флаги на номерах автомобилей стран
Автомобильные коды стран мира
Автомобильные коды стран требуются для идентификации государства регистрации автомобиля. Ранее для этой цели служила наклейка, на которой код страны указывался заглавными буквами. Отличительный знак страны регистрации должен крепиться в задней части транспортного средства возле номерного знака, а также может быть включен в регистрационный номер транспортного средства. Если отличительный знак включен в регистрационный номер, он также должен присутствовать на передней регистрационной табличке транспортного средства.
Отличительный знак может быть дополнен флагом или эмблемой национального государства или эмблемой региональной организации экономической интеграции, которой страна принадлежит. Знак отличия должен отображаться в крайнем левом или крайнем правом углу регистрационной таблички. Если на регистрационном номере присутствует символ/флаг/эмблема, отличительный знак должен быть помещен в крайнее левое положение на регистрационной пластине.
В последнее время страны переходят на определение принадлежности на регистрационных знаках. Например, в странах Евросоюза этот код изображается на стандартном регистрационном номере автомобиля. Наклейка в этом случае уже не требуется.
Тем не менее были случаи (например, в Германии), когда за её отсутствие выписывали штраф. Во избежание недоразумений, даже если не хотите её приклеивать, лучше возить наклейку с собой и приклеить по первому требованию.
Согласно Конвенции о международном движении наклейка должна быть выполнена в виде эллипса, главная ось которого горизонтальна, а буквы должны быть черными на белом фоне.
Данные во всех таблицах можно отсортировать по возрастанию/убыванию, кликнув по заголовку столбца.
Автомобильные номера, которые используются в Грузии
Автомобильные номера в Грузии выдаются при регистрации любых автомобилей, мотоциклов, автобусов, прицепов и прочих транспортных средств и служат для их идентификации.
История
Автомобильные номера
Грузинские номера по нормам 1993 года выглядят как белая прямоугольная плашка с черными надписями. Слева размещен флаг государства, под ним располагается код GE или GEO. Собственно номер включает 3 буквы латинского алфавита и столько же цифр, между которыми ставится дефис. В варианте, когда комбинация пишется в два ряда, буквы идут вверху, а цифры — внизу. Дефис в таком случае убирается, государственного флага тоже нет.
Изначально за каждым отдельным регионом закреплялись буквенно-цифровые комбинации, начинающиеся с конкретной литеры. Например, автоинспекция в Тбилиси выдавала таблички, начинавшиеся буквой А, Аджарская ГАИ — В, Абхазская — С. Однако впоследствии было разрешено выбирать любой номер, и даже изготавливать их по индивидуальному заказу (для этого можно выбрать какое угодно сочетание, состоящее максимум из шести символов, обратиться в местное отделение Патрульной полиции и заплатить установленную пошлину).
Номерные таблички по нормам 2014 года выглядят по-другому: слева располагают символику страны (грузинский флаг и код GE), выполненную по аналогии с европейскими стандартами; сами символы пишутся FE-шрифтом и включают в себя две латинские буквы, три цифры и снова две латинские буквы. Каждое из сочетаний при этом отделяется от другого дефисами. При двухрядном варианте оформления две первых литеры ставятся наверх, а цифры и остальные буквы — вниз. Никакой привязки к конкретным регионам это не имеет.
На территории Абхазии и Южной Осетии (независимость этих государств частично признана, однако грузинская сторона рассматривает их как неотъемлемые части своей страны) действуют собственные номерные знаки.
Если же рассматривать кодировку предшествующего периода, то буквенные обозначения распределялись так:
Типы номерных знаков
Нормативы 2014 года внесли изменения в шрифт, а после статуса сделали обязательными три цифры, варианты букв при этом пополнились комбинацией СС, обозначающей консульских работников.
Что нужно знать об автомобильных номерах с буквами DPR и LPR
Встретить на российских дорогах автомобили с иностранными номерами — не редкость. Их достаточно много. Кто-то путешествует, другие проезжают транзитом.
При этом определённые номера не вызывают никакого удивления, когда видишь на них флаги Беларуси, Казахстана и других соседствующих с РФ стран.
Но в последнее время всё чаще, особенно в западных регионах России, встречаются машины, на номерах которых напечатаны аббревиатуры DPR и LPR. Закономерно у многих возникают вопросы, что же это за государственные знаки, кому они принадлежат и законно ли такие машины находятся на территории РФ.
Чьи это номера
Для начала нужно разобраться с происхождением букв LPR на номерах машин, как и с тем, что же значат буквы DPR на номере машины.
Здесь ничего удивительного и странного нет. Так обозначают государственные номерные знаки двух республик. Речь идёт о ДНР и ЛНР. Говорить сейчас о политических моментах не будем. Основной упор на автомобильную и юридическую составляющую.
Теперь вы знаете, какая это страна, если на номере легковой или грузовой машины нанесены буквы LPR или DPR. Это ЛНР и ДНР соответственно.
Если вас интересует точная расшифровка аббревиатур DPR и LPR на номере машины, то тут ничего сложного. Первая буква означает конкретную республику (Lugansk или Donetsk), а вторые две — это People’s Republic. То есть Народные Республики. А потому расшифровываться номера будут именно так. По первой букве понятно, откуда конкретно машина. Каждая страна, а точнее республика, сама выпускает таблички с маркировками LPR и DPR, то есть у них есть свой производитель. А также официальные ведомства в виде ГАИ и МРЭО, занимающиеся выдачей номерных знаков, постановкой и снятием автомобилей с учёта.
Соответствующие знаки на номерах машин появились после известных событий на востоке Украины. В результате политических конфликтов, которые переросли в военные действия, на востоке образовались две республики. Донецкая и Луганская. Причём они являются независимыми друг от друга. Политическая проблема заключается в том, что другие страны их не признают, а поддержка и признание фактически есть только со стороны РФ.
Желая нормализовать и стабилизировать ситуацию, власти республик начали решать вопросы, связанные с документами. В частности, запустили процесс замены номерных регистрационных знаков на автомобилях. Причём в качестве образца для госномеров использовали российские знаки. То есть тут используется 1 буква, 3 цифры и ещё 2 буквы.
Первые версии знаков носили на себе герб и название республики. В 2018 года формат изменили, оставив лишь аббревиатуру с названием республики, а также флаги.
При перерегистрации не нужно было обязательно сдавать украинский номер. Можно просто приехать в МРЭО, подать заявление, оплатить пошлину и получить номер нового образца. Важно отметить, что процедура является добровольной. Другими словами, на территории республик можно ездить как с номерными знаками республики, так и с табличками украинского образца. Никаких юридических или административных санкций за это предусмотрено не будет.
Где используются
Эти знаки создавали для применения внутри республик. Сформированная система внутренних номеров даёт возможность регулировать дорожное движение, предотвращать угоны, а также решать ряд других проблем. Плюс люди банально не хотят иметь ничего общего с Украиной.
Обе республики признают номерные знаки друг друга. Но машины с такими табличками применяются не только на их территории.
Также госзнаки образца ЛНР и ДНР встречаются на машинах в России, Казахстане и Беларуси.
Важно отметить, что Беларусь и Казахстан с юридической точки зрения номерные автомобильные знаки двух республик не признают. Но на практике, когда такие машины встречаются в стране, их не останавливают, не депортируют владельцев, а также не выписывают штрафы. Это признают местные жители и сами граждане республик.
Признанными номера ДНР и ЛНР считаются в России. Плюс их признали ещё две самопровозглашённые республики, нашедшие поддержку со стороны РФ. Речь идёт о Южной Осетии и Абхазии.
Когда началась выдача
Официально таблички с регионами LPR и DPR на номерах появились в мае 2015 года.
Именно тогда власти ДНР заявили о начале процедуры выдачи регистрационных номерных автомобильных знаков нового образца. При этом стоит отметить грамотность решения. Правительство параллельно не издавало указов, согласно которым украинские номера признавались бы недействительными и запрещёнными.
Руководство ГАИ пояснило, что это вполне нормальное и адекватное решение. Ведь решение о замене знаков водитель принимает добровольно. Если он не захочет ставить табличку с символикой ДНР или ЛНР, никакого административного наказания или принуждения применяться в его отношении не будет.
Если желание есть, достаточно посетить отделение МРЭО, зарегистрировать транспортное средство, заплатить пошлину и получить на руки комплект новых номеров.
Помимо новых знаков, водителю также выдаётся свидетельство о техническом осмотре, которое действует 12 месяцев.
Также стоит добавить, что процедура смены табличек на машине в ДНР и ЛНР проводится по идентичному алгоритму. Разница только в самих номерных знаках, где наносится соответствующий флаг и аббревиатура.
Виды номерных знаков
В основном номерной знак с символами LPR и DPR встречается именно на территории двух республик. Но также их можно увидеть в некоторых других странах.
Разобравшись с тем, что за регион указывает на государственных номерах, мы понимаем, что LPR означает Луганскую народную республику, а DPR — Донецкую.
Ещё один вопрос заключается в том, какие виды номеров выпускаются и выдаются в МРЭО. Тут можно выделить несколько разновидностей:
Так что ассортимент не ограничивается только классическими белыми табличками с чёрными символами.
Машины с номерами республик на территории РФ
Ещё один вопрос, который многих интересует. Это правомерность нахождения автомобилей, оснащённых номерными знаками образца ЛНР и ДНР, на территории Российской Федерации.
Первые машины с номерными знаками республик в России можно было увидеть уже в 2015 году, поскольку появились они в мае того же года.
Можно отметить очень лояльное отношение со стороны ГИБДД и ДПС к таким машинам. Хотя на тот момент официально их ещё не признали.
Состоялось это важное событие только в 2017 года. Тогда президент издал указ, обеспечивший легальный статус номерных знаков ЛНР и ДНР на территории Российской Федерации.
Важно добавить, что приказ распространился не только на государственные регистрационные номерные знаки. Это также касалось:
Согласно этому указу, начиная с 18 февраля 2017 года ни одно из государственных ведомств в РФ не могут отказать в приёме документов со стороны граждан непризнанных республик.
А это даёт зелёный свет на езду на территории РФ автомобилей с номерами двух республик.
Одна важная поправка.
Особенности процедуры ввоза автомобилей в РФ из республик
Сделать это до февраля 2017 года было проблематично, и скорее даже невозможно.
Но приказ от 18 февраля всё значительно изменил, а также упростил. Это распространяется как на въезд граждан республик, так и на ввоз автомобилей с территорий ЛНР и ДНР в Россию.
Чтобы человек мог въехать в страну, достаточно предъявить один из следующих документов:
С российской стороны нет никаких ограничений в этом плане. Страна признаёт как паспорта украинского, так и республиканского образца. Ещё один признак грамотной политики и лояльного отношения к украинцам.
Что же касается ввоза автомобиля, то тут придётся пройти стандартную процедуру растаможки. В неё входит уплата налогов и регистрация номерных знаков.
Есть ещё один нюанс. Эксплуатация автотранспорта на территории РФ разрешена только при условии наличия страхового полиса ОСАГО. Но это вряд ли можно назвать проблемой, поскольку соответствующий полис страховая автогражданской ответственности можно оформить при пересечении границы в соответствующих офисах.
Процедура переоформления номеров республик в РФ
Если возникнет желание переоформить номера одной из двух республик в России, никаких особых требований и условий не требуется. Процедура осуществляется в общем порядке.
Причём в РФ разрешается переоформлять номерные знаки не только образца ЛНР и ДНР, но также и украинского формата.
Чтобы сделать это, нужно выполнить несколько процедур:
Ориентировочная стоимость переоформления составляет 1700-2000 рублей.
Всё происходит официально, все пошлины установлены и регулируются на государственном уровне. Никаких дополнительных доплат и взяток за переоформление машин с номерами ДНР и ЛНР давать не нужно. Хотя наверняка найдутся хитрые сотрудники, которые попытаются убедить вас в обратном. Якобы всё сложно и даже невозможно, но за определённую плату мимо официальной кассы проблема решается. С такими сотрудниками не стоит иметь дело. Это уголовное преступление.
Углубившись в вопрос номерных регистрационных знаков на автомобилях в ЛНР и ДНР, можно было узнать много нового, полезного и интересного.
Кто сталкивался с номерами из республик? Приходилось ли переоформлять машину, получать документы и таблички с номерами? Какие сложности возникали? Правильно ли поступает РФ в отношении автомобилей из ДНР и ЛНР?
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о проекте друзьям!
Флаги на номерах машин
Автомобильные коды стран требуются для идентификации государства регистрации автомобиля. Ранее для этой цели служила наклейка, на которой код страны указывался заглавными буквами. Отличительный знак страны регистрации должен крепиться в задней части транспортного средства возле номерного знака, а также может быть включен в регистрационный номер транспортного средства. Если отличительный знак включен в регистрационный номер, он также должен присутствовать на передней регистрационной табличке транспортного средства.
Отличительный знак может быть дополнен флагом или эмблемой национального государства или эмблемой региональной организации экономической интеграции, которой страна принадлежит. Знак отличия должен отображаться в крайнем левом или крайнем правом углу регистрационной таблички. Если на регистрационном номере присутствует символ/флаг/эмблема, отличительный знак должен быть помещен в крайнее левое положение на регистрационной пластине.
В последнее время страны переходят на определение принадлежности на регистрационных знаках. Например, в странах Евросоюза этот код изображается на стандартном регистрационном номере автомобиля. Наклейка в этом случае уже не требуется.
Тем не менее были случаи (например, в Германии), когда за её отсутствие выписывали штраф. Во избежание недоразумений, даже если не хотите её приклеивать, лучше возить наклейку с собой и приклеить по первому требованию.
Согласно Конвенции о международном движении наклейка должна быть выполнена в виде эллипса, главная ось которого горизонтальна, а буквы должны быть черными на белом фоне.
Данные во всех таблицах можно отсортировать по возрастанию/убыванию, кликнув по заголовку столбца.
[printfriendly]
Автомобильные коды стран мира и Европы
Автомобильные коды стран требуются для идентификации государства регистрации автомобиля. Ранее для этой цели служила наклейка, на которой код страны указывался заглавными буквами. Наклейка должна крепиться в задней части транспортного средства возле номерного знака.
В последнее время страны переходят на определение принадлежности на регистрационных знаках. Наклейка в этом случае уже не требуется.
Тем не менее, были случаи (например, в Германии), когда за её отсутствие выписывали штраф. Во избежание недоразумений, даже если не хотите её приклеивать, лучше возить наклейку с собой и приклеить по первому требованию.
Согласно Конвенции о международном движении наклейка должна быть выполнена в виде эллипса, главная ось которого горизонтальна, а буквы должны быть черными на белом фоне.
Автомобильные номера таких регионов, как DPR и LPR на дорогах западного федерального округа России уже мало кого удивляют. Тогда как на Урале, Приволжье или восточной части страны машины с номерными опознавательными знаками DPR и LPR в диковинку. Кому они принадлежать, где применяются, можно ли ездить по российским дорогам с такими регистрационными знаками? Действуют ли на них общие правила перерегистрации, таможенных процедур или временного ввоза автомобиля? На все вопросы ответит данная статья.
Кому принадлежат номера DPR и LPR?
DPR и LPR является английской аббревиатурой непризнанных республик ДНР и ЛНР (People’s Republic). Трагические события на востоке Украины в 2014г привели к вооруженному столкновению, поскольку жители Донбасса не признали результат киевского переворота. В результате были провозглашены две молодые народные республики – Донецкая (DPR) и Луганская (LPR).
В мае 2015 года В ДНР были выданы первые регистрационные номера нового типа. При этом украинские знаки отменять не стали. Процедура заключалась в следующем – водитель посещал отдел ГАИ (МРЭО), регистрировал машину и оплачивал пошлину. Сотрудник инспекции выдавал номерной знак с регионом DPR. Процесс замены занимал один рабочий день.
Вскоре аналогичным способом стали регистрироваться транспортные средства в ЛНР с регистрационными номерами LPR.
Формат знаков копировал российский прототип – 1 буква, 3 цифры, 2 буквы (с соответствующими размерами и шрифтами).
С 2015 года автономера претерпели ряд изменений. В 2018 году были убраны герб и название непризнанных образований, остался лишь код Донецкой и Луганской республик на латинице. Знак сегодня обладает заводской печатью. В прошлом году в ДНР было выдано более 240 серий знаков нового образца соответственно по 999 штук каждая.
На сегодняшний день процедура перерегистрации осталась добровольной.
Где применяются номера с регионом DPR и LPR?
Регистрационные номера DPR и LPR используются в первую очередь в республиках ДНР и ЛНР, чтобы контролировать ситуацию на дорогах и разрешать вопросы, связанные с уголовными преступлениями – угон, ДТП и пр. В базе данных МВД более 2 000 заявлений о пропаже автомобилей.
Помимо непризнанных образований машины с такими номерами передвигаются по территории друг друга. А также некоторые страны бывшего союза:
Встречаются автономера DPR и LPR и в других непризнанных международным сообществом республиках (но признанных РФ) – Абхазии и Южной Осетии.
Следует отметить, что законодательно власти ни Белоруссии, ни Казахстана не легитимизировали номерные знаки, как и иные документы жителей (паспорт, свидетельство о рождении, водительские права, документы об образовании, прочее). То есть, с юридической точки зрения, машины там ездят не законно. Но фактически, как отмечают многие очевидцы, да и сами жители Донецкой и Луганской областей, сотрудники госавтоинспекции обеих стран смотрят на это «сквозь пальцы». Не останавливают машины с номерами DPR и LPR, не штрафуют их, не депортируют их хозяев.
Можно ли ездить в России на номерах ДНР и ЛНР?
По российским регионам автомобили с номерами DPR и LPR перемещаются с 2015 года (с момента их появления). И формально работники ГИБДД не имели претензий к регистрационным знакам непризнанных республик. Тем более, учитывая настроения и оценку происходящих на Украине событий, большинство российских граждан относятся к жителям Донбасса не просто лояльно, а с симпатией и сочувствием.
Но с 2107 года появилось правовое основание находиться на территории России транспорту с автознаками DPR и LPR. 18 февраля Президент подписал указ №74 о признании ряда документов:
С момента подписания (18.02.2017) у ведомств РФ нет оснований запретить въезд, отказать принять документы или номера автомобилей, зарегистрированных в ДНР и ЛНР.
Ввоз автомобиля в Россию из ДНР и ЛНР
Со дня подписания указа Президента №74 процедура въезда в Россию на автомобиле с территории ДНР и ЛНР существенно упростилась. Среди документов, удостоверяющих личность, принимают три документа:
В случае ввоза автотранспорта из Донецкой и Луганской областей существует два варианта, как и для любого иностранного гражданина:
Оба варианта возможны, как для украинских номеров, так и для знаков DPR и LPR.
Передвигаться по дорогам РФ можно лишь с действующим полисом ОСАГО. Поэтому следует заранее приобрести его на погранпункте. Действующий период варьируется от 5 суток до 1 года. Наличие медполиса не обязательно.
Как переоформить номера ДНР и ЛНР в РФ?
Переоформление автознаков DPR и LPR в России происходит аналогично, как и для жителей всей Украины. Порядок действий несложный.
Стоимость всей процедуры составит порядка 1700 руб.
Нюансы
Существует ряд противоречий, связанных с передвижением автотранспорта с номерами DPR и LPR по территории России. Нестыковок, как минимум две.
Для жителей ДНР и ЛНР эти «нюансы» вносят не просто неудобства, но порой угрозу жизни и здоровья. Поскольку многим доступ на территорию Украины ограничен в силу того, что они включены в различные «расстрельные» списки.
Итак, регион DPR и LPR на автономерах означает принадлежность к республикам Донбасса. До 2017 года машины перемещались по России незаконно, хотя никаких препятствий сотрудники госинспекции им не чинили. С 18 февраля прошлого года они ездят по субъектам РФ на правовых основаниях.
Автомобильные коды стран
Автомобильные коды стран (или IVR коды) — основной (и единственный) на сегодняшний день способ быстрой идентификации государства, где было зарегистрировано транспортное средство, без проверки документов.
К таблице действующих
автомобильных кодов стран
К таблице автомобильных
кодов бывших стран
В начале 1900-х годов количество транспортных средств и их разнообразие достигло таких значений, при которых вопрос безопасности пешеходов (да и самих водителей) становился вопросом первостепенной важности. Одной из самых значимых попыток привести все автомобили к единому стандарту безопасности, является «Конвенция о международном передвижении автомобилей» (Annexe C. Convention internationale relative à la Circulation des Automobiles pdf ), принятая в Париже 11 октября 1909 года, и вступившая в силу после подписания всеми странами-ратификантами 1 мая 1910 года.
Среди основных требований, предъявляемых к транспортному средству, можно отметить: обязательный его осмотр компетентным органом, пожаро- и взрывобезопасность, наличие двух независимых тормозов, фар, осветителей номерного знака, не пугать шумом животных, не отравлять окружающих выхлопными газами и т.д. Разрешение на вождение предоставлялось лицам не моложе 18 лет.
Для обеспечения возможности пересекать границы других стран, на автомобиль, в дополнение к номерному знаку выданного в родной стране, должен был устанавливаться отличительный знак. Этот знак должен крепиться в видимом месте на задней части авто и удовлетворять следующим требованиям:
Отличительный знак страны происхождения (авто) состоит из овальной таблички шириной 30 сантиметров и высотой 18 сантиметров, на которой одна или две буквы окрашены в черный цвет на белом фоне. Знаки должны состоять из заглавных букв латинского алфавита и иметь высоту не менее 10 сантиметров, ширина каждой строки — 15 миллиметров.
Отличительными буквами для разных стран на тот момент являлись следующие: Германия, D; Австрия, A; Бельгия, B; Испания, E; Соединенные Штаты Америки, US; Франция, F; Великобритания и Ирландия, GB; Греция, GR; Венгрия, H; Италия, I; Монтенегро, MN; Монако, MC; Нидерланды, NL; Португалия, P; Россия, R; Румыния, RM; Сербия, SB; Швеция, S; Швейцария, CH.
Надзор за соблюдением конвенции возлагался на правительство страны-подписанта, в которой было зарегистрировано транспортное средство.
Поскольку материал для отличительных знаков ничем не регламентировался, изготавливали их не только из стали (включая выштамповку литер и ободок как на регистрационных номерах), но и из бумаги, в виде переводных картинок или самоклеящихся стикеров. По поводу сторонних надписей или изображений на таких знаках, бывало, руководствовались принципом «что не запрещено, то разрешено», размещая возле кода флаг или герб страны.
С самого начала введения международных номерных знаков, за основу попытались взять мнемонический принцип формирования кода. В целом, способ неплохо работает, хотя есть и тонкости. Так, некоторые республики считают обязательным указывать форму государственного правления на автомобильных кодах: RA — республика Аргентина, RCH — республика Чили, RKS — республика Косово, ROK — Республика Корея (в данном случае код и вовсе содержит предлог «of» — Republic of Korea) и т.д.
Интересные метаморфозы произошли и с автомобильным кодом России. Изначально (в 1910) её код был однобуквенным «R«, после образования СССР код преобразовали в «SU«, в это время (с 1959 по 1962) «RU» (код, на который мы могли бы претендовать) становится официальным кодом Руанды-Урунди, с 1960 (после провозглашения независимости от Бельгии) код «RU» переходит республике Бурунди, после развала СССР Россия вновь получает код для авто, но уже трехбуквенник «RUS«. При этом, первоначальный однобуквенник «R» до сих пор не закреплен ни за одной из стран учасниц конвенций.
Еще одна нынешняя тонкость мнемоники — зависимость её от стандарта ISO 3166. Названия стран в этот стандарт поступают из ООН (бюллетень названий стран ООН), где республика Беларусь одно время звучала как «Byelorussia». Так и передали. Несмотря на то, что страна уже давно носит название на английском исключительно как «Belarus», автомобильный код «BY» никто не собирается менять.
Согласно стандарту ISO 3166-1 (публикуется с 1974 года), автомобильные коды формируются на основе только двухбуквенных кодов стран (ISO 3166-1 alpha-2) или трехбуквенных (ISO 3166-1 alpha-3). Несмотря на это, в современном перечне IVR кодов присутствует и четырехбуквенник «SMOM» — неофициальный код Мальтийского Ордена (Sovereign Military Order of Malta).
Таблица действующих автомобильных кодов стран
Звёздочкой (*) отмечены неофициальные коды (непризнанное государство или страна не является участником Конвенций ООН о дорожном движении). Международные номерные знаки отсортированы в алфавитном порядке.
Дата последнего редактирования данных: 09.07.2021
Код | Государство (территория) | С года | Предыдущие коды | ISO 3166-1 | ||
Alpha-2 | Alpha-3 | Цифровой | ||||
A | ||||||
A | Австрия | 1910 | AT | AUT | 040 | |
AG | Антигуа и Барбуда | AG | ATG | 028 | ||
AFG* | Афганистан | AF | AFG | 004 | ||
AL | Албания | 1934 | AL | ALB | 008 | |
AM | Армения | SU | AM | ARM | 051 | |
ANG | Ангола | 1975 | PAN, P | AO | AGO | 024 |
AND | Андорра | 1957 | AD | AND | 020 | |
ARK* | Антарктида | AQ | ATA | 010 | ||
ARU* | Аруба | AW | ABW | 533 | ||
AUS | Австралия | 1954 | AU | AUS | 036 | |
AX* | Аландские острова | 2002 | SF | AX | ALA | 248 |
AXA* | Ангилья | AI | AIA | 660 | ||
AZ | Азербайджан | SU | AZ | AZE | 031 | |
B | ||||||
B | Бельгия | 1910 | BE | BEL | 056 | |
BD | Бангладеш | 1978 | PAK | BD | BGD | 050 |
BDS | Барбадос | 1955 | BB | BRB | 052 | |
BF | Буркина-Фасо | 1984 | HV, RHV | BF | BFA | 854 |
BG | Болгария | 1910 | BG | BGR | 100 | |
BH | Белиз | BZ | BLZ | 084 | ||
BHT* | Бутан | BT | BTN | 064 | ||
BIH | Босния и Герцеговина | 1992 | YU | BA | BIH | 070 |
BOL | Боливия | 1967 | BO | BOL | 068 | |
BR | Бразилия | 1930 | BR | BRA | 076 | |
BRN | Бахрейн | 1954 | BH | BHR | 048 | |
BRU | Бруней | 1954 | BN | BRN | 096 | |
BS | Багамские острова | 1950 | BS | BHS | 044 | |
BUR | Мьянма | 1956 | BA | MM | MMR | 104 |
BW | Ботсвана | 1967 | BW | BWA | 072 | |
BY | Белоруссия | 1992 | SU | BY | BLR | 112 |
C | ||||||
C | Куба | 1930 | CU | CUB | 192 | |
CAM | Камерун | 1952 | TC, F, WAN | CM | CMR | 120 |
CGO | Демократическая Республика Конго | 1997 | CB, RCL, CGO, ZR, ZRE | CD | COD | 180 |
CDN | Канада | 1956 | CA | CAN | 124 | |
CH | Швейцария | 1910 | CH | CHE | 756 | |
CI | Кот-д’Ивуар | 1961 | F | CI | CIV | 384 |
CL | Шри-Ланка | 1961 | LK | LKA | 144 | |
CN* | Китайская Народная Республика | CN | CHN | 156 | ||
CO | Колумбия | 1952 | CO | COL | 170 | |
COM | Коморы | F | KM | COM | 174 | |
CR | Коста-Рика | 1956 | CR | CRI | 188 | |
CV | Кабо-Верде | 1975 | P | CV | CPV | 132 |
CY | Кипр | 1932 | CY | CYP | 196 | |
CYM ** | Уэльс | |||||
CZ | Чехия | 1993 | CS | CZ | CZE | 203 |
D | ||||||
D | Германия | 1910 | DE | DEU | 276 | |
DJI* | Джибути | F | DJ | DJI | 262 | |
DK | Дания | 1914 | DK | DNK | 208 | |
DOM | Доминиканская Республика | 1952 | DO | DOM | 214 | |
DY | Бенин | 1910 | AOF | BJ | BEN | 204 |
DZ | Алжир | 1962 | F | DZ | DZA | 012 |
E | ||||||
E | Испания | 1910 | ES | ESP | 724 | |
EAK | Кения | 1938 | KE | KEN | 404 | |
EAT | Танзания | 1938 | EAZ | TZ | TZA | 834 |
EAU | Уганда | 1938 | UG | UGA | 800 | |
EC | Эквадор | 1962 | EQ | EC | ECU | 218 |
ER | Эритрея | 1993 | AOI | ER | ERI | 232 |
ES | Сальвадор | 1978 | SV | SLV | 222 | |
EST | Эстония | 1994 | EW, SU | EE | EST | 233 |
ET | Египет | 1927 | EG | EGY | 818 | |
ETH | Эфиопия | 1964 | AOI | ET | ETH | 231 |
F | ||||||
F | Франция | 1910 | FR | FRA | 250 | |
FIN | Финляндия | 1993 | SF | FI | FIN | 246 |
FJI | Фиджи | 1971 | FJ | FJI | 242 | |
FL | Лихтенштейн | 1923 | LI | LIE | 438 | |
FO | Фарерские острова | 1996 | FR | FO | FRO | 234 |
FSM | Федеративные Штаты Микронезии | FM | FSM | 583 | ||
G | ||||||
G | Габон | 1974 | AEF | GA | GAB | 266 |
GB | Великобритания | 1910 | GB | GBR | 826 | |
GBG | Гернси | 1924 | GG | GGY | 831 | |
GBJ | Джерси | 1924 | JE | JEY | 832 | |
GBM | Остров Мэн | 1932 | IM | IMN | 833 | |
GBZ | Гибралтар | 1924 | GI | GIB | 292 | |
GCA | Гватемала | 1956 | G | GT | GTM | 320 |
GE | Грузия | 1992 | SU | GE | GEO | 268 |
GH | Гана | 1959 | WAC | GH | GHA | 288 |
GQ* | Экваториальная Гвинея | GN | GIN | 324 | ||
GR | Греция | 1910 | GR | GRC | 300 | |
GUB | Гвинея-Бисау | 1974 | GW | GNB | 624 | |
GUY | Гайана | 1972 | BRG | GY | GUY | 328 |
H | ||||||
H | Венгрия | 1910 | HU | HUN | 348 | |
HK | Гонконг | 1932 | HK | HKG | 344 | |
HN | Гондурас | HN | HND | 340 | ||
HR | Хорватия | 1992 | SHS, Y, YU | HR | HRV | 191 |
I | ||||||
I | Италия | 1910 | IT | ITA | 380 | |
IL | Израиль | 1952 | IL | ISR | 376 | |
IND | Индия | 1947 | BI | IN | IND | 356 |
IR | Иран | 1936 | PR | IR | IRN | 364 |
IRL | Ирландия | 1962 | GB, SE, EIR | IE | IRL | 372 |
IRQ | Ирак | 1930 | IQ | IRQ | 368 | |
IS | Исландия | 1936 | IS | ISL | 352 | |
J | ||||||
J | Япония | 1910 | JP | JPN | 392 | |
JA | Ямайка | 1932 | JM | JAM | 388 | |
JOR | Иордания | HKJ | JO | JOR | 400 | |
K | ||||||
K | Камбоджа | 1956 | KH | KHM | 116 | |
KAN* | Сент-Китс и Невис | KN | KNA | 659 | ||
KG | Киргизия | 2016 | SU, KS | KG | KGZ | 417 |
KN* | Гренландия | GRO | GL | GRL | 304 | |
KIR* | Кирибати | KI | KIR | 296 | ||
KP* | КНДР | KP | PRK | 408 | ||
KWT | Кувейт | 1954 | KW | KWT | 414 | |
KZ | Казахстан | 1992 | SU | KZ | KAZ | 398 |
L | ||||||
L | Люксембург | 1911 | LU | LUX | 442 | |
LAO | Лаос | 1959 | LA | LAO | 418 | |
LAR* | Ливия | 1972 | LY | LBY | 434 | |
LB* | Либерия | 1967 | LR | LBR | 430 | |
LS | Лесото | 1967 | BL | LS | LSO | 426 |
LT | Литва | 1992 | SU | LT | LTU | 440 |
LV | Латвия | 1992 | LR, SU | LV | LVA | 428 |
M | ||||||
M | Мальта | 1966 | GBY | MT | MLT | 470 |
MA | Марокко | 1924 | MA | MAR | 504 | |
MAL | Малайзия | 1967 | FM, PTM | MY | MYS | 458 |
MC | Монако | 1910 | MC | MCO | 492 | |
MD | Молдавия | 1992 | SU | MD | MDA | 498 |
MNE | Черногория | 2006 | MN, SHS, Y, YU, SCG | ME | MNE | 499 |
MEX | Мексика | 1952 | MX | MEX | 484 | |
MGL | Монголия | MN | MNG | 496 | ||
MH | Маршалловы острова | MH | MHL | 584 | ||
MK | Северная Македония | 1992 | MK | MKD | 807 | |
MOC | Мозамбик | 1975 | MOC, P | MZ | MOZ | 508 |
MS | Маврикий | 1938 | MU | MUS | 480 | |
MV* | Мальдивы | MV | MDV | 462 | ||
MW | Малави | 1965 | EA, NP, RNY | MW | MWI | 454 |
MYA | Мьянма | 1989 | BUR | MM | MMR | 104 |
N | ||||||
N | Норвегия | 1922 | NO | NOR | 578 | |
NA | Нидерландские Антильские острова | 1957 | ||||
NAM | Намибия | 1990 | SWA | NA | NAM | 516 |
NAU | Науру | 1968 | NR | NRU | 520 | |
NC* | Новая Каледония | NC | NCL | 540 | ||
NEP* | Непал | 1970 | NP | NPL | 524 | |
NIC | Никарагуа | 1952 | NI | NIC | 558 | |
NIR | Северная Ирландия | |||||
NL | Нидерланды | 1910 | NL | NLD | 528 | |
NZ | Новая Зеландия | 1958 | NZ | NZL | 554 | |
O | ||||||
OM | Оман | OM | OMN | 512 | ||
P | ||||||
P | Португалия | 1910 | PT | PRT | 620 | |
PA | Панама | 1952 | PA | PAN | 591 | |
PAK | Пакистан | 1947 | PK | PAK | 586 | |
PAL | Палау | PW | PLW | 585 | ||
PE | Перу | 1937 | PE | PER | 604 | |
PL | Польша | 1921 | PL | POL | 616 | |
PMR* | Приднестровье | 1990 | SU | |||
PNG* | Папуа — Новая Гвинея | 1978 | PG | PNG | 598 | |
PS* | Палестина | PS | PSE | 275 | ||
PY | Парагвай | 1952 | PY | PRY | 600 | |
PR* | Пуэрто-Рико | PR | PRI | 630 | ||
Q | ||||||
Q | Катар | 1972 | QA | QAT | 634 | |
R | ||||||
RA | Аргентина | 1927 | AR | ARG | 032 | |
RC | Китайская Республика (Тайвань) | 1930 | TW | TWN | 158 | |
RCA | Центрально-Африканская Республика (ЦАР) | 1962 | CF | CAF | 140 | |
RCB | Республика Конго | 1962 | CG | COG | 178 | |
RCH | Чили | 1930 | CL | CHL | 152 | |
RG | Гвинея | 1952 | ||||
RI | Индонезия | 1955 | ID | IDN | 360 | |
RIM | Мавритания | 1964 | MR | MRT | 478 | |
RKS | Косово | 2010 | KS | |||
RL | Ливан | 1952 | LB | LBN | 422 | |
RM | Мадагаскар | 1962 | MG | MDG | 450 | |
RMM | Мали | 1962 | AOF | ML | MLI | 466 |
RN | Нигер | 1977 | AOF | NE | NER | 562 |
RO | Румыния | 1981 | RM, R | RO | ROU | 642 |
ROK | Республика Корея | 1971 | KR | KOR | 410 | |
ROU | Уругвай | 1979 | U | UY | URY | 858 |
RP | Филиппины | 1975 | PH | PHL | 608 | |
RSM | Сан-Марино | 1932 | SM | SMR | 674 | |
RT | Того | TT, TG | TG | TGO | 768 | |
RU* | Бурунди | 1962 | BI | BDI | 108 | |
RUS | Россия | 1992 | R, SU | RU | RUS | 643 |
RWA | Руанда | 1964 | RU | RW | RWA | 646 |
S | ||||||
S | Швеция | 1910 | SE | SWE | 752 | |
SA | Саудовская Аравия | 1973 | KSA | SA | SAU | 682 |
SCO* | Шотландия | |||||
SD | Свазиленд | 1935 | ||||
SGP | Сингапур | 1952 | SG | SGP | 702 | |
SK | Словакия | 1993 | CS | SK | SVK | 703 |
SLE* | Сьерра-Леоне | 2002 | SL | SLE | 694 | |
SLO | Словения | 1992 | SHS, Y, YU | SI | SVN | 705 |
SME | Суринам | 1936 | SR | SUR | 740 | |
SMOM* | Мальтийский Орден | |||||
SN | Сенегал | 1962 | SN | SEN | 686 | |
SO | Сомали | 1974 | SO | SOM | 706 | |
SOL* | Соломоновы Острова | SB | SLB | 090 | ||
SRB | Сербия | 2006 | SB, SHS, Y, YU, SCG | RS | SRB | 688 |
STP | Сан-Томе и Принсипи | 1975 | P | ST | STP | 678 |
SUD* | Судан | 1963 | SD | SDN | 729 | |
SY | Сейшельские Острова | 1938 | SC | SYC | 690 | |
SYR | Сирия | 1952 | SY | SYR | 760 | |
T | ||||||
T | Таиланд | 1955 | SM | TH | THA | 764 |
TCH* | Чад | 1973 | AEF | TD | TCD | 148 |
TJ | Таджикистан | 1992 | SU | TJ | TJK | 762 |
TL | Восточный Тимор | P, RI | TL | TLS | 626 | |
TM | Туркмения | 1992 | SU, TMN | TM | TKM | 795 |
TN | Тунис | 1957 | F | TN | TUN | 788 |
TO* | Тонга | TO | TON | 776 | ||
TR | Турция | 1935 | TR | TUR | 792 | |
TT | Тринидад и Тобаго | 1964 | TD | TT | TTO | 780 |
TUV* | Тувалу | TV | TUV | 798 | ||
U | ||||||
UA | Украина | 1992 | SU | UA | UKR | 804 |
UAE | Объединённые Арабские Эмираты | AE | ARE | 784 | ||
USA | США | 1952 | US | US | USA | 840 |
UZ | Узбекистан | 1992 | SU | UZ | UZB | 860 |
V | ||||||
V | Ватикан | 1931 | VA | VAT | 336 | |
VN | Вьетнам | 1953 | VN | VNM | 704 | |
VU* | Вануату | VU | VUT | 548 | ||
W | ||||||
WAG | Гамбия | 1932 | GM | GMB | 270 | |
WAL | Сьерра-Леоне | 1937 | SL | SLE | 694 | |
WAN | Нигерия | 1937 | NG | NGA | 566 | |
WD | Доминика | 1954 | DM | DMA | 212 | |
WG | Гренада | 1932 | GD | GRD | 308 | |
WL | Сент-Люсия | 1932 | LC | LCA | 662 | |
WS | Самоа | 1962 | WS | WSM | 882 | |
WSA* | Западная Сахара | 1932 | ||||
WV | Сент-Винсент и Гренадины | 1932 | VC | VCT | 670 | |
Y | ||||||
YEM | Йемен | YAR | YE | YEM | 887 | |
YV | Венесуэла | 1962 | VE | VEN | 862 | |
Z | ||||||
Z | Замбия | 1966 | ZM | ZMB | 894 | |
ZA | ЮАР | 1936 | ZA | ZAF | 710 | |
ZW | Зимбабве | 1977 | ZW | ZWE | 716 |
** CYM является неофициальным кодом общего пользования для Уэльса (Wales), поскольку не включен в список кодов стран ООН (M49), также не имеет своего кода в ISO 3166-1.
В настоящее время, планомерное введение странами Евросоюза регистрационных номерных знаков единого образца, на которых указывается автомобильный код страны регистрации, делает нанесение овальных наклеек с кодами необязательным условием пересечения границ. Таким образом, эпоха овальных знаков и стикеров на бамперах и капотах автомобилей, постепенно уходит в прошлое. Ниже представлены все индексы автомобильных номеров мира стран, которые прекратили своё существование.
Практически вся продукция завода ЛАЗ, выезжавшая за границу, в своё время также снабжалась стикерами с кодом «SU«. Так, из относительно ранних моделей можно вспомнить автобусы, созданные конструкторами ГСКБ: комфортабельный междугородник повышенной вместимости — «Украина-67» 1966 года и последний из семейства 699-х — ЛАЗ-699А «Люкс» 1967 г. Обе модели принимали участие в 18-й Международной автобусной неделе (18 e Semaine Internationale du Car).
Автомобильные коды бывших стран
Код | Государство (территория) | Период | Заменен на | Примечания |
BI | Британская Индия | 1930 | ||
DA | Вольный город Данциг | 1930—1939 | ||
DDR | Германская Демократическая Республика | 1974–1990 | D | |
CS | Чехословакия | 1930—1993 | CZ, SK | |
EQ | Эквадор | 1930—1962 | EC | |
EW | Первая Эстонская Республика | 1930—1940 | SU | |
EW | Эстония | 1992—1993 | EST | |
F | Французский Алжир | 1930 | DZ | |
F | Французская Индия | 1930 | ||
F | Французское Марокко | 1930 | ||
F | Французский протекторат Тунис | 1930 | TN | |
FM | Малайская Федерация | 1955 | ||
G | Гватемала | 1930—1956 | GCA | |
GBY | Мальта | 1930 | M | |
KS | Киргизия | 1992—2016 | KG | |
LR | Латвия | 1930—1940 | SU | |
LSA | Французский мандат в Сирии и Ливане | 1930 | ||
MN | Черногория | 1910—1918 | SHS | |
NGN | Нидерландская Новая Гвинея | 1955—1962 | RI | |
NI | Голландская Ост-Индия | 1930 | NGN, RI | |
PR | Персия | 1930 | IR | |
R | Российская империя | 1910—1917 | SU | |
R | Королевство Румыния | 1930 | RO | |
RNR | Северная Родезия | 1959 | ||
RNY | Ньясаленд | 1959—1965 | MW | |
RSR | Южная Родезия | 1959 | ||
SA | Саар (Лига Наций) | 1930—1935 | ||
SE | Ирландское Свободное государство | 1930—1937 | ||
SF | Финляндия | 1930 | FIN | |
SHS | Королевство сербов, хорватов и словенцев | Y | ||
SM | Сиам | 1930—1939 | ||
SU | СССР | 1930—1991 | AM, AZ, BY, EW, GE, KS, KZ, LT, LV, MD, RUS, TJ, TMN, UA, UZ | |
U | Уругвай | 1930 | ROU | |
Y | Королевство Югославия | 1953 | YU | |
YU | Югославия | BIH, HR, MK, MNE, RKS, SRB, SLO |
Заметили неточность в индексах автомобильных номеров или желаете дополнить данные отсутствующим международным автомобильным кодом? Добро пожаловать в комменты.
Заметили неточность в расшифровке индексов номеров Украины или желаете дополнить таблицу отсутствующим кодом? Добро пожаловать в комменты.
Автомобильный код BUR — Мьянма, с 1956 года, прежде — BA. В 1948 году обрела независимость от Великобритании. В 1962 была создана Социалистическая республика Бирманский Союз (сокращенно — Бирма), 1988 год — переворот, в 1989 смена названия страны с «Бирма» на «Мьянма». С 1956 Бирма является участником Конвенций ООН о дорожном движении.
Код GE — Грузия, с 1992 года, прежде — SU.
В несуществующие страны добавьте Y — Королевство Югославия с 1953 года; YU — Югославия, после развала страны образовались: BIH — Босния и
Герцеговина, HR — Хорватия, MK — Македония, MNE — Черногория, RKS — Косово, SRB — Сербия, SLO — Словения.
UPD Admin [2019-04-08 12:37:05]: Спасибо большое, дополнили таблицы.
Уточнения по поводу Македонии.
Корректное название Македонии с недавнего времени — Северная Македония. Коды ISO 3166-1 alpha-2, ISO 3166-1 alpha-3 и цифровой, соответственно: MK, MKD, 807.
В 1991 после распада Югославии между территорией Северной Македонии и Грецией возникли политические споры за право использования названий «Македония» и «македонцы», в результате прений новообразованное государство было вынуждено изменить название (даже несмотря на то, что многие страны официально признали страну под её конституционным названием — Республика Македония).
12.06.2018 была начата процедура смены названия Македония на Республику Северная Македония. 11.01.2019 депутаты парламента Республики Македонии проголосовали за изменение названия. В этом году 12.02.2019 соглашение о переименовании Республики Македония в Республику Северная Македония официально вступило в силу.
UPD Admin [2019-10-21 18:37:05]: Спасибо, откорректировали данные.
Добавлю фото В.С. Высоцкого с солдатами срочной службы на фоне Mercedes-Benz W116 — своего личного четырехдверного седана с отличительным знаком SU.
Этот же автомобиль с регистрационным знаком 71-76 ММУ в цвете:
К сожалению, 1 января 1980 года выдающийся бард разбил его, врезавшись в трамвай.