гастромаркет что это за формат
КОНЦЕПЦИЯ ГАСТРОМАРКЕТА И ФУД-ХОЛЛА
Статьи
Гастромаркеты. Концепция фуд-холлов и их отличие от фермерских рынков и фуд-кортов.
Гастромаркеты (фуд холлы) представляют собой сочетание множества небольших и разнообразных точек общественного питания, объединенных единой концепцией в рамках какого-то пространства. По сути, гастромаркеты являются аналогами фуд-кортов, но только вместо сетевых фаст-фудов размещаются небольшие корнеры ресторанного типа. Соответственно, ключевое отличие между концепциями гастромаркетов и фуд-кортов заключается в предлагаемой посетителю еде. На фуд-кортах, как правило, преобладает вредный фаст-фуд, в то время как на территории гастромаркетов пища максимально приближена к домашней или ресторанной кухне.
Если сравнивать гастромаркеты с современными фермерскими рынками, то здесь ключевым отличием является тот факт, что рынки люди посещают в первую очередь, чтобы купить продукты домой, и за одним иногда перекусить в каких-то точках общепита на территории. А вот гастромаркеты посещают, чтобы покушать, и лишь потом, возможно, приобрести какие-то продукты с собой. То есть на территории гастромакетов преобладают общепиты, и может быть лишь несколько торговых точек с продуктами, либо их может вообще не быть. В то время как на фермерских рынках в основном представлены торговцы продуктами и может быть лишь несколько небольших пунктов общепита. То есть современный рынок – это в основном объект торговли, а гастромаркет – это пространство общественного питания.
Гастромаркеты стремительно набирают популярность благодаря сочетанию нескольких факторов:
Фактически можно говорить о том, что формат гастромаркета позволяет выигрывать всем: собственникам недвижимости, рестораторам, потребителям.
Однако, не смотря на большие перспективы данного формата, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, реализовать такой проект можно лишь в определенных локациях, и таких локаций не очень много. Во-вторых, объект сможет успешно работать только при правильно выбранной площади помещения, потому что от этого будет зависеть количество точек общепита, а они должны ориентироваться на определенную численность целевой аудитории. В-третьих, концепция гастромаркета играет определяющую роль в привлечении посетителей. И последнее, далеко не всегда и не везде удастся найти необходимо количество арендаторов.
Наша компания оказывает широкий спектр услуг для реализации проекта по созданию гастромаркета. В том числе анализ местоположения, оценка пригодности объекта недвижимости, расчет площади, разработка концепции гастромаркета, дизайн, выбор оборудования, подбор арендаторов, маркетинг и прочее.
Какую роль в креативной экономике играют гастрорынки
Рынки нового типа — гастрорынки или гастромаркеты — стали неотъемлемой частью европейских городов. В России же всё ещё распространены рынки советского типа либо фермерские рынки выходного дня, но и у них есть потенциал. Мы разобрались, как они могут помочь развитию российских регионов.
текст:
Анастасия Рогозина,
Даниил Воскобойников
В большинстве крупных европейских городов есть гастрорынки. В России их мало
Mercado de San Miguel в Мадриде, La Boqueria в Барселоне и Borough Market в Лондоне — это лишь три наиболее ярких примера рынков нового типа, или гастрономических рынков. Они объединяют в себе фудкорты, торговые площадки и культурные центры. Подобные рынки есть в Копенгагене, Лиссабоне, Нью-Йорке, Берлине, Флоренции, Роттердаме и ещё десятках городов по всему миру. Они давно стали неотъемлемой частью экономики: например, мадридский Mercado de San Miguel в год посещают порядка 10 млн человек, которые покупают там продукты, обедают или проводят свободное время. В США статистика тоже показательная: в 1946 году там было 499 рынков, к 2000-му их количество выросло до 2 863, а к 2011 году достигло 7 175.
Как видно, в России дальше столиц явление практически не зашло. В регионах превалируют классические рынки, куда фермеры привозят свои товары. Они функционируют преимущественно на выходных и не несут никаких других функций, кроме купли-продажи.
Гастрономические рынки в Европе появились на исторических местах торговли, поэтому располагаются преимущественно в центрах городов
Рынок La Boqueria появился ещё в Средневековье за крепостными стенами Барселоны: там продавали мясо те, кто не имел разрешения на торговлю. Но по мере разрастания города он оказался в историческом центре и был признан официальным уже в XIX веке. Borough Market в лондонском Сити, вблизи Тауэрского моста, существует уже более 900 лет, а Сан-Лоренцо во Флоренции работает с 1874 года.
Borough Market,
photo by Herry Lawford/Flickr under a CC licence
Однако такие рынки по-настоящему воспряли только в последние несколько десятков лет при финансовой поддержке извне. Сан-Лоренцо оживили Умберто Монтано и Клаудио Кардини в 2014-м. Рынок Сан-Мигеля в Мадриде, существующий с 1916 года, преобразовали частные инвесторы в 2009-м. Возрождение Боро-маркета относят к 1998 году, когда там впервые устроили фестивали фермерской продукции.
Таким образом, в Европе исторически сложившиеся рынки перерождаются в новом формате, благодаря инвестициям бизнеса или государства. Примеры российских рынков, приведённые выше, тоже основаны на частных вложениях и внешнем менеджменте. Но на одних инвестициях гастрорынок построить не удастся.
Успешность гастрорынка зависит от выполнения им социальных и развлекательных функций, а также расположения
Так как на Западе рынки нового типа уже стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры, это явление подвергли исследованиям социологи и экономисты. И даже выявили несколько критериев, соответствие которым обеспечивает успех площадки.
По мнению автора исследования Ten qualities of successful public markets Дэвида О’Нила, ключевые характеристики успешного публичного рынка — локация, внутреннее устройство, качество продуктов, хороший сервис и конкуренция. Но основной критерий успешности — это объединение торговой площади с развлекательными функциями и фудкортами. Зачастую на таких рынках проводят кулинарные мастер-классы, дегустации и предлагают другие виды досуга.
Сочетание всех этих факторов призвано сделать рынок центром конкретного района и точкой притяжения людей со всего города.
Фото: Екатерина Леонова, предоставлено Даниловским рынком
Мифический зверь «гастромаркет»
Мифический зверь «гастромаркет»
О мифах, которыми обрастает сегмент гастромаркетов.
Формату гастромаркетов в России 5 лет от роду. Это новый вид коммерческой недвижимости, у которого много общего с модными нынче коворкингами в офисном сегменте и коливингами на рынке жилья. Тот же принцип мелкой нарезки, атмосферности и солидарности. Но, как все новое, работа гастромаркетов порождает много мифов.
Сверхприбыли
С точки зрения бизнеса гастромаркеты — самое трендовое направление в индустрии гостеприимства на данный момент. Доходность в этом бизнесе составляет 25-30%. Это очень неплохо, особенно учитывая, что большинство ресторанов переживают трудные времена. Но говорить о сверхприбылях не стоит.
В проекте гастроулицы StrEat, которая занимает 2 тыс. м 2 в центре Москвы, средний чек составляет 500 рублей. В динамике он повышается. Растет и человекопоток. За 2 года он у нас удвоился — с 1800 человек в день вырос до 4 тыс. И здесь мы тоже видим перспективу. Дело в том, что проект StrEat стал полноценной составляющей мебельного центра «Румер» — мы существуем в тандеме, а также соседнего делового квартала, где работают 16 тыс. человек. Эта синергия поддерживает спрос.
Нет отбоя от арендаторов
Я сдал в аренду весь наш street за одну ночь, потому что лично знал всех, кого хотел у себя видеть. Учитывая нашу репутацию, к нам сели все, кого мы звали, — финальная картинка получилась очень симпатичной. Но пришли они не просто так, а потому что мы дали им приемлемые арендные ставки и предоставили качественные услуги.
На самом деле гастромаркеты очень внимательно подходят к выбору концепций. Мы, например, понимаем, что занимаем нишу эмоционального бизнеса, поэтому не работаем с сетевыми операторами, где эмоция и вовлеченность продвигающего тему человека обычно на низком уровне. Для нас качество продукта важнее всего.
После запуска можешь почивать на лаврах
Гастромаркеты и гастроулицы — это особенный продукт, который требует специфической коммуникации между собственником и арендаторами. Бизнес ценит возможность сэкономить (мы предоставляем небольшие площади, что позитивно влияет на маржинальность), возможность получить пакетное предложение и разные технологические решения (в проекте StrEat есть кухни с открытым огнем, есть газ, на котором готовят восточные концепции).
В отличие от традиционного и понятного всем фуд-корта, для качественного общения обитателей гастромаркета нужна профессиональная УК. Мы сделали ее сами, потому что поняли простую истину: хочешь использовать площадку на всю катушку — делай все своими руками. Мы сами убираем помещения, зачищаем коммуникации и вентиляцию. Есть у нас, например, мойка гостевой посуды. Правда, если хочешь ею воспользоваться, закупи многоразовые качественные тарелки. В бизнесе не бывает мелочей. Можно, конечно, пригласить сторонних профи, но их главная задача — заработать деньги на заказчике. Значит, цена и качество услуг для конечного арендатора будут не такими комфортными.
Гастромаркеты только для столицы
Они не выдержат конкуренции с доставкой еды
Диджитализации, развития служб доставки еды и других сервисов мы не боимся. Ребята с желтыми рюкзаками к нам приходят, но они нам в помощь. Основной наш поток клиентов они точно не заберут. Ведь к нам люди приходят, чтобы обменяться эмоциями, получить хорошее ценовое предложение и невероятное разнообразие кухонь. Им нужны атмосфера и магия. Создать их дома на кухне не так-то просто. Поэтому главная похвала для нас, когда люди уходят со словами «будто в отпуске побывали». Тогда мы уверены, что свою задачу выполнили.
По мотивам выступления на конференции «Коммерческая недвижимость: перезагрузка» ИД «КоммерсантЪ».
Гастромаркет что это за формат
Курсы валют
Мода на гастрономические пространства — объединения фермерского рынка, фудкорта и развлечений — захватила Москву около двух лет назад и до сих пор не достигла пика. Только за 2018 год в столице открылись 8 гастромаркетов, сейчас их работает уже 23 — при оценке рынка ещё в 30-40 подобных концепций. Мы разобрались в феномене московских гастромаркетов и рассказываем, как они зародились, почему популярны и что ждёт формат в ближайшем будущем.
В чём суть?
Гастромаркеты (они же фудхоллы, фудмаркеты, гастрорынки, публичные рынки) — современное развитие концепта постоянных уличных рынков: классическую фермерскую часть (купить-продать овощи и фрукты) дополняют фудкорты и развлечения. Как правило, в реконцепт вкладывается инвестор — частный или государственный, рынок целиком передаётся под внешнее управление и при грамотном менеджменте начинает приносить деньги.
Под гастромаркеты перестраивают и старые рынки, и крупные пустующие пространства — в основном заводские цеха, а также похожие по масштабу здания (например, фудмолл «Депо» на Белорусской открыт в бывшем трамвайном депо). Используют и площади торговых и деловых центров: в универмаге «Цветной» уже три года работает гастропространство Urban Food Market, в бизнес-центре «Красная роза» — фудхолл Eat Market (по сути, это креативное развитие привычных фудкортов).
Важно: из-за обилия схожих названий существует путаница понятий: так, гастромаркетами называют и ресторанные зоны внутри крупных супермаркетов, и просто крупные универмаги; это слово встречается и в брендах фестивалей еды. Сегодня говорим не о них.
Откуда появились?
Старые европейские рынки стали развиваться в гастромаркеты с конца 1990-х годов. Одним из первых преобразился 900-летний Боро-маркет в Лондоне: в 1998 году там впервые прошёл фермерский фестиваль, который задал моду на реконцепцию и оживление увядающих под давлением сетевого ритейла старых рынков. В 2000-е подтянулись остальные: так, занимающий первое место во многих обзорах гастромаркетов мадридский Сан-Мигель принял нынешний вид только в 2009-м, флорентийский Сан-Лоренцо — в 2014-м, оба — с приходом внешних денег. Сейчас самый насыщенный фудмаркетами город Европы — Лондон: к концу 2018 года там работали 18 гастрономических пространств, а всего на континенте их было больше сотни.
До Москвы формат добрался к 2015 году, когда ресторанный холдинг Ginza Project выкупил у московской мэрии Даниловский рынок и взялся за его коренную реконструкцию. Вскоре ещё один девелопер — «Грэмм групп» — выкупил Усачёвский рынок и занялся тем же самым; через некоторое время подтянулись и другие. Сейчас в Москве работают минимум 23 пространства в концепции гастромаркета (в самом широком понимании) при оценке ёмкости столичного рынка в 30-40 подобных площадок.
Почему популярны?
Гастромаркеты переориентируют традиционные рынки в сторону среднего и креативного классов горожан — более платёжеспособных и одновременно более требовательных к качеству товаров и услуг. Эти площадки появились в ответ на запрос жителей крупных городов на новые форматы развлечений — не только поесть, но и получить максимум смежных впечатлений, узнать новое и вообще красиво потратить деньги. В случае Москвы эксперты агентства Knight Frank указывают, что целевой аудиторией гастромаркета, реализованного по модели западного рынка, может оказаться до 10% населения мегаполиса с уровнем доходов выше среднего.
Кроме того, формат гастромаркетов сильно завязан на локальную идентичность места: если в Москве это проявляется ещё недостаточно заметно (советские рынки не слишком отличались от района к району), то в других европейских городах фудмаркеты часто продолжают веками сформированную историю местных рынков (в том числе благодаря локальным поставщикам) — и за счёт этого становятся ещё привлекательнее как для туристов, так и для горожан.
Ещё одна, во многом ключевая причина популярности формата — гастромаркеты открываются на уже существующих местах притяжения трафика. Люди хорошо знают, куда и почему идти за конкретными продуктами, и грамотная реконструкция этот эффект только усиливает.
Сколько стоит?
Инвестиции в московские гастромаркеты разнятся — и обычно это существенная цифра. Так, в ремонт Даниловского рынка Ginza Project вложила почти 1 млрд рублей, выкупив его ранее у мэрии за 425 млн рублей. Сейчас рынок тратит 15 млн рублей ежегодно только на техобслуживание, благоустройство и маркетинг.
Участники рынка утверждают, что в открытие фудхолла необходимо вложить 70-100 тысяч рублей за 1 квадратный метр. Стоимость аренды в гастропространствах колеблется от 5 до 20 тыс. рублей за кв. м в зависимости от локации или от 1,5 до 2,5 тыс. руб. в день — в зависимости от товара и расположения места на рынке (и аренда постоянно дорожает). Срок окупаемости московских гастромаркетов на арендованных площадях — 3-3,5 года, и он медленно повышается.
Переформатирование старых рынков приводит к существенному росту трафика и среднего чека. Так, в Ginza Project оценили увеличение проходимости Даниловского рынка в 2016 году (спустя год после начала реконструкции) в 1,9 раза по сравнению с 2014 годом — до 2 млн человек, в том числе средняя посещаемость рынка в выходные составила 30 тысяч человек. Средний чек за то же время вырос до 900 рублей (против 260 рублей на обычном рынке); сейчас средний чек в московских гастромаркетах оценивается уже в 1200-1500 рублей.
Куда вырастет?
На московском рынке формату предрекают насыщение уже к середине 2020 года: по оценке CBRE, столица вместит ещё до 40 гастропространств, в том числе в некоторых спальных районах. При этом форматом активно интересуются девелоперы торговых центров — но перспективы подобных гастромаркетов сильно ограничивает необходимость размещения вблизи богатого населения, а даже в Москве таких районов всё ещё немного.
За несколько лет существования гастромаркетов выросло и среднее время окупаемости торговых точек в них: эффект новизны уже не работает, рынок заметно замедлился. Кроме того, население страны не богатеет — и первыми под сокращение издержек попадают именно гастрономические излишества.
А что в регионах?
Участники рынка скептически относятся к перспективам гастромаркетов в регионах. В качестве ограничивающих факторов они называют в первую очередь низкие доходы населения — формат плохо адаптируется к низкому среднему чеку и худшему трафику, чем в переполненной Москве.
Первый гастромаркет вне Москвы открылся только весной 2018 года — им стало пространство «Кухни мира» в Пятигорске девелопера Zenden Group, позже в том же году в Санкт-Петербурге появился Долгоозёрный рынок, а весной 2019-го там открылся обновлённый Василеостровский рынок. Среди нестоличных городов перспективными для развития формата гастромаркета называют Сочи и Ростов-на-Дону: первый из-за мощного потока туристов, второй — благодаря развитой локальной кухне.
Гастромаркеты в цифрах
• 23 — число гастромаркетов в Москве на август 2019 года;
• 1200-1500 рублей — средний чек;
• 3,5 года — срок окупаемости гастромаркета;
• 15-20 тыс. рублей — стоимость аренды 1 кв. м;
• 800-1000 кв. м — средняя площадь московского гастромаркета;
• 25 — среднее число ресторанных концепций крупного гастромаркета.
Алексей Максимук | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.
Гастромаркеты: практика Европы, перспективы Петербурга
Формат гастромаркетов быстро развивается, образуя вокруг фуд-холла гастрономическую культуру осознанного потребления. Поток посетителей растет, особенно в период кризиса, за счет оттока из более дорогих сегментов. Темп жизни также растет, и увеличивается количество гостей, которым проще питаться вне дома.
Гастромаркет не требует больших инвестиций, что привлекает стартапы и позволяет реализовывать новые концепции. Опытные рестораторы также не упускают возможность удивить посетителей и привлечь к своим проектам новых гостей. Отсутствие повторяющихся концепций позволяет побороть внутреннюю конкуренцию: в одном месте можно попробовать пекинскую утку, фалафель, блины, морепродукты, армянскую долму, бургеры и роллы с тунцом.
Популярность гастромаркетов обусловлена трендом на здоровый образ жизни. На первый план выходят продукты, относящиеся к типу Slow food, воссоздается гастрономическая культура осознанного потребления, проводятся тематические вечера, семинары о здоровой пище, а по соседству можно встретить медицинский центр, фитнес-залы и СПА.
Такое направление по-настоящему живет, пока остается модным, поэтому важно развивать гастрономическую культуру, объединяющую людей разного поколения, имеющих разные интересы и вкусовые предпочтения. Так, например, для создания гастрономической «тусовки» в Москве ключевые игроки устраивают различные мероприятия и гастрономические активности:
· кулинарная школа Джейми Оливера на «Даниловском рынке»;
· день Латинской Америки в «Экомаркете»;
· фестивали сезонных продуктов и мастер-классы от шеф-поваров («Закрома-Маркет»);
· экскурсии для иностранцев, гастрономические фестивали, кулинарные шоу («ГастроФерма»);
· литературные ужины, выставки и концерты (Eataly).
Самые масштабные и успешные гастрономические проекты Европы появились в 2000-х на месте продовольственных рынков в исторической части крупных городов. Ключевую роль сыграли инвесторы и опытные рестораторы, воссоздавшие из заброшенных рынков целый гастрономический центр. Подобные места пользуются популярностью среди местных жителей и формируют высокий туристический поток.
Рынок Сан-Мигель (Мадрид)
Год постройки: 1916. В конце XX в. рынок на центральной площади был в аварийном состоянии и не привлекал туристов.
Год открытия гастромаркета: 2009.
Объем инвестиций: группа инвесторов вложила 20 млн евро в покупку здания, реставрацию и покупку лицензий. Реконструкция заняла 6 лет.
Площадь: 1 200 кв. м.
Количество корнеров: 33 магазина, несколько ресторанов и баров.
Гастромаркет по настоящий день остается одним из самых популярных рынков в мире.
Time Out Market Lisbon (Лиссабон)
Год открытия гастромаркета: 2014.
Объем инвестиций: 5 млн евро. Реконструкция исторического рынка Mercado da Ribeira.
Площадь: 10 000 кв. м.
Количество корнеров: 32 ресторана, 8 баров и кафе, 5 магазинов.
Посещаемость: 3 млн посетителей ежегодно.
Borough market (Лондон)
Год открытия: 2010. Стихийный рынок расположился на берегу Темзы в Лондоне более 1 000 лет назад. Площадь: 1 600 кв. м.
Количество корнеров: более 100 прилавков со свежими фруктами, овощами, мясом, сырами, деликатесами и другими крафтовыми продуктами.
Посещаемость: более 4,5 млн посетителей ежегодно.
На текущий момент в Москве функционирует порядка 20 гастромаркетов, треть из них располагается в пределах Садового кольца, треть – в пределах Третьего транспортного кольца, треть – в пределах МКАД.
Большинство гастромаркетов расположено в центре города на месте советских рынков и заводов либо в торговых центрах.
Несмотря на разницу занимаемой площади, в гастромаркетах расположено от 20 до 40 корнеров, концепции которых практически не пересекаются.
2018 год стал рекордным по открытию гастроматркетов на рынке Москвы, когда было запущено 9 новых проектов.
Инновационные гастромаркеты прижились в центральной части города и расширяют свой горизонт. Проекты направлены как на «спальные» районы столицы, так и постепенно осваивают крупные регионы.
· Средний чек гастромаркетов в Москве: 1,2 тыс. руб.
· Трафик в выходные дни превышает 12 тыс. человек в день.
· Запуск концепции не предполагает больших инвестиционных затрат, порядка 3-4 млн руб. на корнер площадью 10 кв. м.
· Величина арендных ставок зависит от категории арендатора и предлагаемого ему пакета услуг.
· Арендная ставка будет максимальной, если в нее входят оборудованные торговые места, а также возможность пользования производственными цехами и складскими помещениями. Зачастую в пакет включаются услуги технической службы и охраны.
Площадь: 7 500 кв. м.
Проект мог стать первым гастромаркетом в России, но запуск был перенесен из-за ввода российского эмбарго.
Площадь: 17 000 кв. м.
Посещаемость: По загруженности гастрокластер может сравниться с Даниловским рынком: в выходные посещаемость составляет около 30 тыс. человек.
Самую большую площадь занял фуд-корт «Депо. Москва» братьев Васильчуков. Проект рестораторов охватывает 11 тыс. кв. м, на которых поместилось 75 ресторанных концепций. Остальные помещения в «Депо» заняли отдельные рестораны.
Ginza Project совместно с инвестиционной группой «Аваль» открыли первый гастромаркет в спальном районе Москвы в ТРК «Ключевой».
Площадь: 2 700 кв. м.
Инвестиции в данный проект составили более 50 млн руб. Если он окажется успешным, к 2023 г. появятся 25 рынков подобного формата. В развитие сети планируют вложить 1,5 млрд руб. К 2020 г выручка сети достигнет 8,2 млрд руб. в год.
Бум запуска проектов с концепцией гастромаркета в столице нашел отражение и на рынке Петербурга. На протяжении последних нескольких лет инвесторы, собственники объектов коммерческой недвижимости неоднократно просчитывали финансовые модели запуска подобных проектов на рынке северной столицы.
Еще одним фактором, повлиявшим на интерес к данному формату, стали гастрономические фестивали, например, «О, да, еда!», интерес со стороны посетителей которых увеличивается с каждым годом. Средняя посещаемость: 35 – 40 тыс. посетителей.
В 2018 г. северную столицу посетило 8,5 млн туристов, пик сезона пришелся на 21 мая и длился 3 месяца. Сезонность потока учли ресторанные группы Italy Group и Dreamteam, которые летом 2018 г. организовали фуд-маркет на главной ресторанной улице Санкт-Петербурга. 12 корнеров Mercato Locale расположились на парковке «Владимирского пассажа». Фуд-маркет имел летний формат, и за это время его посетило 30 тыс. человек.
Ксения Дубяго, основатель проекта #ОНИПОЖРАТЬЛЮБЯТ, периодически проводит в пространстве «Севкабель Порт» рынки выходного дня. В 2019 г. впервые провели подобное мероприятие на Долгоозерном рынке.
Первый гастромаркет открылся в Санкт-Петербурге в 2019 г. Это проект розничной сети «Лосево», которая открыла свой первый монобрендовый проект подобной концепции на Петровском проспекте, где реализует продукцию собственного производства. Общая площадь гастромаркета составила 300 кв. м, половину из которых занимают кухня и кафе.
В середине 2019 г. были запущены сразу два полноценных гастромаркета: на территории реконструированного рынка и в рамках торгового центра.
Василеостровский (Андреевский) рынок
Площадь: 3 000 кв. м.
Торговые ряды начнут работать в августе 2019 г.
Год открытия: 2019. 4-ый этаж ТРК «Сити Молл».
Количество корнеров: около 30 кафе и ресторанов среди которых «Пицца 22 см», OMO, БЮРО, «Лепим и варим», Lavanda Eclair, «Бабагануш», Tuk-Tuk, YODA Express, Chou Do, NGON, MAMO, Ikigai and wine, Mad espresso и другие.
Первый гастромаркет в рамках торгового центра в Санкт-Петербурге.
Тренд создания гастромаркетов в северной столице будет только усиливаться. При этом инвесторы и собственники коммерческой недвижимости рассматривают разные форматы развития: гастромаркет в рамках торговых центров, реконструкция бывших промышленных зданий и памятников архитектуры под гастромаркет, реконструкция старых рынков.
Создать аналог Даниловского рынка готова ресторанная группа Ginza Project, остановив свой выбор на Кузнечном, Сенном, Московском, Хасанском и Мальцевском рынках. Правительство Санкт-Петербурга заинтересовано в подобном проекте, но вопрос о реконструкции остается открытым.
В феврале 2019 г. инвестиционная компания Glorax Group приобрела на торгах здание малярной мастерской завода «Вагонмаш» на Заставской улице в Московском районе. На площади 4,5 тыс. кв. м планируется разместить фуд-холл по аналогии с Даниловским рынком. Данный проект может стать сетевым, а управлять рынком будут профессиональные рестораторы.
В 2019 г. Eat Market откроет фуд-холл в ТРЦ «Галерея». Пространство будет работать на пятом этаже комплекса и займет около 3 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составят около 200 млн руб., реализовывать его будет Zemskiy Group. По оценкам, посещаемость фуд-холла составит от 10 тысяч человек в день.
Формат гастромаркетов имеет колоссальные перспективы развития на рынке Санкт-Петербурга.
Европейский и московский опыт показывают, что качественные проекты с проработанной концепцией могут служить сильной точкой притяжения не только жителей города, но туристов.
Темпы развития туристической инфраструктуры, формирование программ делового, событийного и познавательного туризма позволяют делать прогнозы, что туристический поток в северную столицу будет только расти.
Исследование подготовлено командой отдела исследований и консалтинга IPG.Estate