гарантийные обязательства и обеспечение исполнения контракта в чем разница
Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ
Характерной особенностью российской нормативно-правовой базы выступает частое внесение изменений. Сказанное в полной мере касается и №44-ФЗ. Актуальная редакция базового Федерального закона в области государственных закупок принята совсем недавно – 2 июля 2021 года. Отдельного упоминания заслуживают важные корректировки, вступившие в силу со второй половины 2019 года. Одним из самых актуальных изменений стало внесение в №44-ФЗ нового вида обеспечения – в части гарантийных обязательств поставщика. Важность этого вопроса требует более детального и внимательного рассмотрения.
Определение обеспечения гарантийных обязательств и для чего оно необходимо
Под гарантийным понимается комплекс обязательств, обязательный для исполнения поставщиком товара или услуги. Он формируется из нескольких понятий, включающих в себя:
Предоставление гарантийных обязательств выступает обязательным условием участия в госзакупке, а также заключения и последующего выполнения государственного контракта. Именно таким образом обеспечивается качество получаемой услуги, товара или работы. Для недопущения недобросовестной конкуренции или участия в госзакупках ненадежных поставщиков в №44-ФЗ введения страховка для заказчика в виде обеспечения гарантийных обязательств или ОГО.
ОГО и ОИК (обеспечение исполнения контракта): в чем состоит разница
Основным отличием ОГО и ОИК выступает предмет «страховки». В первом случае речь идет о гарантиях качества товара или услуги, а во втором – о самом факте их поставки.
Еще одной существенной разницей становится размер обеспечения. Для ОГО он не превышает 10% от начальной цены торгов, для ОИК стандартное значение обеспечения варьируется от 5% до 30%, а предельное ограничивается величиной авансовой выплаты по контракту и может доходить до 100% от стартовой цены контракта.
Третьим существенным различием становится время предоставления обеспечения. Для ОГО таковым становится момент поставки товара или услуги, а для ОИК – дата подписания государственного контракта.
Случаи обязательного предоставления гарантийных мер
Со второй половины 2020 года требование предоставить ОГО выступает правом, а не обязанностью заказчика. Исключение составляют государственные закупки оборудования и машин. В этом случае требование предоставить обеспечение гарантийных обязательства включать в тендерную документацию необходимо. Как и аналогичные ОГО в отношении работ по монтажу и выполнению пусконаладочных работ.
Определение термина «машины и оборудование» дается соответствующим Техническим регламентом, который действует на территории Таможенного союза и маркируется как ТР ТС 010/2011. Хотя следует отметить, что данный вопрос сложно назвать детально проработанным.
Размер обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ
Как было отмечено выше максимальный размер ОГО установлен на уровне 10% от начальной цены тендера. Минимальная величина этого параметра равняется нулю, что вполне логично, если учесть необязательность его практического применения. Именно поэтому при принятии решения участвовать в государственной закупке необходимо внимательно изучить тендерную документацию.
Это попросту необходимо, чтобы объективно оценить собственные финансовые возможности, прежде всего – в части предоставления необходимых обеспечений. В противном случае вполне реально негативное развитие событий и срыв поставки, результатом которого становится включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков со всеми малоприятными последствиями. Главным из них становится невозможность участия в подобных тендерах в течение двух следующих лет.
Срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств
Одним из ключевых параметров ОГО становится срок действия обеспечения. Он должен быть, как минимум, на месяц дольше гарантии, предусмотренной текстом государственного контракта. Невыполнение этого требования влечет нарушение контрактных обязательств, неисполнение поставки и описанные выше негативные последствия.
Нужно помнить о еще одном немаловажном юридическом нюансе. Он заключается в необходимости предоставления обеспечения гарантийных обязательств одновременно с поставкой услуги или товара. Другими словами – непосредственно перед подписанием акта приемки-передачи. В отношении этого требования действуют правила, аналогичные описанному в предыдущем абзаце. А потому следует четко соблюдать оба условия, что становится гарантией отсутствия проблем, включая внесение поставщика в реестр недобросовестных исполнителей.
Способы обеспечения гарантийных обязательств
Положения №44-ФЗ предусматривают два способа предоставления ОГО. Первый предусматривает внесение на специальный счет денежных средств поставщика. Такой вариант используется на практике нечасто, так как сопровождается очевидными неудобствами для участника госзакупок. Главной из них становится необходимость выводить серьезную сумму денег из оборота и фактически замораживать их на достаточно заметный период времени. Тем более – если речь идет о товаре с длительным гарантийным сроком.
Второй способ предполагает предоставление банковской гарантии. Именно он применяется на практике особенно часто, так как удобен всем заинтересованным сторонам. Заказчик имеет возможность быстро получить необходимые денежные средства непосредственно от банка по упрощенной процедуре. А поставщик за разумную дополнительную плату в виде комиссии в размере 2%-10% от суммы банковской гарантии выполняет требования законодательства без необходимости выводить деньги из оборота.
Существенным юридическим нюансом становится возможность сменить способ ОГО в ходе действия государственного контракта. При этому сумма обязательств остается неизменной.
Срок возврата гарантийных мер по 44-ФЗ
В тексте №44-ФЗ не дается четкого разъяснения, когда именно происходит возврат предоставленного поставщиком обеспечения гарантийных обязательств. Речь в данном случае идет о денежных средствах, так как банковская гарантия имеет четко определенный срок, по истечении которого попросту прекращается. В отношении денег действуют правила, установленные применительно к ОИК, которые включают необходимо возврата:
Немаловажным юридическим нюансом становится необходимость указать сроки возврата обеспечения в тендерной документации и проекте государственного контракта. Вполне логично, что и в итоговой версии документа такой пункт должен присутствовать в обязательном порядке. Отсутствие пояснений в тендерной документации или государственном контракте становится основанием для обжалования подобных действий заказчика в ФАС.
Часто задаваемые вопросы
Когда в текст №44-ФЗ были внесены изменения о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств?
Такие корректировки вступили в силу со второй половины 2019 года. Некоторые изменения были внесены и начали действовать еще и годом позже. Вполне вероятны и дальнейшие корректировки в текст Федерального закона, которые вносятся на основе анализа практики его применения.
Какова цель введение ОГО в качестве требований к поставщикам при проведении госзакупок по №44-ФЗ?
Основной целью практического использования ОГО стало повышение качества поставляемых в рамках государственных контрактов товаров и услуг. Фактически обеспечение гарантийных обязательств выступает страховкой заказчика от недобросовестного поведения или некачественного сервиса поставщиков.
Что понимается под обеспечением гарантийных обязательств в рамках №44-ФЗ?
Под ОГО понимается предоставление обеспечения обязательств в части гарантийного срока и гарантийного обслуживания на всем его протяжении поставленного заказчику товара. Также в состав ОГО входят требования к предоставляемому в течение этого временного периода сервису или выполняемым работам.
Какие способы предоставления ОГО допускаются положениями Федерального закона в области государственных закупок?
Как и в отношении других видов обеспечения, допускается два варианта его предоставления – перечисление денежных средств на специальный счет или оформление банковской гарантии. Первый способ применяется достаточно редко, второй – намного чаще, что объясняется его удобством и минимальным уровнем сопутствующих расходов для поставщика.
Какова максимальная величина обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с требованиями №44-ФЗ?
Предельное значение ОГО установлено на уровне 10%. Фактическое определяется заказчиком и в обязательном порядке указывается в тендерной документации.
В каких случаях требование к поставщику предоставить ОГО становится обязательным для заказчика?
Такое требование в обязательном порядке распространяется на один вид товаров – машины и оборудование. Их перечень определяется положениями ТР ТС 010/2011.
С 1 июля 2020 года вступают новые правила обеспечения гарантийных обязательств по государственным контрактам
Если в контракте установлено требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, то такое требование обязательно для исполнения поставщиком. С 1 июля 2020 года требовать предоставление обеспечения является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Однако, если заказчик таким правом воспользовался, то для поставщика это становится обязанностью. При этом заказчик не вправе указать в контракте, что он «вправе» потребовать обеспечение от лица, с которым будет заключен контракт. Данное требование либо устанавливается, либо нет, но если оно установлено, то оно будет применяться ко всем участникам закупки без каких-либо исключений.
Установить требование об обеспечении гарантийных обязательств заказчик может только в случае, если в контракте прописаны гарантийные обязательства, в том числе требования к сроку гарантии на поставляемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
Согласно ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств должен быть определен заказчиком в контракте (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств:
в соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств. В отличие от обеспечения исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств предоставляется после заключения контракта, но до подписания сторонами документа о приемке;
обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Срок предоставления такого обеспечение не может быть менее срока действия гарантийных обязательств + один месяц;
Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика прописывать в контракте срок возврата обеспечения гарантийных обязательств. Согласно позиции Минфина России по данному вопросу, заказчик должен ориентироваться на те же правила, что установлены для возврата обеспечения исполнения контракта. Для закупок, которые проводятся в общем порядке, это 30 календарных дней, для закупок среди СМП — 15 календарных дней.
Поставщикам следует уделять особое внимание условиям и объему запрашиваемых гарантийных обязательств. Это является еще одной существенной статьей расходов на исполнение государственного контракта.
Обеспечение по гарантийным обязательствам
Обеспечение по гарантийным обязательствам и антидемпинговые меры по 44-ФЗ
Это новая норма в рамках 44-ФЗ, что была введена в 2019 году. Размер обеспечения гарантийных обязательств для Поставщика составляет до 10% от НМЦК (начальной максимальной цены контракта) и не зависит от дополнительных значений цены НМЦК (не варьируется, как обеспечение исполнения контракта в зависимости от того, превосходит ли НМЦК 5 млн. руб., 20 млн. руб. и т.д.).
Заказчик должен установить требование по обеспечению гарантийных обязательств в случае если установлены гарантийные обязательства в проекте контракта и в техническом задании.
Важным моментом остается то, что в гарантийное обязательство включается гарантия качества товаров/работ/услуг, которое у нас установлено в рамках гражданского законодательства, срок и объем гарантий качества, которые прописывают в этих требованиях к продукции (товарам/работам/услугам) в рамках технического задания и сюда входит гарантийное обслуживание, либо постгарантийное обслуживание в зависимости объекта закупки.
Если в закупке по 44-ФЗ установлены гарантийные обязательства, то в проект контракта заказчик обязан включить условия по их предоставлению.
Заказчик должен включать срок по гарантийным обязательствам и размер гарантийных обязательств, если эта информация будет отсутствовать в проекте контракта, то потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) вправе направить запрос на разъяснение закупочной документации для уточнения соответствующих данных.
Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться в виде собственных или заемных денежных средств или в виде банковской гарантии.
В рамках статьи 96 (44-ФЗ) устанавливается, что действие банковской гарантии должно не менее чем на 1 месяц превышать срок исполнения обязательств по контракту и срок, установленный для обеспечение гарантийных обязательств, но данный срок должен (в обязательном порядке) быть зафиксирован в требованиях к продукции и в проекте контракта.
В качестве примера: В проекте контракта устанавливается гарантийный срок на определенную продукцию, допустим, на 12 месяцев и гарантийный срок исчисляется со дня подписания сторонами акта приемки по поставке товара. Здесь, в обязательном порядке, нужно зафиксировать дату и с какого момента идет исчисление срока.
В 44-ФЗ не установлено обязательство со стороны заказчика о сроках возврата обеспечения гарантийных обязательств. Заказчик обязательно должен установить срок возврата обеспечительных мер в проекте контракта.
Заказчик обязательно должен установить требование об обеспечении гарантийных обязательств в случаях если в контракте и требованиях к продукции прописаны гарантийные обязательства.
Статьей 94 (44-ФЗ) зафиксировано, что оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств со стороны контрагента.
В отличие от обеспечения исполнения контракта, обеспечение гарантийных мер предоставляется после заключения контракта, но на момент подписания сторонами документа о приемке. Такая противоречивая норма установлена в рамках 44-ФЗ. Но практика показывает, что заказчик вправе принимать данную обеспечительную меру и проверять на этапе приемки, но до момента подписания соответствующего документа о приемке товаров работ и услуг.
В 44-ФЗ законе не разрешен вопрос о том, как следует поступить заказчику, если продукция по контракту принимается частями. Поэтапную приемку заказчик может предусмотреть в рамках проекта в контракте.
Поставщику нужно обратить внимание, что в период действия гарантийных обязательств, поставщик имеет право заменить ранее предоставленную обеспечительную меру, в том числе по обеспечению гарантийных обязательств, но здесь имеется отличие от обеспечения исполнения контрактов в том, что поставщик не может уменьшить его (обеспечения) размер.
Эту норму стоит учитывать и при острой и срочной потребности в денежных средствах, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ действую нормы антидемпинга и поставщики сильно снижаются по цене контракта/договоров. От этого страдает не только качество, но гарантийное и постгарантийное обслуживание.
Причины демпинга
Некоторые выигрывают контракты с нулевой ценой только для исполнения контракта и получения связей с конкретным заказчиком.
Так же есть такая цель демпинга, как разваливание закупочной процедуры, вымогательство денежных средств у победителя закупочной процедуры или заказчика.
Этот пример был приведен по той причине, что такие ситуации всё ещё возникают на практике.
Стоит отметить, что во время демпинга безусловно идет снижение в рамках 44-ФЗ, учитывая, что сейчас по строительным работам отменили форму 2, что приводит к выходу на торги большого количества компаний, которые могут отыгрывать даже с большим снижением.
Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции, но на законодательном уровне установлено, что любой участник может принять участие в закупочной процедуре и причина отклонения в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ и тех требованиях, которые заказчики установят в своем положении о закупке.
Антидемпинговые меры
В рамках 44-ФЗ заказчику установлены пределы при снижении на 25% и более от НМЦК, но, при этом, НМЦК должна быть до 15 миллионов рублей включительно.
В данном случае возможно два варианта со стороны участника:
Во втором случае на ЭТП вы указываются реестровые номера контракта. Для заказчика сейчас это очень удобно, в связи с тем, что он тут же может проверить наличие данных реестровых записей об исполненных контрактах в Единой Информационной Системе и без дополнительных временных затрат осмотреть всё и принять решение о соответствии данного победителя закупки требованиям антидемпинговых мер.
В случае если НМЦК свыше 15 миллионов рублей, то применяются антидемпинговые меры, когда обеспечение исполнения контракта увеличивается в полтора раза. Стоит обратить внимание, что расчет обеспечительной меры осуществляется от НМЦК.
Также есть исключения. В связи с тем, что на законодательном уровне установлены ограничения по субъектам малого предпринимательства. Для СМСП и СОНКО установлено законом два варианта, в случае если НМЦК до 15 миллионов (включительно), но эксперты выявили, что третий вариант не запрещен:
Также есть ограничения по НМЦК свыше 15 миллионов рублей, но менее 20 миллионов рублей, при этом верхний порог является заключительным. В данном случае предоставляется обеспечение в полтора раза превышающее цену контракта, по которой победитель закупки заключает контракт.
Поставщику здесь стоит обратить внимание поставщика, что по антидемпингу он самостоятельно отслеживает данный порог и использование мер, которые будут подтверждать соответствие по антидемпинговым мерам. Заказчик проверяет только применение данных мер по демпингу.
Обеспечение контракта и гарантийных обязательств от Финансового супермаркета ЭТП ГПБ
Финансовый Супермаркет ЭТП ГПБ предоставляет участникам торгов в полной мере использовать современные финансовые инструменты для успешного исполнения контракта и предоставления обеспечения гарантийных обязательств.
Мы предоставляем возможность подобрать банк с оптимальными условиями кредита на исполнение контракта или банковской гарантией, с учетом требований конкретной закупки или особенностей процедуры, проводимой заказчиком. А также обеспечиваем сопровождение от выбора финансового продукта до заключения контракта и не оставляем вас без поддержки на все время действия гарантийных обязательств или исполнения контракта!
Эксперты Финансового супермаркета помогут разобраться в разнице продуктов – когда удобнее кредит, а когда подойдет гарантия, обеспечат оперативный сбор документов, которые с первого раза примут в банке, дадут консультацию по всем сложным законодательным вопросам и помогут вам исполнить контракт с максимальной выгодой!
Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ: что это и как работает? Подробная инструкция
Еще год назад согласно 44-ФЗ заказчики были обязаны требовать от поставщиков предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контракту, если в техническом задании указывались требования к гарантии (124-ФЗ). Теперь такой обязанности у заказчиков нет, с 1 июля 2020 г. она заменена на право. Но все же осталось много непонятных моментов по этой теме.
Многие поставщики и заказчики до сих пор не разобрались в вопросе обеспечения гарантийных обязательств. Масла в огонь подлили новые изменения в 44-ФЗ, принятые 124-ФЗ от 24 апреля 2020 г.
Обеспечение гарантийных обязательств – что это за мера, и для чего она нужна?
Вносить гарантийные обязательства можно двумя способами – деньгами и банковской гарантией. В обоих случаях поставщик предоставляет их заказчику до того, как был подписан акт приемки по контракту для обеспечения гарантии качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный период эксплуатации.
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
В ч.4 ст.33 44-ФЗ встречается термин «гарантийные обязательства». Что входит в это понятие?
Важной особенностью является то, что заказчик может предъявлять требования к товарам/работам/услугам при необходимости, то есть, когда посчитает это нужным. Кроме случаев, когда предметом закупки являются машины и оборудование. Тогда это будет обязанностью. Поэтому участникам закупок следует внимательно читать извещение и тендерную документацию на предмет наличия в них этого условия.
Начинающие поставщики не видят разницы между обеспечением гарантийных обязательств и обеспечением исполнения контракта. Это совершенно разные меры, которые не следует путать между собой.
Обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику в виде денежных средств или банковской гарантии участником, выигравшим торги при заключении контракта для снижения возможных финансовых рисков заказчика в случае неисполнения или некачественного исполнения поставщиком работ.
В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта
Назовем отдельно еще 2 отличительные особенности помимо названных выше:
1) Заказчик может выставить требование об обеспечении гарантийных обязательств даже тогда, когда внесение обеспечения исполнения контракта не требуется. Например, при приобретении компьютерной техники путем электронного запроса котировок заказчик может не устанавливать требование об ОИК (ч.1 ст.96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийные меры, т.к. при закупках оборудования обязан обозначить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.
2) ОИК предоставляется победителем закупки до подписания контракта, а обеспечение ГО предоставляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.
Случаи обязательного предоставления гарантийных мер
Поставщик обязательно должен предоставлять обеспечение гарантийных обязательств, если это требование заказчик прописал в документации. Несмотря на то, что с 1 июля 2020 г. установление этого требования является для заказчика правом, а не обязанностью (ч.2.2. ст.96 44-ФЗ), поставщик обязан его выполнить, если заказчик свое право использовал.
Если заказчик это требование установил, то оно действует на всех претендентов на контракт без исключения (включая представителей СМП и СОНКО).
Требовать обеспечение гарантийных обязательств заказчик может только тогда, когда в контракте указаны гарантийные обязательства, в том числе требования к гарантийному сроку на приобретаемую продукцию (работы, услуги).
Согласно ч.4 ст. 33 44-ФЗ заказчик обязан требовать гарантийные меры, если закупаются машины и оборудование. В остальных случаях установление данного требования является всего лишь правом.
Списка закупок, по которым заказчик «вправе» требовать гарантийные меры, в контрактном законодательстве нет. Например, при закупке шкафов или строительных услуг заказчик, скорее всего, пропишет требования по гарантийным обязательствам. Но может и не делать этого, все зависит от его предпочтений.
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
В практике госзаказа встречаются случаи, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и сами не понимают, для чего они это делают. Такие ситуации свойственны при приобретении продуктов питания, лекарственных препаратов, программного обеспечения. Плохо то, что, не разобравшись, заказчики одновременно требуют вносить обеспечение гарантийных обязательств в таких закупках. Путаница возникает вследствие того, что заказчики не различают термины «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности». Минус в том, что предъявление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в названных случаях формально не нарушают 44-ФЗ.
Размер обеспечения гарантийных обязательств и срок их предоставления
В ч.2.2 ст.96 44-ФЗ сказано, что размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта. Например, если НМЦК составляет 1 млн. рублей, то ГО может быть установлено от 0 до 100 тыс. руб. включительно.
Говоря о сроках внесения ОГО, следует руководствоваться п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ: если заказчик установил данное требование, то в проекте контракта он обязан указать порядок и сроки предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств.
Особенный интерес вызывает ч.7.1 ст.94 44-ФЗ, в которой сообщается, что, если заказчик указывает требование об обеспечении ГО, то документ о приемке товара или работ оформляется после того, как исполнитель внес данное обеспечение в соответствии с нормами 44-ФЗ (это не относится к отдельному этапу исполнения контракта).
То есть обеспечение гарантийных обязательств нужно вносить в указанные заказчиком сроки ДО оформления приемочного документа, иначе заказчик просто не подпишет документы.
Способы обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ
Выше мы эти способы называли:
Какой именно способ выбрать, решает сам исполнитель. Руководствоваться следует суммой гарантийных обязательств и сроком гарантии. Первый вариант подойдет, если сумма и срок гарантии небольшие, в остальных случаях целесообразно будет оформить банковскую гарантию.
Правила оформления банковской гарантии указаны в ст. 45 44-ФЗ. Причем, поставщик вправе взять как одну общую банковскую гарантию, так и две. Одна гарантия покроет обеспечение исполнения контракта до заключения контракта, а вторая — обеспечение ГО до подписания приемочных документов.
Одна общая банковская гарантия будет обеспечивать исполнение работ по контракту, а также содержать обязательства банка по обеспечению гарантийных обязательств. Такая мера предоставляется заказчику до подписания контракта.
Согласно ч.3 ст.96 44-ФЗ банковская гарантия, как для обеспечения исполнения контракта, так и для обеспечения гарантийных обязательств, должна будет действовать не менее 1 месяца после исполнения контрактных обязательств (превышать срок исполнения обязательств по контракту не менее чем на 1 месяц).
Способы обеспечения гарантийных обязательств могут меняться один на другой (при желании исполнителя). Об этом праве поставщика говорится в ч.7 ст.96 44-ФЗ.
Еще одной отличительной особенностью обеспечения гарантийных обязательств от ОИК является то, что его размер нельзя уменьшить на размер уже выполненных работ.
Срок возврата гарантийных мер по 44-ФЗ
В 44-ФЗ ничего не говорится о том, как можно вернуть обеспечение гарантийных обязательств. А о возврате ОИК подробно говорится в ч.27 ст.34 44-ФЗ, поэтому заказчики пользуются этим положением:
Рекомендуем внимательно изучать проект контракта на предмет сроков возврата. Если заказчик их не указал, то воспользуйтесь своим правом отправить ему запрос на разъяснение положений документации о закупке с просьбой указать этот срок.
Возможно ли отменить ранее установленные в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ч.4 ст.5 124-ФЗ:
Норма приобрела силу с 24 апреля 2020 года!
Странность этого пункта породило множество разночтений со стороны заказчиков, руководителей бизнеса и контролирующих ведомств. С одной стороны данное положение направлено на распространение «права» заказчика требовать гарантийные меры на контракты, заключенные до 1 июля 2020 г. А с другой стороны — запрещает вносить изменения в уже заключенные контракты. Таким образом, сам собой возникает вывод, что применять данное положение возможно только при формировании планов, объявлении и внесении изменений в мероприятия, организованные в промежуток 24 апреля 2020 г. – 1 июля 2020 г.
Чтобы получить бесплатную консультацию в рамках тендерного сопровождения — просто заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Заключение
Сделаем выводы из всего сказанного.
Заказчик устанавливает требование по обеспечению гарантийных обязательств при необходимости (не распространяется на закупку машин и оборудования). Оно не может превышать 10% от НМЦК. В большинстве случаев обеспечение ГО устанавливается в процедурах, предметом которых являются товары, в паспорте которых прописан гарантийный срок эксплуатации.
При установлении заказчиком гарантийных мер в проекте контракта должны быть указаны порядок и сроки их внесения, а также сроки возврата.
Гарантийные меры можно предоставить 2-мя способами: деньгами или банковской гарантией. В противном случае заказчик не подпишет бумаги о приемке.
Внедрение законодателями в систему госзакупок обеспечения гарантийных обязательств явно не пришлись по душе поставщикам. Это очередные траты, которые следует учитывать при подсчете рентабельности того или иного участия в торгах. Сроки гарантийных обязательств могут очень надолго растянуться во времени, и возврат денежных средств может затянуться.
А с банковскими гарантиями связана другая негативная история. Во-первых, не все финансовые учреждения из перечня Минфина готовы сегодня предоставлять такие гарантии. Во-вторых, если сумма обеспечения ГО будет небольшой, то банк может отказать в выдаче гарантии. Часто это связано с тем, что у банка установлены лимиты суммы по выдаче БГ, ниже которых он не выдает гарантии.