этюд номер 5 джулиани
Этюд «Ручеёк» (Op. 48 Etude №5 ) М. Джулиани — Часть 1: анализ гармонической последовательности и аккордов
«Ручеёк» Мауро Джулиани — красивейший этюд великого маэстро. Интересен он не только своими стремительными арпеджио, развивающими подвижность пальцев правой руки, но и красивыми аккордами с открытыми струнами.
Даже, если вы и не занимаетесь классической гитарой всё равно из «Ручейка» можно почерпнуть массу оригинальных идей в плане аккомпанемента, преминительно практически к любому стилю. Будь это рок-баллада, босса нова, или зубодробительная композиция в стиле death metal. Кстати говоря, все эти направления в практических примерах мы подробно рассмотрим, послушаем и сыграем в рамках этой статьи.
«Ручеёк» Мауро Джулиани
Итак для начала разберём этюд и сделаем его краткий гармонический анализ. (Тем, кто знаком с произведением можно сразу приступать к ознакомлению с примерами >> нажмите здесь
Данные ноты и табы Этюда №5 Джулиани немного отличаются от нотной записи, которую можно встретить в музлитературе для классической гитары — но только внешне. Ритмическая пульсация, аккорды и последовательность в этой версии транскрипции абсолютно не претерпели каких-либо изменений.
Для удобства и наглядности над каждым арпеджио в тактах добавлены гитарные сетки и буквенно-цифровые обозначения. Наша главная цель — анализ аккордов этюда — их строение и аппликатуры. Впрочем и технику исполнения тоже не обойдём стороной.
Правая рука на протяжении всего этюда играет арпеджио секстолями (на одну долю такта приходится шесть нот) по стандартной аппликатурной модели: басовые струны (6-4) играются — большим пальцем (p), третья струна — указательным (i), вторая — средним (m), первая — безымянным (a).
Гармония «Ручейка» представляет собой стандартную последовательность в ми миноре (но не совсем стандартными аккордами!).
Схема первых шести тактов:
1т. — Em (Im — тоника)
Первая доля такта — открытые струны (Помните начало баллады Nothing Else Matters группы Metallica? Точно такой же перебор, только играется быстрее). Далее стандартный Em.
2 т. — B7sus4 (V — доминанта) или энгармонически равный ему Emaj7 sus4, B7sus4/F#
На самом деле вариантов его обозначения ещё больше: также можно рассматривать этот аккорд, взяв за тонику ноту F#. Но мы остановимся именно на B — пятой ступени ми минора, его доминанте. Несмотря на замудрённое название, в B7sus4 во второй позиции входит всего четыре звука, два из которых — ми (нижний и верхний звуки аккорда). Причём тоника В — основной тон аккорда — отсутствует. Со второй доли такта в басу звучит F# (квинта си мажора).
3 т. — Em, Em/G(Im)
Ми минор в 4 позиции с открытой первой струной (E). На второй доле играется с терцовым басом G (соль).
4 т. — Am6/E (IV — субдоминанта) / E7/B (I)
Да-да! Это ля минор — родной брат всем известного и горячо любимого Am на I и II ладу. Только с 6 ступенью F# и басом E. А в 2 и 3 долях такта — E7/B в аналогичной аппликатуре, только уже в VII позиции.
5 т. — Am/E, Am/C (IV)
Ля минор в IX позиции с открытой E.
6 т. — Em (Im)
Ми минор в VII позиции (аппликатура Am в I позиции).
Давайте выпишем в строчку этот ход, упростив обозначения аккордов до основных функций. Получаем:
Em / B / Em / Am E7 / Am / Em /
Что-то до боли (пальцев конечно) знакомое, неправда ли? Ну, уж, если и не полностью, то частично наверняка. Нет?! Тогда вспомните аккорды на свои любимые песни и вы наверняка увидите идентичные или схожие гармонические «связки».
Вот тут как раз самое интересное и начинается… Гениальный Джулиани «оформил» простой квадрат по высшему классу. А почему бы не заменить стандартные «блатные» аккорды в первой позиции, которыми мы частенько пользуемся при аккомпанировании, оригинальными аппликатурами Джулиани? Или по крайней мере не поэкспериментировать с ними, составляя партию 2-ой гитары, если речь идёт гитарном дуэте или группе?
Впрочем пока, только обозначим эту идею и разберём следующие 8 тактов «Ручейка»:
7 и 8 т. — F#7/A#, F#7b9/A# (II — двойная доминанта)
9 и 10 т. — B7/F#, Bb9/F#, B/F#, B7sus4/F# (V— доминанта)
11 т. — Em, Em9 (Im — тоника)
12т. — Am7, Am6 (IV — субдоминанта)
13т. — Em/B (Im)
14т. — Bsus4, B7 (V)
Или: F#7 / F#7 / B7 / B7 / Em / Am / Em / B7
Обратите внимание, как обыгрывается аккорд F# (двойная доминанта) и B (доминанта) посредством добавления различных ступеней. Берём на заметку этот диссонирующий ход с пониженной ноной. Для тяжёлых риффов — это то, что нужно!
Заключительные такты «Ручейка» (15-19) представляют собой вариации в пределах Em (Im).
Во второй части статьи мы будем при помощи аккордов Джулиани «украшать» интро композици, обыгрывать стандартную последовательность I-II-IV-V и… создавать 2-ю партию гитары на рифф в духе death metal.
Этюд «Ручеёк» (Op. 48 Etude №5) М. Джулиани — Часть 2: новые гармонические русла
Добро пожаловать во вторую часть статьи, посвящённой одному из самых ярких этюдов Джулиани «Ручеёк». В 1 части мы уже разобрали его гармоническую схему, строение и аппликатуры аккордов, ознакомились с техникой исполнения. Теперь попробуем всё это мелодическое богатство, дарованное выдающимся гитаристом-виртуозом, применить в исполнительской практике.
Перед вами три примера-упражнения: они совершенно отличаются друг от друга по стилю, темпу, ритмическому рисунку и тембру звучания. А также выполняют различные гармонические и мелодические задачи относительно общей аранжировки.
Вы можете ориентироваться сугубо на свои личные симпатии и сразу приступить к рассмотрению того примера, который вам ближе.
Интро рок-баллады
Предположим есть медленная тема с вступлением в Em (количество тактов для наглядности сознательно увеличено). Партия 1-ой гитары звучит так:
Довольно монотонное звучание… одного-единственного аккорда Em. Давайте попробуем это исправить. Дополним это арпеджио второй партией гитары, которая будет вести мелодическую линию и вносить определённое разнообразие в аккомпанемент.
Возьмём за основу аккорды из «Ручейка»: Em и Em/G в IV позиции (3 такт этюда), Em в VII позиции (6 такт), а также вариации из заключительных тактов на первой струне (с 15 по 19).
Один из вариантов звучания может быть таким:
Согласитесь, что при участии 2-ой гитары, наполненной техникой Джулиани, вырисовывается более яркая и привлекательная музыкальная картина.
Вот ноты и табы 2-х гитар этого вступления:
Аккомпанемент в стиле босса нова
Есть тема на аккорды Em (I) — F# (II) — Am6 (IV) — B7 (V) в латиноамериканском ритмическом дыхании босса нова, аранжировка практически готова:
Осталось дело за малым — расставить аккордами акцентирующие украшающие штрихи. Вспоминаем «Ручеёк»! Для обыгрывания Em возьмём аккорды из 3,6 тактов этюда; для F# — из 7 такта; для Am — из 4-го; для B — из 10-го (1 доли) и 14-го.
Давайте послушаем этот же трек, но уже с акцентами (аккордами Джулиани):
Вставки не нарушают баланс партий и в то же время добавляют своеобразный колорит.
Ознакомьтесь с нотами и табами этой гитарной партии. Попробуйте придумать свой вариант, комбинируя аппликатуры из этюда и собственные наработки. Сыграйте их под минус и оцените звучание каждого штриха.
А теперь тяжёлые риффы…
Без тени смущения включаем дисторшн! Перед нами запись риффа:
Придаём партии необходимый ритмический контекст, используем P.M. для более яркого акцентирования. И получаем новое, интересное звучание:
Теперь сыграем эту фразу поверх риффа:
Табы/ноты риффа и сольной вставки:
Некоторые творческие изыскания по теме
Конечно же — это лишь отдельные небольшие примеры. Попробуйте самостоятельно отправиться в экскурс за поиском новых аккордов и соответственно идей, погружаясь в атмосферу самых разнообразных произведений — популярных и не очень; тяжёлых и лёгких, как по звуку, так и по технике исполнения; мрачных и весёлых. Импровизируйте! Пусть главным ориентиром станет ваш творческий интерес. Попробуйте реализовать «добытые артефакты» в пространстве своего стиля. Поделитесь с коллегами своими впечатлениями и находками.
Мауро Джулиани «Этюд №5», (Ручеёк) ноты, табы
Mauro Giuliani (1781-1829) Studio in E minor, Op. 48 №5
«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 27
Простой в разучивании и красивый по звучанию ми минорный этюд, написанный итальянским гитаристом Мауро Джулиани, рассчитан на развитие подвижности пальцев правой руки. При однообразном и ровном движении пальцев с аппликатурой p i m a m I и интересной сменой аккордов возникает ассоциация с журчанием ручейка несущего свои воды среди камней и порогов. Не смотря на простоту в исполнительском плане, но благодаря тембровой окраске гитары этюд представляется как полноценная концертная пьеса. В конце 70х прошлого века этот этюд записал на свой сольный диск солист «Москонцерта» и заслуженный артист России гитарист Евгений Ларичев (1934 — 2013). Удачно сделанная им реприза, не записанная в оригинальных нотных изданиях, увеличила длительность звучания исполняемой им пьесы почти в два раза. Благодаря такой интерпретации пьеса заняла достойное место среди пьес концертного репертуара таких как «Арабское каприччио» и «Воспоминание об Альгамбре» Франсиско Тарреги.
Разучив этюд «Ручеёк», играйте в медленном темпе, обращая особое внимание на ровность звучания арпеджио (перебора). Добиваясь легкости в исполнении, постепенно увеличивайте темп пьесы, соблюдая динамические оттенки (p, f).
Studio in Em Tabs
ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК №26 СЛЕДУЮЩИЙ УРОК №28
«Два этюда» М. Джулиани, ноты для начинающих
«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 16
На этом уроке закрепим материал прошлого урока на приём «апояндо» и одновременно с этим используем этюд II итальянского гитариста Мауро Джулиани, как упражнение на развитие подвижности большого пальца правой руки. Не смотря на указанный темп Allegretto (Оживлённо) не торопитесь, так как темп в этом этюде не самое главное. Обратите внимание на ноты со штилями вверх – это та тема которую надо обязательно выделить. Для начала просто проиграйте эти ноты со штилями вверх, чтобы услышать тему и отметить её для себя как мелодию исполняемую приёмом «апояндо». Начав разбирать этот этюд, обращайте внимание на указанные пальцы правой и левой руки. Строго придерживайтесь аппликатуры, аппликатура обеих рук очень важна в этом этюде. Поначалу возможны небольшие трудности из-за слабой подвижности большого пальца (P), но мере выучивания этюда эти проблемы пройдут. Играйте этюд по метроному в медленной темпе постепенно наращивая темп если видите что появился определённый прогресс.
Этюд Джулиани отмеченный римской цифрой IV содержит в себе решение похожих исполнительских задач на приём «апояндо». Как и предыдущем этюде тема это ноты написанные штилями вверх. В третьем такте третьей строчки пьесы исполняя звук соль четвёртым пальцем левой руки (первая струна) не снимайте его на протяжении полутора тактов меняя при этом аккорды вторым и третьим пальцами левой руки.