ганшип что это такое
Ганшипы: стильное средство борьбы с бармалеями
Большинство винтокрылых судов, частенько называемые «вертолетами-ганшипами», таковыми не являются, поскольку у них отсутствует крупнокалиберное, направленное вбок вооружение, они больше сопоставимы с самолетами непосредственной авиационной поддержки и борьбы с повстанцами. Точно так же, такие самолеты для противоповстанческих действий, как например, Embraer A-29 Super TUCANO или IOMАХ ARCHANGEL, не относятся к ганшипам, поскольку их вооружение скорее направлено вперед, при этом оно еще имеет и относительно скромный калибр.
Если использовать более крупные военно-транспортные самолеты в качестве основы для ганшипов, то может быть установлено крупнокалиберное вооружение с достаточным боезапасом для продолжительного ведения огня, а также тяжелые и прочные крепления и прицельные системы, гарантирующие высочайшую точность, которой может быть достаточно для избежания чрезмерных косвенных потерь даже при обстреле целей в населенных пунктах.
Ганшипы, как правило, используются в противоповстанческих задачах, для поддержки сил специальных операций, охраны границ и выполнения задач внутренней безопасности. Поскольку ганшипам необходимо определять местоположение и обстреливать небольшие точечные цели, они обычно оснащаются полноценным комплектом прицельных систем и сенсоров, а это позволяет заодно получить полезные дополнительные возможности наблюдения, разведки и сбора информации.
С другой стороны, относительно низкая скорость и регулярные и предсказуемые схемы полетов (так же, как ограниченная дальнобойность их основного вооружения, препятствующая полетам над зонами поражения вражеских зенитных систем или ПЗРК) делает их чрезвычайно уязвимыми даже перед относительно примитивными системами ПВО. Во время Вьетнамской войны американские ВВС потеряли в боевых действиях шесть АС-130А/Е, двенадцать АС-47D и пять AC-119S, главным образом от огня зенитных установок.
Во время операции «Буря в пустыне» ганшипы АС-130Н в основном принимали участие в ночных операциях; когда же такой самолет продолжил выполнять задачу после рассвета, он был сбит из ПЗРК «Стрела-2». Таким образом, ганшипы в основном ограничены действиями в благоприятной обстановке с точки зрения отсутствия средств ПВО, хотя они могут быть чрезвычайно полезными против оппонентов, не имеющих систем ПВО и ПЗРК. Поэтому эти самолеты интенсивно использовались в Ираке и Афганистане, гоняя «бармалеев» по горам и пустыням.
Самым крупным оператором ганшипов являются военно-воздушные силы США, чье Командование сил специальными операциями (AFSOC) эксплуатирует три вооруженных варианта С-130 HERCULES, стоящих на вооружении двух передовых подразделений 1-го авиакрыла специальных операций во Флориде и двух эскадрилий 27-го авиакрыла специальных операций на авиабазе в Нью-Мексико.
Эти подразделения эксплуатируют AC-130U SPOOKY (Hurlburt), AC-130W STINGER II (Cannon) и новый AC-130J GHOSTRIDER (должен быть принят на вооружение в этом году).
Оригинальный вариант АС-130А HERCULES был разработан на замену ганшипу Douglas АС-47 (проект Gunship I) с целью увеличения продолжительности полета и повышения огневой мощи.
Военно-транспортный самолёт АС-47, разработанный на базе пассажирского DC-3
Пара сальвадорских ганшипов DAKOTA, которые по некоторым сведениям пока остаются на вооружении, вооружены тремя 12,7-мм пулеметами, тогда как колумбийские ВВС до сих пор эксплуатируют пять турбовинтовых Basler BT-67 в конфигурации ганшипа. Эти, так называемые avions fantasmas («призрачные самолеты»), вооружены 12,7-мм пулеметами GAU-19/A, соединенными с тепловизионной инфракрасной системой переднего обзора, а также несут на борту бомбы. По сообщениям, по меньшей мере, один самолет был замечен с одним пулеметом GAU-19/A и одной 20-мм пушкой, возможно французской М621.
Первый ганшип HERCULES получил свое первое боевое крещение на авиабазе в Южном Вьетнаме в сентябре 1967 года. АС-130А был первоначально вооружен четырьмя 7,62-мм пулеметами GAU-2/A и четырьмя 20-мм шестиствольными пушками М61 VULCAN, а позднее двумя 7,62-мм пулеметами GAU-2/A, двумя 20-мм пушками М61 VULCAN и двумя 40-мм пушками L/60 Bofors.
Более поздние модели АС-130Е и АС-130Н были вооружены двумя 20-мм пушками М61 VULCAN, одной 40-мм пушкой Bofors L/60 и одной 105-мм гаубицей М102, после 1994 года 20-мм пушка была снята. После 2000 года одна 25-мм пушка GAU-12 EQUALIZER сменила пару оригинальных 20-мм пушек. Самолеты третьего поколения AC-130U имели на борту такой же комплекс вооружения, но были оборудованы усовершенствованной системой управления огнем, включая радар с синтезированной апертурой для дальнего обнаружения и идентификации целей при любой погоде, а также многоспектральными телевизионными сенсорами и инфракрасными камерами высокого разрешения. Новый вариант также отличался увеличенным боекомплектом. Ганшип AC-130U фактически заменил оставшиеся самолеты АС-130А, которые были сняты с вооружения в 1995 году.
Впрочем, реализация этой схемы перевооружения была отменена и самолеты были доработаны до стандартной конфигурации, хотя, когда ВВС США начали программу Dragon Spear по созданию промежуточного ганшипа, 30-мм пушка Orbital ATK Mk44 BUSHMASTER II, ракеты HELLFIRE и бомбы VIPER STRIKE стали первыми кандидатами.
Программа Dragon Spear
Целью программы Dragon Spear являлось сохранение боевых возможностей в связи с предстоящим снятием с вооружения парка ганшипов AC-130H/U. Особенно остро эта проблема встала после вывода из эксплуатации восьмого самолета АС-130Н (последний был снят с вооружения в 2015 году).
Подобный акцент на управляемом дистанционном вооружении был сделан на основе полученного боевого опыта, показавшего, что ганшипы АС-130, как правило, действуют в дневное время на больших высотах, а это, по большому счету, делает пушку неэффективной.
Первый ганшип MC-130W Dragon Spear поступил на вооружение в марте 2010 года и в мае 2012 года был переименован в AC-130W STINGER II. В общей сложности в данную конфигурацию было переделано 14 самолетов.
AC-130J GHOSTRIDER был признан самым тяжеловооруженным ганшипом в истории. На борту он несет 30-мм и 105-мм пушки, ракеты AGM-176A GRIFFIN, ракеты HELLFIRE и авиабомбы малого калибра GBU-39 SDB
В то время как промежуточный проект AC-130W позволил американским ВВС продолжить интенсивную эксплуатацию своих ганшипов даже с учетом снятия с вооружения устаревших АС-130Н, запланированный ганшип HERCULES должен был базироваться на планере C-130J, но со своей двухместной стеклянной кабиной, цифровой электроникой, турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce AE 2100 D3 и композитными саблевидными лопастями воздушных винтов от Dowty R391.
ВВС США первоначально приобретут 16 новых ганшипов AC-130J, увеличив тем самым парк ганшипов до 33 машин. После планируемого вывода из эксплуатации самолетов АС-130Н, без учета «промежуточных» AC-130W, в чистом виде размер парка ганшипов увеличится на 8 машин. В конечном счете, 32 ганшипа AC-130J GHOSTRIDER заменят 37 эксплуатируемых моделей АС-130Н SPECTRE, AC-130U SPOOKY и AC-130W STINGER II, после чего парк ганшипов обретет единую общую конфигурацию. ВВС США надеются снять с вооружения последний существующий ганшип в 2022 году.
Второй самолет AC-130J был поставлен на авиабазу Командования AFSOC во Флориде в июле 2015 года для эксплуатационных испытаний. Как и в случае с первой машиной AC-130J, 105-мм пушка на нем не была установлена; ее начнут устанавливать на эту модель с третьей машины.
Другие усовершенствования программы HARVEST HAWK включают замену обзорно-прицельной оптико-электронной станции AAQ-30 более продвинутой системой МХ-20 (такая же стоит на новом противолодочном самолете Р-8 POSEIDON), новый поддон для оператора Mission Operator Pallet, базирующийся на поддоне для AC-130J, и канал связи LINK 16, тогда как в соответствии с программой доработки Capability III предполагается добавить модульную 30-мм пушку, установленную в боковой двери. Морская пехота также планирует интегрировать новую двухрежимную (лазерное/радиолокационное наведение) ракету JAGM.
Противолодочный самолет Р-8 POSEIDON оснащен обзорно-прицельной оптико-электронной станцией МХ-20
Прежде чем остановиться на моделях AC-130W и AC-130J командование AFSOC с целью удовлетворения своего требования АС-ХХ задумалось о приобретении варианта ганшипа транспортного самолета C-27J SPARTAN компании Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems (LMATTS) в качестве замены своих устаревших АС-130Н SPECTRE. AFSOC планировало купить 16 ганшипов AC-27J STINGER II в 2011-2015 годы.
Основными задачами ганшипа AC-130W STINGER II являются непосредственная авиационная поддержка и изоляция района боевых действий с воздуха
Но AC-27J пал жертвой финансовых сокращений и в ВВС решили остановиться на стандартном самолете HERCULES в качестве основы своих будущих ганшипов, хотя в 2013 году SOCOM испытало самолет PZL C-145A SKYTRUCK в варианте ганшипа, который был вооружен сдвоенными 12,7-мм пулеметами GAU-18.
Ганшип MС-27J предназначен для выполнения задач управления, командования, разведки наблюдения и сбора информации, а также огневой поддержки, имея для этого на борту выкатную 30-мм пушку Orbital АТИ GAU-23. Это вариант пушки Mk44 BUSHMASTER, устанавливаемой на ганшипе AC-130W. Вариант MC-27J также будет переоборудован под установку на рампе системы трубчатых пусковых установок, которые позволят вести огонь высокоточным средствами поражения, включая ракеты Raytheon GRIFFIN-B и MBDA VIPER-E.
В задней двери самолета MC-27J на стандартном поддоне 463L установлена 30-мм пушка GAU-2З
Мониторы наведения пушки в кабине пилота (вверху). Контрольный переключатель взведения открытия огня на штурвале пилота (внизу)
Первым заказчиком MC-27J PRAETORIAN стали итальянские ВВС, которые переделали три своих ганшипа C-27J в конфигурацию Praetorian и при необходимости конвертируют еще три самолета, которые смогут принять системы из конфигурации Praetorian. Первый итальянский ганшип MC-27J прошел эксплуатационные испытания в Афганистане в 2014 году и на данный момент он несет боевую службу в итальянской авиации.
Базовый военно-транспортный самолет C-27J с самого начала своей разработки сражался с сильными конкурентами в лице моделей CASA CN235 и CASA C295 (фото внизу) компании Airbus Defence & Space (DS). Вооруженный самолет MC-27J возможно также испытывает конкурентное давление со стороны ганшипов, переделанных из тактических транспортных самолетов производства компании Airbus.
Программа по ганшипу АС-235 началась в феврале 2011 года, когда компания АТК объявила о создании совместного предприятия с иорданским предприятием King Abdullah II Design and Development Bureau по конвертации двух ранее принадлежащих Испании военно-транспортных самолетов CN235 в конфигурацию ганшипа АС-235 для иорданского Командования силами специальных операций.
Ганшип АС-235 имеет установленную на борту проверенную в боевых условиях легкую, вращающуюся 30-мм пушку Orbital АТК M230LF, узлы подвески различного вооружения, в том числе управляемых AGM-114 HELLFIRE и неуправляемых 70-мм ракет. На самолете установлена РЛС с синтезированной апертурой Thales I-MASTER Ku-диапазона, индикатор наземных движущийся целей в башенке под фюзеляжем с правой стороны и оптико-электронная станция видовой разведки L-3 Wescam IVIX-15 с лазерным указателем по левому борту.
Переделка самолета проводилась с США, а первый самолет совершил свой первый полет в конфигурации ганшипа в декабре 2013 года и улетел на место своей службы в Иорданию в мае 2014 года. Оба самолета стоят на вооружении 32-й эскадрильи авиационной бригады.
Легкий ганшип AC-235 за относительно небольшие деньги обеспечивает улучшенные возможности по проведению оборонительных действий, противоповстанческих операций и охране границ
Успех программы по АС-235 привел к решению конвертировать один из более крупных иорданских транспортных самолетов CASA C295 в ганшип подобной конфигурации. Это также навело на мысль компанию Airbus DS предложить свой собственный вариант «заводского ганшипа» с целью соответствия требованиям неназванного заказчика с Ближнего Востока.
Несмотря на то, что некоторые советские и современные российские многоцелевые и ударные вертолеты относятся к ганшипам по американской терминологии, строгих эквивалентов «ганшипа» в русскоязычном официально-деловом лексиконе нет ввиду принципиально иного исторического пути развития авиации в целом и авиации поддержки сухопутных войск в частности, в немалой степени обусловленного традиционным для ВС США экспедиционным способом ведения боевых действий.
Самолеты — ганшипы
Смотрите какую фотографию я увидел. Сначала подумал, что это корабль какой-то. Потом увидел кучу миниганов на самолете и удивился. Вот придумали же вариант! Представляете какой град из пуль летит по направлению к противнику. Да, время подобных придумок уже прошло, да и раньше это было в основном против «папуасов», но все же.
Оказывается есть целое направление самолетов поддержки — ГАНШИПЫ
Вот небольшая история применения таких самолетов.
Идея ставить на отслужившие свой век транспортные самолеты мощное скорострельное вооружение оказалась неожиданно плодотворной
Одно из прилепившихся к нему ласковых прозвищ имеет целую историю, связанную с умершей в конце прошлой недели американской певицей Мэри Трэверс (Mary Allin Travers, 1936–2009). В 1963 году поп-группа «Питер, Пол энд Мэри» записала быстро ставшую популярной песенку «Волшебный дракончик по имени Пых» («Puff, The Magic Dragon»). А год спустя её вспомнил военный корреспондент газеты «Stars and Stripes», издаваемой министерством обороны США (US Department of Defense), когда опорный пункт американцев в дельте Меконга, где он как раз находился по заданию редакции, осадили вьетконговцы. Как правило, в таких ситуациях надеяться оставалось только на авиацию. И той ночью она не подвела. Огромный транспортный самолет извергал на позиции партизан сплошной поток трассирующих снарядов. Тут-то корреспондент и вспомнил про волшебного дракончика.
А в действительности это был старенький военно-транспортный самолет Douglas C-47, ветеран Второй мировой войны, модернизированный в полевых условиях. На его борту установили три подвесных оружейных контейнера со скорострельными шестиствольными пулеметами «Minigun» (калибр 7,62 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту), плюс прицел, позаимствованный у штурмовика А-1. Все вооружение было смонтировано так, чтобы вести стрельбу не по курсу движения, а перпендикулярно ему. Таким образом, самолет при заходе на цель «ложился на крыло» и нарезал круги вокруг точки обстрела, а бортовые орудия в это время поливали землю настоящим свинцовым дождем.
При скорострельности от пятидесяти до ста выстрелов в секунду три «минигана» с высоты в 900 м за 5 с. стрельбы обеспечивали почти полное уничтожение ничем не защищенной живой силы противника на площади размером с футбольное поле.
Впоследствии, американцы среди трофейных документов обнаружили предписание, запрещающее обстреливать ганшип «дабы не приводить дракона в ярость». Самодовольные янки решили, что дикие вьетнамские крестьяне принимали самолет поддержки за мифическое чудовище. Но дело скорее просто в том, что экипаж ганшипа не имел права открывать огонь до получения специального разрешения. За исключением тех случаев, когда самолет обстреливали с земли. Поэтому даже пара выстрелов в сторону ганшипа могли вызвать в ответ ужасающий шквал огня бортовой артиллерии.
Устоявшееся название самолета поддержки, основное вооружение которого ориентировано перпендикулярно курсу — ганшип (англ. Gunship — канонерская лодка). Забавно, что впервые такую концепцию предложил ещё в 1943 году майор ВВС Пол Ганн (Paul Irvin «Pappy» Gunn, 1899–1957).
Он практически самовольно довооружил несколько штурмовиков А-20, установив вдоль борта четыре пулемета винтовочного калибра. Усовершенствование оказалось весьма удачным и хорошо себя зарекомендовало в операциях против слабо защищенных средствами ПВО кораблей японского торгового флота. Несколько позже изобретательный майор занялся уже тяжелыми бомбардировщиками B-25. На них он установил одиннадцать бортовых пулеметов.
Излюбленным делом майора ВВС США Пола Ганна было модифицировать летную технику и довооружать её. На бомбардировщике В-25 он установил, кроме штатных, ещё более десяти пулеметов. Фото: USAF/DoD
Эти самолеты добились ещё большего успеха: в марте 1943 года они разгромили целый японский конвой из двенадцати транспортных и десяти боевых кораблей. Благодаря этому на кустарные поделки майора наконец обратили внимание, и ударные варианты бомбардировщиков (получившие индексы B-25G/H/J и А-26В соответственно) пошли в серию.
А как вам вот такой советский самолет?
Вот еще интересный вариант:
Вернемся впрочем к ганшипам.
Как только американцы ввязались в войну во Вьетнаме, командование ВВС США сразу же столкнулось с проблемой эффективности применения авиации. В условиях партизанской войны и густой «зеленки» индокитайских джунглей реактивные истребители и штурмовики из-за своей высокой скорости с большим трудом могли атаковать даже уже обнаруженные малоразмерные цели. Кроме того, такие самолеты не отличались большим радиусом действия и, вдобавок, требовали наличия крупных аэродромов с твердым покрытием (коих во Вьетнаме не так уж и много). Все эти факторы сводили действия авиации к кратковременным стычкам с вьетнамскими МиГами, а «работа» по наземным целям свелась к варварским ковровым бомбардировкам (в том числе напалмовыми бомбами). В результате пехота оставалась практически без поддержки, так как самолеты или прилетали поздно (большие расстояния до цели плюс длительная предполетная подготовка), или бомбили пустые джунгли, или жгли напалмом и своих и чужих.
Войскам требовался самолет, способный, во-первых, длительное время находиться в воздухе, патрулируя территорию и выискивая цели, во-вторых, обладающий мощным бортовым вооружением и солидным запасом боеприпасов, и, в-третьих, не испытывающий проблем при заходе на цель.
Тут то и вспомнили про ганшипы. Капитан Рональд Терри (Ronald W. Terry), служивший в испытательном центре базы ВВС в Райт-Паттерсоне (Wright-Patterson Air Force Base), вновь предложил концепцию размещения бортовых орудий перпендикулярно оси самолета. В 1961 году группа инженеров тщательно изучила проблему такой установки мощного вооружения на самолет, и в 1962 году было сформулировано предварительное техническое предложение.
Впрочем, командование ВВС отнеслось к идее без должного энтузиазма. Это видно по тому, что для экспериментов выделили только старый транспортник С-131, которому, в принципе, уже прочили карьеру металлолома. И даже после серии успешных летных испытаний отношение к проекту оставалось скептическим.
Тем не менее в октябре 1964 года капитан Терри с остальными членами испытательной команды отправились во Вьетнам для проведения испытаний уже в боевых условиях. Для этого им опять выделили предназначенный для списания транспортник C-47. Уже в полевых условиях, на авиабазе в Бьенхоа (Biên Hòa Air Base), на самолет установили три подвесных контейнера с пулеметами «миниган» — два в иллюминаторах левого борта и ещё один в проеме грузовой двери. Для нового ганшипа на месте было сформировано два экипажа для посменного дежурства. Капитан Терри, закончив работы по переоборудованию самолета и инструктаж, отправился обратно в Штаты для продолжения работ по созданию новых летающих линкоров.
Итак, довооруженный самолет получил новый индекс FC-47 (Fighter/Cargo-47 — истребитель/грузовоз). Но вскоре его пришлось поменять: такое название уязвило воздушную элиту — американских летчиков-истребителей, — и они принялись строчить коллективные протесты командованию, в которых заявляли что «недопустимо старый утюг C-47» ставить в один ряд с их «суперсовременными Фантомами». В результате, индекс поменяли на AC-47 (Attack/Cargo-47 — штурмовик/грузовоз).
Крупнокалиберные пулеметы, установленные на борту Douglas AC-47D и стреляющие перпендикулярно курсу, наводили ужас на вьетнамских партизан. Фото: USAF/DoD
В конце 1964 года командование ВВС США наконец-то соизволило обратить внимание на новую боевую единицу и сформировало первую эскадрилью ганшипов.
Подготовительная работа к этому торжественному событию прошла более чем комично. Однажды вечером в командном центре будущей эскадрильи, представлявшем собой убогую хижину, где из оборудования был только письменный стол и телефон, раздался звонок из штаба 7-й воздушной армии: «Какой позывной и символ вы хотели бы выбрать для своей части?». Вопрос застал личный состав подразделения врасплох. Дежурный офицер (вероятно, замученный подколками пилотов-истребителей) ответил примерно следующее: «Позывной для этого ржавого привидения? Да поцелуй меня в зад!». На том конце трубки вежливо ответили: «О’кей, пусть будет Spooky». После этого случая имя «Спуки» закрепилось за всеми самолетами AC-47.
Вскоре, однако, эскадрилья перестала быть призрачной. В конце 1964-го и первую половину 1965 года в небе Вьетнама летал только «Puff», причем нагрузка на экипажи была просто колоссальная. Ганшип мотался по всей стране от Нья Чанга на севере до дельты Меконга на юге, обеспечивая поддержку сухопутных войск и выполняя задачи по уничтожению конвоев и воинских подразделений партизан. В мае 1965 года к эскадрилье присоединился второй ганшип, также переоборудованный в местных условиях, а командование ВВС США, убедившись в эффективности самолетов данного типа, организовало подготовку экипажей в Канзасе, рассчитывая в скором времени ещё увеличить количество «Спуки».
«Тропка кривенька, тропка зла»
Четыре «минигана» на борту AC-119G «Shadow» — ганшипа следующего поколения. Фото: USAF/DoD
В поисках новых решений
Тем временем командование ВВС США срочно искало замену базовому самолету С-47. Он уже не удовлетворял военных ни по летно-техническим характеристикам, ни по вместимости. Было опробовано множество вариантов, но одним из наиболее успешных стал ганшип АС-119G Shadow («Тень»). По вооружению он недалеко ушел от своего предка: на нем устанавливалось четыре «минигана» вместо трех.
Однако «Shadow» также оснащались совершенной навигационной системой, инфракрасными приборами ночного видения, бортовой ЭВМ и системой «Black Crow» («Черный ворон»), засекавшей электромагнитные импульсы зажигания работающего автомобильного двигателя. Кабину пилотов наконец-то прикрыли броней, хотя против зенитных орудий она все равно защищала не лучше фольги от шоколадки. Всего таких самолетов в войска поступило двадцать шесть штук.
Ещё через год эскадрилья пополнилась двадцатью шестью машинами, уже существенно отличавшимися по уровню вооруженности. Ганшипы AC-119K Stinger («Жалящий») оснащались таким же комплексом оборудования, что и «Тени», и к нему добавились радиолокационная система обнаружения движущихся целей, лазерный дальномер и мощный прожектор.
Кроме того, на «Стингерах», помимо четырех «миниганов», установили в специальных амбразурах два скорострельных орудия M61 Vulcan (калибр 20 мм, скорострельность 6000 выстрелов в минуту). Новые ганшипы предназначались специально для ночного патрулирования «тропы Хо Ши Мина», чем и объясняется усиление вооружения. 20-миллиметровые снаряды с легкостью прошивали любой грузовик и крушили слабо бронированную военную технику.
Летучий линкор
В работах по программе «Ганшип-2» изначально предполагалось использовать самый крупный транспортный самолет ВВС США C-130 Hercules. Однако «Геркулесы» требовались и в качестве транспортников, поэтому командование долго не желало выделять самолеты на переоборудование. В конце концов они все же расщедрились на С-130, тоже изрядно потрепанный жизнью. Под руководством все того же Рональда В. Терри, уже ставшего майором, самолет должен был превратиться из канонерки в настоящий воздушный линкор. На него установили четыре пулемета «миниган» и четыре пушки «вулкан» плюс система ночного видения, бортовая ЭВМ, радиолокационная станция и два мощных прожектора. Летные испытания начались летом 1967 года, а осенью его уже перегнали во Вьетнам.
9 ноября состоялось первое боевое крещение «Супер-спуки», или «Вулкан экспресс» (так ласково именовал свой самолет экипаж). На «тропе Хо Ши Мина» оператор системы наведения обнаружил шесть автомобилей, и уже через пятнадцать минут на их месте остались только пылающие обломки. Удачный дебют стал отправной точкой для потокового производства ганшипов на базе С-130, за которыми отныне закрепилось название «Spectre» («Призрак»).
AC-130H/U несет боевые дежурства и в наши дни. Он тоже способен устраивать красочные фейерверки, но теперь они чаще используются, чтобы ставить помехи для самонаводящихся ракет. Фото: Senior Airman Julianne Showalter/USAF/DoD
Техническая начинка самолетов постоянно изменялась. Совершенствовались системы ночного видения и управляющие огнем ЭВМ. В мае 1969 года была сформирована эскадрилья АС-130, состоящая из восьми самолетов (ещё три остались в США для тренировок личного состава).
Ещё один ганшип, девятый по счету, отогнали на базу Райт-Паттерсон для дальнейших экспериментов, в соответствии с программой «Surprise Package». Самолет получился, действительно, с сюрпризом. Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой, способной работать в условиях низкой освещенности, аналоговую ЭВМ заменили на цифровую и добавили лазерный целеуказатель для наведения ракет. Кроме того, из четырех «миниганов» два демонтировали, заменив их на пару орудий «Bofors» (калибр 40 мм, скорострельность 120 выстрелов в минуту).
На этом инженеры авиабазы в Райт-Паттерсоне не остановились. В 1971 году появилась очередная модификация АС-130, с беспрецедентно мощным для самолета вооружением. На борту были установлены две скорострельные пушки «Вулкан», один 40-мм «Бофорс» и 105-мм армейская гаубица, способная уничтожать также и тяжело бронированную технику. Нововведение оказалось весьма своевременным, так как по «тропе Хо Ши Мина» стали перебрасываться и советские танки. Кроме того дальнобойность гаубицы позволяла уничтожать цель, не входя в зону поражения средств ПВО.
В период с 1970 по 1971 годы ганшипы уничтожили на «тропе Хо Ши Мина» 12741 автомобилей. Правда есть все основания предполагать, что пилоты несколько заврались. Дело в том, что ещё около пяти тысяч грузовиков на свой счет записали пилоты других самолетов. Между тем по данным американской же разведки весь автопарк Вьет-Конга насчитывал около 18000 единиц техники (включая легковые автомобили и мотоциклы). Таким образом, за один сезон все машины были уничтожены, а особо везучие — несколько раз. Между тем грузы в зону боевых действий продолжали исправно поступать.
В состав радиоэлектронного оборудования Ганшипа AC-130U входят:
— Многофункциональная РЛС AN/APG-80 (модификация РЛС, используемой на истребителе F-15). Данная радиолокационная станция обеспечивает картографирование местности, обнаружение и дальнейшее сопровождение подвижных целей, разведку погоды и ориентирование по радиомаякам. Также станция может использоваться для выполнения навигационных задач. Высокая разрешающая способность РЛС при слежении за земной поверхностью достигается при помощи использования синтезированной апертуры антенны, которая размещается на носу самолета с левой стороны.
— Инерциальная навигационная система.
— Оптикоэлектронный индикатор летчика, который отображает боевую обстановку на фоне лобового стекла кабины.
— Аппаратура спутниковой навигационной системы НАВСТАР.
— 4 бортовых компьютера IBM IP-102, обладающие тройной цифровой шиной данных MIL-STD-1553B
Система индивидуальной защиты Ганшипа AC-130U состоит из:
— станции радиоэлектронного подавления ITT Avionics AN/ALQ-17, расположенной в основании стабилизатора;
— 90 ИК-ловушек и 300 дипольных отражателей MJU7 или 180 M206 в 3-х установках, размещаемых под фюзеляжем;
— ИК-системы AN/AAR-44;
— приемника Loral AN/ALR-56M, служащего для обнаружения радиолокационного облучения.
Постепенно господству американцев в воздухе наступал конец. 31 марта 1972 года АС-130, вооруженный до зубов и напичканный суперсовременной по тем временам электроникой, был сбит зенитной артиллерией. Через два дня полет ещё одного «летучего линкора» пресекла ракета 11Д зенитного ракетного комплекса С-75. 12 мая того же года американцы лицом к лицу столкнулись с ещё более неприятной для них проблемой. Во время обороны Анлока вьетконговцы подбили очередной АС-130 ракетой из простого переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела». Экипаж дотянул машину до авиабазы, но повреждения были столь серьезными, что ганшип ещё не скоро смог вернуться в строй. Отныне американская авиация превратилась из охотников в дичь. Даже одинокий крестьянин в соломенной шляпе мог неожиданно вскинуть на плечо «Стрелу» и выпустить в сторону самолета смертельно опасную ракету.
После Вьетнама ганшипы отметились в операциях в Гренаде, Ираке, Сомали, на Балканах и в Афганистане, да и сегодня им ещё рано на свалку истории. Самолеты этого типа по-прежнему — наиболее эффективное средство поддержки сухопутных сил и борьбы с войсковыми и партизанскими отрядами, не обладающими серьезными средствами противовоздушной обороны.
источники
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8111/
https://topwar.ru/9573-ac-130-tyazhelovooruzhennyy-samolet-podderzhki-suhoputnyh-podrazdeleniy.html
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/technics/1006/
Давайте вспомним еще несколько интересных самолетов: вот вам например Самолет — наоборот, а вот Самый большой в мире вертолет. Вспомним еще нелетающую тарелку и Летающий авианосец. Хотелось бы вам напомнить еще про вот такой пепелац и что это было за Нападение американцев на советский аэродром Сухая речка