что обладает свойством присоединять и отдавать кислород
Тест для 8 класса на тему «Внутренняя среда организма»
Тест на тему « Внутренняя среда организма», для учащихся 8 класса
по линии Н.И. Сонина.
Задание. Выберите и зашифруйте ответы на следующие вопросы о крови:
1. Какие З типа жидкостей составляют внутреннюю среду организма?
А. Межклеточная жидкость Б. Плазма
В. Сыворотка Г. Лимфа
2. Что относится к жидкой части, крови?
А. Межклеточная жидкость Б. Плазма
В. Сыворотка Г. Лимфа
З. Что обладает свойством присоединять и отдавать кислород?
А. Поваренная соль Б. Фибрин
В. Гемоглобин Г. Фибриноген
Д. Антитела Е. Соли кальция
4. Что участвует в свертывании крови?
А. Поваренная соль Б. Фибрин
В. Гемоглобин Г. Фибриноген
Д. Антитела Е. Соли кальция
5. Какие компоненты крови образуют иммунную систему организма?
А. Эритроциты Б. Тромбоциты
В. Фибрин Г. Фибриноген
д. Лейкоциты Е. Гемоглобин
б. Какие особенности строения характерны для лейкоцитов и какие функции они выполняют?
А. Ядра нет. Б. Движутся ложноножками, меняют форму
В. Содержат гемоглобин. Г. Есть ядро
д. Плоская круглая форма Е. Транспортируют кислород
Ж. Уничтожают бактерии
7. Какие особенности строения характерны для эритроцитов и какие функции они выполняют?
А. Ядра нет. Б. Движутся ложноножками, меняют форму
В. Содержат гемоглобин. Г. Есть ядро
д. Плоская круглая форма Е. Транспортируют кислород
Ж. Уничтожают бактерии
8. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А. От всех заболеваний без исключения
Б. Только от инфекционных заболеваний
В. От всех инфекционных заболеваний, за исключением ангины
Г. От сердечнососудистых заболеваний
Д. Ни от какого заболевания не спасают
9. От каких заболеваний не спасают человека предупредительные прививки?
А. От всех заболеваний без исключения
Б. Только от инфекционных заболеваний
В. От всех инфекционных заболеваний, за исключением ангины
Г. От сердечнососудистых заболеваний
Д. Ни от какого заболевания не спасают
10. Какие клетки и вещества транспортируют кислород?
А. Плазма Б. Тромбоциты
В. Лейкоциты Г. Фибрин
Д. Эритроциты Е. Фибриноген
II. Что осуществляет фагоцитоз?
А. Плазма Б. Тромбоциты
В. Лейкоциты Г. Фибрин
Д. Эритроциты Е. Фибриноген
12. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А. У него естественный врожденный иммунитет
Б. У него естественный приобретенный иммунитет
В. У него искусственный иммунитет
Г. У него есть тромбоциты
д. У него есть эритроциты
Ответы:1- АГД; 2-Б; 3- В; 4- БГЕ; 5- ДЖ; 6- БЖГ; 7- АВДЕ; 8- В; 9- Г; 10- ДЖ; 11- В;
Тест на тему « Внутренняя среда организма».
Тест на тему « Внутренняя среда организма», для учащихся 8 класса
по линии Н.И. Сонина.
Задание. Выберите и зашифруйте ответы на следующие вопросы о крови:
1. Какие З типа жидкостей составляют внутреннюю среду организма?
А. Межклеточная жидкость Б. Плазма
В. Сыворотка Г. Лимфа
2. Что относится к жидкой части, крови?
А. Межклеточная жидкость Б. Плазма
В. Сыворотка Г. Лимфа
З. Что обладает свойством присоединять и отдавать кислород?
А. Поваренная соль Б. Фибрин
В. Гемоглобин Г. Фибриноген
Д. Антитела Е. Соли кальция
4. Что участвует в свертывании крови?
А. Поваренная соль Б. Фибрин
В. Гемоглобин Г. Фибриноген
Д. Антитела Е. Соли кальция
5. Какие компоненты крови образуют иммунную систему организма?
А. Эритроциты Б. Тромбоциты
В. Фибрин Г. Фибриноген
д. Лейкоциты Е. Гемоглобин
б. Какие особенности строения характерны для лейкоцитов и какие функции они выполняют?
А. Ядра нет. Б. Движутся ложноножками, меняют форму
В. Содержат гемоглобин. Г. Есть ядро
д. Плоская круглая форма Е. Транспортируют кислород
Ж. Уничтожают бактерии
7. Какие особенности строения характерны для эритроцитов и какие функции они выполняют?
А. Ядра нет. Б. Движутся ложноножками, меняют форму
В. Содержат гемоглобин. Г. Есть ядро
д. Плоская круглая форма Е. Транспортируют кислород
Ж. Уничтожают бактерии
8. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А. От всех заболеваний без исключения
Б. Только от инфекционных заболеваний
В. От всех инфекционных заболеваний, за исключением ангины
Г. От сердечнососудистых заболеваний
Д. Ни от какого заболевания не спасают
9. От каких заболеваний не спасают человека предупредительные прививки?
А. От всех заболеваний без исключения
Б. Только от инфекционных заболеваний
В. От всех инфекционных заболеваний, за исключением ангины
Г. От сердечнососудистых заболеваний
Д. Ни от какого заболевания не спасают
10. Какие клетки и вещества транспортируют кислород?
А. Плазма Б. Тромбоциты
В. Лейкоциты Г. Фибрин
Д. Эритроциты Е. Фибриноген
II. Что осуществляет фагоцитоз?
А. Плазма Б. Тромбоциты
В. Лейкоциты Г. Фибрин
Д. Эритроциты Е. Фибриноген
12. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А. У него естественный врожденный иммунитет
Б. У него естественный приобретенный иммунитет
В. У него искусственный иммунитет
Г. У него есть тромбоциты
д. У него есть эритроциты
Ответы:1- АГД; 2-Б; 3- В; 4- БГЕ; 5- ДЖ; 6- БЖГ; 7- АВДЕ; 8- В; 9- Г; 10- ДЖ; 11- В;
Просмотр содержимого документа
«Тест на тему « Внутренняя среда организма». »
Тест на тему « Внутренняя среда организма», для учащихся 8 класса
по линии Н.И. Сонина.
Задание. Выберите и зашифруйте ответы на следующие вопросы о крови:
1. Какие З типа жидкостей составляют внутреннюю среду организма?
А. Межклеточная жидкость Б. Плазма
В. Сыворотка Г. Лимфа
2. Что относится к жидкой части, крови?
А. Межклеточная жидкость Б. Плазма
В. Сыворотка Г. Лимфа
З. Что обладает свойством присоединять и отдавать кислород?
А. Поваренная соль Б. Фибрин
В. Гемоглобин Г. Фибриноген
Д. Антитела Е. Соли кальция
4. Что участвует в свертывании крови?
А. Поваренная соль Б. Фибрин
В. Гемоглобин Г. Фибриноген
Д. Антитела Е. Соли кальция
5. Какие компоненты крови образуют иммунную систему организма?
А. Эритроциты Б. Тромбоциты
В. Фибрин Г. Фибриноген
д. Лейкоциты Е. Гемоглобин
б. Какие особенности строения характерны для лейкоцитов и какие функции они выполняют?
А. Ядра нет. Б. Движутся ложноножками, меняют форму
В. Содержат гемоглобин. Г. Есть ядро
д. Плоская круглая форма Е. Транспортируют кислород
Ж. Уничтожают бактерии
7. Какие особенности строения характерны для эритроцитов и какие функции они выполняют?
А. Ядра нет. Б. Движутся ложноножками, меняют форму
В. Содержат гемоглобин. Г. Есть ядро
д. Плоская круглая форма Е. Транспортируют кислород
Ж. Уничтожают бактерии
8. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?
А. От всех заболеваний без исключения
Б. Только от инфекционных заболеваний
В. От всех инфекционных заболеваний, за исключением ангины
Г. От сердечнососудистых заболеваний
Д. Ни от какого заболевания не спасают
9. От каких заболеваний не спасают человека предупредительные прививки?
А. От всех заболеваний без исключения
Б. Только от инфекционных заболеваний
В. От всех инфекционных заболеваний, за исключением ангины
Г. От сердечнососудистых заболеваний
Д. Ни от какого заболевания не спасают
10. Какие клетки и вещества транспортируют кислород?
А. Плазма Б. Тромбоциты
В. Лейкоциты Г. Фибрин
Д. Эритроциты Е. Фибриноген
II. Что осуществляет фагоцитоз?
А. Плазма Б. Тромбоциты
В. Лейкоциты Г. Фибрин
Д. Эритроциты Е. Фибриноген
12. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
А. У него естественный врожденный иммунитет
Б. У него естественный приобретенный иммунитет
В. У него искусственный иммунитет
Г. У него есть тромбоциты
д. У него есть эритроциты
Ответы:1- АГД; 2-Б; 3- В; 4- БГЕ; 5- ДЖ; 6- БЖГ; 7- АВДЕ; 8- В; 9- Г; 10- ДЖ; 11- В;
Тест по теме «Внутренняя среда организма»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внутренняя среда организма
Максимальное количество баллов – 20
Задания с выбором одного правильного ответа (5 баллов)
1. Внутренняя среда организма это:
А) полости тела Б) внутренние органы В) жидкости Г) ткани
2. Кровь – является разновидностью ткани:
А) соединительной Б) мышечной В) эпителиальной Г) нервной
3. Эритроциты участвуют:
А) в процессе фагоцитоза В) в образовании тромбов
Б) в выработке антител Г) в газообмене
4. При малокровии (анемии) в крови уменьшается содержание:
А) тромбоцитов Б) эритроцитов В) плазмы Г) лейкоцитов
5. Невосприимчивость организма к какой-либо инфекции – это:
А) малокровие Б) фагоцитоз В) гемофилия Г) иммунитет
Задания с выбором трех правильных ответов из шести предложенных (4 балла)
6.Органами иммунной системы являются:
1) селезёнка 2)печень 3)тимус 4)лимфатические узлы 5) сердце 6) костный мозг
7. После перенесенного заболевания у человека формируется иммунитет:
1) искусственный 2) естественный 3) приобретенный
4)пассивный 5) активный 6) наследственный
8. Установите соответствие между клетками крови и их особенностями
1) тромбоциты А) кровяные пластинки
2) эритроциты Б) осуществляют свертывание крови
В) при травме слипаются и разрушаются, выделяя ферменты
Г) осуществляют газообмен
Д) имеют красную окраску
Е) наиболее многочисленные форменные элементы крови
9. Напишите определения следующим понятиям (8 баллов):
А) Антиген Б) Фибрин В) Вакцина Г) Донор
Внутренняя среда организма
Максимальное количество баллов – 20
Задания с выбором одного правильного ответа (5 баллов)
1. Жидкая часть крови называется:
А) тканевой жидкостью В) лимфой Б) плазмой Г) физиологическим раствором
2. Что обладает свойством присоединять и отдавать кислород?
А) гемоглобин Б) фибриноген В) антитела Г) лейкоциты
3. Лейкоциты человека имеют:
А) двояковогнутую форму Б) ядро В) гемоглобин Г) антитела
4. Свертывание крови происходит, благодаря:
А) разрушению лейкоцитов В) разрушению эритроцитов
Б) сужению капилляров Г) образованию фибрина
5. Белые кровяные клетки – это
А) тромбоциты Б) эритроциты В) лейкоциты Г) лимфоциты
Задания с выбором трех правильных ответов из шести предложенных (4 балла)
6. Для лейкоцитов характерно:
1) наличие ядра 2) красная окраска 3) осуществление фагоцитоза
4) бесцветная окраска 5)отсутствие ядра 6) гемоглобин
7. После введения лечебной сыворотки у человека формируется иммунитет:
1) видовой 2) естественный 3)приобретенный
4)пассивный 5) активный 6) искусственный
8. Установите соответствие между клетками крови и их особенностями
1) эритроциты А) двояковогнутые диски;
2) лимфоциты Б) вырабатывают антитела;
Г) осуществляют транспорт кислорода;
Д) участвуют в иммунитете;
Е) при недостатке этих клеток развивается анемия.
9. Напишите определения следующим понятиям (8 баллов):
А) Антитела Б) Анемия (малокровие) В) Прививка Г) Реципиент
Внутренняя среда организма
Максимальное количество баллов – 20
Задания с выбором одного правильного ответа (5 баллов)
1. Что относится к внутренней среде организма:
А) кровь Б) тканевая жидкость В) лимфа Г) всё вышеперечисленное
2. Из тканевой жидкости образуется:
А) лимфа Б) кровь В) плазма крови Г) сыворотка
А) свертывание крови Б) транспорт кислорода В) фагоцитоз Г) выработка антител
4. Неспецифический иммунитет путем фагоцитоза, открыл:
А) И.И. Мечников Б) Луи Пастер В) Эдуард Дженнер Г) И.П. Павлов
5. Местная реакция организма, развивающаяся в ответ на проникновение в организм микробов:
А) воспаление Б) иммунитет В) аллергия Г) фагоцитоз
Задания с выбором трех правильных ответов из шести предложенных (4 балла)
6. Для эритроцитов характерно:
1) содержат гемоглобин 2) не имеют ядра 3) имеют непостоянную форму
4) имеют двояковогнутую форму 5) имеют ядро 6)осуществляют фагоцитоз
7. При грудном вскармливании у ребенка формируется иммунитет:
1) видовой 2) естественный 3) приобретенный
4) пассивный 5) активный 6) искусственный
8. Установите соответствие между клетками крови и их особенностями
1) тромбоциты А) кровяные пластинки
2) лейкоциты Б) осуществляют свертывание крови
Г) ядра не содержат
Д) участвуют в иммунитете
Е) способны к амебовидному движению
9. Напишите определения следующим понятиям (8 баллов):
А) Интерферон Б) Фагоцитоз В) Лечебная сыворотка Г) Аллергия
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Три варианта заданий. Задания на выбор одного правильного ответа из четырех, на выбор трех правильных ответов из шести предложенных, на соотнесение и задания требующие развернутого ответа.
Внутренняя среда организма
I вариант
Максимальное количество баллов – 20
Задания с выбором одного правильного ответа (5 баллов)
1. Внутренняя среда организма это:
А) полости тела Б) внутренние органы В) жидкости Г) ткани
2. Кровь – является разновидностью ткани:
А) соединительной Б) мышечной В) эпителиальной Г) нервной
3. Эритроциты участвуют:
А) в процессе фагоцитоза В) в образовании тромбов
Б) в выработке антител Г) в газообмене
4. При малокровии (анемии) в крови уменьшается содержание:
А) тромбоцитов Б) эритроцитов В) плазмы Г) лейкоцитов
5. Невосприимчивость организма к какой-либо инфекции – это:
А) малокровие Б) фагоцитоз В) гемофилия Г) иммунитет
Задания с выбором трех правильных ответов из шести предложенных (4 балла)
6.Органами иммунной системы являются:
1) селезёнка 2)печень 3)тимус 4)лимфатические узлы 5) сердце 6) костный мозг
7. После перенесенного заболевания у человека формируется иммунитет:
1) искусственный 2) естественный 3) приобретенный
4)пассивный 5) активный 6) наследственный
8. Установите соответствие между клетками крови и их особенностями
(3 балла)
1) тромбоциты А) кровяные пластинки
2) эритроциты Б) осуществляют свертывание крови
В) при травме слипаются и разрушаются, выделяя ферменты
Г) осуществляют газообмен
Д) имеют красную окраску
Е) наиболее многочисленные форменные элементы крови
9. Напишите определения следующим понятиям (8 баллов):
А) Антиген Б) Фибрин В) Вакцина Г) Донор
Номер материала: ДБ-883603
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Правда ли, что кислород медленно убивает нас?
Кислород – важный химический элемент, необходимый для поддержания жизни большинства организмов на планете. Однако, чистый кислород это токсичный газ. Почему кислород ускоряет старение и как организм с этим борется?
Для чего нам нужен кислород?
Человек, также как подавляющее большинство животных, растений и микроорганизмов, относится к аэробным организмам. Аэробы нуждаются в молекулах кислорода для синтеза энергии.
Все дело в том, что газ O₂ является мощным окислителем. Наверняка вы замечали, что если надкусить яблоко и оставить его на некоторое время на столе, то оно потемнеет. Полифенол, содержащийся во фрукте, вступит в химическую реакцию с атмосферным кислородом и окислится. Подобным образом, газ провоцирует появление ржавчины на металле. За определенное время, кислород способен «разъесть» практически любой материал.
В нашем случае, атмосферный кислород разлагается в легких до молекул и насыщает собой кровь. Благодаря кровообращению, организм доставляет эти молекулы к каждой клетке нашего тела. В клетках расположены митохондрии – «энергетические станции» организма. С помощью кислорода они окисляют питательные вещества и высвобождают энергию, необходимую для жизнедеятельности. Это процесс метаболизма. Условно, кислород позволяет митохондриям сжигать питательные вещества, как дрова в каминной топке.
Существуют и анаэробные организмы, способные получать энергию без окисления кислородом. Однако благодаря O₂ из одной и той же молекулы высвобождается в несколько раз больше энергии, чем без него. Именно поэтому аэробная жизнь доминирует на планете.
В атмосфере содержится почти 21% чистого кислорода. Безопасное для человека содержание составляет до 60%. При длительном вдыхании от 60 до 90% чистого O₂ клетки начинают гибнуть, провоцируя патологические процессы в организме, прежде всего, в легких. В конечном итоге, переизбыток газа приводит к смерти.
Однако даже нормальное содержание газа негативно сказывается на здоровье человека. Почему так происходит?
В процессе метаболизма в митохондриях 98% кислорода восстанавливается до воды. Однако 2% молекул газа превращаются в активные формы кислорода (АФК) – пероксиды и свободные радикалы с исключительной реактивностью. Они повреждают ДНК митохондрии, истощают энергетический запас клетки и провоцируют её преждевременную гибель. По-научному это называют окислительным стрессом. На окислительном стрессе основана теория старения английского ученого Денхама Хармана.
Разумеется, действия АФК организм старается держать под контролем. В частности, свободные радикалы используются для апоптоза – регулируемый процесс гибели инфицированных и поврежденных клеток. Каждый день в нашем теле умирает до 300 миллиардов клеток, а вместо них «рождаются» новые.
Окислительной стресс также является причинами синдрома хронической усталости, повышенного давления, атеросклероза (болезнь артерий), болезни Альцгеймера (деменция) и многих других заболеваний.
Как продлить свою молодость?
Одной из причин, что среди горцев Кавказа, Тибета, Памира и т.д. много долгожителей – малое количество потребляемого кислорода. Организм горцев привык компенсировать недостаток повышением уровня гемоглобина, а клетки приспосабливаются использовать O₂ экономичнее. В результате, отравление молекулой у них ниже.
Как можно дольше сохранять интенсивный обмен веществ – один из способов противостоять кислородному отравлению. Для этого исследователи рекомендуют вести активный образ жизни.
Российские ученые предлагают более действенный метод – разработать искусственные антиоксиданты и помочь клеткам бороться со свободными радикалами. Данные антиоксиданты получили название «ионы Скулачева». На их производство государство потратило 710 миллионов рублей.
«Эликсир молодости» уже испытали на животных. Согласно исследователям, искусственные антиоксиданты увеличили максимальный возраст подопытных и снизили риск развития определенных заболеваний. Возможно, вскоре человечество научится справляться с токсичностью кислорода, а продолжительность жизни увеличится.
Химические свойства кислорода — характеристика, строение и основные реакции
В 1772 году шведский химик Шееле открыл элемент кислород. Химические свойства этого вещества оказались воистину уникальными: он реагирует практически со всеми металлами (кроме золота и платины), взаимодействует с неметаллами, органическими и неорганическими веществами. Позднее, в 1774 году, это же доказал и английский ученый Пристли.
Нахождение в природе и физические свойства
Кислород (формула O2) — элемент, который наиболее распространен в земной коре (его весовое содержание составляет 49,13%). Также он содержится в воздухе, где его 23%, входит в состав воды (88,9%), во всех оксидах и кислородосодержащих солях. Общая характеристика кислорода при обычных условиях:
Примечательно, что в жидком и твердом состоянии O2 приобретает цвет: он становится голубым. А еще он притягивается магнитом.
В таблице периодической системы находится в главной подгруппе (классе) VI группы. Элементы, расположенные здесь, на внешнем электронном слое имеют по 6 электронов, поэтому могут либо присоединять 2 электрона, либо (кроме кислорода) отдавать 4 или 6 электронов. Именно этим и объясняются их физ. и хим. свойства.
При нормальных условиях чистый кислород малоактивен, но в присутствии воды его реакционная способность усиливается. Реакции, которые протекают с участием этого вещества, называются горением. К этому процессу относится и ржавление, а также дыхание (медленное горение).
Примечание: химическая сущность дыхания состоит в соединении углерода и водорода органических веществ с кислородом.
Химические характеристики и соединения
Кроме этих веществ, кислород хорошо вступает в реакции с органическими и неорганическими соединениями (с серой, углеродом, сульфидами металлов — то есть с соединениями, которые горючи в атмосфере O2). Со сложными веществами взаимодействие будет протекать по плану (реакции горения):
Справка: в атомарном состоянии элемент более активен, чем в молекулярном. Именно на этом свойстве основано применение кислорода в качестве отбеливающего агента — так легче разрушаются окрашивающие органические вещества.
В молекулярном состоянии кислород может существовать в виде O2 и озона O3, то есть для него характерно явление аллотропии (существование нескольких простых веществ одного и того же химического элемента).
Оксиды и пероксиды
Если говорить кратко, можно сказать, что кислород образует два типа соединений: оксиды и пероксиды. При этом первые из названых можно рассматривать как производные воды (схема): H-O-H, Na-O-Na. Вторые же можно охарактеризовать как пероксидов водорода (тоже схематично): H-O-O-H, Na-O-O-Na.
Получить оксиды можно несколькими способами. Первый — это непосредственным взаимодействием с элементами, а второй — разложение при нагревании гидроксидов или солей. Примеры:
С кислородом не будут прямо соединяться галогены, некоторые газы и благородные металлы. Щелочные металлы, за исключением лития, при взаимодействии будут образовывать пероксиды или супероксиды: 2Na +O2 → Na2O2; K + O2 → KO2 (супероксид).
Ряд окислов может соединяться с водой, образуя гидроксиды кислот — такие будут называться кислотными оксидами или ангидридами. К таким относятся SO2 (сернистый ангидрид), CO2 (угольный ангидрид). Те кислородные соединения, которые с водой образуют основания, именуют основными.
Часть оксидов обладает амфотерными свойствами. Гидроксиды таких соединений могут выступать кислотами или основаниями.
Высшие оксиды металлов (то есть те, где он находится в высшей степени окисления) всегда обладают кислотными свойствами: V2O5, Cr2O3. Известна также группа индифферентных (несолеобразующих) окислов: CO, SiO, NO.
Большинство бинарных кислородных соединений устойчивы к нагреванию. А вот оксиды благородных металлов при повышении температуры легко разлагаются.
Озон (O3) — аллотропная модификация
Это соединение образуется при медленном окислении влажного белого фосфора, а также при разложении концентрированной серной кислоты, перманганата калия, бихромата калия и некоторых других соединений (в этом случае O3 — примесь).
В природе озон образуется при окислении смолы хвойных деревьев, ультрафиолетовом облучении кислорода в верхних слоях атмосферы. Качественная реакция на присутствие O3 в воздухе:
O3 + 2KI + H2SO4 → I2 + K2SO4 + H2O + O2.
В промышленности его получают при действии тихого электрического заряда на O2: 3O2 → 2O3. Реакция протекает в специальном приборе — озонаторе, чистое вещество отделяется сжижением.
По внешнему виду — синяя жидкость, взрывоопасная. От соприкосновения с ним эфиры, спирты, скипидар воспламеняются. Озон разрушает многие органические вещества, а микроорганизмы вообще убивает. Какие химические свойства характерны для него:
Благодаря своим бактерицидным свойствам озон широко применяется в промышленности: в пивоваренном производстве, для обеззараживания воды.
Получение кислорода
Один из методов получения — рефракционная перегонка воздуха, но такой кислород содержит около 3% инертных газов (в основной это аргон). Другой вариант — ректификация жидкого воздуха. Этот процесс можно кратко описать так:
При расширении газов температура понижается, и воздух сжижается. Эта операция повторяется многократно для увеличения выхода конечного продукта.
Полученный этим методом кислород содержит примеси азота, поэтому его подвергают дополнительной очистке.
В лаборатории его можно получить несколькими способами. Основные из них:
Еще один способ синтеза — электролизация воды в присутствии гидроксидов щелочных металлов, например, KOH. Эти вещества добавляются для увеличения электропроводности.
Применение и промышленное значение
Благодаря своим свойствам кислород широко применяется в технике. В присутствии этого элемента окислительные процессы протекают гораздо интенсивнее, чем в простом воздухе. При этом повышается температура пламени. Поэтому O2 активно применяется для интенсификации окисления в химической и металлургической промышленности (выплавка чугуна и стали, обжиг сульфидных руд, резка металлов и прочее).
Смеси жидкого кислорода с горючими веществами (углерод, сера, древесные опилки) под названием оксиликвиты используются как взрывчатое вещество в горной и горнодобывающей промышленности (при проведении горно-взрывных работ). Чистый O2 применяется в медицине (при лечении бронхиальной астмы, органов ЖКТ — приготовление специальных коктейлей, и прочее), в кислородных приборах при работе под землей и под водой, на больших высотах. Незаменим он и в процессе производства ракетного топлива (окислитель).