гармония согласованность соразмерность стройность в сочетании чего либо

Словари

Дочь богов Ареса и Афродиты (в древнегреческой мифологии).

Морфология: (нет) чего? гармо́нии, чему? гармо́нии, (вижу) что? гармо́нию, чем? гармо́нией, о чём? о гармо́нии

Законы гармонии. | Тенденции современной гармонии.

2. Гармонией называют хорошее сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, свойств и т. п.).

Осенний лес поражал гармонией красок.

3. Гармонией называют состояние устойчивого равновесия, покоя, которое возникает в результате правильного распределения, сочетания, взаимодействия и т. п. чего-либо.

Религия помогает человеку обрести душевную гармонию.

ГАРМО́НИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia).

1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин.

2. Благозвучие, стройность и приятность звуков (книжн.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.

3. Согласованность, взаимное соответствие (книжн.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок.

|| Согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь целого, внутренняя цельность, полнота, согласие (книжн.). Мировая гармония. Душевная гармония. «Лицо его выражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания.» Гончаров.

|| Стройность, пластичность, мерность, полнота и законченность внешнего выражения (книжн.). «Каждый жест актрисы исполнен гармонии. Всё в ней гармония, всё диво, всё выше мира и страстей.» Пушкин.

4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., прост.).

1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки.

2. Согласованность, стройность в сочетании чего-н. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов.

Поверить алгеброй гармонию (книжн.) попытаться переложить на язык разума, логики то высокое, духовное, что доступно только чувствам.

1) только ед. Согласованность, стройное сочетание частей целого, взаимное соответствие.

Гармония природы, ласкающая взоры людей, отражает небесное происхождение всех вещей (Даркевич).

2) В музыке: объединение тонов в созвучия, образующее гармоническое целое и придающее музыке особую выразительность, многоголосное сопровождение мелодии; раздел теории музыки, изучающий созвучия.

Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп.

Поверил я алгеброй гармонию (Пушкин).

гармони́чный, гармони́ческий, дисгармо́ния, гармони́ровать, гармонизи́ровать, гармонизова́ть

В древнегреческой философии гармония обозначала организованность космоса, противостоящую хаосу. В истории эстетики рассматривалась как существенная характеристика прекрасного.

2. Благозвучие, стройность и приятность звучания; стройное, согласованное звучание, созвучие. Г. стихов. Звуки колоколов сливались в могучую гармонию.

3. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, свойств и т.п.). Г. красок. Душевная г. Законы мировой гармонии. * Всё в ней гармония, всё диво (Пушкин).

1. Благозвучие, стройность и приятность звучания.

Состав стихов подчинялся особенным требованиям гармонии. Добролюбов, Замечания о слоге и мерности народного языка.

— Пока есть жизнь, есть и музыка жизни. А она прекрасна и в гармонии, и в диссонансах. Вересаев, К жизни.

Заливались и пели колокола, и звуки, сплетаясь в могучую, своеобразную гармонию, тихо колыхались и будто кружились в эфире. Короленко, В ночь под светлый праздник.

Название круга выразительных аккордов или созвучий, заключенных в каком-л. произведении или характерных для того или иного композитора.

Он подарил мне на память еще рукописный набросок одного варианта для конца своей Divina Comedia, с чрезвычайно красивыми, смелыми и оригинальными гармониями. А. Бородин, Мои воспоминания о Листе.

2. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, качеств и т. п.).

Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Пушкин, Красавица.

И в кажущемся хаосе окружавшего его мира он увидел, наконец, величайшие законы мировой гармонии, того созвучия всего и всех в мире, о котором говорили древнегреческие философы. Ферсман, Воспоминания о камне.

3. Раздел теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции.

4. Учебная дисциплина для учащихся музыкальных училищ и вузов.

То же, что гармоника (в 1 знач.).

И песню эту, могучую и вольную, вдруг подхватила звонкая саратовская гармония. Гладков, Вольница.

Способин И. В., Лекции по курсу гармонии. М., 1969 Холопов Ю. Н., Очерки современной гармонии. М., 1974 Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975 Этингер М. А., Раннеклассическая гармония. М., 1979

Закономерности Г., как явления, разворачивающегося во времени, в полной мере выявляют себя в муз. форме, что можно видеть на следующих структурных уровнях: аккорды, гармонич. обороты, гармонич. пульсация, тональный план, т. е. последование тональностей, определяемое модуляционным движением.

Лит.: Рихтер Э. Учебник гармонии. СПб., 1868; Чайковский П. И. Рук-во к практическому изучению гармонии. Учебник. М., 1872; Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Ч. 1-2. СПб., 1884-85; Его же. Практич. учебник гармонии. СПб., 1886; Риман Г. Систематич. учение о модуляции, как основа учения о муз. М., Лейпциг, 1898; Кастальский А. Д. Особенности нар.-рус. муз. системы. М., Пг., 1923; Катуар Г. Теоретич. курс гармонии. Ч. 1-2. М., 1924-25; Гарбузов Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий. Ч. 1-2. М., 1928-32; Берков В. О. Гармония. Учебник. Ч. 1-3. М., 1962-66; Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1. Основные проблемы гармонии. М., 1966; Гуляницкая Н. С. Введение в совр. гармонию. М., 1984; Бершадская Т. С. Гармония как эл-т муз. системы. СПб., 1997.

(греч.-связь, стройность, соразмерность): философская и эстетическая категории, обозначающие органическую слаженность, соразмерность, «созвучие» частей в системе целого на основе определенных закономерностей, органическое единство многообразия. В античности гармония мыслилась как основная черта бытия вообще, как упорядоченность Космоса, противостоящая хаосу. Согласно греческому миросозерцанию, вместе с симметрией, порядком и мерой гармония составляет основу прекрасного. В эстетике Возрождения гармония считалась не только существенным признаком, но даже источником прекрасного. Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание гармонии, по-новому трактовала ее связь с прекрасным. В искусстве многообразие гармонических отношений зримо раскрывается через звуковую гармонию (аккорд, лад, стихотворный размер); через пропорции в архитектуре, выражающие соотношение частей и целого; через цветовую гармонию, построенную на закономерностях цветового круга; через композиционные закономерности и т. д.

Ср. Но если находил на него счастливый стих, лицо его отражало запас силы, воли, внутренней гармонии и самообладания.

Гончаров. Обрыв. 1, 6.

Ср. Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей.

А.С. Пушкин. Красавица.

Ср. Между новыми знакомыми царствовала гармония: они шутили, смеялись, спорили, как будто век жили вместе.

Марлинский. Истязание. 4.

Гармония со смыком. Жарг. угол. Красивая молодая любовница. Балдаев 1, 85; ББИ, 54.

Источник

Гармония (соразмерность)

В древнегреческой философии Г. означала организованность Вселенной, космоса, противостоящую хаосу. У пифагорейцев Г. вытекает из центрального для них понятия числа как синтеза предела и беспредельного; космос, по их учению, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли сфер, расстояния между которыми соответствуют числовым соотношениям музыкальной октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие «Г.», истолковывая её как единство противоположностей: «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и всё происходит через борьбу» (Аристотель, Никомахова этика, VIII, 2,1155 в. 4). У Гераклита Г. — не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутреннее единство: «Скрытая гармония сильнее явной» (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге «Тимей». Кроме того, он придал понятию «Г.» социальное, нравственное значение: Г. как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющаяся в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях (см. «Государство», III, 400 Е—401А). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.

В 18 в. понятие Г. разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о «предустановленной» Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. «Монадология», § 51 сл.); в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, § 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Г., подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Г. играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. в человеческий субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью («Критика способности суждения»). Развёрнутую теорию Г. дал Гегель. «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, « («Эстетика», т. 1, М., 1968 с. 149). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе «романтическое искусство», т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Г. заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как «строй гармонии».

В своём понимании Г. как формы выражения идеала марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистические противоречия буржуазного общества могут быть преодолены путём социалистической революции и построения коммунизма — неантагонистического общества, которое обеспечивает свободное и гармоническое развитие человека. Отрицая нормативистскую трактовку Г. как внешней согласованности частей, как отсутствия конфликтов, советская эстетика понимает Г. как отражение в искусстве единства противоположностей и закономерности развития действительности.

Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36—84; Zederbauer Е., Die Harmonic im Weltall in der Natur und Kunst. W.,1917; Burchartz М., Gleichnis der Harmonic, Gesetz und Gestaltung der bildenden Künste, Münch., 1949.

Полезное

Смотреть что такое «Гармония (соразмерность)» в других словарях:

ГАРМОНИЯ (соразмерность частей) — ГАРМОНИЯ (греч. harmonia связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории… … Энциклопедический словарь

Гармония (соразмерность частей) — ГАРМОНИЯ (греческое harmonia связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях … Словарь иностранных слов русского языка

ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия

гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь

соразмерность — См. соответствие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. соразмерность соизмеримость, пропорциональность, созвучие, конгруэнтгость, соответственность, пластичность,… … Словарь синонимов

гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов

ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь

гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ГАРМОНИЯ — (греческое harmonia связь, стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Современная энциклопедия

Источник

Значение ГАРМОНИЯ (СОРАЗМЕРНОСТЬ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

В 18 в. понятие Г. разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Г. Лейбниц развил учение о ‘предустановленной’ Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом (см. ‘Монадология’, ¬ 51 сл.); в частности, соответствуют друг другу душа и тело (см. там же, ¬ 78). Эстетика Просвещения, восприняв античное понимание Г., подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions and times, 1711). Понятие Г. играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник Г. в человеческий субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью (‘Критика способности суждения’). Развёрнутую теорию Г. дал Гегель. ‘Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи, ‘ (‘Эстетика’, т. 1, М., 1968 с. 149). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувственную определённость материала искусства. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазии характерна для сравнительно ранних этапов истории, особенно для Древней Греции, и не способна выразить богатства духовной жизни, которое несёт в себе ‘романтическое искусство’, т. е. искусство нового времени. Она уступает место коллизиям, которые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Понятие Г. заняло видное место в утопическом социализме 19 в., в особенности у Фурье, подробно изображавшего будущее идеальное общество как ‘строй гармонии’.

Лит.: Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963; Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 36-84; Zederbauer Е., Die Harmonic im Weltall in der Natur und Kunst. W.,1917; Burchartz М., Gleichnis der Harmonic, Gesetz und Gestaltung der bildenden Kunste, Munch., 1949.

Источник

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемБорис Шталь

Похожие презентации

Презентация на тему: » УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ГАРМОНИЯ». Гармония- согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего-либо.» — Транскрипт:

1 УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ГАРМОНИЯ»

2 Гармония- согласованность, соразмерность, стройность в сочетании чего-либо.

4 Истомина Наталия Борисовна Автор учебно-методического комплекта по математике для четырехлетней начальной школы, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, автор учебников и учебно-методических пособий по математике.

5 Коротко об авторе В 1964 году Истомина Наталия Борисовна закончила Псковский педагогический институт по специальности учитель математики и физики. Работала в школе учителем математики в 5-9 классах. В 1970 году поступила в аспирантуру, в 1973 защитила диссертацию под руководством академика Л.В. Занкова на тему «Эволюция учебных заданий в связи с изменением содержания обучения». С этого времени круг ее научных интересов был связан с профессиональной подготовкой учителя начальных классов в ВУЗе и с совершенствованием методики обучения математике в 1 – 6 классах. В 1995 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе», которая явилась результатом обобщения работы по учебно-методическому комплекту по математике для 1 – 3 классов.

8 особенности содержания и логики построения курсов активные методы обучения создание позитивного отношения к обучению

9 РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЕСТЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЯ ПИСЬМА СЧЕТА СТИМУЛЯЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗВИТИИ РАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

10 Математика Главные особенности УМК : Формирование приёмов учебной деятельности : анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения матем. понятий Система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся при обучении решению задач и формировании вычислительных навыков и умений Учёт психического развития ребёнка и его опыта, создание условий для осознания связей между новыми и ранее изученными понятиями и способами действий Комплект по математике создан доктором педагогических наук, профессором Натальей Борисовной Истоминой.

11 Тетради « Учимся решать комбинаторные задачи » содержат дополнительный материал к учебникам. Применение новых методических подходов к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежит изучение изменений признаков предметных, графических и символических моделей, установление связей между ними и выявление закономерностей Включение в учебник диалогов между Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, анализируются ошибки Включение учителя в обсуждение того или иного вопроса не в качестве объясняющего и контролирующего субъекта, а как помощника, сотрудничающего с детьми Основное значение контрольных работ – помочь организовать дифференцированный контроль. Каждая контрольная работа представлена на трёх уровнях. Тестовые задания можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверки зун учащихся.

Источник

Гармония согласованность соразмерность стройность в сочетании чего либо

гармония согласованность соразмерность стройность в сочетании чего либо. Смотреть фото гармония согласованность соразмерность стройность в сочетании чего либо. Смотреть картинку гармония согласованность соразмерность стройность в сочетании чего либо. Картинка про гармония согласованность соразмерность стройность в сочетании чего либо. Фото гармония согласованность соразмерность стройность в сочетании чего либо

Среди предложений 4−6 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад — в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

(4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык — это нечто неподвижное, — не бурный поток, а стоячее озеро.

(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме — в гармонии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *