что такое пан номера поездки
Разбираемся в статусах транспондеров T-pass
Для удобства использования электронные средства оплаты проезда от Автодор имеют определённые статусы. Водители не всегда понимают, что они означают. Мы собрали обзор всех статусов и сделали разбор причин, по которым транспондер оказывается в том или ином списке.
Какие статусы бывают и что они обозначают
Предусмотрено четыре статуса:
Где проверить статус транспондера
Статус можно посмотреть в личном кабинете. Он будет отображаться, если Вы после покупки зарегистрировали устройство на сайте и создали аккаунт. Вы можете изменить оранжевый или зелёный статус самостоятельно в личном кабинете.
Транспондер в оранжевом списке, что это значит?
Больше всего водителей пугает оранжевый статус. Система рассчитала, что денег, которые есть на счету устройства, может не хватить для Вашей стандартной поездки.
Попадая в оранжевый список, ваш транспондер является неактивным или заблокированным.
Причины появления оранжевого статуса, надо ли что-то предпринимать?
Такой статус появляется, когда Вам не хватит денег для обычной поездки. Если Вы мало пользуетесь транспондером, минимальный порог — 150 р. Для пользователей, которые регулярно пользуются устройством, минимальное значение составляет 450 р. Ничего делать не нужно, только пополнить баланс.
Транспондер временно заблокирован (в сером списке)
В серый список попадают те устройства, чей баланс меньше нуля. Ещё одна причина — пользователь сам деактивировал транспондер. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо позвонить Единый контактный центр по номеру *2323 – с мобильных телефонов, 8-800-707-23-23 – со стационарных.. Если баланс нулевой — пополните счёт.
Причины попадания договора в серый список
Что обозначает белый статус?
Попадание транспондера в белый список означает, что пользователь может спокойно ездить по платным дорогам. ЭСРП работает нормально и на счету достаточно денег для оплаты.
Чёрный статус
Устройство попадает в черный список, когда больше не может использоваться. Для дополнительной информации водитель может обратиться в службу поддержки, так как причины блокировки бывают разные. Снять/изменить статус невозможно.
Есть два вида транспондеров — персонифицированный и неперсонифицированный. В чём их отличия и какой лучше? Как персонифицировать транспондер в несколько кликов? Объясняем.
Что такое персонифицированный транспондер
Как правило, водитель изначально приобретает не персонифицированный транспондер и после регистрации на официальном сайте вносит данные об устройстве в систему. После этого ЭСРП считается персонифицированным.
Такое устройство можно купить только в центрах обслуживания. Оно пополняется и регистрируется на сайте сразу после покупки с помощью специалиста отдела продаж.
Что такое неперсонифицированный транспондер
Это транспондер, которым практически невозможно пользоваться, как личным. Он так же, как и обычный, будет оплачивать проезд. Однако, его нельзя привязать к личному кабинету Автодора и в случае кражи или других подобных ситуаций водитель не сможет доказать, что гаджет принадлежит именно ему.
Как правило, статус не персонифицированного имеют те транспондеры, которые куплены “с рук” или взяты в аренду у физического/юридического лица или у компании.
Изменение PAN-номера поездки в Автодор: что это такое?
Сейчас все большая часть устройств заменяется их аналогами. Это же относится и к услугам и товарам. Нет необходимость стоять очереди в магазинах или центрах услуг, ведь все можно получить через интернет, достаточно только зайти на нужные площадки и приобрести там услуги или товары.
Это сильно облегчает жизнь людей, но иногда заваливает пользователя огромные количеством сообщений, а также кучей действий по регистрации и настройке. После этого все работает просто, но вот первые этапы и некоторые оповещения могут вызывать недоумение.
Автодор и платные дороги
Большая часть людей привыкла к тому, что по всем дорогам можно кататься бесплатно, соблюдая определенные ограничения скорости и остальные правила дорожного движения. Но есть еще и платные дороги, въезды на которые перекрыты и требуется заплатить деньги, чтобы ехать по ним.
Встречаются они не так уж и часто, но обычно там выше качество дорожного покрытия. Выше разрешенная скорость. Там нет обочин, кафе и съездов, также сюда не допускается тихоходные транспорт. Это сильно увеличивает общую скорость потока и позволяет быстрее добраться до места назначения и потратить меньше времени объезжая ямы.
Pan-коды
Чтобы проезжать по таким дорогам, нужно заплатить. Частично это делается на местах, при проезде через шлагбаумы или иные пропускные пункты. Чтобы не тратить время на оплату, можно приобрести устройство и закидывать деньги на него, проезжая автоматически. Средства будут списаны по окончании поездки.
Каждый инициализированный транспондер имеет свой номер, который отличает его от остальных (PAN), состоящий из 19 цифр. Данный номер указывается на корпусе транспондера (наклейка) либо на боковой стороне корпуса устройства (в виде номера) и имеет следующую отличительную особенность в виде идентификационного номера организации, которая выпустила его:
По этому номеру и указывается, куда закидывать деньги для оплаты. Здесь же можно посмотреть свои поездки и сколько за них списалось. Вот только иногда в личном кабинете приходит сообщение «Изменение PAN-номера поездки», при чем часто когда уже давно не ездили по платным трассам.
Это происходит корректировка средств за старые поездки, иногда неправильно получается рассчитать расстояние и средства. Чтобы узнать за какую поездку произошло списание, нужно обращаться в службу поддержки, потому что в оповещениях такого не пишут.
Что такое пан номера поездки
Решение об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования федерального значения и о прекращении такого использования принимается Правительством Российской Федерации.
Решение об использовании на платной основе автомобильной дороги M-3 «Украина» принято на основе Распоряжения Правительства от 01 марта 2017 г. № 364-р. «Об использовании на платной основе автомобильной дороги М-3 «Украина» ».
1-2. Кто имеет право на льготный проезд?
На основании ст.41 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от оплаты за проезд освобождаются:
Таким образом, местные жители и лица, постоянно использующие платный участок для поездок на работу/домой, инвалиды, ветераны, участники боевых действий, труженики тыла, реабилитированные, реабилитированные политзаключенные, работники госслужб и соц служащие, депутаты, министры, президент, пенсионеры, дети-сироты, учащиеся и иные лица, не поименованные в вышеуказанных четырех пунктах, не имеют права на льготный проезд.
1-3. Что делать в случае, если я не знал, что дорога платная / нет денег для оплаты проезда?
Заблаговременно, до начала платного участка дороги, установлены соответствующие указатели и схема объезда платного участка по альтернативной дороге. Пользователь может заранее сделать выбор — пользоваться услугами платной дороги или проехать альтернативным путем следования.
Если пользователь уже въехал на полосу оплаты — необходимо сообщить кассиру-контроллеру или старшему смены Пункта взимания платы об отсутствии возможности оплаты проезда и следовать его указаниям.
1-4. Ваша дорога позиционируется как безопасная и скоростная. Если я попаду в аварию или мой автомобиль сломается, чем вы сможете мне помочь?
В случае поломки или возникновения чрезвычайных обстоятельств можно позвонить по телефону *390 оператору контактного центра, который переведет звонок на дежурного аварийного комиссара платной дороги. Также с дежурным можно связаться посредством ближайшего к вам пункта экстренной связи, которые расположены каждые 2-4 км по обеим сторонам дороги (это желтые терминалы с надписью SOS) и информировать дежурного о случившемся.
Дежурный аварийный комиссар при необходимости оповестит экстренные службы (ДПС, пожарных, скорую), окажет необходимую консультацию,и поможет эвакуировать транспортное средство на специальную стоянку и/или на полосу отвода дороги в рамках платного участка.
1-5. К какой категории относятся транспортные средства в нестандартных ситуациях?
В действующей классификации габаритная высота транспортного средства рассчитывается с учетом перевозимого груза, т.е. холодильника, шкафа, мешков, дивана и т.д. Однако, аксессуары и багаж, закрепленные на крышах транспортных средств первой и второй категории, не входят в расчет габаритной высоты.
Формулировка «Автомобили с прицепом (выше 2м)» не является классификационным признаком. Классификационных признака два: габаритная высота транспортного средства и количество осей.
1-6. В Липецкой области плата за проезд списалось 2 раза на въезде и 12 часов не прошло. Почему?
1-7. Какие существуют скидки при оплате проезда?
Скидка на проезд от 10% владельцам транспондера Т-pass на автомобильной дороге ЦКАД. Подробные условия предоставления скидки можно узнать на странице Тарифы на проезд
Дополнительная скидка на проезд с помощью транспондера Т-pass по Программе лояльности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 3% до 15%. Подробнее на странице Программа лояльности.
1-8. Как происходит оплата за наличные денежные средства?
При оплате наличными денежными средствами:
1-9. Как происходит оплата при помощи банковской карты?
При оплате банковской картой:
1-10. Куда направлять вопросы, претензии и предложения по качеству покрытия, неработающего освещения, уборке дорожного покрытия, прилегающей территории, площадок для отдыха и санитарных узлов, других платных дорог?
Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
1-11. По какому праву взимается плата на этой дороге?
Законы приняты Государственной Думой и одобрены Советом федерации РФ, на основании программы утвержденной Постановлением Правительства РФ.
Правила оказания услуг платного проезда утверждены Постановлением от 19 января 2010 г. N 18 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕЗДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО ПЛАТНЫМ АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ПЛАТНЫМ УЧАСТКАМ ТАКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ».
«Программа деятельности Государственной̆ компании «Российские автомобильные дороги», утвержденная распоряжением Правительства Российской̆ Федерации от 14.11. 2011 г. № 1989-р
Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1998 г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в РФ».
1-12. Взимается ли дополнительная плата с владельцев транспортных средств, подключённых к Системе Платон, за проезд по платным автомобильным дорогам?
1-13. Какой будет тариф у автомобиля с закрепленными велосипедами?
Электронные средства регистрации проезда
2-1. Сколько транспондеров можно зарегистрировать на одно лицо?
2-2. Как узнать баланс лицевого счета транспондера?
2-3. Какие действия предпринимать в случае выхода электронного средства проезда из строя?
В случае использования транспондера:
В случае использования БСК:
Следует обратить внимание, что некоторые модели транспондеров не работают (принудительно отключаются), если вытащить их из подставки (лапки крепления), на которой они крепятся.
В случае невозможности проезда с помощью БСК или транспондера, пользователь должен оплатить проезд наличными/банковской картой и обратиться за консультацией к сотруднику компании.
2-5. Владею двумя автомобилями, пользуюсь ими поочередно. Мне необходимо покупать два транспондера или можно переставлять на тот автомобиль, которым пользуюсь в данный момент?
Можно использовать один транспондер на разных автомобилях в момент пересечения пункта взимания платы. Однако, необходимо помнить, что гарантированная работа транспондера обеспечивается в том случае, если он закреплен на лобовом стекле так, как указано в Инструкции по установке.
Транспондер непосредственно крепится к основанию, которое двухсторонним скотчем приклеивается к лобовому стеклу автомобиля. В любой момент транспондер можно отсоединить от основания, например, на ночь или при низкой температуре. При этом надо знать, что при отстыковке транспондера марки Norbit от основания размыкается аккумулятор и транспондер перестает работать.
Также Вы можете приобрести необходимое количество транспондеров для установки на все транспортные средства. Электронные устройства будут «закреплены» на одном Лицевом счете и денежные средства будут распределяться централизовано.
2-6. Есть ли возможность отслеживать историю проездов по T-pass? Например их количество и стоимость?
2-7. Где можно пополнить баланс транспондеров?
С 01.09.2017 все транспондеры T-pass, реализуемые компанией «Автодор-Платные Дороги», выпущенные для оплаты проезда по участкам автомобильных дорог М-3 «Украина», М-4 «Дон» и участку скоростной автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург» будут действовать на головном отрезке скоростной дороги М-11 от Москвы до Солнечногорска, и наоборот.
Владельцам транспондеров необходимо самостоятельно подключить данную услугу в личном кабинете, вкладка «Интероперабельность». С тарифами на проезд по платным участкам М-3, М-4 и М-11 можно ознакомиться в разделе Тарифы на проезд, по скоростному участку М-11 от Москвы до Солнечногорска тарифы на проезд размещены на сайте www.15-58m11.ru.
C 01.11.2017 все транспондеры T-pass, реализуемые компанией «Автодор-Платные Дороги», выпущенные для оплаты проезда по участкам автомобильных дорог М-3 «Украина», М-4 «Дон» и участку скоростной автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург», будут действовать на автомобильной магистрали ЗСД в г. Санкт-Петербург» и наоборот. Тарифы на проезд по автомобильной магистрали ЗСД в г. Санкт-Петербург размещены на сайте https://nch-spb.com
C 15.01.2018 все транспондеры T-pass, реализуемые компанией «Автодор-Платные Дороги», выпущенные для оплаты проезда по участкам автомобильных дорог М-3 «Украина», М-4 «Дон» и участку скоростной автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург», будут действовать на новом выходе на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» («Северный обход Одинцово»). и наоборот. Тарифы на проезд по автомобильной дороге «Северный обход Одинцово» размещены на сайте http://www.m-road.ru.
В июне 2017 года Государственная компания «Автодор» подписала со всеми российскими операторами платных дорог соглашение об операторском взаимодействии. В ближайшей перспективе каждый пользователь платных участков автомобильных дорог получит возможность рассчитываться с помощью одного транспондера.
2-10. Как происходит оплата по транспондеру?
При проезде через ПВП, транспондер связывается с учетной системой платного участка, которая автоматически списывает плату за проезд с лицевого счета Пользователя в соответствии с классом транспортного средства и установленным для него тарифом (с учетом времени суток).
Пользователь при проезде через полосу оплаты должен снизить скорость до 20-30 км/ч (при необходимости, вплоть до остановки) и, убедившись в полном открытии шлагбаума, продолжить движение.
Оплата по транспондеру возможна на всех полосах Пунктах взимания платы. Только для Пользователей с транспондерами предусмотрены специальные выделенные полосы, обозначенные зеленой разметкой и соответствующими знаками T-pass.
Для совершения оплаты никаких действий со стороны водителя или кассира не требуется.
2-11. Почему, приобретая транспондер, необходимо еще оплачивать пополнение лицевого счета?
БСК и Транспондер являются техническими средствами обеспечивающими возможность проезда по платному участку, непосредственно для оплаты самого проезда пользователю необходимо внести определенную сумму на счет, согласно тарифам, утвержденным Государственной компанией «Российские автомобильные дороги». Именно поэтому возникает необходимость оплачивать дополнительно еще и пополнение лицевого счета.
Соразмерно количеству устройств увеличивается и количество проездов по платному участку. В целях своевременной оплаты проезда Пользователь каждый раз вносит минимальный авансовый платеж, тем самым предотвращается ситуация отсутствия у Пользователя средств необходимых для оплаты проезда.
Физическим лицам транспондер можно купить как на стационарных пунктах поддержки, так и у партнеров компании «Автодор-Платные Дороги». Также всем пользователям платных автомобильных дорог предоставляется сервис «Интернет-магазин», который дает возможность заказать транспондер и доставить его в любое удобное место в зависимости от региона доставки.
Для удобства пользователей, в разделе «Клиентские сервисы» размещена страница «Где купить транспондер T-Pass», в которой содержатся основные точки продаж транспондеров для физических лиц.
Юридические лица могут приобрести транспондер при заключении договора купли-продажи и подписания счет-оферты (Договор на оказание услуг проезда по платным автомобильным дорогам).
Подробная информация размещена в разделе «Заключение Договора на Электронные средства регистрации проезда».
2-13. Как и где можно заключить письменный договор и получить транспондер?
2-14. Какие документы и где может получить юридическое лицо, заключившее договор на транспондер?
Доступны следующие способы получения оригиналов отчетных документов:
1. Электронный документооборот (ЭДО);
Путем электронного документооборота передаются следующие документы:
Оригиналы иных закрывающих отчетных документов (отчет об исполнении поручения и счет-фактуру на услуги с НДС) Пользователи получают по Почте России.
2. Экспресс доставка курьерской службой;
Фиксированная стоимость доставки во все регионы составляет 350 рублей.
3. Самовывозом из Региональных офисов (на выбор):
Для скачивания в Личном кабинете avtodor-tr.ru доступны следующие отчетные документы:
-Отчет по списку ЭСРП и их статусам
-Отчет об исполнении поручений
-Сведения о состоянии счета клиента
-Сводный отчет о предоставленных услугах
-Отчет по поступившим платежам
-Корректировки лицевого счета клиента
-Подробный отчет о домашних поездках
-Подробный отчет о роуминговых поездках
-Отчет о поездках с разбивкой по ЭСРП
Для выбора или смены способа получения документов необходимо позвонить в Единый контактный центр по телефону: 8-800-707-23-23. Звонок бесплатный по всей России.
Доступны следующие способы получения оригиналов отчетных документов:
1. Электронный документооборот (ЭДО);
Путем электронного документооборота передаются следующие документы:
Оригиналы иных закрывающих отчетных документов (отчет об исполнении поручения и счет-фактуру на услуги с НДС) Пользователи получают по Почте России.
2. Экспресс доставка курьерской службой;
Фиксированная стоимость доставки во все регионы составляет 350 рублей.
3. Самовывозом из Региональных офисов (на выбор):
Для скачивания в Личном кабинете avtodor-tr.ru доступны следующие отчетные документы:
-Отчет по списку ЭСРП и их статусам
-Отчет об исполнении поручений
-Сведения о состоянии счета клиента
-Сводный отчет о предоставленных услугах
-Отчет по поступившим платежам
-Корректировки лицевого счета клиента
-Подробный отчет о домашних поездках
-Подробный отчет о роуминговых поездках
-Отчет о поездках с разбивкой по ЭСРП
Для выбора или смены способа получения документов необходимо позвонить в Единый контактный центр по телефону: 8-800-707-23-23. Звонок бесплатный по всей России.
Транспондер Автодора для платных дорог
В статье расскажу про транспондер T-pass от Автодора, который позволяет пользоваться платными дорогами со скидкой и экономит время в пути. Где купить транспондер, как им пользоваться, какие есть нюансы, минусы и плюсы устройства. Однозначного вывода – нужен ли транспондер для путешествий на авто по России или нет – делать не буду. Приведу максимально полную информацию, а вы делайте вывод сами.
Автомобильный транспондер это устройство, которое позволяет без остановок и участия водителя проехать по платной федеральной трассе (ее участкам), сокращая время поездки и автоматизируя оплату. С учетом того, что сеть платных автотрасс в странах постсоветского пространства расширяется, а стоимость такого прибора невысока, его популярность растет.
Где купить транспондер
Все началось с плана поехать на зиму в более теплые края. Дорога на юг России через трассу М-4 «Дон». Эта федеральная трасса протяженностью почти 1600 километров, из которых более половины платные участки. Тут и всплыла тема транспондера.
Забил в Яндексе транспондер для платных дорог, ознакомился с инфой и перешел на сайт Автодора, чтобы оформить покупку. Однако на нем заказать транспондер нельзя, есть только страничка, рассказывающая где он продается оффлайн и онлайн. Переходите и выбирайте удобный способ покупки.
Я заказал через интернет-магазин Онлайн-трейд, потому что на момент покупки там была самая низкая цена. 1 318 рублей за транспондер T-pass. На официальном сайте «Транспондер T-pass» это устройство продается как Премиум за 1 350 рублей, на OZONe от 1 400 рублей. Просьба написать в комментариях, если на момент прочтения вами статьи стоимость транспондера в этих онлайн-магазинах изменится. Как я понял, она постоянно растет. Когда рассказал в Инстаграме про покупку транспондера, подписчик написал, что покупал 6 месяцами ранее за 1 100 рублей.
Как пользоваться транспондером
Транспондер – приемо-передающее устройство. Принцип его работы – «общение» по беспроводной связи с другими приборами. В автомобильной сфере он чаще всего применяется для быстрой оплаты на контрольных пунктах (въезде на платную дорогу). Транспондерный чип ускоряет оплату, что позволяет проходить контрольные пункты, не слишком снижая скоростной режим.
При движении по обычной дороге прибор функционирует в неактивном режиме. Приближаясь к участку автодороги с оплатой, автомобиль попадает в зону действия пункта взимания платы (ПВП). Электронный запрос с пункта контроля активирует устройство. Затем определяется свободная частота канала обмена данными для идентификации и недопущения путаницы сигналов от разных машин.
Транспондер по защищенному каналу передаёт данные для оплаты – вид транспорта, пользовательский договор, финансовые сведения. В результате происходит списание денежных средств со счёта автовладельца.
По времени процесс занимает не больше секунды и завершается подачей звукового сигнала водителю. Затем радио ответчик до очередного КПП вновь переходит в спящий режим.
Автоматика работает корректно при скоростном режиме до 30 км/ч и соблюдении дистанции до другого автомобиля не меньше 3 метров.
Туристическая доска объявлений
Размести любое туристическое объявление и получи подарок
Технология обмена данными между транспондером и КПП похожа на принцип работы Wi-Fi или NFC. Работающий в машине электронный девайс совершенно безвреден, так как величина электромагнитного излучения в десятки раз меньше, чем у смартфона, а включается в активный режим он не больше, чем на 30 секунд.
В памяти прибора содержатся его идентификационные данные: собственный лицевой счет и PAN-номер. При контакте с контрольным пунктом информация о номере транспондера передается в систему сбора денег, после чего средства списываются с лицевого счета.
Чтоб этот способ сработал корректно, аппарат должен быть установлен под лобовым стеклом машины, а ее скорость при проезде рядом с контрольным пунктом должна составлять от 20 до 30 км/ч.
Естественно, чтобы система сработала, лицевой счет не должен быть пустым.
PAN-номер содержится либо на наклейке, либо прямо на корпусе транспондера. Он позволяет определить, кто собирает через него деньги. Каждая российская компания, собирающая плату за пользование дорогами, имеет отличительные особенности номера транспондера, это первые цифры номера. Например:
Устройство продается в небольшой оранжевой коробочке, на которой написано Транспондер T-pass.
Последняя бумажка самая важная и почему-то самая невзрачная. Видимо, поэтому к ней крепят специальную наклейку, чтобы стикер случайно не выкинули. А такие случаи бывали.
Еще раз специально обращаю внимание на данный стикер. Он очень важен!
На задней стороне коробочки указан пошаговый алгоритм действий, но я ему не следовал. И памятку-простыню целиком читать тоже не стал. Рассказываю как «подружился» с транспондером я.
Инструкция по установке
Услуги автомехаников для установки прибора не требуются, устанавливать его можно вручную. Чтобы транспондер для платных дорог работал корректно, достаточно следовать простому руководству при его установке.
ВАЖНО! В современных автомобилях часто используется специальное покрытие лобового стекла для отражения солнечного света. Это может повлиять на работу транспондера, поэтому для корректной его установки лучше проконсультироваться со специалистом. Цена такой услуги невысока.
Часто снимать и устанавливать устройство заново не рекомендуется. Настраивать и обновлять его также не надо.
Правила пользования
Правила и рекомендации по использованию транспондера достаточно просты. Чтобы информация в обе стороны передавалась корректно, устройство должно находиться на лобовом стекле. Некоторые водители держат его под рукой и подносят к лобовому стеклу по необходимости. Это не является серьезным нарушением.
ВАЖНО! В густонаселенных регионах с большим количеством автотранспортных магистралей некоторые из платных участков дорог требуют учитывать свои нюансы. Например, оплата въезда на платную дорогу будет действовать определенное время, после чего будет начислена заново. Поэтому перед поездкой лучше ознакомиться с доступной в Интернете информацией.
Чтобы избежать нештатных ситуаций (списания средств со счета, несрабатывания шлагбаума и т.д.), стоит хорошо соблюдать дистанцию до движущегося впереди автотранспорта (порядка 3 метров). Также надо учитывать, что при оплате наличными и банковской картой впереди идущий автомобиль должен будет остановиться.
Во избежание проблем стоит помнить, что если в машине находится больше одного транспондера, то не нужное в данный конкретный момент устройство безопаснее будет держать в экранирующем пакете (их, как и держатели для устройства, можно приобрести в местах продажи транспондеров). Если таких мер предосторожности не предпринять, возможны две ситуации:
ВАЖНО! Стоит помнить, что компания, управляющая платной дорогой, освобождается от ответственности за списание средств или несрабатывание шлагбаума, если нарушены два основных правила:
Антенна, с помощью которой осуществляет авторизация транспондера, как правило, находится за 10 метров до собственно контрольного пункта.
В ряде случаев, когда приходится ездить по платным дорогам разных компаний, удобно подключить интероперабельность. Это официальный способ использовать одно устройство для разных операторов и экономить на оплате, все они будут узнавать прибор.
Подключение услуги бесплатно и делается онлайн через «личный кабинет» или в любом из офисов компаний. Чтобы сделать это самостоятельно, надо сначала персонифицировать прибор, внеся паспортные данные пользователя в «личном кабинете». Затем там же выбирается пункт «интероперабельность». Если устройство неперсонифицировать, многие функции (например, опция скидок) будут недоступны.
Обозначение сигналов устройства
Транспондер общается с водителем во время проезда мимо контрольного пункта. Всех сигналов три:
Если устройство не начинает звонить, это говорит о том, что данные о въезде на платный участок или съезде с него не поступили в систему. Иногда в этом виновата севшая батарейка. Обычный срок службы батарейки транспондера от «Росавтодор» – около 5 лет при частом использовании. Чтоб ее поменять, лучше обратиться в сервисный центр, где покупалось устройство.
Персонификация транспондера и пополнение счета
Устройство активируется на зачислении на его счет первой суммы. Обычно стартовая оплата транспондера составляет около 500 рублей. В дальнейшем лучше проверять и пополнять баланс транспондера за пару часов до въезда на платную автодорогу. Хотя операторы утверждают, что платеж доходит максимум за 30 минут.
Способы пополнения счета традиционны: это обычная касса, мобильный телефон, перевод с карты. Естественно, счет можно оплачивать наличными в офисе компании-оператора, обслуживающей платную дорогу. Иногда возможен денежный перевод на счет с помощью других услуг:
Комиссия в разных сервисах своя, поэтому стоит внимательно ознакомиться с условиями оплаты.
Кроме того, компании-операторы обычно могут предложить наиболее подходящий конкретному водителю тарифный план – оплата будет зависеть от того, какова частота пересечений границ платных участков автотрасс в месяц или год, от конкретного времени (загруженности дороги в конкретный временной промежуток) и других нюансов.
ВАЖНО! В случае частых поездок экономней будет заказывать абонемент. Обычно даже базовый абонентский пакет позволяет потратить меньше. Кроме того, есть возможность купить безлимит.
Если по какой-то причине вы не можете или не хотите устанавливать мобильное приложение, то все эти шаги пройти либо на сайте Автодора (нужно завести личный кабинет), либо в Центрах продаж и обслуживания.
Что показывает приложение на главном экране:
Также с помощью приложения вы может рассчитать стоимость поездки, указав пункты отправления и прибытия.
Пополнение транспондера с привязанным номером телефона
Узнать баланс и пополнить счет можно с помощью USSD-команд. Чтобы зарегистрироваться в системе, надо написать запрос на номер, указанный той или иной компанией-оператором. Например, для трасс «Автодор-Платные дороги» (дороги М1 «Беларусь», М4 «Дон», М3 «Украина», М11 «Москва-Санкт-Петербург») надо отправить USSD-запрос на номер *390*1*1# и нажать кнопку «Вызов». Для оплаты следовать дальнейшим инструкциям. Этот способ удобен при отсутствии интернета и отсутствием необходимости установки приложений.
Можно посмотреть баланс через СМС. Например, для пользователей устройств от компании «Магистраль северной столицы» надо отправить на номер 7522 сообщение: zsd пробел «PAN-номер». При этом не обязательно вводить все цифры, достаточно последних четырех (zsd 1234, где 1234 – последние цифры номера»).
Ряд сотовых операторов предлагает услугу по доставке извещений о достижении минимального баланса транспондера и предложением его пополнить. Услуга бесплатна.
Также осуществляется техническая поддержка по телефону.
Пополнение транспондера, оформленного на физическое лицо
Оплата транспондера осуществляется любым из описанных выше способов. Также можно перевести деньги на счет транспондера со счета не привязанного к нему телефона, любой банковской карты, электронного кошелька и т.д.
Проверка баланса транспондера
Проще всего проверять баланс и входить в систему оплаты с помощью USSD-команд. Список команд проще всего найти на сайте компании-оператора («Автодор-Платные дороги», «Магистраль северной столицы», «Объединенные системы сбора платы»). Узнать, к какой компании относится транспондер, можно по PAN-номеру.
Мой опыт использования транспондера
На момент написания статьи пользовался транспондером однажды: на трассе М-4 Дон по дороге из Москвы в Краснодар. В планах поездка на авто обратно в Москву, а затем путешествии в Петербург по трассе М-11 Нева.
Клеить транспондер к лобовому стеклу я не стал. Во-первых, потому что нужно клеить в зону, не имеющую атермального покрытия. Во-вторых, чтобы иметь возможность забирать устройство из машины.
Закрепил транспондер за зеркалом заднего вида. Он срабатывал без проблем. Читал в интернете, что кто-то оставлял устройство в бардачке и оно срабатывало оттуда.
Плюсы транспондера для платных дорог
Экономия средств – оплата транспондером дает скидку 15% на проезд по платным участкам трасс М-3, М-4, М-11 и ЦКАД. Дополнительно можно получить скидку до 15%, накопив баллы. Баланс баллов, за что их дают и приобретение дополнительной скидки – все это есть в мобильном приложении Автодора.
Экономия времени – проезд c транспондером через пункты оплаты происходит намного быстрее, чем если останавливаться у будки для оплаты наличными или картой. Главное не перепутать полосу проезда пункта оплаты. На мониторах она подсвечивается зеленым цветом. В высокий сезон на пунктах оплаты может скапливаться большое количество автомобилей. И в этом случае транспондер сэкономит много времени. По моим ощущениям даже при поездке в низкий сезон из Москвы в Краснодар я сэкономил от 40 минут до часа, поскольку на трассе М-4 Дон более 10 пунктов оплаты.
Минусы
Как таковых минусов в использовании транспондером T-pass для платных дорог я не обнаружил. Возможно, минусы обнаружатся позже. В этом случае дополню статью. И вас прошу в комментариях делиться своими впечатлениями.
Разве что в целом систему можно было организовать более просто и логично. Во-первых, изменить процесс оплаты платных дорог. Например, сделать как Венгрии, где покупаешь доступ к платным дорогам на определенный срок от недели до года. Или как в Чехии, где нужно купить виньетку и приклеить ее на лобовое стекло. В обоих случаях никаких тебе транспондеров и пунктов оплаты платных дорог. Во-вторых, даже если оставлять существующий вариант возникают вопросы по покупке, персонификации и использовании транспондера.
Нюансы использования транспондером
Стоимость транспондера нужно отбить. Одной двумя поездками (например, из Москвы на юг России и обратно) этого не сделать. Нужно ездить много или по разу два, но несколько лет. Есть тема не с покупкой транспондера, а с его арендой, но я в нее не погружался.
Транспондер нельзя зарядить и заменить батарейку. Устройство не разбирается и имеет ограниченный срок службы. Он составляет около пяти лет.