гарем женщин что это
Какой была жизнь в гаремах султанов
Что большинство людей знает о гаремах? Это были личные «публичные дома» восточных правителей, где они могли расслабиться после военных походов или просто отвлечься от рутины, возлегая в постель с любой понравившейся женщиной. Но на самом деле, гаремы были куда сложнее, чем описанное выше представление.
Женщины в гаремах вовсе не были проститутками. Наоборот, их жизнь была окутана тайной, и их можно было назвать кем-то вроде отдельной касты. Само слово «гарем» происходит от арабского «харам», что переводится как «священный» или «запретный». И действительно, это было запретное место, куда не допускались чужаки, и точно не являлось чем-то вроде современных увеселительных заведений с девушками лёгкого поведения.
Давай подробнее взглянем на жизнь обитателей турецких гаремов и посмотрим, какой она была на самом деле и почему она была лучше, чем у многих других.
Комфорт в гаремах был сравним с палатами султана
Даже самым дорогим публичным домам современности не сравниться по великолепию с гаремами. Центром гарема было большое здание с огромным внутренним двором, где располагались сады и бассейны. Это было тихое мирное место, где женщины наслаждались природой, общались, собирались вместе для чтения и молитв. Кажется, что это был рай на Земле, особенно столетия назад, но не забывай, что гарем был, по сути, золотой клеткой. И всё же, наложницы жили в условиях, которые были доступны лишь самым обеспеченным людям тех времён.
Кстати, в гареме жили не только наложницы султана, но и его официальные жёны, родственницы, и даже сыновья до 12 лет. Лишь по достижении этого возраста юным мальчикам разрешали появляться при дворе.
Женщины были изолированы от внешнего мира и охранялись как самое важное сокровище в стране
Об этом говорит уже одно только название, которое, как мы описали выше, переводится как «запрет». Наложниц оберегали как самое дорогое сокровище в империи и следили, чтобы никто кроме султана не мог насладиться их великолепием не только физически, но и даже визуально.
Увидеть наложниц было практически невозможно, и даже высокопоставленные придворные проверялись на «благонадёжность». При этом женщины в гареме были уважаемыми, и никто, даже при патриархальном обществе Османской империи, не осмелился бы разговаривать с ними как с неравными, не говоря уже о возможности притронуться к ним.
Наложниц охраняли кастрированные мужчины
Гарем считался интимным местом сугубо для правителя, где жили самые красивые девушки со всей империи. Любой мужчина, каким бы сильным он ни был, из-за своих инстинктов не мог устоять перед очарованием красавиц, обученных искусству соблазнения. Это понимали все, поэтому охранять гаремы назначали только евнухов — кастрированных мужчин. Как правило, это были рабы, захваченные в военных походах, или купленные на невольничьих рынках.
Интересно то, что в гаремах было два типа евнухов — чёрные и белые. Чернокожих евнухов полностью лишали всех половых признаков, тогда как белокожим разрешали оставить не только пенис, но и даже мошонку. Однако из-за этого на белых евнухов возлагалось меньше обязанностей, чем на чёрных.
При этом чернокожие евнухи нередко становились весьма влиятельными мужчинами при дворе, порой способными на равных общаться с высокопоставленными чиновниками. Так что, при всей предвзятости к цвету кожи в те времена, чёрные евнухи могли добиться больших высот.
В гаремах была выстроена иерархия
Обычно гаремы показывают как группу одинаковых по своему положению в обществе женщин, но это не так. Они делились на своеобразные касты, где выше всего стояли валиде — женщины, которые родили сыновей, ставших впоследствии султанами. Чуть ниже были хасеки и султанши, а ещё ниже стояли ещё несколько категорий женщин, в зависимости от занимаемого ими положения и рода деятельности.
Наиболее известными в западной литературе являются одалиски, которые ошибочно считаются проститутками. На самом деле, одалиски были обычными горничными, о чём и говорит прямой перевод турецкого слова odalık — «комнатная девушка».
Главная женщина в гареме непосредственно влияла на политику
Как мы уже сказали выше, в гареме была главная женщина, носившая титул валиде, что говорило о том, что она родила будущего султана. Она не только оказывала влияние на своего мужа, действующего правителя, но и выбирала наложниц для своего сына, решала, с кем девушки из гарема могут заключать союзы, и могла мгновенно решить судьбу любой наложницы, от продвижения по «карьерной лестнице» до изгнания.
По сути, валиде, как и хасеки, и султанши, были намного выше по статусу многих придворных мужей, и буквально могли отдавать им приказы, не встречая сопротивления. Но при этом валиде лишалась своей власти и положения в обществе после смерти своего сына, поэтому умные представительницы этой «касты», хоть и частично влияли на политику империи, старались не переходить дорогу придворным.
Не все женщины в гареме были сексуальными рабынями
Ещё одно популярное заблуждение состоит в том, что все девушки попадали в гарем против своей воли, и это было, по сути, сексуальное рабство. На самом деле, исламские законы запрещали обращать в рабство свободных мусульман и свободных немусульман, проживавших в государствах вроде Османской империи.
В гареме, как мы упомянули выше, жили законные жёны султана, которые были свободными женщинами, так как вступили в брак по своему желанию. Что касается остальных девушек, то не все они должны были спать с правителем. Более того, они получали образование, а некоторых из них даже выдавали замуж за членов двора. Женщин учили искусству соблазнения, игре на музыкальных инструментах, чтению стихов, танцам, литературе, географии, истории и каллиграфии. Многие наложницы были гораздо более образованными, чем большинство мужчин тех времён.
По сути, лишь часть девушек были обязаны вступать в половую связь с султаном. Остальные занимались бытом, развлекали правителя и ухаживали за своим господином.
Гарем и его секреты
Золотая клетка, тюрьма или способ сделать карьеру для женщины Востока — история и современность гаремов в нашем материале.
История
«Гарем» в переводе с арабского означает «запретное, священное место». Этим словом обозначали женскую половину дома в мусульманских семьях, куда мужчинам вход был запрещен — исключение делалось лишь для хозяина дома и евнухов. Гарем как явление возник у Абассидов — династии арабских халифов, правивших на Ближнем Востоке с 750 по 1258 год. Позже по той же модели создавали свои женские общежития другие восточные правители и просто богатые люди. Один из самых известных и многочисленных гаремов существовал в Османской империи в течение пяти веков. Каждый из султанов держал при дворце в Стамбуле до 1000 женщин в так называемом Доме блаженства, постоянно обновляя и пополняя коллекцию иностранных наложниц-одалисок. Подробности о жизни этих женщин доходили до европейцев в виде слухов и свидетельств от миссионеров и их жен, путешественников и евнухов, а в полном объеме стали известны после свержения последнего правителя Османской империи Абдул-Гамида II в 1909 году.
Гаремы на Руси
Были гаремы и на Руси. Самый многочисленный штат жен и наложниц имел, как ни странно, князь Владимир Святославич, почитаемый как креститель Руси.
Современность
В настоящее время гаремы распространены в странах, где сильны мусульманские религиозные традиции. Полигамные семьи, построенные по принципу гарема, есть и в государствах с малочисленным исламским населением. Например, в Танзании, где мусульмане составляют лишь 30%, а христиане — 60%, в полигамном браке состоит каждая четвертая замужняя женщина. А в Свазиленде, где 82,7% населения — это христиане, многочисленный гарем содержит глава государства король Мсвати III: у него 15 официальных жен и 25 детей. Ежегодно во время праздника Умхланга он выбирает новую невесту.
Сотни полуобнаженных девушек состязаются в многочасовом танце тростника, по окончании которого король принимает решение, какая наложница пополнит его коллекцию красивых женщин. 47-летний Мсвати еще не обогнал по числу жен своего отца короля Собуза II, который успешно уживался с 70 супругами.
С недавних пор личный гарем есть и у лидера Северной Кореи. По сообщениям южнокорейской прессы, Ким Чен Ын хоть и разогнал гарем отца и заявлял о верности одной-единственной жене певице Ли Соль Чжу, но передумал: после рождения дочери и лечения от подагры он провел кастинг красавиц и обзавелся «взводом наслаждения».
Кстати, как выяснили недавно британские ученые, полигамный брак идет всем на пользу: в гареме женщины реже голодают, дети меньше болеют, в таких семьях обычно больше скота и достаток выше, чем у моногамных семей.
Иерархия
Положение женщины в традиционном гареме зависело от степени ее приближенности к правителю. Если она не пользовалась вниманием, то, как правило, влачила жалкое существование, подвергалась насмешкам и унижениям, выполняла тяжелые работы. Если же наложница была любима хозяином и рожала ему сына, то ее статус стремительно повышался до уровня главной жены, что сулило всяческие наслаждения и дары: от драгоценностей до недвижимости.
Сегодня, образуя гаремы, арабские мужчины руководствуются законами Корана, который разрешает иметь одновременно не более четырех жен, но с важной оговоркой: муж обязан обеспечивать своих женщин в равной степени и уделять им одинаковое внимание. То есть если он дарит квартиру, то и другой должен предоставить такое же жилье, не говоря уже о букетах и коробках с конфетами. У каждой обитательницы гарема свой, четко очерченный круг обязанностей: традиционно младшая жена воспитывает всех детей мужа, старшая — руководит остальными женами, две другие — следят за порядком и трудятся на кухне.
Открой личико
Обитательницы восточных гаремов традиционно ведут жизнь уединенную и закрытую. Редкие портреты женщин из гарема мы можем увидеть благодаря живописи и фотографии. Например, иранский шах Насер ад-Дин Шах Каджара, правивший во второй половине XIX века, был страстным фотолюбителем и лично снимал своих жен, его помощником и придворным фотографом был выходец из России Антон Севрюгин. Со старинных фотографий шаха на нас смотрят пышнотелые иранские женщины со сросшимися бровями и усиками. Их короткие юбки, напоминающие балетные пачки, были сшиты под впечатлением от поездки шаха в Санкт-Петербург, где он побывал в 1873 году по приглашению Александра II и посмотрел русский балет.
Карьера
Исследователи сравнивают жизнь в гареме со школой для девочек английского типа или женским монастырем. Кроме молодых наложниц и жен правителя в женской половине дома жили все его родственницы женского пола, а также многочисленные наставницы, служанки, евнухи, приставленные для охраны и помощи… Естественно, там кипели страсти, плелись интриги, складывались свои группировки, и каждая девушка мечтала только о том, как добиться положения любимой жены.
Современные держатели гаремов стараются, чтобы их женщины жили отдельно и по возможности редко видели друг друга. В идеале одна жена не должна видеть, как ее муж заходит в дом к другой супруге. Однако уровень достатка мужчины не всегда позволяет обеспечить соблюдение этих правил. В менее обеспеченных семьях жены живут рядом и ведут совместное хозяйство.
Как попасть в гарем?
Традиционно девочки и девушки попадали в гаремы по-разному. Одних покупали на невольничьих рынках, другие преподносились правителям в виде подарка от визирей и вельмож, третьих добровольно отдавали родственники, так как пребывание в гареме султана или шаха на Востоке считалось престижной и выгодной карьерой для женщин. Теоретически даже последняя служанка могла стать наложницей, а затем и женой правителя. Так случилось, например, со славянской девушкой Анастасией Лисовской, которая была похищена татарами из города Рогатина на территории современной Украины и насильно увезена в Османскую империю. По легенде, она была подарена юному султану Сулейману Великолепному в честь начала его правления, на тот момент ей было всего 15 лет.
Красивая умная девушка быстро оттеснила всех конкуренток и со временем стала самой могущественной султаншей в истории Османской империи. Ей было позволено то, что не дозволялось другим: спать с султаном без очереди, родить от него не одного, а пятерых детей, называться почетным титулом хасеки, введенным специально в ее честь. Около четверти века Анастасия, известная под именами Хюррем Султан и Роксолана, повелевала султаном, гаремом и всей Османской империей. Она стала единственной официальной женой султана — ни до нее, ни после правители Османской империи не вступали в официальный брак. И хотя ее сын Селим II не был первым сыном Сулеймана, она добилась, чтобы именно он пришел к власти, устранив первенца мужа. О внешности Роксоланы мы знаем благодаря портрету неизвестного художника, написанного в середине XVI века.
Отбор и обучение
Согласно Корану мусульмане не должны держать в качестве рабов мусульман. Поэтому гаремы, как правило, состоят из иностранок. Традиционно спросом пользовались славянские, кавказские девушки, высоко ценились черкесские невольницы. Новичкам, прибывшим в гарем, первым делом давали новые имена, обращали в мусульманок и обучали языку. Самых красивых и одаренных девочек учили грамоте, пению, танцам, этикету, ведь со временем они могли стать матерями наследников престола. Но главной наукой была наука обольщения и любви: из скромниц и тихонь растили профессиональных соблазнительниц.
В то же время девушка должна была оставаться скромной и исполнительной: после того как хозяин кидал на нее благосклонный взгляд, наложнице предстояло привести себя в полный порядок с помощью свиты (ванная, эпиляция, натирание маслами и пр.) и проползти на четвереньках к кровати, доказывая свою покорность, а также поцеловать край дивана, на котором лежит господин. После акта любви ей предназначалась награда и продвижение по иерархической лестнице гарема.
В XXI веке обучения для жен нет, но есть отбор и тестирование. Девушка должна быть девственной, иметь чистые анализы на СПИД, пройти медосмотр и собеседование.
Экзаменует новобранцев гарема сватьи — машатэ. Эти люди наблюдают за поведением наложниц и специально провоцируют ссоры, чтобы изучить характеры девушек. Женщина в гареме должна быть покладистой и уметь гасить бытовые конфликты. Мужчина во избежание ссор должен быть справедливым: спать с женами в порядке живой очереди, никого не обделяя вниманием и подарками.
Текучка кадров и разводы
Европейцы всегда сочувствовали обитательницам гарема, сравнивая их существование с тюрьмой или жизнью в золотой клетке. У восточных женщин отношение к этому стилю жизни иное: они рады быть на попечении обеспеченного мужчины и знать, что они и их дети не будут ни в чем нуждаться.
В прежние времена в гареме происходила постоянная текучка кадров. Наложницы могли покинуть дворец через девять лет служения, если были не востребованны, после этого им давали бриллиантовый комплект, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Им также выплачивалось регулярное пособие. Эти женщины назывались дворцовыми и пользовались большим уважением в обществе. По личной просьбе можно было покинуть гарем и раньше срока.
Сегодня развод в исламе — дело нехитрое. Мужчине или женщине достаточно произнести трижды: «Талак, талак, талак», что означает «Развод, развод, развод», и получить свободу. Если жена одна, придется отдать ей половину имущества, если их две — каждая получает одну треть. Дети остаются на попечении отца. Но девочки, как правило, остаются с матерью.
Впрочем, есть способ остаться без копейки после жизни в гареме — совершить прелюбодеяние. Если измену супруги засвидетельствуют четыре свидетеля, то муж может ничего не платить, но найти столько очевидцев, как правило, невозможно.
После смерти хозяина дома его женщины обычно получают свободу. Во времена Османской империи гарем прежнего правителя переселяли в старый облезлый дворец, где первые леди доживали свой век. В наши дни бывает по-разному. Так, Ким Чен Ын, придя к власти в 2011 году, сразу же распустил гарем отца и некоторое время был демонстративно моногамен.
Годом раньше умер 70-летний президент Сирии Хафез Аль-Асад. Новый лидер страны, его сын Башар Асад приказал 40 наложницам отца покинуть Сирию в течение 24 часов, не взяв с собой ничего из личных вещей и драгоценностей. Немецкая газета «Бильд» отмечала, что среди женщин были немки, шведки и француженки — и ни одной арабской девушки. Официально в Сирии разрешено иметь одну жену, но при этом иметь гражданских жен никто не запрещает.
О женском счастье
Обитательниц гаремов правителей нельзя было назвать несчастными затворницами. У них была обеспеченная и насыщенная развлечениями жизнь: во дворцах имелись собственные театры, балетные труппы, оркестры. Свита, окружавшая каждую невесту или жену, обеспечивала изнеженной барышне комплексный уход за внешностью, как современные салоны красоты: маникюр, педикюр, прическа, макияж, новые наряды и прочее. Евнухи, хоть и не могли заменить мужское общество, но все же разбавляли женский коллектив, в гости к дамам приходили художники, музыканты, учителя, и жизнь не была однообразной: допускались игры в саду, прогулки и прочие девичьи забавы. В нынешние времена у обитательниц гарема нет в распоряжении армии служанок и евнухов, домашнюю работу приходится делать самой, но чем богаче супруг, тем лучше уровень жизни его гарема. Во многих странах вследствие эмансипации женщины уже не хотят делить мужчину с другими, в моду входит моногамия.
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂
История Османского гарема — жизнь наложниц и евнухов
Ничто так не завораживало европейцев в Османской империи, как гарем. Так как иностранцам не разрешалось входить в него, у них возникали свои представления о том, какая распущенность происходит за дверями стамбульского дворца Топкапы.
Но даже при том, что султан мог иметь четырех жен и неограниченное количество наложниц, гарем не был страной чувственных фантазий. Это была скорее императорская кадетская академия, где иностранных девушек превращали в жен аристократов и даже будущих султанов.
Гарем представлял собой по большей степени частные апартаменты, расположенные на территории дворца Топкапы.
Он состоял из более чем 400 комнат. Там девочки брали уроки богословия, математики, вышивки, музыки и литературы.
Однако самым важным уроком, который они получили, была политика.
Сотрудники гарема обладали огромной властью в качестве государственных администраторов. Как правило, это были евнухи, которые контролировали женские покои, но также имели влияние на дворец.
Когда ученицы только попадали во дворец, их ставили на самую нижнюю ступеньку злобно конкурентной иерархии, в которой каждый зарабатывал повышение, привлекая внимание султана.
Они начинали как наложницы и не имели права покидать дворец без разрешения королевы-матери (валиде султан), матери правящего султана, которая и сама когда-то была наложницей.
Если девушке удавалось разделить ложе с султаном, она становилась gözde (фавориткой). Если она продолжала добиваться его благосклонности, то становилась Икбал (счастливицей).
Женщина, с которой султан хотел заключить постоянный союз, становилась одной из его четырех жен (Кадын).
Если же ее сын становился следующим правителем, она в свою очередь становилась следующей королевой-матерью.
Гарем был переселен в Топкапы по просьбе Хюррем
«Гарем был центром образования для наложниц», — сказал недавно Daily News директор Дворца Топкапы Илбер Ортайли, профессор истории, вот уже несколько лет своей жизни посвятивший тому, чтобы распространить правильную информацию о жизни в гареме.
«Эти немусульманские женщины, привезенные во дворец в качестве рабынь, были обучены вступать в брак с османскими государственными деятелями и бюрократами, которые также получали образование в другом центре в пределах дворцовых помещений, называемой школой Эндерун.
Но гарем был также и домом султана, где он жил со своей матерью, женами и детьми. Жизнь в гареме была не такой захватывающей, как это показано в вымышленных произведениях”, — сказал Ортайлы.
До Сулеймана Великолепного гарем располагался не во дворце, а находился в историческом районе Беязыт. В общем то, подобное положение вещей устраивало османских правителей на протяжении нескольких поколений.
Однако, с появлением Хюррем многовековые устои, как известно, притерпели изменения. Так как супруге падишаха уж очень не нравилось дожидаться посещения султана, она решила, что им стоит жить, как говорится, под одной крышей.
А для пущей убедительности, как говорят историки, Хюррем устроила в гареме пожар. Ну а дальше — дело техники. Фаворитка стала давить на самое больное — благополучие наследников…
И Сулейман сдался. Гарем был переселен в Топкапы.
Разумеется, к тому времени в нем числилось ровно то количество рабынь, которое было необходимо для обслуживания султанских покоев. Все остальные девушки проходили короткий курс обучения и спешно выдавались замуж.
Соперниц Хюррем не терпела.
Что же касается гарема, то он продолжал располагаться в Топкапы ещё несколько поколений. Однако в последующем династия переселилась в более крупные дворцы Йылдыз и Долмабахче.
Оставаться в Топкапы было политически невыгодно. Ведь даже когда династия стала терять свои позиции, султаны продолжали «держать марку». А это становилось все сложнее, в особенности в условиях уже не нового, да и достаточно скромного дворца.
История и подробности жизни в гареме
Гарем занимает центральное место в западных популярных представлениях о женщинах в ближневосточных обществах. В этом контексте он часто ошибочно воспринимается как прославленный бордель, где мусульманский правитель или вельможа держит множество женщин, чтобы утолить свои желания.
Хотя некоторые современные мелкие князья в Персидском заливе и Тихоокеанском регионе действительно поддерживают такие учреждения, гарем исторически был гораздо более сложным институтом, направленным на воспроизводство и сохранение семьи. Классический пример гендерного пространства, он простирался, под различными названиями, до Европы и Азии.
Соответственно, жилой гарем — это внутреннее пространство, недоступное для лиц, не принадлежащих к домашнему хозяйству. Как в частных резиденциях, так и в королевских дворцах его занимают женщины и маленькие дети.
Однако дворец мусульманской королевской семьи в эпоху Средневековья и раннего Нового времени содержал как женский гарем, так и мужское внутреннее святилище, доступное только членам семьи и личным помощникам. За такими пространственными постройками, которые были общими для царских дворцов по всей Азии в Византийской империи кроме того, в некоторых частях Африки бытует мнение, что правитель демонстрирует свою власть посредством изоляции и недоступности, а не публичной видимости. Большинство западноевропейских судов также содержат отдельные женские кварталы, хотя степень изоляции, как правило, не столь выражена.
Среди обитательниц женского гарема были мать правителя, незамужние дочери и сестры, а также жены. Исламское право разрешает мужчине иметь до четырех жен при условии, что он может обращаться со всеми ними одинаково, хотя мнения расходятся относительно того, что считать равным обращением.
К этим женам добавлялись многочисленные наложницы, обычно рабыни, привезенные из немусульманских земель и обращенные в ислам. Большой штат целомудренных женщин-служанок, многие из которых были рабынями жен и матерей правителя, выполняли самую разнообразную работу-от бухгалтерии до стирки одежды.
Функции гарема
Вопреки распространенным стереотипам, донововременный гарем не был логовом беззакония, а напоминал отдельное женское хозяйство, управляемое супругом правителя или домохозяина. В царском дворце гарем регулировал династическое размножение, снабжая правителя женщинами репродуктивного возраста и одновременно обеспечивая пространство для воспитания потомства. Здесь господствовала иерархия: первая жена правителя, любимая наложница или мать играли главную роль в выборе других женщин для гарема и определении доступа правителя к сексуальным партнерам.
Правитель не мог входить в гарем, когда ему заблагорассудится, но обычно требовал разрешения от главы женского дома. Дети, как мужчины, так и женщины, воспитывались и получали образование в гареме до достижения ими подросткового возраста; принцы затем часто отправлялись управлять провинциями, а принцессы готовились к браку, часто с высокопоставленными чиновниками или иностранными правителями.
Гарем в частном доме или в резиденции подчиненного правительственного чиновника копировал гарем правителя в меньшем масштабе, хотя и не был главной ареной для репродуктивной политики.
Однако он может служить политическим и экономическим убежищем. Если глава семейства-мужчина сталкивался с политическим соперником, он мог спрятаться в гареме или оставить там часть своего богатства. В то время как враг мог бы разграбить общественные зоны дома, он обычно воздерживался от нарушения гарема. Что касается имущества жены, то по исламским законам оно оставалось ее собственностью на протяжении всей жизни.
История гаремов
Традиция уединенного квартала для женщин королевской крови восходит к античности на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. Эта концепция была хорошо обоснована в Византийской и Сасанидской (иранской) империях, которые правили регионом во время появления ислама в начале VII века н. э.
В Иране, по сути, такие кварталы восходят к империи Ахеменидов (около 550-330 до н. э.). Элитные женщины Византийской империи жили в замкнутых кварталах, обслуживались евнухами и, по-видимому, скрывали свои лица во время своих редких публичных выступлений.
О сасанидских гаремах известно гораздо меньше, если не считать того, что византийские и сасанидские хроники одинаково упоминают о тысячах жен, наложниц и женщин-затейниц, живущих в специально отведенных помещениях сасанидских царских дворцов.
Первые мусульмане, вероятно, переняли институт гарема от этих прототипов после того, как они начали завоевывать территории этих двух империй в течение 630-х гг. гарем оставался в значительной степени институтом элиты; для низших и даже средних классов он был экономически неосуществим.
Первыми исламскими правителями, которые, как известно, основали царский гарем, были Аббасиды ( 750-1258 гг.), правившие Ближним Востоком и Северной Африкой из Багдада. Все последующие исламские государства до двадцатого века следовали их примеру. Однако с распадом Османской империи и иранской династии Каджар в начале ХХ века королевский гарем стал исторической памятью, хотя многочисленные консервативные мусульманские королевские и элитные семьи продолжают поддерживать отдельные женские кварталы.
Наиболее близким современным аналогом ближневосточного царского гарема были хугун, или внутренние покои, китайской династии Цин. Это были отдельные дворцы для императорских наложниц, а также их женского персонала и евнухов, расположенные позади дворцов, служивших личными покоями императора. Этот институт, однако, пришел к концу с империей Цин в 1911 году.
В начале XVII века османы отказались от практики посылать князей управлять провинциями, а также от обычая, по которому новый султан убивал всех своих братьев. Османские принцы теперь жили в специальных покоях, известных как клетка в задней части гаремного комплекса, пока они не вступали на трон или не умирали. В этой среде их матери и гаремные евнухи оказывали главное влияние на их образование и отношение к жизни.
Евнухи
Использование евнухов, кастрированных рабов мужского пола, в качестве стражей гарема, по-видимому, так же стара и широко распространена, как и сам институт гарема. И снова ранние мусульмане переняли бы эту практику у византийцев и Сасанидов. Обоснование этого обычая выходило далеко за рамки предполагаемого воздействия кастрации на мужское половое влечение. Евнух не мог найти семью, которая конкурировала бы с правителем за его лояльность, и не мог завещать свое богатство; когда он умер, государство конфисковало его.
Поскольку все евнухи в исламских обществах были импортированными рабами,они также не были связаны с окружающей общиной. Теоретически эти качества делали евнуха неизменно преданным и заслуживающим доверия.
В то время как византийский и китайский суды нанимали евнухов-хранителей гарема, которые были этнически похожи на жителей гарема, Аббасиды, по-видимому, создали прецедент в использовании восточноафриканских евнухов; между тем, евнухи из Центральной Азии и Восточной Европы он был занят во внутреннем святилище императора.
Эта модель была принята в той или иной степени большинством исламских империй, вплоть до Османской империи включительно. В основе этого разделения труда лежит целый ряд сложных этнорегиональных проблем; это не было простым вопросом расовых предрассудков. Обычаи королевства Эфиопии, возможно, также сыграли свою роль, которая до сих пор игнорировалась.
Гаремные интриги
Неизбежно королевский гарем стал ареной политического соперничества, породив женоненавистнический стереотип о гаремной интриге. Особенно ожесточенной была конкуренция между женами или наложницами, которые рожали сыновей. В попытке обеспечить восшествие своего сына на престол жена или наложница иногда предпринимала меры против своих соперников, вплоть до их убийства.
Мать дочери также стремилась к престижному браку для своего ребенка и могла попытаться облегчить профессиональное продвижение своего зятя, как это было, когда жена Сулеймана I вступила в заговор с дочерью и зятем, чтобы казнить великого визиря, чтобы зять мог стать его преемником. Главный гаремный евнух служил каналом передачи информации в гарем и из него; таким образом, супруга или мать правителя могла заключать с ним союз, чтобы влиять на императорские назначения и политику.
Историография
Хотя достоверные сведения о более ранних гаремах встречаются редко, османский гарем описан в отчетах многочисленных европейских дипломатов, лишь немногие из которых когда-либо получали доступ к нему. Многие из них проникнуты женоненавистническими предрассудками, как и изображения художников-востоковедов, таких как Эжен Делакруа (1798-1868). Однако несколько счетов посетительниц женского пола, в частности Леди Мэри Уортли Монтегю (1689-1762), обеспечивают более сбалансированную перспективу.
Османские государственные мужи писали об имперских женщинах с некоторой долей уважения, но их мнения о гаремных евнухах варьировались от восхищения до презрения, часто в зависимости от политических фракций, к которым они принадлежали. Османские религиозные функционеры придерживались более женоненавистнического взгляда на влияние женщин гарема.
Среди современных вторичных источников — «гарем» Н. м. Пензера (1936) перекликается с некоторыми женоненавистническими взглядами европейских дипломатов, изображающих османский гарем как непоправимо декадентский. Турецкие историки начали бороться с османским гаремом в 1950-х годах; хотя их исследования основаны на институциональной истории, их исследования обычно рассматривают влияние гаремных женщин как препятствие для современности и прогресса.
Исследования мусульманских женщин, которые появились из женского движения исследований, начиная с 1970-х годов, дают более симпатичную и тонкую картину гарема, в то время как достопримечательность Лесли Пирс-имперский гарем (1993) — это первая работа, полностью посвященная контекстуализации гарема как части Османской политической системы. Достойные доверия недавние исследования также анализируют внутренние кварталы императорского Китая и дворцовых евнухов в Византийской и Могольской империях.
Знатные турчанки сами мечтали о том, чтобы в их доме был гарем
У большинства слово «гарем» ассоциируется с чем-то порочным и вульгарным. В голове возникают кричащие образы красоток, возлегающих на шелковых подушках, танцующих у фонтана, смеющихся.
Однако ж зрители Великолепного Века и других исторических турецких сериалов в курсе, что с гаремом не все так просто, как рисуют художники — романисты. Но даже зрителям не открыта вся правда.
Но тут следует заметить разницу между простой рабыней и работающей по найму служанкой, получающей за свой труд оплату. К последним хозяин дома без заключения брака не имел никакого отношения. С одной стороны такая работница была менее опасна для семейного счастья, однако не так выгодна с финансовой точки зрения, как рабыня.
Как, например, то, что многие турчанки сами желали того, чтобы их супруги обзаводились гаремами. И на то у них были несколько причин.
В первую очередь дело было в том, что турецкие женщины времён Османского султаната, в особенности, принадлежавшие знатным семьям, считали зазорным уделять мужьям слишком много внимания.
Их основной задачей было рождение детей, а убираться, готовить, ублажать супруга — слишком уж хлопотно. Так что, те, у кого была возможность, сами приобретали в дом рабынь.
Разумеется, хозяйка дома следила за тем, чтобы работающая по хозяйству женщина не забеременела. Для этого применялись различные уловки того времени.
Однако, все же случаи рождения детей от служанок не были так уж редки.
Ну а наличием нескольких законных жён вообще было не удивить. Единственные женщины, кто мог не переживать о том, что муж возьмёт вторую, третью или четвертую жену — были султанши.
Для остальных же турчанок моногамия была вполне нормальной и даже выгодной.
Почему наложницы шахзаде не имели права беременеть
Как известно, гарем на самом деле являлся неким скрытым от посторонних глаз местом, где проживала вся женская половина семьи султана. Поступающие же сюда рабыни далеко не всегда предназначались для покоев султана.
Большинство из них служили семье, занимались уборкой, готовили, работали в прачечной и так далее. И лишь некоторым выпадала честь попробовать себя в роли наложниц.
Выбирали не только красивых, но и здоровых, крепких девушек, способных подарить потомство. При этом однажды родив сына, женщина больше не попадала на хельвет к султану. Ее основной задачей отныне было воспитание сына.
При этом гаремы молодых шахзаде функционировали совершенно иначе.
Пока юноша жил под одной крышей со своим отцом — действующим султаном, его гарем составляли преимущественно бесплодные девушки.
Наложница наследника не имела права забеременеть. В противном случае ей грозило суровое наказание — ссылка в Старый дворец было самым малым, что могли сделать с «нерадивой».
Как уверяют историки, были случаи, когда и самого шахзаде, и забеременевшую от него рабыню удавалось отправить в какой-нибудь санджак, дабы сохранить ребёнка.
Но чаще всего, к сожалению, забеременевшую рабыню отправляли на чистку. И если после этой варварской процедуры девушке удавалось выжить, решался о вопрос отеле дальнейшей судьбе.
Но что меня действительно коробит во всей этой истории, так это абсолютная безнаказанность самих наследников. Максимум, что им грозило, это выговор от отца.
Когда и почему рабыням в гареме запретили смеяться или плакать
О традициях и быте рабынь в гареме мы знаем, преимущественно, по турецким сериалам, в частности — Великолепному Веку. Однако этот проект был коммерческим и не имел цели показать зрителю реальную историю.
В действительности жизнь рабынь была иной. И отличия начинаются уже с того, что в гареме девушкам запрещалось смеяться.
Да, это кажется странным. Но рабыни действительно должны были вести себя максимально скромно и тихо. Громкие разговоры не приветствовались, как и громкий смех, ну или же рыдания.
Эта традиция появилась ещё во времена основателей Османского государства. Контролировать десятки, а то и сотни женщин, собранных под одной крышей, было непростой задачей. Так что придумали ряд строжайших законов.
В гареме рабыни получали образование, обеспечивались всем необходимым, работали и даже получали оклад.
Но дабы избежать ссор, конфликтов, незапланированных бунтов, девушек держали, что называется, в ежовых рукавицах.
Тех же, кто решал ослушаться евнухов или калифу, ждало суровое наказание.
Что касается веселья, то позволить себе громкий смех, пение или танцы рабыни могли лишь по праздникам. В остальное время говорили практически шёпотом — и это исторический факт.
Кстати, во времена Хюррем, как известно в гареме вообще практически не оставалось красивых девушек. Да и сам гарем больше напоминал институт благородных девиц — поступавшие сюда рабыни, получив все необходимые навыки, отправлялись замуж.
И хотя при ее «правлении», девушкам чуть ослабили «поводок», так как и сама Хюррем была довольно весёлой и общительной женщиной, после ее похорон Сулейман вновь приказал всем замолчать.
Что делали с надоевшими султану рабынями
Век одалиски был недолог — к 19 годам рабыня считалось довольно зрелой и интерес к ней, как к чему-то нежному и прекрасному, у султана пропадал. Понимая своё шаткое положение, женщины в гареме стремились, что называется, по максимуму использовать данные им возможности, чтобы попасть на хельвет к падишаху.
Они подкупали евнухов, строили интриги, устраняли соперниц — и все же, большинство из них оставались не удел.Девушек, не снискавших интерес султана, либо же так и не родивших ему ребёнка, ждала не самая завидная участь (хотя, в общем-то, что их могло напугать в столь бесправном положении).
Рабынь, достигших 19 лет, отправляли в Старый дворец, где те ждали, пока кто-нибудь из знатных пашей не решит жениться.Взять в жены бывшую женщину султана для знатного человека считалось успехом. Не обращали внимания даже на то, что красавица уже не невинна. При этом девушки могли по собственному желанию остаться работать во дворце, многие добивались успехов и становились калфами.
Но что ждало рабынь в случае, когда султан покидал этот мир? Большинство из тех, что не имели детей, незамедлительно выдавались замуж практически за любого желающего. Тех, же кто имел наследников, отправляли в Старый Дворец. Что интересно, рабыня, имевшая от покойного султана дочь, по достижению той половозрелого возраста, могла вновь выйти замуж.
Но если у наложницы был сын, то подобного шанса ей не давали. Женщина могла годами ждать своей судьбы — либо стать Валиде, либо зачахнуть в четырёх стенах.