гармония что такое кратко
Значение слова «гармония»
1. Благозвучие, стройность и приятность звучания. Состав стихов подчинялся особенным требованиям гармонии. Добролюбов, Замечания о слоге и мерности народного языка. — Пока есть жизнь, есть и музыка жизни. А она прекрасна и в гармонии, и в диссонансах. Вересаев, К жизни. || Созвучие, звучание. Заливались и пели колокола, и звуки, сплетаясь в могучую, своеобразную гармонию, тихо колыхались и будто кружились в эфире. Короленко, В ночь под светлый праздник. || Муз. Название круга выразительных аккордов или созвучий, заключенных в каком-л. произведении или характерных для того или иного композитора. Он подарил мне на память еще рукописный набросок одного варианта для конца своей Divina Comedia, с чрезвычайно красивыми, смелыми и оригинальными гармониями. А. Бородин, Мои воспоминания о Листе.
2. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, качеств и т. п.). Гармония интересов. □ Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Пушкин, Красавица. Мы двигались по площади безлюдной — Какая площадь! в мире нет иной, Подобной — камни и вода, и чудный Фасад, и обелиск — все было — строй — Гармония. Полонский, Братья. И в кажущемся хаосе окружавшего его мира он увидел, наконец, величайшие законы мировой гармонии, того созвучия всего и всех в мире, о котором говорили древнегреческие философы. Ферсман, Воспоминания о камне.
3. Раздел теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции.
4. Учебная дисциплина для учащихся музыкальных училищ и вузов.
[От греч. ‛αρμονία — связь, созвучие, согласие]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гармония
Законы гармонии. | Тенденции современной гармонии.
Осенний лес поражал гармонией красок.
Религия помогает человеку обрести душевную гармонию.
Смотреть что такое «гармония» в других словарях:
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях … Словарь иностранных слов русского языка
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… … Толковый словарь Ушакова
Гармония — (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А … Энциклопедия мифологии
гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия
гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь
Гармония — Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля
гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов
Гармония — (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь
Что такое гармония?
Слово «гармония» используют при упоминании о музыке, в философии и психологии. В этой статье вы узнаете о том, что значит внутренняя и внешняя гармония, а также о способах ее достижения.
Что такое гармония?
Гармонией называют баланс целого и отдельных частей, а также соединение различных элементов в одно целое. В психологии отдельными частями будут семья, личная жизнь, интимные отношения, карьера, творчество и досуг человека. Люди являются по-настоящему счастливыми лишь тогда, когда в каждой сфере у них складывается все гладко, а также нет никаких стрессовых ситуаций.
Внутренняя и внешняя гармония
О гармоничном состоянии можно говорить лишь тогда, когда внутренние и внешние компоненты не противоречат друг другу. Под внутренней гармонией подразумевается состояние душевного покоя и спокойствия. Если у человека есть внутренняя согласованность, то он не притворяется, а ведет себя очень спокойно и естественно. Таким образом, внутреннюю гармонию определяет эмоциональное состояние.
За внешнюю гармонию отвечает наличие удовольствия от общения с друзьями и окружающими, а также от профессионального взаимодействия с коллегами на работе. Также за внешний баланс отвечает возможность человека удовлетворять свои финансовые потребности и покупать желаемые вещи.
Иногда случается так, что человек может испытывать лишь внешнее согласие, например, если у него все отлично в финансовом плане, но внутреннего баланса нет за счет того, что отсутствуют встречи с друзьями, или же не все гладко в семейной жизни.
Гармония в глазах мужчин и женщин
Для женщин главным аспектом является духовность. Им важно ощущать счастье в семейной жизни, чтобы у них были хорошие отношения с мужем, а также здоровье ребенка и уют в доме.
Мужчина же ощущает комфорт, когда у него есть много друзей, с которыми он может встретиться и пообщаться. Женщине в данном случае достаточно иметь несколько хороших и проверенных временем подруг.
Для мужчины определение семейной идиллии — горячий ужин дома, а также дети и жена, которые его ждут. Женщине важно получать помощь, поддержку супруга и активное участие в воспитании детей.
Гармония в жизни и успех в обществе
В мире гармония присутствует изначально. Противоположным гармонии является хаос, когда одна из сфер существенно уступает другой. В качестве примера можно привести женщину, которая всецело отдает себя семье и детям, забывая о себе и своих увлечениях. Возможно, женщина увлекалась музыкой, но полностью переключила свое внимание на быт и забросила хобби. Таким образом она достигает гармонии исключительно в одной сфере.
По мнению психологов, гармония — правильное управление всеми сферами жизни, благодаря чему человек удовлетворяет все свои духовные и материальные потребности.
Проявление гармонии в любви и семье
Идиллия в отношениях мужчины и женщины достигается за счет того, что они дополняют друг друга. В связи с этим и появилось высказывание о том, что противоположности притягиваются. Добиться душевного спокойствия в браке можно, если супруги имеют противоположные темпераменты. Слабые стороны одного из супругов компенсируются сильными сторонами другого партнера. Тем не менее, не всегда можно построить хороший союз лишь по этим признакам, а это означает, что у людей должны быть и общие взгляды на жизнь.
Гармония в философии и музыке
Значение гармонии согласно философским суждениям подразумевает полную согласованность противоположностей. Позже такой термин начали активно использовать в музыке, искусстве и литературе по отношению к гениальным сочинениям, где присутствует равномерное распределение энергии. В музыке под гармонией подразумевают благозвучное объединение нескольких аккордов.
Как достичь гармонии?
Тема достижения гармонии является актуальной для всех, ведь это — один из главных аргументов того, что человек счастлив. Для достижения внутренней и внешней гармонии необходимо:
Жить в гармонии с собой и окружающими достаточно сложно, но возможно при ежедневном труде. Достичь гармонии можно, научившись разбираться в своих эмоциях и управлять ими. Это поможет сделать курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Гармония
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность) — комплекс понятий теории музыки. Гармоничной называется (в том числе и в обиходной речи) приятная для слуха и логически постигаемая разумом слаженность звуков (музыкально-эстетическое понятие). В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому пониманию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования. Гармония как научная и учебно-практическая дисциплина изучает звуковысотную организацию музыки.
Содержание
Понятие и сущность гармонии
Понятие гармонии применяется для характеристики высотной системы: типа лада (модальная гармония, тональная гармония), музыкального стиля (например, «гармония барокко»), индивидуально специфического воплощения звуковысотности («гармония Прокофьева»), характерной аккордики (гармония как синоним слов «аккорд», «созвучие» [1] ).
Понятие гармонии, однако, не следует смешивать с понятиями «сопровождение», гомофония (например, в выражении «мелодия и гармония» вместо «мелодия и аккомпанемент» или вместо «мелодия и аккордика»; «полифония и гармония» вместо «полифония и гомофония»).
Сущность музыкальной гармонии — проекция общеэстетического понятия гармонии на область звуковых явлений, объединяющая наиболее специфические для музыкального искусства художественные элементы и отношения: созвучия, ладовые функции и т. д. (тогда как, например, метр и ритм свойственны также поэзии). Осознание благозвучности гармонически упорядоченных отношений звуков явилось величайшим завоеванием художественного мышления.
При этом восприятие того или иного аккорда как «гармонии» (то есть созвучия) или как набора несвязанных звуков зависит от музыкального опыта слушателя и его эстетических предпочтений. Так, неподготовленному слушателю гармония музыки XX — XXI веков (особенно в произведениях композиторов-авангардистов) может показаться хаотичным набором звуков, взятых в одновременности.
Объекты и категории гармонии
Первичный объект гармонии — музыкальные интервалы, художественное освоение которых составляет основной стержень исторического развития музыкального искусства. «Согласное» звучание звуков даёт первую категорию гармонии — консонанс, противопоставляемый диссонансу. Другой важнейшей категорией гармонии является звукоряд определённого интервального рода, материальная основа всякой музыки. Форма, в которой воплощается (реализуется, разворачивается во времени и высотном «пространстве») звукоряд и сонансы, определяет центральную категорию гармонии — лад.
Отношения между звуками (частотами звуковых колебаний) различных созвучий отвечают ряду числовых отношений, представляющих интервалы:
Эти интервалы реализуются в последовании (во времени) и в одновременности (образуя созвучия — аккорды и конкорды). Соответственно в музыкальной гармонии обосабливаются одноголосные и многоголосные звуковысотные системы. В русском музыкознании термин «гармония» традиционно относят лишь к многоголосию (прежде всего, к многоголосной музыке Нового времени), а одноголосные звуковысотные системы объявляют «ладовыми». Это различение условно, поскольку лад может быть и одноголосным и многоголосным, а равно и гармония (например, мажорно-минорная тональная) может проявить себя в одноголосии.
Становление, развитие и история гармонии
Становление многоголосной гармонии (IX—XI века) — важнейший этап эволюции музыкального мышления. Связанность всех звуков отношением к тону-устою выражается категорией лада, а дифференциация их значений — системой ладовых функций. Первичная форма многоголосия — бурдон — представляет собой гармонию в рамках монодического принципа музыкального мышления. В условиях развитого многоголосия гармония становится системой созвучий, важнейшие из неустоев монодии — неаккордовыми звуками. Многоголосная гармония в процессе развития включает как эстетически оптимальные и поэтому самостоятельные всё более сложные созвучия — от кварто-квинтовых до большесептово-тритоновых и полигармонических (в XX—XXI веках).
Одновременно с эволюцией гармонии внутренне реорганизуется ладовая система (также и звуковая система музыки) как совокупность и средоточие музыкально-смысловых значений тонов и созвучий; одним из вершинных достижений этого процесса стала классическая тональность с её тональными гармоническими функциями (тоникой, субдоминантой и доминантой).
Гармоническая (ладовая) структура в европейской музыке является одним из основополагающих средств формообразования.
Начальная история гармонии
Начальная история гармонии в музыке — развёртывание свойств консонанса—диссонанса и форм лада в монодико-ладовых системах (Древнего Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Древней Греции и Рима и др. культур). Предформы гармонии (сонорно окрашенная гетерофония и др.) закрепляют в слуховом восприятии человека сам феномен вертикального созвучия, которое, однако, ещё не становится осознанным фактором музыкального мышления.
Гармония в Средние века и в эпоху Возрождения
В ранних формах многоголосия (органум IX—XI вв.) выдвигается новый элемент музыки — автономное созвучие; роль сонантных опор в Средневековье (например, в многоголосной музыке школы Нотр-Дам) и во времена раннего Возрождения (например, в музыке периода Арс нова) выполняют квинта и квинтоктава. С XIII века гармония обогащается терцовыми созвучиями, трактуемыми, как правило, как несовершенные (и требующие разрешения) диссонансы; позже, в эпоху Возрождения (XV-XVI века) терцовые созвучия начали употребляться свободно и, наконец, стали господствующими.
До начала XVII века господствовала модальность (старомодальная гармония). Церковная музыка (одноголосие и многоголосие) основана на восьми (с середины XVI века — двенадцати) церковных тонах с добавлением внутриладового хроматизма. Светскую музыку эпохи Возрождения зачастую также объясняют через церковные тоны, к которым, однако, она полностью не сводима (напр., категориями церковных тонов невозможно объяснить гармонию Вичентино и позднего Джезуальдо). Образец модальной гармонии эпохи Ренессанса — шансон Лассо «Се faux amour d’are» (G-миксолидийский).
Гармония Нового Времени
Гармония Нового времени (XVII—XIX вв.) основана на тональности как системе музыкального мышления особого типа, окончательно оформившейся в русле идей эпохи Просвещения и характеризующейся функциональной централизованностью, строгой рациональной выверенностью и иерархией, разветвлённостью, динамизмом тональных функций, оптимальным единообразием всех структур — от строения и расположения аккордов до монументальных тональных планов в крупных формах. Хотя еще у И. С. Баха заметны следы старинной модальности (фригийский лад во 2-й части 1-го Бранденбургского концерта), в эпоху барокко уже утверждаются мажор и минор как два господствующих лада. Господствующими они являются и в наше время (особенно в массовой культуре), несмотря на чрезвычайное усложнение гармонии в XX веке и появление атональной музыки.
Гармония в русской музыке
Предысторию гармонии в русской музыке составляют ладовые системы древних церковных распевов. С XVII века известны многоголосные записи «троестрочного пения». С XVII века в русской музыке утверждается тональная система гармонии (партесное пение), типологически родственная западноевропейской. Если в русской гармонии XVIII века (М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский) национальный характер был несколько нивелирован, то в XIX веке выступает мощная тенденция к национальному своеобразию гармонии (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский и др.). В целом использующая общеевропейскую гармоническую систему, гармония русской музыки имеет характерные черты. Среди них — широкое использование плагальности (оборотов с субдоминантой), частое применение гармоний побочных ступеней, тенденция к свободе гармонической структуры. Эти и другие свойства русской гармонии в сочетании с оригинальной мелодикой и ритмикой во многом обусловливают своеобразный облик русской музыкальной культуры. Русская музыка в поисках нового в гармонии XX века характерна разнообразием гармонических стилей, сосредоточенных в сочинениях отдельных композиторов. Таковыми стали, например, гармонические стили, созданные Скрябиным, Рахманиновым, Стравинским, Прокофьевым, Шостаковичем и др.
Гармония XX—XXI веков
Общие законы гармонии XX—XXI веков:
Развитие музыкально-научного понятия гармонии
Античные учебники гармоники (Клеонид, Бакхий, Гауденций, Боэций) и музыкально-теоретические исследования гармонии (наиболее значительны труды греков Аристоксена, Птолемея, Аристида Квинтилиана) содержали в обязательном порядке изложение и толкование вопросов гармонии: учение о музыкальном (высотно определённом) звуке, об интервалах (в пифагорейской традиции — обязательно в «математическом» ключе), об интервально-звуковой (в том числе о Полной двухоктавной) системе с присущими ей звукорядными («модальными») функциями, о ладовых звукорядах («тонах», «ладах»), о метаболе и др.
Впоследствии понятие гармонии сохраняло свою смысловую основу («логос»), однако конкретные представления о гармонии как звуковысотной слаженности диктовались актуальными для данной исторической эпохи музыки оценочными критериями. По мере развития многоголосной музыки гармония разделилась на «простую» (одноголосную) и «составную» (многоголосную; в трактате английского теоретика Уолтера Одингтона «Сумма теории музыки», нач. XIV века). Дж. Царлино дал спекулятивно-математическое обоснование (которое сам считал «природным») большого и малого трезвучий (которые по традиции описывал как конкорды); поделил все лады (одноголосные) на большетерцовые и малотерцовые. Ему же принадлежит знаменитая характеристика (ныне оценивающаяся как чрезмерно упрощённая) мажорного трезвучия как «веселого» (harmonia allegra), а минорного как «грустного» (harmonia mesta). М. Мерсенн определил роль баса как фундамента гармонии, описал явление обертонов в составе музыкального звука. Иоганн Липпий впервые трактовал оба трезвучия как аккорды, описав «гармоническую триаду» (trias harmonica) как «истинный и триединый звучащий корень самой совершенной и полнейшей гармонии»; также впервые засвидетельствовал обращения аккордов.
Некоторые выдающиеся труды о гармонии
Гуго Риман (1893) обосновал функциональную теорию классической гармонии, дал глубокий анализ модуляции и других специфических явлений тональной гармонии.
Генрих Шенкер (1906) выдвинул теорию структурных уровней гармонической ткани в тональной музыке.
Б. Л. Яворский (1908), С. В. Протопопов (1930) осуществили научное описание ряда ладов, помимо мажора и минора.
Ю. Н. Тюлин (1937) выдвинул теорию переменности тональных функций.
Пауль Хиндемит (1937) разработал эволюционное учение о гармонии, положив в его основу «природные основания», в том числе и главным образом, физико-акустическое понятие основного тона (Grundton) интервала, аккорда, любого созвучия.
Карл Дальхауз (1968) исследовал формирование классической мажорно-минорной тональности, «гармонической тональности» (harmonische Tonalität), продемонстрировал её становление на образцах многоголосной музыки Средних веков, особенно же Ренессанса и барокко.
Ю. Н. Холопов (1988) разработал всеобщую теорию гармонии, в основу которой положил представление о двух принципах лада, модальности (главенствует опора на звукоряд, тяготение может и отсутствовать) и тональности (обязательно присутствие центра и соотнесенной с ним периферии, признак звукоряда может быть выражен слабо), некоррелятивных друг другу.
гармония
Смотреть что такое «гармония» в других словарях:
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях … Словарь иностранных слов русского языка
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… … Толковый словарь Ушакова
Гармония — (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А … Энциклопедия мифологии
гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия
гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь
Гармония — Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля
гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов
Гармония — (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь