гаршин attalea princeps чему учит
Гаршин «Attalea Princeps» над чем заставляет задуматься, отзыв как писать?
В рассказе Бажова «Хрупкая веточка» идёт речь о трудолюбии и помощи ближним. Так же в рассказе затронута тема благодарности. Я советую прочитать этот рассказ для того, чтобы увидеть пример настойчивости и целеустремлённости. Мало кто способен в случае как у Мити остаться человеком, да ещё и добиться счастья.
В рассказе даже есть случай поучения плохих людей, которые наживаются на страданиях других.
Рассказ учит юных читателей избегать плозого отношения к людям и ценить их за дела и достижения, а не за внешний вид и слова.
Хорошо, когда добро торжествует над злом. Это поднимает дух слабых и делает слабее плохих людей. В следующий раз другой барин подумает, стоит ли ему поступать так же, как барин в этом рассказе.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
Отзывы самые теплые и положительные: невозможно без эмоций читать эту небольшую сказку. Всего несколько строк, а сколько в них смысла! Люди могут прожить по-разному, но никто не желает повторить пройденный путь по той причине, что сумел быть счастливым. Пожилой мужчина, которому пришлось в жизни нелегко, судя по его морщинистому лицу со шрамом от шашки, говорит мальчику, что считает свою жизнь хорошей, поэтому заново ее прожить у него нет желания. Так надо каждому жить, чтобы не хотелось все сызнова вернуть, уметь радоваться, видеть лучшее, что вокруг происходит, знать добрые времена.
Но самое интересное то, в каких словах и выражениях пишет Аркадий Гайдар, как он увлекательно рассказывает, просто и доступно, а как понятно и глубоко проникают вглубь слова.
Рассказ душевный, содержательный, красочный, обязательно подлежит к прочтению.
Отзыв к сказе «Царевна Несмеяна»:
В русской народной волшебной сказе «Царевна Несмеян» одноименная героиня живет в царских чертогах. Она был все время грустной и никогда не смеялась. Царь обещает выдать свою дочь за муж за того, кто ее рассмешит. В этом же царстве живет работник, который работает на своего хозяина. Он берет в качестве платы монетку, но она тонет в колодце. Через год он получается еще одну монетку и она тонет снова. Спустя это же время работник получает еще одну монетку, а две другие всплывают из колодца. Эти три монетки он раздает зверям и они отблагодарили его тем, что стали ухаживать за ним, когда работник уснул в грязи. Это все рассмешило царевну, поэтому царь решил выдать ее за работника.
В сказке «Царевна Несмеяна» мне очень понравился сюжет. Это очень доброе и красивое произведение, в котором нет плохих героев и описан очень забавный случай. Читатель безусловно сочувствует царевне потому, что она никогда не веселилась и радуется за работника потому, что он нашел свое счастье. Работник был трудолюбивым, честным и отзывчивым, поэтому благополучие нашло его. Сказка заканчивается хорошо и ее герои обретают свое счастье.
Сказка Сладкова «Всему свое время» мне понравилась, поскольку я узнала много нового из жизни птиц и зверей. Да и сюжет показался мне оригинальным, с неожиданной развязкой.
Дело происходит зимой. Главная героиня сказки Сорока в начале повествования опросила зверей и выяснила, что они обрадовались бы лету. Вот она и прогнала зиму, и пригласила лето. Лето пришло, но другие герои сказки вовсе ему не обрадовались, а даже опечалились.
Мне понравилось, что автор описал привычки и повадки лесных обитателей зимой и летом. Свиристель, Медведь и тетерев Косач по-разному переживают эти времена года. Но наступившее вдруг лето оставило их без корма, а некоторые из них были огорчены отсутствием весны.
Сказка учит нас спокойно воспринимать смену времен года и действовать в соответствии с их вступлением в права. Ничто не может изменить текущий порядок вещей. Да и не надо.
История создания
В 1870 году в России разворачивается революционное движение. Борьбу за независимость ведут тайные организации и кружки, объединяющие свободомыслящих людей. Многие революционеры пытаются вести деятельность в одиночку. Как правило, она была обречена на провал.
Писатель остро чувствовал несправедливость и страдания. Вместе с интеллигенцией он разделял идею ответственности перед простым народом, поэтому его произведения нарушают привычные традиции жанра и отличаются особым восприятием мира. Большинство критиков увидели в повествовании неверие автора в успех революционной борьбы.
В некоторых детских изданиях сказка называется «Принцесса Атталея». Это поучительный рассказ о растениях, живущих в оранжерее.
Главные герои
Гаршина отличает особое мастерство, с которым писатель изображает персонажей. Главными действующими лицами произведения являются растения и люди:
Немаловажную роль в композиции сказки играют еще два персонажа. Это люди, которых Гаршин противопоставляет друг другу:
Все обитатели зимнего сада давно смирились с неволей. Они не готовы лишиться ставших привычными для них условий.
Всех персонажей объединяет тоска по родине, но они смирились со своим положением и не готовы бороться за свободу. Они умеют разговаривать и думать. Таким способом автор хотел передать их переживания.
Краткое содержание
В небольшом городке находилась великолепная оранжерея, из описания которой читатели узнают, что это было величественное здание с витыми колоннами и узорчатыми арками, переплетенными железными рамами. Особенно красива она была в лучах заходящего солнца. Благодаря переливающимся бликам она напоминала большой драгоценный камень.
Высокая прозрачная крыша не могла заменить ясного неба. Зимой стекла замерзали, и в оранжерее становилось совсем темно. Сильные порывы ветра заставляли дрожать стекла, а крыша покрывалась толстым слоем снега.
Иногда ветер разбивал стекло, и под высокий свод залетала резкая струя морозного воздуха. От ее холода листья становились блеклыми и быстро увядали.
Зимний сад населяли экзотические растения, собранные со всего мира. Они тосковали по родине. Их можно было рассмотреть через толстые стекла. Несмотря на огромные размеры зимнего сада, им было очень тесно. Их корни переплелись и забирали друг у другу драгоценную влагу и пищу. Ветви деревьев с большими листьями налегали на рамы и друг на друга, гнулись и ломались.
Работники постоянно обрезали ветви и подвязывали их толстой проволокой. Растениям нужны были свобода и простор. Им не хватало тепла и солнечного света, но они приспособились к жизни в новых условиях. Никто из растений не чувствовал себя счастливым. В душе каждый из них мечтал о родной земле.
Пленница начала быстро расти. Все ее силы уходят на то, чтобы достичь стеклянной крыши. И вот однажды ей удалось пробить стекла. Вырвавшись на свободу, она испытала разочарование. На улице стояла поздняя осень. Было очень холодно, дул холодный ветер и шел снег.
Основная мысль
Повествование отличается от русских народных сказок. В фольклорном произведении добро обязательно побеждает зло. У Гаршина оно имеет трагический конец. В волшебных сказках герой проходит множество испытаний, которые с честью выдерживает. Рядом с ним всегда находятся его верные помощники: животные, птицы, волшебные существа. У Гаршина пальма одинока. Обитатели оранжереи не понимают и не поддерживают ее. Свобода для нее остается несбыточной мечтой.
Произведение Гаршина часто сравнивают с поэмой Лермонтова «Мцыри», главной герой которой живет в неволе. Он не желает мириться с ней и начинает борьбу за свободу. В финале ему удалось познать радость освобождения, пусть даже и непродолжительного. Пальма в сказке испытала разочарование и поняла, что обречена на гибель.
В произведении Всеволод Михайлович Гаршин поднимает тему бунтарства. Неслучайно он противопоставляет главную героиню другим персонажам, которые смирились со своей судьбой и предпочитают жить в неволе. Смыслом существования пальмы становится борьба, которая приводит ее к разочарованию и гибели. Ее жизнь достойна уважения, поскольку она не отказалась мириться со своим положением и не покорилась обстоятельствам. Несмотря на грустный финал, сказка учит справедливости, добру, целеустремленности, чуткости.
Чтобы почувствовать настроение произведения, нужно сказку Всеволода Гаршина «Attalea princeps» читать. Краткое содержание подходит для читательского дневника или ответов на вопросы учителя на уроке литературы в 5 классе.
Автор считает, что каждое живое существо достойно уважения. Неслучайно действующими лицами произведения стали растения. Грустный финал произведения напоминает традиции сказок Андерсена, где в борьбе со злом и несправедливостью главные герои терпят поражение.
Уроки «Изучение сказки В. М. Гаршина «Attalea Princeps» в 5 классе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Харитонова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия имени И.А. Бунина городского округа г. Воронеж
УМК: «Литература. 5 класс». Автор-составитель В.Я. Коровина, Журавлев В.П., Коровин В.И.
ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ В.М. ГАРШИНА «ATTALEA PRINCEPS» В 5 КЛАССЕ
Произведение В.М. Гаршина «Attalea princeps» рекомендуется детям для чтения в разделе «Из литературы XIX века. Русская литературная сказка» программами В. Коровиной, Б. Ланина, В. Чертова.
Большинство учащихся с творчеством Гаршина встречаются не впервые: многим знакома «Лягушка-путешественница», а кому-то и «Сказка о жабе и розе». «Attalea princeps», в отличие от последних, написана не для детей, но, разумеется, сделать идейнонравственное содержание произведения доступным для юных читателей вполне в силах педагога. Мудрая сказка Гаршина позволяет вести с детьми прямой, бескомпромиссный разговор о важнейших нравственно-этических и философских категориях.
На изучение произведения считаем необходимым отвести не менее двух учебных занятий.
«ПЕЧАЛЬНИК ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»
На данном уроке происходит знакомство (разумеется, обзорное) с личностью и творчеством автора сказки, а большую часть времени занимает непосредственное чтение художественного текста.
Тип урока: урок изучения нового материала.
1) познакомить (кратко, обзорно) обучающихся с биографией В.М. Гаршина; 2) осветить историю создания сказки «Attalea princeps».
1) совершенствовать навык выразительного чтения вслух; 2) совершенствовать навык подготовки научных сообщений; 3) развивать навык восприятия и отбора информации.
Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать, понимать:
— выразительно читать изучаемое произведение;
— формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская, культуроведческая, речевая, коммуникативная.
— активизация познавательной деятельности обучающихся;
— развитие рефлексивных навыков;
— совершенствование речевой культуры обучающихся;
Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.
Техническое обеспечение занятия: текст изучаемого произведения в учебникехрестоматии; презентация в программе PowerPoint; компьютер, проектор, экран, выставка книг В.М. Гаршина, размещенных на специальном стенде.
Структура урока (основные этапы)
1. Вступительная беседа.
2. Вводное слово учителя о писателе.
3. Формулировка обучающимися темы занятия. Целеполагание.
4. Сообщение обучающегося о В.М. Гаршине (краткие биографические сведения).
5. Чтение сказки «Attalea princeps».
6. Беседа на выявление первоначального восприятия текста.
7. Сообщение обучающегося об истории создания произведения.
9. Домашнее задание.
Урок начинается с беседы:
— Как вы думаете, что должны ощущать цветы, травы, деревья, растущие там?
— Представьте, что вы оказались в таком саду и получили возможность поговорить с растениями. Вспомните, ведь Герда и Алиса разговаривали с цветами. О чем бы вы спросили растения?
— А о чем, по-вашему, растения могли бы разговаривать между собой?
— Если бы вы сочиняли сказку об оранжерейных растениях, она была бы веселой или грустной? Почему?
— Какое растение вы бы сделали главным героем своего произведения?
Замечательный русский писатель Всеволод Михайлович Гаршин создал чудесную сказочную историю об оранжерейных растениях.
Посмотрите на репродукцию портрета В.М. Гаршина, написанного И.Е. Репиным. Художник изобразил писателя сидящим за рабочим столом и обдумывающим написанное или то, что ещё предстоит перенести на бумагу. Смотришь на полотно, и кажется, что через несколько мгновений мы станем свидетелями чуда – появления на свет литературного шедевра.
Как вы уже поняли, сегодня в центре нашего внимания личность писателя Всеволода Гаршина и его произведение.
— Какие слова, сказанные о Гаршине его современниками, можно было бы использовать для формулировки темы нашего урока? («Печальник за человечество».)
Далее ученики формулируют тему занятия и записывают ее в тетрадь.
Живой интерес пятиклассников может вызвать выставка книг писателя, размещенных на специальном стенде.
Учитель. Хотите ли вы, ребята, узнать немного больше о писателе? Давайте послушаем сообщение ученика, который выполнял индивидуальное домашнее задание. Примерный текст ученического сообщения, подготовленный под руководством педагога:
В.М. Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в имении Приятная Долина в семье офицера кирасирского полка. К семи годам будущий писатель был знаком со многими шедеврами мировой классической литературы. Так, он прочел и «Хижину дяди Тома» Г. Бичер – Стоу, и «Собор Парижской
Богоматери» В. Гюго. Восьмилетнего ребенка мать перевезла в Петербург, который Гаршин впоследствии назвал своей духовной родиной, который безмерно любил и который знал, по воспоминаниям друга, «до мельчайших закоулков». Окончив гимназию, Гаршин поступил в Горный институт, где проучился два года.
Со студенческой скамьи он отправился добровольцем на фронт. В это время шла русско-турецкая война. В одном из писем к матери молодой человек признавался: «…Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули…»
Во время отпуска по ранению Гаршин написал рассказ «Четыре дня», который был опубликован в журнале «Отечественные записки» и принес автору «успех, доходящий до сенсации». С этого момента началась литературная слава Гаршина, которому тогда было всего двадцать два года.
Учитель. Сегодня мы обратимся к сказке Гаршина «Attalea princeps».
— Как вы думаете, почему название произведения написано на иностранном языке? Знаете ли вы, какой это язык?
Дело в том, что в науке принято писать названия растений на латинском языке. У этого языка нет разговорной формы, его используют ученые в научных трудах для обозначения научных понятий.
Посмотрим, о каком же растении рассказал писатель в произведении.
Педагог задает ребятам несколько вопросов на выявление первоначального восприятия произведения:
— Какие чувства вы переживали во время чтения?
— Какие эпизоды вызвали у вас особенное волнение и грусть? Почему?
Далее один из учеников, готовивший дома сообщение под руководством педагога, освещает творческую историю сказки (сведения о том, что послужило конкретным поводом для её написания, пригодятся на следующем занятии).
Известно, что в письме к матери от 3 марта 1876 года В. М. Гаршин сообщал о посещении ботанического сада. По утверждению литературоведа А. Латыниной, «возможно, во время этого посещения Гаршин узнал про недавний случай в Ботаническом саду». В монографии о писателе А. Латынина приводит рассказ профессора Петербургского университета И.А. Шляпкина: «В пальмовой оранжерее
Императорского Ботанического сада при директоре Э. Л. Регеле росла в грунте пальма, ради которой делали надстройки и, наконец, принуждены были срубить её, так как вершина стала упираться в железный каркас стеклянного потолка». 3
Именно 3 марта 1876 года было создано стихотворение «Пленница», сюжетная схема которого основана на подлинных фактах. «Attalea princeps» написана спустя три года – в 1879 году, а опубликована в первом номере журнала «Русское богатство» за 1880 год.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было интересно на занятии? Сегодня на уроке… 1) я узнал…
В конце урока распределяется домашнее задание.
Дома учащиеся должны прочитать произведение еще раз и ответить на вопросы, помещенные в учебнике-хрестоматии (по выбору учителя).
Индивидуальное задание № 1: подготовить пересказ эпизода «Жизнь оранжерейных растений».
Индивидуальное задание № 2: ответить на вопрос: «Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека: директор оранжереи и путешественник из Бразилии. В чем их непохожесть? Кто из них ближе главной героине сказки? Чем?» Индивидуальное задание № 3: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения В.М. Гаршина «Пленница».
Исследовательское задание группе обучающихся (2–3 человека): провести сопоставительный анализ стихотворения «Пленница» со сказкой «Attalea princeps».
ГЕРОИЧЕСКОЕ И ОБЫДЕННОЕ В СКАЗКЕ В.М. ГАРШИНА «ATTALEA
PRINCEPS». СМЫСЛ ФИНАЛА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: в ходе текстуального анализа выявить идейную направленность и нравственно-философский смысл сказки В.М. Гаршина.
1) путем сравнительного анализа сказки «Attalea princeps» и стихотворения Гаршина «Пленница» определить суть авторской позиции в обоих произведениях;
2) развивать начальные представления об аллегории, полученные на предыдущих уроках;
3) совершенствовать навык выразительного чтения наизусть, ролевого чтения эпизода;
4) формировать навык литературоведческого анализа текста;
5) развивать творческие способности учащихся (работа над выборочным пересказом с изменением лица).
Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающиеся должны знать, понимать:
— идейное содержание и нравственную проблематику произведения; Обучающиеся должны уметь:
— выявлять авторскую позицию в произведении;
— выразительно читать фрагменты изучаемого произведения;
— аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению (монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии). Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская, культуроведческая, речевая, коммуникативная.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.
— активизация познавательной деятельности обучающихся;
— развитие рефлексивных навыков;
— совершенствование речевой культуры обучающихся;
Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.
Техническое обеспечение занятия: текст изучаемого произведения; текст стихотворения В.М. Гаршина «Пленница» распечатка); презентация в программе PowerPoint; компьютер, проектор, экран.
Структура урока (основные этапы)
1. Вступительная беседа.
2. Формулировка обучающимися темы урока. Целеполагание.
3. Аналитическая беседа по тексту произведения, включающая выступления учеников, выполнявших дома индивидуальные и групповые задания, а также выборочный и творческий (с изменением лица) пересказ.
4. Проблемная дискуссия.
5. Работа по теории литературы над понятием «аллегория».
6. Сравнительный анализ сказки Гаршина «Attalea princeps» и стихотворения «Пленница».
7. Подведение итогов текстуального анализа изучаемого произведения. Выбор эпиграфа к уроку.
9. Домашнее задание.
Главное место на занятии отводится анализу художественного текста. Основная форма работы – беседа, включающая в себя выступления обучающихся с подготовленными дома по указанию учителя заданиями.
Первый вопрос классу:
— Похожа ли сказка Гаршина на известные вам народные и литературные сказки? И да, и нет. С одной стороны, в ней изображена вполне реальная, обыденная ситуация: растения в оранжерее разрослись, их обрезают. Пальме тоже, когда она чрезвычайно выросла, спилили верхушку, а потом и вовсе срубили дерево. Но Гаршин рассматривает ситуацию не извне, и изнутри. Мы смотрим на происходящее в оранжерее глазами находящихся там растений. Деревья и травы одушевлены писателем. Они действуют, мыслят, чувствуют, разговаривают, принимают решения. Подобно людям, они страдают, надеются, злорадствуют, сплетничают, проявляют героизм, самопожертвование.
— Давайте попробуем определить тему урока так, чтобы отразить в ней эти две стороны изображенного в произведении мира.
Дети предлагают варианты: «Сказочное и реальное», «Выдуманное и настоящее». Наконец, с помощью учителя тема обретает окончательную формулировку: «Обыденное и героическое в сказке В.М. Гаршина “Attalea princeps”».
— Прочитаем описание места действия: «В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. Она была очень красива…» В чем же заключалась красота оранжереи?
Эпитеты, использованные автором, акцентируют внимание читателя на эффектности архитектурного облика строения: «стройные витые колонны», «узорчатые арки». Даже изображая оранжерею в лучах заката, автор адресует свою похвалу… переливам и отблескам стекол, которые «горели и играли… точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне». Как видим, «оправа» роскошная и притом довольно прочная: тут «толстые стекла», «железные рамы».
Но, вопреки сказанному, многие «южане» в оранжерее, кажется, вполне довольны своей судьбой: их вовремя поливают и удобряют, оберегают от вредителей, им не угрожает истребление со стороны аборигенов. Мнение этой части персонажей выразила корица: «Правда, здесь скучновато, но я по крайней мере уверена, что меня никто не обдерет». «Жизненная позиция» героев отчетливо проступает в споре оранжерейных растений. На данном этапе урока «подключается» к работе группа учащихся, выполнявшая домашнее задание по подготовке выразительного чтения эпизода. Затем в ходе обсуждения фрагмента ребята приходят к выводу: стабильность существования и материальное благополучие для подобных героев «перекрывают» на чаше жизненных весов те призрачные, с их точки зрения, преимущества, которые может дать произрастание в естественных условиях. О свободе они и не помышляют.
Теперь поговорим о главной героине произведения.
— Прочитаем описание внешнего вида пальмы. Что отличает Attale’ю от других оранжерейных растений?
«Портрет» героини обрисован кратко: «Была… выше всех и красивее всех».
Применительно к пальме автор употребляет превосходную степень сравнения и далее: «…Она лучше всех помнила родное небо и больше всех тосковала о нем». Учащиеся понимают, что не только внешняя красота и высокий рост отличают Attale’ю от других представителей флоры в оранжерее. Героиня выделяется в своем окружении и богатством внутреннего мира, и глубиной переживаний, и гордым нравом, и чувством собственного достоинства. Она никогда не участвует в пустой болтовне, которой то и дело заняты соседи. Ею всецело владеет мечта о свободе: «…Attalea всегда молчала, тосковала и думала только о том, как хорошо было бы постоять даже и под этим бледненьким небом». В подневольной жизни Attale’и присутствуют два персонажа из мира людей. Сопоставление этих героев: директора и бразильянца – осуществляет на уроке ученик, самостоятельно выполнявший индивидуальное задание № 2. Одноклассники и учитель дополняют сообщение. Поговорим о первом из героев – о директоре учреждения, где томилась в заточении наша пальма. Для сего ученого мужа Attalea, в числе прочих деревьев и трав, не более чем рядовой подопытный экземпляр. Изо дня в день этот представитель homo sapiens занят научными изысканиями, сидя «в особой стеклянной будочке, устроенной в стеклянной оранжерее». Только, в отличие от тепличных растений, он стал узником совершенно добровольно, заключив себя «под стеклянный колпак». Тем не менее, ему здесь вполне комфортно, и в «большой» жизни он, по-видимому, не нуждается, с успехом довольствуясь и ее малым подобием: «какой-то стебелёк», который он то и дело «разрезывает» бритвою и внимательно рассматривает под микроскопом, заменяет ему живой простор полноценного земного бытия. Именно в силу постоянного пребывания в рамках предельно суженного жизненного пространства сей «ученый червь» никогда не слыхал настоящего, исконного имени пальмы, ему известно только название, придуманное для неё в кругу таких же, как он, «ботаников» на «мертвом» языке латыни.
Отчетливо ощутимая авторская ирония со всей очевидностью изобличает
Однажды в момент спора между обитателями сада Attalea обратилась к растениям с призывом: «Зачем вы ссоритесь? Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире, раскидывайте ветви, напирайте на рамы и стекла, наша оранжерея рассыплется в куски, и мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами».
После того как на уроке будет прочитан монолог героини, учитель спрашивает ребят:
— Как отнеслись растения к предложению, которое высказала Attalea? Почему?
— Какой выбор сделала героиня в создавшейся ситуации и какой была реакция окружающих на ее решение?
Каждый делает выбор самостоятельно. Гаршинская героиня не отступила от своих убеждений, проявила максимум последовательности в борьбе, несмотря на то что ее никто не поддержал, кроме «маленькой травки». Attale’ю не испугал путь борца-одиночки.
— Каких усилий стоила Attale’е борьба за свободу? Приведите примеры из текста.
Беседу продолжает вопрос и задание:
— Как вы думаете, имела ли значение для исхода борьбы поддержка со стороны травки, назвавшей себя «маленьким другом» пальмы? Подтвердите свою мысль примерами из текста.
В учебнике-хрестоматии есть задание: подготовьте пересказ событий от лица «маленькой, вялой травки». Само по себе задание очень интересное и плодотворное, но воспроизвести на уроке такой пересказ в полном объёме, на наш взгляд, дело слишком «затратное» (по времени). Поэтому можно предложить учащимся осуществить выборочный пересказ.
— Как вы думаете, что изменится в повествовании, если вести его не от третьего лица, а от первого – от лица союзника пальмы?
— Какие оценочные суждения вы включили бы в текст исходя из подобных условий?
— Какие эпизоды можно было бы «обогатить» душевными переживаниями травки?
Но вот коллективный труд над выборочным пересказом окончен.
— Посмотрим, какова развязка действия.
Оковы рухнули, «над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая корона пальмы».
— Что ощутила пальма, вырвавшись на свободу? Испытала ли она радость победы?
— Финальная картина более чем печальна: «полузасыпанная снегом» «мертвая пальма, лежавшая в грязи» на заднем дворе ботанического сада. Что хотел сказать автор подобной концовкой? Пословица гласит: «Один в поле не воин». Можно ли сказать, что пример Attale’и подтверждает правоту русской пословицы? Финал сказки – поражение или победа героини?
Органичной составной частью урока на данном этапе становится проблемная дискуссия. Учитель предоставляет ребятам возможность высказать свою точку зрения, поспорить.
В ходе дискуссии (или перед ее началом для активизации мыслительной деятельности обучающихся) педагог может привести суждения некоторых известных литературоведов:
Вл. Порудоминский: «Пальма одержала победу. Она боролась. Она вырвалась из темницы. Она вдохнула – пусть это был лишь один вдох! – воздух свободы. Даже гибель её под безжалостным острым ножом – победа. Ведь это гибель героя!
— Итак, в чем же состоит иносказательный смысл гаршинской сказки? Какова позиция автора по отношению к главной героине? Может быть, автор своей сказкой осуждает фанатичную веру в красивую, но несбыточную мечту, развенчивает самообман, показывая, сколь трагичным бывает прозрение? А может быть, автор создал гимн самоотверженной, героической борьбе за свободу? Или, наоборот, осудил гибельный путь бунтаря-одиночки? А возможно, показал обреченность всякого подвига вообще?
Учитель вновь предоставляет ребятам возможность высказаться, поспорить. В данном случае, полагаем, не надо стараться привести все детские суждения к «общему знаменателю», искать истину, так сказать, одну на всех. Поскольку смысл гаршинской сказки нельзя толковать однозначно, пусть каждый из ребят сделает собственные выводы. Главное, чтобы дети осознали серьезность и важность поставленных писателем проблем, постигли, сколь значителен масштаб философского мышления автора.
Продолжает урок работа со стихотворением В. М. Гаршина «Пленница». За выразительным чтением наизусть следуют выступления членов исследовательской группы, осуществлявших сравнительный анализ произведений. Хорошо привлечь к размышлению и весь класс.
Вопросы для беседы:
— Можно ли говорить о сходстве сюжетных линий в обоих произведениях?
— Чем различается изображение растительного мира в стихотворении и сказке? Как складываются взаимоотношения обитателей оранжереи с миром людей?
— Одинаков ли финал произведений? А позиция автора?
«Пробито стекло, изогнулось железо, / И путь на свободу открыт».
«И снова заделали путь на свободу, / И стекла узорчатых рам / Стоят на дороге к холодному солнцу…»
Обращаем внимание учащихся ещё на один момент. Чрезвычайно интересно, что в качестве заглавия сказочной истории Гаршин избрал не «родное, настоящее имя» героини, а латинский термин. Случаен ли этот факт? Не содержится ли тут намек на то, что мятежница, хоть и сокрушила «стеклянный колпак», пробиться к жизни подлинной за пределы столь ненавистной ей искусственной среды так и не смогла? Более того, героиня изначально была обречена на поражение, на гибель – и значит, заявления о победе и освобождении в каком бы то ни было смысле совершенно беспочвенны.
жить без свободы, уверена в правоте, необходимости своей борьбы…» 8 Можно спросить ребят:
— Согласны ли вы с мнением ученого? Обоснуйте свой ответ.
В заключение словесник предлагает пятиклассникам подобрать эпиграф к сказке и стихотворению, аргументировав свой выбор. Высказывания заранее размещаются на стенде (доске) или в нужный момент проецируются на экран с помощью соответствующей техники, например мультимедийного проектора. Этот вид деятельности позволяет расставить все точки над «i» в том, что касается понимания авторского замысла.
1. «Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой». (И.-В. Гёте.)
2. «Высокие цели, хотя и невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых». (И.-В. Гёте.)
3. «Пусть это только миг, короткий, беглый миг,
И после гибель без возврата,
Но за него – так был он чуден и велик –
4. «И все-таки иди – и все-таки смелее
Иди на тяжкий крест, иди на подвиг твой,
И пусть бесплоден он, но жить другим светлее,
Молясь пред чистою, возвышенной душой!» (С. Я. Надсон.)
Каждый из учащихся записывает в тетрадь тот эпиграф, которому отдает предпочтение. В целом же мнения ребят обычно сходятся на том, что высказывания № 1 и № 3 лучше предпослать сказочной истории, а цитаты № 2 и № 4 больше подходят к стихотворению.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было интересно на занятии? Сегодня на уроке… 6) я научился…
8) больше всего понравилось…
На дом пятиклассники получают задание написать сочинение-миниатюру: «Хочется ли вам, чтобы у сказочной истории был иной финал? Предложите свой вариант концовки».
2 Современники о В.М. Гаршине. – Саратов, 1977. – С. 160.
3 Латынина А. Л. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. – М.: Художественная литература, 1986.
4 Порудоминский Вл. Гаршин. (Серия «Жизнь замечательных людей»). – М.: Молодая гвардия, 1962. – С. 134, 137.
5 Бялый Г.А. Всеволод Гаршин. – М.: Просвещение, 1969. – С.57, 59.
6 Латынина А. Л. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. – М.: Художественная литература, 1986.
7 См., например: Милюков Ю. Г. Гаршин Всеволод Михайлович //Русские писатели.
Биобиблиографический словарь. В 2ч. Ч. 1. Под ред. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – С. 166.