гальванопластика украшения что это
Гальванопластика и гальваностегия — what it is? Часть 2
Прежде чем наносить на изделие из металла покрытие, надо его изготовить. Одним из способов его создания может быть получение изделия методом гальванопластики, поэтому я и начну рассмотрение гальванотехнических процессов с этого раздела.
Пожалуй, наиболее точное определение дано в Большой советской энциклопедии (М.: Советская энциклопедия. 1969–1978): «Гальванопластика — получение легко отделяющихся, относительно толстых, точных копий с различных предметов, т. н. матриц».
Матрицы могут быть изготовлены из различных материалов — как металлических, так и из не проводящих электрический ток материалов.
При использовании материалов, не проводящих электрический ток, для изготовления матриц (резина, пластмассы, гипс и т. д.) сложности возникают при создании токопроводящего слоя (на иллюстрации ниже форма из виксинта, в которой установлены электроды для подключения к источнику постоянного тока).
Прежде чем нанести токопроводящий слой, матрицу нужно подготовить: устранить гигроскопичность поверхности, обеспечить прочное сцепление токопроводящего слоя с основой. Дерево, кружева, гипс и все другие гигроскопичные материалы пропитываются горячей натуральной олифой или расплавленным парафином (воском). Перед нанесением токопроводящего слоя, поверхность матрицы должна быть тщательно вымыта и обезжирена.
Существует несколько разновидностей токопроводящих слоев. Выбор токопроводящего слоя зависит от ряда факторов: материала матрицы, требуемой точности воспроизведения деталей и, не в последнюю очередь, что важно для домашних мастерских, доступности материалов.
Наиболее известный, еще со времен Б. С. Якоби, материал — графит.
В настоящее время выпускаются различные готовые спреи для нанесения токопроводящих слоев (пример на иллюстрации).
Достоинство их использования — простота. Недостаток — значительная стоимость.
Чаще всего используется коллоидный графит. Графит наносят мягкой кисточкой на поверхность матрицы, до тех пор, пока слой не будет выглядеть равномерным и однотонным. Излишки графита сдувают, после чего поверхность промывают водой. Для ускорения работы можно использовать графит, растертый с клеем БФ-2 (для уменьшения вязкости его несколько разбавляют спиртом). Данный метод рекомендуется использовать в том случае, когда есть возможность проникнуть кистью во все полости и равномерно нанести слой графита.
Если нет готового порошка графита, его можно приготовить из грифелей простых мягких карандашей. Грифели нужно тщательно истолочь и просеять через вчетверо сложенный капроновый чулок.
Графит обладает большим электрическим сопротивлением, поэтому только через некоторое время (иногда продолжительное) весь предмет оказывается покрыт слоем металла. Осаждение ведут при минимальной для данной площади плотности тока.
Небольшие предметы окунают в жидкий нитролак (НЦ-222, НЦ-218) или клей БФ-2. Затем, быстро стряхнув капли лака, густо обсыпают бронзовым порошком. Излишки его удаляют. На более крупные предметы наносят кистью клей БФ-2 (здесь замена другим клеем или лаком не допускается) и по высохшей клеевой пленке кистью же наносят бронзовый порошок, смешанный с ацетоном до полужидкой консистенции. Очень важно, чтобы клеевой слой был без пропусков и пузырей, а порошок наложен ровным слоем. После просушки и последующей промывки бронзированную поверхность смачивают раствором двухлористого олова (5 г на 20 мл воды) в течение одной минуты, а затем промывают в проточной воде. Если поверхность не полностью смачивается водой, обработку оловом повторяют.
После промывки модель помещают в ванну. Электропроводность получившегося слоя хорошая, осаждение меди ведется током средней плотности.
Случается, что по разным причинам некоторые места не затягиваются медью. Тогда модель из ванны вынимают, промывают, сушат, дополнительно покрывают незатянувшиеся места и снова помещают в ванну.
Для создания токопроводящих слоев применяются и другие методики. Я разобрал наиболее доступные из существующих.
При использовании металлических матриц возникает иная сложность: создание разделительного слоя обеспечивающего отделение полученного изделия от матрицы (на иллюстрации ниже — использование готового состава).
Для этой цели можно применять 0,1-процентный раствор воска в скипидаре, иногда с добавкой 1°/0 сероуглерода. Другим раствором может служить состав из 100 г воска, 50 г канифоли и 400 г графита, смешанных в 1 л четыреххлористого углерода. Одним из указанных растворов протирают поверхность матриц перед покрытием. При этом следует учитывать, что наиболее дефицитным компонентом будет четыреххлористый углерод. Можно экспериментальным путем подобрать аналог, сходный по свойствам и доступный в свободой продаже.
Разделительный слой образуют также путем погружения матриц из меди и медных сплавов в раствор сернистого натрия, или посредством обработки матрицы сероводородом ( патинировании). Некоторые металлы, например, хром, алюминий и олово, после горячего лужения образуют естественные оксидные пленки, служащие хорошим разделительным слоем. Однако применение этих металлов для покрытия или изготовления матриц весьма ограничено.
В обоих случаях требуется тщательная обработка матриц для избежания неприятных сюрпризов при завершении процесса наращивания изделия.
Успехов и удачи всем, кто интересуется и использует гальванотехнику в своем творчестве.
Хочу немного рассказать о технологии с помощью которой сделанны практически все наши изделия. Так как она достаточно редкая и малоизвестная то мне кажется эта информация будет не лишней.
Гальванопластика (от гальвано. и греч. plastike — ваяние), получение точных металлических копий методом электролитического осаждения металла на металлическом или неметаллическом оригинале.
Она была известна еще в XIX в., но широко ее использовать в промышленности начали в середине XX в. Сначала ее применяли для изготовления скульптурных портретов и барельефов. Широкое применение гальванопластики в промышленных масштабах началось в середине XX в.: производство грампластинок и волноводов, форм для литья и прессования, сеток и фольги, печатных плат, предметов искусства и сложных конструкций.
С помощью гальванопластики можно с большей точностью, чем любым другим способом, воспроизводить предметы до мельчайших подробностей. Появляется возможность изготовлять предметы столь сложных форм, что производство их другими способами либо невозможно, либо слишком дорогостояще.
Используя метод художественной гальванопластики мы так же покрываем металом тонкие или хрупкие вещи. Тем самым придавая им прочность необходимую для того что бы их можно было использовать при создании бижутерных украшений или для украшения интерьера. При этом сама вещь остается внутри а металл полностью повторяет ее форму. Тоесть внутри всех наших изделий будь то листик или перышко находится настоящая созданная природой вещь. Именно благодаря этому они совершенно неповторимы)
Гальваническое осаждение металла на поверхности предмета возможно лишь тогда, когда поверхность эта или весь предмет являются проводниками электрического тока, Поэтому для изготовления моделей или форм желательно использовать металлы. Наиболее подходят для этой цели легкоплавкие металлы: свинец, олово, припои, сплав Вуда.
Однако наибольшие возможности для изготовления моделей все же представляют диэлектрические (не токопроводящие) материалы ( листья, перья, кружево итд). Чтобы металлизировать такие модели, нужно придать их поверхности электропроводность. Успех или неудача в конечном итоге зависят в основном от качества токопроводящего слоя. Слой этот может быть нанесен одним из трех способов. Самый распространенный способ — графитирование, он пригоден для моделей из пластилина и других материалов, допускающих растирание графита по поверхности. Следующий прием — бронзирование, способ хорош для моделей относительно сложной формы, для разных материалов, однако за счет толщины бронзового слоя несколько искажается передача мелких деталей. И, наконец, серебрение, пригодное во всех случаях, но особенно незаменимое для хрупких моделей с очень сложной формой — растений, насекомых и т. п
Медь осаждается не только на противостоящей аноду стороне, но и на обратной, а также на торцах металлизируемого предмета.
Выбор токопроводящего слоя зависит от материала, из которого сделан предмет, его конфигурации, фактуры поверхности и, конечно, от имеющихся в распоряжении веществ.
Изначально неметалические изделия покрываются медью а уже потом мы можем дополнительно покрыть их никелем, серебром или золотом для придания нужных нам свойст и цвета.
Касательно деталей процесса могу рассказать позже, если это будет интересно.
Гальванопластика своими руками
Установку для гальванопластики в домашних условиях собрать несложно, оборудование и материалы для электрохимического осаждения меди находятся в свободном доступе. Исключение составляет серная кислота, приобретение и использование которой возможно только организацией, имеющей специальное разрешение.
В продаже есть готовые наборы для гальваники, но их покупка не всегда будет оправдана – гораздо дешевле собрать установку самостоятельно, используя доступное оборудование.
С помощью гальванической установки, о которой мы расскажем в данной статье, вы сможете получать копии художественных изделий, вне зависимости от материала из которого они изготовлены, а также имея навыки лепки из пластилина или глины, воспроизводить собственные произведения в металле. Кроме этого, с помощью метода гальванопластики можно реализовать множество интересных проектов, например, проводить металлизацию плетеных или вязанных кружев для изготовления ажурных композиций, изготавливать металлические гербарии из цветов и листьев, металлизировать фрукты, производить отделку изделий из стекла или фарфора, наращивая слой меди по ранее заданному рисунку, и многое другое.
Гальванопластика может быть отличным выбором не только в качестве интересного хобби, но и при правильном подходе и упорстве стать фундаментом для будущего бизнеса.
Оборудование для гальванопластики в домашних условиях
Гальваническое осаждение меди в домашних условиях проводят в емкостях любой геометрической формы. Размер гальванической емкости зависит от размера будущих изделий или репродуцируемых композиций. Материал может быть различным, подойдут емкости из стекла, керамики или пластмассы.
Для размещения формы и анодов в гальванической емкости необходимо предусмотреть подвесы. Форма подвешивается на проволоке из меди или латуни и помещается в емкость на расстоянии 15-20 мм от анода. Электроды, соединенные с положительной клеммой источника тока (анодом) подвешиваются также на меди или латуни, при этом проволочные крючки не погружают в электролит, в противном случае возможна деформация подвесов из-за разъедания крючка. Форма подключается к отрицательной клемме источника тока. В качестве анодов используют медные пластины толщиной от 3 мм. достаточных размеров. Площадь поверхности анодов должна превышать площадь поверхности формы.
Для контроля температуры электролита можно использовать обычный ртутный термометр.
Приготовления электролита для гальванопластики
Содержание медного купороса в растворе – 150-180 г/л. Порошок медного купороса растворяют в горячей воде и, после охлаждения и фильтрации, в него осторожно, небольшими порциями вливают серную кислоту из расчета 30-35 г/л. Если содержание медного купороса в растворе превышено, сульфат меди начинает кристаллизоваться на стенках гальванической емкости и на аноде, в этом случае необходимо, провести анализ электролита (см. «Анализ и корректировка электролита меднения») и, по результатам, добавить воды или кислоты.
Избыток серной кислоты в электролите может привести к тому, что осадки меди получатся хрупкие, непрочные. Недостаток кислоты вызывает осаждение рыхлого и пористого слоя.
Для повышения качества получаемых осадков меди, специалисты советуют добавить в электролит спирт в количестве 8-10 г/л. Спирт в небольшом количестве улучшает структуру покрытия, делает медь мелкокристаллической, более твердой и упругой.
На качество электролита и получаемого медного осадка может оказывать негативное влияние возможное наличие в растворе органических примесей. Для их устранения в подогретый раствор добавляют 2-3 г/л перманганата калия или такое-же количество измельченного активированного угля. После охлаждения до 18-20 0 С и фильтрации раствор можно использовать.
В статье Анализ и корректировка электролита меднения рассмотрены метод определения содержания медного купороса и серной кислоты в растворе электролита, а также приведен расчет количества компонентов.
Процесс гальванопластики
Температура электролита в процессе гальванического осаждения меди составляет 18-20 0 С и может повышаться до 28 0 С за счет выделения тепла в процессе электролиза.
Начинают процесс при минимальной плотности тока, которую поддерживают до формирования слоя металла на поверхности. Рабочая плотность тока выставляется, только после того, как слой металла закрыл подключенные проводники. Максимальная плотность тока в процессе зависит от толщины проводников, которая в свою очередь зависит от размера будущей композиции и материала формы. В любом случае, чем выше плотность тока, тем интенсивней процесс металлизации.
Особенности процесса лучше разобрать на конкретных примерах использования метода гальванопластики в домашних условиях.
Копирование барельефов, чеканок, медалей, глиняных и пластилиновых изделий
Для снятия копий с подобных предметов используют гипсовые формы. Изготавливается гипсовая форма просто:
Металлизация кружев
Металлизация кружевных композиций — это интересный прием гальванопластики, при котором слоем металла покрывают плетенные или вязанные кружева, тюлевые кружева и другие композиции, изготовленные из нитей. Такие изделия могут выполнять роль декорирующих элементов различных художественных композиций, или применяться непосредственно для изготовления таких композиций.
Медь быстро темнеет на воздухе поэтому, как правило, металлизированные медью кружевные композиции дополнительно покрывают тонким слоем драгоценного металла методом гальваники. Гальваническое серебрение или золочение проводится в обычном режиме.
Изготовление металлической кружевной композиции происходит следующим образом:
Изготовление металлических листьев или гербариев
Металлизация древесных листьев, не отличается от других приемов гальванопластики за исключением способа получения формы. Отпечаток с листа можно получить на восковой композиции.
Нагретый воск заливают в предварительно изготовленную обечайку, с невысокими бортиками и дают ему остыть до момента, когда поверхность восковой композиции затвердеет, но останется эластичной. Лист кладут на поверхность воска и прижимают стеклом. После чего стекло снимают вместе с листом. На поверхности восковой композиции должен остаться четкий отпечаток листа. Подобным образом делают отпечаток обратной стороны листа.
После полного остывания воска, мягкой кистью аккуратно наносят мелкодисперсный графит, подключают медные проводники, устанавливают грузики и помещают форму в гальваническую емкость.
Дальнейшая работа с металлическим отпечатком листа, это творческий процесс. В результате должен получится металлический лист, повторяющий форму образца и в точности копирующий его поверхность.
Покрытие медью изделий из дерева
Небольшие деревянные элементы декора покрывают слоем металла для придания им вида литых изделий.
Перед тем, как нанести слой токопроводящего вещества (графита) деревянные изделия пропитывают (проваривают) в восковой смеси, парафине, церезине или озокерите. В противном случае, из-за своей гигроскопичности дерево будет впитывать электролит. Затем на изделия наносят графит, подсоединяют проводники, грузы и опускают в электролит. Процесс ничем не отличается от металлизации гипсовых композиций.
Металлизация перьев птиц
Перья птиц погружают в расплавленную восковую композицию, парафин, церезин или озокерит, затем графитируют, прикрепляют тонкий медный провод, подвешивают груз и опускают в электролит.
Металлизация фруктов, растений и цветов
Для покрытия металлом растений и фруктов потребуется предварительно покрыть их тонким слоем серебра. Для этого растения сушат, обрабатывают спиртом или раствором хлорида натрия, бария или кальция. Потом готовят растворы:
Затем растворы вливают в емкость и погружают в раствор растение. Поверхность покрывается тонким слоем серебра (химическое серебрение). Затем растение или фрукт подвергают гальваническому меднению.
Гальванопластика украшения из серебра / ЭДМ-АРТ
Что такое гальванопластика?
Процесс начинается с восковой модели, вручную обработанную нашими мастерами. Восковая модель – это основа, по которой в дальнейшем мы растим серебро. Для этого мы покрываем ее специальным токопроводящим слоем, чтобы она работала как «магнит», притягивая на себя ионы серебра. После этого погружаем ее в гальваническую ванну, где серебро находится уже в растворенном состоянии. Там, под действием тока, серебро постепенно высаживается на изделие, образуя толстую «корку». Как только количество серебра на изделии становится достаточным, мы вынимаем изделие, просушиваем и полируем. После полировки накладывается чернение, для того, чтоб подчеркнуть особую фактуру изделия, а после этого снова полируется (убираются «излишки» чернения и образуется глянцевая поверхность).
Является ли обычная посеребренная вещь изделием «гальванопластики»?
Внутри изделия остается воск?
Да, воск, действительно остается внутри изделия. Это дает нашим изделиям несколько преимуществ. Во-первых, они становятся менее хрупкими, и не подвержены деформациям, а во-вторых – это позволяет отнести их к классу «ювелирная галантерея», и продавать их без специальных разрешений.
Какое серебро Вы используете для создания изделий?
Только самой высшей пробы (999,9). В противном случае, осаждение серебра нашим методом не было бы возможным.
Почему на изделиях не стоит клеймо пробирной палаты Санкт-Петербурга?
По действующему законодательству, клеймению подлежат только изделия, выполненные литьевым способом (целиковые). Так как мы оставляем воск внутри каждого изделия, то не подлежим клеймению пробирной палаты.(Письмо НИИЮВЕЛИРПРОМ № 87-50/89 от 03.09.1999. ОСТ 117-3-003-95. Письмо СЗ ГИПН № 02-04/403 от 14.05.92)
Почему на каждом Вашем изделии стоит знак «925»?
Ваши изделия – это фабричное производство?
Нет, все наши изделия изготавливаются вручную и проходят очень строгую проверку качества.
Что нужно, чтобы заниматься продажей изделий, выполненных методом гальванопластики?
Никаких специальных разрешений на продажу серебра не требуется. Только Ваше желание.
Гальванопластика в домашних условиях
Во время самого процесса гальванизации никаких страшных испарений нет, выделяется лишь немного водорода, так что дополнительная вытяжка не понадобится.
Начнем с закупки материалов.
Для электролита нам понадобится:
— Серная кислота или электролит для аккумуляторов
— тонкая медная проволока
— Блок питания можно купить недорогой лабораторный, можно взять зарядник для аккумулятора с регулировкой тока, а можно самим собрать установку из говна, палок и зарядки для телефона.
— Графитовый спрей можно заменить клеем бф и графитовым порошком\медной пудрой. Спрей дает отличное ровное покрытие, но стоит в районе 1000 деревянных. Нужен именно графитовый спрей, графитовая смазка не подойдет, т.к. она не высыхает и не проводит ток.
Вот мы все купили, принесли домой и начинаем колдунствовать.
Классический рецепт сернокислой медной ванны литр воды:
Медный купорос 200—250 гр
Серная кислота 50—70 гр
Рецепт с аккумуляторным электролитом и спиртом (я пользуюсь таким):
В 0.5 литре воды разводим купорос. Доливаем туда электролит. Если вы работаете с чистой серной кислотой, то запомните льем кислоту в воду, а не наоборот. И делаем это медленно и аккуратно! Электролит уже достаточно разбавлен и с ним такой опасности нет. После этого обязательно фильтруем раствор от всякого мелкого мусора и нерастворившегося купороса. Доливаем спирт. Он значительно улучшает качество меди, делая ее мелкокристаллической и более плотной, улучшает смачиваемость изделия и добавляет приятный аромат XD Главное не переборщить со спиртом, а то медь наоборот станет более хрупкой. В конце доводим объем до 1 литра.
Для минуса можно сделать рамку из медной проволоки и на нее цеплять наши изделия.
Не обращайте внимания на показания бп, он нагло врет XD
А теперь к обещанным формулам и терминам.
I=D*S Всем все понятно? 🙂
Ну и подставив все в формулу получаем 1.5*0,48= 0,72 А. Это основной рабочий ток.
В самом начале ток лучше выставлять на минимум и потом потихоньку прибавлять. Если ток будет слишком большим, то электролит начнет пузыриться, а медь осядет рыхлыми хлопьями, от которых не будет никакого толку. Хлопья аккуратно стираем салфеткой и убавляем ток.
Напряжение мой зарядник для аккумуляторов выставляет сам. При токе 0,6-0,7 А он ставит 0,3-0,6 В. У другого бп (красный на фото выше) минимальный вольтаж был 1.33 В и этого оказалось слишком много. Медь оседала довольно хрупким слоем и изделия легко ломались.
Процесс это не быстрый. Тонкий слой нарастает буквально за несколько часов, но чтоб изделие стало прочным, потребуется не меньше 1 мм меди. А это уже около суток или даже больше.
Ну и теперь немного про обработку самих изделий.
С помощью тонкой медной проволочки заготовка цепляется к минусовому контакту.
Все места, которые мы не хотим гальванизировать, защищаем пластилином. Заклеиваем все перед нанесением графитового спрея, а потом соскабливаем графит вместе с пластилином. Тут у меня закрыты янтарики и стеклышки.
Ну и немного фоток самого процесса. Листики в графитовом спрее
Листики сразу после гальванизации
Листики после полировки
Листики после электрохимического патинирования
Хобби это на начальном этапе не очень бюджетное получается. БП 2-4 тыщи, графитовый спрей 1000, медная шина 300-500, ну и остальные мелочи еще примерно на столько же. Но занятие очень интересное)
Сразу сохранила пост)) Давно были мечтания что-то попробовать делать в этом направлении. Спасибо, автор ))
Я вместо спрея (лака) GRAPHITE 33 на пробовал лак токопроводящий GRAPHITE (Solins).
первый стоит 1000-1200. второй 300-400 рублей.
Разницы вроде никакой.
Не реклама, просто для удешевления себестоимости 🙂
Получается чем меньше ток и напряжение, тем качественнее покрытие выходит и тем дольше ждать, я правильно понял?
Здравствуйте,напишите пожалуйста,как делать электрохимическое патинирование.
Выглядит весьма годно и круто.
Есть вопросец. А насколько хорошо такое гальваническое покрытие держится на пластике? Я же правильно понимаю, что адгезия графита к пластику не очень хороша?
Подскажите, на фото у вас-таки смазка. вы ее просушиваете/полируете перед ванной? Или она сама высыхает?
Добрый день! Подскажите, вот если я не хочу гальванизировать какие то элементы, то заклеить их пластилином и нанести графитовый лак. Потом пластилин вместе с лаком соскабливается и только потом помещается в электролит? А с такими стеклышками и бусинками ничего не происходит в электролите? Или я что то не поняла, и пластилин снимается с бусинок уже после гальванизации?
добрый день. все никак до меня не дойдет. как добавить камушек на листик?если вам не сложно подскажите пожалуйста)
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, чем шлифуете?
Скажите чем вы обезжириваете листья и в каком растворе патирование проводится?
Здравствуйте:)увлеклась гальванизацией,вроде погуглила,пересмотрела тонну видео,много взяла из вашего поста,все доступно и понятно,но у нас при гальванизации не выходят такие блестыщие поверхности,как у вас,скорее матовые. не можем понять почему,делали состав по вашему рецепту.
автор, спасибо за классный пост. Осваиваю гальванику, пытаюсь омеднять всякие штуки,только встал на этот путь. Подскажи пожалуйста, при омеднении на изделии остаются будто гранулы. От чего они могут появляться? Напряжение сильное/слабое, электролит не качественный?
Подскажите, а если после меднения деталь покрыть оловом химически при помощи раствора «жидкое олово» насколько такая поверхность будет устойчива к окислению?
Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, совсем я сникла что-то((( вроде все делаю правильно (спасибо за подробный пост), но медь наростает не ровно, а в одном месте и в сторону от листа. С чем это может быть связано? Спасибо заранее.
П.с. не могу добавить фото, маленький рейтинг..
Здравствуйте! Недавно наткнулась на ваш пост. У меня вопрос: а где вы дома храните эту конструкцию. Ну к примеру, балкон, прилегающий к комнате, где я сплю. Там можно её хранить и спать с открытым балконом? Или как лучше? Ещё не приступала к этому всему, но прям всерьёз присматриваюсь. Заранее спасибо за ответ.
Здравствуйте! У меня очень плохо с химией, физикой и электричеством, так уж вышло в процессе жизни, что и спросить больше некого и не где.. Если Вам не трудно, подскажите пожалуйста, подойдет ли БП со следующими х-ками? Не сгорит ли он через неделю, такой дешман?
Напряжение на входе: 220В±10%, 50/60 Гц
Напряжение на выходе: 0-15В
Ток нагрузки: 0-2А/0-1А
Относительная влажность: 10%/>1А
Где Вы нашли такие «крокодильчики»? Они уже с проводами продавались, провода, которые от БП к крокодильчикам, они должны быть заизолированы. Подойдут ли обычные медные провода в оплетке толщиной миллиметра в 2(из них же планирую и анод сделать, так как проволоки этой много, пластин нету) Съехал с дома, села, там столько всего было, и провода и пластины, и стабилизаторов куча(БП), НА НОВОМ МЕСТЕ ПРОСТО ноль))
чет дельфинопластику вспомнил)
Гм.м.мм. автор. Вообще то это не гальванопластика, а гальваностегия. Гальванопластика очень похожа, но немного не то.
Мои первые шаги в новом хобби
Моя вторая по счету, но первая удачная работа.
Пишу пост скорее для себя, ведь подписано на меня аж 4 человека 🙂 Но меня распирает от гордости, хоть мне еще работать и работать, я так довольна 🙂
Гальваника давно меня привлекала, а теперь я делаю на этом поприще первые шаги. Могу с уверенностью сказать, что мне это нравится, прямо-таки есть желание учиться данному виду рукоделия.
Было найдено не так много МК, форумов и постов в точными и честными описаниями процесса, однако очень помогли живые советы. Выражаю благодарность за эти самые советы @MAXMOHCTP и @slawian90.
Дельная критика приветствуется.
PS: своим неопытным взглядом вижу, что «подгорели» края у листа и все же он далеко не гладкий, хоть я и пыталась его полировать. Опять же, буду рада советам и критике по делу.