эрмитаж маршрут номер два
Маршруты посещения Эрмитажа в 2021 году
Реалии 2021 года вносят изменения в работу всех учреждений культуры России, в том числе и музеев. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге всегда посещало множество туристов, наших и иностранных.
Чтобы уменьшить риск заражения ковидом, руководство музейного комплекса еще в 2020 году приняло решение развести людские потоки по регламентированным маршрутам.
На посещение Эрмитажа по любому из маршрутов дается сеанс длительностью 2 часа. Одновременно запускается не более 100 человек.
Маршрут №1 по Эрмитажу
Этот маршрут считается традиционным, его выбирают для первого похода в Эрмитаж. По нему в допандемийное время чаще всего и водили экскурсии. Он охватывает парадные залы и самые знаменитые экспонаты искусства Высокого Возрождения.
Туристы, купившие билеты за полную стоимость идут через главный вход Зимнего с Дворцовой площади под аркой, затем через внутренний Большой Двор по указателю к Иорданской лестнице.
Льготные категории граждан, а также их сопровождающие с билетами общей категории, заходят через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда. Это устроено специально, чтобы избежать скопления людей при проверке документов, подтверждающих право на скидку к цене. К началу маршрута проходите, следуя распоряжениям служащих музея и направляющим стрелкам-указателям.
Мы рекомендуем приобретать билет в Эрмитаж с аудиоэкскурсией в бесплатном приложении, которое устанавливается на Ваш телефон. Аудиогид проведет Вас по маршруту и ознакомит с главными экспонатами музея:
На заметку: только этот путь подходит для маломобильных граждан, так как между этажами имеются подъемники.
План маршрута №1 по Эрмитажу
Маршрут №1 начинается для всех посетителей с Иорданской лестницы, роскошной и знаменитой, «снимавшейся» во многих исторических фильмах.Далее путь ведет вас в парадные залы Зимнего дворца:
Из Аполлонова зала Вы попадаете в Малый Эрмитаж. Обязательно остановитесь: здесь выставлена «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», известная как «Прекрасная Садовница» из собрания полотен Лувра.
По Романовской галерее, где уже выставляются экспонаты западноевропейского искусства, вы попадаете в Павильонный зал со знаменитыми часами.
Важно: Не стоит выбирать самое позднее время посещения, так как с 2020 года Павлина не заводят.
От прекрасной птицы – переход в Новый Эрмитаж к самым знаменитым шедеврам из коллекции российских императоров. Вас ожидают картины великих мастеров:
И, конечно же, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
Далее указатели ведут к искусству Древних Греции, Рима и Египта. Мальчикам с семи лет обязательно стоит показать рыцарский зал.
Если из отведенных 2 часов времени еще достаточно, поднимитесь на 3 этаж Зимнего дворца в Запасную галерею европейской живописи XVII‒XVIII веков, чтобы увидеть полотна Рубенса и его учеников, Джордано, Голциуса, последователей Караваджо и других художников.
По прохождении маршрута выходите из Эрмитажа на Дворцовую набережную к знаменитым атлантам.
Маршрут №2 по Эрмитажу Санкт-Петербурга
Этот путь знакомства с сокровищами Эрмитажа длиннее предыдущего. Он начинается у Церковной лестницы идет через покои императорской семьи, залы русского и восточного искусства, а в конце через несколько переходов выводит туристов к галереям с творениями мастеров Высокого Возрождения.
При этом помните: времени на путешествие у вас также 2 часа. Стоит ли гнаться за количеством?Логичнее выбрать маршрут №2, если вы уже были в Эрмитаже ранее и хотите посмотреть что-то новое, необычное. Тем, кому трудно передвигаться по многочисленным лестницам этот путь не подходит, так как его большая часть лифтами не оборудована.
Купившие билеты на этот маршрут по полной стоимости, проходят через вход на Дворцовой площади, во Большом дворе ориентируются на указатели к Церковной лестнице. Льготники и их сопровождающие ищут вход с Шуваловского проезда. Билеты на второй маршрут доступны онлайн на официальном сайте.
План маршрута №2 по Эрмитажу
От Церковной лестницы и Малой дворцовой церкви вы попадаете в залы и комнаты, предназначенные для проживания императоров и их семей, начиная с 1840 года. Именно тогда Зимний дворец был возрожден после страшного пожара 1837 года. Часть интерьеров архитектор Стасов восстановил по имевшимся чертежам, большинство создал заново в стиле ампир.
Ваш путь пройдет через:
По Салтыковской лестнице можно подняться на третий этаж к залам с произведениями искусства и предметами быта народов и государств востока, при чем маршрут разделяется на несколько направлений.
Информация по секрету от бывалых : после каждого из них можно вернуться к лестнице и выбрать следующее.
На третьем этаже вам доступны два направления с творчеством народов:
Можно исключить восточное искусство, продолжив«русское» направление №3 с семью залами обстановки времен Екатерины II и покоями императрицы Марии Александровны, бабушки последнего императора, включающими:
После их осмотра вы выйдете к двум залам с произведениями французского искусства XVIII века.
Направление №4 от «Темного» коридора с шпалерами французского и фландрийского производства ведет через залы:
Именно через последний зал можно перейти в другую часть Зимнего дворца, чтобы попасть в финале к Высокому Возрождению, но поскольку время осмотра лимитировано, на этом стоит закончить осмотр по второму маршруту, а не пытаться «объять необъятное». Служащие музея подскажут, как пройти к выходу на Дворцовую набережную.
Маршрут №3 по Эрмитажу
Если вы прошли Зимний дворец, Малый и Новый Эрмитажи неоднократно, музейный комплекс предлагает новые экспозиции в левом крыле здания Главного Штаба.
Часы работы этого филиала, условия приобретения билетов такие же, как и Эрмитаже. Время на осмотр экспозиций стандартное – 2 часа.Вход – на Дворцовой площади, выход – у Певческого моста через Мойку.
В программе осмотра:
Кроме того, гостям предлагается познакомиться с интересными документами и экспонатами, связанными с работой министерств иностранных дел и финансов России, а также подразделений русской Гвардии, в разные периоды жизни страны.
В недавно возрожденном храме Александра Невского открыта выставка богослужебных предметов, относящихся к первой четверти XIX века, в том числе:
Для третьего маршрута по Эрмитажу также доступны билеты с аудиоэкскурсией, благодаря которой Вы не заблудитесь в музее и узнаете много нового:
Внимание: для маломобильных граждан доступно несколько залов, их список и организацию помощи уточняют заранее по телефону 8-812-495-71-71.
Маршруты экскурсий по Эрмитажу в 2021 году
В период пандемии летом 2021 года экскурсии проводятся в индивидуальном порядке – группой до 10 человек.
Цена билетов – 1000 руб.(входной билет и экскурсионное обслуживание), льгот нет. Исключение – детский вариант «В мире прекрасного» со стоимостью 600 руб.
Взрослым гостям предлагаются визиты:
Узнать больше о Золотой кладовой, режиме работы и стоимости билетов в 2021 году Вы можете здесь, о Бриллиантовой кладовой здесь.
Временные выставки
В стоимость билетов на маршрутах № 1 и 2 по Эрмитажу включены временные выставки. Они располагаются в разных залах музея. Часть доступна только на маршруте №2 (например, «Дорожный сундук Александра III), другие – в обоих направлениях (например, «Искусство Средневековья из галереи Умбрии»).
Временные экспозиции вы можете посетить и отдельно, вне установленных маршрутов. Время проведения, сеансы и цены изучайте здесь.
График сеансов, единый для любого маршрута
Дни недели | Сеансы для основной категории посетителей | Сеансы по специальному предложению льготным категориям |
вторник-воскресенье | 11-00, 11-30, 12-00, 12-30, 13-00, 13-30, 14-00, 14-30, 15-00, 16-00, 16-30, 17-00 | 11-30, 12-00, 14-00, 15-00, 16-30, 17-00 |
среда, пятница, суббота (доп.) | 17-30, 18-00 | — |
Выходной день – по понедельникам, а также в государственные праздники 1 января и 9 мая.
Полезные советы
Контроль времени ведут служащие музея. В любое время они могут попросить показать ваш онлайн-билет и проверить часы сеанса.Смотрители подскажут при необходимости и нужное направление на развилках маршрутов.
В отзывах о различных маршрутах посещения Эрмитажа туристы говорят, что режим вполне комфортен. Небольшое количество человек, одновременно пребывающих в зале, отсутствие иностранцев и постоянно говорящих гидов дают возможность спокойного обозрения шедевров. Ограничение по времени не перегружает информацией голову.
Эрмитаж в период пандемии коронавируса. Как купить билет? Что такое маршрут номер 2? Много фотографий шедевров Эрмитажа.
Эрмитаж хотя бы раз в жизни должен посетить мало-мальски культурный человек. Прописная истина, которую мне вложили в голову. Я вот была в Эрмитаже не раз и даже не два, и только в этом году посетила его более-менее осознанно.
Другое дело, как проходит экскурсия в Эрмитаже сейчас. Но давайте обо всем по порядку.
Планируя поездку в Санкт-Петербург, я понимала, что Эрмитаж будет обязательно. Поэтому первым делом залезла на официальный сайт музея, изучила график работы, условия посещения (обязательный масочный режим!) и увидела, что можно выбрать один из нескольких (кажется, 4-х) предложенных маршрутов.
А вот это уже интересно! Это уже какая-то самостоятельность и выбор маршрута в соответствии с моими культурными запросами.
Почитав описание, я выбрала маршрут номер 2. Что же он из себя представляет? Это экскурсия, в которую входит осмотр дворцовых, парадных и даже немножко приватных интерьеров, крупная экспозиция полотен европейских художников и античные залы.
Моя рекомендация всем, кто планирует посещение Эрмитажа в ближайшее время: не забывайте заказывать билеты заранее. Я смогла ухватить билеты за 10 дней до поездки разве что чудом!
Сейчас билет можно приобрести только онлайн! Не полагайтесь на авось, иначе рискуете лишиться посещения главной сокровищницы Петербурга.
На странице официального сайта, где подробно объясняется, как купить билет, есть ссылка, по которой вы попадаете в платёжную систему. Там разберётся даже ребёнок. Вводите данные карты, количество необходимых билетов, выбираете дату и время экскурсии и получаете заветные билетики на электронную почту.
Советую распечатать билеты для облегчения себе входа в Эрмитаж. Ну или как вариант, обязательно хранить электронное письмо.
Как проходит экскурсия?
Мы пришли за 15 минут до начала. У знаменитых ворот (со стороны Дворцовой площади) нас встретили служители музея и проверили наличие билетов и соответствие их дате и времени. Тут же нас попросили надеть маски.
Огромных толп народа нет. По моим ощущениям, на экскурсию в 17.00 пришло около 40 человек. Что такое 40 человек для Эрмитажа?)))
На входе еще раз смотрят билеты и запускают внутрь здания. Обращаю ваше внимание, что все необходимо оставить в гардеробе : верхнюю одежду, зонты, пакеты и даже воду. Маленькую бутылочку воды или сока пронести не удастся ни при каких обстоятельствах, потому что после гардероба ожидает досмотр, как в аэропорту. Поэтому если кому-то вдруг по состоянию здоровья необходимо пить или принимать лекарства, учитывайте этот факт. Кулеров по ходу маршрута нет.
Для начала осмотра экспозиции необходимо отсканировать штрих-код с билета валидатором на турникете.
И хотя я уже бывала в Эрмитаже и многое видела, невозможно удержаться от восторга при виде такой красоты!
Путеводитель по Маршруту № 2 в Главном музейном комплексе. Вход Церковной лестницы
При выборе этого маршрута для посещения будут в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры, жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство. Во второй части маршрута Вы также сможете познакомиться с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала), с Картинной галереей и Античным искусством. Обращаем ваше внимание, что большая часть маршрута № 2 не оборудована лифтами и подъемниками.
В точках выбора дальнейшего направления движения посетители должны выбирать свой путь самостоятельно.
Внимание: Движение по экспозициям – строго в одном направлении, для удобства посетителей в залах установлены соответствующие информационные указатели.
При планировании визита в музей ознакомьтесь, пожалуйста, с разделом «Часто задаваемые вопросы»
Церковная лестница
Маршрут начинается с Церковной лестницы. Она получила свое название, потому что ведёт в помещение Малой церкви Зимнего дворца. Поднявшись по ней, вы сможете осмотреть частные покои российских императоров, экспозиции французского и английского искусства, парадные залы Зимнего дворца.
Концертный зал — №190
Концертный зал, входящий в Невскую анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского – самого большого зала дворца. Расположенные попарно колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богини Флоры. В зале представлен мемориальный комплекс раки Александра Невского — выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства в стиле барокко, выполненное из серебра (это первое серебро, привезенное с Колыванского рудника) весом около полутора тонн. Прежнее местопребывания — Троицкий собор Александро-Невской лавры, с 1922 года находится в Эрмитаже.
Малахитовый зал — №189
В этом зале следует выбрать одно из направлений движения!
Направление движения №2 от Малахитового зала (№189): Арапский зал (столовая) (№155) → Ротонда (№156) → Темный коридор → Салтыковская лестница (№310)
Подробнее в наших онлайн-экскурсиях: 1) Русская мебель в интерьерах ампира https://vk.com/video-67940544_456240279 2) Русская мебель в интерьерах историзма https://vk.com/video-67940544_456240354 3) Русская мебель в интерьерах рубежа XIX-XX веков https://vk.com/video-67940544_456240385
Гостиная Зимнего дворца — №187
Смежная с Малахитовой гостиная в апартаментах Николая II и Александры Федоровны была отделана архитектором А.Ф. Красовским в стилизации стиля Ампир, росписи цилиндрического свода выполнены художником И. Молинари. Обстановка гостиной не сохранилась. Экспозиция зала дает представление об убранстве парадного дворцового интерьера в стиле ампир. Обстановка гостиной состоит из части большого гарнитура, созданного по рисункам Луиджи Руска (1758 – 1822). Мебель со шпалерными обивками была исполнена в 1805 – 1806 годах на Императорской шпалерной мануфактуре по заказу управляющего Кабинетом двора Д.А. Гурьева. В ансамбле с предметами мебели на императорской шпалерной мануфактуре были изготовлены четыре настенные шпалеры (из них сохранились только две) и напольный ковер. Каминный экран в углу гостиной был выткан мастером Императорской шпалерной мануфактуры С. Григорьевым.
Зал Росси — №186
Образцы художественной мебели, представленные в этом зале, исполнены по рисункам К.И. Росси (1775 – 1849). Гарнитур с золочеными накладками, созданный в 1817 году, предназначался для парадных комнат Аничкова дворца. Гарнитур серого волнистого клена, более камерный по своему характеру, был исполнен в 1819 – 1822 годах для Фарфорового кабинета императрицы Марии Федоровны в Елагиноостровском дворце. Оба гарнитура работы мебельной мастерской И. Баумана. В зале можно видеть шпалеру, исполненную по картине Рафаэля (1483 – 1520) «Мадонна в кресле». На стенах – портреты императора Николая I в бытность его наследником и вдовствующей императрицы Марии Федоровны, его матери.
Зал Гамбса — №185
Это бывший кабинет императрицы Александры Федоровны (архитектор А.Ф. Красовский, 1894-1895). Экспозиция посвящена творчеству самого известного мебельного мастера первой трети XIX в. Г. Гамбса (1765-1831). Ученик знаменитого Д. Рентгена, Гамбс прибыл в Петербург в 1790-х гг. и основал фирму, просуществовавшую до 1870-х гг. Шедевром мебельного искусства является бюро красного дерева, декорированное золоченой бронзой, со скрытым в корпусе механизмом (1815). Работами фирмы Гамбса являются бюро и секретер красного дерева с декором из позолоченной бронзы.
Гостиная усадебного дома — №184
В этом зале представлена типичная для гостиной дворянского дома обстановка: она разделена на три зоны. В центре расположена диванная с парой стульев и круглым столиком, на котором установлена лампа-бульотка на четыре свечи с зелёным абажуром. В левой части зала представлена обстановка кабинета с книжным шкафом-бюро, диваном и креслами; справа – убранство будуара с туалетным столом, стульями и креслами, в глубине находится горка и столик для рукоделия. Все предметы мебели решены в едином художественном ключе с характерными для ампира ясными, логичными формами, плавной округлостью линий, резными деталями в виде букраний или лебединых голов. Вставки из чёрного дерева оттеняют совершенную красоту гладкой фанеровки. Мебель выполнена из карельской березы.
Будуар 1840-1850 годов — №183
Это бывшая Уборная императрицы Александры Федоровны (архитектор А. Красовский, 1894-1895). Экспозиция зала условно названа «Будуар 1840-50-х гг. «. В убранстве использован гарнитур Розовой гостиной (не сохранилась) Зимнего дворца, созданной по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1846-1847 гг. Мебель розового дерева, декорированная фарфоровыми пластинами, была исполнена по рисунку архитектора фирмой братьев Гамбс в стиле «второго рококо». В подобных интерьерах, где мебель расставлялась свободно, образуя уютные «уголки», создавалась атмосфера праздничности и легкой беззаботности.
Готический кабинет — №182
В зале представлено убранство кабинета в «готическом» стиле. Мебельный гарнитур был исполнен в 1830-х годах для усадьбы Голицыных-Строгановых «Марьино» мастерами мебельной фирмы братьев Э. и П. Гамбсов. Интерьер дополняют бронзовые часы в виде готического собора, фигурки рыцарей, настольные украшения из малахита, осветительные приборы, рыцарский доспех. Живописные полотна – портрет Н.Б. Юсупова работы неизвестного художника, портрет молодой девушки работы Т.А. Неффа (1804 – 1876) и пейзаж Г.В. Сороки (1823 – 1864) с видом готического павильона в усадьбе «Островки» Тверской губернии.
Помпейская столовая — №181
В зале представлены предметы, сохранившиеся от первоначального убранства «Помпейской столовой», оформленной в 1836 – 1839 годах по желанию Николая I архитектором А.П. Брюлловым. Мебельный гарнитур, состоящий из дивана, стульев, табуретов, консоли, каминного экрана и тумбы для дров; выполнен мастерами мебельной фирмы братьев Э. и П. Гамбсов. Так называемый «помпейский» стиль, распространенный в 1830 – 1840-х годах, был связан с изучением архитектуры и живописи, открытых археологами в древних Помпеях. В царствование Николая II это угловое помещение служило Кабинетом императора.
Гостиная в стиле «второго» рококо — №180
В зале представлена мебель из темного ореха, типичная для городской среды 1850 – 1870-х годов. Интерьер украшают предметы, характерные для обстановки жилых комнат богатых особняков, купеческих домов, квартир состоятельных горожан.
Курительная комната — №179
Библиотека Николая II — №178
Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.
Интерьер в неоклассическом стиле — №177
Два мебельных гарнитура представляют собой различные варианты интерпретации форм русского ампира. Один из них фанерован карельской березой с декором в виде военных трофеев и медальонами с портретами членов императорской фамилии. Второй гарнитур красного дерева был исполнен по проекту архитектора И.А. Фомина мастерами мебельной фабрики Ф. Мельцера. Убранство зала дополняют скульптуры и вазы Императорского фарфорового завода. В простенке окон в классицистической по форме раме – портрет З. Юсуповой работы К.П. Степанова (1854 – 1910). По углам два женских портрета, исполненные из мрамора скульптором Адель Вернер (1865 – 1911) в 1909 и 1912 году.
Интерьер эпохи Модерн — №176
Зал входит в экспозицию «Художественное убранство русского интерьера», размещенную в анфиладе комнат личных апартаментов императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В этом помещении, служившем Адъютантской, представлены образцы изделий в стиле модерн, получившем развитие в России в 1890 – 1900-х годах. В экспозиции горка карельской березы, дубовый буфет с витражной экспозицией, книжный шкаф с фигурными стеклами работы крупных петербургских мастерских. Ясеневый гарнитур из Александровского дворца в Царском Селе, обитый ситцем, был изготовлен в 1902 – 1903 годах известной мебельной фирмой Ф. Мельцера. Он предназначался для учебной комнаты дочерей Николая II. Мемориальное значение имеет и бюро красного дерева, принадлежавшее императрице Александре Федоровне, выполненное на фабрике Н. Свирского.
Интерьер в неорусском стиле — № 175
Зал входит в экспозицию «Художественное убранство русского интерьера». Представлена реконструкция обстановки столовой в неорусском стиле. Включенные в экспозицию предметы мебели созданы в конце XIX – начале XX столетия. Центральное место в экспозиции зала занимает дубовый буфет, который был исполнен в 1901 году по замыслу С.В. Малютина (1859 – 1937). Буфет, украшенный вставками амаранта, березы, мореного дуба, декорирован резными филенками-панно с сюжетами из русского фольклора. Стоящий на скамье ларец-теремок с резными сказочными композициями на стенках также выполнен по рисунку С.В. Малютина в 1914 – 1915 годах.
Салтыковская лестница — №310
В центральной части западного корпуса Зимнего дворца, напротив Адмиралтейства, располагается Салтыковский подъезд. С северной стороны к нему примыкает Салтыковская лестница, соединяющая все три этажа дворца. Рядом с этой лестницей на третьем этаже Зимнего дворца около двадцати лет находилась квартира князя Николая Ивановича Салтыкова (1738 – 1816). Императрица Екатерина II в 1773 году определила его ко двору наследника Павла Петровича, будущего Павла I, в письме к которому сообщала: «При тебе будет лицо значительное, и не для того только, чтобы придать важности твоим выходам, но и для того, чтобы оно держало в порядке людей, назначенных к твоему двору…»
Здесь возможен подъем на третий этаж и осмотр экспозиций!
Арапский зал (столовая) — №155
Столовая находилась на половине императриц – в ней устраивались как семейные обеды, в узком кругу, так и с приглашенными гостями.
Название столовой – Арапская – связано с тем, что у дверей зала дежурили слуги-арапы, или эфиопы, одетые в яркие одежды – белые тюрбаны, зеленые куртки с золотыми галунами и широкие красные шаровары. Арапская столовая известна также как Большая – второе название служило антитезой к Малой столовой, находящейся рядом. Здесь вы также можете ознакомиться с интерьером Малой столовой Николая II. Столовая доступна для просмотра без захода внутрь.
Ротонда — №156
Салтыковская лестница — №310
Лестница названа по имени воспитателя Великих князей Александра Павловича и Константина Павловича – генерал-адъютанта Н.И. Салтыкова. Он занимал квартиру из двадцати комнат на третьем этаже Зимнего дворца, куда вела большая лестница, доныне называемая Салтыковской.
Лестница соединяет экспозиции Отдела археологии Восточной Европы и Сибири (1 этаж), Отдела истории русской культуры (2 этаж) и Отдела Востока (3 этаж).
Здесь возможен подъем на третий этаж и осмотр экспозиций искусства Востока, Искусство Византии и Искусство исламского Ближнего Востока (Халифат, Мамлюкский султанат, Османская империя), либо продолжение осмотра экспозиций второго на втором этаже!
Направление движения №1 от Салтыковской лестницы (№310) с подъемом на третий этаж: Искусство кочевников хунну (Ноин-Ула) (№367) → Искусство Монголии и Тибета (№365,364) → Искусство тангутов (Хара-Хото) (№363,362) → Искусство буддийского пещерного монастыря Могао (Дуньхуан) (№361,360) → Памятники Восточного Туркестана (№359) → Искусство Нэцке (№358) → Спуск на второй этаж по деревянной лестнице → Искусство Франции XVII-XVIII веков (№288-283) → Александровский зал (экспозиция западноевропейского серебра) (№282)
Направление движения №2 от Салтыковской лестницы (№310) на третий этаж: Искусство Византии (№381,382) → Зал искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода VIII-XII веков (№383-384) → Искусство Ирана (№390) → Османская империя (№388-390) → Мамлюкский султанат (№385-387)
Направление движения №3 от Салтыковской лестницы (№310): Залы Русской культуры второй половины XVIII века (№174-167) → Комнаты императрицы Марии Александровны (№307-304, 289) → Искусство Франции XVII-XVIII веков (№288-283) → Александровский зал (№282)
Направление движения №4 от Салтыковской лестницы (№310): Темный коридор (№303) → Зал Русской культуры XVIII века (№167) → Здесь два направления на выбор:
3.1 Искусство Великобритании (№301-298) → Прикладное искусство Франции XVI-XVIII веков (Надворная часть) (№297-290) → Александровский зал (№282)
3.2 Комнаты императрицы Марии Александровны (№307-304, 289) → Искусство Франции XVII-XVIII веков (№288-283) → Александровский зал (№282)
Искусство кочевников хунну (Ноин-Ула) — №367
В зале 367 представлены вещи из могильников Ноин-Улы, Северная Монголия, эпохи азиатских гуннов или сюнну (II век до н. э. – III век н.э. Находки из курганов Ноин-Улы – подлинные шедевры работы древних мастеров Китая и гуннов. Наиболее интересны китайские шелковые ткани, отличающиеся разнообразием орнаментов и техник, и войлочный ковер. В экспозиции можно увидеть предметы быта, части колесницы, фрагменты упряжи, различные украшения из серебра, золота и нефрита, чашечки китайского лака. Также сохранилась одежда, сшитая самими сюнну. Подробнее: Захоронения кочевников хунну на севере Монголии. Сокровища Ноин-Улы https://vk.com/video-67940544_456240406
Искусство Монголии и Тибета — №365,364
В залах 364 и 365 демонстрируются произведения искусства Монголии и Тибета, относящиеся к особой тибето-монгольской форме буддизма. Они были собраны князем Э.Э. Ухтомским, П.К. Козловым, А.К. Фаберже, Ю.Н. Рерихом и Б.Н. Панкратовым.
На экспозиции искусства Востока можно увидеть уникальные памятники из таинственного города Хара – Хото, посмотреть коллекцию нэцкэ, познакомиться с искусством Монголии и Тибета. Памятники живописи и скульптуры происходят из мертвого города Хара-Хото на юге пустыни Гоби. История, культура и искусство тангутов занимают промежуточное положение «между Китаем и Тибетом». Произведения из Хара-Хото характеризуются стилистическими элементами трех художественных традиций: китайской, тибетской и тибето-китайской. В некоторых случаях они перекрещиваются и образуют синтез. Обращают на себя внимание иконы на сюжет «Встреча праведника в Чистой земле Будды Амитабхи». Важнейшим памятником является скульптура «Двухголового Будды».
Искусство буддийского пещерного монастыря Могао (Дуньхуан) — №361,360
В залах 360 и 361 представлена часть коллекции, собранной С.Ф. Ольденбургом во время Второй русской Туркестанской экспедиции 1914-1915 годов в буддийском пещерном монастыре Могао, расположенном недалеко от города Дуньхуан (провинция Ганьсу, КНР). Это яркие цветные стенные росписи; лепная и расписанная скульптуры; живописные свитки, знамена и фрагменты изображений, выполненные на холсте, шелке и бумаге; ткани. Обращают на себя внимание пейзаж с сюжетом джатаки о добром сыне; роспись со сценой Чистой земли и Буддой Амитабхой; знамена с бодхисаттвой Авалокитешварой (кит. Гуаньинь); росписи и скульптуры других бодхисаттв и монахов; паломник с буддийскими свитками. Кроме буддийских изображений можно видеть образы донаторов – людей, сделавших подношения в монастырь. Выставка дает представление о художественных памятниках и развитии буддизма в «Пещерах тысячи будд» в окрестностях Дуньхуана.
Памятники Восточного Туркестана (Искусство оазисов на Великом Шелковом пути) — №359
В Эрмитаже хранятся несколько коллекций, собранных в Восточном Туркестане (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китайской Народной Республики), через территорию которого проходила сеть караванных дорог, получившая в XIX веке название Великого шелкового пути, проходившего через ряд оазисов, своеобразная культура которых сформировалась под влиянием Китая, Индии и Ирана. Значительная часть входящих в эти коллекции памятников относится к различным региональным традициям буддийского искусства, поскольку в первой половине 1-го тысячелетия н. э. буддизм доминировал в Центральной Азии, а представляемая им система идей разделялась различными в языковом и культурном отношениях народами.
Искусство Нэцке — №358
В зале представлена часть коллекции нэцкэ Государственного Эрмитажа, являющейся крупнейшей в России, и предметы декоративно прикладного искусства. Ее ядро составляет собрание барона А.Л. Штиглица, переданное в Эрмитаж в 1926 г. Коллекция пополняется за счет покупок у частных лиц и в настоящее время насчитывает более 1500 предметов. Нэцкэ – это брелок-противовес, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, связку ключей или инро – коробочку для парфюмерии или лекарств. Нэцкэ вошли в обиход японцев в конце XVI начале XVII в., однако, дошедшие до наших дней произведения датируются первой пол. XVIII в. К этому времени художественный язык миниатюрной скульптуры сложился окончательно: со специфическим набором форм, материалами, кругом сюжетов и символикой. В зале представлены произведения различных школ: эдо, осака, нагоя, цу и ямада, ивами, вакаяма, хида, этидзен, этиго, ивасиро, гифу, тамба, нара-ямато, кага.
Спуск на второй этаж — продолжение осмотра искусства Франции или продолжение осмотра экспозиций третьего этожа!
Искусство Византии — №381а, 381, 382
Византийский храм» — условное название зала №381А, оформленного фрагментами архитектуры (капители, карнизы, обрамления), скульптурой и рельефами, мозаикой и фресками — всем тем, что составляло внутрненнее убранство византийского храма. Среди небольшой группы ранневизантийской скульптуры стоит отметить мраморную фигуру Христа в образе Доброго Пастыря (V век), найденную в развалинах церкви близ города Пандерма (Малая Азия). Основу экспозиции зала №381 составляет уникальная эрмитажная коллекция византийского серебра (IV-X веков), занимающая целую стену зала. В отдельных витринах выставлены стеклянные сосуды, бронзовые лампы, паникадило и вотивные фигурки, керамика, предметы резной слоновой кости (резная кость V-VI века; пиксиды, консульские диптихи), иконы и ювелирные изделия из золота. Здесь представленаОснову экспозиции зала №382 составляет уникальная коллекция византийских икон (XII-XIVвеков), в основном, происходящих с Афона. Здесь представлены такие шедевры как «Григорий Чудотворец» (XII век), «Христос Пантократор» (XIV век). Не менее важными и значимыми являются предметы серебра XII века, перегородчатые эмали, и великолепная подборка иконок и ларцов резной слоновой кости (X-XII веков; иконы, складни). Здесь же выставлено собрание глиптики, включающее памятники от раннехристианского до позднего византийского времени (часть камей происходит из коллекции Екатерины II).
Залы искусства и культуры Ближнего Востока исламского периода VIII-XII веков — №383-384
Экспозиция посвящена искусству западных областей арабского халифата и взаимодействию культур на Ближнем Востоке. Экспонируются предметы происходят из Египта, Сирии, Палестины, Ирака и Сицилии. Представлены изделия из металла, бронзовые и керамические сосуды, шкатулка и пластины из слоновой кости, панели из дерева, сосуды из горного хрусталя, монеты. Особого внимания заслуживают стеклянная чаша (Сирия, XI-XII вв.); замóк из Башни Давида в Иерусалиме, относящийся к периоду правления крестоносцев; бронзовый орел мастера Сулеймана; рог из слоновой кости и лампа из горного хрусталя.
Мамлюкский султанат — №385-387
В залах представлены памятники искусства и культуры стран Мамлюкского султаната, государства, образовавшегося в середине XIII века на обширной территории Египта, Сирии, а также части аравийского полуострова со священными городами Меккой и Мединой, и Гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова.
Искусство Ирана — №388,389
В зале №388 представлены памятники, выполненные в местных традициях и подражающие фарфору Китая. К первой группе относятся чаши и сосуды, покрытые яркой глазурью с декором в стиле миниатюрной живописи. Ярким образцом второй группы керамики с китайскими мотивами является бутыль с изображением фазанов и скачущих газелей. Экспозицию дополняет коллекция художественного стекла Ирана XVII-XIX веков. В зале №389 представлены произведения, относящиеся к числу лучших и наиболее известных работ персидских живописцев из собрания Эрмитажа. Коллекция персидских миниатюр и рисунков на отдельных листах Государственного Эрмитажа насчитывает сто сорок четыре произведения, охватывающие период XV- начала XX века. Особого внимания заслуживают три произведения Ризы-йи Аббаси, одного из самых знаменитых художников конца XVI- первой половины XVII века, работавшем при дворе шаха Аббаса I (1586-1629).
Османская империя — №390
Традиционными для исламского Востока являются сосуды для благовоний – курильницы и бутыли для розовой воды (экспонируются в витрине у правого окна). В качестве основы для курильниц иногда использовали китайский фарфор, который османские мастера искусно украшали инкрустацией золотом, серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями.
В витрине у окна экспонируются керамические изделия XVIII-XIX вв.
Здесь осмотр экспозиции заканчивается. Вам необходимо проследовать в обратном нарпавлении к Салтыковской лестнице, где можно продолжить осматривать экспозицию третьего этажа или спуститься на второй этаж.
Русская культура второй половины XVIII века — №174-167
В семи отреставрированных залах выставлено около 400 экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа. Обновленная экспозиция построена по тематическому принципу. Каждый раздел раскрывает лучшие достижения «золотого века» российской государственности и дворянской культуры – именно так по праву называют время правления императрицы Екатерины II (1762-1796). Блеск Императорского Двора и столичного Санкт-Петербурга, расцвет культуры и искусства в русских усадьбах, военная слава России второй половины XVIII века представлены на выставке уникальными памятниками искусства и науки. Многие из них входили в состав екатерининского Эрмитажа, принадлежали императрице или входили в убранство залов Зимнего дворца, а иногда являлись дипломатическими дарами.