г цыбиков чем прославился
ГОМБОЖАБ ЦЭБЕКОВИЧ ЦЫБИКОВ
путешественник-исследователь, этнограф, востоковед
Дата рождения:1873-04-20Дата смерти:
БИОГРАФИЯ
Прославился как первый известный фотограф Лхасы и Центрального Тибета, и как автор описания путешествия в Тибет в 1899—1902 гг., переведенного на ряд языков мира.
Биография
Происхождение
Гомбожаб Цыбиков родился в традиционно буддийской бурятской семье. По месту происхождения его семья принадлежит к забайкальским бурятам, более точно — к агинским бурятам. Согласно родоплеменному делению бурятского народа, его семья принадлежит к хоринским бурятам, а именно — к хоринскому племени кубдут, роду нохой кубдут (т.ж. нохой х?бд??д, нохой х?гд??д).
Образование
Отец ученого Ц. Монтуев самостоятельно изучал монгольский и тибетский языки и был избираем земляками на общественные должности. Исходно он думал дать сыну буддийское монастырское образование, но передумал и сначала отдал его в Агинское приходское училище, где преподавателем мальчика стал видный просветитель Буда Рабданов, а затем — в Читинскую гимназию, которую Гомбожаб окончил с серебряной медалью (по преданию, заслуженную им золотую медаль отказались давать «инородцу»). Здесь он награждён стипендией им. А. Н. Корфа. На основании 5 пункта стипендии от 2 июля 1893 г., решением педсовета училища он был признан достойным продолжать своё образование в Томском Императорском университете.
Здесь по собственному выбору он поступил на медицинский факультет, один из 5 лучших центров медицинского образования России того времени.
В Томске оказался проездом известный врач и политик Петр Бадмаев, который уговорил студента бросить медицину и заняться востоковедением. Гомбожаб согласился и уехал в Ургу, где в созданной П. Бадмаевым школе для бурят изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки в качестве подготовки к поступлению в СПбГУ.
В 1895 г. Цыбиков поступает на Восточный Факультет СПбГУ на стипендию П. Бадмаева. Среди его преподавателей — такие известные востоковеды, как А. М. Позднеев и другие. В дальнейшем Бадмаев получает указание обратить своих стипендиатов в православие. Цыбиков сохраняет приверженность буддизму и теряет стипендию. Он продолжает учёбу благодаря поддержке земляков. В 1899 он оканчивает университет с золотой медалью и дипломом первой степени.
Путешествие в Тибет
В ходе «Большой Игры» Российская империя вышла на рубежи Тибета. Была организована серия исследовательских экспедиций в Тибет, в первую очередь Пржевальского, но они не достигли Центрального Тибета и Лхасы. Опираясь на опыт индийских «пандитов» — британских агентов и исследователей, Санкт-Петербургская академия наук и Министерство иностранных дел обратило внимание на обычай паломничества бурят и калмыков в Тибет. Г. Ц. Цыбиков отправился в путешествие в Тибет в группе паломников, с тщательно спрятанным исследовательским оборудованием. Путешествие началось вскоре после окончания СПбГУ в 1899 и закончилось в 1902. В собственно Тибете (дольше всего — в Лхасе, куда он прибыл в начале августа 1900) Цыбиков провел 888 дней с 1900 по 1901 гг.
Здесь он посетил важнейшие монастырские центры, сделал ряд уникальных фотографий (всего за путешествие — ок. 200) и удостоился аудиенции Далай-Ламы XIII. Аудиенция носила формальный характер.
Проникновение в Тибет для иностранцев (не из Китая и Монголии) было запрещено. Нарушение запрета могло караться смертью. До Цыбикова такие путешественники, как Н. М. Пржевальский, потерпели неудачу в своей попытке пройти до тибетской столицы.
Фотографирование и ведение дневника производилось Цыбиковым тайком, под угрозой быть обнаруженным. Интересно, что фотографирование он скрывал и от второго российского исследователя, приехавшего в Лхасу в конце 1900 года в свите Агвана Доржиева, калмыка Овше Норзунова, который также делал фотографии.
В 1905 г. Цыбиков и Далай-Лама встретились снова, на этот раз в столице Монголии, где Далай-Лама встречался с российскими политиками и учеными в ситуации оккупации Тибета британскими войсками под командованием полковника Янгхазбенда. Здесь Цыбиков выступил в качестве переводчика между представителями России и Далай-Ламой.
Одновременно буддист-паломник и служитель науки, после своего путешествия Г. Ц. Цыбиков посвящает себя преподавательской деятельности и проекту перевода фундаментального труда «Ламрим» тибетского учёного Цонкапы (Цзонхавы).
Только что созданный Восточный институт Владивостока возглавил доктор монгольской и калмыцкой словесности А. М. Позднеев, создав из сравнительно молодых выпускников СПбГУ первый центр практического востоковедения России. «Не имея ни проверенных опытом планов, ни испытанных программ своего преподавания», преподавателям пришлось самостоятельно разрабатывать методику преподавания, писать учебные пособия, поскольку их попросту не существовало. Г. Ц. Цыбиков был приглашён на кафедру монгольской словесности, и возглавлял её с 1906 до 15 октября 1917 г. Помимо ряда хрестоматийных сборников, Г. Ц. Цыбиков выпустил в этот период «Пособие для изучения тибетского языка», где он собрал и обобщил материал по разговорной тибетской речи. Этот учебник выдержал 3 переиздания и для Российской империи и СССР оставался единственным учебником разговорного тибетского языка, созданным отечественным автором.
Бурятская автономия и ДВР
В силу значительных изменений в политическом устройстве региона в 1917-30х гг. и в связи с последующими репрессиями, коснувшимися большинства коллег и соратников, деятельность Цыбикова в данных государственных образованиях упоминается как значительная, но не раскрывается в публикациях советского времени.
Известно, что Цыбиков играл значительную роль на Читинском съезде, а также поддерживал ранние инициативы атамана Семёнова (в первую очередь о недопущении расказачивания).
Ближе к концу жизни он отошёл от политической деятельности и успешно занимался собственным скотоводческим хозяйством.
Создание системы образования в Сибири
Награды
Кавалер Орденов Св. Станислава III и II степени, Св. Анны III степени. Удостоен высшей награды Русского Географического Общества — премии имени Н. М. Пржевальского.
Как бурятский ученый стал личным переводчиком Далай-ламы XIII
Гомбожаб Цыбиков является одним из выдающихся ученых-востоковедов, буддологов, этнографов и государственных деятелей конца XIX – первой трети XX века. Цыбиков – первый русский путешественник, посетивший Лхасу. Он опубликовал первые уникальные фотографий Лхасы. Главный его труд «Буддист-паломник у святынь Тибета» принес ему мировую известность.
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в 1873 году в местности Урдо-Ага Читинского уезда Забайкальской области в семье кочевника из кубдутского рода Цэбека Монтуева. Его отец владел монгольским и тибетским языками, пользовался большим уважением земляков и неоднократно избирался на общественные должности. Начальное образование Гомбожаб получил в Агинском приходском училище, где преподавателем мальчика был известный просветитель того времени Буда Рабданов. В Томском университете Цыбиков выбирает медицинский факультет – один из лучших центров медицинского образования России того времени. В то время в Томске был проездом известный врач Петр Бадмаев, который убедил студента бросить медицину и заняться востоковедением. Молодой человек согласился и уехал в Ургу, чтобы изучать восточные языки и готовиться к поступлению в Санкт-Петербургский университет. В 1895 г. Цыбиков поступил на китайско-маньчжурское отделение Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. В 1899 г. он с золотой медалью и дипломом первой степени закончил университет.
В это время в ходе геополитического соперничества с Западом Российская империя вышла к рубежам Тибета. Николай Пржевальский организовал серия исследовательских экспедиций в Тибет, в первую очередь, но они не достигли Центрального Тибета и Лхасы. Опираясь на опыт индийских «пандитов» – британских агентов и исследователей, Академия наук и Министерство иностранных дел России обратили внимание на обычай паломничества бурят и калмыков в Тибет.
В результате Гомбожаб Цыбиков под видом паломника-буддиста совершил экспедицию в Тибет, длившуюся почти два с половиной года (1899–1902). Большую часть времени он находился в Лхасе и окрестных монастырях, где сумел собрать множество сведений о стране.
Из книги Г. Цыбикова:
Особо значимым является тот факт, что Цыбиков застал Тибет в «первозданном виде» до прихода в страну англичан. Он посетил важнейшие монастырские центры, сделал около 200 уникальных фотоснимков и удостоился аудиенции Далай-ламы XIII. Отметим, фотографирование и ведение дневника производились Цыбиковым в обстановке строжайшей секретности.
После возвращения из Тибета Гомбожаб Цыбиков посвящает себя преподавательской деятельности и проекту перевода фундаментального труда «Лам-Рим Чэн-По» (Ступени к пути блаженству) тибетского ученого Цзон-хавы (Цонкапы). В 1905 г. в столице Монголии Далай-лама встречался с российскими политиками и учеными по поводу аннексии Тибета англичанами. Гомбожаб Цыбиков участвовал в этих переговорах в качестве переводчика.
В 1906 г. Г. Ц. Цыбиков был приглашен на кафедру монгольской словесности Восточного института, которую возглавлял до октября 1917 г. В этот период он выпустил «Пособие для изучения тибетского языка», где собрал и обобщил материал по разговорной тибетской речи. Данный учебник выдержал три переиздания и оставался долгое время единственным отечественным учебником разговорного тибетского языка.
В годы гражданской войны Гомбожаб Цыбиков возвратился в Бурятию, принял участие в установлении Советской власти в регионе. В 1923 г. он переехал в Верхнеудинск, где продолжил работу в области народного образования. Он выпустил «Грамматику бурят-монгольского языка», первый букварь для детей на бурятском языке, учебник «Начатки географии и краеведения» и методическое пособие к нему. С 1928 г. Г. Ц. Цыбиков работал профессором педагогического факультета Иркутского государственного университета. В 1930 г. он уехал в Агинскую степь, чтобы увидеть родные просторы, но вскоре заболел и скончался.
Цыбиков, Гомбожаб Цэбекович
Дондокринчин (приемный сын)
Прославился как первый известный фотограф Лхасы и Центрального Тибета, и как автор описания путешествия в Тибет в 1899—1902 гг., переведенного на ряд языков мира.
Содержание
Биография
Происхождение
Гомбожаб Цыбиков родился в традиционно буддийской бурятской семье. По месту происхождения его семья принадлежит к забайкальским бурятам, более точно — к агинским бурятам. Согласно родоплеменному делению бурятского народа, его семья принадлежит к хоринским бурятам, а именно — к хоринскому племени кубдут, роду нохой кубдут (т.ж. нохой хүбдүүд, нохой хүгдүүд).
Образование
Отец ученого Ц. Монтуев самостоятельно изучал монгольский и тибетский языки и был избираем земляками на общественные должности. Исходно он думал дать сыну буддийское монастырское образование, но передумал и сначала отдал его в Агинское приходское училище, где преподавателем мальчика стал видный просветитель Буда Рабданов, а затем — в Читинскую гимназию, которую Гомбожаб окончил с серебряной медалью (по преданию, заслуженную им золотую медаль отказались давать «инородцу»). Здесь он награждён стипендией им. А. Н. Корфа. На основании 5 пункта стипендии от 2 июля 1893 г., решением педсовета училища он был признан достойным продолжать своё образование в Томском Императорском университете.
Здесь по собственному выбору он поступил на медицинский факультет, один из 5 лучших центров медицинского образования России того времени.
В Томске оказался проездом известный врач и политик Петр Бадмаев, который уговорил студента бросить медицину и заняться востоковедением. Гомбожаб согласился и уехал в Ургу, где в созданной П. Бадмаевым школе для бурят изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки в качестве подготовки к поступлению в СПбГУ.
В 1895 г. Цыбиков поступает на Восточный Факультет СПбГУ на стипендию П. Бадмаева. Среди его преподавателей — такие известные востоковеды, как А. М. Позднеев и другие. В дальнейшем Бадмаев получает указание обратить своих стипендиатов в православие. Цыбиков сохраняет приверженность буддизму и теряет стипендию. Он продолжает учёбу благодаря поддержке земляков. В 1899 он оканчивает университет с золотой медалью и дипломом первой степени.
Путешествие в Тибет
В ходе «Большой Игры» Российская империя вышла на рубежи Тибета. Была организована серия исследовательских экспедиций в Тибет, в первую очередь Пржевальского, но они не достигли Центрального Тибета и Лхасы. Опираясь на опыт индийских «пандитов» — британских агентов и исследователей, Санкт-Петербургская академия наук и Министерство иностранных дел обратило внимание на обычай паломничества бурят и калмыков в Тибет. Г. Ц. Цыбиков отправился в путешествие в Тибет в группе паломников, с тщательно спрятанным исследовательским оборудованием. Путешествие длилось с 1899 по 1902 год. Собственно в Тибете исследователь провёл 888 дней. Большую часть этого срока (с 1900 по 1901 годы) Цыбиков находился в столице Тибета – Лхасе и окрестных монастырях.
Здесь он посетил важнейшие монастырские центры, сделал ряд уникальных фотографий (всего за путешествие — ок. 200) и удостоился аудиенции Далай-Ламы XIII. Аудиенция носила формальный характер.
Проникновение в Тибет для иностранцев (не из Китая и Монголии) было запрещено. Нарушение запрета могло караться смертью. До Цыбикова такие путешественники, как Н. М. Пржевальский, потерпели неудачу в своей попытке пройти до тибетской столицы.
Фотографирование и ведение дневника производилось Цыбиковым тайком, под угрозой быть обнаруженным. Интересно, что фотографирование (через прорезь молитвенной буддистской мельницы) он скрывал и от второго российского исследователя, приехавшего в Лхасу в конце 1900 года в свите Агвана Доржиева, калмыка Овше Норзунова, который также делал фотографии. [2]
В 1905 г. Цыбиков и Далай-Лама встретились снова, на этот раз в столице Монголии, где Далай-Лама встречался с российскими политиками и учеными в ситуации оккупации Тибета британскими войсками под командованием полковника Янгхазбенда. Здесь Цыбиков выступил в качестве переводчика между представителями России и Далай-Ламой.
Одновременно буддист-паломник и служитель науки, после своего путешествия Г. Ц. Цыбиков посвящает себя преподавательской деятельности и проекту перевода фундаментального труда «Ламрим» тибетского учёного Цонкапы (Цзонхавы).
Только что созданный Восточный институт Владивостока возглавил доктор монгольской и калмыцкой словесности А. М. Позднеев, создав из сравнительно молодых выпускников СПбГУ первый центр практического востоковедения России. «Не имея ни проверенных опытом планов, ни испытанных программ своего преподавания», преподавателям пришлось самостоятельно разрабатывать методику преподавания, писать учебные пособия, поскольку их попросту не существовало. Г. Ц. Цыбиков был приглашён на кафедру монгольской словесности, и возглавлял её с 1906 до 15 октября 1917 г. Помимо ряда хрестоматийных сборников, Г. Ц. Цыбиков выпустил в этот период «Пособие для изучения тибетского языка», где он собрал и обобщил материал по разговорной тибетской речи. Этот учебник выдержал 3 переиздания и для Российской империи и СССР оставался единственным учебником разговорного тибетского языка, созданным отечественным автором.
Паломник особого назначения
20 апреля 1873 года родился Гомбожаб Цыбиков – этнограф, востоковед, знаменитый фотограф и первый российский учёный, попавший в Центральный Тибет.
Гомбожаб Цэбекович Цыбиков родился в местности Урдо-Ага Забайкальской области Читинского уезда. Когда мальчику исполнилось 5 лет, отец обучил его монгольской грамоте, затем в 1880 году отвёз сына в училище, где преподавались монгольский и русский языки. В 1895 году Гомбожаб поступил на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков Петербургского университета, которое окончил в 1899 году с дипломом первой степени и золотой медалью.
1200px-cybikov-gombozhab.jpg
После окончания университета Гомбожаб Цыбиков совершил своё знаменитое путешествие в Центральный Тибет, начавшееся 25 ноября 1899 года и завершившееся 4 апреля 1902 года. Оно было предпринято на средства Русского географического общества.
В то время Тибет был закрыт для въезда иностранцев. Исключение было сделано лишь для уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм. Гомбожаб Цыбиков стал первым учёным из России, который сумел проникнуть в Центральный Тибет и его столицу Лхасу, посетить крупнейшие города и религиозные центры региона и благополучно вернуться.
cybikov_1918_-_0146.jpg
О результатах экспедиции учёный написал в книге «Буддист-паломник у святынь Тибета», которая до сих пор является авторитетным пособием по истории, этнографии, религии и культуре тибетского народа. Его путешествие открыло новую страницу в истории русской и западноевропейской ориенталистики.
Гомбожаб Цыбиков прославился и как фотограф. В 1905 году тогда малоизвестный американский научный журнал National Geographic, основанный в октябре 1888 года, решил опубликовать свой репортаж о Тибете. Журнал взял тибетские фотографии, безвозмездно предоставленные Гомбожабом Цыбиковым и путешественником-калмыком Овше Норзуновым, и разместил их на разворотах с небольшими комментариями. Непривычная подача интересного материала принесла неожиданный успех. Фактически эти снимки спасли журнал от разорения и помогли ему найти свой фирменный стиль. С этого момента началась всемирная слава National Geographic.
cybikov_1918_-_0327.jpg
С 1902 по 1917 годы Гомбожаб Цыбиков работал в Восточном институте во Владивостоке. Благодаря усилиям учёного с 1907 года в институте было введено преподавание тибетского языка, а в 1908 году он опубликовал «Пособие для изучения тибетского языка», предназначенное для студентов.
В 1917 года исследователь вернулся в Забайкалье и активно включился в общественную жизнь. Он преподавал в Бурятском педагогическом техникуме, составлял учебники по грамматике монгольского языка, писал этнографические монографии.
С 1928 по 1930 год Гомбожаб Цыбиков числился профессором Иркутского государственного университета. При его участии была организована бурятская секция Восточно-Сибирского отдела Географического общества СССР, которая издавала известный «Бурятоведческий сборник».
Учёный скончался на родине, в Урдо-Аге, 20 сентября 1930 года.
В 2015 году вышла документальная картина «Паломник особого назначения», посвящённая путешествию Гомбожаба Цыбикова в Тибет. Фильм был снят телеканалом «Звезда» при поддержке Русского географического общества. Команда телеканала проделала путь исследователя ещё раз – на сей раз с правнуком Гомбожаба, Жамсараном. Посмотреть исторический фильм можно на кинопортале РГО.
Покорение Тибета
Попасть в Тибет – священную землю для всех последователей буддизма и людей, ищущих духовного совершенства, – сегодня может практически любой желающий. Но так было не всегда
Приз в «Большой игре»
В 1860– 1880-е годы английские власти стали засылать в Тибет с территории подвластной им Индии специально обученных разведчиков «пандитов». Их миссия была довольно опасна: в любой момент местные власти могли их рассекретить и казнить. О походах «пандитов» не сохранилось практически никакой информации. Зато российским исследователям Тибета удалось собрать множество интересных данных.
Первым российским исследователем, которому все же удалось достигнуть сердца Тибета, стал бурятский ученый и востоковед Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873-1930).
Родился Цыбиков в Забайкалье в бурятском селении Урда-Ага. Отец его считался среди односельчан очень грамотным человеком, поскольку владел старомонгольской и тибетской письменностями. Родители дали Цибикову тибетское имя – Гомбожаб – «Защищенный Богом». Отец Гомбожаба, когда мальчику исполнилось пять лет, научил его читать и писать по-монгольски, а через два года отдал в Агинскую приходскую школу. После школы Цыбиков учился в Читинской гимназии, а затем поступил в Томский университет на очень престижный медицинский факультет. Но через пару лет бросил медицину ради Восточного факультета Петербургского университета. Несмотря на то, что из-за отказа принять православие его лишили стипендии, университет он окончил блестяще – с золотой медалью и дипломом первой степени. Почти сразу после университета Цыбиков отправился в Тибет. Эту рискованную экспедицию курировали Санкт-Петербургская академия наук и Министерство иностранных дел. В Лхасу Цыбиков отправился под видом паломника, присоединившись к группе верующих – бурят и монголов, никого из них не посвящая в свои исследовательские планы. Путешествие длилось с 1899 по 1902 год. В Тибете он провел ровно 888 дней, находясь большую часть времени в Лхасе и окрестных монастырях.
Начало трудного пути
«О проклятие, скрываться!»
Пока продолжалась экспедиция, Цыбикову приходилось тщательно скрывать истинную цель своего путешествия в Лхасу. Вместе со всеми он перебирал четки, совершал омовения в священных озерах, читал молитвы. Выручала его книга «Лам-рим-чем-по» («Ступени пути к блаженству»), между строк которой под видом благочестивых пометок он вписывал путевые заметки. Ученый также ни на минуту не расстается с большой молитвенной мельницей, в которую Русское географическое общество специально для него вмонтировало фотоаппарат. Через систему отверстий Цыбиков незаметно фотографирует улицы и святыни. Фотоаппарат приходилось скрывать, «чтобы не возбуждать разных толков», причем не только от тибетцев, но и от своих земляков-паломников. Действительно, риск, которому добровольно подверг себя Цыбиков, был велик. Он легко мог поплатиться жизнью за свои «колдовские» занятия – «улавливание людей в черный ящик».
«О проклятие, скрываться! – записал как-то в трудную минуту в дневнике Цыбиков. – Сегодня я просидел около одного часа за городом, для того, чтобы снять монастырь Чжан-цзая (Гьянцзе). К канаве, где я сидел, то и дело приходили за водой, а некоторые здесь мыли шерсть. К тому же по дороге туда и сюда проходили люди. Я сел за высокий берег канавы, откуда и сделал один лишь снимок».
Светский человек на «духовном КПП»
Через много дней караван, перевалив через хребет Бум-цзей (Сто тысяч вершин), прибыл в Накчу-цонра. Несмотря на свой скромный вид, по сути этот маленький невзрачный монастырь исполнял функцию своеобразного «духовного КПП» Лхасы. Здесь тщательно опрашивали паломников, выявляли среди них иноверцев и безбожников и отправляли обратно – в сущности, на растерзание грабителям.
Очень увлекательно в путевом дневнике Цыбикова описан визит к Далай-ламе в его резиденцию Поталу. «4 февраля 1901 года я был на поклонении у далай-ламы как «обыкновенный богомолец». Лицезрение «его святейшества» стоит недешево: в казну Поталы надо внести восемь ланов серебра. Золотые ступы с прахом далай-лам, многовековой запах воскурений и лампадного масла в лабиринтах Поталы. Долгое и нудное ожидание в приемной. Наконец открывается тяжелая кованая дверь, ведущая в полусумрачный зал. Прямо против двери поставлен высокий трон, обращенный к двери, на котором по-восточному восседал далай-лама, завернувшись желтой мантией. По обе стороны трона стояла свита из четырех-пяти человек, среди коих на первом плане стояли два телохранителя, выбираемые из самых высоких и представительных по наружности лам. Лишь только мы вошли в дверь, началась какая-то спешная погоня, нас стоявшие здесь ламы заставили как можно скорее двигаться вперед, а если кто обращал взоры в сторону или иным образом мешкал, того немилосердно толкали».
Церемония поклонения прошла несколько скомканно. Цыбиков оказался под прицелом множества внимательных глаз. Скорее всего, далай-ламе успели доложить, что вокруг Поталы кружит «светский человек с русскими манерами», что-то чертит, записывает, смотрит на Поталу сквозь молитвенную мельницу. Но окончилось все совершенно неожиданно, как для самого Цыбикова, так и для всех присутствующих. «Паломники отбивают поклоны перед троном далай-ламы, вручают хадаки – дарственные платки. – пишет Цыбиков. – После всех подношений далай-лама принял хадак и благословил меня приложением своей правой руки к моему темени. В это время ему подали шнурок из ленты шелковой материи, он связал узел и, дунув на него, положил на мою шею. Такой шнурок с узлом называется по-монгольски цзангя, а по-тибетски сун-дуд. Этот охранительный узел, освященный дуновением после прочтения особого заклинания, считается талисманом, охраняющим от несчастий. Я отошел в сторону, моих товарищей он только благословил помянутым способом».
После посещения Поталы Цыбиков стал еще усерднее фотографировать и записывать. Соглядатаи несколько поутихли; должно быть, охранный талисман самого далай-ламы произвел на них впечатление. В монастырях ученый покупал древние буддийские книги, которых набралось несколько тюков. Чтобы уберечь старинные рукописи от дождя, ветра и других случайностей пути, исследователь зашил их в сырую воловью кожу. Для особо ценных книг он приобрел дорожные сундуки, обитые серебром и железом. Сейчас сундуки находятся на родине Цыбикова, в Агинском краеведческом музее. Там же его одежда и личные вещи. Книги, вывезенные из Тибета, стали собственностью научных библиотек, а уникальные снимки Лхасы увидел весь мир.
Уникальную фотосессию Цыбикова впервые опубликовал в 1905 году журнал National Geographic. Издание, находившееся на грани банкротства, рискнуло посвятить «картинкам» целый ряд разворотов. Сделано это было из-за нехватки текстовых материалов, однако впервые принесло журналу успех и превратило его в популярный бренд. Публикация также прославила Цыбикова и показала всему миру загадочную «Страну небожителей».
В мае 1903 года Цыбиков прочитал в помещении Русского географического общества лекцию «О Центральном Тибете» с демонстрацией 32 диапозитивов. Лекция и показ «видов» Тибета и Лхасы произвели в научном мире настоящую сенсацию. Но из-за обострившегося англо-русского соперничества в Азии Тибет в то время привлекал к себе пристальное внимание не только ученых, но и политиков. Прошло лишь чуть больше месяца, и вице-король Индии лорд Керзон распорядился об отправке английской торгово-дипломатической миссии в Тибет под началом Френсиса Янгхазбенда, которая потом превратилась в полномасштабную военную экспедицию.
Цыбиков раньше всех сделал то, что не получалось у многих – открыл Лхасу, за что был удостоен высшей награды Русского Географического Общества – премии имени Пржевальского и золотой медали «За блестящие результаты путешествия в Лхасу». Итогом его поездки стали фундаментальные труды по истории и культуре Тибета, а также по грамматике монгольского и тибетского языков. Главный труд Цыбикова «Буддист-паломник у святынь Тибета», удивительный сборник знаний о жизни Тибета, был издан в Петрограде в 1918 году.