гаргульи что это такое
Кто такие гаргульи или горгульи и почему ими украшают храмы?
Почему во многих соборах Франции мы можем видеть страшных и ужасных горгулий. Или гаргулий? Сюрприз, номер раз! Это слово можно писать через «а» и через «о» – ибо оно не фиксируется нормативными словарями, и оба варианта считаются в равной степени приемлемыми для написания.
Тем не менее, к французскому gargouille (гаргуйль), как ни крути, но более близко написание через «а», так что в сегодняшнем рассказе я буду использовать именно его.
Русская википедия о происхождении гаргулий ничего внятного сказать не может. Там лишь сообщается, что персонаж стал популярен во времена Средневековья, а на карнизы домов и храмов пугающие скульптуры чаще всего помещали для отпугивания злых духов – они играли роль своеобразных мифических стражников.
Кроме того, говорят российские источники, гаргулии могли быть одним из художественных элементов собора, относящихся к иллюстрации наступления Апокалипсиса, ведь, как мы знаем, в Средние века церкви были современным аналогом комикса: фрески и скульптурные группы иллюстрировали сцены из Священного Писания, так что люди могли изучать Библию по картинкам, – читать-то все равно большинство не умело.
Конечно, все перечисленные причины верны. Однако есть одно но. С грагульями во Франции связана совершенно конкретная сказочная легенда, о которой в российском интернете нет ни слова. Её-то я сегодня и расскажу, а заодно попытаюсь объяснить, откуда она появилась.
Итак, согласно французскому фольклору, году примерно в 600 после рождества Христова в Нормандии, а точнее в болотах близ современного города Руана завелось чудовище. Выглядело оно один в один, как дракон, вот только огнем не дышало. Вместо этого страшный зверь умел извергать потоки воды. Чудовище прозвали Ля Гаргуй, и долгое время оно доставляло немало неприятностей жителям Нормандии. Водяной дракон заплывал в Сену, где топил корабли и пожирал их экипаж. Еще он любил наведываться в прибрежные деревни с целью отлова и поедания овец, коз и коров.
Подобное не могло продолжаться вечно, и жители Нормандии разумно посчитали, что с Ля Гаргуйем нужно договариваться. Дань, которую чудовище запросило во время переговоров, была предсказуемой: прекратить безобразия оно пообещало в обмен на молодых и нежных девственниц, которых надлежало ежегодно доставлять на берег болота на съеденье. Впрочем, жители Нормандии тоже были не лыком шиты! В условленный день они привели к дракону не юных девиц, а приговоренных к казни преступников, переодетых в женские платья. Трюк, надо сказать, сработал. Ля Гаргуй был настолько голоден, что придирчиво осматривать дары не стал и за минуту съел преступников, не разобрав подмены.
Тем не менее, жителей Руана соседство с монстром не радовало. Многие даже боялись покидать городские стены. Так и продолжалось до тех пор, пока в город не пришел молодой священник по имени Ромен, пообещавший, как герой всем нам известной пьесы Шварца, избавить город от дракона. Как раз приближался день очередного жертвоприношения, и священник отправился к болоту, волоча за собой приговоренного к смерти преступника, к слову, тому было обещано помилование в случае, если хитрый план отца Ромена сработает.
Итак, пленник со священником подошли к болоту, Ля Гаргуй выполз к ним на встречу и уже приготовился вкусно пообедать, но тут отец Ромен выхватил золотой крест, который прятал за спиной, и направил его на страшного зверя. От полированной поверхности реликвии отразился солнечный свет, он ударил в глаза монстра, и чудовище ослепло. Мало того, оно еще и, как слон при звуках флейты, лишилось воли. Дальше все было просто: священник сделал из своего пояса поводок и привел Ля Гаргуйя в город.
Нет бы, бедную зверюшку в клетке просто выставить! Но священник Ромен повелел горожанам сжечь дракона во дворе перед церковью, что радостные жители Руана, ничего не слышавшие о зоозащите, немедленно и реализовали. Правда, целиком водный дракон не сгорел. От его тела ничего не осталось, зато голова и шея даже не обгорели. Прах чудовища был брошен в реку, а голову и шею было решено прикрепить на стену новой церкви, как напоминание о могуществе Бога. Когда же пошел дождь, горожане заметили, что теперь вода больше не стекает по стенам храма, портя кладку, а вся выливается через пасть дракона. «Отличное решение!» – посчитали они, немедленно вырезали похожие каменные морды и закрепили их по всему периметру собора. Так во Франции и появилась мода на гаргулий, названных в честь дракона Ля Гаргуй.
Фасад собора в городе Руане
Как говорится, сказка ложь, но в ней намек. По факту, страшные гаргулии чаще всего, действительно, не более, чем элемент декоративного оформления водосточных желобов храмов, и подобное мы можем увидеть в Труа, Каркассоне и других городах Франции. Истоки же легенды о драконе, жаждущим поедать девственниц, происходят из кельтских мифов, ведь именно этот народ основал поселение Ротомагус, на месте которого впоследствии и возник город Руан.
Кельты, в отличие от других народов, считали драконов – водными животными. Согласно их мифологии, злобные ящеры обитали в озерах, болотах, реках и иногда в пещерах. Причем, кельты довольно четко указывали места обитания сказочных чудовищ в привязке к местности. Так, некий Красный дракон проживал в окрестностях Уэльса, другой – в лесу Святого Леонарда, третий – в реке Арун в Англии.
Мотив того, что после смерти голова дракона каменеет и ее можно использовать в хозяйственных целях, например, для оформления водостока также часто встречается в кельтской мифологии. Вот и выходит, что жители Нормандии просто восприняли древние кельтские легенды, адаптировали их под христианство, а после мода на гаргулий разошлась по территории современной Франции и соседних европейских стран. Вуаля!
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Горгульи
Горгульи
Основное имя
Альтернативные имена
Происхождение
Сторона
Мифология
Слово гаргулья получилось посредством целой цепочки языков, начинаясь от древнегреческого γαργαρίζω «(полоскать горло»), транзитом через латинское его заимствование gargarizare («полоскать горло») и пришло в ранний французский язык примерно с тем же значением. Слово это имело ономатоэпическую природу, то есть когда слово подражает тому звуку, которое оно обозначает. Так же как, например, слово «мяукать» в русском языке.
Несмотря на то, что гаргулья или гаргуйль обычно считается исключительно архитектурным термином, обозначающим выход водосточного жёлоба в готическом соборе, от которого только потом родилось существо под названием «гаргулья» или «горгулья», мы находим средневековую легенду о существе под именем Гаргуйль (La Gargouille) и это вид дракона.
Легенда о Гаргуйле касается города Руана и находится в целом ряду подобных местных легенд во Франции в Средние Века, касающихся местных святых и христианизации района. Обычно в них рассказывается о злобном драконе, не дающем жить местным крестьянам и прибытию христианского миссионера, который среди прочих чудес побеждает этого дракона. Среди французских драконов, павших от крестных знамений святых первым, был, крылатый змей побеждённый святым Мартином Турским, легенда о котором фиксируется уже очень рано. Но и без Мартина франкоязычный регион Европы мог бы считаться самым опасным для драконов местом жизни, особенно с наступлением христианизации. Среди побеждённых и уничтоженных галльских драконов находим тараска в Тарасконе, Гран-Гёля (Gran Gueule) в Пуатье, Грауйи (Graouilly) в Метце, Байа в Реймсе, Шер-Сале (Cher-Salle) в Труа, безымянный Дракон в Лувене и Сен-Марселе, и, наконец, дракон с пикантным именем Ду-Ду (Dou-Dou) в бельгийском Монсе.
Связь нашего дракона с архитектурной деталью готического собора остаётся неясной, но у того и другого одно и тоже свойство исторгать воду, поэтому какая-то связь, думается, существует. Гаргульями или гаргуйлями называли окончания водосточных желобов в готических соборах. Эта деталь часто делалась в виде зооморфной или антропоморфной фигуры, иногда в виде целой композиции и характерна именно для готики, что связано со спецификой отвода воды в данной разновидности построек. В более позднее время водосточный жёлоб исчез, а затем вновь появился уже в качестве водосточной трубы. Гаргулья могла быть самой разной и это не обязательно было какое-нибудь фантастическое существо.
Ответ на вопрос «почему в конце-концов в массовой культуре гаргульей или горгульей считается вовсе никакой не конец водостока, а уродливое, крылатое существо?» находится в XIX веке и связан, в первую очередь, с реконструкцией собора Парижской Богоматери под руководством Виолле-ле-Дюка, когда была фактически создана та самая знаменитая галерея химер, которая в первую очередь и ассоциируется с горгульями как существами. Реставрация касалась и непосредственно гаргулий, которые были фактически уничтожены ещё в XVIII веке и последние две были сняты с фасада в 1787 году. Поэтому новые во время реставрационных работ были созданы единым ансамблем с целым выводком фантастических, гротескных существ, которых нужно было бы называть, скорее, химерами. Но новая галерея стала отчасти лицом, самым узнаваемым, кроме фасада собора, его изображением, особенно знаменитая скульптура Le Stryge, автор которой, Шарль Мерион, закончивший жизнь в доме для умалишённых в 1868 году, доказывал, что созданные им монстры существуют и не являются продуктом его воображения. Да и сама реконструкция не вызывала всеобщего восхищения.
Во второй половине XIX и в начале XX века постоянное упоминание рядом гаргулий и новосозданных химер привело к тому, что эти существа, гаргулиями технически не являющиеся, стали ассоциироваться с именем гаргулья в первую очередь. Так родилось создание гаргулья или горгулья, чьи характеристики и внешний вид поразительным образом совпадают с совершенно конкретным существом на соборе Парижской Богоматери — тем самым Le Stryge, название которого восходит к латинскому stryx, значащему «неясыть», но обозначающему вампироподобное существо и прямо обозначенное Мерионом «ненасытным вампиром, вечным вожделением, над городом жаждущим пищи своей».
Именно ему выпало стать и самым популярным монстром в соборе Парижской богоматери и той самой идеальной гаргульей уже как существом, которое растиражируется затем в тысячах продуктов массовой культуры.
Гаргульи в архитектуре: от древнего Египта до наших дней, примеры, особенности
Гаргульи в архитектуре известны со времён Древнего Египта. Это слово, которое может сразу вызвать возмущение читателя: “ГОРГУЛЬИ. Как читать, если вся статья начинается с ошибки и на ней же и строится?”
Поэтому для начала скажем, что пока написание данного слова в русском языке не нормируется словарями. Значит, кто скажет, как правильно писать гАргулья или гОргулья? Может намекнёт французское “gАrgouille”, которое сегодня на русском означает “водосточная труба”? Но когда-то давно это слово значило “горло” с корнем “гОр». А встречаются и другие варианты написания, например, гаргуйль (гаргуйли).
Поэтому спорить не будем, да и речь в статье идёт не о том, как правильно, гАргулья или гОргулья, а о роли и значении этих гротескных фигур в архитектуре человечества.
Горгульи — это декор или функционал?
В архитектуре горгулья предназначена для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. Этот элемент выполняет важную функцию: предохраняет каменную кладку от разрушения дождевыми потоками.
Термин употребляют чаще всего в связи со средневековыми готическими зданиями. Но история сохранила примеры использования этих элементов ещё в архитектуре древних египтян, греков, римлян, этрусков… Мировосприятие людей наделяет этот элемент в архитектуре магическими свойствами и, одновременно, декоративной нагрузкой.
История применения гаргулий в архитектуре
Гаргульи в архитектуре Древнего Египта
Архитектура Древнего Египта имеет примеры использовали горгулий на храмовых зданиях. Большинство крыш египетских зданий были плоскими и использовались в качестве дополнительного пространства. В храмах крыша была покрыта плотно прилегающими каменными плитами. Углубления для сбора воды проходили по всей длине крыши и заканчивались водостоками.
Гаргулья в архитектуре Древнего Египта. Храм богини Хатхор в Дендерах.
Со времен Ниусерра (2453-2422 гг до н.э.) они часто принимали форму передней части лежащих львов. Но в отличие от средневековых горгулий вода выходила не изо рта, а текла между их передними лапами. Древние египтяне наделяли изображения магической силой, защищающей здания от бога Сета и его штормов.
Как решали эту проблему до нашей эры обычные египтяне в своих домах, неизвестно.
Гаргульи в архитектуре Древней Греции
Гибридные существа, такие как гарпии, кентавры, грифоны и химеры, были частью мировосприятия древних греков. Статуи грифонов размещали на каждом углу крыш их храмов и сокровищниц, как стражей.
Мифы рассказывают, как грифоны охраняли золото Скифии от аримаспийцев (племя всадников нормального человеческого роста с одним глазом посреди лба), постоянно пытавшихся выкрасть сокровища.
Водосточные желоба в древнегреческой архитектуре были сделаны из керамической черепицы и заканчивались резными львиными головами из мрамора. Дождевая вода текла по желобу и выходила из открытой пасти льва. Эти звери были символом силы. Их магическая функция — защищать здание и его жителей от врагов и отгонять злых духов.
Мраморные гаргульи с храма Зевса в Греции
Например, сохранились 39 из 102 таких горгулий с храма Зевса, самого большого на Пелопоннесе. Многие искусствоведы называют эту постройку идеальным образцом дорической архитектуры (470 г. — 456 г. до н.э.). (источник)
Гаргульи в средневековой архитектуре
Возведение великих церквей и соборов средневековья заняло несколько столетий. Из-за того, что их делали из более дешёвого материала, гаргульи быстро изнашивались и их меняли на новые. Этот факт не даёт возможности установить время появления первых горгулий.
Гаргулья в виде крылатого бегемота на храме Нотр Дам города Лан во Франции
Идеолог неоготики 19 века, основоположник архитектурной реставрации, французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк говорит, что самые первые средневековые горгульи появляются на соборе города Лан (Laon, France) около 1200–1220 гг.. (источник)
Формы средневековых горгулий с годами менялись. Увеличиваясь в длину, некоторые из более поздних примеров достигают одного метра. В конце 13 века фигуры усложнились. С 14 века они стали очень детальными и, часто, карикатурными. Век 15 породил ещё более забавные и менее демонические изображения.
Химера Виверн на здании собора Парижской богоматери. Фото Flickr
Но самые известные примеры — горгульи собора Парижской Богоматери. Этим термином называют все гротескные изображения здания, в том числе химер, которые не выполняют функцию водослива. Но надо заметить, что этот декор появился значительно позже. О загадке химер и гаргулий этого собора, о самых известных из них, можно узнать в статье Гаргульи Нотр Дама на Дзен канале Архитектура.
Зачем христианские соборы украшали горгульями?
Во времена расцвета готики влияние католической церкви в Европе росло за счёт невежества и суеверия народа. Большинство людей были неграмотны. Церковь использовала удивительные визуальные образы, такие как гаргульи, витражи и скульптуры, для иллюстрации Священных Писаний.
Есть мнение, что они напоминают: “даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет” или о необходимости защищать свою церковь.
Гаргульи на соборе Парижской Богоматери
Некоторые считают, что образ горгулий пришёл непосредственно из Библии (Св. Георгий и дракон). Кто-то отмечает адаптацию языческих образов к христианской вере для обращения в католицизм.
Другие придерживаются мнения, что горгульи и гротески вдохновлены скелетными останками доисторических животных, таких как динозавры и гигантские рептилии. Психологи будут утверждать, что ужасные формы — это выражение подсознательных страхов человека.
В то время, как большинство священников принимали гаргулий, как украшения религиозных зданий, находились противники такого декора. Например, Бернард Клервоский (1090-1153), аббат монастыря цистерцианского ордена, писал:
«Что эти фантастические монстры делают в монастырях на глазах у читающей братии? В чем смысл этих нечистых обезьян, странных диких львов и чудовищ? Для какой цели здесь находятся эти существа, полузвери, полулюди? Я вижу несколько тел с одной головой и несколько голов с одним телом. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза … Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».
Гаргуйль в составе системы водоотвода большого собора. Из книги Э.-Э. Виолле-ле-Дюка «Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI вв.», сер. XIX в. Общественное достояние, Ссылка
Использовались гаргульи до начала 18-го века. С того времени все больше и больше зданий стали делать с водосточными трубами. В 1724 году лондонский Закон о строительстве, принятый парламентом Великобритании, сделал использование водосточных труб обязательным для всех новых сооружений страны.
Дома с горгульями сегодня
Горгульи устанавливают и сегодня, но в наши дни они служат не сакральным, а чисто декоративным целям и встречаются на университетских и светских зданиях.
Хотя гротески на современных сооружениях не предназначены для отвода воды и, следовательно, технически не являются горгульями, большинство людей называют их именно так.
Декоративные гаргуйли Крайслер-билдинг, Нью-Йорк
Гротески использовались в качестве украшения на зданиях 19-го и начала 20-го века в таких городах, как Нью-Йорк (например, горгульи из нержавеющей стали Chrysler Building), Миннеаполис и Чикаго. Горгулий можно найти на многих современных церквях и других зданиях стиля модерн, неоготики или эклектики.
В российских городах тоже есть гротескные украшения на домах, напоминающие горгулий.
Московский дом с гротеском (горгульями) в стиле модерн.
Например, дом с горгульями в Москве на Сретенском бульваре архитектора Николая Проскурнина (1899 — 1902).
Или образец Северного модерна — дом с горгульей в Санкт-Петербурге на перекрёстке улиц Восстания и Жуковского (архитекторы братья Василий и Георгий Косяковы).
Гротеск (горгулья) в виде совы на доходном доме Бадаева в Питере
Сейчас задача горгулий — развлекать. И тема эта широко эксплуатируется создателями компьютерных игр, мультфильмов и фильмов ужасов.
Всё-таки, что же такое горгулья?
Горгулья — это гротескно вырезанное лицо или фигура человека или животного, выступающая из водосточного желоба здания для отвода дождевых вод. В наши дни используют в качестве украшения. По сути это — НЕ горгуйли.
Если установленная скульптура не выполняет функции водослива, а установлена как художественный декор, то её правильное название химера или гротеск. Есть также региональные вариации, например панк.
Кстати, горгульи часто используют для оформления фонтанов.
Гаргульи в архитектуре фонтанов
Гаргульи: мифология Франции
Французкая легенда о Гаргуйе, огнедышащем драконе с крыльями, как у летучих мышей, и длинной шеей, объясняет факт появления гаргулий на христианских храмах.
Святой Роман (фр. Romain), бывший канцлер короля Меровингов Клотера II (Chlothar) (631 — 641 гг. н.э.), спасает жителей Руаны от монстра с именем Гаргуй или Годжи.
Рассказывают, что чудовище жило недалеко в пещере и терроризировало местных жителей: то проглотит корабли, проплывавшие по Сене, то устроит потоп или пожар. Каждый год ему должны были приводить человеческие жертвы, девиц или осуждённых. Святой Роман распятием и молитвой укротил это существо, лишил его воли, когда выманил из пещеры на наживку — добровольца, приговорённого к смерти. Тело дракона сожгли на костре, но голова и горло не сгорели: ведь дракон был огнедышащим. Их-то и пригвоздили к стене недавно построенной церкви в назидание остальным драконам. А Романа сделали епископом. С тех пор у каждого архиепископа этой земли есть право освобождать одного заключённого в день святого. А драконы на этих землях не селятся.
Это было время, когда королевская власть искала поддержку духовенства, чтобы удовлетворять свои политические амбиции, завоёвывать новые земли.
Теперь Вы знаете, как горгульи в архитектуре отражали мировосприятие народов, их особенности и назначение в разные временные промежутки.
Видео горгульи и химеры собора Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари
Заберите статью к себе на стену с социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки.
Если остались вопросы, задавайте в комментариях.
Оценивайте статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Горгулья — посланники бога или выдумка человека
Горгулья – чья это посланница и откуда взялся такой образ? Мы постараемся разобраться в мифологии и истории, чтобы ответить на эти и другие вопросы связанные с таким необычным существом как Горгулья. Прежде чем писать для вас статью, мы собирали всю доступную информацию по всем открытым источникам. И вышли на 5 историй, которые описывают суть Горгульи и рассказывают о том, кто она есть.
Горгулья это:
Расскажем о каждой версии в истории человечества по порядку. А вас мы попросим проголосовать за истинный вариант, по вашему мнению, в конце этой статьи. И ждем ваших комментариев )
Горгулья как украшение
Само слово «gargouille» с французского переводится как «водосточная труба». В древние времена жители замков, соборов и дворцов, устанавливали водосточные сливы в виде крылатых существ. Через их горла осуществлялся слив с крыш во время дождей и ливней.
Раньше все делалось не топорно, а с изяществом и дополнительным смыслом. Обычные квадратные сливы никого не устраивали в дизайне замка. Для устрашения вида и с пользой его жителей, были придуманы такие существа. Внешний вид горгулий пугал врагов, а жители дворцов получали удобное техническое приспособление.
Со временем перевод «водосточная труба» уходил на задний план. А слово «Горгулья» — на передний, и стало употребляться как нарицательное в разговорной речи человека.
Дракон извергающий воду
Существует легенда. Недалеко от города Руан (историческая столица Нормандии) обитал очень больших размеров кровожадный дракон. Жил он в воде и часто нападал на торговые корабли. Выходил на сушу, нападал на местные поселения.
Этот дракон отличался своей необычностью. Он мог дышать огнем на суше. А на воде мог выкидывать из горла струю воды очень высокой температуры. Вода бурлилась при извергании и обжигала все живое на своем пути. Благодаря этому свойству дракона прозвали «Горгулья».
Чтобы уменьшить количество нападений на поселения, жители стали приносить этому дракону человеческие жертвы. Это помогало, но полностью не устраняло нападения.
Со временем нашелся смельчак, который решил уничтожить дракона – святой Роман Руанский. Помогать ему в поимке существа никто не решился из войнов. Но нашелся один единственный – заключенный, который вместо казни выбрал бой с драконом. Роман взял его и решил использовать в качестве приманки для дракона.
Но страх перед животным остался у людей и они решили окончательно от нее избавиться и сжечь. Что и сделали. Но голова горгульи даже после сожжения осталась невредимой.
Со временем голова окаменела и стала частью церкви, как специально сделанное сооружение. Жители других городов переняли эту манеру украшений. Таким образом она стала распространяться по всем территориям, а ее истинное происхождение стало постепенно утрачиваться.
Горгулья – посланница бога
Образ горгульи был послан одному служителю храма во сне. Он увидел его спускающегося с небес – темный огромный силуэт с когтями и крыльями. Существо издало крик и раскрыло свои громадные крылья закрыв священника от удара молнии.
Он трактовал этот сон как послание защитника от Бога на землю, который будет прикрывать посланников бога на земле от нападений темных сил.
Обсудив это видение со старшими служителями, было решено поставить этот образ демона-защитника на храм с четырех сторон, чтобы оберегал святые территории от демонов и злых сил.
Истребленное существо
Ее предназначение – охранять. На замках, на краю крыш делали небольшие свободные площадки. Это место предназначалось горгулье. Выполнив поручение, она возвращалась на свое место, превращалась в статую и ждала следующего призыва хозяина.
Питалась горгулья домашним скотом, людьми, дикими животными и даже овощами и фруктами. Но еды ей требовалось очень мало и лишь тогда, когда она была не в окаменевшем виде.
Находясь в состоянии окаменения, горгулья могла не есть и не пить месяцами и годами, ожидая пока хозяин призовет ее.
Есть легенда, которая говорит, что в ночь, когда все горгульи спали в окаменелом состоянии, на них наложили заклятье, которое сковало их способность превращаться из камня в живое существо. Заклятье было уничтожено, его создатель унес секрет колдовства в могилу. Никто так и не смог оживить крылатых бестий. Они остались каменные и стали для людей обычным украшением.
Говорят, что колдуны до сих пор ищут анти заклятье, которое способно оживить горгулий. Часть статуй успели спрятать в глубоких пещерах, вдали от поселений, чтобы сохранить их от разрушения человека. Они все еще ждут часа призыва хозяина в полу осознанном состоянии вот уже сотни лет.
Искусственное оживление образа
Горгулья – очень запоминающийся образ пришедший к нам с древних времен. Яркая и активная фантазия человека не смогла оставить его не замеченным.
Фильмы, мультфильмы и особенно игры, активно используют образ крылатого существа в своих сюжетах. В основном его тображают служителем темных сил, помощником демонов и просто чудовищем, который нападает на главного героя компьютерной игры в темных лабиринтах подземелий.
Образ защитника святых сил, в современной интерпретации, быстро стал служителем зла благодаря фантазии человека.
Где правда
Все истории дошедшие до нас интересны и привлекательны. Хочется поверить каждой из них. Но нам, как и во многих загадках вселенной, остается только догадываться, предполагать и верить в тот или иной миф в истории человека.
Говорят, чтобы скрыть правду, человеку предоставляют несколько историй лжи, чтобы скрыть одну единственную истину. Так произошло и с Горгульями. Истинная правда среди выше описанных, но которая из них? Как вы считаете? Проголосуйте за истину в вашем понимании:
Спасибо, что читаете наши статьи и участвуете в опросах. Нам важно ваше мнение. Ведь только ради вас мы ищем информацию и пытаемся найти ответы на тысячи вопросов человечества.
Делитесь статьей с друзьями, комментируйте и пишите, о чем еще вы хотели бы узнать со страниц сайта «Тайны Мироздания».