гатчинский монах что случилось
Шок и ужас: семья из Гатчины о скандале во время крещения ребенка
Сегодня епархия провела встречу с жительницей Гатчины Анастасией Алексеевой. Встречу организовали в РПЦ после скандала с крещением в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге.
Епархия уже принесла свои извинения семье Анастасии. Но до сих пор так и непонятно, что именно стало причиной неадекватного, по мнению родственников, поведения игумена Фотия. Священник грубо окунал ребенка и несколько раз ударил его о купель.
Мама годовалого Демида до сих пор с трудом подбирает слова, чтобы описать увиденное во время обряда крещения. Первые секунды шок и оцепенение. Когда пришла в себя, сразу постаралась забрать ребенка. Но оказалось, что клирик не был готов отпустить его до того, как завершит ритуал.
Анастасия Алексеева, мать ребёнка: «Он повернулся к нам и спросил, зачем мы крестим такого большого ребенка. Мол, с ним очень сложно справляться. Он прямо сказал, что у него были дети, которые бились головой и обсирались».
Этот индивидуальный обряд обошелся в 3500 рублей. Сколько же потрачено нервов, в семье сейчас даже не берутся сказать.
Шамиль Шамсудинов, дед ребенка: «То видео, которое я записал, это жуткое зрелище. У меня руки задрожали, когда я это увидел».
Инцидент, шокировавший общество и соцсети, произошел в стенах храма Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге. И, как выяснили сами родители уже после обряда, этот храм для игумена Фотия (в миру Василия Нечепоренко) уже далеко не первое место службы. Ранее жалоб и инцидентов его переводили из Петербурга во Всеволожский район области, а затем уже оттуда в Гатчину, передает корреспондент НТВ Эдмунд Желбунов.
Бес попутал: в Гатчине злой игумен травмировал малыша во время крещения
Мама годовалого Демида, пострадавшего от рук агрессивного священника в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Гатчине, поделилась с «Мегаполисом» подробностями инцидента.
Крещение проходило днем в субботу, 10 августа. Родители малышей, которых крестили в церкви, снимали таинство на видео. Сделанные ими кадры шокируют. Запись опубликовала на своей странице «ВКонтакте» одна из мам, присутствовавшая во время обряда.
Ребенок получил травмы – ушибы и ссадины. При этом родители заплатили храму за проведение обряда немаленькие деньги.
Мать пострадавшего ребенка, жительница поселка Новый Свет Гатчинского района Анастасия Алексеева, обратилась с заявлением в полицию.
В интервью «Мегаполису» Анастасия рассказала, что отец Фотий, прежде чем начать обряд, поинтересовался у родителей и крестных малыша, знают ли они наизусть молитву «Отче наш» и причащались ли они. Все четверо ответили отрицательно, и это вывело батюшку из состояния равновесия. Он обозвал родителей и крестных чертями, стал возмущаться, зачем они пришли в храм и какую веру они собираются прививать ребенку.
Тем не менее, после этого отец Фотий все же приступил к обряду. По словам Анастасии, с самого начала он вел себя с ребенком грубо. Когда же дело дошло до погружения малыша в купель, мама поняла, что Демид захлебывается. Она рванулась к священнику и попыталась отнять у него ребенка, но он отстранился и прикрикнул на нее: «Отойди!» Что происходило дальше, можно увидеть, пересмотрев видео.
Завершив эту часть таинства, Фотий повернулся к прихожанам и прочел им гневную проповедь о том, что крестить детей нужно в более раннем возрасте, «когда с ними проще справиться», а не тогда, когда им уже исполнился год. После этого он продолжил крещение, однако маленький Демид, обидевшись на неадекватного батюшку, кричал и пытался вырваться из его рук.
Скандала в Гатчине можно было избежать: Почему Церковь запрещает крестить детей формально
Гатчинский священник, грубо и насильно крестивший ребёнка, решением Епископа отстранён от служения на время разбирательства. Руководитель религиозной редакции телеканала Царьград Михаил Тюренков уверен, что скандала можно было избежать. Он напомнил, почему Церковь запрещает крестить детей формально, и что должны помнить родители и крёстные, приступая к Таинству.
В минувшие выходные соцсети облетела видеозапись, сделанная в Мариенбургской церкви в Гатчине. Игумен Фотий (Василий Нечепоренко) крестил годовалого ребёнка, силой погружая его в крестильную чашу, в том числе вниз головой. Он проигнорировал крики ребёнка и не позволил матери забрать и успокоить малыша.
Мать мальчика Анастасия Алексеева обратилась с жалобами в полицию и в епархиальное управление. Уже вечером воскресенья, 11 августа, на сайте Гатчинской епархии появилось сообщение о запрете священника в служении на один год. Ему запрещено носить рясу и крест, совершать богослужения и Таинства и преподавать богословие.
Архиерей выразил сочувствие родителям и восприемникам ребёнка и извинился за поведение клирика.
По его мнению, «это духовенство может разбираться» в том, как следует совершать Таинство Крещения. Бывший игумен настаивает на том, что он выполнял свой пастырский долг, и обвиняет родителей малыша в том, что они «далеки от церковной жизни».
При этом запрещённый в служении священник признал, что в его практике такие инциденты происходят регулярно. Нечепоренко настаивает, что «ничего экстраординарного не произошло», и сослался на свой 26-летний опыт в священном сане.
Известно, что один из крёстных малыша до начала Таинства не смог наизусть прочитать «Отче наш».
Руководитель религиозной редакции телеканала Царьград Михаил Тюренков полагает, что случившееся в Гатчине, к сожалению, отражает постсоветскую церковную ситуацию. Когда, с одной стороны, многие люди относятся к православным Таинствам как к формальным обрядам, а с другой, некоторые священнослужители пренебрегают каноническими правилами совершения важнейшего из церковных Таинств, Святого Крещения, приводящего человека в Церковь.
Кураев: Монах из Гатчины хотел провести традиционное крещение, но не подготовился к этому
13 августа 2019, 14:10
Игумен Фотий, который хотел провести крещение ребёнка в соответствии с древней традицией, должен был подготовить купель побольше либо направить родителей в специальный храм. Такое мнение Общественной службе новостей высказал православный миссионер, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ протодиакон Андрей Кураев.
В городе Гатчина в Ленниградской области во время крещения годовалого ребёнка священник проявил излишнюю настойчивость. Во время осуществления ритуала малыш начал плакать, чем вызвал повышенное волнение матери, находившейся рядом. Та попыталась вмешаться и прервать крещение. Однако игумен Фотий, который проводил требу, постарался довести процедуру до финала даже после того, как мать решила забрать ребёнка у него из рук.
– Оценку действиям этого священника уже епархия дала: он теперь не может служить, – сказал Кураев.
Протодиакон добавил: «Что ещё более важно: никто из официальных спикеров Патриархии не попробовал сделать из него героя веры. А осудили его вполне ясно и официально на самых высоких уровнях».
Священник объяснил, в чём он видит причину действий отца Фотия: «В то же время, сам игумен считал, что он действовал в соответствии с глубокой верой. Потому что, по его суеверию, действительно только крещение, если человека с головой окунули в купель. Это правда. Это древняя традиция, библейская. Именно так и должно было быть».
– Но при этом, если ты действительно желаешь так сделать, то для этого надо создать определённые условия, – продолжил собеседник.
Кураев объяснил, что он имеет в виду: «В храмах, где практикуется подобное крещение специально стоится баптистерий: бассейн со ступеньками, с тёплой чистой водой, в отапливаемом помещении, куда не страшно войти и священнику, и детям, и взрослым».
По мнению эксперта было много иных вариантов действий в сложившихся условиях: «Была заявка, что надо малыша крестить. Священник подумал, что месячный или полуторамесячный малыш. Потому что обычно крестят в возрасте 40 дней. А оказалось, что уже годик человечку. В таких случаях есть три варианта.
Первое. Сказать: «Извините, в нашем храме это уже невозможно. Поздравляем, что у вас крепкий замечательный малыш. Вот вам адрес другого храма, где есть баптистерий, деньги из кассы вам вернут».
Второй вариант. Попросить технический персонал храма найти и принести купель большего объёма, куда годовасик мог бы поместиться.
Третий вариант: поместить малыша туда ножками, а сверху из ковшика или рукой облить его водой. Так называемое «обливательное крещение».
– Этот игумен считал, что обливать нельзя, а ничего остального не сделал. В итоге попробовал упаковать годовалого человечка в купель для полуторамесячного. Понятно, то из этого вышло, – посетовал эксперт.
Кураев дал собственную оценку произошедшему: «Это глупость со стороны священника, несомненно. Вы знаете, церковные правила, ведь, не зря запрещают монахам крестить и венчать. Отчасти это и потому, что у такого человека нет опыта общения с малышами. Поэтому им не стоит вести эту требу».
Напомним, что, по мнению настоятеля храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот протоиерея Всеволода Чаплина, священник из Гатчины, пытаясь соответствовать канону, не учёл житейских факторов и проявил грубую силу там, где надо было просто успокоить ребёнка.
«Крестить нельзя утопить»: Неприятный урок гатчинского инцидента
Запрещение в служении игумена Фотия (Нечепоренко) за неблагоговейное совершение Таинства Крещения должно стать уроком не только для тысяч православных священников, но и для миллионов верующих
Мариенбургский Покровский храм города Гатчина. Священник берёт на руки годовалого младенца и собирается совершить Таинство Крещения. Взволнованный младенец кричит и вырывается, купель очевидно мала, священник силой пытается погрузить сопротивляющегося ребёнка, но безуспешно, мать начинает вырывать младенца из рук священника, тот уверяет, что знает своё дело, и начинается чуть ли не потасовка.
Итог: скандал на всю страну. Ищущие повод нашли очередную возможность поглумиться над Русской Православной Церковью, а в самой Церкви обострились дискуссии о том, как вообще корректно совершать Таинство Крещения. Ну и вполне закономерное запрещение в служении священнослужителя, не просто неблагоговейно совершавшего это великое Таинство, приводящее людей в Церковь, но и оказавшегося неспособным избежать конфликта.
Как уже писал Царьград, конфликта можно было избежать. Для этого было достаточно крестить подросшего младенца не в купели для новорожденных, а в более крупной купели или баптистерии, специально оборудованном для крещения взрослых. И что очень важно: необходимо более серьёзное собеседование с родителями и восприемниками (крёстными) ребёнка.
К сожалению, в данном случае совпали некомпетентность и некорректность в поведении с обеих сторон. За это клирик получил заслуженное наказание от священноначалия, но что самое страшное, многие далёкие от Церкви люди могут ещё сильнее отдалиться от Православия.
О том, как не допустить подобное впредь, мы побеседовали с давним другом телеканала «Царьград», настоятелем юрьевского Михаило-Архангельского мужского монастыря, заместителем председателя Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Александровской епархии игуменом Афанасием (Селичевым), служащим в священническом сане без малого три десятилетия и прекрасно знакомым с практикой совершения Таинства Крещения.
Царьград: Отец Афанасий, кадры случившегося в Гатчине шокировали многих. Но почему так получилось, что великое церковное Таинство, событие, торжественное для каждого христианина, привело к скандалу и запрету игумена Фотия в священнослужении?
Игумен Афанасий (Селичев). Фото из личного архива отца Афанасия. Фото: pravoslavie.ru
Игумен Афанасий (Селичев): Первое и главное: если родители принесли крестить своего младенца, они априори должны доверять священнику, который будет совершать Таинство. Не буду оправдывать игумена Фотия, но кадры любительской видеосъёмки говорят о том, что к Таинству Крещения неблагоговейно, без надлежащего благорассуждения отнеслись все.
Конечно, мать младенца понять можно: она встревожена. И было бы ненормально, если бы было иначе. Но именно поэтому с древних времён существует церковное правило, согласно которому матери не допускались к Таинству Крещения своих детей. Да, со временем этого правила практически перестали придерживаться, но в наше время, когда большинство современных родителей мало знакомы с жизнью Церкви, её вероучением и богослужением, оно по-прежнему актуально.
А потому поведение матери гатчинского младенца, начавшей отбирать ребёнка у священника, а затем написавшей на него заявление в полицию, очевидно, усугубило инцидент, сделав его скандалом всероссийского масштаба. Ну и, конечно, то, что видеозапись произошедшего была опубликована, наглядно говорит о негативном отношении участников произошедшего к самой Церкви.
Ц.: Что парадоксально, они ещё и возмущены тем, что священник упрекнул их в незнании Молитвы Господней («Отче наш») и неучастии в церковной жизни?
Отец Афанасий: Строго говоря, крестить младенцев, у которых ни родители, ни восприемники не живут церковной жизнью, вообще нельзя. В последнее время Святейший Патриарх Кирилл и другие архипастыри нашей Церкви много говорили о необходимости подготовки к Таинству Крещения. А потому без подготовительных огласительных бесед сейчас практически не крестят. Видимо, в данном случае священник отнёсся к этому формально. Упрекнул, но крестить согласился. Что в значительной степени и спровоцировало скандал.
Ц.: И конечно, проблема была не только в этом, но и в практической невозможности крестить годовалого младенца в маленькой купели?
Отец Афанасий: Да, это очевидно. И здесь есть в чём упрекнуть священника: он должен был понимать, что в подобной купели такого ребёнка крестить полным погружением очень сложно. Что и привело к применению им силы.
Вообще у опытного священника должны быть навыки, как вести себя в такой ситуации. А потому странно, почему отец Фотий так себя повёл. Но, повторюсь, именно поэтому не хочется его оправдывать.
Фото: pravoslavie.ru
Ц.: В итоге многие, кто обсуждают сейчас случившееся, уверяют, что необходимо было крестить не погружением, а обливательно. Это вообще допустимо?
Отец Афанасий: В разные времена в Церкви по-разному относились к такой практике. Знаменитое 50-е апостольское правило тут очень строго, оно говорит о возможности крестить только в три погружения. Хотя во все времена оговаривалась возможность крестить обливательно или даже окропительно в крайних случаях, что называется, «страха ради смертного».
В западной, католической практике обливательное крещение постепенно вытеснило погружательное. Потом это проникло в греческую, малорусскую, а с конца XVII века и общерусскую церковную практику. Хотя те же старообрядцы всегда крайне негативно относились к этому, настаивая, что обливательное крещение – это вовсе не крещение. Как известно, сейчас это – один из главных вопросов, в которых у нас со старообрядцами нет единства.
Но в то же время к практике обливательного крещения критически относились и многие «новообрядцы». Так, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский, требовал от своих священников, чтобы те крестили только в три погружения, а приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II настаивал, чтобы во всех храмах Русской Православной Церкви были оборудованы баптистерии для погружательного крещения взрослых.
Но вообще это очень сложный богословско-сакраментологический и церковно-исторический вопрос, который нельзя решить в ходе споров в интернете. Здесь стоит привлекать специалистов, в том числе старообрядческих, а окончательное решение может выносить только Архиерейский или даже Поместный Собор всей Русской Православной Церкви. Повторюсь: после очень серьёзной экспертной дискуссии.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Фото: pravoslavie.ru
Ц.: Но вернёмся к гатчинскому инциденту. Почему, на Ваш взгляд, случившееся столь широко обсуждают (и осуждают), в том числе, радикально далёкие от Церкви люди?
Отец Афанасий: Причина одна: желание определённых кругов в очередной раз выступить против Церкви. Мол, вот они какие, церковники, ретрограды и черносотенцы! Им бы только покалечить и утопить ребёнка. Скандал раздут по вражьему наущению и используется антицерковными силами в их борьбе против Православия.
Ц.: Меньше всего хотелось бы искать в этом виновных, но что стоило бы пожелать уже запрещённому в служении отцу Фотию и другим священнослужителям, в первую очередь, совсем молодым, которые могут столкнуться с подобной ситуацией?
Отец Афанасий: В первую очередь, здравомыслия и благорассуждения. Это – главная христианская добродетель, без которой многие другие добродетели могут не принести пользы, а могут быть и во вред. Что мы и видим в гатчинском случае.