габитус что это такое социология
Габитус что это такое социология
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о последних проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Габитус (социология)
Система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Он позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации… Габитус, по Бурдье, есть в одно и то же время порождающий принцип, и принцип классификации практик в представлении агентов
По Бурдьё, объективная социальная среда производит габитус — «систему прочных приобретенных предрасположенностей»; в дальнейшем они используются индивидами как исходные установки, которые порождают конкретные социальные практики индивидов. Поступки индивида в неожиданной ситуации определяются характером его социализации.
Поскольку габитус есть бесконечная способность свободно (но под контролем) порождать мысли, восприятия, выражения чувств, действия, а продукты габитуса всегда лимитированы историческими и социальными условиями его собственного формирования, то даваемая им свобода обусловлена и условна, она не допускает ни создания чего-либо невиданно нового, ни простого механического воспроизводства изначально заданного.
Связанные понятия
Психологическая типология — система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми. Проблема удачного, то есть определяющего более широкий спектр производных характеристик, основания для классификации психологических типов всегда была краеугольной для дифференциальной психологии.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Используются два связанных, но отличающихся понятия психических ресурсов человека.
Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.
Социологическое пространство Пьера Бурдьё
Пьер Бурдьё
Еще по теме
Габитус
ГАБИТУС — целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер.
В философской традиции термин габитус обозначает сумму индивидуальных телесных навыков — походка, жестикуляция, манеры, — цельное осаждение опыта конкретного человека в «глубине» телесного сознания. В социологии в широкий научный обиход слово габитус введено П. Бурдье (см.): «Габитус — система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства».
Габитус порождается средой, «классом условий существования», путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида. Габитус структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом, габитус зависит от социальной траектории индивида.
Габитус — принцип практик индивида: «это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни, т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик» (Бурдье).
Вводя понятие габитус, Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, габитус — это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой — это интериоризованные социальные отношения, усвоенные и присвоенные социальными агентами.
Габитус обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках (по Бурдье, «собственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям»).
В то же время габитус вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются.
Габитус обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие формируется на основании «субъективной оценки объективных вероятностей», соизмерения желаемого и возможного.
Принципиальным моментом является то, что габитус целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль, проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность.
Еще одна особенность габитус в том, что он является бессознательной структурой: это системы глубоко укорененных диспозиций, «забытых» и полностью не рефлексируемых: «Габитус — это история, ставшая природой, и тем самым отрицаемая в качестве таковой» (Н.А. Шматко).
Бессознательность габитуса определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям.
Габитус производится средой, следовательно сходные условия, т.е. позиции индивида генерируют сходные габитусы членов группы, класса. Таким образом, «социальный класс — это класс схожих условий, а также класс индивидов, обладающих сходным гапитусом» (П. Бурдье). Следовательно, практики членов группы изначально координированы сходством габитус, выступающим основой спонтанной солидарности.
Что такое габитус, и почему он может стать большой проблемой?
Уверенность в себе — одно из самых главных условий успешного общения с людьми, достижения высоких целей и благополучия в жизни в целом. А степень самоуверенности напрямую зависит от габитуса, за счет которого во многом формируется наше мировоззрение и амбиции. Почему одни люди легко добиваются благополучия и остаются на вершине до конца своих дней, другие добиваются, достигают пика, но быстро теряют успех, а третьи вовсе даже не пытаются «взять высоту», а довольствуются тем скромным, что имеют? Причина кроется как раз в габитусе.
Что такое габитус?
Французский ученый Пьер Бурдьё — именно тот, кто ввел понятие «габитус» в социологии. Он утверждает, что на формирование человека влияет социальное окружение, среда, в которой он родился, вырос и продолжает находиться, условия жизни. Габитус — это то, что определяет место человека в обществе, что дает ощущение его сил, способностей, возможностей. Именно от габитуса зависит степень амбициозности человека, его вера в собственные силы, способность добиваться успеха, отстаивать свое мнение.
Понять, что такое габитус, можно на простом примере. Представьте картинную галерею. Один человек рос в достаточно обеспеченной семье, с детства ни в чем не нуждался. Он жил в большом доме, его окружали красивые интерьеры, предметы искусства. Этот человек будет чувствовать себя в зале, где демонстрируются шедевры изобразительного искусства, комфортно и спокойно. И даже если у него нет особых познаний в этой области, он не слишком разбирается в картинах, его это не будет смущать, ведь он понимает, что достаточно иметь желание понять творения великих мастеров.
Другой человек, например, родился в провинции, в семье простых рабочих. Он, может быть, тоже не голодал, у него было все, что необходимо для жизни, но его родителям было некогда водить его в музеи и на выставки. Его не приучали к изучению искусства и не воспитывали в нем чувство прекрасного. Этот человек на выставке будет чувствовать себя некомфортно и неуверенно из-за того, что считает необходимым иметь соответствующие знания для понимания изобразительного искусства. Намного интереснее такому человеку прогуляться по торговому центру и купить какую-то новую вещь, чем провести время в музее за осмотром экспонатов. При этом он, скорее всего, считает, что раз родился и вырос в простой семье, ему ни к чему любоваться этим благородством и роскошью и, тем более, пытаться понять искусство.
Из этого примера уже можно сделать вывод, что габитус может стать большой проблемой для человека.
Как габитус становится проблемой?
В глубоком детстве у человека неосознанно формируются определенные установки, которые в дальнейшем влияют на мировоззрение. Например, обеспеченные люди более наглые и развязанные. Это легко понять: они обеспечены материально, они знают, что в любом случае не останутся голодными, они не проиграют и не пострадают. При этом такие люди чувствуют себя лучше других, и часто открыто это выражают.
Небогатые люди не обладают уверенностью в завтрашнем дне. У них нет надежной финансовой «подушки», им нужно каждый день зарабатывать своим трудом. Поэтому они менее рисковые, более сомневающиеся и неуверенные в себе. И даже если бедный человек, однажды купив заветный лотерейный билет, выиграет крупную сумму, он вряд ли сможет распорядиться деньгами грамотно. Скорее всего, он начнет безрассудно тратить деньги до тех пор, пока их не станет совсем мало.
То, как человек ощущает себя в мире, какое место он определяет себе в обществе, влияет на его амбициозность, способность ставить цели и достигать их, на степень уверенности в себе. Если человек привык иметь небольшой достаток и считать, что на большее он не способен, он может даже вырасти до достойной должности в компании. Но если ему предложат место руководителя, вероятно, он откажется, так как не сможет найти в себе силы для дальнейшего продвижения, ведь он мыслит и рассуждает как обычный рабочий.
Определенный уклад жизни и трудности, с которыми человек по жизни сталкивается, формируют его ограниченные возможности и привычки. Отсюда возникает и ограниченный габитус. Например, молодой человек из богатой семьи с легкостью начнет свое дело, а если у него не получится, он попытается снова и снова. Ведь у него есть материальный достаток, он знает, что не пропадет. Человек из небогатой семьи, возможно, и поверит в свои силы, взявшись за какой-нибудь перспективный стартап. Однако если у него не получится, вряд ли он попытается снова. Он просто испугается очередной неудачи и того, что в конечном итоге останется без всего.
Габитус влияет на все сферы в жизни, не только на профессиональную деятельность и заработок. Из-за него также могут возникнуть проблемы в любовной сфере. Например, красивая девушка, которую всегда хвалили за красоту, будет уверенно общаться с мужчинами и сможет выбрать себе такого, какого захочет. Более простая девушка, может и не красавица, но довольно симпатичная, которую в детстве упрекали родители за то, что недостаточно красива, или сравнивали с кем-то, будет считать, что привлекательный, умный, обеспеченный мужчина никогда ее не полюбит, и даже не будет соглашаться на свидания с такими.
Как не иметь проблемы из-за габитуса?
В первую очередь необходимо осознать свой габитус, принять причины его появления. Далее следует начать менять мировоззрение, образ мышления, отрекаться от установок, вложенных в детстве, и стараться понять, что большие возможности есть у каждого. Человек сам может создать новый габитус и начать жить лучше, достигая успеха. Необходимо стать смелее, увереннее и не бояться замахиваться на серьезные задачи и цели. Следует научиться избавляться от шаблонов, стереотипов и неправильных установок. А помочь в этом может курс Викиум «Критическое мышление».
ГАБИТУС
Г. порождается средой, «классом условий существования», путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида. Г. структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом, Г. зависит от социальной траектории индивида.
Г. обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках (по Бурдье, «собственность присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям»).
В то же время Г. вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются.
Г. обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие формируется на основании «субъективной оценки объективных вероятностей», соизмерения желаемого и возможного.
Принципиальным моментом является то, что Г. целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль, проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность.
Бессознательность Г. определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям.