гастрофест это такое что
О фестивале
Gastrofest — серия гастрономических фестивалей, развивающих гастрономическую культуру в Беларуси и объединяющих всех ценителей вкусной еды и качественных напитков.
С 2016 года команда радует гостей фестивалей различными темами, придерживаясь одной механики:
Фиксированное количество участников
Единая фиксированная цена
Стоимость сета в период фестиваля значительно ниже стоимости аналогичного предложения во внефестивальное время
Гастрофест проходит в самих заведениях-участниках и ограничен по времени
Все заведения-участники борются между собой за звание победителей “народного голосования” на сайте и Telegram-канале Фестиваля. Таким образом, у гостей заведений есть возможность не только насладиться привлекательным предложением по уникальной цене, но и определить лидеров фестиваля, отдав свой голос за понравившиеся сеты.
FAQ/Вопросы и ответы для гостей
Что получают гости Гастрофестиваля?
Выгодные дегустационные сеты по фиксированной стоимости. Стоимость фестивальных сетов в разы меньше, чем стоимость такого же предложения во внефестивальное время. Гастрофест дает возможность открывать интересные вкусовые сочетания, изучать новые места, пробовать уникальные блюда от шефов.
Как получить подарки от партнеров?
На фестивалях могут проходить различные активности от партнеров: подарки за сбор печатей в заведениях, конкурсы в социальных сетях и т.п. В зависимости от фестиваля могут проходить либо не проходить партнерские активности. Актуальная информация о партнерских активностях размещается в постах в социальных сетях и на сайте. Чтобы получить подарки необходимо ознакомиться с правилами и поучаствовать в активности.
Как получить бонус-карточку от генерального партнера Альфа-Банка?
При оплате гастросета картой Альфа-Банка гостю выдается бонус-карточка. При повторном посещении заведения и заказе позиций из меню гость может обменять карточку на вкусный подарок от заведения. Данная опция не действует при заказе сета на доставку.
Как забронировать столик?
Наличие опции “бронирование” зависит от конкретного заведения-участника. В некоторых заведениях по различным причинам опция бронирования может быть недоступна. Бронировать места в заведениях можно по номеру телефона заведения (указывается в постах в соц. сетях и на страницах на сайте) и на relax.by
Где проходит фестиваль и как его посетить?
Фестиваль проходит в самих заведениях-участниках. Для того, чтобы поучаствовать в фестивале, не надо приобретать билеты, нужно просто выбрать понравившийся сет, приехать в заведение, где он реализуется, и заказать его.
Как проголосовать за понравившийся сет?
Все заведения участвуют в народном голосовании. Голосовать могут все желающие на сайте gastrofest.by и в одноименном telegram-канале.Голосовать можно за каждое заведение по одному разу.
Можно ли заказать сет с собой?
Наличие опции “навынос” зависит от конкретного заведения-участника. В некоторых заведениях сеты могу не реализовываться навынос. Информация о наличии/отсутствии данной опции публикуется в постах в социальных сетях и на страницах заведений на сайте.
Нужен ли билет на фестиваль?
Чтобы попасть на фестиваль не надо покупать билеты. Нужно просто выбрать сет и купить его в заведении, где он реализуется.
В какое время можно пробовать фестивальные сеты?
Гастросеты реализуются в течении времени работы заведений. Узнать время работы заведения участника на фестивале можно на странице заведения на сайте либо в постах с сетом заведения в социальных сетях.
Можно ли заказать другие позиции из меню заведения во время фестиваля?
Да, во время фестивалях в заведениях продолжает действовать их основное меню. Гости заведений могут заказывать и сет, и позиции из основного меню заведения.
FAQ/Вопросы и ответы для заведений
Что получает заведение от участия?
Отличная возможность заявить о себе. Гастрофест является эффективным инструментом маркетинга, который помогает заведениям приводить большой поток гостей в заведение и увеличивать продажи
Сближение интересов “рестораторов” и гостей. Фестиваль Гастрофест помогает заведениям стать ближе к своим гостям, выявить их вкусы и предпочтения, проанализировать отзывы, получить обратную связь.
Придут ли новые гости в заведение после фестиваля?
Как подать заявку заведению для участия?
Чтобы подать заявку на участие, необходимо заполнить специальную форму (указать контактные данные) в разделе “Календарь” на сайте. Как только начнется подготовка к фестивалю, на который вы подали заявку, с вами свяжется менеджер и расскажет все подробности о предстоящем фестивале.
Как проходит отбор сетов?
С каждым фестивалем мы получаем все больше и больше заявок от заведений. Поскольку места для участников на фестивале ограничены проводится отбор сетов. Для этого команда Gastrofest собирает экспертную группу, в которую входят профессионалы в области кулинарии, маркетологи, лидеры мнений и блогеры, представители партнеров и т.д. Каждому сету выставляются оценки по определенным критериям. Заведения, набравшие большее количество баллов, становятся участниками фестиваля.
Какие существуют требования к сетам?
Гастросеты должны быть выгодными, привлекательно выглядеть, соответствовать тематике фестиваля.
«Бизнес-плана никакого не было — сплошной риск». Посмотрите, как эти ребята проводят гастрофестивали по всей стране
Гастрономический фестиваль Gastrofest проходит в Минске и всех региональных городах Беларуси. Его организаторы Евгения Красовская, Ольга Малейко и Станислав Агинский признаются, что очень рисковали, запуская проект. Но фестиваль не только «выстрелил», но и привел к появлению успешного «побочного продукта» — сезонного уличного проекта «Песочница». О том, как появился Gastrofest, Станислав рассказал в статье.
— Gastrofest — это тематический гастрономический фестиваль, который проходит уже 4 года в разных городах Беларуси. У всех фестивалей разные темы, но одна механика: 20 топовых в своем сегменте заведений предлагают сеты по фиксированной цене в определенный отрезок времени. Эти сеты или так называемые визитные карточки мы рекламируем у нас на сайте и в социальных сетях. Фестиваль проходит в самих заведениях — для участия нужно просто забронировать стол и прийти.
Такие фестивали уже давно проходят по всему миру. Мы взяли концепцию и адаптировали ее для нашего рынка.
«Мы просто рискнули»
Я работал аудитором в Ernst & Young, позже попал в сферу общепита, стал пиарщиком в заведении. Почти два года варился в этой сфере и понял, что это потолок. К этому моменту познакомился с партнерами — Евгенией и Ольгой. Мы уже разбирались в сфере общепита и видели, как растет рынок и что у него есть потенциал. Начали искать идеи для собственного проекта.
На проведение фестиваля решались долго, потому что никто до нас ничего подобного в Беларуси не делал. Мы сами не понимали, как все это будет работать, и действовали интуитивно. Теперь очевидно, что идея пришла в нужный момент.
Фото из сообщества Gastrofest во ВКонтакте
Осознание успеха пришло, когда на второй день фестиваля нам стали звонить из других ресторанов с просьбой записать их на следующий.
Бизнес-модель прижилась — стоимость участия для ресторанов мы оставили фиксированной. И по аналогичной схеме провели еще несколько тематических фестивалей в разных городах Беларуси.
Коллегиальные решения
Не могу сказать, что мы трое как организаторы распределяем обязанности. Мы полностью взаимозаменяемы. Многие важные решения мы принимаем коллегиально, например, обсуждаем состав и качество сетов.
В этом году состоится 11 фестивалей в разных городах. Количество участников в каждом фестивале ограничено. В Минске 20 мест, в регионах, как правило, меньше. На эти 20 мест мы рассматриваем около 40 заявок. Кроме определенной тематики, списка требований к сетам у нас нет. Но наше принципиальное пожелание — выгодность по сравнению с остальным меню ресторана.
Фото из сообщества Gastrofest во ВКонтакте
Общий выход сета — 1050 г.
Что именно предложить, решает ресторан, но окончательное решение мы принимаем в ходе длительных и не всегда простых переговоров.
Это бывает крайне редко, но если договориться с рестораном по сету не получается, мы можем отказать в участии.
Были также случаи, когда и нам отказывали рестораны. Например, понимали, что фестиваль значительно увеличит нагрузку на персонал, и они к этому не готовы. Есть рестораны, ориентированные на совершенно другую аудиторию и т.д.
«Побочный продукт» фестиваля
В 2017 году возникла идея провести Gastrofest.Street Food. Летом людям не особенно хочется рассиживаться в ресторане — поэтому мы решили предложить новый формат, когда еду можно взять с собой или перекусить на свежем воздухе.
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
Во время планирования стало очевидно, что без фуд-траков как наиболее ярких представителей рынка уличной кухни этот фестиваль был бы неполноценным. К тому же многие фуд-траки сами начали обращаться: «Как же без нас? Что нужно сделать, чтобы поучаствовать?»
Тогда именно эта сфера (street food) только зарождалась, но мы рискнули и арендовали площадку дворика «Корпус 8» в центре столицы, чтобы оборудовать ее специально для фуд-траков (электричество, коммуникации, аудио- и видеооборудование). Зарабатывать решили на арендных платежах от фуд-траков.
Бизнес-плана никакого не было — сплошной риск. Мы понимали, как посчитать наши поступления (стоимость аренды умножить на количество точек), и все. Дальше не были уверены ни в чем: будут ли арендаторы в нужном количестве, придут ли люди, какой объем затрат на операционное управление и так далее. Все подсчеты были примерными, так как аналогичных проектов в Минске не было.
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
Итак, мы получили объект без коммуникаций с 10 тоннами строительного мусора и хламом. Делали все, считай, с нуля. Уборка металла, очистка площадки от грязи, разводка электричества, подсветка, покраска, установка арт-объектов, общестроительные работы, туалеты. Подготовительные работы были интенсивными — уложились за 1,5 месяца.
Помню, нас встретил местный охранник Толик. Он услышал, что мы собираемся делать тут пространство для отдыха и еды, — рассмеялся и сказал, что мы «дурные».
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
Продвижение и обратная связь
Мы во всех своих проектах придерживаемся идеи, что нужно больше внимания уделять концепции, наполнению, качеству — и тогда не придется тратить огромные бюджеты на рекламу. Первые клиенты пришли легко, так как мы были первыми в своем роде.
Что касается именно «Песочницы», то мы не ориентировались на узкую группу. Предполагали, что это будет в основном молодежь. Однако к нам теперь приходят и взрослые пары, и мамы с детьми. Все приходят.
Фидбэк по этому проекту изучали по отзывам в Instagram. Люди активно отмечали нас в этой соцсети. Почти 30 000 человек за год подписалиось без инвестиций в рекламу. Писали «спасибо», давали советы, помогали с идеями: и по размещению посадочных мест, и по мероприятиям, и по музыкальной программе. Приходили с готовыми идеями и проектами. Сегодня портрет нашей аудитории — 18−35 лет, молодые люди, активные жители нашего города.
Фото из сообщества «Песочница» во ВКонтакте
«У человека должны гореть глаза»
Сейчас мы наладили бОльшую часть процессов и работаем на качество. Заявок на аренду немало, ресторанов, желающих принимать участие в фестивалях, — тоже.
К каждому заведению надо найти подход, суметь договориться. Это не всегда просто. Но когда все договоры подписаны и двери открыты — мы расплываемся в улыбке. На старте нас было трое, сейчас в команде — более 10 человек, если считать всех (занятых по совместительству в том числе). Мы вряд ли гуру найма, но нам принципиально важны несколько вещей:
Я понимаю, что мы занимаемся любимым делом, у нас до сих пор горят глаза, есть планы и новые проекты в разработке. Недовольство иногда может вызывать только то, что не на все идеи хватает времени и средств.
Начинает появляться конкуренция: многие уже смотрят в сторону создания аналогичных проектов (несколько уже работают). Но и мы не стоим на месте. Уже начали строить первый Food Mall с фуд-кортом и маркетом. Сделаем упор на свежие продукты, необычные концепции и поддержку эко-направлений. Но это уже другая история…
Гастрономические фестивали: с чем их едят и можно ли на них заработать
В России набирает обороты мода на всевозможные гастрономические фестивали: от однодневных уличных мероприятий в парках до проектов, охватывающих всю страну — от Владивостока до Калининграда. Forbes Life выяснил у организаторов самых известных фестивалей, ради чего стоит на них идти и без чего нельзя с них уйти.
Российский ресторанный фестиваль
До 15 октября в 11 городах проходит Российский ресторанный фестиваль (РРФ), который можно назвать самым масштабным в стране. В этот период рестораны-участники в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске, Казани, Воронеже, Калининграде и Владивостоке предлагают гостям дегустационные сеты из 3-5 блюд по фиксированной цене (990 рублей).
«У фестиваля две главные идеи: первая — повысить культуру посещения ресторанов без повода, познакомить жителей города с лучшими проектами по комфортной цене, вторая — дать импульс для внутреннего туризма, ведь мы подготовили не только гастрономическую программу в ресторанах (от сетов до ужинов), но и позаботились о скидках на отели», — рассказал соорганизатор РРФ Александр Сысоев.
Первый такой фестиваль показал довольно неплохие результаты: в семи городах-участниках за период фестиваля было продано 30 000 сетов. В этом году городов уже 11, а заведений, которые будут предлагать специальное меню, более 300.
Александр Сысоев: «В ресторанах абсолютно разные сеты: кто-то подготовил самые популярные блюда, существенно снизив цену на них (и это отличный повод зайти в тот или иной ресторан впервые), кто-то представил новые, а это важное событие для foodies [любителей гастрономии — FL] — открыть для себя что-то новое в уже знакомых проектах. Некоторые рестораны разработали меню, исходя из локальных продуктов или национальных рецептов».
Московский гастрономический фестиваль
1 октября стартовал уже 13-й по счету Московский гастрономический фестиваль (МГФ). С каждым годом количество его участников растет и сейчас перевалило за сотню. Стоимость сета в этом году составила 1900 рублей, что на треть выше, чем двенадцатью месяцами раньше. Так или иначе, фестиваль дает возможность создать некое представление о ресторане по 3-4 блюдам в сете за фиксированную цену.
«Фестиваль служит развитию ресторанной культуры и дает возможность шеф-поварам продемонстрировать, что они умеют на самом деле, а гостям позволяет выбрать за месяц новые места, которые могут стать любимыми», — полагает организатор МГФ Игорь Губернский.
Традиционно фестиваль проходит месяц и завершается «Десертным балом», на котором подводят итоги и раздают проектам Гран-при за лучшие сеты по мнению экспертного жюри.
Фестиваль — это повод сменить свою гастрономическую ориентацию
«Идти на фестиваль нужно, чтобы попасть туда, где еще не был, и проверить, насколько хорош ресторан, о котором слышал. И просто попробовать что-то новое. Фестиваль — это повод сменить свою гастрономическую ориентацию: 100 лучших шефов сделали свои оригинальные меню для нас. Если вы не видите «своего» ресторана или шефа среди участников, это повод задуматься, а так ли он хорош, как написано о нем на сайте или странице в Facebook и идти искать новые места для себя», — добавляет Губернский.
Food Show
В декабре в парке «Сокольники» пройдет уже 11-й фестиваль еды и напитков Food Show, в рамках которого объявят победителей собственной премии за лучшие проекты, связанные с миром гастрономии.
«Фестиваль FoodShow проходит в Москве уже 11 лет. И главная идея его — продвижение гастрономии, качественных продуктов, как фермерских, так и промышленного производства. Также отчасти миссия проекта — научить людей готовить вкусно, разбираться в разных кухнях мира, донести взгляд на здоровое питание. FoodShow — самый большой поп-ап фестиваль, он же — гастрономический фестиваль в России и фестиваль новых продуктов и инновационных методов приготовления блюд в домашних условиях», — Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации, организатор фестиваля FoodShow, премии лучших ресторанных концепций «Пальмовая ветвь».
Taste of Moscow
Этим летом в Москве прошел 5-й фестиваль Taste of Moscow, собравший за четыре дня на одной площадке 30 ресторанных проектов и 37 000 посетителей. Также в начале октября на ВДНХ прошел фестиваль российской гастрономии и отечественных региональных продуктов Discover Russian Cuisine с тремя площадками: гастромаркет, chef’s table и пространство для мастер-классов иностранных и российских шеф-поваров.
«Любой фестиваль — это праздник и развлечение, а гастрономический фестиваль это еще и просвещение в гастрономическом плане, соприкосновение с культурой еды и пития. В случае с Taste of Moscow — это городской пикник с самыми вкусными ресторанами и винами, в случае с Discover Russian Cuisine — знакомство с лучшими отечественными продуктами, у которых есть все шансы стать национальными гастрономическими брендами, которые можно и нужно представлять на международном рынке, и которые могут стать мощным толчком для развития гастрономического туризма в своем регионе», — Наринэ Багманян, президент «Асти Групп», организатор фестивалей Taste of Moscow и Discover Russian Cuisine.
Участвуют ли в фестивалях известные рестораны?
Крупные ресторанные холдинги, как правило, не брезгуют участием во всевозможных фестивалях с приставкой гастро-. При этом создают и собственные активности, направленные на привлечение потока гостей исключительно в проекты под одним брендом. Так ресторанный дом Андрея Деллоса дважды в год устраивает фестиваль Set-o-mania, в котором, как ни трудно догадаться из названия, главным героем также становятся гастрономические сеты. Каждый проект Maison Dellos (сегодня их 8) в течение месяца предлагает гостям по два набора блюд по фиксированной цене (в 2017 году — 1850 рублей). В прошлом году гастрономические фестивали в Novikov Group посвятили празднованию 25-летия холдинга. Так в четырех заведениях Аркадия Новикова проходил Греческий фестиваль. Через несколько месяцев Тайский гастрономический фестиваль принимали уже восемь ресторанов Novikov Group, а за программу, посвященную финским кулинарным традициям, отвечала целая дюжина проектов Новикова. Этой весной фестивальная программа холдинга была посвящена теме здорового питания, а точнее поддержке проекта Александры Новиковой How To Green. Мероприятие позволило эффектно обыграть предложение по постному меню, которое было создано сразу для 13 ресторанов.
Выгодно ли ресторанам участие в гастрофестивалях?
«Прежде всего, ресторан получает известность и так называемый отложенный спрос. Люди, познакомившиеся с ним на фестивале, еще не раз вернутся в течение года, при условии, что им понравилась концепция и ресторанное блюдо на фестивале», — считает Наринэ Багманян.
«В плане финансов для ресторана участие в таких проектах больше затратное. Ресторан по сути вкладывается в мощный PR для себя. Деньги возвращаются позже — в виде серьезного притока гостей в ресторан и возможности продажи коммерческих пакетов», — Илона Федотова, организатор фестиваля Chef’s Collaboration Fest (Сочи).
Коммерчески участие не выгодно совсем — сплошные затраты
«Коммерчески участие не выгодно совсем — сплошные затраты. С точки зрения PR выгодно, так как ставишь свое имя в линейку с сильнейшими. Раньше все звали выступать в рестораны поп-исполнителей, теперь зовут поваров. Рентабельность и выхлоп, плюс-минус, одинаковый. Поваров продавать тяжелее, но сейчас это модно, а значит продажи будут. Если сравнить с периодом 5-6 летней давности, когда вообще не затащить было на гастроли поваров, то сейчас просто рай! Даже делать особенно ничего не надо, так что, можно сказать, выгодно с точки зрения PR и рекламы, а деньги — в ноль», — Алена Мельникова, директор фестиваля Gourmet Days (Санкт-Петербург).
«Ресторан во время фестиваля может решать множество задач для себя: от привлечения новых гостей (и обычно это главная задача), до теста новой гастрономической концепции ресторана или новых блюд и сбора мнений гостей. Все это — маркетинг, PR, продвижение. И бесплатное участие ресторана в общегородской акции для ресторана, безусловно, выгодно», — убеждает Игорь Губернский.
Сколько стоит проведение гастрономического фестиваля?
«В зависимости от сезона, ситуации на рынке и прочих составляющих, фестиваль может быть как прибыльным, так и убыточным мероприятием. Очень много нюансов, которые могут повлиять: начиная с погоды, заканчивая кризисом на рынке и количеством спонсорских пакетов партнеров, которые также меняются каждый год. 10-15 миллионов рублей — это минимальная сумма затрат на проведение фестиваля. Из них от 3 до 6 миллионов возьмет только аренда площадки (стоимость зависит от самой площадки и времени проведения) и еще 3 миллиона уйдет на рекламные цели», — признается Вадим Зуйков (FoodShow).
10-15 миллионов рублей — это минимальная сумма затрат на проведение фестиваля
«Затраты на проведение фестиваля составляют, в среднем, 10 миллионов рублей. Что касается договоренностей с ресторанами — все очень индивидуально. Размер гонорара напрямую зависит от уровня и регалий шеф-повара и может достигать баснословных сумм, но обычно цифра варьируется до €5 000. Что касается прибыли, то по результатам фестиваля GourmetDays был минус около 200 000 рублей. Если смотреть отдельно по ресторанам, то результат — от небольшого плюса до убытка в 500 000 рублей», — говорит Алена Мельникова (Gourmet Days).
«Затраты на фестиваль составляют около 30 000 000 рублей. Что касается договоренностей с ресторанами, то это 30% от выручки за аренду стенда/коммуникаций. Говорить о прибыли сложно, так как чем больше проект, тем больше на него затраты. Маржа должна быть хотя бы 5 %, а лучше— в 10%, но успех приходит, а реальные доходы уменьшаются, так как ценовая политика в России всех твоих контрагентов, в особенности стоимости площадок и их обустройства, увеличивается пропорционально тому, насколько проект стал интересным. Так что говорить о прибыли касательно фестивалей пока рано», — уверяет Наринэ Багманян (Taste of Moscow и Discover Russian Cuisine).
«Фестиваль — довольно затратное мероприятие. В случае, если площадкой фестиваля выступает ресторан, и мероприятие можно рассматривать как локальное, то в среднем можно уложиться в сумму до 1 миллиона рублей, включая привоз шефов на гастрольный тур, группы журналистов, затраты на рекламу. Конечно, все относительно и цифры очень общие. Все зависит от пожеланий заказчика и глобальности мероприятия. В каждом случае все должно детально просчитываться. Когда идет промоутирование и хорошая PR-поддержка мероприятия, плюс интересный шефу и ресторану концепт, плюс дружеские отношения — многие могут приехать «по дружбе», но это, скорее, исключение из правил. Надо понимать, что гастролер тратит свое время и силы. Минимально один день. Максимально — 3-5 и более, включая подготовку. Особенно, если шеф приглашается на гастрольный ужин в другой ресторан, а это прямая реклама чужой площадки. Понятно, что за эту работу топовые шефы, имеющие имя на рынке, могут попросить и просят гонорар. Величина зависит от звездности, регалий и прочего. Здесь цена может быть от 500 тысяч рублей и до бесконечности (если говорить о приезде мишленовских шефов). При самом хорошем раскладе мероприятие окупается в ноль, но при условии привлечения партнерских коммерческих пакетов. С одного-двух ужинов, конечно, окупить затраты невозможно», — рассказывает Илона Федотова (Chef’s Collaboration Fest).
Форматы гастрономических и ресторанных фестивалей с каждым годом эволюционируют и предлагают широкий выбор тематических событий, направленных на самую разнообразную аудиторию: от домохозяек и гурманов до шефов и инвесторов. Помимо Москвы организаторы особо облюбовали Сочи: здесь трижды проходил Gastreet c крупнейшей образовательной программой в сфере ресторанного бизнеса, а также дебютировал Международный гастрономический фестиваль IKRA, который открывали такие звезды мировой гастрономии как Анна Рош, Родольфо Гузман и Массимо Боттура. Не отставал в этом году и Санкт-Петербург, где компания PIR Expo провела форум шеф-поваров, су-шефов и поваров — «Завтрак шефа» (100 мастер-классов, 60 выступлений шефов и более тысячи участников). Возможно, Чемпионат мира по футболу в России, намеченный на следующий год, станет отправной точкой для развития ресторанной культуры в городах-участниках. Приток туристов и относительная готовность местных жителей к гастрономическим экспериментам могут послужить дальнейшему продвижению и качественному росту и фестивальной программы.