гаврилиада пушкина о чем
Краткое содержание Пушкин Гаврилиада
Начинается поэма с обращения Пушкина к прекрасной деве, чью «земную» красоту он хотел бы сохранить. К сожалению, в мире всё так мимолётно.
Герои поэмы (Мария и её муж) представлены иронично. Деву Пушкин описывает, как девушку, то есть земную, соблазнительную, весёлую. Её муж, как будто, старый человек, которому уже ничто не интересно. И он даже свой цветок (Марию) «не поливает».
И будто бы верховное божество, как в мифах боги с Олимпа, сойдя со своего трона, влюбился в земную красавицу. Он является Марии, но не как святой дух, а как прекрасный мужчина. Он высок, хорош собой… и в ярких облаках! Мария впечатлена его могуществом и красотой, а ещё ей льстит, что он из всех женщин Земли выбрал её. По крайней мере, на тот момент.
И божество влюбляется в Марию, думает лишь о ней, летит к ней. Небеса ему уже не интересны.
Но с Марией всё не так просто. У её любовника появляется соперник – сам дьявол… Является он девушке, напоминает, что с детства был рядом с ней. Бес пытается овладеть ей…
Мария была так счастлива победе Гавриила, что захотела его поцеловать. И он не устоял!
Изменщица после лукаво скрыла свои шалости. В итоге, у её сына три отца: божество на троне в небесах, в преисподней и ещё архангел.
Завершает поэт произведение, вновь обращаясь к красавице, сравнивая его с «кокетливой» Марией.
Эта поэма не известна широко, а произошло это, видимо, от её своеобразной (смех над верованиями) тематики.
Поэма учит ироничному отношению ко всем догмам.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пушкин. Все произведения
Гаврилиада. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Главный герой рассказа «Тайна отца Брауна» — священник. Мужчина обладал внешностью, которая не вязалась с его образом грозы преступного мира. Он был ничем не примечательным довольно
Когда в доме внезапно погас свет, обеспокоенные соседи стали стучать друг другу в двери и строить догадки о причинах этого события. Потом все собрались около подъезда и стали обсуждать случившееся
Рассказ И.С. Тургенева Нищий написан в феврале 1878 года и повествует о некоторой неловкой, но жизненной ситуации между двумя людьми, которая встречается очень часто и в современном мире.
В истории Паустовского Заботливый цветок рассказ ведется от имени главного героя, который проводит лето в маленьком городе на берегу полноводной речки. Вблизи этого городка сажали сосновые леса.
Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности.
Автор, Александр Сергеевич Пушкин, делает обращение к красивейшей девушке, земную красоту которой он очень хочет сохранить. Но мир состоит из мгновений и мимолетностей. Не судьба и это автор понимает.
Главными героями произведения являются девушка Мария и ее супруг. Они являются очень ироничными и гротескными. Пушкин представил перед читателями деву очень соблазнительной, веселой. Ее мужа, словно старика, который абсолютно ничем не интересуется. Даже свой прекрасный цветок он не поливает. Цветок – это типа Мария.
Точно Бог, который спустился с горы Олимп, сошел со своего стула, на котором сидит и правит, сходит и влюбляется в красавицу с Земли. Он приходит к Марии, но не в виде святого духа, а как красивый, мускулистый, соблазнительный мужик. Он высокий, симпатичный, манящий и хороший. А еще его окружают яркие облака. Девушка, конечно, впечатляется его внешностью и мощностью. Кроме того, небесное божество сыпет ей комплименты и захваливает. Он говорит ей, что из всех земных красавиц, он выбрал именно ее за ее чарующую внешность. Ну, так он думал тогда.
Божеству полюбилась Мария, оно теперь грезит лишь о ней одной. Небеса ему тесны. На них нет места для него. Они наскучили ему.
Но с земной красавицей тоже нелегко наладить отношения. У небесного божества появился соперник – это сатана. Он тоже появляется девушке и говорит, что был всегда рядом с нею, не покидал ее. Бес хочет стать ее хозяином.
Тут в игру вступает Гавриил. Он чересчур самовлюбленный для архангела. Его раздражало посыльничество у божества. Тут появился шанс показать всю свою мощь и сил. Он удержал Марию от союза с дьяволом. Тут происходила драка. Кто-то тянул кого-то за волосы, кто-то странно бился. Тут Пушкин постоянно использовал иронию. История заканчивается тем, что дьявол «получил по шапке» от Гавриила.
Мария радовалась, что Гавриил победил, потому поцеловала его.
В итоге, у ребенка, который носит Мария, всего три отца – это божество, дьявол и архангел.
Также читают:
Рассказ Гаврилиада (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
У хозяев в доме жил большой, пушистый кот. Он был толстый и ленивый, любил много есть и спать клубком на диване. Во сне он широко раскидывал лапы, вольготно вытягивался, а хвост свешивал вниз.
В начале произведения, в 1835 году, читатели знакомятся с богатой семьей торговцев зерном. Действие разворачивается на званом обеде в доме Будденброков. У Иоганна и его жены Антуанетты есть один общий сын
Софокл – гениальный поэт, драматург Древней Греции. Его жизнь и деятельность осуществлялись в 5 веке до н. э. Предположительно, отец Софокла был состоятельным человеком
Еще раз о Пушкине и Гавриилиаде
ЕЩЕ РАЗ О ПУШКИНЕ И «ГАВРИИЛИАДЕ»
Но на этом история с «Гавриилиадой», как видим, не закончилась. В 19 веке «нашлись» еще «доказательства» якобы авторства Пушкина. И одно из них, увы, принадлежит Петру Вяземскому. Этот «друг» поэта много вредил ему вместе с другим «другом» Пушкина Александром Тургеневым. Так много, что часть вины за гибель гения лежит и на них.
Неизвестно, когда было обнародовано письмо Вяземского Тургеневу за 1822 год, в котором, в частности, он пишет 10 декабря из Остафьева: «…Пушкинъ прислалъ мне одну свою прекрасную шалость:
Мы же сегодня читаем этот отрывок в ином виде:
Шестнадцать лет, невинное смиренье,
Бровь тёмная, двух девственных холмов
Под полотном упругое движенье,
Нога любви, жемчужный ряд зубов.
Зачем же ты, еврейка, улыбнулась,
И по лицу румянец пробежал?
Пропуск у Вяземского:
«В глуши полей, вдали Ерусалима,
Вдали забав и юных волокит
(Которых бес для гибели хранит),
Красавица, никем ещё не зрима,
Без прихотей вела спокойный век.
Её супруг, почтенный человек,»
Куда ни погляжу, везде я вздор встречаю!
Хотя не много примечаю,
Но вздор повсюду так велик,
Что сам является собою.
Дурачество свой кажет лик
И громко всем гласит трубою:
Я здесь!
Добро с дурачеством ты свесь,
На крошечку добра найдешь ты вздору
Большую гору!
Против прямых путей
Безумно всяк шагает,
И глупости сетей
Никто не избегает.
Портной век пакостно одет,
Сапожник босиком, уроды щеголяют!
Монах таращится на свет,
Судьи душой кривят, работники гуляют,
Дурак собой как черт надут,
Честным себя зовет и плут,
Скрывая всяк личину,
Все кажут ныне спину,
У всех фальшивые умы,
Чертям подобны стали мы.
Оскорблённые «Гаврилиадой»
195 лет назад А. Пушкин завершил свою самую скандальную поэму
№ 13(504) от 6.04.16 [«Аргументы Недели », Лев ЩУКИН ]
Александр Сергеевич Пушкин частенько ходил по краю – то крамольные стихи напишет, то дружбу с заговорщиками заведёт, то на дуэлях стреляется. Но умереть до срока не стремился ни на эшафоте, ни в остроге. Потому от авторства написанной в апреле 1821 года «Гаврилиады» отпирался как мог – ведь за неё ему светила верная каторга, а то и смертная казнь.
Барин-развратитель
Началось всё, как водится, с доноса. Дворовые люди отставного штабс-капитана Митькова Никифор Денисов и Спиридон Ефимов с помощью некоего монаха (сами были неграмотны) написали митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Серафиму, что их барин хранит «развратное сочинение под заглавием Гаврилиады», которое им иногда издевательски читает и тем самым «развращает в понятиях православной веры». К доносу была приложена крамольная рукопись (видимо, выкрали). Это действительно был список поэмы, где библейское предание о Благовещении излагалось талантливо, но… Дальше выбирайте формулировки – игриво? цинично? похабно? кощунственно? На рукописи значилось имя автора: Пушкин.
Для дальнейшего понимания: собственноручной пушкинской рукописи «Гаврилиады» не сохранилось. Но авторство поэмы не вызывает сомнений. Во-первых, что называется, рука мастера. Во-вторых, известны наброски, планы, чувствуется перекличка с другими произведениями, да и то, что написал «Гаврилиаду» именно Александр Сергеевич, упоминали в письмах современники. Кроме того… Но об этом – ниже.
Судя по всему, «Гаврилиада» была окончательно дописана поэтом в апреле 1821 г. в Кишинёве. Но существовала подпольно, расходясь по России в бесчисленных рукописных копиях. Теперь же «засветилась»…
Митрополит Серафим был фигурой влиятельной. Именно он после казни декабристов составил «высочайше опробованное» «Благодарственное молебное пение Господу Богу, даровавшему победу на ниспровержение в 14 день декабря 1825 года крамолы, угрожавшей всему русскому государству» (кстати, брат обвинённого Валентина Митькова, Михаил, был декабристом и в тот момент отбывал каторгу в Сибири). Сейчас, доводя до сведения Николая I суть доноса, митрополит негодовал: «Поистине, сам сатана диктовал Пушкину поэму сию! Какого зла не может причинить она, тем паче, что Пушкина выдают нынешние молодые писатели за отличного гения, за первоклассного стихотворца?» Так что делом занялась созданная по велению государя особая комиссия.
«Прожжение языка»
Сам по себе этот сюжет историками изучен подробно (писали В. Брюсов, именитые пушкинисты, Н. Эйдельман, в наши дни – А. Наумов в книге «Посмертно подсудимый» и др.). Следственное дело сохранилось в архивах. В качестве обвиняемых по нему, кроме В. Митькова, проходило ещё девять человек. Всем инкриминировалось «дурное поведение». Видимо, это была формулировка, позволявшая (до поры?) не произносить впрямую опасное слово «богохульство»
Потому что богохульство по тем временам в Российской империи было уголовным преступлением. Каралось жестоко – вплоть до смертной казни. А Пётр Великий добавил ещё и «прожжение языка калёным железом».
Но нас, потомков, естественно, интересует самое громкое из фигурировавших в этой истории имён – Пушкина. Он не числился обвиняемым. Однако, как замечает А. Наумов, «из 46 документов дела 11 непосредственно относятся к поэту».
У Пушкина были основания для беспокойства. Вспомним хотя бы, что знаменитая ссылка в Михайловское (1824) была обусловлена, в частности, подозрением Пушкина в безверии: якобы брал уроки атеизма у заезжего доктора-англичанина. Но брал или не брал, и для чего брал… Может, ради разоблачения атеизма и брал?
При этом следствие не имело главной улики – подлинного автографа автора. Потому санкт-петербургскому генерал-губернатору поступило указание «призвав Пушкина к себе, спросить: им ли была написана поэма «Гаврилиада»? в каком году? имеет ли он у себя оную и, если имеет, то потребовать, чтоб вручил свой экземпляр».
Споры о религиозности Пушкина идут давно. Одни напоминают о его духовно-философской лирике, другие – о той же «Гаврилиаде», об эпиграмме «Мы добрых граждан позабавим…», о «Сказке о попе и работнике его Балде».
Член Общественной палаты РФ протоиерей Всеволод Чаплин считает: исходить надо из того, что взгляды поэта менялись с возрастом.
– Писал ли Пушкин «Гаврилиаду»? Думаю, что писал. В молодости он был известен хулиганскими произведениями. Но к зрелости пересмотрел отношение к Богу, прошёл серьёзнейший путь к консерватизму.
Корреспондент «АН» заметил, что сегодня вопрос иногда ставится иначе: а какой Пушкин кому нужен? Вспомним – десять лет назад в Сыктывкаре по настоянию местной епархии была, например, отменена постановка «Балды» Д. Шостаковича по «Сказке о попе…». Есть священники, которые настаивают, чтобы это пушкинское произведение выходило в дореволюционной редакции В. Жуковского – «Сказка о купце Остолопе и работнике его Балде».
Отец Всеволод предлагает разделять «Гаврилиаду» и «Сказку о попе…».
– В «Гаврилиаде» есть элементы кощунства. Нельзя осквернять священные имена и символы, а в «Гаврилиаде» эти моменты присутствуют. А вот критиковать духовенство можно и смеяться над бытовым устройством жизни – тоже.
Признаться в шалости
Пушкин отвечал: «1. Не мною. 2. В первый раз видел я «Гаврилиаду» в лицее в 15-м или 16-м году и переписал её; не помню, куда дел её, но с тех пор не видел её. 3. Не имею». Ответ следствие не удовлетворил. Потребовали объяснений – при каких обстоятельствах Пушкин поэму видел. Поэт ответил: «Рукопись ходила между офицерами Гусарского полка, но от кого из них именно я достал оную, я никак не упомню. Мой же список сжёг я, вероятно, в 20-м году. Осмеливаюсь прибавить, что ни в одном из моих сочинений даже из тех, в коих я наиболее раскаиваюсь, нет следов духа безверия или кощунства над религией. Тем прискорбнее для меня мнение, приписывающее мне произведение столь жалкое и постыдное».
Отказывался Пушкин от авторства и в частной переписке. Например, в письме к П. Вяземскому от 1 сентября 1828 г. он называл создателем поэмы другого, уже умершего человека: «Мне навязалась на шею преглупая шутка. До правительства дошла наконец «Гаврилиада»: приписывают её мне; донесли на меня, и я, вероятно, отвечу за чужие проказы, если кн. Дмитрий Горчаков не явится с того света отстаивать права на свою собственность».
Но следствие Пушкину не верило. Николай повелел «сказать ему моим именем, что, зная лично Пушкина, я его слову верю. Но желаю, чтоб он помог правительству открыть, кто мог сочинить подобную мерзость, и обидеть Пушкина, выпуская оную под его именем?».
Лгать императору поэт не решился. И написал царю: «Будучи вопрошаем Правительством, я не считал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объявляю, что «Гаврилиада» сочинена мною в 1817 году. Повергая себя милосердию и великодушию царскому есмь Вашего императорского Величества верноподданный Александр Пушкин».
Николай, получив письмо, поэта простил. «Мне это дело подробно известно и совершенно кончено», – такую резолюцию император наложил 31 декабря 1828 года.
Вопрос, таким образом, был закрыт.
Подозревать Пушкина в трусости оснований нет – он, как сказано, частенько ходил по краю. А чем было обусловлено поведение Александра Сергеевича – искренним раскаянием или желанием не рисковать по глупости – пусть каждый решает сам.
Ответь по-пушкински
Вся эта давняя история кажется вполне актуальной на фоне регулярных нынешних скандалов в связи с «оскорблением чувств верующих». Иногда (см. справку) под ударом оказываются и пушкинские произведения. Но думается, даже если что-то кому-то у великого поэта не нравится, спорить с Пушкиным можно лишь по-пушкински. Блестящий пример – возражение Александру Сергеевичу его современника, великого русского церковного деятеля митрополита Филарета (Дроздова). На стихотворение «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» Филарет отозвался: «Не напрасно, не случайно,/ Жизнь от Бога мне дана,/ Не без воли Бога тайной /И на казнь осуждена» (…).
Полностью не цитируем, но, поверьте, это хорошие стихи. Пушкин по крайней мере их оценил – и ответил Филарету: «Я лил потоки слёз нежданных,/ И к ранам совести моей/ Твоих речей благоуханных/ Отраден чистый был елей».
P.S. «Гаврилиада» была опубликована лишь после 1917 года.
А что же «дело Митькова»? Да ничего! Все обвинявшиеся были оправданы. Хотя, казалось бы, улики налицо – даже список крамольной поэмы приложен! Но, может, власть решила после декабристских событий не будоражить лишний раз общество – всё же дело не политическое? Или сочла, что свои грешки у каждого барина есть, и без крайней необходимости давать ход жалобам всяких дворовых не стоит?
Но дальше события повернулись неожиданно (или прогнозируемо?). Как только тучи рассеялись, отставной штабс-капитан Митьков, хоть и был братом декабриста, Денисова отправил на съезжую, где того высекли розгами. А затем сдал его с Ефимовым в рекруты. Известный историк Н. Эйдельман замечал, что Николай I тогда оказался перед дилеммой – доносчики должны быть поощрены, но права крепостника не должны быть затронуты.
Власти пытались обязать Митькова не наказывать «дворовых своих людей за сделанные ими показания». Николай собственноручно написал: «в рекруты не принимать». Митьков хладнокровно объяснил, что приказал высечь и отдать в рекруты Денисова и Ефимова, ещё не зная о высочайшем повелении. А «мера сия (это насчёт рекрутства) согласна была с собственным их желанием». Что ж, Денисов и Ефимов вполне могли сообразить, что сейчас им у обозлённого барина лучше не оставаться.
Николай «высочайше повелеть соизволил оставить их в военном ведомстве, но с тем, чтоб не были употреблены во фронтовую службу, a в нестроевую в каких-либо заведениях».
«Гавриилиада»: причины и следствие
200 лет назад Александр Пушкин написал скандальную поэму, за которую был допрошен и мог поплатиться каторгой
Текст: Яков Миркин, доктор экономических наук
Сюжет
Счастлив, конечно, но мог бы схлопотать Сибирь и каторгу за такие шалости.
Преступление
«Кто умышленно возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Присно-Деву Марию, или на Честный Крест, или на Святых Его Угодников, и будет в том совершенно обличен; тот подвергается лишению всех прав состояния, наказанию кнутом и ссылке в каторжную работу, а сверх того и публичному Церковному покаянию».
Пагуба! И она чуть не наступила. Семь лет спустя после сочинения, в июне 1828 г., «крепостные люди отставного штабс-капитана Митькова «принесли к Высокопреосвященному Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому прошение, что господин их развращает их в понятиях Православной, ими исповедуемой, Христианской веры, прочитывая им из книги его рукописи некое развратное сочинение под названием Гавриилиада, и представили Высокопреосвященному Митрополиту и ту самую книгу».
«Но так как Гавриилиада приписывалась Пушкину, то по Высочайшему повелению учреждена Комиссия, в которую вошли: граф В.П. Кочубей, граф П.А. Толстой и князь А.Н. Голицын». 4
Следствие
25 июля 1828 г. Первое заседание комиссии.
а) им ли написана поэма «Гавриилиада»?
в) имеет ли он у себя оную, и если имеет, то потребовать, чтобы он вручил ему свой экземпляр;
Представим только: высшие чины государства, по личному распоряжению императора, в созданной им комиссии, под страхом того, что можете лишиться всех прав состояния, а заодно отправиться на каторгу за юношеские шалости, совершенные 7 лет назад, задают вопросы в лоб: да или нет, было или не было? Как отвечать?
Пушкин обдуманно ответил: нет, нет и еще раз нет.
3-5 августа
2. В первый раз видел я «Гавриилиаду» в Лицее в 15-м или 16-м году и переписал ее; не помню, куда дел ее, но с тех пор не видал ее.
3. Не имею. 10 класса Александр Пушкин». 7
А что такое «10 класса?» Ничтожество в Табели о рангах. Коллежский секретарь, то же самое, что штабс-капитан в пехоте и лейтенант во флоте.
Не поверили. Императору доложено, императору этого мало.
12 августа
Указание П.А. Толстому:
«Государь соизволил, чтобы вы поручили военному генерал-губернатору, чтобы он снова, призвав чиновника X-го класса Пушкина, спросил у него, от кого получил он в 15-м или 16-м году. упомянутую поэму, изъяснив, что открытие автора уничтожит всякое сомнение по поводу обращающихся экземпляров этого сочинения под именем Пушкина; о последующем же донести Его Величеству». 8
Какой высочайший уровень общения!
А ответ Пушкина? Конечно, полная «несознанка»!
19 августа
«Рукопись ходила между офицерами Гусарского полку, но от кого из них именно я достал оную, я никак не упомню. Мой же список сжег я вероятно в 20-м году. Осмеливаюсь прибавить, что ни в одном из моих сочинений, даже из тех, в коих я наиболее раскаиваюсь, нет следов духа безверия или кощунства над религиею. Тем прискорбнее для меня мнение, приписывающее мне произведение столь жалкое и постыдное. 10 класса Александр Пушкин». 9
Ничего не помню, свой список сжег, никогда в духе безверия или кощунства над религией не писал. А «Гавриилиада» жалка и постыдна.
И кто посмеет упрекнуть его? Кто посмеет обвинить в том, что он сделал попытку повернуть авторство на кн. Горчакова, известного вольными стихами, прадеда Столыпина, умершего до того за четыре года?
«Мне навязалась на шею преглупая шутка. До Правительства дошла наконец «Гавриилиада»; приписывают ее мне; донесли на меня, и я, вероятно, отвечу за чужие проказы, если кн. Дм. Горчаков 10 не явится с того света отстаивать права на свою собственность. Все это не весело. «. 11
Его письма перлюстрировались, и это был отличный способ донести что-то до властей. «Пушкин. письма свои писал, зная, что они могут перлюстрироваться и перлюстрируются на почте. иногда он позволял писать себе откровенно по почте именно в расчете, что письмо будет прочитано посторонними лицами помимо адресата. «. 12
28 августа
Продолжать расследование! Пусть скажет, кто, в самом деле, автор! На показании Пушкина императором «начертано»:
«Г. Толстому призвать Пушкина к себе и сказать ему моим именем, что, зная лично Пушкина, я его слову верю. Но желаю, чтобы он помог Правительству открыть, кто мог сочинить подобную мерзость и обидеть Пушкина, выпуская оную под его именем». 13
Самое смешное, что у Пушкина и Николая I были общие правнуки (по линии внучки Пушкина, Софии де Торби). И праправнуки. Неисповедимы пути Господни!
2 октября 14
Еще один круг. Толстой призвал Пушкина и «потребовал от него, чтобы он, «видя к себе благоснисхождение Его Величества, не отговаривался от объявления истины, и что Пушкин, по довольном молчании и размышлении, спрашивал: дозволено ли ему написать прямо Государю Императору и, получив на сие удовлетворительный ответ, тут же написал Его Величеству письмо и, запечатав оное, вручил Графу Толстому». 15
Не распечатывая письмо, Комиссия передала его Николаю I.
На этом вся история подходит к счастливому концу. Комиссия с облегчением заключила, что «может быть впоследствии, при продолжении наблюдения и разысканий, можно будет открыть сочинителя сего гнусного творения». 17
Приговор
31 декабря 1828 г.
А вот и точка. Есть резолюция Николая I на докладной записке: «Мне это дело подробно известно и совершенно кончено. 31 декабря 1828 г.». 18
А вот еще одно свидетельство: «Гавриилиада» Пушкина. Отпирательство. Признание. Обращение с ним государя». Это запись, продиктованная Голицыным, членом Комиссии. 20
«Сам Пушкин позднее, как говорят, не терпел даже упоминания в своем присутствии об этой поэме». 21 И истреблял ее списки. 22
Но рукописи, тем более божественные, не горят.
И остаются свидетельством того, как мы, увы, взрослеем. Как становимся консервативнее и осмотрительнее, как начинаем строить опасливые отношения с государством, утрачивая юношескую бесшабашность. И как же ее жалко! Этой бездумности, этого поношения всех и вся, этой полной уверенности, что именно с нас все начинается заново!
Мария и ее младенец для всех священны. Были, есть и будут.
Защитительная речь
Не бойтесь смеха! Не вздумайте лишь бить челом! Не нужно только сморщенных лиц!
«Огонь любви в лице ее разлился, и нежностью исполнилась душа». Что может быть лучше этой радости?