гамма коррекция изображения что это
Гамма-коррекция
Гамма-коррекция — коррекция яркости цифрового изображения или видеопотока. Обыкновенно, используется степенная функция в виде
Гамма-коррекция изначально служит:
Содержание
История возникновения
Исторически введение гамма коррекции было обусловлено тем, что у электронно-лучевой трубки зависимость между количеством испускаемых фотонов и напряжением на катоде близка к степенной формуле. В результате это вошло в стандарт, и для появившихся жидкокристаллических мониторов, проекторов и т.д., где зависимость между напряжением и яркостью имеет более сложный характер, сейчас используются специальные компенсационные схемы.
Стандартное значение параметра гаммы для видеоизображений NTSC — 2.2. Для дисплеев компьютера значение гаммы обычно составляет от 1.8 до 2.4. Средства настроек видеокарт позволяют подавать на вход дисплеев модифицированный сигнал, и таким образом корректировать этот параметр.
Гамма коррекция и цветовой профиль
Значения гаммы монитора напрямую влияют на то, с какой яркостью будет показано изображение без применения цветокоррекции.
При переносе графического файла между компьютерами копия изображения может выглядеть светлее или темнее, чем оригинал. В разных операционных системах (например Microsoft Windows, GNU/Linux и Macintosh) существуют разные стандарты встроенной гамма коррекции.
При профессиональной работе программное обеспечение учитывает цветовые профили изображения и монитора и может вносить необходимые коррективы.
Например, встроенная в формат PNG гамма-коррекция работает следующим образом: данные о настройках дисплея, видеоплаты и программного обеспечения (информация о гамме) сохраняется в файле вместе с самим изображением, что и обеспечивает идентичность копии оригиналу при переносе на другой компьютер.
Гамма коррекция как фильтр
В большинство программных продуктов для обработки изображений гамма коррекция встроена, как фильтр эффектов.
При необходимости, если фотоснимок выглядит слишком темным или блеклым, можно использовать гамма коррекцию для исправления этих недостатков.
При осветлении, например, возможно появление новых деталей в тёмных областях, которые ранее не были заметны.
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Гамма-коррекция» в других словарях:
гамма-коррекция — Коррекция градационных искажений. [ГОСТ 21879 88] гамма коррекция Корректирующий фактор, применяемый к задаваемому значению цвета, чтобы обеспечить линейную зависимость между задаваемым значением и воспроизводимым на принтере или мониторе цветом … Справочник технического переводчика
гамма-коррекция — сущ., кол во синонимов: 1 • коррекция (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
гамма-коррекция — гамма коррекция, гамма коррекции … Орфографический словарь-справочник
Гамма-коррекция — 47. Гамма коррекция Коррекция градационных искажений Источник: ГОСТ 21879 88: Телевидение вещательное. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Гамма-коррекция — 1. Коррекция градационных искажений Употребляется в документе: Приложение № 1 ГОСТ 21879 88 Телевидение вещательное. Термины и определения … Телекоммуникационный словарь
Гамма-коррекция видеосигнала — (гамма коррекция) нелинейное искажение видеосигнала для лучшего воспроизведения. Гамма коррекция заключается в предыскажении видеосигнала с целью увеличения контрастности изображения на мониторе. Камеры с гамма коррекцией сигнала имеют либо… … Официальная терминология
коррекция — исправление, корректирование, поправка, сторно, корректив, корректировка Словарь русских синонимов. коррекция см. исправление 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Ал … Словарь синонимов
Гамма — Гамма: Гамма (буква) третья буква греческого алфавита. Гамма (музыка) музыкальный термин. Цветовая гамма термин в живописи, цветоведении и цветопсихологии. Гамма (единица измерения) единица измерения напряженности… … Википедия
ГОСТ 21879-88: Телевидение вещательное. Термины и определения — Терминология ГОСТ 21879 88: Телевидение вещательное. Термины и определения оригинал документа: 150. 2 T импульс Телевизионный измерительный сигнал, имеющий форму синусквадратичной функции за один ее период между нулевыми значениями и длительность … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Яркость, контраст и гамма-коррекция камеры на мониторе
В мониторах предусмотрены определённые настройки, которые могут быть изменены оператором для повышения чёткости и детализации выводимых на экран изображений. Для начала можно изменить яркость и контрастность изображения.
Настройка яркости увеличивает либо уменьшает средний уровень освещённости. Настройка контраста увеличивает либо уменьшает разницу в освещённости между максимально и минимально яркими участками изображения.
Регулировка яркости на мониторе
Самым простым методом настройки яркости и контраста является отображение тестовой таблицы, генерируемой электронным путём; желательно, чтобы в таблице присутствовала шкала градаций оттенков серого цвета (от чёр-
ного к белому).
Смысл регулировки сводится к тому, чтобы разница между всеми соседствующими градациями была очевидной и примерно одинаковой. Правильность установки яркости и контраста весьма важны для качественного отображения видеоинформации, и важность эта повышается, если в помещении установлен не один, а несколько просмотровых мониторов.
Некоторые из камер должны выводиться на разные мониторы одновременно, поэтому, если отображение на дисплеях не настроено, один и тот же камерный канал может выглядеть на разных мониторах по-разному.
Гамма-коррекция
Следующим по важности параметром монитора является гамма-коррекция. Гамма-коррекция состоит в кодировании и декодировании видеосигнала с целью компенсации нелинейности видеотракта и согласования с особенностями нелинейности восприятия уровней яркости человеческим зрением. Это способствует максимально эффективному использованию средств отображения видеоинформации с точки зрения особенностей зрительного восприятия света.
Установка гамма-коррекции предусмотрена не во всех моделях мониторов, а там, где она имеется, настройка производится, как правило, через дополнительные опции меню.
Человеческое зрение, как и слух, не может быть описано линейными зависимостями: оно скорее является логарифмическим или экспоненциальным. Если при формировании видеосигнала не прибегать к гамма-коррекции, приращения освещённости будут трактоваться как линейные и человеческий глаз не сможет правильно разли-
чать градации яркости. Простая иллюстрация того, как это работает: представьте себе солнечный день с освещённостью, скажем, 50 тысяч люкс; падение яркости наполовину будет составлять 25 тысяч люкс.
Однако при слабой освещённости, скажем, в 50 лк, аналогичное уменьшение составит 25 лк. В абсолютном выражении величины эти весьма сильно различаются, однако и в том, и в другом случае глаз воспринимает результат снижения освещённости одинаково.
Это и есть нелинейность человеческого зрения. Для её компенсации и служит гамма-коррекция. Поэтому, чтобы лучше различать детали в слабо освещённых частях отображаемой сцены, видеосигнал с камеры усиливается нелинейным образом, и кривая усиления соответствует степенной функции с показателем 2,2. Эта кривая является обратной той, что использовалась при обработке сигнала в трубочных камерах (экспонента с показателем 0,45) — а при помещении кривых на один и тот же график их форма напоминает греческую букву γ (гамма), откуда и происходит название этой коррекции Сенсоры современных полупроводниковых телекамер обладают линейной характеристикой чувствительности, однако на стороне монитора требуемое для адекватного отображения сцены соотношение яркостей имеет скорее нелинейный характер.
В процессе пересчёта сформированных камерой данных в стандартный RGB-видеосигнал производится пересчёт цветового пространства и ряд других преобразований. В числе таких преобразований — гамма-коррекция, которая также улучшает передачу деталей изображения в зонах с относительно невысокой освещённостью, тем самым повышая эффективность компрессии данных. Все стандартные цветовые пространства и форматы файлов используют нелинейное (с учётом гамма-коррекции) кодирование яркости основных цветов. Изображение, которое выводилось на трубочные мониторы, обычно не требовало гамма-коррекции, поскольку в стандартном аналоговом видеосигнале она учитывается таким образом, чтобы при выведении на ЭЛТ-дисплей изображение было достаточно комфортным для просмотра (хотя и не в точности таким, каким оно являлось до коррекции). Гамма-коррекция аналоговых видеосигналов определяется требованиями соответствующих стандартов видеокодирования (PAL либо NTSC) и является величиной фиксированной и известной.
Легенда
Существует заблуждение, согласно которому гамма-коррекция была придумана, чтобы компенсировать характеристики ввода-вывода ЭЛТ-дисплеев. В трубочных мониторах интенсивность электронного пучка, а таким образом и яркость
свечения люминофора, нелинейно зависит от напряжения между катодом и модулятором электронной пушки. Искусственно внося нелинейность во входной сигнал с применением гамма-коррекции, мы можем убрать эту нелинейность таким образом, чтобы изображение на выходе имело требуемые изменения градаций яркости. Однако характеристики гамма-коррекции дисплея никак не влияют на гамма-коррекцию изображений при их формировании: коррекция применяется, чтобы обеспечить максимально высокое визуальное качество изображений вне всякой зависимости от того, на каком мониторе их предполагается отображать.
Физика процессов, происходящих в ЭЛТ-мониторе, предполагает в видеотракте (например, в телекамере) гамма-коррекцию, обратную показателю гаммы монитора, что и имеет место в современных камерах на ПЗС-сенсорах. В трубочных передающих камерах нелинейность преобразования «свет-сигнал» соответствовала показателю гаммы 0,45. Поэтому гамма-корректор в телевизионной камере не требовался; впрочем, это лишь удачное совпадение, которое несколько упростило конструктивные решения камер на самой заре вещательного телевидения. В современных компьютерах с ЖК-мониторами изображения подвергаются при кодировании гамма-коррекции с показателем 0,45, а при декодировании — обратной коррекции с показателем 2,2. Эти коэффициенты коррекции присутствуют на уровне операционной системы. Стоит заметить, что вплоть до момента выпуска компанией Apple операционной системы Mac OS X 10.6 в компьютерах Mac использовалась другая пара коэффициентов — 0,55 и 1,8.
Во всех цифровых изображениях и видеопотоках закодированы значения гамма-коррекции. Это прописано в различных стандартах. Двоичные данные в компрессированных файловых форматах (JPEG, JPEG-2000) являются кодированными. В них содержатся не линейные данные об интенсивности света, а значения, подвергнутые гаммакоррекции. Это касается и сжатых видеопотоков в таких форматах, как MPEG и H.264. Иногда в определённых приложениях либо в определённой комбинации аппаратных средств может потребоваться более точная установка показателя гамма коррекции. К примеру, это используется в издательских системах, где внешний вид изображений на дисплее должен быть максимально приближен к изображениям, выведенным на печать.
При необходимости операционная система в состоянии обеспечить такого рода установки. Как правило, при настройке используются аппаратные средства цветовой калибровки. Возможно, что в полиграфии процесс цветовой калибровки системы (реальный мир – камера – монитор – распечатка) является одним из самых важных. В фотографии и киноиндустрии ему отводятся первые роли, однако такого рода настройки мо гут производиться и в системах видеонаблюдения. Предмет этот весьма сложен, что вызвано прежде всего тем, что при формировании изображений и их печати используются разные цветовые пространства (RGB и CMYK). Не погружаясь в детали, отметим, что цветовая калибровка в принципе возможна. Важно отметить, что при неверных установках яркости, контраста и гамма-коррекции монитора даже самый качественный видеосигнал может предстать перед оператором в виде, непригодном для ведения наблюдения.
На видео: Познавательный рассказ о гамма-коррекции.
Гамма-коррекция
Содержание
введение
Гамма-коррекция преобразует входную переменную I in в выходную переменную I out в соответствии с правилом отображения :
Я. О ты т знак равно Я. я п γ <\ displaystyle I _ <\ mathrm
В зависимости от величины показателя γ (гамма) различают три случая:
На графике нарисованы три примерные кривые для γ = 3, 0,3 и 1.
Иногда обратную величину показателя также называют гамма: γ → 1 / γ
сказка
Стандартный текст приложения A DIN EN 61966-2 (измерение цвета и управление цветом) относится к первоначальному использованию термина «гамма-коррекция» в фотографии Фердинандом Хёртером и Веро Чарльзом Дриффилдом с 1890-х годов. В фотографии это иногда используется как синоним подъема, градиента и контраста. Определения для рендеринга экрана взяты у Ирвинга Ленгмюра в 1910-х годах и Оливера в 1940-х годах.
Также необходимо различать значения гаммы « электронной пушки » и значения гаммы « флуоресценции ». Стандарт DIN EN 61966-A поэтому говорит о «двусмысленности в определении термина« гамма »и рекомендует больше не использовать этот термин в нормативном контексте.
Восприятие и гамма-коррекция
Яркость, воспринимаемая людьми, возрастает более круто в темных областях и менее круто в светлых областях. Функция мощности Стивенса присваивает человеческий глаз гамма прибл. От 0,3 до 0,5. Если сигнал яркости устройства отображения, например монитора, должен восприниматься линейно, он должен быть предварительно искажен на величину, обратную указанному выше значению гаммы (примерно от 3,3 до 2), чтобы обе нелинейности снова компенсировали друг друга для зрителя. Типичное значение для экранов составляет около 2,2.
Примеры мониторов
Windows
macOS
График гамма-теста
Цвета совпадают в порядке зеленого, красного и синего из-за цветовой чувствительности глаза. Сравнение происходит либо через настройку цветового баланса операционной системы, либо через настройку яркости для конкретного цвета в программе конфигурации графической карты. В MS Windows 7 есть программа dccw.exe, с помощью которой гамма-коррекция и настройка цвета могут быть установлены на уровне операционной системы. Другие программы также могут создавать и загружать профиль ICC. См. Раздел Калибровка монитора для получения инструкций по настройке монитора, видеокарты и операционной системы для хорошего воспроизведения.
После того, как вы узнали фактическое значение гаммы вашего монитора, вы можете использовать настройки графики на своем компьютере, чтобы установить собственное значение, которое не зависит от заводских настроек. Установив обратную величину найденного значения как гамма в настройках графики, гамма-коррекция монитора (теоретически) нейтрализуется; результатом является фактическое значение гаммы 1. Если требуется фактическое значение гаммы z. Если вы получили, например, 2,2, вам нужно умножить обратное значение на 2,2 и установить это значение как значение гаммы. Имеет один z. Если, например, определено фактическое значение гаммы 1,3, вам необходимо установить значение 0,77 в настройках графики, чтобы нейтрализовать гамма-коррекцию, и 1,69, чтобы отрегулировать фактическое значение гаммы 2,2. достигнуть.
Пример обработки изображения
Если значение яркости слишком темного изображения увеличивается, все цветовые тона становятся более светлыми на одно и то же значение. Теряются самые светлые и самые темные оттенки. Очень светлые тона превращаются в чистый белый цвет. Черный и очень темные тона переходят в оттенок серого. В целом спектр яркости изображения сужается, и кажется, что изображение закрывает светлая пелена. Частично это можно компенсировать увеличением контрастности. Таким образом восстанавливаются темные цвета. Однако преобразование светлых тонов в белый все еще увеличивается.
С другой стороны, осветление изображения путем изменения значения гаммы имеет то преимущество, что темные тона становятся ярче больше, чем светлые тона. Также сохраняется общий спектр яркости. Спектр ( дисперсия ) светлых тонов «сжимается», тогда как спектр темных тонов увеличивается.
Многие программы обработки изображений предлагают возможность индивидуальной обработки кривых коррекции, показанных на графике, для адаптации их к желаемому распределению яркости или к исходному изображению.
Пример технологии цифрового видео
Сначала рассматривается система визуализации с идеальным линейным поведением:
Вот и все, что касается простейшего примера закрытой системы, которая точно скоординирована и игнорирует все требования ИТ. В действительности, однако, мы имеем дело с открытыми системами и хотим обрабатывать данные через камеру на компьютере, выводить их на различные устройства вывода и всегда видеть один и тот же результат.
Поскольку идеальных линейных систем не существует, в этот процесс необходимо добавить две (или шесть) гамма-поправок. С одной стороны, микросхема имеет нелинейное поведение для трех цветовых каналов разных типов, каждый из которых должен быть компенсирован дополнительной гамма-коррекцией. С другой стороны, три люминофора экрана ведут себя нелинейно. Коррекция цвета зависит от компонентов и обычно реализуется в самих устройствах. Только возраст устройства ухудшит результат этой коррекции. Как правило, пользователь этих исправлений не замечает. Если коррекция устарела, обычно происходит изменение цвета (оттенок разных цветов и интенсивности на сером градиенте клина).
Гамма-коррекция для линеаризации
В идеале устройство вывода должно отображать значение яркости 0 как черный, а значение яркости 1 как белое и отображать все значения между ними как линейные между черным и белым как разные значения серого. Это соответствует гамме 1.
Детали
Соотношение между входным напряжением монитора и результирующей яркостью (яркостью) отдельного пикселя, то есть нашей функцией A, следует общей функции мощности. В простейшей модели это:
Полученную зависимость можно описать следующим образом:
А. знак равно ЧАС ( а Э. + ЧАС ) γ <\ Displaystyle А = Н (аЕ + ч) ^ <\ гамма>>
происхождение
На основе определенного таким образом значения гаммы вы можете, например, Б. дифференцировать фотобумагу в соответствии с их градацией на «твердую» и «мягкую», d. ЧАС. те, которые более чувствительны, чем «нормальные», или менее чувствительны к увеличению экспозиции. Наблюдаемое значение гаммы часто неправильно используется для описания линейных поправок тонального значения (см. Выше), хотя в данном контексте это скорее мера контрастности изображения.
Гистограмма для «мягкой» линейной коррекции тонального значения
Гистограмма для «жесткой» линейной коррекции тонального значения
Что такое коррекция гаммы
Гамма-коэффициент или просто гамма определяет отношение между численным значением пикселя и его действительной светимостью. Без коррекции гаммы тёмные тона, снятые цифровыми камерами, не выглядели бы так, как их видят наши глаза. Однако гамма присуща не только камерам — собственную гамму имеют файлы изображений, экраны и практически любое другое устройство отображения. Говоря о коррекции гаммы, кодировании гаммы или компресии (сжатии) гаммы, подразумевают одно и то же понятие. Понимание того, что собой представляет гамма, может помочь улучшить технику экспозиции, а также извлечь максимум из обработки изображений.
Зачем нужна коррекция гаммы
1. Наши глаза видят иначе, чем камеры. В цифровой камере удвоенное количество фотонов, попадающих на сенсор, означает удвоение сигнала (зависимость «линейна»). Вполне логично, да? Однако наши глаза устроены иначе. Для нас увеличение освещённости вдвое означает, что свет стал слегка ярче (зависимость «нелинейна»).
Эталон | |
Воспринимается глазами, как половинная яркость | |
Определяется камерой, как половинная яркость |
Точность сравнения зависит от калибровки монитора с коэффициентом 2.2.
В действительности восприятие зависит от условий просмотра, на него могут повлиять окружающие тона. При предельно низкой освещённости (например, при свете звёзд) наши глаза видят линейно, как камеры.
По сравнению с камерами мы более чувствительны к малейшим изменениям тёмных оттенков и менее чувствительны к достаточно большим изменениям в ярких тонах. Для такой странности есть свои биологические причины: это позволяет нашему зрению работать в более широком диапазоне освещённости. В противном случае типичный диапазон яркостей, с которым мы сталкиваемся на улице, был бы невыносим.
Но какое отношение это всё имеет к гамме? В данном случае гаммой мы называем преобразование к светочувствительности наших глаз показаний камеры. Когда сохраняется цифровое изображение, оно подвергается «гамма-кодированию» — так чтобы удвоение значения в файле ближе соответствовало тому, что мы воспринимаем как удвоение яркости.
2. Гамма-кодированные изображения сохраняют оттенки более эффективно. Поскольку гамма-кодирование перераспределяет тональные уровни ближе к тому, как их воспринимают наши глаза, для описания выбранного диапазона тонов требуется меньше бит. В противном случае на яркие тона (где камера имеет большую чувствительность) выделялось бы чрезмерно много бит, а на тёмных тонах (где камера менее чувствительна) сказывалась бы их нехватка:
Полная яркость: | |
Линейное кодирование: | |
Гамма-кодирование: |
Примечание: для гамма-кодирования градиента применялось стандартное значение 1/2.2
Основы взаимосвязи между тонами и битами раскрыты в статье, посвящённой глубине цветности.
Обратите внимание, что линейное кодирование использует недостаточно уровней для описания тёмных тонов — хотя это и даёт избыток уровней для описания ярких тонов. С другой стороны, гамма-кодированный градиент распределяет тона практически равномерно по всему диапазону («перцептивно униформно»). Тем самым гарантируется, что при дальнейшей обработке изображения цвета и гистограммы основаны на естественных, перцептивно униформных тонах.
В действительности изображения имеют как минимум 256 уровней (8 бит), что вполне достаточно для того, чтобы тональные переходы выглядели в отпечатке гладко и непрерывно. Если бы использовалось линейное кодирование потребовалось бы в 8 раз больше уровней (11 бит), чтобы избежать постеризации изображения.
Обработка гаммы: кодирование и коррекция
Несмотря на все озвученные преимущества, гамма-кодирование усложняет процесс записи и демонстрации изображений в целом. Больше всего сложностей у людей вызывает следующий этап, так что прочтите эту часть, не торопясь. Гамма-кодированное изображение требует применения «коррекции гаммы» на этапе просмотра — которая в действительности приводит изображение в соответствие с исходной освещённостью. Другими словами, целью гамма-кодирования является запись изображения — но не его отображение. К счастью, данный второй этап («гамма дисплея») осуществляется вашими монитором и видеокартой автоматически. Следующая диаграмма показывает, как всё это работает:
RAW-изображение с камеры сохраняется в JPEG-файле | JPEG на экране монитора | Суммарный эффект | ||
+ | = | |||
1. Гамма файла | 2. Гамма дисплея | 3. Гамма системы |
1. Описывает изображение в пространстве цветности sRGB (в котором коэффициент гаммы близок к 1/2.2).
2. Описывает гамму дисплея, эквивалентную стандарту 2.2
Гамма изображения
Истинная гамма изображения, сохранённого в файле, определяется 1) гаммой камеры (зачастую просто линейной) и 2) гамма-кодированием изображения с сопутствующим профилем цветности.
Профили цветности. Точная кривая гаммы обычно записана в профиле цветности, который вложен в файл. Большинство пространств цветности для обработки изображений используют гамма-кодирование с коэффициентом 1/2.2 (такие как sRGB и Adobe RGB 1998). Хотя файлы RAW имеют линейную гамму, программы просмотра файлов RAW показывают их, предполагая стандартное гамма-кодирование 1/2.2, поскольку иначе они могут выглядеть слишком тёмными:
Линейный RAW (гамма = 1.0) | Гамма-кодирование (профиль sRGB, гамма = 1/2.2) |
Если профиль цветности не приложен, обычно подразумевается стандартная гамма 2.2. Профиль цветности обычно отсутствует в файлах форматов PNG и GIF, а также в некоторых файлах формата JPEG, которые были созданы посредством функции «Сохранить для сайта».
Техническое примечание: гамма камеры. Большинство цифровых камер записывают свет линейно, так что их гамма обычно принимается за близкую к идеальной. Однако, в действительности наиболее яркие и тёмные тона могут отклоняться от гаммы 1.0, и в этом случае гамма файла может представлять собой комбинацию гаммы кодирования, наложенной на гамму камеры. Впрочем, гамма камеры оказывает практически незначительное влияние. Производители камер могут также применять небольшие тональные кривые, которые тоже влияют на гамму файла.
Гамма дисплея
Гамма дисплея — единственная составляющая, которая обычно поддаётся коррекции (с использованием калибраторов монитора и регуляторов яркости/контраста). К счастью, индустрия сошлась на стандартной гамме дисплея 2.2, так что нет повода беспокоиться по поводу достоинств и недостатков различных значений. Старые компьютеры Macintosh использовали гамму дисплея 1.8, вследствие чего изображения, подготовленные на ПК с их стандартной гаммой 2.2, выглядели на маках несколько ярче, но эта неоднозначность больше не имеет места.
Для стандартного гамма-кодированного файла смена гаммы дисплея будет иметь следующее влияние на яркость и контраст изображения:
Гамма дисплея 1.0 | Гамма дисплея 1.8 | Гамма дисплея 2.2 | Гамма дисплея 4.0 |
Диаграммы подразумевают, что ваш дисплей откалиброван по стандартной гамме 2.2.
Итоговая гамма дисплей в действительности состоит из 1) собственной гаммы монитора и 2) коррекции гаммы, внесенной самим монитором или видеокартой. Однако влияние каждой из них чрезвычайно зависит от типа монитора.
Мониторы ЭЛТ | ЖКД (плоские) мониторы |
ЭЛТ Мониторы. Рождённая под нечётной инженерной звездой, собственная гамма электронно-лучевой трубки составляет 2.5 — практически обратную для наших глаз. Как следствие, значения из гамма-кодированного файла могут быть переданы непосредственно на экран, где они автоматически скорректируются и будут выглядеть практически нормально. Однако для достижения суммарной гаммы дисплея 2.2 необходимо применить небольшую коррекцию гаммы порядка 1/1.1. Обычно она уже предустановлена производителем, однако можно подобрать точные значения путём калибровки монитора.
ЖКД-мониторы. Жидкокристаллическим мониторам повезло меньше: обеспечение суммарной гаммы дисплея 2.2 зачастую требует значительных корректив, и к тому же они значительно менее линейны, чем у ЭЛТ. В связи с этим ЖКД требуют некоторой таблицы отображения (look-up table — LUT), чтобы обеспечить требуемую гамму дисплея для отображения входных значений (помимо прочего). Подробнее эту тему освещает статья о калибровке мониторов и таблицах отображения.
Техническое примечание: гамма дисплея может несколько сбивать с толку, поскольку этот термин часто используют вместо гамма-коррекции, поскольку она корректирует гамму файла. Однако значения этих терминов не во всём совпадают. Коррекция гаммы порой задаётся в терминах гаммы кодирования, которую она призвана скомпенсировать, — вместо фактически применяемой гаммы. Например, при «гамма-коррекции 1.5» фактически применяемая гамма может составлять 1/1.5, поскольку гамма 1/1.5 компенсирует гамму 1.5 (1.5 * 1/1.5 = 1.0). Как следствие, увеличение гамма-коррекции может сделать изображение ярче (в отличие от увеличения гаммы дисплея).
Примечания и материалы по теме
Далее следуют необходимые пояснения и важные замечания.
Узнайте, как точно настроить гамму дисплея, прочтя статью
«Как откалибровать монитор для фотографии»