что такое номер оон груза
Коды опасных грузов: номера ООН с расшифровкой
При перевозке грузов, представляющих опасность для человека и окружающей среды в случае ДТП или внешнего воздействия, для маркировки автомобиля используются:
Код ООН (номер UN, или UN-идентификатор) помещается в верхней части предупреждающего знака или информационной таблички. Такие элементы крепятся на кузов автомобиля. Расшифровка номера ООН для опасных грузов производится по специальному перечню, в котором указано числовое значение и соответствующее ему вещество или предмет.
Коды ООН и названия перевозимых опасных грузов
Опасные грузы подробно классифицированы, информация объединена в сводную таблицу. Ниже дана ссылка на файл PDF с полным списком названий таких отправлений и требованиями к их перевозке.
Если вам не удается найти нужный вариант по номеру, скорее всего, идентификация отправления произведена неверно. Еще нужно учесть, что к одному коду ООН могут относиться грузы, требования к перевозке которых отличаются.
Также в соответствии с международными нормами, ДОПОГ и Типовыми правилами ООН при транспортировке опасных веществ и предметов важны (помимо UN-идентификатора):
Для массовых транспортировок актуальны инструкции и рекомендации по подбору переносных цистерн и контейнеров.
Верное определение типа опасного груза помогает правильно выбрать транспортное средство, чтобы перевозить вещества или изделия без угрозы жизни и здоровью участников дорожного движения или экологическому благополучию.
Номера ООН
Использование знаков опасности основано на классификации видов опасных грузов. Она разработана экспертами ООН для незатрудненной распознаваемости грузов по виду знаков опасности (цвет, символы). Наша компания изготавливает знаки опасности и номера ООН в соответствии с нормами регламентирующих документов.
Использование знаков опасности основано на классификации видов опасных грузов. Она разработана экспертами ООН для незатрудненной распознаваемости грузов по виду знаков опасности (цвет, символы). Наша компания изготавливает знаки опасности и номера ООН в соответствии с нормами регламентирующих документов.
Изготовление знаков опасности и номеров ООН
Для производства (изготовления) знаков опасности и номеров ООН нами используется самоклеящаяся пленка с толщиной основы 60 мкм. Пленка и краска, которая наносится на нее, устойчивы к атмосферным воздействиям. Поскольку наша компания специализируется на производстве самоклеящихся материалов, мы обеспечиваем высокое качество знаков опасности и номеров ООН. Производственная база позволяет нам выполнять заказы значительных объемов в приемлемые сроки.
Цвет знаков
Цвет знаков дает первую полезную информацию о грузе, например:
зеленый – опасность, присущая газу;
желтый – опасность воздействия окислителей или органических пероксидов;
белый в сочетании с черным – опасность причинения вреда здоровью человека (токсичность, заразность, едкость).
Символы опасности, используемые в знаках и номерах ООН
Символы опасности – важный информационный элемент знаков. Используются следующие символы:
пламя над кругом (указание окисляющих свойств);
череп и скрещенные кости (токсичность);
три полумесяца, наложенных на круг (инфекционное вещество);
руки с пробирками (едкость/коррозийность).
Описание знаков
Знак опасности представляет собой перевернутый на угол квадрат размером 250х250 мм, в центре которого на белом поле указывается номер аварийной карточки (три цифры). Перед этим номером аварийной карточки обязательно указываются буквы АК.
В верхней части знака опасности располагается символ (например пламя, баллон, череп). В нижней части расположена цифра, определяющая сам класс опасности.
Всего выделяют 9 классов опасности, установленных ГОСТ 19433-88.
Номера ООН
В комплекте со знаками опасности для маркировки используются номера ООН. Это табличка оранжевого цвета размером 300х400 мм.
Номер ООН разделен на две части черной горизонтальной линией. В верхней части указывается код опасности (две или три цифры), в нижней – непосредственно номер ООН (четыре цифры).
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам
В приложении №2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам можно ознакомиться с алфавитным указателем опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом (кроме грузов 1-го и 7-го классов опасности), а также узнать о соответствующих им знаках опасности и номерах ООН.
Номер ООН
Номер UN или UN-идентификатор — набор четырёхзначных чисел, позволяющих определить опасность вещества или изделия (такого, например, как взрывчатое вещество, легковоспламеняющаяся жидкость, токсичное вещество и др.) в рамках международных перевозок. Некоторые опасные вещества имеют свои UN-номера (например, акриламид имеет номер UN2074), а иногда и группы химических веществ или продуктов с аналогичными свойствами получают общее UN-число. Химическое вещество в твёрдом состоянии может получить различные UN-номера, если он в жидкой фазе, то его опасные свойства существенно различаются с твёрдым; вещества с различными уровнями чистоты (или концентрациями в растворе) также могут получать различные номера UN.
Классифицирование
UN-номера в диапазоне от UN0001 до UN3500 назначаются экспертами Комитета Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов. Они публикуются в этом качестве в части Рекомендации по перевозке опасных грузов, также известного как «Оранжевая книга». Эти рекомендации принимаются нормативными организациями, ответственными за различные виды транспорта.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Номер ООН» в других словарях:
Номер ООН — Порядковый номер, присвоенный наиболее часто перевозимым опасным грузам Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов (документ ST/SG/AC.10/Rev.4) Источник: ГОСТ 19433 88: Грузы опасные. Классификация и маркировка … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Номер (код) — Автомобильный номер … Википедия
Номер CAS — CAS registry number (он же CAS number, CAS RN, CAS #) термин, не имеющий однозначного перевода на русский язык. Это уникальный численный идентификатор химических соединений, полимеров, биологических последовательностей нуклеотидов или аминокислот … Википедия
Номер опасного груза по классификации ООН — Порядковый номер, присвоенный наиболее часто перевозимым опасным грузам Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов. Источник: Технические правила транспорт … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ООН (Евангелион) — Содержание 1 Gehirn 2 Nerv 3 Seele 4 Институт Мардук 5 JSSDF … Википедия
Регистрационный номер — Для термина «Номер» см. другие значения. Для термина «Код» см. другие значения. Автомобильный номер … Википедия
Регистрационный номер CAS — У этого термина существуют и другие значения, см. CAS. CAS registry number (он же CAS number, CAS RN, CAS #) термин, не имеющий однозначного перевода на русский язык. Это уникальный численный идентификатор химических соединений, полимеров,… … Википедия
Регистрационнй номер CAS — CAS registry number (он же CAS number, CAS RN, CAS #) термин, не имеющий однозначного перевода на русский язык. Это уникальный численный идентификатор химических соединений, полимеров, биологических последовательностей нуклеотидов или аминокислот … Википедия
Реестровый номер CAS — CAS registry number (он же CAS number, CAS RN, CAS #) термин, не имеющий однозначного перевода на русский язык. Это уникальный численный идентификатор химических соединений, полимеров, биологических последовательностей нуклеотидов или аминокислот … Википедия
Санкции ООН — Совет Безопасности ООН. Главный орган, обладающий правом применять санкции ООН Санкции ООН (англ. … Википедия
Характеристика опасных грузов
Классификация опасных грузов
Классификацию большинства опасных грузов осуществляют грузоотправители (изготовители) опасных грузов. Для этого они могут обратиться к компетентным органам.
Например, в соответствии с Положением об основах (Рамочным положением) Германии (GGVSE) за классификацию и отнесение большинства опасных грузов (опасных отходов) отвечает Федеральное ведомство по исследованиям и испытаниям материалов (BAM).
В Украине (из-за отсутствия компетентных органов, ответственных за классификацию опасных грузов (опасных отходов), субъекты перевозки опасного груза зачатую вынуждены самостоятельно идентифицировать опасные грузы (опасные отходы).
При перевозке опасных грузов автомобильным транспортом классификация опасных грузов (опасных отходов) осуществляется на основании части 2 ДОПОГ и критериев, разработанных Комитетом экспертов ООН.
В Украине также действует ДСТУ 4500-3: 2006 Грузы опасные. Классификация, который заменил одноименный ГОСТ 19433 88.
Классы опасности опасных грузов (подклассы опасных грузов)
В зависимости от видов опасности, а также их физических, химических и биологических свойств, все опасные грузы разделяются на такие классы опасности:
класс 1 взрывчатые вещества и изделия;
класс 2 газы;
класс 3 легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4.1 легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, полимеризующиеся вещества, твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
класс 4.2 вещества, способные к самовозгоранию;
класс 4.3 вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
класс 5.1 окисляющие вещества;
класс 5.2 органические пероксиды;
класс 6.1 токсичные вещества;
класс 6.2 инфекционные вещества;
класс 7 радиоактивные материалы;
класс 8 коррозионные вещества;
класс 9 прочие опасные вещества и изделия.
Порядковый номер класса опасности не отвечает степени опасности опасного груза.
Класс опасности опасного груза указывается в столбце 3a таблицы А главы 3.2 ДОПОГ (Перечень опасных грузов в порядке присвоенных им номеров ООН). Критерии отнесения веществ и изделий к классам опасных грузов приведены в главе 2.2 ДОПОГ.
В тех случаях, когда опасный груз характеризуется более чем одним видом опасности, в ссылках на наиболее значительную из них пользуются термином «Основная опасность», а в отношении прочих видов опасности используют термин «Дополнительная опасность».
Знаки опасности
Для указания на опасные свойства опасных грузов применяются знаки опасности (см. рисунки, касающиеся отдельных классов опасных грузов), которые должны наноситься на опасный груз или упаковку с таким грузом. Система знаков опасности основана на классификации опасных грузов и разработана в следующих целях:
Классификационные коды опасных грузов
Для указания на опасные свойства опасных грузов, а также их физические и химические свойства или принадлежность к определенной группе веществ, применяются классификационные коды, которые сами по себе раскрывают свойства опасного груза.
Классификационный код состоит из буквы (букв), которая обозначает(-ют) группу опасных свойств и может быть дополнена цифрой, характеризующей физические или химические свойства груза или его принадлежность к определенной группе химических веществ.
Для опасных веществ или изделий 1-го класса классификационный код состоит из номера подкласса и буквы группы совместимости.
Для опасных веществ или изделий 2-го класса классификационный код состоит из цифры, указывающей на агрегатное состояние, вид вещества или изделия и буквы (букв), обозначающей(-их) группу опасных свойств.
Радиоактивным материалам 7-го класса классификационные коды не назначены.
Примеры классификационных кодов для:
– опасных грузов класса 1: 1.1А, 1.2B, 1.3C, 1.4S;
– опасных грузов класса 2: 1А, 2TC, 3O, 5F, 1TO;
– опасных грузов других классов: D, F1, FO, ST3, OTC.
Значения букв, используемых в классификационных кодах и обозначающих группу опасных свойств, приведены в табл. 1.
Значения букв, используемых в классификационных кодах
Десенсибилизированные взрывчатые вещества
Прочие опасные вещества
Вещества, способные к самовозгоранию
Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
Идентификация опасных грузов
Опасные грузы определяются надлежащими отгрузочными наименованиями и номерами по списку ООН (номерами ООН). Такие наименования и номера присвоены определенным опасным веществам и изделиям согласно системе классификации ООН.
Так как многие требования применяются отдельно к каждой позиции Перечня опасных грузов, перед началом перевозки опасный груз необходимо идентифицировать.
В результате идентификации опасного груза (опасных отходов) определяются такие элементы информации:
После определения всех вышеуказанных элементов информации можно приступать к определению требований к перевозке опасного груза.
Идентификация опасного груза по номеру ООН
Номер ООН – «Номер Организации Объединенных Наций» означает четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия, взятый из Типовых правил ООН.
Идентификация опасных грузов по номеру ООН осуществляется по Перечню опасных грузов, приведенному в таблице А главы 3.2 ДОПОГ. В данном Перечне все опасные грузы приведены в порядке присвоенных им номеров ООН.
Если номер ООН в Перечне опасных грузов отсутствует, то идентификация груза проведена неверно.
Для опасных грузов, не указанных конкретно по наименованию в Перечне опасных грузов, номер ООН определяется после определения класса, вида дополнительной опасности (при наличии такового) и группы упаковки (при необходимости).
Однако не всегда одного номера ООН достаточно для идентификации опасного груза.
Например:
Идентификация опасного груза по наименованию
Если номер ООН опасного груза неизвестен, то можно попробовать идентифицировать опасный груз по наименованию.
Идентификация опасных грузов по наименованию осуществляется по таблице В: Алфавитный указатель веществ и изделий ДОПОГ.
При идентификации опасного груза по наименованию нужно учитывать, что химические вещества зачастую имеют несколько названий:
Например:
Углерода диоксид (номер ООН 1013 и 2187) имеет синонимы: углекислый газ, углекислота, двуокись углерода и т.д.
Для устранения проблем, связанных с использованием различными субъектами перевозки опасных грузов и соответствующими компетентными органами различных наименований одного и того же опасного груза, при перевозке опасных грузов используется надлежащее отгрузочное наименование (транспортное наименование).
Надлежащее отгрузочное наименование опасного груза определяется по установленным в разделе 3.1.2 требованиям.
Учет группы упаковки опасного груза при идентификации
Нередко для различных опасных грузов, отнесенных к одному номеру ООН и имеющих одинаковое наименование, могут применяться различные требования к автоперевозке. Это связано с тем, что такие опасные грузы могут характеризоваться разной степенью опасности при автоперевозке. Так, масляные, нитро-, полистирольные краски относятся к № ООН 1263 КРАСКА. Однако требования к перевозке для масляных красок и нитрокрасок будут различными.
Если перевозимый опасный груз может быть отнесен к номеру ООН, для которого в Перечне опасных грузов предусмотрено несколько позиций с одинаковым наименованием, то при идентификации опасного груза следует учитывать степень опасности груза (группу упаковки).
Группа упаковки опасного груза указывается в столбце 4 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ (перечень опасных грузов в алфавитном порядке). Критерии для определения группы упаковки приведены в главе 3.2 ДОПОГ.
Учет классификационного кода и/или номеров образцов знаков опасности при идентификации опасного груза
На практике встречаются случаи, когда при определении условий перевозки опасного груза следует учитывать номера образцов знаков оасности.
Так, все аэрозоли относятся к № ООН 1950 АЭРОЗОЛИ и в зависимости от их опасных свойств разделяются на 12 групп. Для каждой из 12 групп установлены требования к автоперевозке. В данном случае при определении требований к перевозке данного опасного груза следует учитывать номера образцов знаков опасности или классификационный код.
Классификационный код в обязательном порядке следует учитывать при идентификации таких опасных грузов:
Номера образцов знаков опасности указываются в колонке 5 Перечня опасных грузов. Описания и значения номеров образцов знаков опасности приведены в подразделе 5.2.2.2 ДОПОГ.
Классификационный код вещества указывается в столбце 3b Перечня опасных грузов. Значения классификационных кодов приведены в главе 2.2 ДОПОГ.
Простыми словами про классификацию опасных грузов по ДОПОГ
Классификацию опасных грузов в ДОПОГ не профессионалу в перевозке опасных грузов сразу понять очень непросто. ДОПОГ представляет из себя 2 толстенные книги и при первом знакомстве с этим фундаментальным трудом возникает отторжение – мозг активно сопротивляется даже начинать воспринимать такой объем информации.
При более близком знакомстве с документом приходит понимание, что ДОПОГ достаточно хорошо структурирован и большой объем книги достигается за счет количества веществ, особенности перевозки которых приведены в нескончаемых правилах и таблицах.
Читать ДОПОГ как художественную книгу, от начала до конца, лучше не стоит, он не для этого предназначен! Но научиться им пользоваться необходимо, если Вы занимаетесь автомобильными перевозками опасных грузов. Давайте разбираться, как классифицируются опасные грузы по ДОПОГ!
Содержание:
Как строится классификация опасных грузов по ДОПОГ
Опасные грузы делятся на классы. При этом, на различных видах транспорта классы немного различаются. Некоторые классы, принятые на автомобильном транспорте, на морском называются подклассами. Но в целом система классификации опасных грузов достаточно гармонизирована. Согласной ДОПОГ выделяются 13 классов опасных грузов.
Внутри класса каждому грузу присваивается несколько обязательных атрибутов: номер ООН, наименование, классификационный код, группа упаковки. На основании их определяется позиция в таблице А ДОПОГ – перечне опасных грузов. Ряд опасных грузов может быть определен одним номером ООН, некоторые опасные грузы могут быть определены лишь как комбинация номера ООН, наименования, классификационного кода и группы упаковки.
Опасные грузы имеют параметр, характеризующий степень опасности – группа упаковки. Термин не совсем удачный, подразумевающий необходимость более надежной упаковки для более опасного груза, но тем не менее устоявшийся и широко используемый.
Ряд классов (1, 2, 7, 5.2) не имеет группы упаковки. Кроме того, часть грузов некоторых классов также не имеет группы упаковки. К таким относятся самореактивные вещества класса 4.1, и все грузы, кроме UN 3291 класса 6.2. Не имеют группы упаковки и изделия, такие как например батареи или средства спасательные самонадувные.
Идентификация груза, отнесение к номеру ООН
Перед перевозкой опасных грузов необходимо провести процедуру их идентификации — присвоение номера ООН, классификационного кода, группы упаковки и иных параметров. По части грузов идентификация проводится достаточно просто. Находится в таблице А ДОПОГ груз и определяются условия его перевозки. Однако, если данное наименование отсутствует в таблице или напротив, имеется несколько строк, необходим анализ свойств вещества или изделия.
Как правило, отнесение к номеру ООН и другим классификационным параметрам осуществляется на основе паспорта безопасности химической продукции (MSDS). Но может осуществляться и на основе других документов, содержащих набор химических и физических свойств, достаточных для проведения классификации.
Классы веществ и их «личные» качества
Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия содержащие взрывчатые вещества
К классу также относятся изделия, не являющиеся взрывчатыми, однако служащие для производства взрыва.
Степень опасности веществ и изделий 1 класса определяется подклассом. Чем подкласс меньше, тем груз опасней. Однако, если перевозятся несколько опасных грузов класса 1, вероятность детонации веществ чрезвычайно низкой чувствительности подкласса 1.5 и изделий подкласса 1.6 в значительной степени повышается и по степени опасности начиная с наиболее опасных подклассов выстраиваются в следующем порядке: 1.1, 1.5, 1.2, 1.3, 1.6, 1.4.
Кроме того, всем веществам и изделиям класса 1 присваивается группа совместимости. Группа совместимости характеризует само вещество или изделие, описывая отдельные свойства. Особо следует остановиться на группе совместимости S. Она присваивается в том случае, если срабатывание взрывчатого содержимого не выходят за пределы упаковки, а, следовательно, не может быть присвоена без испытаний совместно с упаковкой.
Большой проблемой классификации 1 класса является отсутствие системы, обеспечивающей ее проведение. Так, значительной части изделий 1 класса классификационный код должен присваиваться компетентным органом. Согласно п.5.4.2.(2).1. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта данная задача возложена на Ространснадзор.
Во исполнение данного пункта был издан приказ Минтранса России от 23.11.2016 N 359 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащих условия перевозки опасных грузов».
Однако, насколько нам известно, в настоящее время ни одному опасному грузу так и не был присвоен классификационный код, так как согласно п.17 Приказа обязательным документом для получения данной государственной услуги должен быть протокол испытаний, свидетельствующий о проведении лабораторных испытаний образца груза по критериям к исследованиям в соответствии с положениями ДОПОГ с присвоением номера ООН вещества или изделия, выданных организациями, имеющими соответствующую аккредитацию, отвечающую требованиям законодательства Российской Федерации. А таких лабораторий в Российской Федерации нет.
Если быть точней имеется ряд лабораторий и испытательных центров аккредитованных на проведение испытаний на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделии 006/2011 (ТР ТС 006/2011) и «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (ТР ТС 028/2012). Однако, компетенция данных лабораторий ограничена перечнем стандартов, применением которых достигаются требования технических регламентов. И пересечение этих стандартов с требованиями ДОПОГ если и есть, то весьма незначительное.
Класс 2 Газы
Классификация газов также отличается от общей принятой схемы. Во-первых, опасными считаются все газы, даже сжатый воздух. Но по большому счету, газы разделены на три группы:
— нетоксичные и невоспламеняющиеся
Классификация конкретных газов особых вопросов не вызывает. Определяется наименование, агрегатное состояние и некоторые дополнительные параметры. А вот в случаях смесей возникают проблемы, так от пропорции компонентов зависит требование к средствам удержания.
Так, например, широко распространенный UN 1965 ГАЗОВ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СМЕСЬ СЖИЖЕННАЯ, Н.У.К, представляющая смесь пропана и бутана разделена на 9 групп. И если для смеси А, испытательное давление на которое рассчитана цистерна составляет 10 Бар, то для смеси С — 27 Бар, что в 2,7 раза больше. И если для данной смеси определить значения достаточно просто, зная концентрацию, то для некоторых смесей необходимо проведение серии испытаний.
Также грузами класса 2 являются и изделия содержащие газы в любом агрегатном состоянии.
Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
Классификация легковоспламеняющихся жидкостей относится к классической. Главным параметром является определение группы упаковки. Группа упаковки определяется как сочетание двух параметров:
Впрочем, имеются некоторые отклонения от принятой схемы, они касаются в частности дизельного топлива, имеющего температуру вспышки более 60 о С но не выше 100 о С все равно считаются опасным грузом UN 1202 III группы упаковки. А вот в отношении вязких легковоспламеняющихся жидкостей таких, как лаки, клеи, эмали напротив требования к группе упаковки могут быть снижены.
Класс 4.1
Общее название для этого класса придумать сложно. На первый взгляд, может показаться, что в данный класс собраны абсолютно разные по свойствам вещества:
— легковоспламеняющиеся твердые вещества и изделия;
— самореактивные твердые вещества и жидкости;
— твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;
— вещества, подобные саморективным;
Идентифицировать легковоспламеняющиеся твердые вещества исходя из физических или химических свойств достаточно проблематично. Как и с веществами 1 класса необходимо проведение серии испытаний в соответствии с Руководством по испытаниям и критериям. Например, к легковоспламеняющимся относятся вещества, загорающиеся при кратковременном контакте с открытым огнем или если скорость горения, превышает 2,2 мм/с. Классификационный код таких веществ всегда содержит букву F, а группа упаковки бывает только II или III.
Перевозка многих взрывчатых веществ невозможна без десенсибилизации – смачивания жидкостью для подавления взрывчатых свойств. По окончании перевозки жидкость выпаривают и вещество возвращает свои первоначальные характеристики. Если в результате десенсибилизации образуется жидкость, то она перевозится как вещество класса 3. А если оно остается твердым, то является веществом класса 4.1.
Полимеризующиеся вещества, это вещества склонные к образованию более сложных молекул – полимеров. Реакция полимеризации идет с интенсивным выделением тепла и может быть самоускоряющейся.
Таким образом можно выделить общие черты веществ, по которым они отнесены к классу 4.1. Это реакция горения, как с участием кислорода, так и без него, либо интенсивная экзотермическая реакция.
Класс 4.2 Вещества, склонные к самовозгоранию
В данный класс входят и вещества, которые способны к самовозгоранию, но в больших количествах и по прошествии объема времени многократно превышающего время перевозки. Условно их называют самонагревающимися. Испытания проводятся согласно Руководству по критериям и испытаниям.
Твердое вещество является пирофорным, если после падения образца с высоты 1 м оно загорелось в течение 5 мин. Жидкое вещество, вылитое на инертный материал должно самовоспламениться в течение 5 мин или обуглить ватманскую бумагу. Таким веществам назначается группа упаковки I.
Для отнесения к самонагревающимся веществам необходимо кубический образец вещества объемом 10 см 3 выдержать 24 часа при температуре 140 о С. Если его температура поднимется до 200 о С или произойдет самовоспламенение, то вещество считается отнесенным к классу 4.2 группы упаковки II или III.
Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
К веществам данного класса относят вещества, если при соприкосновении с водой килограмм вещества выделяет за час литр газа, или во время испытания произошло самопроизвольное воспламенение выделяемого газа. Группа упаковки зависит от интенсивности выделения газа.
Класс 5.1 Окисляющие вещества
Окисляющие вещества – вызывают и поддерживают горение. Как правило они выделяют кислород. Однако, горение бывает не только кислородным.
При отнесении веществ к классу 5.1 смешивают вещество с целлюлозой. Целлюлоза должна самовоспламениться или гореть со скоростью не меньшей скорости эталонной смеси.
Класс 5.2 Органические пероксиды
Данные вещества склонны к экзотермическому разложению. Классификация органических пероксидов особых проблем не вызывает, но имеет свою особенность. Если для большинства опасных грузов техническое название является частью, дополняющей надлежащее отгрузочное наименование, то классификация пероксида начинается с названия. Затем, определяется номер ООН и методы упаковки.
По каждому из допущенных к перевозке органических пероксидов, если указана контрольная и аварийная температуры, перевозчик обязан обеспечивать установленный температурный режим. Значительное количество пероксидов обладает дополнительной опасностью и также, как самореактивные вещества может взрываться. Перевозка таких грузов с другими опасными грузами должна быть исключена.
Класс 6.1 Токсичные вещества
Подход к отнесению веществ к токсичным близок к критериям отнесения к легковоспламеняющимся.
В основе физические свойства Таб.2:
Данные о токсичности жидкостей обязательно приведены в паспорте безопасности химической продукции. Кроме того, к токсичным жидкостям относят жидкости, выделяющие токсичные пары, однако, данный показатель фигурирует в паспортах значительно реже.
Класс 6.2 Инфекционные вещества
— А – способные в том виде, котором перевозятся создать реальную угрозу жизни и здоровью людей и животных
Класс 7 Радиоактивные материалы
Класс 7 является наиболее не вписываемым в общую систему классификации ДОПОГ. Разработка правил безопасной перевозки радиоактивных материалов проводится МАГАТЭ и затем эти правила, в практически неизменном виде встраиваются в ДОПОГ.
Для классификации груза необходимо знать ряд параметров:
Особый подход, отличный от всего класса 7 принят к перевозке гексафторида урана. В нормальных условиях он представляет собой летучие кристаллы, слаборадиоактивные, но зато ядовитые и сильно коррозионные. В малых количествах (менее 0,1 кг на упаковку) он вообще перевозится под UN 3507 класса 6.1. При нагревании до 56 о С сразу, из твердого состояния переходит в газообразное, минуя жидкую фазу. А при небольшом увеличении давления становится жидкостью. К перевозке допускается только в твердом состоянии и внутреннем давлении не превышающем атмосферное.
Класс 8 Коррозионные вещества
Коррозионные вещества могут причинить необратимые повреждения кожи или разъедание предметов, а также нанесение ущерба природе. Коррозионные вещества делятся на:
Имеют три группы упаковки Таб.4 и данные свойства прописываются в паспорте безопасности.
Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия
Класс 9 содержит опасные грузы, не подходящие под другие классы:
— вещества, выделяющие опасную для здоровья при вдыхании пыль;
— вещества, выделяющие диоксины;
— вещества, опасные для окружающей среды;
— генетически измененные микроорганизмы;
— вещества при высокой температуре;
— прочие опасные вещества и изделия.
Среди веществ класса 9 не бывает относящихся к I группе упаковки. Четверть номеров ООН класса 9 не попадет под действие ДОПОГ. Это означает, что они являются опасными на всех видах транспорта, кроме автомобильного.
Заключение
Мы живем в опасном мире, кругом куча опасных для человека, для природы веществ, которые мы как-то научились применять в производстве, в повседневной жизни. Знание классификации и, как следствие, знание правил техники безопасности при обращении, а в частности при перевозке, с этими веществами дает нам надежду на то, что опасности, вреда от этих опасных веществ не будет.
Те, кто по долгу службы, работы сталкивается с опасными веществами должен знать, как саму классификацию опасных грузов по ДОПОГ, так и правила обращения с каждым классом веществ. Для консультантов по перевозке опасных грузов знание классификации обязательно!
Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте (откроется в новой вкладке). В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки опасных грузов, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».(откроется в новой вкладке).
Покупайте программу «Эксперт ОГ» (откроется в новой вкладке) и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по