гамма в телевизоре что это
Настройка изображения телевизоров Samsung
Настройка изображения телевизоров Samsung
Сообщение Игорь » 04 апр 2014, 11:33
Условно настройки изображения можно разделить на 4 типа:
1. Калиброванные. Получены с помощью специального оборудования.Далеко не всегда являются идеальными, т.к. подходят для конкретного экземпляра.
2. Настройки для просмотра в яркой комнате.
3. Настройки для просмотра в темной комнате.
4. Свои настройки (для повседневного просмотра)
48H6400, 55H6400(Robert Wiley):
40H6203/46H6203/50H6203/55H6203 (Robert Wiley):
Jeff Tankersley:
Picture Mode: Movie
Backlight: 16
Contrast:95
Brightness: 48
Sharpness: 73
Color: 60
Tint: G40/R60
Picture Options.
Color Tone: Warm 2
Digital Clean View: Auto.
MPEG Noise Filter: Auto.
HDMI Black Level: Low.
Film Mode: Auto 2
Auto Motion Plus: Standard
46H7000/55H7000 (Robert Wiley):
Re: Настройка изображения телевизоров Samsung
Сообщение Игорь » 09 июл 2014, 19:28
Re: Настройка изображения телевизоров Samsung
Сообщение Vova Perov » 10 июл 2014, 05:19
Re: Настройка изображения телевизоров Samsung
Сообщение Игорь » 10 июл 2014, 13:10
Re: Настройка изображения телевизоров Samsung
Сообщение Игорь » 07 авг 2014, 14:38
Калибровка изображения, настройки изображения для Blu-Ray на 65HU8500 (перевод с французского)
Режим изображения: Стандартный
Подсветка: +6
Контрастность: 95
Яркость: 44
Резкость: 20 (или в зависимости от модели блу-рэй)
Соотношение сторон: по размеру экрана, исходный
Цвет: 50
Тон по умолчанию
Цветовая температура: Стандартный
Шумоподавление выкл
Motion Plus: Каждому свое для этого параметра, 5/4 выбрано настройщиком
Smart LED: Стандартный
Для просмотра материала стандартной четкости:
Режим изображения: Стандартный
Подсветка: 10
Контрастность: 95
Яркость: 45
Резкость: 35
Цвет: 50
Оттенок: без изменений
Nuance Цвета: теплый 1
Шумоподавление выкл
Motion Plus: Стандартный
Smart LED: высокая
Советы по правильной настройке телевизора
Для начала, что есть «правильная настройка». Если вы хотя бы раз были в магазине электроники, то наверняка замечали, что все выставленные телевизоры показывают по-разному. С чем это связано? Какой из них лучше? Давайте разберемся.
Я думаю, вы согласитесь, что телевизор должен не просто показывать какую-то картинку, но и вносить как можно меньше искажений в исходный контент. Сам контент всегда создается с оглядкой на стандарты и рекомендации индустрии, и главная цель любого телевизора — донести до вас именно то изображение, которое вам хотели показать. Тут важно всё: и оттенок кожи у актера, и цвет неба на закате, и какие детали изображения должны быть видны, а какие спрятаны. Существуют международные стандарты, описывающие каким должно быть изображение на экране вашего телевизора. Все вы, наверняка, встречали аббревиатуры PAL, NTSC, или HDTV, вот за этими буквами и скрываются свойства видеосигнала и различные параметры изображения. С приходом HDTV в нашу жизнь, большая часть стандартов сразу же устарела, и, фактически, наиболее актуальным сейчас является стандарт REC709, который используется в телевидении высокой четкости (HD) и в Blu-Ray видео.
Общие параметры правильного изображения такие:
— температура цвета 6500К (D65)
— гамма линейная, рекомендованное значение 2.22, для затемненного помещения 2.4
— рекомендованная яркость
120 cd/m2
— цветовой охват по REC709 (аналогичен охвату sRGB).
К сожалению, современные производители телевизоров настраивают свою продукцию откровенно плохо, потому что заинтересованы не в том, чтобы их дисплеи соответствовали существующим цветовым стандартам, а в увеличении продаж этих самых дисплеев. В стремлении продать больше телевизоров, производители постоянно пытаются представить более «яркие синие» и «живые красные» цвета, чем у их конкурентов. Они специально усиливают яркость некоторых цветов, чтобы продукция выглядела более соблазнительной на полках магазинов по сравнению с аналогами других фирм. На прилавках с внешне одинаковой продукцией покупатель выберет самый яркий телевизор, или тот, у которого цвета кажутся «глубже». Если бы производители уделяли достаточно внимания правильной настройке своей продукции, то все выставленные на прилавке телевизоры показывали бы очень похожее изображение.
Единственным верным способом получения правильного изображения на экране телевизора — аппаратная калибровка. Заключается она в том, что на вход телевизора подаются эталонные изображения, а с экрана снимаются замеры. Далее регулируются настройки телевизора пока параметры изображения не будут максимально близкими к необходимым по стандарту. Но данная настройка довольно трудоемка, требует знаний, и прежде всего оборудования.
Можно ли сделать изображение на экране своего телевизора более верным, не прибегая к аппаратной настройке? Приведу несколько советов, основанных на моем опыте настройки различных телевизоров.
Какой режим изображения выбрать (стандартный/динамический/кино)?
На абсолютном большинстве телевизоров наиболее правильным является режим Кино/Кинотеатр. Не используйте для просмотра режим «Динамический»: из-за нелинейной гаммы изображение в нем всегда неверно, а из-за сильно завышенной яркости этот режим напрягает глаза, особенно если вы смотрите телевизор при приглушенном освещении или в темноте.
Какой режим цветовой температуры выбрать (холодный/стандартный/теплый)?
На абсолютном большинстве телевизоров наиболее близким к стандартной цветовой температуре (6500К) является режим Теплый. При наличии выбора Теплый1/Теплый2 (на телевизорах Samsung), определите сами, какой из них лучше. Обычно это Теплый2, но могут быть исключения.
Какие настройки рекомендуется отключать для получения наилучшего изображения?
Необходимо отключить все настройки, которые подстраивают яркость/контраст на усмотрение телевизора. То есть, следует отключить «динамический контраст», «режим энергосбережения», «датчик освещения», «динамическая подсветка» и не использовать «Динамический» режим изображения.
Как установить правильно параметр «контраст»?
На самом деле, данный параметр неверно называть «контрастом», так как контраст — это отношение максимальной яркости белого поля (уровня белого) к уровню черного (уровню минимальной светимости панели). Так вот, параметр «контраст» в меню телевизора меняет именно уровень белого, то есть уровень максимальной яркости изображения.
Для плазм:
— производить настройку параметра «контраст» лучше в темноте;
— вывести на экран изображение с окном уровня белого (100IRE) (ссылки в конце статьи);
— поставить параметр «контраст» на значение близкое к максимальному (90-95);
— уменьшать параметр «контраст», пока картинка с уровнем белого (100IRE) не перестанет «резать глаза».
У плазменных телевизоров Samsung есть параметр «яркость ячейки» (cell light), который имеет большое влияние на общую яркость изображения. Вы можете сразу выставить его на значение близкое к максимальному (18-20), и далее следовать рекомендациям.
ЖК-телевизоры устроены немного по-другому — у них есть параметр «яркость подсветки» (иногда называется «контраст подсветки»), который имеет наибольшее значение для общей яркости изображения.
Для ЖК/LED:
— производить настройку лучше в темноте;
— поставить параметр «контраст» близко к максимальному значению (90-95);
— вывести на экран изображение с окном уровня белого (100IRE) (ссылки в конце статьи);
— поставить параметр «яркость подсветки» на максимальное или заведомо более высокое значение чем необходимо;
— уменьшать параметр «яркость подсветки», пока картинка с уровнем белого (100IRE) не перестанет «резать глаза».
Не рекомендую использовать максимальные значения параметра «контраст», потому что у некоторых телевизоров при установке максимального значения возникают нелинейности цветовой температуры.
Излишне яркое изображение (а за реальную яркость в телевизоре отвечают «контраст» / «яркость подсветки») напрягает ваше зрение и ведет к усталости глаз, помните об этом, когда будете настраивать данные параметры.
Как установить правильно параметр «яркость»?
Параметр «яркость» определяет уровень черного. Для установки его в правильное положение можно воспользоваться специальным изображением «Pluge pattern». На данном изображении крайняя левая вертикальная полоса соответствует черному цвету. Чтобы установить параметр «яркость» в нужное положение, сначала увеличьте его, пока не будете четко видеть все полосы, а потом уменьшайте параметр «яркость» пока крайняя левая вертикальная полоса не сольется с фоном. Кроме того, вы можете воспользоваться специальными дисками для настройки, например AVSHD (ссылка в конце статьи), где в разделе «Basic Settings» вы найдете необходимые изображения для настройки основных параметров телевизора.
Что такое «четкость»? Как ее правильно установить?
«Четкость» (sharpness) — это именно четкость изображения. Данный параметр нужен, чтобы с разного расстояния просмотра вы получили одинаково четкое изображение. Для настройки этого параметра можно воспользоваться специальным изображением «Sharpness pattern». Методика настройки «четкости» такова:
— сесть на расстоянии просмотра от телевизора;
— вывести на экран телевизора «Sharpness pattern»;
— увеличить параметр «четкость» до максимума, либо до значения, при котором явно будут видны артефакты излишней «четкости»: светлые ореолы вокруг объектов и утолщение тонких линий;
— уменьшать параметр «четкость», пока не пропадут артефакты изображения, такие, как светлые ореолы вокруг объектов и утолщение тонких линий.
Как установить правильно параметр «цвет/насыщенность»?
Установить верно данный параметр без замеров сложно. Мои рекомендации — вывести на экран телевизора качественные фотографии природы с множеством оттенков зеленого цвета (так как именно к нему глаз наиболее чувствителен, и именно он на многих телевизорах бывает пересвечен) и регулировать параметр «цвет/насыщенность», пока изображение не будет выглядеть максимально реалистично. Дополнительно нужно проверить настройки на качественных фотографиях людей, оттенки кожи должны быть естественными.
В моем телевизоре есть настройки баланса белого и система управления цветом (CMS), как мне настроить их правильно?
Только с помощью аппаратной калибровки. Настраивать данные параметры «на глаз» бесполезно.
Спасибо что уделили мне время. Конструктивная критика приветствуется.
Избранные статьи
Статьи раздела
Обсуждаемые статьи
PaulPhoenix 9 января 2020, 08:39
feste 2 декабря 2019, 20:37
PaulPhoenix 18 ноября 2019, 21:34
PaulPhoenix 27 сентября 2019, 15:34
PaulPhoenix 16 декабря 2018, 23:29
Последние темы форума
perfect 24 августа 2019, 09:50
perfect 24 августа 2019, 09:49
perfect 24 августа 2019, 09:48
perfect 24 августа 2019, 09:47
perfect 24 августа 2019, 09:41
Скучный пост про диаграммы.
Те, кто пытаются разобраться в самостоятельной калибровке изображения проектора, довольно быстро усваивают, как выглядит на графике и как ведет себя обычная гамма (степенная функция 2,2; 2,4 и пр.). Однако, с появлением стандарта BT.1886, было много разговоров о нем, но не каждый смог бы сделать однозначное заявление: «проектор откалиброван под BT.1886». Чтобы сделать такое заявление, надо точно знать, как выглядит BT.1886 на графике. И помните, что помимо входного сигнала в формуле BT.1886 учитываются яркость черного и макс. яркость белого. Собственно, многие знают про BT.1886, что в ней за основу берется гамма 2,4, но учитывается уровень черного проектора. Стало быть, можно калибровать под 2,4? Увы, это не так. Давайте посмотрим, как функция BT.1886 будет выглядеть для проектора с контрастностью 500:1, 1000:1, 2000:1 и т.д.
Отмечу сразу, что BT.1886 — стандарт, актуальный для обычного 1080p/HD-контента. Речь не идет о HDR и т.п.
Напомню, что гамма-коррекция или функция электронно-оптического преобразования существует чтобы правильно имитировать отклик ЭЛТ-телевизоров. Более подробно — см. в приведенном выше русскоязычном описании стандарта.
Если говорить о гамма-коррекции, то одна из ее особенностей состоит в том, что диапазон сигнала от 0% до 50% описывает диапазон яркости от 0% до 19% (гамма 2,4). Другими словами, для описания темных и почти черных оттенков гораздо число оттенков и градаций. Другими словами, для описания темных и почти черных объектов выделяется гораздо больше оттенков и градаций, чем для описания ярких объектов. Это соответствует идее о том, что наше зрение более чувствительно к изменениям темных оттенков. Таким образом, что также верно, поскольку глаз более чувствителен к изменению яркости темных объектов. Стало быть, поведению гамма-функции в темном диапазоне нужно уделять не меньшее внимание, чем ее общему виду. Да, и, безусловно, речь здесь идет о работе в затемненном помещении, без динамического регулирования контрастности и имеется в виду не максимальная контрастность проектора, а его реальная контрастность в том режиме, в котором мы смотрим кино в полной темноте. Еще раз: речь ни в коем случае не идет о заявляемой производителем динамической контрастности. В ходе калибровки измерительное оборудование должно определить реальный уровень контрастности проектора.
Итак, гамма-функция, определенная по стандарту BT.1886 использует в своем уравнении минимальную яркость черного (LB), максимальную яркость белого (LW) и уровень сигнала (V) в диапазоне от 0% до 100% (0-1). Единица измерения яркости – канделы/м2, или ниты. 1 фут-ламберт = 3,426 нит.
Хорошая новость состоит в том, что уровень максимальной яркости почти не сказывается на виде графика, и нам не нужно отдельно рассматривать более яркие и менее яркие проекторы. Приведенные ниже графики подразумевают макс. яркость (L W ), равную 54 нит (примерно 16 фут-ламберт). Минимальная яркость определяется исходя из контрастности.
Идеальный дисплей с бесконечной контрастностью
В случае, если у нас имеется идеальный дисплей в вакууме, обладающий абсолютным черным цветом, то LB = 0, и уравнение BT.1886 не будет отличаться от гамма-функции с показателем 2,4.
Отсюда ясно, что топовые проекторы с глубоким уровнем черного можно калибровать под гамму 2,4. Но речь здесь идет об уровнях контрастности 10000:1 и выше.
Однако, как изменится функция BT.1886, если подставить в нее параметры яркости/контрастности недорогих домашних проекторов?
Контрастность 500:1
BT.1886 vs 2,2 | BT.1886 vs 2,1 | BT.1886 vs 1,8 | BT.1886 vs 1,9 |
Итак, на диаграмме красным пунктиром отмечена гамма BT.1886, черными точками отмечены графики гаммы с различными степенными показателями, с которыми мы сравниваем различные участки гаммы BT.1886.
При контрастности 500:1, в зоне 50%-100% гамма стремится к 2,2, но на 5%-10% яркость ближе к гамме 1,8. На уровне сигнала около 35% гамма похожа на 2,1.
Таким образом, в целом график выглядит, как плавный переход от 2,1 к 2,2, с падением до 1,8 ближе к о%.
BT.1886 vs 2,0 | BT.1886 vs 2,1 | BT.1886 vs 2,2 |
Гамма в целом похожа на 2,1. Тени 0%-20% близки к 2,0. 20%-35% — 2,1.
Контрастность 1000:1
BT.1886 vs 2,0 | BT.1886 vs 2,1 | BT.1886 vs 2,22 |
Гамма близка к 2,22 в диапазонах 50% — 100% и близка к 2,0 на 0%-15%. Начиная от 15% до 30% она близка к 2,1.
В итоге, уровень гаммы 2,22 выглядит идеальным, но на уровнях до 20% требуется приподнять уровень яркости теней до 2,0.
Контрастность 1500:1
BT.1886 vs 2,1 | BT.1886 vs 2,22 | BT.1886 vs 2,3 |
В целом гамма близка к 2,22, хотя на высоких яркостях показатель чуть выше и стремится к 2,3. Вид кривой на яркости в районе 15% близко к 2,1.
Контрастность 2000:1
BT.1886 vs 2,1 | BT.1886 vs 2,25 | BT.1886 vs 2,3 |
Тени до 20% выглядят как 2,1. В среднем функция стремится к 2,25 и 2,3 – ближе к 100%.
Контрастность 3000:1
BT.1886 vs 2,2 | BT.1886 vs 2,3 |
Тени выглядят как 2,2 вплоть до 30%. Далее функция приближается к 2,3.
Контрастность 5000:1
BT.1886 vs 2,2 | BT.1886 vs 2,3 |
Функция очень близка к 2,3. 2,2 – вплоть до 15%.
Контрастность 10000:1
BT.1886 vs 2,3 | BT.1886 vs 2,35 |
Грубо говоря, график близок к 2,3, даже если учитывать тени. Вторая половина (50%-100%) близка к 2,35.
Выводы
Стандарт ФЭОП BT.1886 использует в качестве цели показатель гаммы 2,4, однако на практике лишь у топовых проекторов с контрастностью 10000:1 гамма BT.1886 будет хотя бы отдаленно похожа на 2,4. Выбор гаммы 2,22 выглядит оправданным для устройств с контрастностью 1000:1 – 1500:1.
Приведенные таблицы можно использовать для выбора самого близкого к BT.1886 режима гаммы, если проектор позволяет выбирать режимы (2,2; 2,3; 2,4 и пр.). Некоторые модели позволяют настраивать кривую по нескольким точкам — в этом случае можно откалибровать проектор под BT.1886 самостоятельно.
Кстати говоря, вопрос необходимости использовать гамму BT.1886 в рамках данного поста вообще не рассматривался.
Избранные статьи
Статьи раздела
Обсуждаемые статьи
PaulPhoenix 9 января 2020, 08:39
feste 2 декабря 2019, 20:37
PaulPhoenix 18 ноября 2019, 21:34
PaulPhoenix 27 сентября 2019, 15:34
PaulPhoenix 16 декабря 2018, 23:29
Последние темы форума
perfect 24 августа 2019, 09:50
perfect 24 августа 2019, 09:49
perfect 24 августа 2019, 09:48
perfect 24 августа 2019, 09:47
perfect 24 августа 2019, 09:41
Что такое Гамма-коррекция, EOTF, BT.1886
Пожалуй, для человека, который интересуется тонкостями цветопередачи, понимание гамма-коррекции дисплея является одной из самых непростых задач. Гамма-коррекция дисплея также именуется EOTF (Electro Optical Transfer Function). Правда, часто словом EOTF называют новый стандарт гамма-коррекции BT.1886, но в самом тексте стандарта становится понятно, что под EOTF подразумевается просто гамма-коррекция дисплея.
Действительно, «гамма» — не очень удобное и не очень понятное слово, а вот «функция электро-светового преобразования» (EOTF) точно определяет, с чем мы имеем дело: очевидно, есть электричество с одной стороны и свет с другой, а функция нужна для того, чтобы определить, как именно свет зависит от электричества. Безусловно, слово «optical» можно при желании перевести и иначе, но тогда это будет сбивать с толку.
Вообще, зачем все это и чего мы хотим добиться? Возьмем 8-битный цвет. От черного до белого всего 256 градаций. Мы хотим, чтобы эти градации были не только различимы, но и чтобы различия между каждыми двумя оттенками воспринималась нами, как одинаковая. Воспринимаемая яркость называется светлотой. Мы хотим, чтобы разница, к примеру, между цветом 25 и 26 (почти черный) была для нашего глаза такой же, как, скажем, между 201 и 202 (почти белый). В общем, по мере увеличения цифры, характеризующей цвет, мы хотим, чтобы светлота росла линейно.
История вопроса — нелинейность восприятия
А в чем, собственно, проблема?
Если у меня в руке какой-нибудь прибор наподобие люксметра, а вы меня попросите сделать картинку проектора в два раза ярче, то я вас спрошу: в два раза ярче для люксметра, или для зрения? То есть, рост измеримого параметра яркости в два раза не будет соответствовать увеличению светлоты, воспринимаемой яркости, в два раза.
Spacediver с avsforum.com приводит график различных представлений о том, какая именно функция отражает степень увеличения светлоты по мере роста измеримой яркости:
По оси y — светлота, по оси x — яркость. Видно, что на каждом графике отмечены 10 точек, которые соответствуют десяти градациям воспринимаемой яркости (светлоты). Согласно некоторым из формул, 50% различимых нами оттенков заключены в 20% диапазона яркости от черного до серого. Господи, мы различаем эти точки, как имеющие одинаковую разницу по яркости… Это ужасно!
История вопроса — ЭЛТ кинескопы
И вот, жили мы себе и не задумывались, после чего человечество изобрело кинескопы. И вот, казалось бы, пора обратить внимание на гамма-функцию… но оказалось незачем. Спасло положение счастливое совпадение: оказалось, что у кинескопов подаваемое напряжение (то есть сигнал) влияет на яркость свечения тоже нелинейно. Да еще как нелинейно! Примерно по формуле яркость = напряжение 2,4
Другими словами, сначала отклик на увеличения напряжения идет минимальный, а под конец минимальное увеличение напряжения дает огромный рост излучаемой яркости.
Две функции встретились: светлота = яркость 1/2,4 и яркость = напряжение 2,4
От их слияния получилось простое светлота = напряжение. Более-менее линейная зависимость воспринимаемой яркости и интенсивности сигнала! Вот это удача! Более-менее, потому что EOTF кинескопов мог быть с показателем от 2,2 до 2,5.
Вот и даже в стандарт Rec.709 гамма-функция дисплея не вошла.
Имитация ЭЛТ
А потом выяснилось, что для дома и для компьютера это перебор — оттенки серого в районе черного цвета плохо различимы, и поэтому в sRGB стандарте используется показатель гамма-функции 2,2. Благодаря гамме 2,2 оттенки почти-черного становятся лучше различимыми, но вот «середина» становится немного неконтрастной. Так и ходим мы с тех пор между гаммой 2,2 и 2,4.
Измерение гамма-функции
Вы выводите на экран изображения с яркостью 0, 10%, 20%… 90%, 100% и измеряете яркость, вносите полученные значения в таблицу, строите график и смотрите, на что это похоже.
Как правило, если гамма ниже 2,2, то это можно использовать при свете, поскольку тени будут более различимы. Выше 2,4 для обычного HD видео не требуется. Как гамма 2,2, так и 2,4, могут считаться правильными вариантами.
Что-то пошло не так?
Да, оказалось, что большинство домашних дисплеев не обладают черным цветом, близким к идеальному. Взгляните еще раз на рисунок:
У нас не идеальный черный, а мы все еще полагаем, что минимальный прирост яркости будет встречен глазом, как хорошо различимый. У нас не идеальный черный, а проектор ведет себя, будто он идеальный, в результате чего никакой равномерности изменения воспринимаемой яркости не происходит — черные оттенки слишком слаборазличимы!
Возьмем пример spacedivera с avsforum.com. Если у нас максимальная яркость 100 кд/м2 (чтобы получить фут-ламберты, надо разделить на число Пи), а яркость черного — 10 кд/м2, то мы можем попытаться сдвинуть график гамма-коррекции вверх:
Или же, что более правильно, сдвинуть вверх только черный, а график перемасштабировать:
Казалось бы, «какие же мы хитрые», но нет! Ну не ведет себя глаз подобным образом на яркости 10 кд/м2. Около 0 — ведет, а тут — нет.
На помощь приходит стандарт ITU-BT.1886. Он опирается на гамму с показателем 2,4. Однако, в формуле зашиты также и максимальная яркость и минимальная яркость дисплея. Максимальная и минимальная яркости, реально демонстрируемые диспллем являются в формуле гаммы BT.1886 переменными, приходящими на замену настройкам «яркость» и «контрастность», к которым так привыкли пользователи. Напомню, традиционно яркость регулирует яркость черного, а контрастность — яркость белого. Гамма-функция для примера выше должна выглядеть вот так:
Ну а при идеальном черном гамма BT.1886 будет равна… гамма-функции с показателем 2,4.
BT.1886
Стандарт ITU-BT.1886 — первая попытка прийти к общему знаменателю по гамма-функции, или «EOTF». В нем заявляется, что за основу, действительно, берется степенная функция с показателем 2,4. Затем в формулу вводится переменная часть, зависящая от уровня черного цвета и уровня белого (максимальной яркости). Данная формула гаммы решает вопрос, связанный с тем обстоятельством, что при использовании дисплея с высоким уровнем черного, использование классической степенной гаммы приводит к ухудшению различимости оттенков темно-темно-серого, к воспринимаемой неравномерности изменения яркости цветов от черного к белому. Несмотря на кажущееся усложнение, BT.1886 призвана добиться более одинакового результата у различных дисплеев различных ценовых категорий.
Тем не менее, требования по настройке гаммы на базе измерений яркости противоречат принципам бюджетных устройств с их стремлением к простоте, как для удешевления, так и для простоты эксплуатации. Тем не менее, зашить в режим «Кино» проектора информацию о его яркости черного и белого не должно быть такой уж большой проблемой.