гарантийный талон и сертификат соответствия в чем разница
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Что такое гарантийный талон и кто должен его заполнять
Что такое гарантийный талон и кто должен его заполнять
Действующим законодательством форма такого документа не установлена, поскольку его составление обязательным не является (например, это могут быть не только отрывные документы (кассовый чек), но и книжка с бланками для оформления оригинала и копии талона и прочее).
Изготовитель вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).
Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.
Также, п. 7 ст. 5 Закона предусматривает, что продавец вправе установить на товар гарантийный срок, но лишь при том условии, что он не установлен изготовителем.
Если же гарантийный срок установлен изготовителем, продавец обязан довести до потребителя данную информацию (в паспорте или инструкции по эксплуатации).
Продавец вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Потребителям следует обратить внимание на то, что отсутствие гарантийного талона либо неправильное его оформление не может автоматически повлечь отказ от удовлетворения законных требований покупателя и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные в ст. 18 Закона требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю (п. 1 ст. 19 Закона).
Для сезонных товаров (обуви, одежды, меховые изделия и другие товары) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей (В соответствии с Приказом Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 03.02.2006 г. № 5 «Об установлении срока наступления сезона для сезонный товаров в Самарской области» установлены следующие сроки наступления сезонов: для товаров зимнего ассортимента – с 15 ноября; весеннего ассортимента – с 15 марта; летнего ассортимента – с 15 мая; осеннего ассортимента – с 1 сентября.)
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Обращаем внимание потребителей, что установление гарантийного срока это право изготовителя (исполнителя), которое не лишает потребителя возможности ссылаться на гарантийные обязательства, предусмотренные действующим законодательством.
Однако, при оформлении покупки будет не лишним проверить оформление гарантийного талона: заполнены ли идентификационные признаки товара, дата продажи и проставлены печать и роспись продавца, а также документы об оплате товара.
Условие, что гарантийное обслуживание распространяется на товар только при предъявлении верно заполненного, заверенного печатью продавца гарантийного талона от компании-производителя, противоречит положениям Гражданского Кодекса РФ, Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и является условием, ущемляющим права потребителя.
Отсутствие или неправильное заполнение данных документов не является основанием для отказа в гарантийном обслуживании, однако их наличие позволит избежать споров с организацией, осуществляющей сервисное обслуживание.
Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в постоянном режиме ведется информирование и консультирование граждан по основам законодательства, действующего на потребительском рынке.
Напоминаем, что консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефонам Управления Роспотребнадзора по Самарской области: 8 (846) 260-50-25, 260-69-56.
Кроме этого, функционирует Единый консультационный центр в круглосуточном режиме, без выходных дней. Консультацию можно получить по номеру телефона 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
Все мы — покупатели, и время от времени нам приходится пользоваться гарантией на купленные товары. Правда, при обнаружении каких-либо недостатков, не всегда удается возвратить или обменять товар без проблем. Так что такое гарантия и как ею пользоваться? Есть ли «жизнь» после гарантии? Ведущие юристы и эксперты Product-test.ru отвечают на самые популярные вопросы о гарантии.
Что такое гарантийный срок, и кто его устанавливает?
Гарантийный срок товара — это период, в течение которого покупатель может предъявить требования производителю или продавцу по приобретенному им некачественного товара, а продавец обязан удовлетворить эти требования. Отсчет срока годности начинается со дня покупки товара, однако если день продажи товара неизвестен — точкой отсчета становится дата изготовления. «Гарантийный срок может устанавливать, как производитель, так и продавец — об этом говорится в статье 5 закона „О защите прав потребителей“, — объясняет руководитель „Юридического бюро Юрьева“ Родион Юрьев. — Однако продавец не может уменьшить срок гарантии, установленный изготовителем, — он может его только продлить. В случае, если гарантийный срок не установлен ни производителем, ни продавцом, он будет равен 2 годам со дня покупки (статья 477 Гражданского Кодекса РФ)».
Стоит отметить, что производитель также имеет право устанавливать условия предоставления гарантии. Покупатель обязан соблюдать правила эксплуатации и следовать инструкции товара. Например, владелец автомобиля должен регулярно проводить техническое обслуживание.
Что дает гарантия покупателю?
Ведущий юрисконсульт компании «Базальт» Марина Клепко отмечает, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества (за исключением технически сложных товаров), согласно 18 статье закона «О защите прав потребителя» вы можете потребовать:
Отдельно стоит сказать о технически сложных товарах. При обнаружении существенных дефектов вы также можете рассчитывать на возмещение полной стоимости товара и его обмен, однако такие требования можно предъявить только в течение 15 дней после покупки. По истечении этого срока возможен только ремонт.
Какие документы необходимы, чтобы воспользоваться гарантией?
Для того чтобы максимально облегчить процесс возврата товара в магазин, необходимо доказать, когда был куплен этот товар и в каком магазине. Именно поэтому нужно иметь при себе следующие документы:
Однако если документы по какой-либо причине отсутствуют — это не причина, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании. Согласно статье 18.5 закона «О защите прав потребителей», в качестве доказательства покупатель может предъявить показания свидетелей в устной или письменной форме.
Что делать, если наступил гарантийный случай?
При наступлении гарантийного случая нужно сделать следующие действия:
1. Проверьте список сервисных центров на гарантийном талоне.
2. Напишите претензию, в которой будут указаны ваши требования, описание недостатков товара, дата покупки и то, как вы хотите решить проблему, например, вернуть деньги или выполнить ремонт. Также приложите копию кассового чека и заполненного гарантийного талона.
3. Обратитесь в сервисный центр с претензией, не забудьте получить подпись продавца на копии документа.
Помните, что в зависимости от ваших требований, вы имеете право на:
4. Если эти сроки нарушаются, то по их истечении вы можете подать в суд. Также, согласно 23 статье закона «О защите прав потребителей», вам положен 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Помните, что продавец имеет право провести экспертизу, чтобы определить характер недостатков товара. Если дефект товара — вина покупателя, то в гарантийном обслуживании ему могут отказать.
Кроме того, вы вправе обратиться в «Общество защиты прав потребителей» или Роспотребнадзор — эти организации помогут урегулировать ситуацию во внесудебном порядке.
Как работает гарантия, если товар куплен за границей?
Зарубежный производитель не обязан предоставлять гарантию на товар, однако может сделать это по доброй воле. Российские законы в таких ситуациях не действуют, и даже обратиться в суд — невозможно. Если существует российское представительство иностранной компании, туда стоит обратиться и, возможно, вам обменяют товар или предложат ремонт.
Может ли производитель отказать в предоставлении гарантии?
Производитель или продавец имеют право отказать в гарантии, если покупатель нарушил условия эксплуатации. Правда, чтобы отказать потребителю в гарантийном обслуживании, продавец должен доказать, что неисправности возникли уже после передачи товара, например, из-за нарушения пользования, хранения, транспортировки или действия третьих лиц — об этом говорится в статье 476 ГК РФ. Если это не будет доказано, то потребителю не имеют право отказать в гарантийном обслуживании.
Что делать, если гарантия истекла, а товар сломался?
Если гарантийный срок товара истек, то продавец имеет полное право отказать потребителю в обслуживании. Однако, существует такое понятие как срок службы — это период, в течение которого производитель несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине, и обеспечивает возможность использования товара по назначению (статья 5.1 закона «О защите прав потребителей»). «Чтобы иметь право на гарантийное обслуживание в этом случае, покупатель должен доказать, что причина поломки не его вина, и дефекты возникли по вине производителя еще до передачи товара. Конечно, на практике это доказать очень сложно. К слову, если срок гарантии товара составляет менее двух лет, а дефекты товара обнаружились уже после истечения срока (но в пределах двух лет), вы имеете право на обслуживание, если докажете, что недостатки товара возникли до его покупки.
ПАМЯТКА: СЕРТИФИКАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>В настоящее время в магазинах бытовой техники распространена продажа так называемых сертификатов дополнительного сервиса, дающих право на бесплатный ремонт, а в определенных случаях и на замену товара по истечении гарантийного срока.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Названия «Сертификата дополнительного сервиса» можно встретить различные, например: программа дополнительного сервисного обслуживания; готов служить долго; гарантия плюс и другие (далее – Сертификат дополнительного сервиса). Стоимость Сертификата дополнительного сервиса зависит от цены товара и срока его действия.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Приобретать или отказываться от Сертификата дополнительного сервиса при покупке техники – право покупателя. Однако, для того, чтобы принять верное решение, необходимо обладать определенной информацией о его правовой природе.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Сертификат дополнительного сервиса – это специальный договор между покупателем и торгующей организацией, согласно которому организация (продавец) обязуется в течение определенного времени осуществлять бесплатный ремонт и обслуживание техники. То есть это договор на выполнение работ и оказание услуг, которые потребитель оплачивает заранее.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Следует помнить, что Сертификат дополнительного сервиса не продлевает и не заменяет гарантийный срок.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Обратите внимание! Если в период гарантийного срока в товаре проявился производственный недостаток то, Вы имеете право предъявить любое требование, предусмотренное Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если же говорить о Сертификате дополнительного сервиса, то тут Вы можете заявлять только те требования, которые предусмотрены заключенным договором (как правило, это ремонт, а в случае невозможности его проведения – замена товара).
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»> Отличие гарантийного срока от обслуживания по Сертификату дополнительного сервиса заключается также в том, что при обнаружении недостатка в товаре в период гарантийного срока потребитель вправе предъявить по своему выбору обратиться к продавцу, изготовителю, импортеру, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, а за дополнительным обслуживанием по Сертификату дополнительного сервиса покупатель может обращаться только к тому, с кем заключил договор, т.е. к продавцу.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>В Сертификате дополнительного сервиса указывается период его действия (например, 2 года), причем Сертификат дополнительного сервиса начинает свое действие после истечения гарантийного срока.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если в приобретенном Вами Сертификате дополнительного сервиса указана дата начала его действия, совпадающая с датой продажи товара, (т.е. совпадает с датой начала гарантийного срока), то следует помнить, что подобными действиями продавец подменяет бесплатную услугу платной, и это является нарушением российского законодательства.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если продавцы не просто предлагают, а практически ставят в зависимость приобретение товара от приобретения такого сертификата дополнительного сервиса, то такие действия продавца являются нарушением действующего законодательства о защите прав потребителей.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>На основании Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Обратите внимание! Потребитель вправе отказаться от получения услуги программы дополнительного сервиса в любой момент до истечения срока договора.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»> В соответствии со статьей 32 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Следует помнить, что все фактически понесенные расходы должны быть подтверждены документально.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если Вы решили расторгнуть договор, то лучше обратиться к Продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. Рекомендуем приложить к претензии копии кассового, товарного чеков и гарантийного талона. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Гарантийный срок на товар может быть продлен только на период, когда покупатель фактически не мог им пользоваться
По мнению экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ, если покупатель пользуется товаром с недостатками после того как об их обнаружении был уведомлен продавец, течение гарантийного срока не приостанавливается.
С одной стороны, отметили эксперты, существует общее правило по которому, в случае если покупатель не может использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок приостанавливается до устранения этих обстоятельств (п. 2 ст. 471 Гражданского кодекса). Одновременно период, на который приостанавливается течение гарантийного срока, исчисляется со дня обращения потребителя к продавцу с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта (п. 3 ст. 20 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», далее – закон о защите прав потребителей). Однако, продолжают эксперты, c другой стороны, по общему смыслу п. 3 ст. 20 закона о защите прав потребителей продление гарантийного срока происходит только на тот период, когда потребитель не мог пользоваться товаром.
При этом, специалисты подчеркивают, что если покупатель фактически использовал товар с недостатками, то на этот период гарантийный срок не продлевается вне зависимости от того обращался ли покупатель к продавцу. Отметим что такой подход подтверждается и судебной практикой. Так, Тамбовский областной суд при рассмотрении аналогичного спора во второй инстанции указал, продление гарантийного срока на товар возможно только на период, в течение которого он не эксплуатировался (апелляционное определение Тамбовского областного суда от 02 марта 2015 г. по делу № 33-331/2015).
ПАМЯТКА: СЕРТИФИКАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕРВИСА
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>В настоящее время в магазинах бытовой техники распространена продажа так называемых сертификатов дополнительного сервиса, дающих право на бесплатный ремонт, а в определенных случаях и на замену товара по истечении гарантийного срока.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Названия «Сертификата дополнительного сервиса» можно встретить различные, например: программа дополнительного сервисного обслуживания; готов служить долго; гарантия плюс и другие (далее – Сертификат дополнительного сервиса). Стоимость Сертификата дополнительного сервиса зависит от цены товара и срока его действия.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Приобретать или отказываться от Сертификата дополнительного сервиса при покупке техники – право покупателя. Однако, для того, чтобы принять верное решение, необходимо обладать определенной информацией о его правовой природе.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Сертификат дополнительного сервиса – это специальный договор между покупателем и торгующей организацией, согласно которому организация (продавец) обязуется в течение определенного времени осуществлять бесплатный ремонт и обслуживание техники. То есть это договор на выполнение работ и оказание услуг, которые потребитель оплачивает заранее.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Следует помнить, что Сертификат дополнительного сервиса не продлевает и не заменяет гарантийный срок.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Обратите внимание! Если в период гарантийного срока в товаре проявился производственный недостаток то, Вы имеете право предъявить любое требование, предусмотренное Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если же говорить о Сертификате дополнительного сервиса, то тут Вы можете заявлять только те требования, которые предусмотрены заключенным договором (как правило, это ремонт, а в случае невозможности его проведения – замена товара).
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»> Отличие гарантийного срока от обслуживания по Сертификату дополнительного сервиса заключается также в том, что при обнаружении недостатка в товаре в период гарантийного срока потребитель вправе предъявить по своему выбору обратиться к продавцу, изготовителю, импортеру, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, а за дополнительным обслуживанием по Сертификату дополнительного сервиса покупатель может обращаться только к тому, с кем заключил договор, т.е. к продавцу.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>В Сертификате дополнительного сервиса указывается период его действия (например, 2 года), причем Сертификат дополнительного сервиса начинает свое действие после истечения гарантийного срока.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если в приобретенном Вами Сертификате дополнительного сервиса указана дата начала его действия, совпадающая с датой продажи товара, (т.е. совпадает с датой начала гарантийного срока), то следует помнить, что подобными действиями продавец подменяет бесплатную услугу платной, и это является нарушением российского законодательства.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если продавцы не просто предлагают, а практически ставят в зависимость приобретение товара от приобретения такого сертификата дополнительного сервиса, то такие действия продавца являются нарушением действующего законодательства о защите прав потребителей.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>На основании Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Обратите внимание! Потребитель вправе отказаться от получения услуги программы дополнительного сервиса в любой момент до истечения срока договора.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»> В соответствии со статьей 32 Закона потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Следует помнить, что все фактически понесенные расходы должны быть подтверждены документально.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если Вы решили расторгнуть договор, то лучше обратиться к Продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах. Рекомендуем приложить к претензии копии кассового, товарного чеков и гарантийного талона. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у Вас, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
0cm;margin-left:-14.2pt;margin-bottom:.0001pt;text-align:justify;text-indent:
27.0pt»>Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.