гастрономический бум что это
Хроники гастрономической революции
Photo: Дмитрий Ермаков / Агентство городских новостей «Москва»
Московский гастрономический бум, который случился в городе за пятилетку — с 2010 по 2015 год, стал неожиданностью для многих, в первую очередь — для профессиональных рестораторов, привыкших жаловаться на то, что «все не то и не так». Московская ресторанная жизнь перестала быть «для богемных и богатых». Теперь она — для любознательных. А также — для мясоедов и вегетарианцев. И одновременно с этим — для любителей «бруклинских двориков», для ностальгирующих по советским рюмочным, для активно пьющих и никогда не спящих, для тех, кто с закрытыми глазами может отличить кухню севера Китая от кухни юга, и для тех, кто любой еде предпочитает бургер с картошкой фри. Короче, для всех.
С ресторанной жизнью Москвы за последние пять лет случилось что-то необычайное — она превратилась в главную городскую достопримечательность и главное развлечение жителей города, и это несмотря на санкции и кризис. Сегодня в Москве можно найти вкусный хлеб, крафтовое пиво, приличное фермерское мясо и молочные продукты. Даже не самые искушенные горожане пару раз в год оказываются на каком-нибудь гастрономическом фестивале — чтобы попасть туда, можно даже не делать ничего специально: на основных центральных рынках то и дело проходят «недели урожая», в городских парках проводят то «фестиваль уличной еды», то «ярмарку местных продуктов», то еще какой-то подобный съезд фургончиков с едой и молодых продавцов-энтузиастов. Секретные ужины и вечеринки с барбекю на задворках офисных лофтов, обеды при участии звездных шефов в ресторанах и кафе, куда надо заранее покупать билет, секретные бары и полусекретные этнические места — все то, про что раньше рассказывали, посетив Берлин, Амстердам или другую европейскую столицу, теперь есть и в Москве. И выглядит, работает и развивается ничуть не хуже, чем за границей.
Один из первых масштабных фермерских фестивалей в Москве устраивало в 2010 году на Дорогомиловском рынке российское отделение международной организации SlowFood «Улитка». Еще тогда идеолог движения Виктор Майклсон предрекал грядущий гастрономический бум, обещая, что через пять-десять лет в Москве «будут гурманы, рестораны, молодежь, которая отличает вкус, молодежь, которая понимает, что такое вкусно».
Главным событием, навсегда изменившим гастрономическую культуру Москвы, стал международный фестиваль Omnivore. Впервые он прошел в Москве в апреле 2011 года и определил формат множества фестивалей-последователей, которые сейчас проходят в Москве один за другим. В сентябре того же года в парке Горького прошел первый фестиваль журнала «Афиша—Еда», который, как и Omnivore, с этого момента стал ежегодным мероприятием, видоизменяясь и обрастая публикой, гостями и мастер-классами.
Одним из важных последствий крупных фестивалей стало принципиально новое отношение публики к поварам: сегодня профессиональные шефы — это рок-звезды. Они привлекают гостей не меньше, чем селебрити, открывающие заведения «со своим лицом». Братья Березуцкие, Владимир Мухин, Адриан Кетглас, Вильям Ламберти, Глен Баллис, Дмитрий Зотов и Антон Ковальков — список тех, кого нынешняя ресторанная публика знает по именам и за кем пристально следит, довольно длинный. Рестораторы готовы прислушиваться к их идеям, открывая новые места не по принципу работающего формата, а в соответствии с концепцией, продиктованной кухней.
Помимо больших событий, больших профессионалов и больших звезд, огромную роль в гастрономической судьбе города сыграли юные рестораторы-самоучки, внезапно вставшие в один ряд с игроками индустрии со стажем. Во многом именно благодаря им сегодняшний ресторанный ландшафт Москвы получается таким разнообразным. В начале пятилетки ресторанного бума они сидели в первых рядах на выступлениях зарубежных шефов, затем — пробовали себя в роли поваров или генераторов новых концепций на «Городском маркете еды», объединяющем непрофессиональных фуд-энтузиастов. А потом они начали проникать в индустрию, исследуя ее и изменяя по своим правилам. Именно они предложили новый тип ресторана — авторского места, где все сосредоточено вокруг еды, с небольшим меню, чаще всего основанным на одном ключевом продукте или идее.
Так, Мария Максименко и Ксения Алексеева, приехавшие в Москву с Дальнего Востока, фантастическим образом наладили регулярные поставки в город крабового мяса, когда с ним испытывали перебои профессиональные рестораторы с многолетним стажем. За их рисовыми лепешками с крабом на каждом «Маркете местной еды» летом 2013 года стабильно стояла очередь. В сентябре 2013-го девушки открыли свое кафе в Калашном переулке с минималистичным интерьером и хитами азиатской кухни в меню. Кухню в Crabs are Coming возглавляет шеф с корейскими корнями Роман Квон, выпускник лондонской школы Le Cordon Bleu. Через год после открытия кафе в его подвале заработал бар Drink Your Seoul, куда ценители приходят не только за коктейлями, но и за первоклассными закусками авторства того же шефа.
Другие выходцы «Маркета еды», у которых все получилось, — команда The Burger Brothers. Начав с фестивальной активности и спонтанных бургерных вечеринок, они за несколько месяцев обросли армией поклонников, организовали доставку из киоска на «Красном Октябре» и открыли полноценное и вполне успешное кафе в месте, куда не встал бы ни один ретроградный профессионал-ресторатор из нулевых — под лестницей в офисном здании на задворках у метро «Маяковская». Год спустя The Burger Brothers обзавелись еще одним филиалом на «Красном Октябре», добавив к своему небольшому, но безупречному бургер-меню аккуратную коктейльную карту.
Еще одна история — это еда не в ресторанах, а на закрытых обедах или ужинах, на которые записываются заранее. Мода началась с проекта секретных ужинов Stay Hungry: начав с еженедельных полудомашних посиделок в просторной гостиной на Никитском бульваре, для которых готовили друзья, увлеченные кулинарией, основательницы проекта вырастили вокруг Stay Hungry сообщество в несколько тысяч человек и пригласили готовить на своей домашней кухне почти всех селебрити-шефов, а в 2016-м запустили ресторан «Искра» на Покровке. Пожалуй, именно «Искру» можно считать квинтэссенцией и символом ресторанной революции: короткое меню, в основе которого один продукт — курица. Здесь сами пекут хлеб, трепетно относятся к кофе и в дополнение к еде предлагают небольшую коктейльную карту — в ней всего четыре коктейля на основе игристых вин.
Безусловно, все прошедшие пять-шесть лет не состояли для московских рестораторов из радужных дней славы и успеха. По-прежнему есть и продуктовые санкции, и борьба с летними верандами, несовершенство законов, регламентирующих выездную, уличную торговлю, и запредельные цены на аренду, и влиятельные местные жители, которые могут при желании закрыть любое неприятное место по соседству. Но сегодняшняя ресторанная Москва постоянно меняется: появляются новые места, новые люди, новые лица и новые правила. Из чего можно сделать вывод, что пациент, однозначно, жив.
Гастрономический бум: чем будут кормить на Российском ресторанном фестивале
В мае в Россию придет не только долгожданное тепло, но и гастрономическая лихорадка — в стране впервые пройдет Российский ресторанный фестиваль. Участвовать будут почти все крупные города: Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар и Ростов-на-Дону. В каждом из них к фестивалю подключатся несколько десятков ресторанов.
Число гастрономических изысков, которые ждут гостей фестиваля, зашкаливает. Так, шеф-повар екатеринбургского «26/28» Владимир Олькиницкий составил фестивальный сет из сельди с пюре из лука, говядины с черемшой, козленка с картофелем и безе из кваса. В новосибирском «СибирьСибирь» будут подавать пельмени с косулей, а в ростовском «Гавроше» — тартар из креветок с томатами и соусом из маракуйи. А один из лучших шеф-поваров России Дмитрий Блинов приготовит в питерском TarTarbar севиче из тунца с помидорами, сливочный биск с креветками и чили и телячьи щеки с сабайоном из пармезана или чернослив в вине с маскарпоне.
«Фестиваль даст новый импульс для внутреннего гастрономического туризма – ведь в каждом городе, помимо достопримечательностей, есть и знаковые шеф-повара», — отмечает соорганизатор фестиваля Александр Сысоев. Российский ресторанный фестиваль пройдет с 1 по 20 мая во всех городах-участниках, кроме Санкт-Петербурга, — здесь он продлится до 30 мая.
«Братская могила» или отличная реклама: зачем в ресторанах постоянно проводят фестивали
Фестивали африканской кухни, южноамериканских вин, немецких сосисок, зернового кофе, северной рыбы и даже пьемонтского трюфеля — какие только мероприятия не проходят в ресторанах в крупных городах России. У человека, далекого от чревоугодия и вечного гедонизма, количество новостей в СМИ и постов у лидеров мнений, посвященных гастрономическим фестивалям, порой вызывает недоумение: кому и зачем нужны все эти сеты? Собственно, и журналисты, когда слышат, что у Российского ресторанного фестиваля — самого масштабного для нашей страны гастрономического события — появилось новое подразделение, начинают сомневаться, что подобные инициативы нужны как гостям, так и владельцам заведений. Forbes Life вместе с рестораторами и организаторами фестивалей разбирается, зачем такие мероприятия нужны.
Что такое гастрономический фестиваль
В 2005 году Игорь Губернский организовал в столице первый Московский гастрономический фестиваль, главной задачей которого было рассказать и показать, как развивается в Москве ресторанная индустрия. Благодаря Губернскому появились первые рейтинги лучших ресторанов столицы, прошли первые гастрономические премии и случился бум справочников общепита. Но вся эта активность ограничивалась Москвой, пока другие города России тоже старались развивать гастрономию.
Хороший фестиваль направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии
В мае 2017 года Александр Сысоев, гастрономический энтузиаст и основатель телеграм-канала «Сысоев FM», провел свой первый Российский ресторанный фестиваль. Тогда участниками акции стали Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург и Казань. В октябре того же года Сысоев провел второй фестиваль, охватив сразу 11 городов России. Стало понятно, что этот формат в нашей стране работает как для ресторанов, так и для гостей. Со временем самостоятельные гастрономические фестивали по модели РРФ появились и в других регионах, до которых Сысоев пока не добрался, например «Есть что поесть» в Туле и «Крым на тарелке» на одноименном полуострове.
Суть классического гастрономического фестиваля в следующем: организатор предлагает заведениям придумать емкое сет-меню из пяти-семи блюд по фиксированной стоимости, которая будет выгоднее обычных цен на постоянные позиции в ресторане. То есть если в среднем горячее блюдо в этом месте стоит 1000 рублей, в рамках фестиваля оно должно стоить на 15-20% дешевле, чтобы гость четко понимал, в чем преимущество сета. При этом в большинстве случаев хороший фестиваль в первую очередь направлен не на получение прибыли, а на продвижение и развитие индустрии.
За время мероприятия заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей.
Участие в любом фестивале для ресторанов бесплатно. Как правило, даже печать специальных сет-меню на себя берет организатор, который и получает деньги от партнеров. Часть этих доходов идет непосредственно на обеспечение мероприятия — печатные материалы, депозитные столы для лидеров мнений и журналистов, организация выступлений спикеров и музыкантов, если они предусмотрены. При этом все деньги, полученные от гостей фестиваля, каждый ресторан оставляет себе. За время мероприятия, по оценке Сысоева, заведение может получить в среднем 400-600 новых гостей. Прибыль организатора от одного фестиваля может составлять примерно от 400 000 до 600 000 рублей, но это редкость. Александр предполагает, что в рамках «РРФ Новые имена» он заработает меньше, примерно 340 000 рублей, и считает, что это хороший результат, потому что его в жизни бывали и убыточные фестивали.
«Бизнес-модель фестивалей очень проста. Мы находим партнера, спонсора (как правило, это алкогольные бренды и крупные компании федерального уровня, например, текущий фестиваль РРФ поддерживают Courvoisier и МТС. — Forbes Life), который поддержит наши начинания, потому что наша миссия совпадает. Мы хотим, чтобы люди чаще ходили в рестораны, чтобы заведения и гастрономия активнее присутствовали в жизни россиян. И я честно скажу, что РРФ — это не очень прибыльный проект. Он про идею. Благодаря фестивалям, сотни тысяч россиян впервые пошли в хорошие дорогие рестораны или открыли для себя совершенно новые места. Многие наши соотечественники до сих пор боятся или стесняются ходить в рестораны. Мол ресторан — это блажь, это понты, это неприлично. Я сам слышал, как люди выслушивают чью-то историю о походе в заведение, а потом спрашивают: «А почему вы дома не могли поесть?», — рассказывает Александр Сысоев.
Есть на рынке российской гастрономии и немного другая модель заработка на фестивалях. Например, организаторы шоу Gastreet, которое проходит в Сочи, продают билеты для всех желающих попробовать блюда от шефов и послушать мастер-классы рестораторов. На ближайший фестиваль билеты стоят от 10 000 до 190 000 рублей. Мероприятия «Афиша Еда» или такие события, как Italian Week Festival, проходят в формате поп-ап гастромаркетов. На несколько дней или на неделю в одном из городских общественных пространств появляется большой рынок с десятками ресторанных корнеров. Застраивать такие временные лавки владельцы заведений должны за свой счет. И единственная прибыль, которую они получат от фестиваля, это деньги, которые гости мероприятия заплатят за еду. Кому-то удается продать много блюд, кто-то остается в минусе. Организаторы же получают прибыль от продажи билетов, которые обычно стоят несколько тысяч рублей.
Зачем рестораны участвуют в фестивалях
По мнению Марии Тюменевой, основательницы и управляющего партнера коммуникационного агентства «Аппетитный маркетинг», для любого ресторана повод принять участие в фестивале — это возможность привлечь новую аудиторию и дать дополнительное развлечение для постоянной аудитории. «Рестораторы оценивают, насколько концепция фестиваля соответствует концепции их заведения, анализируют, насколько мероприятие резонансное и обсуждаемое, и принимают решение об участии. Потому что если фестиваль не поможет привлечь новую аудиторию, это совершенно бессмысленная затея», — считает Мария.
Сысоев с этой позицией согласен. «На мой взгляд, фестиваль — это легкий и быстрый способ для ресторана рассказать о себе. Особенно если мы говорим про новые заведения, которым посвящен мой последний фестиваль «РРФ Новые имена», который проходит сейчас, вплоть до 5 июня. Они получают сразу большую огласку, намного больше пиара и упоминаний в новостях, чем обычно». Александр считает, что многим заведениям пришлось бы очень долго биться и тратить много денег, чтобы рассказать огромной аудитории о себе. Вместо этого они могут просто принять участие в крупном фестивале, который получит сразу всю необходимую поддержку.
Дима Орлянский, основатель Moriarty Bar&Kitchen, который участвует в акции Сысоева, тоже считает, что фестиваль — это крутой и удобный способ рассказать о своем заведении огромному количеству гостей в удобном формате, через составленный шефом сет. Он уверен, что для гостей это возможность за небольшие деньги в течении нескольких недель заняться гастрономическим туризмом внутри своего города. «О каких-то местах люди еще даже не слышали, а в какие-то места не позволяли себя пойти из-за высокого чека заведения. Фестиваль открывает заведения для всех желающих, — комментирует участие Дима.
Доминик Раманаускас, сооснователь Mates, убежден, что такие проекты — двигатель роста ресторанной индустрии, а Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, добавляет, что фестиваль — это отличная возможность еще и для шефа. Он может создать новые блюда и рассказать о своей работе и концепции заведения через полноценный сет.
Что фестивали дают гостям ресторана
«Если фестиваль действительно соответствует концепции заведения и все выглядит органично, то гости очень хорошо реагируют на такую инициативу. Это ведь дополнительная мотивация посетить самое любимое место, в котором вы уже пробовали все. Даже если я знаю все позиции в меню, я смогу попробовать что-то новое. Например, наше агентство «Аппетитный маркетинг» каждый январь проводит фестиваль завтраков BreakFest. У людей на праздниках много свободного времени, чтобы ходить в новые места и дегустировать новые блюда по выгодным ценам. Но если, например, очень дорогой ресторан будет продавать сет за 1000 рублей или, наоборот, простое кафе будет навязывать предложение за 5000 рублей, это вызовет у постоянных посетителей лишь раздражение и привлечет совершенно не ту аудиторию. В итоге это будет совершенно не выгодный проект», — рассуждает о выгоде гастрономических фестивалей для посетителей Мария Тюменева.
Заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана
Илья Киселев, маркетинг-директор 354 Restaurant Group, подчеркивает, что заведения, которые входят в их ресторанную группу, участвуют в фестивалях именно для того, чтобы гости могли по доступной цене расширить свои гастрономические горизонты, не выезжая за пределы страны, и попробовать крутые и дорогие блюда. Сысоев согласен, что это и есть главная задача РРФ. Александр объясняет, что, заказав один сет, гость может попробовать сразу все ключевые для шефа позиции и понять концепцию ресторана. И это будет намного выгоднее, чем просто сходить в ресторан: «Организатор фестиваля всегда отслеживает цены на сет. Я честно скажу, что когда у нас был основной РРФ, который проходит в 35 городах и в 550 ресторанах, мы допускали ошибки. Иногда упускали, что какие-то заведения делали сеты слишком дорогими. И нам писали гости ресторанов, что, например, скидка на блюда через сет равняется всего лишь 5%, например. Это очень мало. И мы тогда связывались с рестораном и просили либо увеличить скидку и снизить цену, либо добавить в сет еще одно блюдо».
В то же время бывают фестивали, которые направлены не на привлечение новой аудитории или снижение стоимости блюд, а на поддержание отношений с постоянными гостями, которые просто заскучали от основного меню. Например, агентство «Аппетитный маркетинг» проводит в Ростове, Краснодаре и Сочи фестиваль южной кухни именно в межсезонье, когда нет туристов. Главная задача — привлечь внимание постоянной аудитории, которая хочет новых эмоций и впечатлений. «Лояльные гости приходят в рестораны пробовать новые блюда, которые появились на ограниченный период времени, и это отличная мотивация выбраться из дома и вспомнить про любимое заведение», — объясняет Тюменева.
Как выбрать, в каком фестивале принять участие
Главная задача любого подобного мероприятия — это дополнительные охваты и упоминания в медиа и социальных сетях. Поэтому Тюменева считает, что важно смотреть, сколько ресторанов участвует в фестивале. Если их слишком много, есть риск, что мероприятие будет братской могилой — участники получат в прессе гигантское перечисление всех подряд в столбик, который потенциальный гость даже не дочитает. А медиа будут упоминать только самые известные и успешные заведения, игнорируя новичков. «Рестораторы, прежде чем принять участие в фестивале, должны плотно общаться с организатором, задавать вопросы о том, что они получат за участие, какая будет поддержка», — говорит Мария.
Чтобы решить проблему новичков, которых медиа зачастую игнорирует, отдавая предпочтение проверенным масштабным ресторанам, Сысоев и создал новое ответвление РРФ. Он объясняет, что «Новые имена» — еще один вектор РРФ, который, по сути, является социальным проектом. По мнению Александра, сейчас очень важно поддерживать владельцев, которые после локдауна решились открыть рестораны, потому что эта индустрия пострадала в период строгого карантина сильнее всего.
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге
Роллы с трюфельным айоли и соус из черных бобов: где найти лучшие суши в Москве и Санкт-Петербурге
Гастрономический бум: 6 оригинальных ресторанных ужинов, не выходя из дома
Нежнейшее жаркое из говядины на подушке из картофельного пюре, спагетти Неро с лососем в сливочном терияки, тунец в кунжутной панировке с тыквой, апельсином и мятно-цитрусовом соусом. Думаете, гастрономические изыски подают только в ресторане? Вы на такое тоже способны: «Шефмаркет» — в помощь. Все ингредиенты с фоторецептами можно заказать с доставкой на сайте www.chefmarket.ru
Современный человек живет в режиме цейтнота. А когда ходить по магазинам? Когда готовить? А время для семьи? Доставка продуктов с рецептами решает эти проблемы. Больше никаких магазинов, а готовка — в удовольствие!
«Шефмаркет» — первый в России сервис доставки продуктов с рецептами. Вам привозят полный набор ингредиентов, необходимых для приготовления блюда. К набору прилагается подробный фоторецепт. Вы готовите дома, как шеф!
Каждую неделю в меню — 60 новых блюд на выбор. Заказать можно от 3 до 9 блюд.
Мы выбрали 6 бестселлеров недели. Это изысканные рецепты с хитрыми соусами и премиум-ингредиентами, приготовить которые с «Шефмаркет» — не проблема. Сервис доставит наборы в период с 18 по 24 марта. Все ингредиенты для блюд можно заказать на chefmarket.ru.
Спагетти Неро с лососем, сладким болгарским перцем и базиликом в сливочном терияки
Ингредиенты:
Шаг 1
Отварите спагетти в кипящей подсоленной воде в течение 10 минут. Откиньте спагетти на дуршлаг и сбрызните оливковым маслом. Воду, оставшуюся от варки, сохраните.
Шаг 2
У болгарского перца удалите плодоножку и семена. Мякоть перца и сельдерей нарежьте кубиком 1х1 см.
Шаг 3
Разогрейте в сковороде 2 ст. ложки оливкового масла и обжарьте, помешивая, сельдерей с болгарским перцем на сильном огне в течение 2 минут. Добавьте кубики лосося и жарьте, аккуратно помешивая, ещё 2 минуты.
Шаг 4
В сковороду к лососю с овощами влейте белое сухое вино и выпарите алкоголь на сильном огне в течение 1 минуты.
Шаг 5
В сковороду к рыбе с овощами влейте сливки, 50 мл воды, в которой варились спагетти, перемешайте, доведите до кипения и прогрейте на слабом огне в течение 2 минут.
Шаг 6
В сковороду к рыбе в соусе добавьте горошек, перемешайте и тушите 1 минуту, затем влейте соус терияки, добавьте отваренные спагетти, перемешайте, досолите по вкусу и снимите с огня.
Шаг 7
Листочки базилика отделите от стеблей. Разложите пасту по тарелкам и подавайте, украсив листочками базилика.
Пита «Грик» с митболами из индейки, свежим томатом, зеленью и соусом дзадзыки
Ингредиенты:
Шаг 1
Листочки кинзы отделите от стеблей и нарубите мелко (оставьте пару листочков на украшение).
Шаг 2
Для приготовления соуса дзадзыки в миску положите йогурт, добавьте нарубленную кинзу, влейте лимонный сок, всыпьте смесь специй для шаурмы, посолите и перемешайте.
Шаг 3
В чистую миску выложите фарш, всыпьте имбирь, добавьте пасту тахини, мёд, 1/3 соуса дзадзыки, посолите, хорошенько вымешайте, пару раз отбейте фарш об миску или поверхность стола. Из фарша сформуйте фрикадельки (всего у вас должно получиться 9 фрикаделек)
Шаг 4
Смажьте сковороду-гриль двумя каплями оливкового масла и обжарьте фрикадельки 1 минуту на среднем огне с одной стороны, переверните и жарьте ещё 1 минуту с другой стороны. Еще раз переверните фрикадельки и жарьте ещё 5 минут, периодически переворачивая. Снимите с огня, сковороду сохраните.
Шаг 5
Огурец натрите на крупной тёрке. В миску к оставшемуся соусу дзадзыки добавьте натёртый огурец и перемешайте. Листья салата айсберг нарвите руками крупно. У помидора удалите плодоножку, мякоть нарежьте средним кубиком. Лук очистите и нарежьте тонкими полукольцами.
Шаг 6
Лепёшки разрежьте поперёк пополам. Разогрейте сковороду-гриль, в которой жарились фрикадельки, смажьте её каплей оливкового масла и обжарьте лепёшки 30 секунд на сильном огне с одной стороны, переверните и жарьте 30 секунд с другой стороны.
Шаг 7
Фрикадельки разрежьте пополам. Каждую половинку лепёшки смажьте изнутри соусом дзадзыки с огурцом, внутрь положите лук, помидор, салат айсберг и фрикадельки, сверху посыпьте листочками кинзы и подавайте.
Нежное жаркое из говядины «BBQ» на подушке из картофельного пюре с маринованным красным луком
Ингредиенты:
Шаг 1
Картофель очистите, нарежьте крупными произвольными ломтиками, положите в кипящую воду и варите в течение 20 минут до готовности.
Шаг 3
Разогрейте в сковороде 1 ст. ложку оливкового масла и обжарьте нарезанный кубиком лук, помешивая, 1 минуту на сильном огне. Добавьте брусочки говядины и жарьте, помешивая, 2 минуты. Затем влейте соус «Джек Дэниелс барбекю», доведите до кипения, убавьте огонь до слабого и тушите 8 минут, изредка помешивая.
Шаг 4
Укроп вместе со стеблями нарубите мелко (оставьте немного нарубленного укропа на украшение).
Шаг 5
В миску положите нарезанный полукольцами лук, влейте уксус, добавьте нарубленный укроп, перемешайте и оставьте мариноваться на 5 минут.
Шаг 6
Слейте воду с картофеля, добавьте сырную пасту «Чеддер» и растолките картофель в пюре, посолите по вкусу.
Шаг 7
Разложите картофельное пюре по тарелкам, сверху выложите говядину в соусе, украсьте маринованным луком и подавайте, посыпав оставшимся нарубленным укропом.
Запечённая куриная грудка со шпинатом и сыром камамбер с французским картофелем «Буланжер»
Ингредиенты:
Шаг 1
Разогрейте духовку до 200о С. Картофель очистите, нарежьте кружками толщиной 5 мм, положите в кипящую воду и варите в течение 10 минут. Слейте воду, картофель переложите в форму для запекания, посолите и поперчите.
Шаг 2
В миску выложите курицу, полейте соевым соусом, посыпьте молотым чесноком, перемешайте и оставьте мариноваться на 5 минут.
Шаг 3
У шпината отрежьте корни. Разогрейте в сковороде 1 ст. ложку оливкового масла и обжарьте шпинат, помешивая, 30 секунд на сильном огне. Снимите с огня, сковороду сохраните.
Шаг 4
В сковороде, в которой жарился шпинат, разогрейте 1 ст. ложку оливкового масла и обжарьте курицу вместе с маринадом 2 минуты на сильном огне с одной стороны, переверните и жарьте ещё 2 минуты с другой стороны.
Шаг 5
Камамбер нарежьте ломтиками. Куриные грудки прорежьте вдоль не до конца, сделав «карман», нафаршируйте филе шпинатом и ломтиками камамбера.
Шаг 6
В форму с картофелем влейте сливочно-лимонный соус, поставьте форму на противень, рядом выложите курицу и поставьте всё вместе запекаться в разогретую духовку на 13 минут. Достаньте противень из духовки, картофель посыпьте крошкой пармезана и поставьте всё вместе запекаться в духовку ещё на 2 минуты.
Шаг 7
Разложите куриные грудки по тарелкам, рядом выложите картофель и подавайте.
Филе тунца в панировке из кунжута с тыквой, апельсином и мятно-цитрусовом соусом
Ингредиенты:
Шаг 1
В чистую миску положите филе тунца, полейте соевым соусом, посыпьте приправой «Итальянские травы», белым и розовым перцем и оставьте мариноваться на 10 минут.
Шаг 2
Тыкву очистите от кожуры и семян, мякоть нарежьте кубиком 1х1 см.
Шаг 3
С половины одного апельсина снимите цедру и нарубите её мелко. Апельсины очистите от кожуры, один целый апельсин и половинку второго разберите на дольки и очистите от плёнок. Из оставшейся половины выжмите сок в миску.
Шаг 4
Сковороду смажьте двумя каплями оливкового масла и обжарьте, помешивая, тыкву 2 минуты на сильном огне, затем влейте 250 мл воды, посолите, поперчите, перемешайте, убавьте огонь до среднего, накройте крышкой и тушите 10 минут. Затем добавьте дольки апельсина, половину мёда, досолите по вкусу, перемешайте и прогрейте 1 минуту. Разложите тыкву с апельсинами по тарелкам, сковороду протрите салфеткой и сохраните.
Шаг 5
Листочки мяты отделите от стеблей и нарубите мелко (оставьте несколько листочков на украшение). Для приготовления соуса в сотейник влейте сок апельсина, добавьте цедру апельсина, мяту, оставшийся мёд, перемешайте, доведите до кипения и снимите с огня.
Шаг 6
Филе тунца обваляйте в кунжуте. Сковороду, в которой тушилась тыква, смажьте двумя каплями оливкового масла и обжарьте тунца в течение 2 минут на сильном огне, периодически переворачивая и прижимая боковины стейка к бортам сковороды. Стейк нарежьте на ломтики.
Шаг 7
В тарелки к тыкве выложите ломтики тунца и подавайте с соусом, украсив блюдо листочками мяты.
Салат «Сокровища нации» с креветками, тыквой в мексиканских специях, киноа и лаймовым дрессингом
Ингредиенты:
Шаг 1
Разогрейте духовку до 200°С. Промойте киноа холодной проточной водой, залейте водой так, чтобы жидкость была выше крупы на 1 см, слегка посолите, доведите до кипения, накройте крышкой и варите на слабом огне в течение 15 минут.
Шаг 2
Тыкву очистите от кожуры и семян, мякоть нарежьте произвольными ломтиками среднего размера толщиной 5 мм.
Шаг 3
Тыкву переложите на противень, сбрызните оливковым маслом, посыпьте смесью специй «Мексиканская», перемешайте, равномерно распределите по противню и поставьте запекаться в разогретую духовку на 10 минут.
Шаг 4
Перец чили разрежьте вдоль, освободите от семян и отрежьте 2 тонких пластинки (или больше для большей остроты) и нарубите мелко. Для приготовления лаймового дрессинга в миску влейте 2 ст. ложки оливкового масла, сок лайма, добавьте перец чили, посолите и перемешайте с помощью венчика.
Шаг 5
Креветки очистите, оставив хвостики, сделайте короткий продольный надрез по спинке и удалите кишку. Разогрейте в сковороде 1 ст. ложку оливкового масла и обжарьте креветки 2 минуты на сильном огне с одной стороны, переверните и жарьте ещё 2 минуты с другой стороны.
Шаг 6
Листочки кинзы отделите от стеблей. У шпината отрежьте корни, у пекинской капусты удалите грубую часть, листья пекинской капусты и шпинат нарвите руками крупно в чистую миску. Добавьте листочки кинзы, отваренный киноа, влейте половину лаймового дрессинга, посолите по вкусу и перемешайте.
Шаг 7
Микс салатов разложите по тарелкам, сверху выложите ломтики тыквы, обжаренные креветки, полейте оставшимся дрессингом и подавайте.