были начаться обыски.

Жиган предложил сбегать в город, где расположились красные, и передать известие от раненого. Тот согласился, выдав лист с надписью «Р.В.С.».

С большим трудом Жиган добрался в город. В селе уже начались обыски, но влетела красная конница и отбила село.

А спасенный красный командир оказался членом революционного военного совета и выдал пропуски для Димки с семьей.

В любую смуту важно оставаться человеком.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Основные персонажи повести

Пушкин сделал!

Автор: Гайдар Аркадий.

Название: «Сказка о военной тайне».

Жанр: повесть.

Тема произведения: дружба, патриотизм.

Число страниц: 122.

Главные герои и их характеристика

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Девушка Натка ищет свой путь в жизни и с неохотой отправляется вожатой в Артек. Но встреча с мальчиком Алькой меняет её взгляды на жизнь и своё место в обществе.

Сюжет – краткое содержание

Понравившийся эпизод

Больше всего мне понравилась история, рассказанная Алькой про буржуинов, которые пытали Мальчиша-Кибальчиша. Мальчиш не выдал буржуинам военной тайны, и те были разбиты. А Мальчиш стал героем.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Любой человек может стать героем, если он любит Родину и готов отдать за неё жизнь.

Чему учит эта книга

Эта повесть учит любить Родину и быть настоящим патриотом. Учит тому, что быть наставником детей дело очень важное и ответственное. Учит отзывчивости, честности, доброте. Учит любить свою работу и делать её на совесть.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть, хотя конец у неё не очень весёлый. Добрый и честный мальчик Алька погибает, что приносит страдание всем, кто его любит. Но подвиг мальчика открыл глаза Натке, которая поняла, в чём истинный смысл её жизни делать из детей настоящих людей.

Новые слова и выражения

Бессарабия историческая область в Румынии и Молдавии.

Френч пиджак военного образца.

Увалень неуклюжий человек.

Пословицы к произведению

Героями не рождаются ими становятся.

Герой умрёт, а подвиг его живет.

Трус умирает много раз, а герой только один раз.

В жизни всегда есть место подвигу.

Не родом славен богатырь, а подвигом.

Назад к содержанию

Похожее

«Р. В. С.» очень краткое содержание

А. П. Гайдар «РВС» краткое содержание для читательского дневника:

Но одно событие перечеркивает все планы. Мальчики обнаруживают возле своего тайника раненого красноармейца, в котором Димка узнаёт своего недавнего заступника. Ребята решают оказать ему помощь, но это очень опасно, так как он находится в розыске, ищет его и Головень.

В один прекрасный момент Жиган в результате проявленной им неосторожности подвергается нападению и теряет фляжку, с которой шёл за водой, а недавний дезертир получает доказательства, что раненый жив и скрывается где-то неподалёку.

Красноармеец, узнав о случившемся, пишет записку, помечая её аббревиатурой «Р. В. С.», и поручает Жигану, вызвавшемуся, чтобы хоть как-то загладить свою вину, доставить письмо как можно скорее к «красным», находившимся к тому времени в ближайшем к месту действия городе. Жигану не без приключений удаётся добраться до места назначения.

Подошедший утром красноармейский отряд разбивает вражеский лагерь. В награду за содействие Димкиной семье выписывают пропуски до Петрограда, а Жигану предоставляют документ с гербовой печатью, в котором говорится, что он «не шантрапа и не шарлыган, а элемент, на факте доказавший свою революционность».

Главная мысль:

В любую смуту важно оставаться человеком.

Повесть «Судьба барабанщика» Гайдара была написана в 1938 году. В своем произведении писатель поднимает тему дружбы, верности, чести. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Судьба барабанщика» на нашем сайте. Это рассказ об обычном мальчике, которому довелось пережить немало серьезных испытаний на своем веку.

Чук и Гек — краткое содержание для читательского дневника

Отец Чука и Гека был геологом и работал на дальнем Севере. Перед Новым Годом он хотел приехать домой, но так как у него было много работы, он решил пригласить свою семью к себе в гости. Он отослал телеграмму с приглашением. Когда мама ушла покупать билеты, почтальон принес новую телеграмму, но Чук и Гек в этот момент дрались и случайно выбросили ее в окно. Они сразу поняли, что сделали неправильно и хотели найти телеграмму, но у них не получилось. Ребята решили ничего не говорить о ней матери, хотя и понимали, что врать некрасиво.

Когда семья прибыла на маленькую станцию, мама удивилась, что отец их не встречает. Ей пришлось нанять ямщика, чтобы добраться до базы. Дорога была долгой, но когда они, наконец, приехали, то увидели, что на базе никого нет. Только вечером пришел сторож и сказал, что отец и другие геологи ушли в экспедицию и вернуться только через 10 дней. Мужчина также удивился, что мама с детьми приехали раньше, чем полагалось, так как Серегин отправил им телеграмму с просьбой повременить с приездом. В этот момент и раскрылась маленькая ложь Чука и Гека, которые во всем признались.

Сторож разрешил Чуку и Геку с матерью пожить у него, пока не вернется их отец, и даже обеспечил их едой. За 10 дней ребята смогли хорошо рассмотреть и насладиться великолепными пейзажами тайги. С ними даже случилось небольшое приключение. Когда мама с Чуком пошли набрать воды, Гек решил подшутить над ними и забрался в сундук, где и крепко уснул. Когда мама увидела, что ее сын пропал, она долго искала его. Но нашла проказника собака сторожа, которая учуяла запах мальчика возле сундука.

Перед Новым годом Чук и Гек вместе с мамой украшали елку. А перед самым праздником вернулся их отец и другие геологи. Новый год прошел весело: играли на баяне, танцевали, Гек пел песни, а затем все слушали бой курантов по радиоприёмнику.

Короткий пересказ «Р.В.С.»

Краткое содержание «РВС» Гайдар:

Димка – паренек, который очень смелый среди своих сверстников. Может внешне он ничем не отличается, но в душе его страх может быть достаточно легко победим. Дима любит играть сам с собой в старых, уже полуразвалившихся сараях, которые когда-то служили для расстрела невинных людей. Именно там немцы во время войны клали сено и солому. Теперь же все немного поутихло, остались только сараи – как призраки прошлого, которое трудно забыть.

Дети из села боятся там играть, но Димка смелый и отчаянный. Он представляет красных и белых, разыгрывает их роли со своим участием. Однажды мальчик немного переиграл, и когда испуганный прибежал домой, увидел, что Головень приехал.

Жиган – друг Димки, они вместе решают сбежать из дома на фронт. Жиган любит петь разные песни советские, и у него довольно хорошо получается. Жиган приехал из самого города, чтобы поесть у своей бабушки по имени Онуфриха, которая является ему крестной. Онуфриха необыкновенно добр к мальчику, и хочет, чтобы тот хорошо ел.

У Димки – проблемы в жизни. Его мать бита каждый божий день этим врагом – Головнем. Этот человек – просто необыкновенно жесток ко всем, а особенно к своим врагам, которые слабее его. Мать, брат, который еще маленький, даже старенькая бабушка получает каждый день пинков.

Дима еще очень мал, чтобы что-то решать, но ему приходиться придумать, что делать. Дима всеми фибрами своей души ненавидит этого человека, который злой и жестокий. Отец Димы уехал уже давненько, а потому они беззащитны в своем родном доме.

Когда к ним в село приходят красные, Головень всполошился. Потом произошел случай, в котором один из красноармейцев защитил мальчика от Головня. Он там – на сеновале так и остался лежать. Потому что был ранен. Мальчики находят его потом, так как перед этим спрятали мясо на сеновале, а оно – пропало.

Вначале подумал на Жигана, а потом внезапно осенила догадка: где-то в сараях и прячется раненый. Когда мальчик нашел его, мужчина был совсем плох. Друзья принялись выхаживать его, но времени не было: по селу рыскал Головень и вскоре должны были начаться обыски.

Жиган предложил сбегать в город, где расположились красные, и передать известие от раненого. Тот согласился, выдав лист с надписью «Р.В.С.». С большим трудом Жиган добрался в город. В селе уже начались обыски, но влетела красная конница и отбила село.

А спасенный красный командир оказался членом революционного военного совета и выдал пропуски для Димки с семьей. В конце, когда красные приходят в село, все заканчивается хорошо.

Другую повесть «Тимур и его команда» Гайдар написал в 1940 году. В произведении автор затрагивает темы милосердия, нравственности, благородства, дружбы и помощи ближнему независимо от его возраста и статуса. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Тимура и его команды». Центральный персонаж повести – добрый, справедливый, решительный мальчик Тимур стал прообразом для многих последующих героев детской литературы, примером подростка с сильными лидерскими качествами.

Сюжет

Школьница Нина не выполнила домашнего задания и, чтобы не получить отрицательную оценку, решилась на прогул. Боясь встретить кого-то из знакомых на пути, девочка отправилась в рощу. Там она оставила пакет с обедом и книгами под кустом, а сама отправилась в погоню за бабочкой. В глубине рощи ей встретился малыш с букварём в руках. Девочка подумала, что первоклассник прогуливает уроки и накинулась на него с упрёками. Но, оказалось, ребёнок просто испугался большого пса и заплутал среди деревьев. Нина взяла его за руку и вывела из леса. Пакет ей пришлось оставить — поднимать его при малыше девочке стало неудобно. Вскоре появилась та самая собака. Она съела обед прогульщицы, но школьных книг не повредила. Вернувшись назад, Нина горько разрыдалась. Ей не жаль было еды бродячему псу, она плакала от боли в сердце, измученном угрызениями совести.

(…) Кроме известной читателям повести «На графских развалинах», включена в этот сборник и повесть «Реввоенсовет» («РВС»). Самая знаменитая и в то же время почти… неизвестная. Как это может быть? Чтобы ответить на этот вопрос, коснемся истории создания произведения, прочно вошедшего в классику советской литературы и ставшего, по существу, хрестоматийным.

«РВС» была второй повестью молодого Гайдара. Мало сказать, что она писалась вслед за первой: в сохранившейся рукописи повести-хроники «В дни поражений и побед» мы уже находим наметки нового произведения. На обороте первой страницы был набросан от руки небольшой отрывок — всего четыре строки, почти без изменений вошедшие потом в новое творение Гайдара.

Наверное, Гайдар задумал «РВС» еще во время службы в армии, а заканчивал уже в Ленинграде, примерно в конце 1924 года. Еще перед тем, как отправиться в Пермь, он отдал ее в ленинградский двухмесячный журнал «Звезда». Рассказ, как определили там жанр произведения, был сокращен и опубликован в 1925 году во втором номере журнала за подписью «Арк. Голиков». Публикация «РВС» в издании, выходившем тогда очень маленьким тиражом, прошла почти не замеченной критикой да и читателями.

Возможно, мы никогда и не узнали бы о полном варианте «РВС», если бы не приезд Гайдара в Пермь и не его успешная работа в местной газете. Видя, с одной стороны, популярность своих первых уральских произведений, особенно повести «Жизнь ни во что», а с другой, наверное, чувствуя неудовлетворенность сокращениями, которым «РВС» подверглась в журнале, Гайдар предлагает напечатать ее подвалами в пермской «Звезде». Решение было не совсем обычным: публикация произведения в газете, как правило, предшествует журнальной.

Но в то же время почему бы и не сделать исключения? Ведь тираж ленинградского журнала мизерный, вряд ли повесть прочли уральцы. А главное, Гайдар предложил не сокращенный вариант, а самый что ни на есть полный авторский текст «РВС». И тут-то пригодился Гайдару оригинал, привезенный с собою в Пермь. Писатель еще раз прошелся по страницам, повесть прочли в редакции и сдали в набор. На этот раз если и были сделаны замечания, внесены поправки, то лишь рукой самого Гайдара. Для публикации повести, с точки зрения автора, были созданы почти идеальные условия. И он ими воспользовался.

Сохранился интересный документ, проливающий свет на эту редкую публикацию Гайдара. Перед нами авторский экземпляр «Договора № 544», который заключил писатель 24 февраля 1926 года с редакционно-издательским отделом «Пермкниги». Первый пункт договора гласил: «Тов. Гайдар-Голиков обязуется представить… к 6 марта 1926 года совершенно в готовом для печати виде труд свой под названием «Реввоенсовет» с правом напечатания его в газете «Звезда» и переиздания отдельной книжкой изданием «Пермкнига» в тираже не более 7000 экземпляров»<6>.

Из всего этого следует, что договор был заключен еще во время публикации в «Звезде» повести о Лбове. Не случаен, наверное, и столь короткий, причем очень точный срок представления к публикации другой повести. И здесь страницы «Звезды», сам ход публикации «Лбовщины» дают точный ответ. Поскольку ее последний подвал было намечено напечатать 3 марта, редакция хотела сразу же, через три-четыре дня, начать печатать «РВС» с продолжением. Если исходить из текста договора, то Гайдар на этот раз решил несколько изменить и само название повести, дать его более полно — «Реввоенсовет». Но на это в редакции почему-то не обратили внимание, когда настало время для публикации<7>. В настоящем сборнике ранний полный вариант повести публикуется под названием «Реввоенсовет», под тем названием, которое дал ей Гайдар в пермском договоре 1926 года.

Первый подвал, открывающий для читателей подлинный авторский текст «РВС», появился в пермской газете «Звезда» 11 апреля 1926 года. Начиналась повесть совсем не с тех строк, к которым привыкли нынешние читатели: «Кругом было тихо и пусто. Раньше иногда здесь подымался дымок, когда к празднику мужики варили тайком самогонку, но теперь мужики уже перестали прятаться и производство самогонки перенесли прямо в деревню».

Бесспорно, несколько странное начало для повести, адресованной детям. Но в том все и дело, что Гайдар тогда не имел в виду детского читателя. А потому и начало повести, и другие сцены, каких мы не найдем в современных изданиях «РВС», были вполне уместны и понятны для взрослых. Особенно наглядно это видно по сцене встречи Пелагеевой Маньки с бандитами из шайки зеленых:

«Димка смотрел из-за печки с любопытством. И в окошко видно было ему, как сидел верхом на соломенной крыше наблюдатель и смотрел не в поле, а на улицу, покрикивая Пелагеевой Маньке:

— Иди сюда, иди сюда, гарнусенька… А, не идешь, сукина дочь, вот я до тебя слизу…»

Иначе был изложен в повести эпизод, объясняющий поступок нищего старика Авдея, тайком поставившего крест над могилой расстрелянных. Понятным становится и поведение Димки, который видел все это, но никому ничего не сказал. Вскоре после публикации в Перми «РВС» Аркадий Гайдар, словно расшифровывая сцену со стариком Авдеем и Димкой, рассказывал в «Звезде», по всей видимости, о реальных событиях, имевших место в годы гражданской войны на Украине:

«Недалеко от Гуляйполя, в деревушке, раскинувшейся на берегу речонки Гайчур, на маленьком зеленом кладбище я наткнулся на грубо сколоченный деревянный крест и на жестяную дощечку, на которой кривыми буквами было выведено: «Под етим крестом схоронен Ленька Дымчук, который есть смелый человек, потому что при ночном налете не выдал товарищей и тут ему за ето срубили голову махновцы». Выставленный мужичьей рукой покосившийся крест терялся здесь за четкой искренней надписью…»<8>.

Значит, приведенная в «РВС» сцена не художественный вымысел писателя? Возможно, что деревушка близ Гуляйполя (ныне Запорожской области), на всю жизнь запомнившаяся Гайдару, и стала своего рода «прообразом» описанной в повести. Во всяком случае, Гайдар очень многое брал из жизни, а к однажды увиденному в молодости возвращался неоднократно и по разным поводам. Слишком уж созвучно с псевдонимом писателя название реки Гайчур, а само Гуляйполе — с Кривопольем, местом действия ряда ранних произведений.

Еще одна подробность в тексте «РВС» привлекает особое внимание. На первый взгляд речь идет как будто о второстепенной детали — описании характера ранения командира Сергеева: «Пуля в ноге прохватила только мякоть…» Но ведь это точь-в-точь совпадает с описанием ранения самого Гайдара. В конце 1919 года командир взвода Голиков был ранен в ногу навылет. Лечиться его отправили в воронежский госпиталь. Отцу о своем ранении Гайдар писал так: «Рана пустяковая, в левую ногу, кость не тронута, скоро смогу бросить костыли, так что не беспокойся»<9>. В условиях госпитального лечения, конечно, рана не опасная. Но писателю легко было представить, как трудно пришлось бы Сергееву точно с такой же раной одному, в старом кирпичном сарае, да еще в тылу у банды зеленых.

Герой повести и ее автор здесь удивительно похожи друг на друга. Оба они любят детей, умеют расположить их к себе без лишних слов. Да и выражение «аллюр два креста» было любимым выражением Гайдара. Как и в отряде Сергеева, в роте Голикова тоже были два пулемета марки «Льюис». К этому надо добавить, что в своей первой повести, «В дни поражений и побед», Гайдар вывел себя под именем Сергея. В следующей повести, «РВС», надо думать, он предстал под фамилией Сергеева. Нет, недаром все-таки говорят, что настоящий писатель оставляет капли крови в своей чернильнице.

Многие сцены «РВС» как журнального, так и газетного варианта подтверждают и то, что Гайдар, работая над «РВС» и потом дважды публикуя ее, предназначал первоначально повесть для взрослого человека. Очень ценно в этом отношении свидетельство пермских друзей молодого писателя — Савватия Гинца и Бориса Назаровского. «В нашей памяти, — писали они, — …не сохранилось ни одного разговора Гайдара с товарищами по редакции «Звезды», ни даже хотя бы единой обмолвки его о том, что он считал «РВС» повестью или рассказом для детей»<10>.

Кстати, как определила пермская газета, а точнее, сам автор жанр произведения? Первый подвал с «РВС» вышел без какого-либо жанрового обозначения. Напечатанный через день, 13 апреля 1926 года, второй подвал был с крупным рисованным заголовком вместо наборного, но самое главное — появился подзаголовок «Повесть». В таком оформлении «РВС» и печаталась в газете уже до конца. Последний, пятнадцатый подвал был опубликован 28 апреля. И автор, и редакция, думается, верно определили тогда жанр произведения. Несмотря на это, в литературоведческих работах «РВС» до сих пор называется то повестью, то рассказом.

На этом история пермской публикации «РВС» не заканчивается. Наоборот, она приобретает вскоре как бы новое, неожиданное освещение. Тогда же Гайдар предложил свою повесть Госиздату, и она была напечатана в Москве уже в июне 1926 года. Хотя новое издание повести вышло очень быстро, но случилось нечто совершенно непредвиденное. Вопреки желанию Гайдара, мало того, без его ведома повесть была сокращена, пожалуй, еще больше, чем в журнальной редакции. Правда, подзаголовок гласил, что это «Повесть для юношества». Но разве было от этого легче? Разочарование сменилось огорчением, а когда Гайдар стал читать повесть — возмущением. Он не узнавал свое произведение.

Редакторы так «доработали» повесть, что совершенно исказили идейно-художественный замысел. Она была настолько облегчена якобы с учетом возрастных особенностей читателя, что стала походить на дореволюционные нравоучительные книжечки для малюток. Возмущенный Гайдар написал в редакцию «Правды»:

«Уважаемый тов. редактор! Не откажите поместить следующее письмо. Вчера я увидел свою книгу «РВС» — повесть для юношества (Госиздат). Эту книгу теперь я своей назвать не могу и не хочу. Она «дополнена» чьими-то отсебятинами, вставленными нравоучениями, и теперь в ней больше всего той самой «сопливой сусальности», полное отсутствие которой так восхваляли при приеме повести госиздатовские рецензенты. Слащавость, подделывание под пионера и фальшь проглядывают на каждой ее странице. «Обработанная» таким образом книга — насмешка над детской литературой и издевательство над автором.

Письмо-отречение «Правда» напечатала 16 июля 1926 года. Доводы автора были убедительными. Но у Гайдара навсегда остался в душе горький осадок от первой встречи с ложно понимаемой спецификой детской литературы. Говорит эта история и о другом: путь Гайдара в литературу не был усыпан розами, как представляется еще кое-кому из историков литературы.

Впоследствии Аркадий Гайдар много работал над повестью «РВС» именно как над произведением для детей. Он старался подальше уйти от неудачной редакторской трансформации повести и вернуться как можно ближе к своему изначальному варианту. Многие сцены повести, впервые появившиеся в пермской газете, были включены Гайдаром в последующие издания. Но это не был механический возврат автора к первооснове. Сцены дополнительно осмысливались, совершенствовался стиль, богаче становилась художественная ткань повествования, что и помогло сделать «РВС» такой, какова она есть сейчас.

Но утратилось ли в связи с этим значение пермского полного варианта повести? Нет. Наоборот, поскольку не сохранилось рукописного оригинала «РВС», его заменяет в данном случае газетная публикация. В полном смысле публикация уникальная. Почему? Да потому, что и печаталась-то повесть как раз с рукописного черновика. Мало того, с единственного экземпляра, по которому наверняка и набирался сам текст. В редакции скорее всего даже не перепечатывали повесть на машинке. А раз так, то о рукописи оригинала говорить не приходится: она легла на стол наборщиков. Поэтому, когда гранки вышли из набора и стали верстаться, сверить текст было не с чем. Доказательством тому служит письмо Гайдара из Ашхабада (писатель путешествовал тогда по Средней Азии), в котором есть все разъясняющая строка: «РВС» проверяйте по смыслу и по форме, ибо вы ее печатаете с черновика»<11>.

Все это позволяет считать опубликованный в пермской газете текст первоначальным, причем наиболее полным вариантом повести. Именно здесь она, а не сокращенный журнальный и тем более госиздатовский вариант представляет большую литературную ценность. Прежде всего пермская публикация показывает Гайдара доподлинно таким, каким он был в 1925 году, что очень важно для понимания процесса становления его писательского мастерства. Повесть не была адресована детям, но уже содержала все предпосылки для того, чтобы стать в ряд классических произведений советской детской литературы.

И даже спустя многие годы после смерти писателя редакторы его произведений не могут обойтись без пермского варианта. В новейшее издание «РВС» в четырехтомнике произведений Аркадия Гайдара сделаны две вставки из «Звезды». Одна из них — короткая сцена первой части повести, когда к обиженному Димке приходит мать и заводит с ним ночной разговор. Вторая вставка заключает в себе необходимую для логического перехода авторскую фразу: «При этой мысли у Димки даже дух захватило, потому что к наганам и ко всем носящим наганы он проникался невольным уважением»<12>.

Все это еще раз подчеркивает важное значение первоначального варианта «РВС» и его пермской публикации. Прочесть повесть заново и целиком будет интересно и новому поколению читателей, и многочисленной армии исследователей творчества писателя, для которых полный текст повести оставался кладом за семью печатями.

Речь идет, подчеркиваем, о малоизвестном варианте именно повести. Только после далеко не всегда оправданных сокращений и переделок она стала рассказом в глазах многих читателей и литературоведов. Значит, происходит одновременно и как бы возврат от рассказа к повести. Пусть с увлечением, как и прежде, дети читают рассказ «РВС», а забытую за давностью лет первоначальную редакцию повести «Реввоенсовет» прочтут взрослые. Прочтут и проникнутся романтическим духом молодого Гайдара. (…)
Александр НИКИТИН

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *