фз номер 127 последняя редакция
Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О несостоятельности (банкротстве)
Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года
(В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 31.12.2004 № 220-ФЗ, от 24.10.2005 № 133-ФЗ, от 18.07.2006 № 116-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 02.10.2007 № 225-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 03.12.2008 № 250-ФЗ, от 30.12.2008 № 296-ФЗ, от 30.12.2008 № 306-ФЗ, от 28.04.2009 № 73-ФЗ, от 19.07.2009 № 195-ФЗ, от 17.12.2009 № 323-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ, от 22.04.2010 № 65-ФЗ, от 27.07.2010 № 219-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.12.2010 № 429-ФЗ, от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 03.05.2011 № 91-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 12.07.2011 № 210-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 28.11.2011 № 337-ФЗ, от 30.11.2011 № 346-ФЗ, от 30.11.2011 № 362-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 03.12.2011 № 390-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ, от 07.12.2011 № 415-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 30.12.2012 № 294-ФЗ, от 07.06.2013 № 113-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.07.2013 № 189-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 28.12.2013 № 410-ФЗ, от 28.12.2013 № 414-ФЗ, от 28.12.2013 № 419-ФЗ, от 12.03.2014 № 30-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 01.12.2014 № 405-ФЗ, от 22.12.2014 № 432-ФЗ, от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 476-ФЗ, от 29.12.2014 № 482-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 167-ФЗ, от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 29.06.2015 № 186-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 229-ФЗ, от 13.07.2015 № 236-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 407-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 23.06.2016 № 222-ФЗ, от 03.07.2016 № 292-ФЗ, от 03.07.2016 № 304-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 03.07.2016 № 372-ФЗ, от 28.12.2016 № 488-ФЗ, от 01.05.2017 № 84-ФЗ, от 18.06.2017 № 127-ФЗ, от 26.07.2017 № 212-ФЗ, от 29.07.2017 № 218-ФЗ, от 29.07.2017 № 266-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 07.03.2018 № 53-ФЗ, от 23.04.2018 № 87-ФЗ, от 23.04.2018 № 93-ФЗ, от 23.04.2018 № 106-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 12.11.2018 № 419-ФЗ, от 28.11.2018 № 451-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.12.2018 № 473-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 29.05.2019 № 105-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 04.11.2019 № 359-ФЗ, от 12.11.2019 № 377-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 27.12.2019 № 469-ФЗ, от 27.12.2019 № 507-ФЗ, от 18.03.2020 № 66-ФЗ, от 01.04.2020 № 98-ФЗ, от 24.04.2020 № 149-ФЗ, от 25.05.2020 № 163-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 08.06.2020 № 181-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 22.12.2020 № 442-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 542-ФЗ, от 24.02.2021 № 23-ФЗ, от 20.04.2021 № 92-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 02.07.2021 № 353-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЗ)
3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(Статья в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ)
Статья 3. Признаки банкротства юридического лица
(Наименование в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ)
2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 186-ФЗ)
3. Положение, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, применяется, если иное не установлено настоящим Федеральным закон
Закон о банкротстве физических лиц. Как это работает в 2021?
Последняя редакция 19 сентября 2021
Время на прочтение 10 минут
Читать текст закона (127-фз) о банкротстве физических лиц
Федеральный закон, позволяющий гражданам объявить себя банкротами, действует в России с 2015 года. Популярность этого нормативного акта растет, а в 2020 году в него добавилось новое внесудебное банкротство.
По закону о банкротстве физических лиц официально избавляются от кредитов и микрозаймов через суд или через МФЦ.
Расскажем, что дает гражданам новый ФЗ о банкротстве физ. лиц и в чем его особенности.
Банкротство физлиц: требования к должнику
Условия для банкротства в Арбитражном суде
Из-за кризиса люди чаще спрашивают о списании задолженностей. Несостоятельными по закону объявляются граждане, которые не могут погасить долги перед финансовыми учреждениями, организациями, бюджетом, другими физ. лицами.
Условия банкротства в Арбитражном суде:
Если долг по кредиту больше 500 000 рублей без процентов, банк вправе через суд признать физлицо несостоятельным, чтобы проверить имущество и реальные доходы человека, выяснить, куда потрачены деньги и продать собственность. Но поскольку банкротство в суде — дело затратное, банки банкротят только если знают, что у человека есть объекты для продажи. Если собственности нет — они будут годами тянуть из вас проценты, начислять штрафы и замечательно себя чувствовать.
Банкротство создали, чтобы прекратить бесконечное начисление процентов людям, которым и нечем платить кредиты.
Если читать ст. 213.4., то для подачи заявления у физлица нет строгих ограничений. Сумма 500 000 р. — это ограничение для банка, а самостоятельно можно заявить о банкротстве и раньше. На практике люди подают на банкротство с долгом от 350 тыс. рублей.
Неплатежеспособным признают человека, если доходов недостаточно для уплаты ЖКХ, кредитов, налогов, алиментов. Или если после уплаты остается меньше МРОТ на него и иждивенцев. Прожить на эти деньги нереально, а скрываться от кредиторов — не лучшая идея, и российское право не предлагает гражданам бегать от приставов и коллекторов. Законный механизм разрешения ситуации — признание себя банкротом.
Условия для банкротства в МФЦ
С 01 сентября 2020 года в ФЗ №127 вступили в силу изменения — появилась упрощенная процедура банкротства для физических лиц.
В соответствии с новыми поправками, для физ. лиц в МФЦ работает внесудебная процедура банкротства, которая доступна гражданам с долгами от 50 тысяч до 500 тысяч рублей. Требованием для внесудебного банкротства является то, что исполнительные производства окончены за невозможностью взыскания — по п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ №229. И открытых дел в ФССП нет.
Закон в действующей редакции предполагает, что пристав проверил финансы должника и установил, что у человека нет имущества и доходов для расчетов. Простыми словами, суть закона о внесудебной процедуре в том, что МФЦ официально признает банкротство физ. лица без суда, поскольку проверку уже провел пристав.
Государство экономит на обновленной редакции — и бюджет цел, и люди сыты.
Основные положения закона о внесудебном банкротстве граждан:
Заявление рассматривается без суда и финуправляющего, но в случае обмана или ошибки банки обратятся в Арбитражный суд, чтобы прекратить внесудебное списание долгов.
Читайте нашу инструкцию по списанию долгов через МФЦ, там представлены необходимые формы документов и порядок бесплатного банкротства.
Какие долги не списываются по банкротству?
Под действие Закона о банкротстве 127-ФЗ подпадают не все долги физического лица. Через банкротство в суде и МФЦ не списывают:
Другие задолженности будут списаны при объявлении физ. лица банкротом. Это кредиты, недоимки в налоговой инспекции и ПФР, долги по ЖКХ и штрафы ГИБДД, долги перед частными и бюджетными организациями и физическими лицами, долги от коммерческой деятельности ИП.
Пошаговая инструкция по объявлению несостоятельности в 2021 году
Процедура признания гражданина несостоятельным в 2021 году проводится в Арбитражном суде по строгому алгоритму. Рассмотрим, как работает закон о банкротстве, и какие этапы признания несостоятельности предусматривает:
В заявлении о признании физического лица банкротом нужно отразить ситуацию — кто должник, сколько и кому должен, почему не платит, показать расходы и доходы, приложить доказательства (документы из списка).
Мы разработали шаблон заявления в Арбитражный суд и рассказали, что писать в иске о банкротстве в этой статье.
Заявление с приложением документов подается в Арбитражный суд по почте или онлайн через сайт my.arbitr.ru (требуется регистрация на сайте Госуслуги).
Обратите внимание, что с ноября 2020 из-за карантина канцелярии судов не принимают документы нарочно!
Финуправляющий будет вести процедуру — проверит собственность и счета банкрота, сформирует конкурсную массу, продаст имущество и выплатит деньги кредиторам. Если продавать нечего, после проверки финуправляющий составит отчет для кредиторов и суда, что человек несостоятелен, конкурсная масса не сформирована, и предложит суду списать долги. И суд освободит человека от обязательств, ничего не забрав.
Сколько длится банкротство в суде? По закону срок полгода, однако на практике процесс длится от 8 до 12 месяцев, и более, если много объектов для продажи.
Какое имущество заберут при банкротстве
Продадут с торгов машины, акции и ценные бумаги, а также недвижимость (кроме единственного жилья). В ходе банкротства реализовано будет далеко не все имущество должника. Закон устанавливает ряд объектов, взыскание к которым не применяется:
Другое имущество гражданина подлежит продаже.
В каких случаях суд принимает решение об отказе в списании долгов гражданина?
Перечень причин, на основании которых суд откажет в списании долгов, изложен в ст. 213.18 127-ФЗ:
Когда суд не спишет долги физлица? Если при получении кредитов или займов, должник действовал незаконно: намеренно уклонялся от уплаты, скрывался от кредитора, пытался скрыть или спрятать имущество, уничтожал документы, позволяющие разыскать такое имущество.
Если такие факты были в вашей финансовой биографии — это не всегда означает злонамеренность. Но перед тем, как подать на банкротство, нужно проконсультироваться с юристом, выработать стратегию, чтобы избежать обвинений.
Последствия банкротства физического лица
Списание кредитов через процедуру несостоятельности — это разумное решение для граждан, которые в 2020 не могут оплачивать займы. Однако россиян волнуют последствия банкротства физических лиц имеет — в чем подвох?
На граждан, признанных банкротами, текст закона 127-ФЗ накладывает ограничения:
Как показывает юридическая практика и обсуждения на форумах, эти ограничения не воспринимаются россиянами как недостатки. Временные запреты с лихвой окупает свобода от банков, приставов и коллекторов.
Закон о банкротстве физических лиц
Содержание статьи
Банкротство физических лиц
Банкротство физических лиц предполагает, прежде всего, проведение судебного процесса, в результате которого будут удовлетворены по возможности требования кредиторов, при этом преследование должника после вынесенного судебного решения для исполнения денежных обязательств не допускается. Любой гражданин, имеющий задолженность перед кредитором свыше 500 тысяч рублей и не исполняющий обязанности в течение 3 месяцев, может подать исковое заявление в суд о признании себя банкротом. Подведомственность данных дел закон отнес к арбитражным судам по месту жительства должника, что не всегда является территориально удобным. В любом случае, наличие условий, предусмотренных ст. 213.3 Закона 127-ФЗ, а так же указание веских причин в заявлении, приведших к неплатежеспособности должника, являются основанием к признанию судом и объявлению процедуры реструктуризации задолженности. Должник обязан доказать, что является неплатежеспособным, только в этом случае он может быть объявлен судом банкротом. Процедура реструктуризации направлена на погашение долга перед кредиторами и включает следующие меры, которые применяются либо в совокупности, либо отдельно:
Суд оценивает состояние имущества должника и первым делом назначает финансового управляющего, услуги которого согласно закону оплачивает должник. Финансовый управляющий направляет уведомление о начале реструктуризации долга кредитором в течение 15 дней с момента вынесения судом определения о начале данной процедуры.
Обратите внимание! Составление плана по реструктуризации задолженности является правом должника на основании п. 1 ст. 213.2 Закона № 127-ФЗ, который затем предоставляется финансовому управляющему и собранию кредиторов.
После того, как план реструктуризации одобрит собрание кредиторов, план утверждается судом. Срок для реализации плана реструктуризации задолженности составляет 3 года, а если должник добросовестно исполняет его, то обязательства считаются выполненными перед кредиторами и дальнейшее преследование должника не допускается.
Если во время судебного разбирательства между должником и кредитором будет заключено мировое соглашение в порядке, установленном Законом № 127-ФЗ, то на основании ст. 213.31 прекращается:
Гражданин же при заключении мирового соглашения начинает исполнять денежные обязательства перед кредиторами.
В случае, когда план реструктуризации не был представлен, либо не был одобрен арбитражным судом или собранием кредиторов, то выносится решение о признании гражданина банкротом и начинается процедура реализации имущества должника согласно п.8 ст. 213.6 Закона № 127-ФЗ. Денежные средства, вырученные с торгов за реализацию имущества должника, будут переведены кредиторам в счет погашения задолженности. После вынесения определения суда об окончании реализации имущества гражданина, с должника снимаются все обязательства по отношению к кредиторам, которые не вправе далее настаивать на исполнении требований.
Закон о банкротстве физических лиц
При наступлении форс-мажорных обстоятельств, приведших должника к финансовой несостоятельности и который не может исполнить требования кредиторов об уплате долгового обязательства, общий размер которого составляет свыше полмиллиона рублей, и если должник отвечает признакам неплатежеспособности, то он обязан подать исковое заявление в суд о признании себя банкротом.
Если доказано, что должник не имеет возможности исполнить денежное обязательство перед кредиторами, то суд считает заявление обоснованным и начинает процедуру реструктуризации. При введении данной процедуры должник ограничивается в правах по управлению своими активами, в то же время судом назначается финансовый управляющий и предпринимаются меры по сохранности имущества должника. В итоге должник исполняет максимально возможно обязательства перед кредиторами, а недостаточность средств для полного погашения не означает, что после решения суда о признании гражданина банкротом кредиторы имеют право взыскать недостающую часть задолженности.
Закон направлен на поиск компромисса между кредиторами и должником, хоть и с некоторыми потерями, но позволяет урегулировать спор о долговом обязательстве и выйти из трудного финансового положения должнику.
Последствия
Последствия, наступающие при банкротстве физического лица, условно можно разделить на две группы согласно времени наступления:
Согласно Закону № 127-ФЗ при введении процедуры реструктуризации на должника налагается ряд ограничений, в том числе:
Так же во время судебного процесса должник несет расходы, связанных с публикациями сведений в деле о банкротстве (п. 4 ст. 213.7), а так же оплату государственной пошлины и оплату услуг финансового управляющего (п. 4 ст. 213.4) через внесение средств в депозит арбитражного суда. Но в это время так же приостанавливается применение к должнику неустоек и штрафных санкций, производство о возбуждении дела о принудительном взыскании и т.д., а все требования кредиторов могут подаваться только в рамках настоящего процесса.
После признания должника банкротом, должник не вправе занимать руководящие должности либо иным образом участвовать в руководстве юридическим лицом в течение трех лет, а при заключении сделок с кредиторами обязан уведомлять их о банкротстве в течение пяти лет.
Так же законом предусмотрено, что должник не может объявить в судебном порядке себя банкротом повторно пять лет с момента вынесения первого решения о признании банкротом. Следовательно, процедура банкротства для должника является не только инструментом для выхода из долговой кабалы, но и налагает ряд ограничений, связанных с реализацией имущества и последствий, установленных ст. 213.30 Закона 127-ФЗ. Поэтому при решении должником объявить себя банкротом, следует посоветоваться с квалифицированным юристом, который расскажет о нюансах признания банкротом физического лица и поможет грамотно провести через эту процедуру гражданина.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021)
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
27 сентября 2002 года
16 октября 2002 года
Судебная практика и законодательство — 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)
1.2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и нормативными актами Банка России, регулирующими вопросы деятельности временных администраций финансовых организаций.
2.2. Процедура принятия решения о реализации акций (долей) банков, в случае поступления Предложения о покупке, включает следующие этапы: получение Предложения о покупке; подготовка заключения о соответствии такого Предложения Федеральному закону (в том числе о соответствии предложенной цены установленным требованиям); рассмотрение Предложения о покупке Правлением Агентства; информирование лица, направившего Предложение о покупке, об итогах его рассмотрения.
1) сведения о размере предлагаемых к передаче обязательств и их структуре с разбивкой по обязательствам перед кредиторами каждой из очередей в соответствии с Законом о банкротстве;
2) перечень имущества, которое может быть передано Приобретателю (Приобретателям), с указанием его балансовой и оценочной стоимости;
выполняет иные функции, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
1.6. В аккредитационное дело кандидата (аккредитованного лица) помещаются поступающие в Банк России документы кандидата (аккредитованного лица) и копии документов, направленных ему Банком России, по вопросам, связанным с аккредитацией, отказом в аккредитации, аннулированием аккредитации, продлением аккредитации, отказом в продлении аккредитации, выдачей свидетельства об аккредитации, а также документы, относящиеся к деятельности кандидата (аккредитованного лица) в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего, финансового управляющего, ликвидатора.
4.8. При наличии признаков банкротства, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», работодатель обязан уведомить работников и профсоюзную организацию о возможном банкротстве организации, а при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве должника-работодателя уведомить их также о проводимых процедурах (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и т.д.).
Денежные взыскания с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)
Закон о банкротстве физических лиц в 2021 году (ФЗ-127 о несостоятельности)
Если вы читаете эту статью — значит, наступили сложные времена и подать документы на банкротство физических лиц не кажется вам абсурдной идеей. Этим правом пользуются граждане, которые не могут рассчитаться с кредиторами. Благодаря возможности оформить банкротство у физлиц появился шанс легально списать долги.
Что это такое — банкротство или финансовая несостоятельность? Это законный способ избавиться от долгов, регламентированный № 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Фактически, реабилитация при больших долгах. Должники получают возможность освободиться от неподъемных кредитов и начать свою финансовую историю с нуля.
Интересно, что до 2015 года право заявить на банкротство имели только компании и индивидуальные предприниматели. Однако с 1 октября 2015 года ситуация изменилась, и теперь не только юридические лица, но и должники-физлица могут избавиться от долгового бремени законным путем.
Подойдет ли вам банкротство
физических лиц?
Как работает ФЗ о банкротстве физических лиц № 127-ФЗ?
Когда речь идет о крупных задолженностях, необходимо понимать, какие права и обязанности устанавливает закон для банкрота. Право на списание долгов регулируется Федеральным законом о банкротстве физлиц, точнее — главой X ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)».
Текст закона регулирует следующие пункты:
Он может подать на банкротство даже заранее, до начала просрочек, если должник понимает, что не сможет рассчитаться со своими обязательствами. Что это за обстоятельства — в законопроекте не уточняется. Это решает суд, исходя из конкретной ситуации: например, установление инвалидности, лишение кормильца — ситуации, когда очевидно, что займы не будут возвращены, и их можно сразу списать;
На практике по итогам уже состоявшихся судов ясно, что суд рассматривает дела при сумме долга от 350 тыс. рублей.
Также установлены временные ограничения, наступающие при установлении факта финансовой несостоятельности, с момента первого заседания по делу — это приостановление судебных постановлений, вынесенных ранее, прекращение начислений процентов по кредитным обязательствам;
Действующая редакция закона о банкротстве граждан № 127-ФЗ предусматривает 25 000 рублей в качестве фиксированного вознаграждения финуправляющего. Помимо этого управляющий имеет право на 7% от стоимости реализованной собственности банкрота — если проводились торги.
Частые вопросы
Можно. Подача заявления осуществляется через официальный портал Арбитражных судов my.arbitr.ru. Для подачи заявления удаленно требуется получение электронной цифровой подписи. Сделать это можно в любом Удостоверяющем центре.
Да, может. Выход на пенсию может даже стать своего рода смягчающим обстоятельством, объясняющим невозможность гражданина погашать свои задолженности в прежнем объеме. В отношении пенсионеров применяется аналогичная процедура, за небольшим исключением — им часто удовлетворяют ходатайства об отсрочке или рассрочке оплаты услуг финансового управляющего и оставляют всю пенсию в течение реализации.
Да, можно. Но помните, что на стороне ваших кредиторов будут опытные юристы, соревноваться с ними будет затруднительно. Без юридической подготовки вы рискуете потратить на процедуру существенно больше времени и денег, чем при помощи юриста.
Главное, не паниковать и не совершать необдуманных действий. К примеру, вам не стоит спешно избавляться от своего имущества, продавая его по бросовым ценам или переписывая на родственников. Лучше сразу обратитесь к юристам за выбором оптимальной стратегии защиты.
Но лучше не доводить ситуацию до того момента, когда банк сам подаст на вас в суд. Если инициатор процесса — кредитор, то он позаботится о назначении лояльного к кредитной организации финуправляющего. Это осложнит прохождение банкротства для человека, который и без того уже запутался в долгах.
Узнайте, что из имущества продадут
при банкротстве
Изменения и поправки с 2015 по 2020 годы
Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.
Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.
С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.
В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищал ИП, чей бизнес относился к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе были подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно было использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Действие моратория закончилось 7 января 2021 года.
Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.
Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.
Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.
Рассчитать полную стоимость банкротства
Закон о несостоятельности (банкротстве): что ждать в 2021 году?
Юридическая грамотность населения выросла, и банкротство становится популярнее. Люди хотят списать кредиты и микрозаймы через суд, однако стоимость расходов на услуги при банкротстве не всегда адекватна ситуации. Если нет денег, то их нет и на банкротство. И люди вынуждены прятать доход, получать серую зарплату, чтобы пристав не возобновил исп. производство, а банк не списал старые долги в безакцептном порядке.
Государство пришло к выводу, что если затраты на банкротство физических лиц сократить, это даст большому количеству налогоплательщиков шанс начать жить заново — легально и без долгов.
Статья 223.4. Последствия включения сведений о гражданине, подавшем заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
Упрощенное банкротство в МФЦ
Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.
Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:
Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.
Если же в течение полугода, который отводится на упрощенное банкротство, приставы или кредиторы найдут имущество должника (например, он устроится на работу или внезапно получит наследство), то процедуру банкротства перенесут по инициативе кредитора в суд. Оплачивать услуги финуправляющего в этом случае обязан кредитор.
Бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда подходит только самым бедным людям. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.
Подходит ли вам упрощенное банкротство?
Продажа единственного жилья
По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении единственный элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.
Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.
Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.
Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.
Позиции Конституционного и Верховного судов РФ в отношении изъятия единственного жилья
В конце апреля 2021 года Конституционный суд (КС РФ) принял решение о том, что если жилье банкрота принадлежит к категории роскошного, обладающего избыточной площадью (в деле фигурировала квартира с метражом более 100 метров при одном жильце), то его можно продать. КС потребовал от судов принимать решения о реализации единственного жилья в процедуре банкротства физлица, особенно если физ. лицо до банкротства успело «влезть в долги», а единственное жилье купило уже после того, как эти долги набрало.
Но продать единственную квартиру или дом разрешается только в том случае, если взамен должнику будет выделено новое жилье, удовлетворяющее социальным нормам. То есть кредиторы должны договориться на общем собрании о совместной покупке для должника более дешевой квартиры. Жилье должно быть куплено в том же населенном пункте, где находится то имущество, которое по суду будет решено продавать. Если только должник сам не заявит о своей готовности к переезду.
Также КС потребовал срочно внести изменения в законы РФ, которыми прописан статус неприкосновенности единственного жилья, и напомнил, что требует таких поправок от законодателей уже 9 лет, а «воз и ныне там».
Верховный суд РФ 4 августа 2021 года подтвердил мнение КС от конца апреля и постановил, что у физического лица, признанного банкротом, можно изымать жилье, подпадающее под категорию «роскошное», даже в том случае, если оно у должника единственное. Причем, считает ВС, имеет право изымать жилье не только кредитор, но и финансовый управляющий, который назначается для ведения процедуры банкротства.
Средства на приобретение альтернативной жилплощади банкроту выделяются из конкурсной массы. А решение о целесообразности изъятия единственного жилья должно приниматься на собрании кредиторов, говорится в решении Верховного суда.
В 2021 году в закон внесут новые поправки
Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве» в 2021 году. О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.
Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.
Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.
Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.
Поправки в закон о банкротстве внесены в Госдуму
Пакет поправок в «Закон о банкротстве» был внесен в Госдуму 17 мая 2021 года. Но вступить в силу они должны в полном объеме только через год после их принятия. Поправки уже довольно давно, еще в 2019 году, были разработаны Минэкономразвития. Но их критиковали все юрики и физики, причастные к банкротному процессу. И вот, наконец-то, кажется, что все интересы учтены. Но битва в Думе предстоит жесткая.
Законопроект даже меняет название действующего федерального закона. В новой редакции он называется федеральный закон «О реструктуризации и банкротстве». Даже из названия понятно, что упор правительство делает на возврат долгов, а не на их списание. Что ж, для списания кредитов должникам придется прилагать больше усилий.
Внесенный вариант поправок согласован с управлением правовой информации президента. Именно у этого управления ранее было больше всего нареканий к новациям, предлагаемым в законопроект.
Группы должников, стоимость услуг и введение балльной системы для СРО
Первое. Поправки, будучи принятыми, введут разделение должников по уровню доходов:
Второе. Ранее писалось, что для физических лиц значительно подорожает сама процедура банкротства — стоимость услуг арбитражных управляющих. В записке к законопроекту такие изменения не анонсированы. Это означает, что этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. То есть окончательное решение о том, выносить ли на голосование увеличение стоимости услуг управляющих, должны принять комитеты Думы в течение июня. Уже летом 2021 года стало ясно, что депутаты Думы оставили решение этого вопроса народным избранникам нового созыва.
Но уже известно, что изменятся «гибкие» проценты, которые зависят от стоимости имущества, проданного управляющими на торгах. Вознаграждение, выплачиваемое от стоимости реализуемого имущества управляющему сейчас — 7 %. Поправки предлагают его повысить до 10 %.
Нововведения для арбитражных управляющих и СРО
Третье. Введение бальной системы оценки финуправляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих.
Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:
Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.
Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:
Новая модель торгов
Планируется, что торги по реализации имущества будут проводить путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, то есть на одну величину изменения цены. То есть цена на имущество может падать ровно до того момента, когда кто-то из желающих вызовется это имущество купить.
Как только такая заявка поступает в систему, то фиксируется минимальная цена желающего купить, а далее торги начинаются с новой отсечки. Цена на имущество начинает повышаться. Сделано это для того, чтобы заинтересованные лица не сбивали цену и не покупали квартиры, машины, заводы и пароходы банкрота за бесценок.
Поправки начнут действовать по истечении года со дня опубликования закона в «Российской газете». Проект предусматривает множество переходных положений.
Альтернативный вариант закона о банкротстве от «Справедливой России»
Проект закона о реформе системы банкротства юридических и физических лиц в России был внесен в Госдуму в июне 2021 года, в последний день работы депутатов прошлого созыва. Его автор — народный избранник VII созыва нижней палаты парламента Ирина Чиркова, партия «Справедливая Россия». Законопроект написан в качестве альтернативы официальным правительственным поправкам в закон «О банкротстве», которые были разработаны Минэкономразвития и внесены в Госдуму в мае 2021 года. Сейчас документ ожидает даты назначения первого чтения.
Совпадения и отличия двух вариантов законопроектов разобрал портал «Федресурс».
В отличие от варианта, предложенного в поправках правительством, депутат Чиркова намерена сохранить сложившиеся на сегодняшний день процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления в процедуре банкротства юрлиц. Согласно же предложениям правительства в ходе реформы должны сохраниться только две процедуры: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация), по аналогии с процессами, которые допустимы при банкротстве физ лиц.
Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ) тоже считает идею отказа от процедур финансового оздоровления и внешнего управления ошибочной. Год назад ГПУ предлагало рассмотреть перспективы отказа от этих двух процедур при банкротстве через два года после вступления поправок в силу. В итоге в варианте правительства в поправках в закон зафиксирован промежуточный вариант: переход к банкротству согласно новым правилам будет растянут во времени.
В течение первых двух лет действия обновленного закона суды будут вправе принимать решения о применении как прежних, так и новых процедур. Это необходимо для адаптации участников рынка к новым правилам, пояснял весной 2021 года глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Некоторые идеи законопроектов правительства и «справедливороссов» совпадают. Например, авторы стремятся одинаково изменить систему реализации имущества банкротов. На смену торгам, в ходе которых цена лота растет, должны прийти так называемые «голландские аукционы» с плавающей системой формирования цены. То есть сначала торги проходят в парадигме повышения цены лота.
Но если желающих купить имущество нет, то цена будет снижаться до поступления первого предложения на покупку. После этого торги снова пойдут с упором на рост цены. Но если никто из участников не захочет поднять котировку, то победителем признают того представителя, кто первым озвучил свое предложение.
Есть совпадения в области отбора и назначения арбитражных управляющих для проведения дела о банкротстве. Чиркова, так же как и МЭР, предлагает законодательно ввести механизм случайного выбора финуправляющего. Для чего необходимо разработать и начать применять балльную систему оценки работы этих специалистов.
Есть и существенные разночтения в обоих законопроектах. В варианте от «Справедливой России» зафиксировано требование кардинально изменить систему обеспечения имущественной ответственности арбитражных управляющих. Сейчас они обязаны страховать свою ответственность, что фактически приравнено к праву заниматься своей работой для этих специалистов. Внесенный Чирковой проект предусматривает альтернативный способ обеспечения имущественной ответственности.
Предполагается, что будет оформляться аналог банковского кредита — выписка независимой банковской гарантии в качестве страховки. Кроме того, документ допускает, что каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО АУ) может создать свой внутренний целевой фонд для обеспечения ответственности своих членов. «По существу, в данном случае применяется метод резервирования денежных средств (самострахование)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Также проект Чирковой в отличие от правительственного предусматривает ежегодную индексацию фиксированных гонораров управляющих на официальный размер инфляции, который подсчитывает Банк России. «Порядок индексации размера вознаграждения арбитражного управляющего устанавливается регулирующим органом», — сообщается в проекте. Размер суммы вознаграждения для временного и конкурсного управляющего, к примеру, сейчас составляет 30 тысяч рублей в месяц (и 25 тыс. для финуправляющего при банкротстве физ лиц для каждой процедуры).
Реализация предложений будет «способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в делах о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников», написано в пояснительной записке к проекту.
Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.