эрмитаж маршрут номер один
Маршрут №1 в Эрмитаже Отзыв туриста о Санкт-Петербурге
Мы проходим в строгий Фельдмаршальский зал. На стенах размещены портреты видных российских военноначальников. В зале можно увидеть западноевропейскую и русскую скульптуру, замечательные фарфоровые изделия, изготовленные в первой половине 19 века на Императорском фарфоровом заводе, картины, на которых изображены масштабные батальные сцены. С этим залом связан трагический факт в истории Зимнего дворца, произошедший в 1837 году. Однажды служащие почувствовали запах гари в Фельдмаршальском зале, появилось задымление. Предположили, что засорился один из дымоходов. Пожарные своевременно предприняли, как казалось, все возможные действия. Они даже пролили водой имевшиеся щели. Но задымление не удалось остановить. Тогда в стене разбили одну зеркальную панель. Оттуда и вырвался огонь наружу. Он стремительно охватил деревянные перекрытия, и за 30 часов дворец практически выгорел. Фельдмаршальский зал был полностью восстановлен только в 21 веке.
Захожу в Петровский зал, стены которого обиты бархатом пунцового цвета. Полуциркульная ниша сделана в виде триумфальной арки и подчеркивает величие императора. В центре расположен серебряный с позолотой трон, выполненный местными мастерами 18 века.
А я прохожу в Гербовый зал — одно из самых больших и торжественных помещений Зимнего дворца. Две скульптурные группы изображают древнерусских ратников в воинских доспехах. Торжественность залу придают французские окна и золоченые колонны. Оконные проемы привносят в зал еще больше простора и масштаба. Говорят, что на семи люстрах расположены гербы пятидесяти двух российских губерний. Герб Санкт-Петербурга находится в центральной части. Но обычным взглядом их не увидеть. Остается только поверить на слово специалистам.
Продолжаем осмотр по строго установленному маршруту. Так как это не последний сеанс, можно в музее задержаться чуть дольше установленного времени. Никто не подгоняет. Но за масками следят строго. А с соблюдением дистанции получается легко, так как посетителей немного. И странно видеть залы с всемирно известными шедеврами полупустыми.
Вот названия некоторых произведений, которые включены в маршрут No1: Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», Рафаэль «Мадонна Конестабиле», Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная», пострадавшая от душевно больного посетителя и находившаяся на реставрации 12 лет, Караваджо «Юноша с лютней», Эль Греко «Апостолы Петр и Павел» и многие другие. Всего в Эрмитаже более 60 тысяч картин. Если у каждой остановиться хотя бы на одну минуту, то вам потребуется почти 40 суток, чтобы осмотреть их все. Так что за предусмотренные два часа можно увидеть лишь маленькую толику.
Я завершаю свой маршрут в залах, которые знакомят посетителей с историей и культурой древнейших цивилизаций. Можно увидеть египетскую экспозицию, зал искусства Древней Греции и Древнего Рима.
Маршруты посещения Эрмитажа в 2021 году
Реалии 2021 года вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.
Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам.
На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.
Маршрут №1 по Эрмитажу
Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.
Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.
Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.
Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:
На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.
План маршрута №1 по Эрмитажу
Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:
Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.
По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.
Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.
От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:
И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.
Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.
По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.
Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга
Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.
При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.
Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда. Билеты на второй маршрут доступны онлайн на официальном сайте.
План маршрута №2 по Эрмитажу
От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.
Ваш путь пройдет через:
По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.
Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.
На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:
Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:
После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.
Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:
Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.
Маршрут №3 по Эрмитажу
Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.
Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.
В программе осмотра:
Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.
В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:
Для третьего маршрута по Эрмитажу также доступны билеты с аудиоэкскурсией, благодаря которой Вы не заблудитесь в музее и узнаете много нового:
Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.
Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2021 году
В период пандемии летом 2021 года экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек.
Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.
Взрослым гостям предлагаются визиты:
Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2021 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.
Временные выставки
В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).
Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.
График сеансов, единый для любого маршрута
Дни недели | Сеансы для основной категории посетителей | Сеансы по специальному предложению льготным категориям |
вторник-воскресенье | 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 | 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00 |
среда, пятница, суббота (доп.) | 17-30, 18-00 | — |
Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.
Полезные советы
Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.
В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.
ЭРМИТАЖ
МУЗЕЙ РАБОТАЕТ! НОВЫЕ ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ
Временно Эрмитаж работает по специальным правилам:
Режим работы: Главный музейный комплекс (Зимний дворец) и Главный штаб
Время работы:
Выходной:
Посещение музея осуществляется только по сеансам: 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 16.00, 16.30, 17.00, 17.30, 18.00, 18.30, 19.00.
Продолжительность сеанса 2 часа.
Мы рекомендуем прибыть к входу в музей за 15 минут до начала сеанса.
Проход на экспозиции должен быть осуществлен не позднее 30 минут после начала сеанса, после этого времени билет аннулируется и не подлежит возврату.
Маршруты по Эрмитажу
Для посетителей открыты все залы и выставки, но посещение музея возможно только по специально разработанным маршрутам.
Выбрать маршрут вы можете при входе в музей.
С 1 сентября 2021 разрешено переходить с одного маршрута на другой в процессе посещения музея, снята строгая маршрутизация.
В Главному музейном комплексе доступны 2 маршрута, в здании Главного штаба – один маршрут.
При выборе этого маршрута вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
Выбрав этот маршрут, вы увидите одну из лучших в мире коллекций живописи импрессионистов и постимпрессионистов: знаменитую галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены шедевры кисти Матисса, Пикассо, Мориса Дени и многих других. В маршрут входят залы памяти Карла Фаберже, Музей Гвардии и экспозиция “Министерство иностранных дел России”, вы также сможете познакомиться с искусством XX-XXI веков и посмотреть временную выставку «Студия 44. Анфилада».
Эрмитаж в период пандемии коронавируса. Как купить билет? Что такое маршрут номер 2? Много фотографий шедевров Эрмитажа.
Эрмитаж хотя бы раз в жизни должен посетить мало-мальски культурный человек. Прописная истина, которую мне вложили в голову. Я вот была в Эрмитаже не раз и даже не два, и только в этом году посетила его более-менее осознанно.
Другое дело, как проходит экскурсия в Эрмитаже сейчас. Но давайте обо всем по порядку.
Планируя поездку в Санкт-Петербург, я понимала, что Эрмитаж будет обязательно. Поэтому первым делом залезла на официальный сайт музея, изучила график работы, условия посещения (обязательный масочный режим!) и увидела, что можно выбрать один из нескольких (кажется, 4-х) предложенных маршрутов.
А вот это уже интересно! Это уже какая-то самостоятельность и выбор маршрута в соответствии с моими культурными запросами.
Почитав описание, я выбрала маршрут номер 2. Что же он из себя представляет? Это экскурсия, в которую входит осмотр дворцовых, парадных и даже немножко приватных интерьеров, крупная экспозиция полотен европейских художников и античные залы.
Моя рекомендация всем, кто планирует посещение Эрмитажа в ближайшее время: не забывайте заказывать билеты заранее. Я смогла ухватить билеты за 10 дней до поездки разве что чудом!
Сейчас билет можно приобрести только онлайн! Не полагайтесь на авось, иначе рискуете лишиться посещения главной сокровищницы Петербурга.
На странице официального сайта, где подробно объясняется, как купить билет, есть ссылка, по которой вы попадаете в платёжную систему. Там разберётся даже ребёнок. Вводите данные карты, количество необходимых билетов, выбираете дату и время экскурсии и получаете заветные билетики на электронную почту.
Советую распечатать билеты для облегчения себе входа в Эрмитаж. Ну или как вариант, обязательно хранить электронное письмо.
Как проходит экскурсия?
Мы пришли за 15 минут до начала. У знаменитых ворот (со стороны Дворцовой площади) нас встретили служители музея и проверили наличие билетов и соответствие их дате и времени. Тут же нас попросили надеть маски.
Огромных толп народа нет. По моим ощущениям, на экскурсию в 17.00 пришло около 40 человек. Что такое 40 человек для Эрмитажа?)))
На входе еще раз смотрят билеты и запускают внутрь здания. Обращаю ваше внимание, что все необходимо оставить в гардеробе : верхнюю одежду, зонты, пакеты и даже воду. Маленькую бутылочку воды или сока пронести не удастся ни при каких обстоятельствах, потому что после гардероба ожидает досмотр, как в аэропорту. Поэтому если кому-то вдруг по состоянию здоровья необходимо пить или принимать лекарства, учитывайте этот факт. Кулеров по ходу маршрута нет.
Для начала осмотра экспозиции необходимо отсканировать штрих-код с билета валидатором на турникете.
И хотя я уже бывала в Эрмитаже и многое видела, невозможно удержаться от восторга при виде такой красоты!
Путеводитель по Маршруту № 1 в Главном музейном комплексе. Вход с Иорданской лестницы
При выборе этого маршрута Вам для посещения будут в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажа. Этот маршрут следует выбрать, если Вы хотите при посещении сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также – познакомиться с античными коллекциями музея.
В точках выбора дальнейшего направления движения посетители должны выбирать свой путь самостоятельно. При выборе одного из направлений двигайтесь до следующей точки выбора!
ВНИМАНИЕ: Движение по экспозициям – строго в одном направлении (для удобства посетителей в залах установлены соответствующие информационные указатели).
При планировании визита в музей ознакомьтесь, пожалуйста, с разделом «Часто задаваемые вопросы»
Иорданская лестница
Маршрут начинается на Иорданской (Посольской) лестнице Зимнего дворца. Барочный облик лестницы был воссоздан архитектором В.П. Стасовым после пожара 1837 года, в огне которого погибли все интерьеры дворца, построенного архитектором Ф.Б. Растрелли в 1754-1762 годах. Подробнее о Парадной анфиладе Зимнего дворца наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456239892.
Фельдмаршальский зал — №193
Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Входы в зал акцентированы портиками. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX века.
В этом зале следует выбрать одно из направлений движения!
Петровский зал (Малый тронный зал) — №194
Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые золочеными серебряными нитями панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.
Гербовый зал — №195
Галерея Отечественной войны 1812 года — №197
Георгиевский (Большой тронный) зал — №198
Аполлонов зал — №260
Зал-переход из Зимнего дворца в Малый Эрмитаж был создан Дж. Кваренги в 1793 году и восстановлен после пожара в 1844 году Н.Е. Ефимовым.
Восточная и западная стены помещения оформлены портиками с колоннами дорического ордера; большие венецианские окна завершаются тимпанами. Фриз, идущий по периметру зала, падуги и потолок украшены лепным орнаментом. Цветовой акцент интерьеру, выполненному в светлых тонах, придает ярких тонов наборный паркет.
В Аполлоновом зале часто устраиваются временные выставки. Сейчас здесь проходит выставка «Сокровище персидской принцессы: китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани». Подробнее о выставке наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240303
Западноевропейское средневековое искусство (Романовская галерея) — №259, 261
*правая от входа часть галереи (№ 262) временно недоступна
Экспозиция в западной галерее Малого Эрмитажа посвящена европейскому прикладному искусству XI – XV веков и даёт представление о художественных направлениях средневековья. Заметное место здесь занимают предметы мебели, ткани и шпалеры, среди которых привлекает внимание большой ковер с изображением льва – гербом немецкого феодала Шварцбурга. Реликварии и дарохранительницы разных форм, чаще всего ларцы, процессионные кресты и монстранцы, церковные опахала, потиры, оклады переносных алтарей, созданы в разных материалах – металле, дереве, слоновой кости, часто украшены резьбой, золочением и цветными камнями. Ларец с изображением истории Св. Валерии (к. XII века), выполненный в технике выемчатой эмали по меди, – шедевр коллекции лиможских эмалей Эрмитажа, одной из крупнейших в мире. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240433
Павильонный зал — №204
Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX века А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации «Фонтана слез» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456239873.
Советская лестница — №206
За Павильонным залом следует Советская лестница, которая находится в здании Старого (Большого) Эрмитажа. Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, вдоль продольных стен установлены беломраморные колонны. Из верхнего вестибюля, следуя маршруту, можно попасть в галерею искусства итальянского Возрождения в Старом Эрмитаже. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240239.
Искусство Италии эпохи Возрождения XIII-XV веков — №207
Вы попадаете в здание Старого (Большого) Эрмитажа (Ю. М. Фельтен, 1771-1787). Первый зал Невской анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, отделанной в 1850-е годы зодчим историзма А.И. Штакеншнейдером, открывает экспозицию искусства Италии XIII – XVI веков. Здесь представлены произведения начала эпохи Возрождения – Предвозрождения, периода зарождения новой культуры. Самые ранние из них еще хранят средневековые традиции: «Крест» Уголино ди Тедиче из Пизы (раб. в 1260-х – 1270-х), «Мадонна с Младенцем» неизвестного сиенского мастера начала XIV века, «Мадонна» из сцены «Благовещение» знаменитого сиенца Симоне Мартини (ок. 1284 – 1344). Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240162.
Направление движения №2 от Фельдмаршальского зала (№193):
Министерский коридор — №200
От Фельдмаршальского зала мы предлагаем вам пройти налево, в Министерский коридор. Здесь вы можете полюбоваться на западноевропейские шпалеры и образцы мебели. Справа, при входе можно видеть Шпалеры “Тит отпускает Беренису” и “Покоренная Иудея” из серии «История Тита и Веспасиана». Эта серия ковров, изображающих события Иудейской войны (66-70 гг. н.э.), включала в себя восемь сюжетов, четыре из них хранятся в коллекции Эрмитажа.
Экспозиция древнерусской иконописи XIV-XVIII веков — №143-146
Далее перед Вами открыта новая экспозиция древнерусской иконописи XIV – начала XVIII века, которая включает более восьмидесяти икон. Среди них как подлинные шедевры, так и памятники, дополняющие наши знания о древнерусской иконописи. В основном в собрании предтавлены северные памятники. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины – третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи». Среди экспонатов не только иконы, но и элементы архитектуры православного храма. Например, золоченые Царские врата начала 1680-х годов из собрания Эрмитажа происходят из московского Симонова монастыря. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240541
Павильонный зал — №204
Павильонный зал был создан в Северном павильоне Малого Эрмитажа в середине XIX века архитектором А.И. Штакеншнейдером (1802-1865). Небольшие пространства с двух сторон у входов в зал отделены от центральной, более высокой части помещения колонными портиками. Между окон устроен беломраморный камин с зеркалом. На каминной полке стоят часы с бронзовой группой «Амур и Психея» (Франция, сер. XIХ века). Перед камином – стол на деревянном резном подстолье с мозаичной столешницей из смальт на тему «Времена года» (Италия, XIX века). Столики, размещенные в этой части зала, также дают представление о мозаичном искусстве. В оформлении их столешниц итальянские и русские мастера XIX века использовали техники римской и флорентийской мозаик. В первом случае набор выполнялся кусочками смальт, во втором рисунок создавался из пластин поделочных камней. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456239873.
Советская лестница — №206
Лестница, находится в здании Старого (Большого) Эрмитажа. Из верхнего вестибюля можно попасть в Павильонный зал Малого Эрмитажа, галерею искусства итальянского Возрождения в Старом Эрмитаже и зал Рембрандта в Новом Эрмитаже. Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, вдоль продольных стен установлены беломраморные колонны. На площадке лестницы размещены скульптуры работы итальянских и немецких мастеров: Л. Бьенэме (1795-1878), К. Альбачини, (1735-1813), Дж.- М. Бенцони, (1809-1873), С.Тадолини, (1822-1892), Э. Вольфа, (1802-1879), Л. Вихмана, (1784-1859), Х.-Д.Рауха (1777-1857) и мастерской. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240239.
Искусство Италии эпохи Возрождения XIII-XV веков — №207
В первый зал Невской – Парадной – анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, некоторое время служившей апартаментами наследника престола, ведет дверь с площадки Советской лестницы. Анфилада, обращенная окнами к Неве, сохранила в целом архитектурный декор, созданный в 1850-е годы по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802–1865), выдающегося петербургского зодчего эпохи историзма.
Эффектный интерьер – бывшая Парадная приемная – отделан в духе так называемого Большого стиля, сформировавшегося в искусстве Франции XVII века. Зал украшают восемь колонн зеленой яшмы, четырнадцать пилястр с росписью по золоченому фону. В двери цветного дерева, над которыми располагаются живописные десюдепорты, вмонтированы расписные фарфоровые медальоны, в мраморные камины вставлены мозаичные композиции. Золоченой лепниной и живописью декорирован потолок. Убранство зала дополняет наборный паркет с изящным узором. Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240162.
В этом зале следует выбрать одно из направлений движения!
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIV-XV веков — №208
В зале представлены образцы религиозной и светской живописи разных школ XIV-XVI вв. Выставленные в зале створки полиптиха «Св. Бенедикт» и «Св. Понциан» с монументальными фигурами святых напоминают о влиянии на создавшего их мастера флорентийской школы Спинелло Аретино (1346–1410/11) художественной реформы Джотто. Частями полиптиха были и две композиции с изображениями святых мастера умбрийской школы Бартоломео Капорали (ок. 1420–ок. 1505). «Великодушие Сципиона Африканского» сиенца Бернардино Фунгаи (1460–1516) – доска кассона (свадебного сундука), образец светской живописи, украшавшей произведение прикладного искусства.Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240162.
Залы искусства Италии эпохи Возрождения XV века — №209-212
В зале экспонируется искусство XV века – Раннего Возрождения, преимущественно представителей новаторской флорентийской школы. Редко встречающийся в музеях образец стенной росписи – фреска «Мадонна с Младенцем, святым Домиником и святым Фомой Аквинским» известного художника фра Беато Анджелико (ок. 1387–1455). Он же украсил живописью деревянный табернакль, его кисти принадлежит и «Мадонна с Младенцем и ангелами». Композицией «Видение блаженного Августина» из полиптиха представлен крупный мастер этого периода фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469). Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/video-67940544_456240346.
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XV века — №213
Зал посвящен искусству Раннего Возрождения. Створки складного трехчастного алтаря «Святой Иероним» и «Святой Доминик» исполнил знаменитый флорентийский живописец Сандро Боттичелли (1445–1510). К шедеврам его выдающегося ученика Филиппино Липпи (1457–1504) принадлежит «Поклонение Младенцу Христу». Несколькими работами представлен флорентинец Якопо дель Селлайо (1442–1493), испытавший влияние Боттичелли. Характерное произведение крупнейшего умбрийского мастера Пьетро Перуджино (около 1450–1523), учителя великого Рафаэля – «Святой Себастьян».
Зал Леонардо да Винчи — №214
Самый большой и наиболее эффектный зал анфилады в XIX веке называли Большим залом, ныне это зал Леонардо да Винчи. Двусветный, – в 6 окон, – нарядный, многоцветный интерьер отделан в духе так называемого Большого стиля, сформировавшегося в искусстве Франции XVII века. В зале экспонируются две картины великого мастера, хранящиеся в Эрмитаже. «Мадонна с младенцем», которую называли также «Мадонной с цветком», или «Мадонна Бенуа». Произведение, исполненное во Флоренции, относится к раннему периоду творчества мастера. Трактовка религиозной темы в духе жанровой сцены, как и тщательно выписанные детали – шляпки гвоздей в раме окна, травы и цветок в руках Марии, – дань искусству Раннего Возрождения. Юной Мадонне, олицетворяющей земную радость материнства, мастер придал облик своей современницы, одетой и причесанной по флорентийской моде.
«Мадонна с младенцем» Леонардо, приобретённая для Эрмитажа в 1865 году у миланского герцога Антонио Литта, была названа по имени владельца «Мадонной Литта». Картина была исполнена в Милане, где мастер с 1482 года и до конца столетия состоял на службе у герцога Лодовико Моро. Возвышенный строй произведения с его уравновешенной композицией, обобщенным силуэтом женской фигуры, благородством облика Марии, претворённая в нем гармония, ясность и цельность изобразительного языка, служащего созданию идеально-прекрасного образа, соответствуют принципам искусства Высокого Возрождения.
Зал школы Леонардо да Винчи — № 215
Зал посвящен преимущественно «школе Леонардо да Винчи» – творчеству учеников и последователей великого мастера. Его приемы и типажи узнаются в «Святой Екатерине» Бернардино Луини (ок. 1480–1532), в шедевре Чезаре да Сесто (1477–1523) «Святое семейство со святой Екатериной», в картине «Флора» Франческо Мельци (1493–ок.1570). Художественные открытия Леонардо использовал выдающийся флорентийский живописец Андреа дель Сарто (1486–1531), в позе Джоконды изображена модель в «Женском портрете» крупнейшего пармского мастера Корреджо (1489–1534).
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века — №216
Экспозиция зала дает представление о маньеризме – течении в искусстве Позднего Возрождения, рожденном стремлением художников к творческой свободе. Экспонирующиеся здесь произведения знакомят с изобразительным языком художников, которые, стремясь к творческой свободе и отказываясь от правил, превратившихся со временем в догмы, прибегали к смелым композиционным приемам, острым цветовым контрастам, неожиданным пространственным решениям. В числе основоположников маньеристического направления – Якопо Понтормо (1494–1557), автор «Мадонны с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем», один из ведущих маньеристов этого же поколения – Россо Фьорентино (1494–1540), создатель «Мадонны во славе» («Мадонны с Младенцем и ангелами».
Зал искусства Венеции XV- XVI веков (№217-223)
Зал Тициана — №221
В зале экспонируются произведения разных жанров и разных периодов творчества великого Тициана Вечеллио (1485/1490–1576), главы венецианской живописной школы. «Портрет молодой женщины» олицетворяет тип венецианской красоты. В «Данае» изображено явление героине древнегреческого мифа бога Зевса под видом золотого дождя. «Кающаяся Мария Магдалина», исполненная на сюжет легенды о грешнице, принявшей христианство – шедевр, снискавший славу ещё при жизни Тициана. Казнь христианского мученика представлена в картине «Святой Себастьян», одном из последних и самых гениальных творений мастера.
Зал декоративно-прикладного искусства Венеции XV–XVI веков — №223
Зал посвящен декоративно-прикладному искусству Венеции XV – XVI веков. В экспозиции находятся образцы драгоценных тканей – самым популярным орнаментом для них был гранатовый узор, – кружева, изделия из металла, украшенные расписной эмалью, бронзовая мелкая пластика. Знаменитое венецианское стекло представлено предметами, выполненными в разных техниках – из бесцветного прозрачного стекла, которое научились варить в Венеции в середине XV века, стекла филигранного – здесь узор создавался не на поверхности изделия, а внутри стенок, цветного стекла.
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI века — №216
Последний зал Невской анфилады Старого Эрмитажа – бывшая Угловая приемная – сохранил характер архитектурного декора, созданного в 1850-е годы по проекту выдающегося петербургского зодчего эпохи историзма Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802–1865). Украшающий зал мраморный камин с лазуритовыми вставками был исполнен в 1852 г. на Петергофской гранильной фабрике.
Если вы хотите посмотреть оба направления движения, вы можете сделать круг до Советской лестницы по одному из предложенных ниже направлений.
Направления движения со спуском по Советской лестнице:
Направление движения №1 из зала Маньеризма (№216) к Советской лестнице (№ 206): Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (№ 229) или Лоджии Рафаэля (№227)→ Искусство Италии и Испании XVII-XVIII веков (Просветы) (№237-239)→ Искусство Голландии XVII века (№251,252) → Зал Рембрандта (№254) → Советская лестница (№206)
Направление движения №2 из зала Маньеризма (№216) к Советской лестнице (№ 206): Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (Майолики) (№229) → Зал фресок Рафаэля (зал Микеланджело) (№230) → Итальянские кабинеты (№231-236) → Испанский кабинет (№240) → Искусство Голландии XVII века (№252) → Зал Рембрандта (№254) → Советская лестница (№206)
Направления движения от Советской лестницы:
Направления движения со спуском по Парадной лестнице Нового Эрмитажа:
Направление движения №1 из зала Маньеризма (№216) к Парадной лестнице Нового Эрмитажа: Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Зал Рафаэля (Майолики) (№229) или Лоджии Рафаэля (№ 227) → Малый Итальянский Просвет (№237)→ Рыцарский зал (№243) → Двенадцатиколонный зал (№244)→ Искусство Фландрии XVII в. (Ф. Снейдерс, А. ван Дейк) (№245-248) → Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242)
Направление движения №2 из зала Маньеризма (№216) к Парадной лестнице Нового Эрмитажа: Зал контроля Эрмитажного театра (№224) → Северный кабинет (№226) → Лоджии Рафаэля (№227) → Двенадцатиколонный зал (№244)→ Искусство Фландрии XVII в. (Ф. Снейдерс, П.П. Рубенс, А. ван Дейк) (№245-248) → Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242)
Направление движения от Парадной лестницы Нового Эрмитажа:
Парадная лестница Нового Эрмитажа (№242) → Зал Диониса (№109) →Римский дворик (№108) → Зал Юпитера (№107) →Римская скульптура (№106) → Сивков переход (№102)→ Искусство Древнего Египта (№100)
Лоджии Рафаэля (№227)
Зал Рафаэля (Майолики) — №229
Далее маршурт следует в Зал Рафаэля: здесь находятся произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Италии XV–XVI веков. По представленным здесь двум картинам Рафаэля Санти (1483–1520) – великого мастера эпохи Возрождения – помещение стали называть Залом Рафаэля, а так как значительную часть экспозиции составляют керамические – майоликовые – изделия, возникло еще одно его название – Зал итальянской майолики. «Мадонну с младенцем» Рафаэля, которую именовали также «Мадонной с книгой», стали называть «Мадонной Конестабиле» по имени семейства Конестабиле, в чьем собрании она находилась до того, как в 1871 г. была приобретена для Эрмитажа. Картина принадлежит к лучшим юношеским работам мастера, начинавшего свой творческий путь с произведений небольшого формата.Интерьер, созданный по проекту зодчего Нового Эрмитажа Лео фон Кленце, сохранил декор в духе искусства итальянского Возрождения. «Святому семейству», написанному Рафаэлем во Флоренции, где он познакомился с искусством Леонардо да Винчи, свойственна – в отличие от камерной «Мадонны Конестабиле» – определенная монументальность. О влиянии Леонардо напоминают и ясность композиционного строя картины, и обобщенность форм и цветовых пятен, и мягкость моделировки объемов. Подробнее: «Hermitage Online. Секреты старых сундуков» https://vk.com/video-67940544_456239764.
Зал фресок Рафаэля — №230
Зал, первоначально служивший «Кабинетом отдохновения» императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I), открывает анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, задуманных для развески картин небольших размеров и получивших название – Кабинеты. Позднее в его стены вмонтировали фрески школы Рафаэля – цикл росписей учеников великого мастера, повторивших в большем масштабе композиции стуфетты – ванной комнаты – в апартаментах кардинала Биббиены в Ватикане, которые были созданы в 1516 году Рафаэлем совместно с учениками. В зале выставлено единственное находящееся в России произведение Микеланджело (1475 – 1564) – статуя «Скорчившийся мальчик». Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/hermitage_museum?z=video-67940544_456240536%2F76df40df93c7fd20bd%2Fpl_wall_-67940544.
Итальянские кабинеты — №231-236
В залах экспонируется итальянское искусство XVII-XVIII веков. Здесь находятся картины крупных представителей болонского академизма – Гвидо Рени (1575–1642), Доменикино (1581–1641), Гверчино (1591–1666). Картинами на библейские сюжеты и выдающимся «Портретом актера (Тристано Мартинелли?)» представлен Доменико Фетти (1588/1589–1623). В зале №234 представлена живопись неаполитанских мастеров. В художественных традициях караваджизма, свойственных неаполитанской школе, исполнены произведения Джованни Баттиста Караччоло (1575–1637), Маттиа Прети (1613–1699), Андреа Ваккаро (1600–1670). В зале №236 экспонируется преимущественно живопись блистательной венецианской школы: полотна последнего великого мастера барокко Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770), пейзажи знаменитых ведутистов (ведута – вид, городской пейзаж) Каналетто (Антонио Каналь, 1697–1768) и Франческо Гварди (1712–1793), работа выдающегося портретиста Витторио Гисланди (фра Гальгарио, 1655–1743), камерная жанровая сцена Пьетро Лонги (1702–1785), характерная мифологическая картина Джованни Баттиста Питтони (1687–1767).
Испанский кабинет — №240
Просветы Нового Эрмитажа — №237-239 (Искусство Италии и Испании XVII-XVIII веков)
Самые большие залы Нового Эрмитажа — Просветы — представляют произведения живописи Италии и Испании XVII – XVIII веков. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240418.
Малый итальянский Просвет — №237
Большой итальянский Просвет — №238
Большой Просвет Нового Эрмитажа – центральный и самый большой из трех парадных залов со стеклянными плафонами, обеспечивающими верхнее освещение и тем самым определившими название этих интерьеров – Просветы. Большой Просвет посвящен искусству Италии XVII– XVIII веков. Потолок зала и фриз в верхней части гладких стен, предназначавшихся для развески крупноформатных картин, декорированы эффектными лепными узорами-арабесками, покрытыми позолотой. На экспозиции в Итальянских просветах представлены работы Джованни Батиста Тьеполо, Антонио Каналетто, и Луки Джордано. Подробнее: «Hermitage Online. Джованни Батиста Тьеполо. Итальянское искусство в Эрмитаже» https://vk.com/video-67940544_456240040.
Малый Испанский Просвет — № 239
Испанский Просвет Нового Эрмитажа – один из трех парадных залов второго этажа со стеклянными плафонами, обеспечивающими верхнее освещение и тем самым определившими название этих интерьеров – Просветы. Потолок зала и фриз, завершающий верхнюю часть гладких стен, декорированы эффектными лепными узорами-арабесками, покрытыми позолотой. На стенах, предназначавшихся для развески крупноформатных картин, представлены произведения испанских живописцев XVII–XIX веков.Искусство Испании XVII века связано с именами таких мастеров как Хусепе де Рибера, Франсиско де Сурбаран, Диего Веласкес. Большое собрание картин Бартоломе Эстебана Мурильо дает представление о творчестве известного севильского художника. «Портрет актрисы Антонии Сарате» Франсиско де Гойи, созданный в начале XIX столетия, хронологически завершает экспозицию. Подробнее наша онлайн-экскурсия: https://vk.com/video-67940544_456240488
Галерея Истории древней живописи — №241
Галерея Истории древней живописи была задумана зодчим Лео фон Кленце как преддверие залов, предназначенных для европейских картин. В ее стены вмонтированы 80 композиций, выполненных в Мюнхене под руководством художника Георга Хильтеншпергера (1806–1890) на сюжеты из античных повествований о происхождении разных видов и жанров живописи, о древних мастерах и их творениях. В Галерее представлена западноевропейская скульптура конца XVIII – первой четверти XIX века, – эпохи неоклассицизма. Монументальная мраморная группа «Пигмалион и Галатея» итальянского ваятеля Пьетро Стаджи (1754 – не позднее 1814) – повторение небольшой работы известного французского мастера Этьена Мориса Фальконе. Статуи «Пастух» и «Ганимед» – произведения крупного датского скульптора Бертеля Торвальдсена (1770–1824). Значительную часть экспозиции представляют работы Антонио Кановы — самого известного мастера неоклассической скульптуры.
Главная (Парадная) лестница Нового Эрмитажа — №242
Главный вход в Новый Эрмитаж, первый публичный музей в России, здание, возведенное специально для размещения художественных коллекций. Оно был построено главным музейным архитектором Европы Лео фон Кленце, в стиле историзм, и известно своим портиком с десятью атлантами. Лестница облицована искусственным мрамором (стюком), колонны выполнены из сердобольского гранита. Ступени белого мрамора ведут к Галерее древней живописи. Подробнее: Императорский Музеум. Открытие музея в здании Нового Эрмитажа https://vk.com/video-67940544_456240418.
Искусство Фландрии XVII века (П.П. Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс) — №245-248
Фламандская живопись представлена в четырех залах второго этажа Нового Эрмитажа. Одно из крупнейших собраний в мире включает произведения знаменитых живописцев XVII века – Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса.
Зал Снейдерса — №245
В зале представлено творчество фламандских мастеров натюрморта и художников-анималистов. Становление монументального декоративного натюрморта во Фландрии связано с творчеством Рубенса и художников его круга. В таких картинах дары природы изображались рядом с живыми зверями и птицами на фоне пейзажа. Художники, специализировавшиеся в натюрморте, анималистическом жанре и декоративном пейзаже работали в тесном сотрудничестве. Наряду с монументальным продолжал существовать «кабинетный» вариант натюрморта. Эти небольшие изысканные картины напоминали работы голландских художников. Здесь представлены работы Теодора Ромбоутса (1597-1637), Ведущего мастера камерной бытовой живописи Адриана Браувера (1605-1638), Давида Тенирса Младшего (1610-1610), Франса Снейдерса (1579-1657). Подробнее в нашей онлайн-экскурсии: https://vk.com/videos-67940544?q=%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%80&z=video-67940544_456239852%2Fclub67940544
Зал Ван Дейка — №246
Зал занимает экспозиция картин Антониса Ван Дейка (1599-1641), прославившегося как блистательный портретист. Более двадцати произведений из собрания Эрмитажа дают представление о разных периодах творчества одного из ведущих мастеров фламандской живописи XVII века. В конце 1632 года Ван Дейк по приглашению английского короля Карла I переезжает в Лондон, где получает многочисленные заказы на создание парадных портретов как самого Карла I, так и английских аристократов. К числу последних относится размещенный справа от входа великолепный по живописному исполнению портрет Генри Денверса, графа Денби в костюме кавалера Ордена подвязки. Потрет Эверхарда Ябаха, парижского банкира и коллекционера был написан в 1636/1637 годах во время его пребывания в британской столице.
Зал Рубенса — №247
Зал фламандской и голландской живописи — №248
Шатровый зал — №249
Зал получил свое название за напоминающее шатер двускатное перекрытие с открытыми стропилами, украшенными четырехугольными углублениями-кессонами и росписью. В зале экспонируется живопись Голландии XVII века, преимущественно произведения «малых голландцев» – авторов небольших картин, предназначавшихся для камерных интерьеров. Здесь представлены все жанры, в которых работали голландские мастера. В обеих частях компартимента 1представлены произведения Якоба Изакса ван Рейсдала (1628/1629–1682), – одного из самых ярких пейзажистов не только в голландском, но и в европейском искусстве. К лучшим полотнам художника принадлежит «Болото». В правой части компартимента – «Десерт», характерный образец кисти выдающегося мастера натюрморта Виллема Калфа (1619–1693), «Коровница» крупного пейзажиста и анималиста Алберта Кейпа (1620–1691). В левой части компартимента – пейзажи Николаса (Класа) Питерса Берхема (1620–1683), Алларта Эвердингена (1621–1675), работы Адриана ван де Велде (1636–1672) и других известных живописцев. Ян Стен (1625/26–1679), чьи произведения, как, например, «Больная и врач» или «Гуляки», где художник изобразил себя с супругой, нередко окрашены добродушной насмешкой, исполнил и «Эсфирь перед Артаксерксом» на библейский сюжет. Двумя работами представлен портретист Михил Янс ван Миревелт (1567–1641). «Молодой солдат» – картина Франса Халса Младшего (1618–1669), сына Франса Халса.
Искусство Голландии XVII века — №250,251,252
Залы посвящены живописи Голландии XVII века. Значительную часть экспозиции составляют работы разных жанров кисти «мастеров тонкого письма» – художников середины и второй половины столетия, писавших картины малого – подчас почти миниатюрного – формата. В этой манере, создателем которой был Герард (Геррит) Доу (1613–1675), – ученик великого Рембрандта (1606–1669), – исполнены произведения целого ряда крупных живописцев, как то – Иоахима Эйтевала (1566–1638), Герарда тер Борха (1617–1681), Яна ван Гойена (1596–1656) и многих других. Монументальными сюжетными полотнами представлены Николас (Клас) Питерс Берхем (1620–1683), Каспер Кастелейнс (около 1625 – после 1661), Бартоломеус ван дер Хелст (1613–1670) – автор парадных семейных портретов. Несколькими картинами представлен Питер Ластман (1583–1633) – учитель Рембрандта.
Зал Рембрандта — №254
Эрмитаж обладает выдающейся коллекцией произведений голландских художников XVII века, гордостью которой являются картины Рембрандта. Одно из крупнейших в мире собраний работ этого мастера представлено произведениями на библейские и мифологические сюжеты, а также портретами. У двери, ведущей на Советскую лестницу – шедевр динамичного, экспрессивного стиля барокко в творчестве Рембрандта: монументальное полотно «Жертвоприношение Авраама», изображающее эпизод из Ветхого Завета. «Возвращение блудного сына» – одно из самых знаменитых творений великого мастера. Монументальная картина, исполненная на сюжет евангельской притчи, представляет встречу вернувшегося в отчий дом несчастного юноши-скитальца с отцом: увидев сына, старик «сжалился; и, побежав, пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою…». Ярко освещенное лицо старца словно само излучает свет мудрости и благородства души. Полотно, созданное, очевидно, около 1668 года, относится, таким образом, к самому концу жизни Рембрандта, являя собой великолепный финал его творчества. Подробнее: «Искусство Рембрандта Харменса ван Рейна https://vk.com/video-67940544_456239850.
Доступные для осмотра залы на первом этаже
Обратите внимание, что осмотр Двадцатиколонного зала и зала с Колыванской вазой доступен только при спуске по Советской лестнице. По парадной лестнице Нового Эрмитажа не предполагает осмотра этих залов.
Искусство Античного мира
Спустившись на I этаж, вы осмотрите залы искусства Древнего мира: Двадцатиколонный зал с выставкой керамики, и зал, где находится грандиозная Колыванская ваза работы русских камнерезов XIX века, а также зал Юпитера, в котором представлены произведения скульптуры Древнего Рима. Жители Рима и их портреты. Залы Античного мира https://vk.com/video-67940544_456240006.
Двадцатиколонный зал — №130
Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа, предназначавшийся для выставки античных ваз Императорского музея, до сих пор сохранил свое первоначальное назначение. По замыслу архитектора Леон фон Кленце декор зала составляет единое целое с экспозицией. Общий вид зала с двумя рядами монолитных колонн из сердобольского гранита создает впечатление греческого храма. Капители колонн, кессонированный потолок и стены покрыты росписью, мотивы которой восходят к декору античных ваз. Пол в подражание античной традиции выполнен в технике каменной мозаики; шкафы из карельской березы и амаранта были специально спроектированы для экспонирования ваз.
На экспозиции представлена коллекция искусства Древней Италии конца IX-II веке до н.э., в основном это вазы из Этрурии и областей Южной Италии. Эрмитажная коллекция южноиталийских ваз является одной из лучших в мире за пределами Италии. Шедевром коллекции является знаменитая Кумская ваза (IV век до н.э.) ваза. За красоту пропорций и богатый декор с расписными рельефными фризами она получила название «Царица ваз».
Помпеянский зал. Прикладное искусство Римской империи — №129
Зал Большой вазы — №128
Зал Эллинизма — №121
Этот зал Нового Эрмитажа первоначально предназначался для выставки древностей Боспора Киммерийского. Стены и пилоны зала отделаны стюком (искусственным мрамором), потолок расписан орнаментальным узором. В экспозиции представлены произведения скульптуры (римские повторения с греческих оригиналов), мелкой бронзовой и терракотовой пластики, керамики и ювелирного искусства эпохи эллинизма (IV-I век до н.э.). Особого внимания заслуживает коллекция танагрских терракотовых статуэток (наиболее распространённый тип статуэток эпохи эллинизма), а также часть богатейшего собрания резных камней.
Зал резных камней — №120
Античная колонизация Северного Причерноморья — №119
Экспозиция включает коллекции из раскопок таких античных причерноморских центров, как Ольвия, Березань, Херсонес, города Боспорского царства (Пантикапей, Нимфей, Мирмекий, Илурат, Горгиппия и пр.), а также их некрополей, и охватывает различные сферы повседневной жизни греческих городов в период с VI века до н.э. по III в. н. э. Большая часть экспонируемых памятников представлена впервые. Основу экспозиции составляют археологические находки как из раскопок конца ΧΙΧ – начала ΧΧ века (в Ольвии, Пантикапее, на Таманском полуострове и в Приазовье), так и поступившие в Эрмитаж в результате работ археологических экспедиций самого музея и Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР (ИИМК РАН) в 1930-х – 1990-х годах (на острове Березань, в Херсонесе, боспорских городах Нимфее, Мирмекии, Илурате).
Зал ваз — №118
Зал ваз – один из красивейших залов Нового Эрмитажа, построенного в середине XIX века по проекту немецкого архитектора Лео фон Кленце. Согласно проекту стены зала были облицованы искусственным мрамором, продольные стены украшены колоннами из красного гранита, своды и стены потолка покрыты орнаментальной росписью, а двери и наборный мозаичный паркет выполнены их драгоценных пород дерева. Первоначально зал предназначался для оригинальных рисунков императорского Эрмитажа, но к открытию музея в нем разместилась коллекция гравюр. Во второй половине XX века в зале экспонировались коллекции аттических ваз. Подробнее наши онлайн-экскурсии: 1) https://vk.com/video-67940544_456240166 2) https://vk.com/video-67940544_456240214
Залы Боспора — №117,116,115
Искусство Древней Греции — №114-111
Зал Диониса — №109
Римский (античный) дворик — №108
Зал Юпитера — №107
Римская скульптура — №106
Небольшой зал Нового Эрмитажа, здания, построенного в 1842-1851 годах для Императорского музея. Стены и пилоны зала отделаны стюком (искусственным мрамором), потолок декорирован рельефом c растительным орнаментом, гротесками, грифонами, амурами, орлами и звездами. В зале экспонируются римские капители и стенки саркофагов. Особого внимания достойна стенка римского саркофага III века: из приоткрытой двери показывается Меркурий – проводник душ в царстве мертвых. Изображение бога фланкируют фигуры умерших.
Сивков переход — №102
Переход, созданный для более удобного сообщения между Зимним дворцом и соседними зданиями музейного комплекса, назван по имени его создателя архитектора А. В. Сивкова (1890-1968). В зале экспонируются римские мраморные рельефы первых веков нашей эры: посвятительные, декоративные и рельефы на стенках саркофагов. На одном из рельефов представлена сцена из мифа о похищении Персефоны, на противоположной стороне – стенка саркофага с изображением девяти муз, спутниц бога Аполлона.
Искусство Древнего Египта — №100
На этом посещение Эрмитажа по маршруту заканчивается. Через Галерею Растрелли и Иорданскую галерею вы можете направиться к выходу.
*Путеводитель составлен пресс-службой Государственного Эрмитажа