ганеша индийский что означает
Символы богатства и удачи по фэншуй, пришедшие из Индии. Ганеша, Лакшми, Намсарэй
В этой статье я хочу рассказать об удивительных божествах, символизирующих Богатство, Удачу, Успех, Счастье и Любовь, пришедших в фэншуй из Индии.
Ганеша считается покровителем бизнеса и работы, помогает устранять препятствия в рабочих делах, способствует карьерному росту и профессиональным успехам, помогает больше зарабатывать и увеличивать прибыль. Как уже говорилось ранее, является богом мудрости и благополучия.
Хорошо иметь такой талисман на рабочем столе, в офисе или в кабинете дома – он будет способствовать успеху в делах. Лучшим местом для талисмана является северо-запад помещения или сектор помощников и путешествий. Благоприятным местом считается и юго-восток – сектор богатства. Ганеша на юго-востоке поможет привлечению финансового благополучия. Вместо статуэток можно использовать просто изображения Ганеши.
Активировать энергию талисмана довольно просто: необходимо обращаться к Ганеше с просьбами, можно гладить его время от времени по животу, произнося положительные аффирмации. К хорошим результатам приведет подношение даров Ганеше в виде китайских монеток, перевязанных красной лентой, конфет или других сладостей.
Легенда гласит о том, что Лакшми возникла из цветка Лотоса, плавающего на поверхности первозданных вод океана. Цветок Лотоса символизирует чистоту и богатство, духовное и материальное. Поэтому, Лакшми всегда изображают либо на лотосе, либо с лотосом в руках.
Если же просто держать в доме изображение Лакшми, то благополучие тоже появится, но, может, не так скоро, чем при совместном применении с мантрами и медитациями.
Идеальным месторасположением талисмана фен шуй станут прихожая и кабинет, места, прочно взаимосвязанные с вашим благополучием. Благоприятным сектором для Лакшми является Юго-восток сектор богатства фен-шуй, либо Юго-запад, сектор помощников фен-шуй.
Буду рада, если Вам что-то понравится!
Спасибо, что дочитали))) Удачи в делах и процветания!
Ганеша — бог изобилия и богатства
В индуизме Ганеша или Ганапати упоминается как «бог хозяев», и его имя также произносится как Ганеса и Ганеш – это один из самых широко известных и почитаемых воплощений Бога (Брахмана).
Ганапати – первородный сын Шивы и Парвати, муж Бхарати, Риддхи и Сиддхи. «Га» символизирует Буддхи (разум) и «На» символизирует Вижнана (мудрость), из-за чего Ганеша считается хозяином разума и мудрости.
Обычно бога изображают в красных и желтых цветах, с внушительным животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем, либо сидящем на мыши, либо сопровождаемым мышью. Нередко он представлен в сидячем положении с одной ногой поднятой вверх, и закинутой за другую. Чаще всего его имени предшествует титул почтения в хинди, который произносится как «Шри».
Ганеша и мышь
По одной из интерпретаций, священный транспорт Ганеши, мышь или Мушак выражает собой мудрость, талант и разум. Она символизирует мгновенное откровение в исследовании зашифрованных посланий. Мышь проводит скрытую жизнь под землей, потому она также символ невежества, которое господствует во тьме и боится света и знаний.
Будучи транспортом бога Ганеша, мышь учит нас всегда быть начеку и выявлять скрытое внутри нас светом знаний.
И Ганеша, и мышь любят модака, сладкое угощение, которое по традиции преподносят им во время церемоний поклонения. Мушак обычно рисуется очень маленькой в сравнении с Ганеша, в отличие от изображений возниц других божеств. Однако, в свое время традиционным было изображать в искусстве могаришей Мушак очень большой мышью, и Ганеша восседал на ней, как на лошади.
Согласно другой интерпретации, утверждается, что мышь (Мушика или Акху) выражает собой эго, дух со всеми его помышлениями, гордость человеческую. Ганеша, оседлав мышь, становится хозяином всех этих устремлений, показывая силу, которую разум и мыслительные способности имеют над духом.
Более того, мышь (будучи чрезвычайно ненасытной по природе), часто изображается рядом с тарелкой со сладостями, с глазами, обращенными на Ганеша, как будто ожидая от него приказа, в то время как он крепко держит кусочек еды в руках. Это символизирует дух, который полностью подчинен высшей способности интеллекта, и этот дух находится под контролем Ганеша, который не даст разрешения на еду до тех пор, пока не будет получено разрешение.
Женатый или целомудренный?
Очень интересно отметить, что согласно традиции, Ганеша был произведен на свет матерью Парвати без вмешательства мужа Шивы. Шива, будучи вечен, не чувствовал необходимости заводить детей. Потому Ганеша был рожден лишь от одного женского желания Парвати продлить род. Таким образом, отношения между Ганеша и его матерью уникальны и особенны.
Такая привязанность имеет причину в том, что традиции южной Индии представляют его безбрачным. Также утверждается, что Ганеша, считая, что его мать — самая прекрасная и совершенная женщина во вселенной, провозгласил: «Приведите мне женщину, настолько же прекрасную, как она, и я женюсь на ней».
На севере же Индии, наоборот, Ганеша часто представляется женатым на двух дочерях Брахмы: Буддхи (разум) и Сиддхи (духовная сила). Нередко в северной Индии Ганешу сопровождает Сарасвати (богиня культуры и искусства) и Лакшми (богиня удачи и преуспевания), символизируя то, что эти качества постоянно сопровождают человека, который раскрыл свою внутреннюю божественность. Но это не делает Сарасвати и Лакшми супругами Ганеша, но выражает тот факт, что богатство, преуспевание и успех сопровождают тех, кто имеет качества мудрости, благоразумия, терпения и прочие, которые символизирует Ганеша.
Забавные истории о божестве: как он получил свою слоновью голову
Весьма разнообразная мифология индуизма приводит множество рассказов, объясняющих то, откуда Ганеша получил свою голову слона. Нередко происхождение этого атрибута объясняется в тех же историях, которые повествуют и о его рождении. И те же самые истории раскрывают и происхождение огромной популярности его культа.
Обезглавлен и возрожден Шивой
Наиболее популярна версия, происходящая из Шива Пурана. Однажды, когда его мать Парвати пожелала искупаться, не нашлось прислуги, которая бы ее охраняла и предотвратила случайное появление незнакомцев в доме. Потому она сотворила мужского идола из мази куркумы, которую она приготовила, чтобы очищать тело (куркума использовалась как антисептик и охлаждающее вещество), и вдохнула в него жизнь, что и привело к рождению Ганеша.
Парвати приказала Ганешу не пускать никого в дом, и Ганеша послушно выполнял приказ матери. Через некоторое время Шива вернулся и захотел войти домой, а мальчик не позволил ему. Шива рассердился на странного мальчишку, который посмел ему противостоять. Он сказал Ганеше, что является мужем Парвати, и потребовал, чтобы тот его пропустил. Но Ганеша до сих пор не слышал ни одного слова, кроме слов своей матери.
Шива вышел из себя и начал жестокую битву с Ганешей. В конце концов, он обезглавил мальчишку своим трезубцем. Когда Парвати вышла из дому и увидела обезглавленное тело своего сына, она очень рассердилась и потребовала от Шивы немедленно вернуть Ганеше жизнь. К несчастью трезубец Шивы был очень могущественным и забросил голову Ганеша очень далеко, потому все попытки найти ее были безуспешны.
Тогда Шива обратился к Брахме, который предложил заменить голову Ганеша головой первого животного, которое попадется Шиве по дороге, с головой, обращенной на север. Шива послал свою небесную армию найти и привести первое живое существо, которое им попадется. Они нашли слона, который спал с головой, обращенной на север, и обезглавили его, а Шива присоединил голову слона к телу Ганеша и вернул его к жизни. С тех пор он был назван Ганапати, то есть главой небесных армий и должен быть почитаем всяким, кто начинает какую-либо деятельность.
Еще одна история, объясняющая происхождение Ганеша и его слоновьей головы, указывает на то, что существовал демон по имени Гаясура, имевший внешний вид слона, который раскаялся в своих деяниях. Шива, пораженный строгостью его аскетизма, пообещал ему любой дар, который тот пожелает. Демон пожелал огненное тело, которое бы жгло любого врага, напавшего на него, и бог удовлетворил эту просьбу.
Гаясура продолжал свои молитвы, и Шива вновь появился перед ним, снова спросив, чего он желает. В ответ демон сказал: «Я хочу, чтобы ты поселился у меня в животе».
Шива удовлетворил и эту просьбу, и поселился в животе у демона. Дело в том, что Шива также известен как Бхола Шанкара, из-за легкости, с которой его можно вызвать. Когда он удовлетворен молящимся, то дает ему любой дар, которого тот пожелает, и это, время от времени, создает особенно неудобные ситуации.
Впоследствии его жена Парвати безрезультатно его искала, и обратилась к своему брату Вишну, спрашивая его о местонахождении мужа. Вишну, будучи всезнающим, успокоил ее: «Не беспокойся, дорогая сестра, твой муж Бхола Шанкара, и скорее всего, даровал своему верующему любое его желание; из-за этого, как я думаю, и создал себе проблемы. Я постараюсь узнать, что произошло».
После этого Вишну, всезнающий руководитель космической игры, разыграл комедию. Он превратил Нанди (быка Шивы) в танцующего быка и поставил его перед Гаяшурой, одновременно став сам флейтистом. Завораживающий танец быка привел демона в экстаз, и он спросил у флейтиста, чего тот желает. Музыкант Вишну ответил: «Можешь ли ты дать мне, чего я желаю?» Гаяшура ответил: «За кого ты меня принимаешь? Я могу немедленно удовлетворить твою любую просьбу».
Флейтист ответил: «Если это так, то освободи Шиву из желудка». Гаяшура понял, что перед ним сам Вишну, единственный, кто мог бы знать его секрет. Освободив Шиву, он попросил его про последний дар: «Я был благословлен тобой многими дарами, и последней просьбой будет почтение к моей голове уже после моей смерти». Тогда Шива привел своего сына, и заменил ему голову головой Гаяшуры. И до сих пор в Индии существует традиция, согласно которой желающий получить богатство, должен сначала почтить Ганеша. Таков результат дара Шивы Гаяшуре.
Почитание Ганеша
Ганеша почитаем во многих религиях и светских обрядах, особенно перед такими начинаниями, как покупка транспорта или начало бизнеса. Как утверждает Сомаяджи, «Вряд ли вы сможете отыскать в Индии хоть один дом, где нет идола Ганапати. Ганапати – один из наиболее почитаемых святых в Индии, к нему обращаются почти во всех случаях и во всех частях страны. Последователи верят, что молитвы к Ганеше даруют успех, богатство, процветание и защиту от неприятностей».
Фестиваль в честь Ганеши (конец августа, начало сентября) в Индии
Ежегодный фестиваль почитания Ганеша длится десять дней, начинаясь с Ганеша Чатурти, который обычно выпадает на конец августа, или начало сентября. Фестиваль начинается с того, что люди выносят глиняные статуи Ганеша, что символизирует его приход.
Разгар фестиваля припадает на Ананта Чатурдаши, когда идолы Ганеша погружаются в воду. Некоторые семьи традиционно погружают статуи на второй, третий, пятый и седьмой день.
В наши дни индусы по всей Индии празднуют фестиваль Ганапати с большим размахом, но более всего он популярен в штате Махараштра.
Ганеша — широко любимое и часто вызываемое божество, ведь он является богом процветания, который дарует изобилие и богатство, а также «разрушителем препятствий», материального и духовного плана. Потому его благословения добиваются перед тем, как начать какое-либо дело (путешествие, собеседование, бизнес, экзамен, либо проведение церемонии), используя заклинание «Аум Шри Ганешая Намах» (да будет благословенно имя Ганеша), либо подобные ему.
По той же причине традиционно, все бхаджан (песнопения посвящения) начинаются с обращений к Ганеша, божеству «хороших начинаний» в песнопениях. По всей Индии и в индуистской культуре, бог Ганеша становится первым идолом, который устанавливают в новом доме или жилище.
Более того, Ганеша ассоциируется с первой чакрой (энергетическим кругом), которая представляет инстинкт сохранения и выживания, основой творения и материального благополучия.
Ганеша – индийский бог-мудрец и великий сладкоежка
Ганеша – не просто бог, а символ всей индийской мифологии. Если у сторонника индуизма спросить, с каким животным у него ассоциируются мудрость, процветание и спокойствие, он непременно ответит: «Слон».
В облике Ганеши есть как человеческие, так и слоновьи черты, но это, на мой взгляд, самый светлый из всех богов. Неслучайно именно в нему многие века люди обращаются с просьбами о помощи. Именно Ганеше можно доверить свои самые искренние и сокровенные желания – он исполнит их. Как появился удивительный индийский бог с головой слона? Что открывают о нём легенды, возраст которых уже исчисляется тысячелетиями?
Тайна рождения Ганеши
В облике Ганеши множество положительных символов, но и загадок не меньше. К примеру, рождение этого бога так и остаётся тайной. Одни мифы говорят, что родителями его были Шива (один из триады верховных богов) и его супруга Парвати, другие отрицают эту версию. Мне кажется, более интересный первый вариант легенды, который я вкратце и перескажу.
После того, как у Шивы родился воинственный сын Сканда, Парвати обратилась к мужу с просьбой подарить ей собственного ребёнка (Сканда появился на свет без участия супруги бога).
Шива рассмеялся в ответ, заметив, что он не нуждается в потомках, ведь является бессмертным, а любовь – это лишь наслаждение. Парвати, которая отчаянно желала стать матерью, принялась умолять мужа смилостивиться – она мечтала воспитывать своего ребёнка, одаривать его лаской и теплом.
Рассерженный Шива удалился, а возвратился к жене лишь после увещеваний её подруг. Он поднял часть накидки Парвати, свернул ткань и протянул её жене. «Вот тебе ребёнок, если ты так хочешь его».
Потрясённая женщина едва не расплакалась от обиды, но в тот миг, когда руки её коснулись свёртка, он вдруг ожил. Безмерно счастливая богиня принялась обнимать и целовать дитя, появившееся столь необычным образом.
Наполовину человек, наполовину слон
В честь маленького Ганеши боги устроили праздник, на котором присутствовал Шани, властитель всей планеты. Парвати заметила, что бог не поднимает своих глаз. Тот объяснил ей, что стал проклят собственной женой.
Счастливая Парвати сказала, что Шани может смело взглянуть на её сына. Когда взгляд малыша упал на ребёнка, он, словно меч, отсёк голову младенцу. Отец Ганеши, Шива, услышал голос с небес, что говорил ему: «Голова твоего сына испорчена дурным оком. Но ты можешь заменить её любой другой головой».
После этого слуга Шивы принёс богу голову священного слона Индры, что был казнён в незадолго до трагических событий во время пира. Так и вышло, что у маленького Ганеши появилась голова мудрого слона.
Как же выглядит Ганеша? На его изображениях и статуэтках в виде этого бога легко прослеживаются главные символы, что связаны с мифами о нём. Чаще всего Ганеша показан полным мужчиной с головой слона.
Его большой живот означает щедрость и богатство, что Ганеша с радостью готов разделить с тем, кто предан ему. Голова слона, священного животного Индии, символизирует справедливость и благоразумие.
Кроме того, хобот считается признаком разума и житейской мудрости. Ганешу часто изображают с одним бивнем – это знак силы божества, а также символ того, что богу неприятна всякая двусмысленность – он ценит искренность и открытость.
Ганеша вместе с родителями – Парвати и Шивой
Соратник Ганеши – крыса
Впрочем, о бивне Ганеши есть отдельная история. Эта легенда рассказывает, что однажды против миролюбивого бога-слона вышел демон Гаджамукху. Долгой и изнурительной была битва.
Несмотря на то, что Ганеша был крупнее демона, он значительно уступал ему в искусстве сражения. Противостояние растянулось на много дней, а от победы в нём зависела судьба мира, светлых и тёмных сил.
Когда Гаджамукху уже стал одерживать верх над богом, Ганеша пошёл на отчаянный шаг. Он оторвал один из своих бивней, после чего швырнул его в демона. Сила, с которой был брошен бивень, сбила с ног Гаджамукху.
Более того, демон попал под действие волшебства Ганеши, после чего превратился в крысу. После этого зверь стал верным спутником Ганеши. В Индии крыса олицетворяет собой мудрость и преданность.
Ганеша – и обжора, и мудрец
Ганеша – бог-сладкоежка, поскольку излюбленным его блюдом считаются сладкие рисовые шарики. Именно их и прочие лакомства индусы приносят в ни празднеств, посвящённых Ганеше.
Есть даже предание о том, что однажды Ганеша переел сладостей и не удержался на своей «ездовой» крысе, которую испугала змея. После падения живот бога лопнул, все сладости выпали из него. К счастью, сам Ганеша был бессмертным. Змею он повязал как пояс, который поддерживает его тяжёлый живот, полный сладостей.
Но не стоит считать Ганешу лишь толстым добряком. В первую очередь, этот бог олицетворяет знания. Индийцы верят, что именно он записывал священные тексты «Махабхараты». Ганеша сумел так «зашифровать» все слова, продиктованные ему мудрецом, что они имеют не один, а сотни смыслов.
Как я уже сказала, у Ганеши есть брат Сканда, покровитель войны и гнева. Несмотря на свой кроткий нрав, младшему сыну Шивы удалось завоевать больше любви, чем Сканде. Вероятно, это обусловлено тем, что времена войн и разрушений сменились эпохой созидания и поиска новых знаний.
И сегодня фигурки Ганеши украшают многие дома Индии
Разрушающий препятствия бог мудрости Ганеша
О, сияющий светом миллионов солнц, бог Ганеша!
У тебя огромное тело и изогнутый хобот слона.
Пожалуйста, всегда устраняй препятствия
во всех моих праведных делах!
Г анеша (санскр. गणेश) — бог мудрости и благополучия, также именуемый Ганапати. Является сыном бога Шивы и супруги его Парвати.
Иллюзорный материальный мир форм, ограниченных во времени и пространстве, находится под покровительством Ганеши. Существует одна интересная легенда, повествующая о том, как Ганеша стал покровителем ган (сонмы полубогов) и получил такое имя, иначе — Ганапати. Изначально его именовали Ламбодар (т. е. с большим животом). Он одержал победу благодаря своей мудрости в состязании со своим братом Карттикейей за право быть защитником и хранителем всех ган. Перед ними была поставлена задача как можно быстрее обойти всю Вселенную, и тот, кто сделает это первым, победит. Ганеша обошёл вокруг своих родителей, олицетворяющих Вселенское мироздание (Шива и Шакти), пояснив, что этот мир форм и есть проявление высших энергий Божественных Отца и Матери, которые являются источником всего сущего во Вселенной. А Карттикейя тем временем спешил преодолеть бесконечные расстояния космического пространства, являющие собой относительный иллюзорный мир проявленного бытия. Нет смысла искать истину далеко вовне, когда она всегда рядом. Этот урок преподносит и нам Ганеша, — нам, духовным искателям, вставшим на Путь духовного самосовершенствования. Ни к чему искать истину вовне, она хранится в душе каждого из нас, являющихся проявлениями в материальном мире божественной сути. Так, найти ответы на все свои вопросы мы можем, лишь обратив взор внутрь, в глубины своего сознания, именно там кроется сокровищница духовного знания.
Считается, что Ганеша управляет Муладхара-чакрой, так как имеет власть над привязанностями и желаниями материального мира.
В пуранах можно найти различные версии его рождения, и все они отличаются в зависимости от времени повествования, согласно различиям кальп, например, «Вараха-пурана» описывает его появление на свет, благодаря Шиве, «Шива-пурана» — от Парвати. Согласно «Шива-пуране», у Генеши было две супруги: Сиддхи — совершенство, и Буддхи — разум, а также двое сыновей: Кшема, или Субха, — процветание, и Лабха — прибыль.
Согласно «Сканда-пуране», Ганеше следует возносить почести в четвёртый лунный день месяца Бхадрапада (23 августа — 22 сентября), считается, что в этот день сам Вишну проявляется в Ганеше и принимает дары и поклонения.
О, Ганеша, ты рождён в первую прахару на четвёртый день тёмной половины месяца Бхадра в благоприятный час восхода луны. Поскольку твоя форма появилась из благословенного ума Парвати, твоя превосходная врата будет совершаться в этот день или же начиная с него. Это будет благоприятствовать обретению всех совершенств (сиддхи)
«Шива-пурана», гл. XVIII, 35–37
Ганеша — бог знания и мудрости
Шри Ганеша — акаша-абхимани-дэвата — бог, контролирующий произведённый влиянием гуны тамаса вторичный эфир (бхута-акаша), объединяющий в себе пять первичных элементов творения, являющийся порождением ложного эго, коим управляет отец Ганеши бог Шива. Вторичный эфир связан со слухом, воспринимающим звуковые вибрации, распространяющиеся в эфире.
При этом мы знаем, что Веды изначально передавались потомкам посредством устной передачи знаний. Таким образом, Ганеша также является покровителем знаний (буддхи). Во многих легендах ему приписывается проявление ума и интеллектуальных способностей. Одно из его имён Буддиприя — ‘любящий знания’ («прия» — ‘любящий’, «буддхи» — ‘знания’). С благословения Ганеши даётся возможность постичь духовные истины.
Согласно одной легенде, Ганеша записал текст Махабхараты под диктовку Вьясы, считается, что каждый стих имеет помимо прямого смысла десять скрытых. Так, знания были даны тем, кому труднодостижимо постичь истинную суть Вед.
Аватары Ганеши
Согласно «Мудгала-пуране» Ганеша воплощался восемь раз в различные эпохи и имел следующие имена:
Вакратунда, что означает ‘с закрученным хоботом’. Его ваханой является лев. Воплотился с целью победить асура Матсарьясуру, являющегося олицетворением ревности и зависти.
Экаданта — ‘с одним клыком’. Вахана — крыса. Явился в мир, дабы одолеть Мадасуру — проявление надменности и тщеславия.
Манодара — ‘с большим животом’. Также ему сопутствует крыса. Победа над Мохасурой, проявлением обмана и заблуждения, — основная цель этого воплощения Ганеши.
Гаджанана — ‘слоноликий’. Ваханой его и здесь была крыса. Лобхасуру, олицетворяющего жадность, явился одолеть Ганеша.
Ламбодара — ‘с висящим животом’. Ваханой его также была крыса. Победить гневного Кродхасуру, пришёл Ганеша в этом воплощении.
Виката — ‘необычный’. В этом проявлении Ганешу в качестве ваханы сопровождал павлин. Камасуру (страсть) явился одолеть Ганеша.
Вигхнараджа — ‘властелин препятствий’. Змей Шеша был его ваханой на этот раз. Асура Мамасуру, проявляющегося как зависимость от материальных вещей, победить явился в этот мир Ганеша.
Дхумраварна — ‘серого цвета’. Вахана — лошадь. Горделивого Абхиманасуру воплотился одолеть Ганеша.
Однако «Ганеша-пурана» повествует о четырёх воплощениях бога Ганеши в различные эпохи: Махатката-Винаяка (в Крита-югу), Маюрешвара (в Трета-югу), Гаджнана (в Двапара-югу) и Дхумракету (в Кали-югу).
Изображение бога Ганеши
Обычно он изображается как человек со слоноподобным ликом, с одним бивнем, как правило, с четырьмя руками. Ваханой Ганеши является крыса, что олицетворяет наши чувства и эго-интересы, которые подчинил себе Ганеша.
Почему бога мудрости изображают именно так — со слоноподобным ликом? «Брихаддхарма-пурана» повествует, что головы Ганеша лишился, когда бог Шани (Сатурн) на его дне рождения отказался взглянуть на ребёнка, будучи скованным проклятьем, наложенным на него супругой, вследствие чего всё, на что обращал свой взор Шани, обращалось в прах. Однако, по настоянию Парвати, он всё же посмотрел на Ганешу и своим взглядом испепелил ему голову, после чего отец Ганеши Шива, по совету Брахмы, велел найти для сына голову, это должна была быть голова первого попавшегося на пути существа, спящего головой на север, коим оказался слон Айравата (вахана бога Индры).
Бивень Ганеша сломал в битве с великаном Гаджамукхой, и обладающий невероятной силой бивень, коснувшись великана, обратил его в крысу, ставшей в результате ваханой Ганеши. Но ещё существует другая легенда: Ганеша использовал свой бивень, чтобы применить его как перо для записи под диктовку Вьясы «Махабхараты».
Ганеша, как правило, изображается четырёхруким богом, держащим предметы-символы: топор (отсекающий привязанности к объектам материального мира, он же выступает символом власти), аркан, или крюк (необходимость уметь обуздывать свои эгоистичные желания), трезубец (олицетворяющий власть), лотос (символ духовного просветления), сломанный бивень в правой нижней руке, но иногда она сложена в защитную абхайя-мудру. Количество рук на его изображениях варьируется от двух до шестнадцати. Зачастую Ганеша изображается танцующим: многие статуи и изваяния бога благополучия и мудрости предстают пред нашим взором именно в таком виде.
Причина, по которой Ганеша имеет голову слона, в пуранических текстах различается. Некоторые тексты описывают его как рождённого уже с головой слона, в других рассказывается о том, как он приобрёл такую голову, до этого обладая головой человека.
Согласно «Шива-пуране» Ганешу как привратника для своего дворца создала божественная мать Парвати (олицетворение Пракрити). Парвати для своей защиты во время омовения решила создать стража, который ни на мгновение не отлучится от её покоев и не впустит к ней никого, кем бы он ни был, без её ведома. Создала его Парвати из своего пота. Он сиял мощью и доблестью, прекрасный величественный Ганеша. Когда Ганеша не позволил Шиве приблизиться к Парвати, Шива приказал ганам прогнать его, но им это не удалось. Доблестный Ганеша сражался с необычайной силой. Все боги и сам Вишну выступили в той грандиозной битве.
Видя Ганешу, Вишну сказал: «Он благословен, великий герой, великий силач, доблестный и любитель битв. Я видел многих богов, данавов, дайтьев, якшей, гандхарвов и ракшасов. Но никто из них в трёх мирах не сравнится с Ганешей в сиянии, форме, славе, доблести и других качествах»
Когда было уже очевидно, что Ганеша одолеет всех, тогда Шива сам отрубил ему голову. Парвати была преисполнена ярым желанием создать потоп и уничтожить всех, кто выступил в битве против её сына. Тогда боги обратились к Великой Матери с просьбой остановить то стремительное разрушение, которое она учинила посредством многочисленного проявления сил шакти. Но единственное, что они могли сделать, чтобы спасти мир от разрушения, это вернуть жизнь Ганеше.
Богиня сказала: «Если Мой сын вновь обретёт жизнь, то остановится всякое разрушение. Если вы даруете ему почётное положение среди вас и сделаете его предводителем, то вновь воцарится мир во Вселенной. Иначе же не бывать вам счастливыми! «
Дабы исправить положение, Шива отправил богов к северу, и голову первого встретившегося им на пути следовало отрубить и приложить к телу Ганеши. Так Ганеша обрёл голову слона — первого существа, которое попалось им на пути, согласно тексту «Шива-пураны».
Сломанный бивень, согласно «Мудгала-пуране», он получил во втором воплощении, и имя ему было дано Экаданта.
Змея также присутствует на некоторых изображениях. Является символом трансформации энергии. Согласно «Ганеша-пуране», во время пахтания млечного океана боги и асуры обернули змею вокруг шеи Ганеши. Также в этой пуране предписано изображать на лбу Ганеши знак тилаки или полумесяц, в данном случае он именуется как Бхалачандра.
Ваханой Ганеши является крыса. Согласно «Мудгала-пуране» в четырёх воплощениях он использует ездовое животное землеройку, в других воплощениях — льва (Вакратунда), павлина (Виката), Шешу — змия (Вигхнараджа), лошадь (Дхумраварну). Согласно «Ганеша-пуране» ваханами его были: павлин у аватары Маюрешвары, лев у Махатката-Винаяки, конь у Дхумракету и крыса у Гаджананы. Однако именно крыса стала основной ваханой Ганеши. Мышь символизирует тамо-гуну, представляющую собой желания, которые стремятся обуздать вставшие на Путь духовного самосовершенствования, избавляясь от эгоистичных проявлений ума. Так, Ганеша, управляющий крысой, олицетворяет силу преодоления препятствий на Пути. Его имена Вигнешвара, Вигнаратха, Вигнараджа и означают «разрушитель препятствий», хотя он также считается проявлением той силы, что преподносит уроки в виде чинимых преград, которые призваны послужить ступенью для духовного роста успешно преодолевающим их.
Слон символизирует силу и мощь трудноуправляемого животного. Анкус и верёвка, как средства подчинения слона, символизируют взятие под контроль чувств, обуздание грубоматериальных аспектов личности, уничтожение препятствий на духовном Пути, создаваемых эгоистически устремлённым умом. Рядом с Ганешей, как правило, стоит чаша со сладостями — модаками. Доставляющие усладу, вкусные десерты, которые встречаются на изображениях бога Ганеши, как правило, символизируют столь притягательное для духовного искателя состояние просветления. Кстати, если делать подношение богу Ганеше, то лучше самим приготовить сладкие шарики модак и поднести ему в дар (в количестве 21 шт., так как это считается любимым числом Ганеши).
32 формы Ганеши
Существует 32 вариации изображений Ганеши, согласно описанию в трактате, датируемом XIX веком, «Шри-таттва-нидхи». В разных формах Ганеша изображается с представленными в каждой из них в различных вариациях атрибутами, которые он держит в своих руках, в количестве от двух до шестнадцати, или в хоботке. Атрибуты-символы следующие: сахарный тростник, джекфрут, банан, манго, стебель зелёного падди, розовое и древесное яблоки, кокос, гранат, ветка древа желаний кальпаврикши, являющееся воплощением изобилия, сладкий модак, небольшой горшочек с молочным или рисовым пудингом, кунжут (сезам) — олицетворение бессмертия), горшочек мёда, сладкий ладду — восхитительный десерт, сломанный бивень, цветочная гирлянда, букет цветов, свиток из пальмового листа, посох, горшок с водой, Вина (музыкальный инструмент), голубой Лотос, чётки, маленькая чаша с драгоценностями (символ процветания), зелёный попугай, флаг, анкус, аркан, лук, стрела, диск, щит, копьё, меч, топор, трезубец, булава и многое другое, что позволяет ему побороть невежество и зло в этом мире.
Иногда его ладони сложены в защитную абхайя-мудру или жест благословения — варада-мудру. В некоторых формах имеет несколько голов, может быть двуликим или трёхликим. Ему сопутствуют его вахана крыса или лев, также на некоторых изображениях на его коленях восседает Шакти в зелёном одеянии или спутницы Буддхи (мудрость) и Сиддхи (сверхъестественные силы). Иногда изображается с третьим глазом и полумесяцем на лбу. Кожа его может быть золотистого цвета, красного, белого, лунного, голубого и сине-зелёного цветов.
1. Бала Ганапати (ребёнок);
2. Таруна Ганапати (юный);
3. Бхакти Ганапати (преданный Ганеша, приятный взору созерцающим его);
4. Вира Ганапати (воинственный);
5. Шакти Ганапати (могущественный, обладающий творческой созидающей силой);
6. Двиджа Ганапати (дваждырождённый — некогда обезглавленный отцом богом Шивой и вновь возрождённый с головой слона);
7. Сиддхи Ганапати (совершенный);
8. Учхишта Ганапати (бог благословенных подношений, страж культуры);
9. Вигхна Ганапати (повелитель препятствий);
10. Кшипра Ганапати (мгновенно действующий);
11. Херамба Ганапати (защитник слабых и беспомощных);
12. Лакшми Ганапати (приносящий удачу сияющий);
13. Маха Ганапати (великий, дарующий интеллектуальные силы, процветание и защиту от зла);
14. Виджайя Ганапати (приносящий победу);
15. Нритья Ганапати (танцующий под древом желаний кальпаврикшей);
16. Урдхва Ганапати (властелин);
17. Экакшара Ганапати (повелитель слога Gam, который является частью Ганеша-мантры «Ом Гам Ганапатайе намаха» и дарует благословение бога);
18. Варада Ганапати (даритель благ);
19. Трьякшара Ганапати (владыка священного слога АУМ);
20. Кшипра-Прасада Ганапати (обещающий скорейшее исполнение желания);
21. Харидра Ганапати (золотой);
22. Экаданта Ганапати (с одним клыком);
23. Сришти Ганапати (главенствующий над явным творением);
24. Удданда Ганапати (страж Дхармы, контролирующий соблюдение нравственного закона Вселенной);
25. Ринамочана Ганапати (освобождающий от оков);
26. Дхундхи Ганапати (которого ищут все преданные);
27. Двимукха Ганапати (двуликий);
28. Тримукха Ганапати (трёхликий);
29. Синха Ганапати (восседающий на льве);
30. Йога Ганапати (великий йогин Ганеша);
31. Дурга Ганапати (поражающий тьму);
32. Санкатахара Ганапати (способный развеять печали).
Ганеша в пуранах
Ганапати-кханда, являющаяся третьей частью «Брахмавайварта-пураны», повествует о жизни и деяниях Ганеши. «Шива Махапурана» (Рудра-самхита, глава IV «Кумара-кханда») даёт подробное описание появления на свет Ганеши, его «второе рождение» и приобретения им головы слона, утверждения Ганеши повелителем ганов, обретения им семьи. «Брихад-дхарма-пурана» также повествует о рождении Ганеши и об обретении им головы слона. В «Мудгала-пуране» содержатся многочисленные истории, связанные с Ганешей. В «Нарада-пуране», в Ганеша-двадашанама-стотре перечислены 12 имён Ганеши, олицетворяющих 12 лепестков священного лотоса. И, конечно же, «Ганеша-пурана», в которой рассказываются различные истории и легенды, связанные с Ганешей.
Бог Шри Ганеша: значение
Ганеша — одно из имён бога удачи, которого также именуют Ганапати, Вигнешвара, Винаяке, Пиллаяр, Бинаяк и др. Перед его именем часто добавляют уважительную приставку «Шри» (санскр. श्री), что означает ‘божественный’, ‘святой’. Ганеша-сахасранама (санскр. गणेश सहस्रनाम) значит ‘тысяча имён Ганеши’, она содержит описание различных качеств бога, представленных определённым именем.
Имя «Ганеша» состоит из двух слов: «гана» — ‘группа’, ‘объединение множества’; «иша» — ‘бог’, ‘учитель’. Также и имя «Ганапати» включает слова: «гана» (некая общность) и «пати» (‘правитель’). «Ганы» — это полубоги (gana-devatas), помощники Шивы, возглавляемые Ганешей, объединяющие девять классов божеств: адитьи, вишвадэвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, садхьи, рудры. Кстати, имя «Ганапати» упоминается впервые в Веде гимнов (2.23.1).
Рассмотрим, как именуется Ганеша в «Амаракоше» — санскритском лексическом словаре терминов, составленным мудрецом Амара Синхой, — в шестом стихе (п. 6–9) первой части («Сваргади-кханда»): Вигнеша, или Вигнараджа, Винаяка и Вигнешвара (устраняющий препятствия), Двайматура (имеющий двух матерей), Ганадхипа, Экаданта (с одним бивнем), Херамба, Ламбодара и Маходара (имеющий полный живот), Гаджанана (со слоноподобным ликом), Дхаваликар (быстро вознесённый в пантеоне богов). Имя Винаяка встречается в названиях восьми храмов Индии в штате Махараштра — Аштавинаяк — сюда совершают паломничество и в определённой последовательности посещают все восемь храмов Ганеши, которые расположены вокруг города Пуне. Каждый из этих храмов имеет свою собственную легенду и историю, также и отличаются мурти (форма, проявление) Ганеши в каждом храме.
Ганеша, разрушающий препятствия
Как уже было описано выше, Шива отрубил голову Ганеше своим трезубцем, но после, по просьбе Парвати, он вернул ему жизнь и сделал его достойным всеобщего поклонения. Так, Ганеша стал богом — повелителем препятствий. Перед началом любого дела следует возносить почитание Ганеше, дабы получить благословение бога, устраняющего препятствия. Особенно, согласно «Сканда-пуране», Ганеша благоволит тем, кто поклоняется ему на 4-й день после обновления Луны в месяц Бхадрапада. Просите у Ганеши не преходящих материальных благ, а вечных духовных ценностей. У вставших на Путь духовного развития само слово «благополучие» (которого многие, ещё не постигшие истинный смысл бытия, опрометчиво просят у богов, ожидая приобретения материального благосостояния) ассоциируется с получением благ высших, духовных, коими являются постижение духовных истин, осознанность, достижение светлого чистого состояния единения с божественным.
Он будет осуществлять препятствия тем, кто не чтит достойных почитания, кто подвержены гневу, лжи и сварливы. Он избавит тех, кто привержены Дхарме и Шрути (Ведам), кто почтительны к старшим и обществу, кто милосерден и лишён гнева
«Сканда-пурана», гл. XXVII, 11–14
Считается, что святое место Гокарна в штате Карнатака Южной Индии основал сам Ганеша. Принявший образ мальчика-брахмана он встретился на пути Раваны, везущего камень Атма-лингам (совершая поклонение которому он обретал могущество и силу в трёх мирах), дарованный ему Шивой. По просьбе Раваны временно подержать камень, он согласился при условии, если, позвав его трекратно, Равана не вернётся, Ганеша опустит камень на землю. Но стоило Раване уйти, как Ганеша три раза позвал его и сразу положил камень. Это было сделано им по божественному волеизъявлению, ибо Гокарна должна была стать святыней. Теперь здесь обрёл своё пристанище Атма-лингам, которому поклонялись здешние мудрецы и брахманы. Через этот камень сияла могущественная сила Шивы. Так, Ганеша, создав препятствия на пути демонической сущности, устранял их перед святыми в достижении божественных целей и духовного совершенства. Поэтому его именуют также Винаяка — ‘устраняющий препятствия’, Вигнешвара — ‘повелитель препятствий’.
Мантры Ганеше
Многие в наше время обращаются к Ганеше с целью привлечения денег, а интернет переполнен информацией, что якобы, спев мантру Ганеше, она подействует как активатор успеха, и деньги начнут «липнуть» к вам. Обращаться к богам с целью обогатиться крайне неблагоразумно! Не забывайте, в этом мире вы имеете ровно столько, сколько вам действительно необходимо нести благо всем живым существам, а причина, побудившая вас обратиться к богу с просьбой в виде мантры, не должна нести в себе эгоистическую основу. Если ваше сердце преисполнено светом добра, а намерения чисты и искренни, лишь тогда бог Ганеша откликнется на ваши чаяния, исполнит ваши желания и устранит препятствия на пути.
Ганеша всегда будет сопутствовать в ваших искренних стремлениях к высоким целям.
— «Ом Кшипра Прасадая Намаха»
«Кшипра» означает ‘мгновенно’. Мантру рекомендуют в случаях, если вам грозит какая-либо опасность, или негативная энергия приближается к вам, чтобы получить быстрое благословение и очистить ауру от негативных воздействий.
Янтра Ганеши
Янтра Ганеши представляет собой геометрическую конструкцию, излучающую божественную энергию, являющуюся защитой, устраняющей препятствия на вашем жизненном пути. Янтра устанавливается, как правило, в северо-восточном углу дома. Считается, что перед началом важного дела, Ганеша-янтра может помочь, если созерцающий её будет преисполнен чистых бескорыстных намерений, и дело его пойдёт всем на благо, тогда бог Ганеша откликнется на ваши просьбы о защите и поддержке и устранит все возможные преграды.
К чему напутствует Ганеша
Все препятствия в вашей жизни преодолимы, их нет вообще, вы сами создаёте преграды на своём пути, а проявляются они в подсознательных страхах, вы сами боитесь двигаться вперёд. Именно страх идёт впереди вас и формирует устойчивые мысли о том, что должно случиться, а что невозможно, и это не даёт реализоваться вашим планам. Вы сами запустили в жизни такой сценарий развития событий, который не предполагает множества тех вариантов, к которым вы теперь стремитесь. Именно ваши представления о себе и о ваших возможностях чинят препятствия на Пути, формируя в вашей жизни такие обстоятельства, которые мешают реализовываться задуманному. Устраните любые тревоги и опасения, ибо вы сами себе мешаете. Ганеша всегда отзывается на просьбы тех, кто его призывает. Попросите Ганешу помочь вам, и он исцелит вас, избавив от иллюзий, дабы вы могли продолжить движение по Пути. Ганеша пройдёт сквозь все преграды, ибо вера в добро и любовь его непоколебима. Это единственное, что реально в этом мире, всё остальное — иллюзия. Вы прозреете, когда поймёте, что истина одна: Бог и любовь превыше всего! Тогда все преграды будут устранены, и ваш Путь расчистит от препятствий свет истинного духовного знания.