элн по совместительству какой номер

Электронный больничный лист в 2021 году

элн по совместительству какой номер. Смотреть фото элн по совместительству какой номер. Смотреть картинку элн по совместительству какой номер. Картинка про элн по совместительству какой номер. Фото элн по совместительству какой номер

В 2021 году электронные больничные стали использоваться гораздо чаще, чем в предыдущие годы. Этому, в частности, способствовало введение « коронавирусных » ограничений и перевод многих работников на «удаленку ». О том, как получить и оплатить электронный больничный лист, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.

Вводная информация

Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).

После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. А в 2020-м году Минздрав утвердил порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ от 01.09.20 № 925н; далее — Порядок № 925н).

Что такое электронный листок нетрудоспособности

Как известно, больничное пособие начисляется на основании листка временной нетрудоспособности, который выдается заболевшему работнику медицинской организацией. Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2017 года), медучреждение может формировать больничный лист как в виде бумажного документа, так и в электронной форме без дублирования на бумаге.

Справка

С января 2022 года для выплат пособий по болезни и по уходу за больным членом семьи, а также по беременности и родам останется только ЭЛН. Такой бюллетень будет размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врачей выписку из указанного документа (п. 6 ст.13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона от 30.04.21 № 126-ФЗ). Подробнее см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям».

ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что и традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах»». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.

Важно

Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.

Условия перехода на ЭЛН

На основании действующей редакции статьи 13 Закона № 255-ФЗ больничный лист в электронном виде выдается заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Более того, если работник дал такое согласие, а позже выяснилось, что его работодатель с ЭЛН еще не работает, право на пособие сохранится. Как разъяснили специалисты ФСС России, в этом случае медицинская организация по заявлению сотрудника должна аннулировать ЭЛН и выдать ему больничный лист на бумажном носителе (письмо от 11.08.17 № 02-09-11/22-05-13462).

Для работодателей переход на ЭЛН в настоящее время также является добровольным. Не установлено никакой ответственности для тех, кто не получит доступ к ЕИИС «Соцстрах» и не сможет работать с новым форматом больничных листов. Равно как и не предусмотрено никаких «бонусов» (освобождение от проверок, ускорение возмещения расходов и т.п.) для тех, кто подключится к системе электронных больничных.

Чтобы начать работать с новой системой, нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567 и п. 74 Порядка № 925н).

Внимание

Из пункта 74 Порядка № 925н следует, что электронная подпись понадобится и директору, и главбуху (или другому сотруднику, уполномоченному вести бухгалтерский учет). Однако на практике ФСС принимает электронные больничные, подписанные одной УКЭП: либо руководителя, либо главбуха. Подробнее см. «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».

Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.

Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которых есть возможность работы с электронными больничными. Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности « Контур.Экстерн ».

Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация перешла на работу с ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что теперь они могут требовать от медучреждения оформления больничного листа в электронной форме, что, несомненно, сэкономит им время.

В завершение процедуры возможно заключение соглашения об информационном взаимодействии с региональным отделением ФСС (соответствующие формы обычно размещены на сайтах отделений).

Как получить ЭЛН

Рассмотрим, какие шаги должен предпринять заболевший сотрудник для того, чтобы получить электронный больничный лист. Как уже упоминалось, такой бюллетень оформляется только по письменному заявлению работника. А значит, нужно сообщить о желании получить ЭЛН лечащему врачу, и получить от него соответствующую форму заявления. Также работник должен проинформировать медучреждение о своем СНИЛС.

После того, как врач «закроет» больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть (п. 3 и подп. «б» п. 10 Правил № 1567). Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.

Внимание

Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать «движение» средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.

Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя

Как только от сотрудника поступили сведения о номере электронного больничного листа, работодатель должен приступить к выполнению действий, необходимых для его оплаты. Сначала с помощью выбранного ПО нужно найти этот больничный лист в базе данных ЕИИС «Соцстрах». Поиск проводится по тому номеру, который сообщил работник, и по его СНИЛС (п. 72 Порядка № 925н).

После того, как электронный больничный лист найден, его надо запросить из базы данных ФСС. В полученном ЭЛН нужно заполнить все графы раздела «Заполняется работодателем» (подп. «в» п. 11 Правил № 1567). По своему содержанию эти графы ничем не отличаются от граф аналогичного раздела бумажного варианта листка нетрудоспособности (п. 73 Порядка № 925н). Некоторые особенности заполнения ЭЛН см. в статье «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».

Заполненный документ необходимо сохранить и заверить электронными подписями руководителя и главного бухгалтера (или иного лица, уполномоченного вести бухучет) (п. 74 Порядка № 925н). После этого данные автоматически уйдут в ФСС.

Важно

Чтобы каждый раз не отвлекать руководителя и главбуха, можно передать уполномоченному лицу право оформлять ЭЛН. Для этого нужно издать приказ (распоряжение) или выдать доверенность. В таком случае подписывать ЭЛН нужно будет УКЭП уполномоченного лица (п. 74 Порядка № 925н).

Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то изменения нужно сделать также в электронном виде. Необходимо направить в ФСС исправленные сведения с указанием причины внесения изменений (п. 72 Порядка № 925н).

Из сообщения на сайте ФСС следует, что ни распечатывать ЭЛН, ни создавать его копию на компьютере работника или сервере организации не требуется. А вот расчет пособия по электронному больничному нужно хранить. Делать это можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, заверенного УКЭП (п. 75 Порядка № 925н).

Оплата электронного больничного ничем не отличается от оплаты традиционного бумажного листка нетрудоспособности. Это значит, что часть пособия, которая платится за счет работодателя, нужно перечислить вместе с ближайшей зарплатой (п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). ФСС выплатит свою часть пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя документов (сведений) либо реестра сведений. Также см. «ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий».

Важно

Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.

Плюсы и минусы электронного больничного

Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:

Есть удобства и для работников, которые оформляют электронные больничные. Они могут быстрее получить соответствующую выплату, так как для назначения пособия не нужно писать заявление и передавать работодателю оригинал бюллетеня, а достаточно лишь сообщить его номер. Кроме того, электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать «движение» выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.

Практические выводы

Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя (снимаются риски получения поддельного больничного, а также утраты документов при хранении), и для работников (они могут быстрее получить пособие). Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).

В любом случае вопрос о переходе на ЭЛН сегодня каждый работодатель вправе решать самостоятельно. Действующее законодательство не обязывает страхователей обеспечить работу с электронными больничными листами, и не устанавливает никакой ответственность для тех, кто не подключился к ЕИИС «Соцстрах».

Источник

Топ-10 вопросов по ЭЛН и прямым выплатам

элн по совместительству какой номер. Смотреть фото элн по совместительству какой номер. Смотреть картинку элн по совместительству какой номер. Картинка про элн по совместительству какой номер. Фото элн по совместительству какой номер

Что сделать, чтобы сотрудницы в 2021 году вовремя получили пособия до 1,5 лет? Как оплачиваются ЭЛН совместителей? Как будут удерживаться алименты при прямых выплатах? Нужно всем сотрудникам с января открыть карты «МИР»? Эксперты Контур.Экстерна ответили на горячие вопросы бухгалтеров, связанные с электронными больничными и прямыми выплатами.

1. Заявление на выплату пособия заполняется на бумаге? Нужно ли хранить эти заявления?

Сейчас сотрудники подписывают заявления на пособия (форма утв. Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578 ), когда приносят документы для расчета конкретного пособия: больничный, свидетельство о рождении ребенка и т.п. Работодатель может заполнить и распечатать заявление вместо сотрудника и передать ему для сверки. Сотрудник проверяет реквизиты и подписывает заявление от руки (чернила любого цвета). Работодатель хранит все подписанные заявления.

С 2021 года порядок изменится ( проект постановления ). Сотрудники будут подписывать заявление по всем пособиям при приеме на работу. Заполнить его можно будет не только на бумаге, но и в электронном виде, заверив электронной подписью.

Электронные заявления можно будет не распечатывать: достаточно хранить их в своей информационной системе. А в бумажных заявлениях нужно будет распечатать только заполненные листы.

2. Сотрудник принес БЛ 29.12.2020 (период болезни с 22.12.20 по 28.12.2020). Когда нужно начислить и выплатить пособие?

Начислить вы должны не позднее 10 календарных дней с 29 декабря, то есть не позднее 7 января. Выплатить в ближайший день выплаты заработной платы, то есть 11 января.

А вот схема, по которой будет оплачиваться этот больничный лист, может быть разный. Если начисление больничного вы проведете еще декабрем (речь сейчас о месяце в бухгалтерском учете) и, соответственно, эти начисленные больничные будут показываться в отчете по страховым взносам за 4 квартал 2020 года, то и оплатить такой больничный стоит самим (с последующим возмещением).

Если вы этот больничный не выплатили в декабре, то можно его передать на оплату в ФСС, предоставив гарантийное письмо, что организация не выплачивала сумму за счет ФСС по такому больничному. Если при этом вы начисление этого больничного провели по бухучету в декабре, а на оплату передадите ФСС, то надо еще не забыть скорректировать отчет по страховым взносам, чтобы там не было сумм по таким больничным.

Справедливости ради стоит заметить, что с 29 по 31 декабря вы еще не можете сформировать реестр ПВСО для передачи в ФСС, если ваш регион переходит на прямые выплаты с 2021 года. С 1 января уже можете, но чтобы уложиться точно в сроки отправки реестра, отправить его надо не позднее 02.01.2021 (5 календарных дней с момента получения документов от работника).

3. Как будут выплачиваться пособия до 1,5 лет? Начисляем в декабре 2020 года, выплата придется на январь 2021-го. Что нужно сделать работодателю, чтобы сотрудники получили деньги в срок?

В ситуации с пособиями до 1.5 лет правильнее отталкиваться от месяца, за который мы начисляем пособие. Пособие за декабрь выплачиваем сами, пусть даже и в январе. Пособие за январь и далее — уже ФСС, тогда все сроки точно будут соблюдены.

4. Как быть, если сотрудница уже получает пособие по уходу за ребенком? Какие документы должна представить в ФСС, чтобы с января сотрудница получала пособие напрямую от ФСС? Требуется ли оформление заявления на выплату пособия по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578? Если нужно, то до какого числа? Нужно ли отправлять реестр ежемесячно?

Страхователь должен отправить реестры в ФСС с расчетными суммами для произведения выплат. Заявление с получателя пособия должно быть получено (все действия по прямым выплатам в настоящий момент выполняются только после получения заявления, по каждому страховому случаю).

Сроки прописаны в регламенте (п. 9 Положения в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 ). Если выплаты пособия по уходу начались еще в 2020 году, то чтобы фонд в срок выплатил пособие за январь, надо постараться отправить реестры по таким пособиям к 20-м числам января.

Но при этом у нас есть еще один срок, который надо постараться соблюсти: 5 календарных дней с момента получения всех документов от застрахованного (под документами подразумевается в том числе и заявление на выплату пособия по форме, утвержденной Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578 ).

5. Какие пособия останутся возмещаемыми, а какие будут выплачиваться напрямую?

Напрямую застрахованным лицам выплачиваются:

Правило начинает действовать с момента, когда регион переходит на прямые выплаты.

По зачетному принципу продолжат выплачивать:

6. Как оплачиваются ЭЛН совместителей? Загружаю ЭЛН на совместителя — появляется ошибка.

Не видя ошибки, сложно сказать, в чём проблема. И надо понимать, что все разделено на «до 14 декабря 2020 года» и «после 14 декабря 2020 года». До 14 декабря оформлялся отдельный ЭЛН для каждого места работы. Теперь оформляется один ЭЛН для всех мест работы, каждый страхователь заполняет его своими данными.

7. Как будут удерживаться алименты при прямых выплатах?

Бухгалтерия удерживает деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

8. Как оплачивать бумажные больничные с 2021 года?

Схема та же самая, что и по ЭЛН, но есть нюансы. Если организация должна подавать реестры ПВСО в электронном виде, то при создании электронного реестра ПВСО всю информацию (абсолютно всю!) с бумажного больничного необходимо вручную внести в реестр. Поэтому чем активнее организация будет убеждать своих сотрудников переходить на ЭЛН, тем меньше трудозатрат будет при отправке реестров ПВСО.

Если же в вашей организации 25 человек и меньше, то можете в этом случае предоставлять пакет документов в бумажном виде.

9. Медорганизация не заводит ЭЛН в систему в течение 5 дней. Как нам соблюсти сроки по отправке реестра?

Все очень просто. Отсчет ваших 5 дней начинается с того момента, когда у вас есть все необходимые данные для расчета и формирования реестра ПВСО: заявления и документы от работника, закрытый ЭЛН. Пока ЭЛН не закрыт, отсчет 5 дней для страхователя не ведется.

10. С 2021 года оплата больничных листов будет производиться только на карты «МИР»?

Планировалось, что с 1 января 2021 года только на карты «МИР» будут перечисляться:

На днях стало известно, что срок перехода на карты МИР снова продлили — на этот раз до 1 июля 2021 года.

После 1 июля 2021 года банки будут проверять наличие привязки к банковскому счету платежной карты «МИР». Если у получателя не окажется такой карты, банк предложит ему в течение 10 дней получить пособие наличными или сообщить другие реквизиты для зачисления средств. Если в течение 10 рабочих дней получатель пособия этого не сделает, средства вернутся плательщику, то есть фонду.

Чтобы упростить получение пособий, Центробанк рекомендовал банкам выдавать карты «МИР» дистанционно.

Источник

Вопрос задал Алевтина В.

Ответственный за ответ: Светлана Змиевская (★9.93/10)

Добрый вечер!
Работаем в программе ЗУП 3.1(3.1.17.135). Внешний совместитель сообщил номер ЭЛН. При заполнении в программе был получен ЭЛН из ФСС. Сотрудник также принес Справку о сумме З/платы за 2года. Стаж неизвестен. Работает в нашей организации с 01.06.2020г. по совместительству. Прошу пояснить мой алгоритм действий в данной ситуации. Надо ли запрашивать справку о том, что выплачено по основному месту работы? При расчете среднего з/п учитываем заработок предыдущих страхователей? Заранее спасибо. Всего наилучшего

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (4)

Это вопрос из области методологии учета. Мы же специализируемся на работе в программе, поэтому тут я не вправе давать экспертных разъяснений. Могу только привести свое профессиональное мнение, не более того.

Порядок выплаты пособий прописан в с. 13 255-ФЗ:

« 2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица. «

Отсюда нет четкой ясности, можем ли мы выплачивать пособие по всем местам работы, если сотрудник трудился по совместительству только часть расчетного периода.

Но также есть Письмо ФСС РФ от 14.11.2013 N 15-03-14/12-13959, в котором фонд рекомендует выплачивать БЛ по всем местам работы, только если оба предшествующих года сотрудник работал на этих местах работы. Если же на расчетный период приходится только 1 год работы по совместительству, то фонд рекомендует оплачивать БЛ по 1 месту работы (чаще по основному) с учетом доходов по всем местам работы.

Вот отсюда я бы сделала вывод, что пособие по совместительству платить рискованно. Лучше выдать работнику справки о доходах и о неполучении пособия в Вашей организации, чтобы ему полноценно посчитали пособие по основному месту работы. А у себя этот больничный зарегистрировать только в целях учета отсутствия на работе. В документе БЛ в ЗУП на вкладке Оплата сбросить флажок назначения пособия. Тогда в табеле будет стоять код Т, пособие не начислится, но и зп за этот период рассчитываться не будет.

Источник

Новый порядок выдачи больничных

Автор: Комиссарова Т., эксперт журнала

С 14 декабря 2020 года вступит в силу новый порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности. Изменений довольно много. В первую очередь, в нем учтены положения ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», согласно которым больничный лист может быть оформлен не только на бумаге, но и в виде электронного документа. Для каждого способа оформления документа прописан порядок его заполнения. Кроме этого, уточнен перечень случаев, когда работникам полагается больничный, внесены дополнения в оформление больничного совместителям и беременным и т. д. О нововведениях в оформлении больничных расскажем в статье.

В настоящее время действует Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н. На смену ему придет Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н (далее – Порядок № 925н).

Перечислим основные нововведения Порядка № 925н.

Кому выдается листок нетрудоспособности?

Порядком № 925н круг граждан, которым выдается листок нетрудоспособности, расширен. Напомним, что согласно действующему порядку к таким лицам, в частности, относятся:

лица, работающие по трудовым договорам;

государственные гражданские и муниципальные служащие;

члены производственного кооператива;

адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой), и др.;

лица, у которых заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования;

женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката, у которых беременность наступила в течение 12 месяцев до признания их в установленном порядке безработными;

граждане, признанные безработными и состоящие на учете в государственных учреждениях службы занятости населения;

застрахованные лица из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, утратившие трудоспособность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при условии уплаты ими или за них страховых взносов в ФСС.

В Порядке № 925н к этим лицам также причислены:

руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями, собственниками имущества);

лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Выдача больничного листа.

В настоящее время листок нетрудоспособности выдают медицинские работники организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. В частности:

лечащие врачи медицинских организаций;

фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций (далее – фельдшеры и зубные врачи);

лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения.

Не выдают листки нетрудоспособности медицинские работники организаций скорой медицинской помощи и переливания крови, приемных отделений больничных учреждений, бальнеологических лечебниц и грязелечебниц, медицинских организаций особого типа (центров медицинской профилактики, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы) и учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В Порядке № 925н лица, которые не выдают больничные, не указаны (кроме врачей скорой помощи), а лица, которые их выдают, указаны, но с некоторыми уточнениями. Так, листки нетрудоспособности выдают:

фельдшеры медицинских организаций – в случаях возложения на них отдельных функций лечащего врача;

зубные врачи медицинских организаций – при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее структурном подразделении врача-стоматолога;

работники медицинских организаций, оказывающих специа-лизированную, в том числе высокотехнологичную, медпомощь
лицам, которые в ней нуждаются (п. 3, 24 Порядка № 925н).

Кроме выдачи листков нетрудоспособности, предусмотрена их замена. Так, документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии заменяются на листки нетрудоспособности на бумажных носителях установленного в Российской Федерации образца либо в форме электронного документа (п. 15 Приказа № 925н).

Оформление электронного больничного.

Помимо бумажной формы, Порядком № 925н предусмотрено формирование больничного листа в электронном виде.

Для оформления листка нетрудоспособности в виде электронного документа лицу необходимо представить документ, удостоверяющий личность, а также страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета – СНИЛС. Если гражданин согласен на получение больничного на бумажном носителе, достаточно представить документ, удостоверяющий личность (п. 5 Порядка № 925н).

Порядком № 925н предусмотрено отражение в электронном больничном листке по каждому заболевшему члену семьи (п. 45):

периода осуществления ухода за ним;

условий оказания медицинской помощи;

полных фамилии, имени и отчества (при наличии);

кода причины нетрудоспособности;

родственной (семейной) связи:

СНИЛС члена семьи (при наличии);

кода по МКБ (Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем).

Код по МБК указывается автоматически при формировании электронного больничного. При этом если медицинская помощь была оказана в связи с такими заболеваниями, как туберкулез, онкология, детская онкология, дерматовенерология, психиатрия-наркология, ВИЧ-инфекция, психические расстройства и расстройства поведения, то код по МКБ не указывается.

Установлены случаи, когда листок нетрудоспособности должен быть выдан только в бумажной форме, в частности женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они встали на биржу труда, а их беременность наступила за 12 месяцев до постановки на учет в качестве безработного.

Порядком № 925н установлено, что листок нетрудоспособности может быть продлен электронным больничным, а электронный – бумажным.

Организация должна хранить расчеты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.

Сведения в расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должны быть подписаны:

в бумажном больничном – собственноручной подписью главного бухгалтера или руководителя организации, если он возложил на себя обязанности главного бухгалтера, либо собственноручной подписью уполномоченного лица;

в электронном больничном – усиленной квалифицированной электронной подписью главного бухгалтера или руководителя организации, если он возложил на себя обязанности главного бухгалтера, либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица.

Выдача и оформление больничного листа совместителям.

В Порядке № 925н правила выдачи бумажных листков нетрудоспособности лицам, работающим у нескольких работодателей (по совместительству), дополнены положениями об оформлении в этих случаях электронных больничных (п. 6 – 8). Представим их в таблице.

Форма листка нетрудоспособности

Вид занятости

Сотрудник занят у тех же работодателей, что и в расчетном периоде

Сотрудник в расчетном периоде был занят у других работодателей

Сотрудник в расчетном периоде был занят как у этих, так и у других работодателей

Выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы

Выдается один листок нетрудоспособности для представления по одному из последних мест работы по выбору физлица

Выдается несколько листков нетрудоспособности по каждому месту работы либо один листок для представления по одному месту работы по выбору физлица

Формируется один листок нетрудоспособности для представления его номера по каждому месту работы

Формируется один листок нетрудоспособности для представления тому работодателю, у которого сотрудник намерен получить пособие

Формируется один листок нетрудоспособности для представления его номера по каждому месту работы либо один листок нетрудоспособности для представления тому работодателю, у которого сотрудник намерен получить пособие

При формировании электронного листка нетрудоспособности сведения о месте работы физлица и типе его занятости (основная, по совместительству) медицинская организация не вносит (п. 65 Порядка № 925н).

Выдача листка нетрудоспособности по уходу за ребенком.

Правила выдачи больничного по уходу за ребенком Порядком № 925н изменены. В частности:

Исключено положение о количестве дней, на которые оформляется больничный при уходе за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет.

Действующим порядком установлено, что листок нетрудоспособности по каждому случаю заболевания ребенка этого возраста выдается на срок до 15 дней (если только больший срок лечения не установлен врачебной комиссией).

В Порядке № 925н больничный лист в указанном случае выдается (оформляется) без ограничений по срокам.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 6, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по нетрудоспособности назначается за ограниченное количество дней ухода за ребенком указанного возраста: не более чем за 15 календарных дней по каждому случаю лечения ребенка и не свыше 45 календарных дней в году. Изменения в эту норму пока не внесены.

Увеличено число дней, на которые выдается листок нетрудоспособности по уходу за заболевшим членом семьи старше 15 лет.

Сейчас больничный лист по каждому случаю заболевания при лечении амбулаторно выдается на срок до 3 дней, а по решению врачебной комиссии не более чем на 7 дней.

Порядком № 925н установлен срок не более чем на 7 календарных дней (п. 41).

Установлен новый порядок выдачи больничных при одновременной болезни нескольких детей.

Сейчас в случае болезни в одно и то же время двух детей выдается один больничный лист по уходу за ними. Если одновременно болеют более двух детей, выдается второй больничный лист.

Согласно Порядку № 925н эти правила сохраняются в отношении бумажных листков нетрудоспособности. Если выдается электронный больничный, оформляется один листок нетрудоспособности независимо от числа заболевших детей (п. 44).

Также Порядок № 925н содержит положение о том, что при нахождении одного из членов семьи в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (то есть когда ему не положен больничный лист) другой член семьи вправе получить листок нетрудоспособности в случае заболевания другого ребенка и необходимости ухода за ним (п. 47).

Выдача больничного при карантине.

Раздел о выдаче листка нетрудоспособности в период карантина изменится в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением в России ограничительных мер.

В частности, установлено, что листок нетрудоспособности выдается гражданам, которые должны быть временно отстранены от работы или находиться на самоизоляции в случае введения ограничительных мер (карантина) (п. 48 Порядка № 925н).

Получить больничный лист, в том числе по беременности и родам, можно будет без личного посещения врача, с использованием телемедицинских технологий. В этом случае листок нетрудоспособности формируется только в электронном виде. Его сможет выдавать лечащий врач (фельдшер), если:

сведения о нем внесены в Федеральный регистр медицинских работников;

медицинская организация зарегистрирована в Федеральном реестре медицинских организаций (п. 50 Порядка № 925н).

Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам.

Порядком № 925н расширен перечень случаев оформления листка нетрудоспособности беременным.

Так, помимо общего случая выдачи больничного на 156 дней, если роды наступают в период от 22 до 30 недель беременности, листки нетрудоспособности будут оформляться:

на 194 календарных дня при многоплодных родах, наступивших в период от 22 до 28 недель беременности;

на 194 календарных дня при родах, наступивших от 22 до 27 недель беременности, и на 200 календарных дней при многоплодной беременности женщинам, проживающим (работающим) в населенных пунктах, подвергшихся радиации из-за аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне проживания с правом на отселение), а также в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению из-за аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (п. 59 Порядка № 925н).

Для женщин, проживающих (работающих) в данных населенных пунктах, также установлен более продолжительный срок послеродового отпуска по беременности и родам в случае многоплодной беременности. Он составит 200 календарных дней (90 календарных дней до родов и 110 календарных дней после родов) (п. 59 Порядка № 925н).

Помимо выдачи больничного при прерывании беременности на сроке до 21 полной недели, больничный лист будет выдаваться на все время нетрудоспособности при рождении:

живого плода, не пережившего первые 6 полных суток (168 часов) (п. 58 Порядка № 925н).

Будет выдаваться больничный и при рождении живого ребенка при сроке беременности менее 22 недель, если новорожденный пережил первые 6 полных суток (168 часов), сроком на 156 календарных дней.

Оформление и исправление ошибок.

В отношении бумажного листка нетрудоспособности правила оформления практически не изменились. При этом в Порядке № 925н есть уточнение о том, что если пособие по нетрудоспособности или по беременности и родам лицу напрямую платит ФСС, то работодателю не нужно заполнять строки (поля) «за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» и «ИТОГО начислено» (п. 73 Порядка № 925н).

Если же работнику оформлен электронный больничный, он сообщает работодателю его номер. По номеру больничного и СНИЛС сотрудника работодатель запрашивает в информационной системе «Соцстрах» сведения о листке нетрудоспособности (п. 72 Порядка № 925н). По полученным данным в программе автоматически рассчитывается пособие.

Если в листке нетрудоспособности выявлены ошибки, то согласно действующему порядку он считается испорченным и вместо него оформляется дубликат.

Пунктом 63 Порядка № 925н установлены случаи, когда дубликат листка нетрудоспособности выдается на бумажном носителе или оформляется в электронном виде:

наличие ошибок при заполнении;

порча или утрата больничного (до момента выплаты на его основании пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам);

изменение причины нетрудоспособности по решению врачебной комиссии.

При этом способ оформления дубликата не зависит от способа оформления первоначального листка нетрудоспособности. То есть, если утрачен бумажный больничный, дубликат можно оформить на электронном носителе.

В случае формирования дубликата листка нетрудоспособности в виде электронного документа либо выдачи дубликата листка нетрудоспособности на бумажном носителе взамен ранее сформированного листка нетрудоспособности в виде электронного документа ранее сформированный листок нетрудоспособности в виде электронного документа подлежит аннулированию (п. 63 Порядка № 925н).

Правила исправления ошибок в разделе «Заполняется страхователем», допущенных при внесении сведений в листок нетрудоспособности в бумажной форме, не изменились. Если ошибки допущены в электронном больничном, работодателю нужно внести соответствующие изменения и повторно направить сведения в ФСС, заверив их усиленными квалифицированными электронными подписями главного бухгалтера и руководителя.

Подведем итог. К основным изменениям можно отнести правила выдачи и оформления электронного больничного. В частности, установлено, что если пациент имеет несколько мест работы, ему выдадут единый больничный лист в электронном виде. Строка же «Место работы» в электронных листках нетрудоспособности заполняться не будет.

Также в Порядке № 925н дополнен раздел о выдаче больничных при карантине, в том числе установлено, что больничный будет выдаваться не только тем, кто контактировал с инфекционными больными или выявлен как бактерионоситель, но и сотруднику, подпавшему под ограничительные меры (например, находящемуся на самоизоляции после приезда из-за границы) или временно отстраненному от работы.

Изменены правила выдачи больничных по уходу за детьми от 7 до 15 лет. Кроме этого, значительные изменения претерпел порядок оформления листков нетрудоспособности по беременности и родам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *