что обеспечивает технология портфолио
Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
В статье раскрывается понятие педагогическая технология, рассмотрена образовательная технология «Портфолио», определена ее значимость в образовательном процессе.
В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.
«Технологический» подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
С нашей точки зрения проблема современных инновационных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта обучения.
На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Педагогическая идея портфолио предполагает:
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
Технология портфолио успешно «прижилась» в рамках школьной предпрофильной и профильной подготовки, а также и в начальном звене школы, являясь примером технологии безотметочного обучения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
создавать ситуации успеха у каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных возможностях; максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, создавать условия для его самореализации и самоактуализации в разных областях школьной и внешкольной жизни; развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию; формировать установку на творческую деятельность, развивать мотивацию дальнейшего творческого роста; формировать положительные моральные и нравственные качества личности; развивать навыки саморефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Каждый из учителей может использовать свою форму портфолио (индивидуальную папку личных достижений ученика), отвечающую целям и задачам её создания.
Школьный портфолио учеников моего класса состоит из нескольких разделов. Первый раздел может представлять собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве создаются рубрики: «Мое имя», «Мой портрет», «Моя семья», «Мои друзья».
Следующий раздел «Мои школа, улица, город» может включать рубрики: «Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Моя улица», «Мой город» и др. Практика показывает, что уже в начальных классах ученики способны осуществлять исследовательскую работу на темы «История моей школы», «Мой город – Ивантеевка», которые могут занять достойное место в портфолио.
Третий раздел «Общественная жизнь» включает в себя информацию о поручениях, обязанностях ученика в классе, благодарностях и поощрениях в общественной работе.
Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь на факультативах и в кружках как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, что также отражается в портфелях достижений. Примерная запись в разделе «Мир моих увлечений» может выглядеть так:
техническое творчество: макеты, модели (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);
работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках);
занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указываются название учреждения, продолжительность занятий и их результативность);
спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, достижениях).
Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Включаются исследовательские и проектные работы, рефераты (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте).
В разделе можно выделить папку путешествий. В ней размещаются листы с творческими заданиями в завершение экскурсии, выполняя которое, дети не только вспоминают содержание экскурсии, но и получают возможность выразить свои впечатления. По окончании праздников ребята оформляют отзыв о нем, включающий самоанализ участия в празднике или конкурсе.
Важно помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», тесты, анкеты.
В разделе «Мои достижения» достойное место могут занять результаты олимпиад, конкурсов; помещаются грамоты, благодарности, дипломы.
Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Для отбора материалов могут быть даны рекомендации. Выбрать для своего портфолио:
три работы, которыми ты гордишься;три, с твоей точки зрения, лучшие работы по русскому языку, по изобразительному искусству, окружающему миру, литературе, технологии;три работы, которые ты хочешь, чтобы посмотрели твои товарищи, родители.
Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.
При переходе в среднюю школу классные руководители могут продолжить работу над составлением портфолио начатую в младших классах, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя»
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Обучающиеся должны научиться:
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Образовательная технология «портфолио» и возможность ее применения в учебном процессе
Педагогические науки
Похожие материалы
В отечественной педагогике термин технология стал употребляться как «инновационная учебная технология», «педагогическая технология», «технология образования», причем часто без уточнения смысла понятия технология.
«Технологический» подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
С нашей точки зрения проблема современных инновационных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий более творческого характера, развивающих самостоятельность мышления субъекта обучения.
На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
Что же такое сегодня «инновационное образование»? Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:
Опыт современного российского образования располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательной организации, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, ее материально-технической базы.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, преподавателя. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в вузе[4].
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
Педагогическая идея портфолио предполагает:
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
(Любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую).
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя»[1].
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Обучающиеся должны научиться:
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно оно сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Можно рассмотреть классификацию инновационной технологии «Портфолио»[3]:
Для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании должен включать три обязательных элемента:
Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Педагогическая технология портфолио
Скокова Вера Вячеславовна
Педагогическая технология портфолио
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»
Муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Технология «Портфолио дошкольника»
в условиях ФГОС ДО
Актуальность. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способ-ностями, индивидуальным темпом и возрастными особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Термин портфо-лио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов). Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивиду-альных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой», показать все, на что ты способен».
Технология «Портфолио» является одной из образователь-ных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то,что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольни-ка, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновремен-но форму, процесс организации и технологию работы.
Цель: сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интере-сов, склонностей. Введение портфолио позволит воспитателю це-ленаправленно собирать, систематизировать информацию о ре-бенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скач-кообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
определить форму и содержание портфолио;
привлечь родителей воспитанников к активному взаимо-действию
по оформлению портфолио;
активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;
обеспечить психологическое благополучие и здоровье де-тей в период адаптации к школе.
Функции портфолио:
Чтобы портфолио достигло своей цели,необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио.Она может быть различной:
• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);
• накопительной, когда информация собирается за опреде-лённый период. Таким образом, можно увидеть путь раз-вития ребёнка за определенный отрезок времени;
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и со-держание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ре-бёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразу-мевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Виды портфолио:
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид система-тизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством инте-ресных эффектов.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлека-телен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаёт-ся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь са-мого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстра-ции.
Рубрики портфолио:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
«Я расту».Эту рубрику можно подразделить на две:
«Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладо-шку ребёнка на разных возрастных этапах.
«Чему я научился»: прописываются умения и навыки, кото-рые ребёнок приобрёл за прошедший год.
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисун-ки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные ре-чевые обороты, слова, размышления.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и другие результаты, достигаемые детьми не только в детском саду, но и внесадиковских образовательных сетях.
Приводимые рубрики портфолио примерны. Разделы запол-няются постепенно, в соответствии с возможностями и достиже-ниями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражаю-щий их жизни в детском саду и за его пределами.
Алгоритм работы над портфолио.
1.Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет со-бираться информация.
4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка»про-водили следующим образом:
Работа с педагогами;
Взаимодействие с родителями:
• Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
• Разработка структуры портфолио.
• Оформление образца портфолио ребенка.
• Индивидуальная работа по внедрению портфолио ре-бенка.
• Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ, рассматривание образцов портфолио.
• Индивидуальная беседа с детьми. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомле-нию с портфолио ребенка.
• Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Поэтому первоначально привлекали активных, неравнодуш-ных родителей. Проводили консультации, семинары по оформле-нию и заполнению страничек портфолио. Старались научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фикси-ровать, записывать.
Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Мы систе-матически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Работа над созданием портфолиопозволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.