галловые чернила что это
Железистые чернила
Из Википедии — свободной энциклопедии
Железистые чернила [ источник не указан 698 дней ] (также железо-галловые или орешковые чернила) представляют собой красно-чёрные или коричнево-чёрные чернила, изготовленные из сульфата железа и танинов, полученных из галлов «чернильные орешки». Долгое время данные чернила были стандартны для применения в письме, с наибольшим употреблением начиная с XVIII века вплоть до середины XX века в связи с постепенным увеличением грамотности.
В России помимо орешков (в связи с малым содержанием [ уточнить ] танина) использовали также кору различных пород деревьев (ольхи, дуба, ели, лиственницы, ясеня и др.). Чаще всего брали кору ольхи, богатую дубильными (до 16 %) и красящими веществами. Орешки дробили и экстрагировали из них танин мягкой водой (дождевой, ключевой, иногда речной), белым вином, крепким пивом или уксусом обычно холодным способом, настаивая их в течение нескольких дней, либо кипячением в течение нескольких часов. Из коры дубильные вещества извлекали длительным кипячением. [1]
Согласно другому источнику на Руси переписчики рукописей использовали «чернять дубом с железинью» — «железные» чернила, которые готовили из железного купороса, добавляя отвар чернильных орешков с дубовых листьев либо водную вытяжку коры дуба. [2]
Несмотря на хорошую стойкость чернил к выцветанию и смывке, из-за наличия в составе активных веществ такие чернила вызывают разрушение бумажного листа.
Основной из причин перехода от использования железистых чернил является повсеместное распространение авторучек, а в местах, где отказ невозможен, заменены на химические чернила, у которых отсутствуют негативные последствия применения.
Галловые чернила что это
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
Металло-галловые чернила
Резюме
История
Эти чернила уже использовались египтянами в 2500 году до нашей эры. Ж.-К.
В средние века его текучесть позволяла использовать перья птиц.
Особенности
Особенность этих чернил заключается в отсутствии пигмента или красителя : это действие солей металлов ( железа или сульфата меди ), которые, добавленные к дубильному материалу ( желчный орех, а также иногда кора дерева, связанная с винным осадком ), дает черный цвет, чаще всего темно-фиолетовый до старения.
Производство и использование
Есть множество различных рецептов. Три основных составляющих:
Избыток подготовленных чернил можно оставить для высыхания. Полную сушку проводили в свиных пузырях.
Эти чернила во время письма имеют пурпурный оттенок. Со временем он темнеет, так как поглощает кислород из воздуха.
Классический рецепт
Архивные чернила
Это «вечные чернила» химика Франсуа Марживаля. Мы используем желчные орехи : измельчаем их, заливаем водой и даем постоять несколько дней (они покроются плесенью). Затем их отваривают и процеживают.
Восточные чернила
Черный дымок придает ему бархатистый вид.
Кампече чернила
Кампешевое является уроженцем дерева Мексика. Ускоряет почернение.
Рецепт канепариуса
Рецепт монаха Теофила
После этой операции возьмите, когда захотите, замочите в вине на углях [углях жаровни]; и, добавив немного атрамента [атрамент: черный пигмент (?) на основе гидратированного сульфата железа II, например раствор мелантерита ], напишите. Если в результате халатности чернила недостаточно черные, возьмите их размером с палец: затем, поставив на огонь, дайте нагреться и немедленно бросьте в чернила. «
Рецепт лейденского папируса
Список используемой литературы
Железо-галловые чернила
Еще в Древнем Египте был папирус по которому чертили линии и рисовали иероглифы. Да и древнегреческие трагедии переносили на свитки тоже чернилами. А во времена Древнего Рима сущестовала Александрийская библиотека, где хранились тысячи рукописных свитков, а то и книг. Поэтому чернила человечество знает давно.
Однако, спешу разочаровать — то, чем это все было написано, с формальной точки зрения чернилами не является…
Эти все документы были написаны тушью. То есть — бралась сажа и смешивалась со смолой. В Китае тушь появилась в 2700 году до нашей эры. Главное отличие китайской туши — вместо смолы рыбий клей, а измельчение сажи делали особенно тонко. В Древнем Египте использовался клей из бычьих рогов. В древней Индии добавляли желатин или шеллак. Технологии очень схожи, такую тушь еще называют сажевыми чернилами. В древности на Руси их называли «копчеными чернилами». Я не скажу, что тушь была плоха. Она химически стойкая, со временем не теряет цвет. Есть один недостаток — она густая, что никак не способствует скорописи. Не зря в той же восточной каллиграфии используются кисточки (самурая без каллиграфии не бывает!). Да и арабский текст тоже носит влияние писания кистью — возможно, даже большее влияние, чем китайские иероглифы.
Однако, где-то в районе 12 века произошла мини-революция — были изобретены железо-галловые чернила.
При этом неясно где именно они были изобретены. То ли в Европе, то ли на Ближнем Востоке. Да и с датой тоже неясно, некоторые ученые считают что они были изобретены еще во времена Римской Империи.
Названы они так, потому что делались из галлов — шариков паразитных наростов на ветках дуба. Хотя они бывают не только у дуба, но и множества растений — от клена до винограда. Но для чернил важен танин, который в них содержится, а именно в галлах дуба этого танина может быть до 60%. Особенно хороши были галлы из Турции или Алеппо, где растет малоазиатский дуб.
Самый простой рецепт приготовления этих чернил таков — берутся галлы и приготавливается экстракт из них. Сначала галлы сушатся и измельчаются в пыль — сначала молотком, а потом в ступке пестиком. Потом они вывариваются, а точнее — доводятся до кипения, но без сильного парообразования и выдерживаются в таком виде два часа. Остается добавить туда железный купорос, чтобы в чернилах не появлялся осадок (идеально — три части танина на одну часть железа). А для стабилизации полученного коллоидного раствора и для уменьшения растекаемости добавляли стабилизатор. Чаще всего стабилизатором был гуммиарабик (водорастворимая смола аравийской акации) или камедь (клейкая соки вишни и акации). Но туда часто добавляли вино, мед, уксус и даже пиво.
Впоследствии стали добавлять как стабилизатор кислоты — серную и соляную. Вот с кислотами я не рекомендую делать чернила попаданцу, они со временем разрушают бумагу.
Рецептов есть такое множество, что, по-видимому не только каждый монастырь изготавливал чернила для переписчиков по разным рецептам, но и рецепты отличались у разных монахов одного монастыря. Я подозреваю, они даже от времени года или времени суток изготовления отличались.
Если галлы будут недоступны, то подходят любые части растений, содержащие танин. Например, рецепт чернил из веток боярышника. Их следует собрать весной и высушить. Потом с ветвей снимают кору, и замачивают в воде в течении восьми суток. Результат варят, пока жидкость не потемнеет и не загустеет. При кипении добавляют вино. Полученную смесь разливали в специальные мешки и вешали на солнце, пока вода не высохнет и не останется только порошок. Ну а дальше классически — опять вино и железный купорос при нагревании.
Такие чернила имеют интересное свойство — они сами по себе слабоокрашенные, а цвет проявляется со временем, когда железо, входящее в химическое соединение с танином, окисляется. При этом, если стабилизатором является кислота, то в кислой среде процесс проявления еще замедляется. Поэтому сразу перечитывать то, что написано — сложно, оно будет хорошо видно только через 10-12 часов, поэтому средневековому переписчику было тяжело даже обнаружить ошибку переписывания.
Тем не менее, чернила эти использовали много столетий. Ведь чернила качественные — проникают в глубину бумаги, хорошо держатся, на солнце не выцветают, да и результирующий цвет приятный.
В общем — если вы попали в Римскую Империю или в Древний Египет, то такие чернила — неплохой метод обогатиться.
Ну и к тому же — стать своим в грамотных кругах. Только одно это неоценимо, потому что грамотные всегда кучковались вокруг власть держащих.
P.S. Кому очень интересно — есть целый сайт, посвященный галловым чернилам, но он, к сожалению, на английском. Зато там есть четыре рецепта железо-галловых чернил, с указанием количества ингредиентов и времени приготовления. Сейчас такие чернила не продаются, а некоторые художники их очень уважают.
44 комментария Железо-галловые чернила
\\Впоследствии стали добавлять как стабилизатор кислоты — серную и соляную. Вот с кислотами я не рекомендую делать чернила попаданцу, они со временем разрушают бумагу. \\
Солянку и уксус — можно. Серную — упаси бог. Она самоконцентрируется.
Ну и основной затык — растворимое железо надо где-то взять. При отсутствии «реактивов в продаже» — проще сажей обойтись.
А насчёт коммерции… замаетесь с рекламой. Рынок не сформирован и очень консервативен. Не купят.
В реальности добавляли и серную (судя по разъеданию страниц книг).
А сажа — это углерод, нам же нужно железо, да и то в виде солей. И железный купорос не проблема (хотя в Древнем Египте не знаю).
>>А насчёт коммерции… замаетесь с рекламой. Рынок не сформирован и очень консервативен. Не купят.
Это рынок в средневековье не сформирован. А в Римской Империи очень даже сформирован, бюрократии гора и на нее работает куча поставщиков.
— Понятно, что углерод. И в виде туши «нам нужен» именно он.
— Именно потому, что «бюрократии гора» и «куча поставщиков» — объявят вредным извращением. В лучшем случае.
Обученный каллиграфии с кисточкой человек на перья с чернилами переучиваться не будет — он потеряет преимущество перед необученными. И сделает всё, чтобы сохранить старый подход и свою востребованность.
В Китае это тысячелетиями тянулось. В Европе попроще, но за несколько попаданческих лет большого рынка не сделать никак. Ну, если в правителя не попадать, которому этот доход и особо не нужен…
>>Понятно, что углерод. И в виде туши «нам нужен» именно он
Для тех, кто статью не читал, но все равно пишет комментарии уточняю еще раз:
Статья именно про чернила, и чем отличаются от туши и зачем это нужно.
Можете сами написать отдельно про тушь, если так сильно колет.
>>Обученный каллиграфии с кисточкой человек на перья с чернилами переучиваться не будет
А это проблема любого внедрения. Вообще любого. Вот даже с чернилами так.
Тем не менее, если результат получится дешевле и качественнее — он будет принят. Не за три дня вестимо, но однозначно будет. Другой вопрос — что велика вероятность перехвата изобретения конкурентами, но это уже отдельный вопрос.
Опять телепатствуем? Чем пигментные смеси от красок (dyes) отличаются — я ниже расписал. Рекомендую ознакомится. В статье какая-то ересь про «густоту» и «скоропись». Тушь БЫВАЕТ жидкой, ей МОЖНО писать быстро.
По внедрению — нет, не «любого». С чернилами не «даже», а особенно и сугубо. Пример востока перед глазами. Причины — см. выше.
Да, и насчёт «железный купорос не проблема» — ну вот попал попаданец… ну допустим в монастырь, чтобы спрос обосновать.
В монастыре купорос не хранят. О нём мог слышать заезжий купец. Который в следующий визит, через несколько лет, возможно…
И, по слухам, в 200 милях есть горный мастер, который…
Через какое время такой попаданец с купоросом встретится? 🙂
Можно и самому сварить, конечно, но если выбирать, на что первичную химию затачивать — так точно не на добычу Fe2+… ради несерьёзных плюшек галловых чернил в сравнении с тушью на саже, животными чернилами и т.д…
В общем, знать про такие чернила полезно, но шансы встретить в одном месте таннин, спрос и купорос… невелики.
>>ну допустим в монастырь, чтобы спрос обосновать… И, по слухам, в 200 милях есть горный мастер, который…
Вот некоторые умозаключения просто радуют. 😀
Объясняю на пальцах:
1. Железо-галловые чернила широко применяются с 12 века, а когда изобретены вообще непонятно, по-видимому где-то в районе Карла Великого. А не известно это по той причине, что примерно с 12 века и повалили письменные источники — развились монашеские ордена. Поэтому чернилами вы в монастыре никого не удивите, скорее они вас там удивят — что можно сделать из эндемичных растений.
2. В связи с тем, что в монастырях чернила были, можно сделать очень простой вывод — в монастырях не было проблем с железным купоросом. Если кто еще не понял — то я говорю про реальную историю, никакой альтернативы и предположений.
3. Совет изобретать чернила — именно для Римской Империи, где потребность в писанине была во много раз поболее, чем в средневековье, а чернил не изобрели. И, кстати, с железным купоросом в Древнем Риме тоже особых проблем не было…
Гениально… будем изобретать чернила там, где они уже известны — поскольку там уже есть железный купорос, для их производства и запасённый :).
Про древний Рим — ну допустим (ранее именно этот период ниоткуда не следовал). Чем именно в Риме чернила на истинном растворе будут так хороши? По сравнению с пигментами?
Плотная бумага? Капиллярные писчие принадлежности? Реформа бюрократии? Отсутствие требований к водостойкости? Доводы в студию!
>>Чем именно в Риме чернила на истинном растворе будут так хороши?
Скоропись.
Чернила более жидкие чем тушь того времени.
Есть большой шанс, что в Древнем Риме вместо рустики научатся писать совсем слитно, а-ля арабский шрифт.
Конечно, этом мое ИМХО, но…
В принципе верно, но я очень сомневаюсь, что развитая бюрократия (где угодно) позволит такой переход. Тем более, что хватает и объективных доводов «против», из них стойкость — главный.
ПМСМ надо маргиналов ловить (типа монастыря), с них начинать.
Ну проблема внедрения — это всегда именно Проблема, с большой буквы.
Я помню как в СССР новые технологии внедрялись, а тут — средневековье… В общем, никто не обещает попаданцу спокойной жизни.
Современенная тушь на столько текуча, что чтоб ручьём не лилась куда попало, нужно не перо как у ручки, а капилляр, причём, стеклянный. Так что эту проблему можно решить, не заменяя тушь чернилами.
В общем, знать про такие чернила полезно, но шансы встретить в одном месте таннин, спрос и купорос… невелики.
Если есть спрос, то танин добывается из: коры дуба, ивы, ольхи, груши, яблони, боярышника, акации, ели,
еловых шишек, ольховых серёжек, листьев толокнянки и иван-чая, корневищ конского щавеля, лапчатки и кровохлёбки. Вообще, если встал такой вопрос, нужно только пойти к ближайшему кожевнику и купить у него готового «дубильного квасу».
Второй компонент — железо. Нам нужны ионы железа, поэтому на железном купоросе свет клином не сошёлся. Достаточно залить вышеупомянутым «квасом» железную окалину, а лучше — ржавчину, и набраться терпения. Если терпения не хватает — добавить крепкого уксуса. Когда раствор наберёт черноты, добавить спирта и разведенной вишнёвой смолы, поставить сохнуть в широкой посуде. Спирт и уксус, испаряясь, унесут лишнюю воду.
А если спроса нет, то надо его создавать, и начинать придётся не с изготовления чернил…
Что Fe2+ я выше и писал, но вот насчёт хелатирования «дубильным квасом» — долгонько ждать придётся. И уксусом ацетат железа из окалины варить — тоже не быстро. Не говоря о чистоте (т.е. воспроизводимости качества) продукта. Нет, что-то конечно получится, и этим чем-то даже можно будет писать… но вот то, что результат будет воспроизводимо лучше смесюг на саже — мне совершенно неочевидно.
Ну и разумеется, «Спирт и уксус, испаряясь, унесут лишнюю воду» — фигня-с. Азеотропов в вменяемом диапазоне у них нет: у уксуса вообще, у спирта — сотые доли, несерьёзно.
Что Fe2+ я выше и писал, но вот насчёт хелатирования «дубильным квасом» — долгонько ждать придётся. И уксусом ацетат железа из окалины варить — тоже не быстро.
«часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешат, а на третий день пиши.»
«Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила.»
«Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило».
Нет, что-то конечно получится, и этим чем-то даже можно будет писать… но вот то, что результат будет воспроизводимо лучше смесюг на саже — мне совершенно неочевидно.
Нам чернила нужны, или производство сертифицированное по ISO9000?
Ну и разумеется, «Спирт и уксус, испаряясь, унесут лишнюю воду» — фигня-с. Азеотропов в вменяемом диапазоне у них нет: у уксуса вообще, у спирта — сотые доли, несерьёзно.
Ой-вей, а как же я двадцать лет подряд сушил спиртом свежепроявленные плёнки и отпечатки? Или это мне почудилось?
— По «древним прописям» — ну и будете 10 лет «мастерство» нарабатывать. Даже если предположить, что таковые процес честно описывают :).
Нужны не «просто чернила», нужен техпроцесс.
— По «сушке» спиртом. Им можно сушить (в смысле «испаряясь унесёт воду») ТОЛЬКО если налить абсолютного — улетит 96%й. И НИКАК иначе.
Есть другие, связанные с сушкой эффекты (например вытеснение воды спиртом из гидрофобной матрицы, понижение поверхностного натяжения, десольватация и т.д.). Но они к «испаряясь унесёт воду» не имеют ни малейшего отношения.
>А насчёт коммерции… замаетесь с рекламой. Рынок не сформирован и очень консервативен. Не купят.
В древней Греции рекламой певцы занимались, рекламные песни дошли аж до наших дней.
Вам дай волю, синильной кислоты в чернила нальете, мол развелось умных — работать некому. Юным советским пионерам рекомендовали в такие чернила лить карболку 1г на полтора литра воды. Причем в статье есть требование настаивать 10 дней. Так что, имхо, проблема с начальной невидимостью — решаемая.
Карболку лили для того, чтобы чернила не бродили и не плесневели.
Для начала, давайте подумаем, почему чернила не изобрели ещё в древнем Египте.
Писчий материал у них был, письменная традиция — дай боже, ткани они красить умели, рисовать на своих папирусах цветные рисунки — тоже, кожи дубить (танин!) тоже умели, а вместо чернил пользовались тушью.
Я вижу ответ в том, что тушь можно соскоблить или смыть и использовать папирус повторно. Кроме того, встречал в инете утверждение, что папирус был полупрозрачен и впитавшиеся чернила мешали бы использовать для письма оборотную сторону. Конечно, папирус был достаточно дёшев чтобы использовать его как упаковочный материал (и так было), но если можно сэкономить, то почему бы и не? Люди не меняются.
И тем более, чернила не были нужны в средние века, когда писали на дорогом и редком пергаменте. Лист пергамента использовали не по одному разу, соскребая с него старый текст, и портить его чернилами не было никакого резона.
Я думаю, не случайно чернила начали распространяться по Европе одновременно с бумагой: первая бумажная фабрика была построена в Валенсии около 1150 года.
Хороший анализ. Похоже чернила жестко привязаны к бумаге.
Неверно.
Если посмотреть на разные кодексы, написанные на пергаменте — то очень большой процент написан чернилами.
И соскабливались чернила почти так же, как и тушь.
Просто потому, что кожа — это не бумага, настолько глубоко чернила не впитываются.
И, вполне возможно, что чернила появились задолго до 12 века, просто мы этот момент отловить не можем, там ведь эти самые «темные века», письменных документов из которых почти не осталось.
Но в Древнем Риме галловых чернил не было.
Чернила вообще, как класс материала, появились в древнем Египте, ещё во времена фараонов. Точно так же, как пергамент появился там же задолго до того, как был основан Пергам. Чернилами из благородного пурпура писали на пергаменте особо важные государственные документы и эта традиция дошла до эпохи Возрождения. Но это был не массовый товар.
Египтяне знали водорастворимые краски, использовали их для раскрашивания папирусных книг и, видимо, какие-то из этих рецептов стали первыми чернилами. Например, известный рецепт чернил из сока чёрной (египетской!) бузины и квасцов. Вот это уже могло бы стать массовым товаром, если бы был спрос.
Вопрос может быть в том, когда имеет смысл вводить в употребление галловые чернила. И ответ — после внедрения в производство бумаги. А чтобы создать спрос на бумагу, нужно, как минимум, создать спрос на книги. Или, хотя бы, игральные карты.
Да и то, я бы на месте попаданца задумался, первоочередная ли это задача, и не важнее ли строить металлургию, коксохимию, и попутно получить анилиновые красители.
Понятно, что имелись в виду именно железо-галловые, потому что о них статья.
И не надо говорить только про бумагу, веками этими чернилами успешно писали на пергаменте. И с тем же успехом могли писать на папирусе. Или на бересте. И по сравнению с чернилами из бузины и квасцов — железо-галловые есть возможность получать в любой местности и из местных растений, именно поэтому они так много использовались.
>>задумался, первоочередная ли это задача
Если бы я тут решил описывать только первоочередные задачи, то сайта не было бы. 😀
И литературы про попаданцев не было бы — все попаданцы решали бы одни и те же первоочередные задачи. 😀